Спросить
Войти

Ирландская проблема в украинской историографии (1880−1930-е гг. )

Автор: указан в статье

Шукалович А.Н. ©

Соискатель, кафедра новой и новейшей истории зарубежных стран; преподаватель Педагогического колледжа, Львовский национальный университет имени Ивана Франка

ИРЛАНДСКАЯ ПРОБЛЕМА В УКРАИНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

(1880-1930-е гг.)

Аннотация

Статья посвящена краткому обозрению украинской историографии ирландской проблемы от 1881 до 1939 гг. Распространённое в украинской общественно-политической мысли мнение о том, что истории народов Украины и Ирландии весьма похожи, способствовало возрастанию интереса общественности к теме национально-освободительного движения ирландцев.

С начала 1880-х гг. и по сегодняшний день проблема ирландского национально-освободительного движения привлекает внимание учёных и широких кругов общественности Украины. В начале ХХ1 в. значительно усиливают эту заинтересованность актуальные в современном мире проблемы национализма и империализма. Весьма существенным фактором, который способствует сохранению остроты ирландского вопроса среди украинских исследователей, выступает превалирование мнения о том, что историческое развитие Украины и Ирландии весьма похожи: обе страны завоевали государства-соседи, власти постоянно осуществляли экономическую, политическую и национальную дискриминацию коренного населения, что подталкивало последних к эмиграции за океан.

Проблема борьбы ирландцев за независимость в советской историографии представлена работами Л. Гольдмана, Н. Грибина, П. Керженцева, А. Колпакова, Т. Джексона, О. Шахназарова и др. На сегодняшний день в России исследованием ирландской проблематики занимаются М. Орлова, Е. Полякова, П. Потапейкин, И. Напалкова и др. В 2006 г. в Москве переиздано репринтное издание 1907 г. Г. Афанасьева (1848-1925), в котором изложена история Ирландии от средневековья до конца Х1Х в. На ряду с другими работами, которые касаются темы национально-освободительного движения ирландского народа, выделяется переводная литература - мемуары У Черчилля, монографии Г. В. Мортона, П. Невилла, П. Брендона.

В современной украинской историографии ирландскую проблематику представляют исследования С. Толстого, А. Сахновского, К. Гулы, в которых учёные затрагивают только отдельные аспекты вопроса. На сегодняшний день украинское видение истории национально-освободительного движения дополняет сборник статтей деятелей украинского националистического движения "Нация, которая не капитулирует" [15] и монография доктора исторических наук, профессора Е. Кучменко "Ирландия и Ольстерский кризис "[12], а также отдельные статьи О. Гончарук, Г. Казакевича, Е. Теленко, Н. Коцан и М. Янюк, И. Патриляка и др.

Отдельное место в историографии ирландской проблемы в Украине занимает переводная литература, опубликована киевским издательством "Юниверс" (книги У Б.

©Шукалович А Н., 2013 г.

Йейтса, Е. Меси и Дж. Маккормака). Также очень много информации об истории национально-освободительного движения в Ирландии содержат веб-ресурсы (сайты, страницы) Интернета.

Ещё в начале ХХ в. британский экономист Джон Аткинсон Гобсон (1848-1949) в монографии "Империализм: исследование" (1902) впервые поднял вопрос о неизбежном столкновении западных империй и народов зависимых территорий [2]. Проблема взаимоотношений метрополии с колониальными народами особенно усугубилась в межвоенный период в Британской империи. В Европе взаимоотношения Лондона и населения зависимых территорий обострились уже в первые послевоенные годы из-за активизации ирландского освободительного движения.

Следует подчеркнуть, что борьба в Ирландии велась от начала английского завоевания с XII в. Англо-ирландская уния 1801 г. только формально изменила политико-правовой статус Ирландии. Страна превратилась в составляющую часть новообразованного государства -Королевства Великой Британии и Ирландии. Фактически ирландскими территориями британское правительство продолжало управлять колониальными методами. Из-за этого, антибританская борьба в Ирландии на протяжении XIX в. не прекращалась, а эволюционировала в направлении расширения и усложнения требований к правительству Великой Британии - от сравнения в правах католиков и протестантов до самоуправления (гомруля) в рамках империи.

Окончание Первой мировой войны с её лозунгами о праве народов на самоопределение в Ирландии вылилось в принятие новосформированным парламентом (Дойлом) на первом заседании 21 января 1919 г. Декларации независимости. Как подчеркивает русский историк Елена Полякова, именно создание Дойла, означавшее вызов Британии, и начало борьбы за смену власти можно считать отправной точкой ирландской революции [18, 159], которая завершилась подписанием 6 декабря 1921 г. англо-ирландского договора: Ирландия становилась Британским доминионом под названием "Ирландское Свободное Государство" и членом Британского Содружества [18, 165].

В начале 1920-х гг. для галицких украинцев и мировой общественности вопрос статуса Восточной Галичины оставался открытым. Освободительное движение в это время в Надднепрянской Украине вступило в завершающую фазу. Наверное, вышеупомянутые обстоятельства подтолкнули представителей галицких общественных и политических деятелей обратить внимание на освободительное движение ирландцев как наиболее подходящую модель для построения государства.

Следует отметить, что идея перенять ирландские методы борьбы за государственную независимость не была новой в послевоенной Галичине. В XIX ст. существовала тенденция использования галицкими украинцами уже апробированых другими народами (поляками, чехами, украинцами Надднепрянщины) идейно-философских, организационных и политико-идеологических образцов национального движения [15, 117].

Впервые ирландскую проблематику затронули представители украинских общественных и политических кругов ещё в начале 1880-х гг. В первых выпусках львовского журнала "Мир" в 1881 г. были опубликованы пять "Писем об Ирландии" украинского переводчика, педагога, общественного деятеля Александра Кониского (1836-1900) [20]. Публикации получили широкий резонанс и были переизданы после смерти автора (1904), с предисловием украинского писателя и поэта Ивана Франко [11](1856-1916). В Киевском университете курс истории Ирландии читал украинский историк, член-корреспондент Российской Академии Наук, профессор Владимир Антонович (1834-1908). Публицист, историк, общественный деятель Михаил Драгоманов (1841-1895) часто поднимал ирландский вопрос [9,], считая антианглийское движение ирландцев своеобразной моделью для галицких русинов в борьбе за свои права [4].

В начале XX в. тему ирландской борьбы против британского колониального правления продолжили в своих работах "Страйк и бойкот" украинские политик и публицист Александр Будзиновский [1](1868 - 1935) и "Рассказы о Ирландии" политический деятель, историк,

журналист, литературный критик, библиограф Дмитрий Дорошенко [8] (1882-1951). Кроме этого, на страницах львовских газеты "Дело" и журнала "Литературно-научный вестник" часто поднималась тема антибританского движения в Ирландии.

В годы Украинской национально-демократической революции 1917-1921 гг. ирландская проблема вновь стала актуальной, о чем свидетельствуют опубликованные украинские переводы статьи Александера Пэтэ [19] и патриотической пьесы ирландского поэта Уильяма Батлера Йейтса (1865-1939) [10]. Следует также отметить, что в 1917 г. издательством Украинской Центральной Рады «Серп и молот» выпущено брошюру неизвестного автора, посвященную освободительному движению ирландского народа [6].

Таким образом, к концу Первой мировой войны в украинских общественных и политических кругах сложилось свое собственное видение ирландской освободительной борьбы, которое получило дальнейшее развитие в исследованиях межвоенного периода.

Проблема ирландского национально-освободительного движения в украинской общественно-политической мысли 1919-1939 гг. представлена двумя течениями. Критерием выделения направлений автором статьи выбрана позиция общественно-политических деятелей и ученых в вопросе возможного заимствования украинцами ирландских методов борьбы за право на политическое и национальное самоопределение. Первое течение оформилось в начале ХХ в. среди украинской интеллигенции, которая была против точного копирования опыта ирландцев в Украине. Они выступали за адаптацию методов борьбы ирландцев против британских властей в соответствие особенностям Украины. Свои позиции представители украинской общественности объясняли тем, что указанные нации отличаются как менталитетом, так и политическим положением. Считаем возможным предположить, что таким образом отдельные общественно-политические деятели как Надднепрянской Украины, так и Галичины пытались подготовить почву для осознания украинцами необходимости выработать собственную программу построения независимого государства.

Успехи ирландской освободительной борьбы против британских властей 1919-1921 гг. способствовали формированию второго течения в украинской общественно-политической мысли межвоенного периода - сторонники идеи заимствования украинцами ирландских методов борьбы. В украинской историографии указанное течение представляют, кроме заметок и статей в периодических издания Галичины 1919-1939 гг., монографии "Как Ирландия добыла себе волю" Максима Гехтера [5] (1885-1947), "За волю Ирландии" Антина Лотоцкого [14] (1881-1949), "Де-Валера. Национальный герой Ирландии" Ивана Обуха [17] (А. Ш. - не удалось расшифровать псевдоним), "Национальная революция в Ирландии" Фёдора Крушинского [12] (1894-?) и "Даниель О"Коннель" Дмитрия Донцова [2] (1883-1973). Значительно дополняет украинское видение ирландской проблемы предисловие общественного деятеля и преподавателя Натальи Дорошенко (1888-1974) к переизданию книги «Ирландские рассказы» Софии О&Брайен [8,4].

Характерной чертой работ украинских исследователей посвященных национально-освободительному движения в Ирландии против Великой Британии было отображения борьбы не с ослабленным войной государством, а как с самой большой колониальной империей в истории человечества. На этом фоне, на наш взгляд, тема антибританского освободительного движения в Ирландии должна была иметь большой резонанс среди украинцев и способствовать активизации борьбы за создания независимой Украины.

Таким образом, первые исследования истории Ирландии в Украине опубликованы в начале 1880-х гг. в Галичине преставителем украинской интеллигенции Надднепрянщины А. Кониским, что свидетельствует об актуальности темы ирландского национально-освободительного движения для украинской нации в целом. На протяжении 1900-1939 гг. данная тенденция только укреплялась, что подтверждают изданные книги. Представители украинской общественно-политической мысли до начала Второй мировой войны сформировали собственное видение ирландской проблемы, в котором превалировал акцент на возможность заимствования украинцами методов борьбы ирландцев против британских

властей с целью успешного завершения первыми процесса государствостроения. Однако

проблема остаётся малоисследованной и требует более глубокой работы с первоисточниками.

Литература

1. Будзиновський В. Страйкъ чы бойкотъ? Писля В. Будзыновського. - Кыивъ: Видання "Р.УП" - Ч. 5. - 1902. - 28с.
2. Варнак Д. Данило О&Коннель. - Львiв: Книгозбiрня "Вюника", 1935.
3. Гобсон Дж. А. Империализм: исследование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mara sts .org/archive/hobson/1902
4. Гончарук О. В.1ст^я 1рландп в украшськш юторюграфп .[Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.library.ukma.kiev.ua/e-lib/NZ/.../49_goncharyk_ov.pdf
5. Григорович М. Як Iрляндiя здобула собi волю. - Катеринослав-Ляйпщг: Укр.вид-во в Катеринослав^ 1924. - 64 с.
6. Д. Г. 1рляндська республша. - К.: Серп i молот, 1917. - 16 с.
7. Дорошенко Д. Оповщання про 1рланд^. - К.: Просвiта, 1907.- 64 с.
8. Дорошенко Н. Передне слово // О&Браен С. 1рляндсью оповщання. - Львiв, 1925. - С. 2-5
9. Драгоманов М. Чудернацью думки про украшську нащональну справу. - Львiв, 1892. -121 с.
10. Стс В.Б. Iрляндiя // Лiт.-наук.вiстник - 1917. - Т. 68. - С. 308-312
11. Кониський О. Листи про 1рландш - Львiв: Друкарня Наукового Товариства iм. Шевченка, 1904. - 63 с.
12. Крушинський Ф. Нащональна революцiя в 1рландп. - Париж: Видання "Укр. Визв бiблiотеки". - 1931. - 176 с.
13. Кучменко Е. М. Iрландiя i Ольстерська криза. - К.: Вид-во НАН Украши, 2000. - 98 с.
14. Лотоцький А. За волю 1рляндп. - Львiв: Добра книжка. - Вип. 106. - 1939. - 162 с.
15. Мудрий М. Формування новочасно&1& нащонально-пол^ично&1& культури украшського суспiльства Галичини (проблема зовшшшх моделей) // Вiсник Львiвського нацiонального унiверситету iменi 1вана Франка. 1сторична серiя. - Львiв, 2003. - Вип. 38. - С. 115-147
16. Нащя, яка не каттулюе. Збiрка статей / пщ заг.ред. Я. 1лляш, В. Рог. - К.: Украшська Видавнича Спшка, 2011. - 144 с.
17. Обух I. Де Валера. Нащональний герой 1рляндп. - Львiв, 1938. - 32 с.
18. Полякова Е. Ю. На пути у доминиону (Британская империя и Ирландия) // Британская империя в ХХ в. / [ред. А. М. Пегушев, Е. Ю. Сергеев]. - М. : Ин-т Всеобщ. Истории РАН, 2010. - С. 145-166
19. Пете А. Iрляндiя i 1рляндщ // Дшо. - 1916. - 20 серпня. - С. 3
20. Ф. В. Листи про !рландш // Свгг. - 1881. - № 10-14
НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ИРЛАНДИЯ УКРАИНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ГАЛИЧИНА the national liberation movement ireland the ukrainian public and political opinion galicia
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты