Спросить
Войти

Женское епархиальное образование

Автор: указан в статье

ЖЕНСКОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ М.Г. Белофост

Belofost M.G. Female episcopal education. The article contains a historical overview of the issue. The author emphasises the spiritual value of female episcopal education in the Tambov Province before the Revolution.

Современная переориентация общественных ценностных установок побудила нас заново открывать в общеисторическом материале историю регионов. На день сегодняшний это, пожалуй, одна из тем, интерес к изучению которой не только не ослабевает, а, наоборот, с каждым годом набирает новый импульс.

Что же влечет нас в глубины веков? Какой свет манит и притягивает к себе из далекого прошлого и что в нем таится такого, что мы жаждем согреться его теплом или хотя бы коснуться отблеска его лучей? Этот вопрос задает себе не только исследователь, но и простой обыватель и каждый сам ищет на него ответ.

Скорее всего, в наших стремлениях заложено желание на основе анализа прошлого, пережитого и уже выстраданного получить ответ на многие неизвестные, что встали пред нами в конце XX века.

Одной из актуальных проблем российской действительности является вопрос образования, возрождения духовности. Характерно, что эти же вопросы волновали российское общество и в начале XX века. В связи с этим следует отметить, что история народного образования в Тамбовской губернии того времени - это одна из мало изученных тем и, следовательно, нашим краеведам есть над чем поработать.

Автора данной статьи заинтересовал вопрос женского образования в родной глубинке, каковой и являлась Тамбовская губерния к началу XX века. Проблема образования губернского населения была актуальна довольно длительное время, но к концу XIX века в ней обострился вопрос женского образования. Первые робкие шаги в решении означенного вопроса были предприняты в условиях, когда стала складываться система домашнего обучения, которая была направлена на подготовку девушек из числа благородного сословия к замужеству и светской жизни. Однако этого оказалось недостаточно, и во второй половине XIX века стали по-

являться школы различного типа. Так, в Тамбовской губернии к 1861 году действовало четыре школы, которые располагались в Кирсанове, Борисоглебске, Лебедяни и Моршанске. Показатели, конечно же, невелики и этому есть свое объяснение.

Российское общество постепенно приходило к пониманию, что и женщина может иметь разностороннее образование. В то же время, государство не торопилось с выделением средств на осуществление этой цели. Предполагалось, что, учитывая потребность общества в образованных людях, строительство школ будет осуществляться за счет пожертвований. Однако последние оказались настолько незначительны, что о широкомасштабном строительстве не могло быть и речи.

Известно, что образование в России с момента его зарождения имело сословный характер, и это было существенным тормозом в плане прогрессивного развития общества и его культуры. Требования о том, чтобы образование было доступно каждому независимо от сословного происхождения, нашли отражение во многих документах конца XIX - начала XX века. Так, в решении Тамбовского общества от 1861 года было постановлено, что в открывающихся учебных заведениях могут обучаться не только дочери потомственных почетных граждан купцов трех гильдий, но и дочери мещан, духовенства, небогатых чиновников [1].

О состоянии женского образования в губернии конца XIX века можно сделать вывод на основе следующих показаний. На 1 января 1895 года среди учащихся процент девочек составлял только 16,54, в то время как среди мальчиков числилось 83,46 процента [2].

Неумолимая статистика свидетельствует, что и в начале XX века положение дел в этой области оставляло желать много лучшего. Как и ранее строительство учебных заведений протекало медленно. Государство не имело какой-либо четкой программы по этому вопросу. И все же число школ росло, но

происходило это либо за счет общественности или же по инициативе духовенства.

К 1914 году на территории Тамбовской губернии женские гимназии действовали фактически во всех уездах. Наибольший процент женских учебных заведений прослеживается в Моршанском уезде, где функционировали две гимназии, приходское училище, профессиональная школа.

На основе предлагаемой таблицы можно восстановить уровень женского образования, сложившийся в Тамбовской губернии к началу XX века (показатели взяты на 20 декабря 1914 года) [3].

Уезды Во всех школах уезда В том числе

земских церковно- приходских

Борисоглебский 6959 3528 3353

Елатомский 4501 2049 2332

Кирсановский 5576 2169 3367

Козловский 8172 3375 4597

Лебедянский 3574 2258 1316

Липецкий 2839 1031 1724

Моршанский 6260 3270 2852

Спасский 1819 752 1062

Т амбовский 7551 4628 2906

Темниковский 2522 621 761

Усманский 4234 9348 1861

Шацкий 4121 1832 2254

Анализ данных показывает, что женское образование было наиболее развито только в четырех уездах: Борисоглебском, Козловском, Моршанском и Тамбовском.

В исследованиях последних лет достаточно много внимания уделено изучению светских учебных заведений начала XX века. В самом губернском Тамбове таких школ было несколько: министерская или государственная женская гимназия, а так же частные гимназии Р.К. Ивановой, Д.А. Пташник. Кроме названных, действовало еще одно училище, история которого не менее интересна -женское епархиальное училище. Это было сугубо сословное учебное заведение, посещать которое могли только, как это было записано в Уставе, «девицы духовного звания».

Возникновение епархиальных училищ имеет свою историю, которая корнями своими уходит в середину XIX века. В 1843 году в Царском Селе было открыто первое в России епархиальное училище для девушек. Возникает вопрос о побудительных мотивах открытия такого рода учебных заведений. Ответ оказывается достаточно прост - девочек готовили в жены молодым священникам,

которые после окончания духовного училища обязаны были жениться. Кроме того, дочерям священников запрещалось получать образование в учреждениях светского характера. Таким образом, будущих жен священников готовили к служению дому и семье.

В 1849, а затем и в последующем году духовенство Тамбова выступило перед Синодом с предложением об открытии в городе женского духовного училища. Для скорейшего разрешения вопроса Преосвященный Николай выделил загородный архиерейский дом. Это было временное училище, ибо на перспективу решено было приступить к строительству нового здания, на возведение которого были внесены довольно крупные пожертвования. В связи с этим хочется заметить, что благотворительность была и остается характерной чертой русского народа и что именно это помогло государству, и не единожды, разрешать трудные проблемы.

По отчетам Епархиального Попечительского Совета, который в течение 23 лет возглавлял граф Павел Сергеевич Строганов, в числе благотворителей значились Преосвященный Николай, действительный статский советник П.П. Никифоров, жена титулярного советника A.B. Рындина и многие другие. Жертвовали не только деньги, но и земли, как это было сделано госпожой A.B. Рынди-ной, подарившей училищу 80 десятин земли [4]. Впоследствии эта земля сдавалась в аренду, получаемые от операций средства шли на содержание училища.

Открытия училища духовенство Тамбова добивалось в течение четырех лет. Неутомимым ходоком был Преосвященный Феофан, однако, честь открытия принадлежит епископу Тамбовскому Феодосию. Впоследствии училище, за неустанную заботу о нем Феодосия, называли чаще всего феодосиевским.

Собранных за четыре года средств оказалось достаточно для того, чтобы приобрести помещение, которое отвечало бы предъявляемым требованиям со стороны Синода. За 8 тысяч серебром Преосвященным Феофаном был приобретен дом на Варваринской улице (современное название улицы Первомайская). По тем временам это была окраина города. 22 декабря 1863 года состоялось открытие женского духовного училища в губернском Тамбове, а спустя два года рядом с училищем была построена для учащихся и своя церковь. Училище имело свой устав, который разрабатывался на основе Царско-

Сельского, но вместе с тем отличался рядом положений, которые были продиктованы местными условиями. Автором Устава был священник Левитский, потребовавший, чтобы при утверждении данного документа было означено его имя, однако, высшее духовенство отказало автору в его просьбе.

Некоторые положения устава дают понимание целей и задач данного учебного заведения. Например, цель учреждения училища виделась в том, чтобы «дать приют сиротам и доставить им приличное воспитание» [4, с. 25]. Задачи же воспитания заключались в подготовке «достойных супруг служителей престола Господня и помощниц им в деле нравственно-христианского образования прихожан, ... сведущих хозяек» [4, с. 25].

Созданное училище имело тип закрытого учебного заведения и строго сословного характера, что означало следующее: принимались только дети духовенства, встреча с которыми была возможна только при наличии особого разрешения от училищного Управления.

Училище считалось городским, но правом поступления пользовались все жительницы уездов Тамбовской губернии. С годами руководство училища отказалось от замкнутой системы сословности, предоставив возможность учиться и представительницам светского сословия. Однако следует отметить, число последних, согласно статистическим данным, было невелико (в разные годы оно составляло от 5 до 20 человек). По всей видимости, возможность поступления в такие специализированные училища для детей не духовного сословия определялась наличием свободных мест.

Духовное училище было трехклассным с двухгодичным сроком обучения. Это значило, что в каждом классе срок обучения длился два года. Обучение было платным, сумма взносов колебалась от 80 рублей и выше для детей духовного сословия и от 100 рублей и выше для светского сословия. Правом преимущественного зачисления пользовались дети-сироты, обучение которых оплачивалось за счет благотворительных взносов. Для всех поступающих был установлен возрастной ценз: 10 - максимум 12 лет.

В первом году функционирования училища насчитывалось всего 15 воспитанниц, так называли обучающихся, но затем их число будет постоянно возрастать.

Учебный процесс определялся согласно поставленным задачам, то есть основное

время воспитанницы проводили за рукоделием или приобретением навыков ведения домашнего хозяйства. Первые годы жизнедеятельности училища были самыми тяжелыми для его обитательниц. За нехваткою средств к существованию дети вынуждены были шить для себя одежду, заготавливать продукты, обрабатывать сад и огород, следить за порядком в помещении училища. Таким образом, на изучение «наук» просто не оставалось времени. Однако это не значило, что воспитанниц не учили «наукам» вообще. Девочки получали начальные знания по русскому языку, арифметике. Конечно же, особое внимание было уделено изучению Закона Божьего, церковному пению, объяснению богослужения.

Авторитет училища возрастал с каждым годом все более, о чем свидетельствует число ежегодно подаваемых прошений. Только в 1868 году заявлений о приеме в училище было подано 123, однако, из-за отсутствия средств, необходимых для содержания воспитанниц, большинству в приеме было отказано. Из названного числа удовлетворено только 27 прошений. Следует отметить, что в вопросах приема наблюдалось наличие определенной иерархии. Так, правом преимущественного зачисления пользовались круглые сироты, затем сироты священнослужителей и последними в этой лестнице были дети-сироты церковнослужителей.

Рост числа обучающихся поставил пред руководством училища вопрос о его расширении. В его решении, как и при открытии, большую помощь оказали благотворители, и постепенно большой деревянный дом Марии Мигриной стал превращаться в масштабное учебное заведение с каменными пристройками и корпусами.

Поворотным годом в жизни училища стал 1873 год, когда учебное заведение приобрело новый статус - училище для девиц духовного звания было реорганизовано в трехклассное женское епархиальное училище, менялось не только название, а, прежде всего, характер учебного заведения. Из сиротско-воспитательского учреждения оно превращалось в среднее учебное заведение для «воспитания и образования вообще дочерей православного духовенства», как это было записано в § 1 Устава училища [4, с. 53].

Согласно новым правилам, прием в училище проводился не каждый год, как это было ранее, а через каждые два года. Значи-

тельные изменения прослеживаются и в содержании учебного процесса, который основывался теперь на специально разработанных программах. В их содержании были отмечены обязательные и необязательные к изучению предметы. К числу первых были отнесены: Закон Божий, история Ветхого и Нового Заветов, церковная история, география, русский язык, словесность, история всеобщая и особенно русская, церковное пение. К необязательным были отнесены новые иностранные языки (французский, немецкий), музыка, рисование. Таким образом, несмотря на изменения, сохранялась главная направленность учебного процесса, которая заключалась в религиозно-нравственном воспитании. Вместе с тем прослеживается и внедрение нового в образовательный процесс. Так, например, было увеличено число часов на изучение русского языка, введены совершенно новые предметы как алгебра, черчение, природоведение.

В 1885 году в училище был открыт шестой класс, что позволило значительно увеличить прием желающих получить образование и воспитание. В 1911 году открывается дополнительный педагогический класс, что позволило улучшить подготовку выпускников, избравших для себя учительскую деятельность, за счет углубленного изучения педагогической психологии и методики. Значительно были увеличены часы и на такие предметы как русская литература, новейшая история. Анализ откликов на постановку образования в женском епархиальном училище позволяет сделать вывод о том, что качественный уровень его был не ниже светских средних учебных заведений типа гимназий и лицеев. Авторитет училища был достаточно высок, желающих обучаться в нем было более чем достаточно и это были представительницы не только духовного звания, но и светского сословия. Предлагаемая таблица дает возможность проследить рост числа учащихся (данные взяты выборочно) [4, с. 78].

Учебный год Количество учащихся

1873-1874 82
1883-1884 134
1893-1894 275
1903-1904 448
1913-1914 744

Большинство учениц проживало в стенах училища. Для этой цели в помещении были отведены специальные комнаты, однако, чтобы

воспользоваться этим правом, следовало внести определенную плату, которая для детей духовного сословия равнялась в различные годы 75-100 рублям. Взносы от других сословий колебались от 120 до 200 рублей. Вместе с тем, дети-сироты и дети церковнослужителей освобождались от какой-либо платы.

За жизнью и бытом воспитанниц наблюдал целый штат воспитательниц во главе с начальницей училища, которая выполняла роль старшей наставницы. За годы существования училища, начиная с духовного, их было четыре, но особую память о себе оставила Варвара Константиновна Шишкина, вдова губернского секретаря, проработавшая в училище с 1877 года по 1907 год. В последствии, по ходатайству епархии, будет установлена стипендия ее имени, как и ряда благотворителей.

Начиная с 1900 года, вновь встает вопрос о расширении училища. В связи с невозможностью дальнейших пристроек к уже существовавшему зданию, решено было открыть второе училище в городе Шацке, которое и начало функционировать с 1912 года.

Естественно, вызывает интерес дальнейшая судьба выпускниц. Большинство из них вышли замуж. Характерно, что и в этом деле следовали установленной иерархии. Часть девушек, из числа самых способных, оставляли в училище в качестве помощниц воспитателей. По данным о выпускниках 1912/1913 года учительницами стали 517 человек, из них 360 в церковно-приходских школах и 187 - в земских. Наряду с этим были и те, кто уходил в женские монастыри.

Итак, изучение даже малой части истории родного края позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на многие трудности, невнимание со стороны государства к насущным проблемам, российская глубинка, на примере Тамбовской губернии, видится как живой организм, которому присущи были и рост, и развитие. Задача современных историков - не идеализируя прошлого, поднять завесу над ним с тем, чтобы мы, познавая корни свои, учились пониманию ценности достигнутого.

1. Тамбовские губернские ведомости. 1861. № 45. С. 289.
2. Общий очерк состояния народного образования за 1894-1895 уч. г. С. 9.
3. Ближайшие задачи деятельности земств 4. Лебедев В.И. Исторические записки о Там-

Тамбовской губернии в области школьного бовском епархиальном училище за 50 лет су-

образования. Тамбов, 1914. С. 17. шествования. 1863-1913. Тамбов, 1914. С. 9.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ: ВЕЙМАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА В ГЕРМАНИИ 1919-1933 гг.

В.Г. Баев

Bayev V.G. The legal organisation of state government in the sphere of economy: The Weimar Republic in the Germany of 1919-33. The article looks at some economical issues of the Weimar Republic in 1919-33.

Экономическая жизнь Германии после 10 января 1920 года в значительной мере регулировалась положениями вступившего в силу Версальского мирного договора. Статья 231 этого акта возлагала на Германию и страны Тройственного союза исключительную вину за развязывание войны и обязывала их возместить нанесенный странам Антанты ущерб от военных действий. В соответствии с требованиями договора, территория Германии уменьшалась на 1/8, население - без малого на 1/10; значительно сократились запасы полезных ископаемых, которыми располагала Германия. Определение общей суммы репарационного долга и размеров ежегодных платежей должно было стать задачей специальной комиссии из представителей государств Антанты. «Для союзников, - заявил английский премьер Д. Ллойд-Джордж, - германская ответственность за войну является основным положением. Это - базис, на котором воздвигнуто здание Версальского договора. Если это положение будет отклонено или если тут будет сделана уступка, договор окажется разрушенным. Мы желаем уяснить раз навсегда, что союзники должны рассматривать германскую виновность как установленный факт» [1]. Построенный на утверждении «проигравший всегда платит», договор имел под собой весьма размытые правовые основания. Именно поэтому он встретил резкое неприятие общественного мнения и органов государственной власти Веймарской республики. Объявление Версальского договора сопровождалось в Германии недельным трауром [2].

Основным источником нашего исследования явились парламентские документы Веймарской республики (продукт текущей деятельности высшего законодательного органа Германии - рейхстага). Они включают собственно законодательные акты, а также стенографические отчеты о заседаниях рейхстага, позволяющие понять конкретнополитическую обстановку и условия германского законотворчества. По объему документы веймарских рейхстагов - это 130 крупноформатных томов-фолиантов, публиковавшихся под рубрикой «Слушания рейхстага» (Verhandlungen des Reichstages - VdR) при сквозной нумерации.

Нормативно-правовая организация государственной власти в сфере экономики занимала значительное место в деятельности рейхстага: в 1920-1924 годах - четверть всего парламентского времени, в рейхстаге третьего и четвертого созывов - одна восьмая часть времени. В рейхстаге пятого созыва законодательные акты экономического характера вновь количественно растут (около четверти от общего числа принятых документов), что стало прямым следствием начавшегося мирового экономического кризиса.

В ходе Ноябрьской (1918) революции в Германии правящей элите страны удалось, произведя косметическое изменение внешнего вида, плавно провести кайзеровский государственный корабль в гавань веймарского государства. Это обстоятельство позволило сохранить в новом законодательном органе республики парламентские кадры прежней

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты