Спросить
Войти

2001. 03. 006. Человек и его близкие на Западе и Востоке Европы (до начала нового времени). М. , ИВИ РАН, 2000. 270 с

Автор: указан в статье

2001.03.006. ЧЕЛОВЕК И ЕГО БЛИЗКИЕ НА ЗАПАДЕ И ВОСТОКЕ ЕВРОПЫ (ДО НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ). - М., ИВИ РАН, 2000. -270 с.

Реферируемая книга представляет собой первый итог работы немецко-российского семинара, созданного в 1996 г. в рамках научного проекта "Человек и его близкие". В нее вошло 13 статей, основой для которых послужили доклады, прочитанные в 1997 г. на "Круглом столе" в Геттингене, с участием шести российских и шести немецких ученых.

Как указывают в Предисловии редакторы сборника Ю.Л.Бессмерт-ный и О.Г.Эксле, изучение частной жизни и повседневности может много дать для понимания проблемы, оказавшейся сейчас предметом горячих споров в исторической науке, - о социальной роли индивида. В какой мере отдельно взятый человек мог действовать вразрез с общепринятыми рекомендациями, руководствуясь своим выбором и насколько его действия влияли на окружающий мир? Если говорить о Средневековье (а именно этому периоду посвящены работы, вошедшие в книгу) повседневная жизнь, отношения человека с его родными и близкими предоставляют наилучшую возможность для исследования данной проблематики, ибо здесь легче всего проследить взаимодействие принятых норм поведения и индивидуальных стремлений человека, будь то аристократ или простолюдин.

Открывает сборник вынесенная в отдельный раздел статья О.Г.Эксле "Формы социального поведения в Средние века. Согласие -договор - индивид" (с.5-27). Автор сосредоточивает свое внимание на поведении индивидов, объединенных согласием и договором в группы, где человек не обретает "своих", а "своих" создает, при этом в статье важное место занимают вопросы историографические и методологические. О.Г.Эксле в первую очередь интересует, "какое значение для нашего представления об индивидуальности в средневековом обществе имеет изучение такого рода поведения индивидов" (с.5). Он анализирует разновидности групп, возникающих на основе договорных отношений, и то, как этот вопрос трактовался разными исследователями, далее останавливается на том, что "восприятие индивидуальности в истории само по себе исторично, обусловлено подходами историков и других исследователей культуры, социальных ученых и юристов, политологов и теологов, историков искусства и прочих" (с.9), после чего показывает, как договорные отношения в группах и индивидуальность взаимно обусловливают и конструируют друг друга. В связи с этим он рассматривает два момента: как в договорных сообществах создавался определенный порядок

совместной жизни и как этот порядок противостоял всеобщему порядку общества, разделенного на сословия.

III раздел объединяет статьи, посвященные вопросам западноевропейского Средневековья. В него вошли работы: Флайг Э. "Как греческий индивидуализм разрушил римское чувство коллективизма. О мифологическом характере одной исследовательской аксиомы" (с.29-42); Габдрахманов П.Ш. "Средневековый зависимый в кругу своих предков и потомков" (с.42-64); Бессмертный Ю.Л. "Риторика рыцарской скорби по данным англо-французской литературы XII-XIII вв." (с.64-84); Юссен Б. "Родство искусственное и естественное? Биологизм в культурно-исторических концепциях родства" (с.84-105); Лучицкая С.И. "Мусульмане и христиане в Святой земле (частная жизнь западноевропейских рыцарей сквозь призму взаимных представлений мусульман и христиан)" (с.105-123); Бойцов М.А. "Частное и публичное в жизни и смерти немецких аристократов позднего средневековья" (с.123-141); Штауб М. "Утрата ближних: к пересмотру понятия гуманизм (на примере Южной Германии)" (с. 141-150); Хюльзен-Эш А. "Primus inter pares - primi inter pares. Ученые в своем кругу и среди себе равных" (с.150-175).

Статьи Э.Флайга и Б.Юссена посвящены полемике с представлениями, существовавшими и сохранившимися в исторической науке: Э.Флайг прослеживает, каким образом положение о том, что проникновение в римскую культуру греческого индивидуализма подорвало коллективизм аристократии Рима и привело к падению Римской республики оставалось популярным долгое время и сохраняет притягательность до сих пор, хотя нигде в античных источниках такого объяснения не приводится; Б.Юссен критически осмысливает концепции средневекового родства. П.Ш.Габдрахманов применяет статистические методы к анализу генеалогий церковных зависимых. Ю.Л.Бессмертный исследует отличия в риторике описания смерти героя и скорби его близких в биографических источниках X-XI и XII-XIII вв. и на основании этого делает вывод об изменении в этот период самого восприятия смерти. Отношение к смерти становится более индивидуальным, предметом внимания труверов делается эмоциональное состояние умирающего и сострадание его близких, а вербализация страдания и особенно сострадания, подчеркивает Ю.Л.Бессмертный, «неизбежно влечет усложнение всего внутреннего мира человека», и представляет «немаловажный шаг на пути нравственного становления западноевропейского человека вообще».

С.Л.Лучицкая рассматривает "зеркальные образы" (с.105) другой культуры, возникавшие в сознании христиан и мусульман, столкнувшихся в эпоху крестовых походов. М.А.Бойцов пытается проследить по мемуарам, письмам и автобиографическим запискам немецкой аристократии ХУ-ХУ1 вв. границу между "публичным" и "частным" в сознании этих людей и приходит к выводу, что "частное" оказывается в этих источниках "не привязанным к отдельному индивиду" (с.133), оно выступает как одна из форм отношений с другими, внутри семьи и вне ее, например в квазисемейном сообществе типа княжеского двора. М.Штауб анализирует представление о гуманизме, опираясь на схему, разработанную Я.Бурхкартом в его книге "Культура Возрождения в Италии" (1860); материалом для анализа служат письма Р.Агриколы и К.Цельтиса. А.Хюльзен-Эш, рассматривая изобразительные памятники Х1У-ХУ вв., где изображены ученые, показывает, какими способами подчеркивалось в них особое положение "первого" индивида, как через это изображение определялся его сословно-профессиональный статус, и отмечает, что нередко индивидуальность ученого полностью выражалась через этот статус.

В IV раздел вошли статьи, тематика которых касается средневековой Руси и России раннего Нового времени: Пушкарева Н.Л. "Образ идеальной супруги (супруга) и его трансформации в средневековой Руси и России раннего нового времени (ХП-ХШ1 в.в.)" (с.177-194); Кошелева О.Е. "Смерть: эмоциональный подтекст завещаний и переписки русского боярства Х^1 в." (с.194-208); Штайндорф Л. "Кто ближние мои? Индивид и культура поминовения в России раннего нового времени" (с.208-241). Н.Л.Пушкарева "на основании дискурсивного анализа" и "интерпретативного метода" прочтения текстов русских нормативных (дидактические тексты и епитимийные сборники) и ненормативных источников (летописи, светская нарративная литература, эпистолярные жанры, в том числе берестяные грамоты) прослеживает изменения, происходившие в общественном сознании и "истоки формирования традиционных (в современном понимании) черт маскулинности и фемининности" (с.177). О.Е.Кошелева анализирует восприятие смерти в повседневной жизни России Х&УП в. Рассматриваемые ею вопросы таковы: "1) отношение к смерти в культуре русского позднего Средневековья и его эмоциональное отражение в источниках; 2) индивид, его тревоги, заботы, личные привязанности, отраженные в завещаниях; 3) смерть близких и утешение скорбящих, отраженные в переписке" (с .194). Л.Штайдорф, исследуя поминальные записи, показывает, что в России раннего нового времени "индивид

определял себя, в первую очередь, через свою принадлежность к семье и лишь затем - через соседство и службу".

Наконец, завершает книгу статья Н.Окинашвили "Был ли клятвенный союз в кавказском высокогорье? Исследование клятвенных объединений по материалам сванских поминальных записей" (с.241-265). Автор ее на основании документов, в первую очередь поминальных записей в ряде грузинских церквей, существенно отличающихся по своему характеру от западноевропейских (в частности тем, что люди в них перечислены вперемежку, а не разнесены в соответствии с социальным статусом), выявила существование в позднесредневековой Сванетии сообщества, основанного на клятве общин, полностью сопоставимого с объединением, образованным клятвой трех швейцарских кантонов, но гораздо полнее отраженное в источниках.

З.Ю.Метлицкая

ИСТОРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ СРЕДНИЕ ВЕКА - ИСТОРИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты