Спросить
Войти

Об истоках и детерминантах Стратегии развития России в XXI веке в свете интегральной методологии научных исследований

Автор: указан в статье

Узилевский Г.Я.1

ОБ ИСТОКАХ И ДЕТЕРМИНАНТАХ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ В XXI ВЕКЕ В СВЕТЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. Введение

Современная феноменологическая наука, изучая объекты и субъекты исследований как явления, не смогла выявить результаты третьей научно-технической революции (1970-2010), что вызвало ее (науки) мировой кризис [8, c. 61-64]. В этой связи, раскрыв невидимую двухуровневую абстрактно-конкретную структуру довербальных, естественных и эволюционно развившихся искусственных языков и кодов, порождающих видимые тексты [12, с. 94-101, 119-122], мы вышли

♦ на исследование Homo с позиции всеобщего (родового человека и человеческого рода), особенного (их видов) и единичного (конкретного человека, конкретных социальных групп, человечества [8, с. 13-15];

♦ на разработку ряда метафизических направлений [8, с. 15-27];

♦ на создание метафизической методологии научных исследований [8, с. 41-45], обладающей своим концептуальным аппаратом, аксиоматикой, особенностями, методом, принципами, типологией обобщений объектов и субъектов умопостигаемого и чувственного миров [9, с. 16-23; 10; 11, с. 60-67].

Отметим, что феноменологическая наука изучает лишь личность конкретного человека. Нами были введены в научный оборот понятия «символическая личность родового человека (всеобщее) и символическая личность видов родового человека (особенное) [8, с. 88-89].

В отличия новой методологии от феноменологических методологий входят:

1. Первичность Духовного метафизического начала, задающего направленность не только другим метафизическим началам (первый уровень метафизической модели Универсума нашей планеты), но и объектам и субъектам других ее уровней.
2. Первичность умопостигаемого мира (второй уровень) и вторичность чувственного мира.
3. Первичность Космоса и вторичность Природы и Человека (третий уровень).
4. Первичность Природы и вторичность Homo (третий уровень).
5. Исследование Человека и созданных им социального и технического мира в контексте всеобщего, особенного и единичного (третий - пятый уровни Универсума).
6. Распространение управления как свойства Универсума на объекты и субъекты всех его уровней [8, с. 46, 190191].

Эти архетипы метафизической модели Универсума четко указывают на ее преимущества перед феноменологическими моделями [8, с. 46, 51-53, 190-191].

В свете метафизической методологии раскрыты две фундаментальные проблемы:

1) потенциалы противоречивой природы Homo [8, с. 68-137];
2) потенциалы управления как свойства Универсума, которое задает направляемое развитие объектов и субъектов других его уровней [8, с. 157-190].

На ее основе нами решены следующие конкретные проблемы:

- раскрыт системный кризис Универсума планеты Земля [8, с. 138-157];

- выявлено влияние третьей научно-технической революции на Человека, шестой технологический уклад, государственное управление и общественное самоуправление [8, c. 214-234];

- определены потенциалы, цели, свойства, сверхзадачи, задачи, функции, отличия и особенности модели государственного управления в РФ [8, с. 265-277];

- раскрыты потенциалы, цели, свойства, сверхзадачи, задачи, функции, отличия и особенности модели общественного самоуправления в России [8, с. 277-301].

Анализ результатов указал нам на создание интегральной методологии исследований, направленной на решение больших конкретных проблем, возникших на стыке умопостигаемого и чувственного миров, ибо феноменологи1 Занимается разработкой фундаментальных проблем метафизической методологии и конкретных проблем интегральной методологии научных исследований. E-mail: guzilevsky@orel.ru

ческая наука пока не способна их осмысливать. В пользу такого решения говорят публикации о развитии экономики, социологии управления и международных отношений [5-7].

Метафизической методологии предстоит решение фундаментальных проблем, обусловленных противоречивой природой Человека и его непосредственными связями с Природой и Космосом (см., например, [13-14]). Изложенное вывело нас на следующие задачи статьи на основе интегральной методологии:

• раскрытие истоков Стратегии развития России в XXI веке;

• выявление внешних детерминант создания и развития данной Стратегии;

• представление внутренних детерминант ее создания и развития.

2. Истоки Стратегии развития России в XXI веке

Определение истоков Стратегии развития страны в новом столетии мы связываем с потенциалами Homo, создавшего социальный и технический мир, а также искусство, культуру, литературу и др. В процессе эволюции с него были сняты ограничения на духовную, ментальную, социальную, пространственно-временную деятельность и интимную жизнь. Он превратился в сверхсложную систему, компоненты которой обладают присущими только им целями. В результате в нем возникли потенциальные гармонии, потенциальные и реальные противоречия, проявление которых соответственно задается внешней позитивной или негативной для людей средой [8, с. 334-339]. Очевидно, что противоречивая натура Человека является первым истоком Стратегии развития РФ в XXI веке.

Глубинные связи Homo с Природой нашей планеты и Космосом позволили нам рассматривать его как посредника между ними. Их мы интерпретировали как второй исток Стратегии развития страны в новом столетии.

Третья научно-техническая революция указала на то, что Человек является уникальным творцом социального и технического миров, превращающего их в единое системное образование. Этот его потенциал полезно рассматривать как третий исток Стратегии развития России.

Феноменологическая наука не смогла раскрыть Homo как разрушителя Природы, социального и технического мира. Это его свойство мы трактуем как четвертый исток Стратегии развития РФ в XXI веке1.

Несомненно, эти истоки должны стать отправным пунктом создания Стратегии развития нашей страны в новом столетии.

3. Внешние детерминанты Стратегии развития России в XXI веке

Обратимся к третьей научно-технической революции (1970-2010 гг.). Создание человеко-и-личностно-ориенти-рованных технологий, основанных на потенциалах менталитета Homo и персональных компьютерах, явилось неожиданным результатом, сущностно повлиявшим на развитие мирового сообщества. Их правомерно интерпретировать как первую внешнюю детерминанту создания и развития объекта нашего исследования в РФ.

Быстро распространяясь по планете, эти технологии привели к возникновению стремительной динамики смены общественных, политических, социальных, технологических и экономических процессов в мире в диапазоне от двух до пяти лет [8, с. 60]. Перед нами вторая внешняя детерминанта Стратегии развития нашей страны в новом столетии.

Понятие «программное прошлое» и триада «программное прошлое <—> краткосрочное настоящее <—> будущее» [8, с. 60] были введены нами в научный оборот. Возникшая краткосрочность настоящего указала нам на то, что явление теперь не способно быть исходным моментом современных научных исследований.

Обращение к исследованиям Я. Ааронова и его коллег, установивших, что закон причинности проявляется на квантовом уровне двояко: от прошлого к будущему и от будущего к прошлому [1, с. 58], привело нас к замене термина «будущее» в указанной выше триаде на понятие «программное будущее». Оно позволило нам осмыслить обновленную триаду как третью внешнюю детерминанту Стратегии развития России в XXI веке.

Основанные на менталитете Человека технологии оказали сущностное влияние на появление в мировом сообществе новых сил и отношений. К ним нами отнесены:

1) человеко-ориентированные и личностно-ориентированные духовные, когнитивные, социальные и другие силы;
2) новые общественные, политические, социальные, производственные, технологические и экономические отношения.

Их полезно рассматривать как четвертую внешнюю детерминанту создания объекта нашего исследования.

Под воздействием рассматриваемой революции произошел переход

• социального и технического мира в социально-технологическую формацию;

• технологического уклада в социально-технологическое образование [8, с. 225-227, 310];

• постмодерна в возрожденный модерн [8, с. 228].

Есть смысл эти процессы трактовать как пятую внешнюю детерминанту Стратегии развития РФ в XXI веке.

Данная революция вызвала следующие сущностные перемены в реальном секторе экономики развитых и ряда развивающихся стран:

• новый класс деловых организаций, направленных на творческое саморазвитие в контексте приоритета духовных ценностей;

• народные предприятия;

• индикаторы новой общественно-экономической формации;

1 Анализ второго-четвертого истоков говорит о том, что Человек является моно-триадным существом.
121

• новый этап эволюции Человека [8, с. 68-69] (см. также [11, с. 41-43]).

Их анализ указывает на то, что новые технологии являются исходным моментом создания человеко-и-личностно ориентированного реального сектора. Их мы трактуем как шестую внешнюю детерминанту формирования Стратегии развития нашей страны.

Победа миллиардера Д. Трампа на выборах Президента США в 2016 году говорит о том, что различные социальные группы явно недовольны антиномией между финансовым сектором, военно-промышленным комплексом, рядом транснациональных компаний и реальным сектором экономики. Развернувшиеся в этой стране политические баталии свидетельствуют об ее углублении.

Отметим, что внешняя политика США, стремящихся упрочить свое псевдолидерство в мире, направлена на развязывание войн, государственных переворотов, «цветных» революций для получения громадных прибылей представителями финансового сектора и связанных с ним компаний. Эти процессы привели к кризису Универсума.

Изложенное указывает на необходимость создания в РФ новой общественно-экономической формации, основанной на первичности Человека, вторичности реального сектора и третичности финансового сектора экономики. Перед нами седьмая внешняя детерминанта создания Стратегии развития России в XXI веке.

Рассмотрим интерпретацию А. Прохановым суждения И. Шувалова в его выступлении на Валдайском форуме: «частная собственность на средства производства не всегда являет свои преимущества перед собственностью государственной»... Она, «заклейменная в России, выдержала множество испытаний и сегодня демонстрирует более эффективные результаты, чем экономика, основанная на частной собственности». Главный редактор указал на сообщение вице-премьера о том, что в Министерстве экономического развития формируется «мощная плановая компонента, которая займется долгожданным концептуальным проектированием» [4].

Можно полагать, что правительство вышло на планово-рыночную экономику. На наш взгляд, она должна быть основана на синтезе государственной и частной собственности с другими типами собственности, включая, прежде всего, коллективную собственность, в которую входят акционерная, кооперативная, корпоративная, партнерская.

Равнозначное функционирование системно связанных друг с другом форм собственности непременно будет содействовать возникновению новой общественно-экономической формации. Представленный материал правомерно трактовать как восьмую внешнюю детерминанту Стратегии развития РФ.

Рассмотрим наследие Н.Н. Моисеева, который пришел к выводу, что

• каждый социальный институт создает свой набор целей;

• формирование целей происходит внутри института; их формирование становится важнейшим, центральным элементом процесса управления;

• выбор способа воздействия на институт для достижения целей становится затруднительным из-за огромной сложности связей и невозможности осуществить детальный анализ возможных следствий принимаемых решений и др.

Исходя из представленных выше целей, ученый обосновал необходимость направляемого развития социальных институтов [2, с. 193-194]. Несомненно, что создание данной Стратегии должно представлять собой направляемый процесс. Ее разработку необходимо осуществлять на основе присущих им усложняющихся целей, свойств, сверхзадач, задач и функций. Это утверждение интерпретируется нами как девятая внешняя детерминанта создания объекта нашего исследования.

Управление как свойство Универсума [8, с. 169-179] вывело нас на понятие «государственное управление» и формирование его метафизической модели, обладающей потенциалами, целями, свойствами, сверхзадачами, задачами и функциями, особенностями и отличиями [8, с. 265-277]. В его объем входят такие формы, как «государство» и «муниципалитеты». Деятельность государства как основной формы государственного управления осуществляется сверху вниз.

Изучая гражданское общество, мы пришли к выводу, что у него отсутствует исходное понятие. Им может стать общественное самоуправление как образование, равнозначное государственному управлению, обладающее той же структурой, но функционирующее снизу вверх [8, с. 266]. Ему будут присущи отличные от государственного управления потенциалы, свойства, сверхзадачи, задачи, функции, особенности и отличия [8, с. 308-316].

Несомненно, что создание системы общественного самоуправления в России будет содействовать возникновению сущностных связей между государством, обществом в широком смысле этого слова и гражданским обществом, между различными социальными группами и, тем самым, ее внутреннему саморазвитию.

В этом случае будут решены следующие задачи:

• преодолена гиперболизация государственного управления и государства как его основной формы;

• привлечены лучшие силы для развития системы общественного самоуправления;

• укреплена внутренняя безопасность страны;

• обоснован выход на трансформацию общества в широком смысле этого слова в общество мудрости [8, с. 345].

Анализ синтеза государственного управления и общественного самоуправления позволяет нам рассматривать

его как десятую внешнюю детерминанту Стратегии развития страны в новом столетии.

Подводя итоги раскрытию внешних детерминант, отметим, что они в большинстве своем основаны на использовании позитивных потенциалов Человека.

4. Внутренние детерминанты Стратегии развития России в новом столетии

Природа рассматривается нами в свете метафизической методологии как духовное, ментальное, социальное, пространственно-временное и материальное образование, жестко заданное Духовным метафизическим началом на

проявление и развитие гармонии на Земле. Это определение вывело нас на ее интерпретацию как первой внутренней детерминанты разработки Стратегии развития России в XXI веке.

Как мы знаем, эволюционно с Homo были сняты ограничения на духовную, ментальную, социальную, пространственно-временную деятельность и интимную жизнь. Они привели к сущностным изменениям в Человеке и его личности. Отметим возникновение потенциальных гармоний и потенциальных противоречий в конкретном человеке, конкретных социальных группах и человечестве (единичное), видах родового человека и человеческого рода (особенное), родовом человеке и человеческом роде (всеобщее).

Одновременно в личности конкретного человека, символической личности видов родового человека и в нем самом формируются потенциальные гармонии, потенциальные и реальные противоречия. Они способствовали появлению в этих образованиях программ духовной и анти-духовной сфер [8, с. 91-117]. Homo превратился в сверхсложную и весьма противоречивую систему. Очевидно, что будущее планеты зависит от того, поймет ли человечество свою весьма противоречивую натуру. Поэтому позитивные потенциалы Человека трактуются нами как вторая внутренняя детерминанта Стратегии развития РФ.

Духовное начало адаптировалось к Человеку как поистине противоречивому существу в виде мягкого духовно-нравственного влияния на основе альтруистического, эгоистического, этического и эстетического начал и вытекающих из них архетипов. Каждый из них представляет собой синтез двух из указанных выше начал [8, с. 94-96]. Мы уточнили, что Homo присущи следующие шесть архетипов Духовного метафизического начала:

1) альтруистическое и эстетическое начала;
2) альтруистическое и этическое начала;
3) эгоистическое и эстетическое начала;
4) эгоистическое и этическое начала;
5) альтруистическое и эгоистическое начала;
6) эстетическое и этическое начала (см. первоначальный вариант в [8, с. 93-94]).

Эти архетипы мы рассматриваем как третью внутреннюю детерминанту создания Стратегии развития нашей страны.

Напомним, что гиперболизация эгоистического начала присуща государственному управлению и государству как его основной формы. Необходим переход на использование архетипа, являющего собой синтез эгоистического и эстетического начал. Максимальное содействие ему может оказать общественное самоуправление, которому присущ архетип, состоящий из альтруистического и этического начал. Объединение этих архетипов олицетворяет четвертую внутреннюю детерминанту объекта нашего исследования.

Равнозначное функционирование системы общественного самоуправления предполагает верховенство свойственного ей архетипа над архетипом, характерным для государственного управления. В этом случае мы имеем дело с пятой внутренней детерминантой создания Стратегии развития России.

Подчеркнем, что взаимодействие четвертой и пятой детерминант вызовет формирование в стране новой системы управления в виде синтеза государственного управления и общественного самоуправления. Перед нами шестая внутренняя детерминанта Стратегии развития РФ в новом столетии1.

Рассмотрим капиталистическую формацию, вышедшую на завершающий этап развития. Ей присущи гиперболизация эгоистического начала, теория эгоистического экономического человека и антиномия между реальным и финансовым секторами экономики. Отметим, что в реальном секторе появились индикаторы новой общественно-экономической формации, ведущий архетип которой состоит из альтруистического и этического начал. Содействие ему на неосознаваемом уровне оказывает архетип, основанный на взаимодействии эгоистического и эстетического начал.

Обратимся к финансовому сектору РФ, для которого характерны не только гиперболизация эгоистического начала, но и верховенство программ анти-духовной сферы символической личности видов родового человека. Предстоит неординарный переход данного образования на новый этап его развития, основанный на двух архетипах, представляющих соответственно эгоистическое и эстетическое, альтруистическое и этическое начала2. В результате произойдет синтез реального и финансового секторов, и экономика России явит собой новую человеко-и-личностно ориентированную общественно-экономическую формацию как седьмую внутреннюю детерминанту Стратегии развития нашей страны.

Обратимся к исследованию женщин как вида родового человека. В процессе эволюции в них возникли и развились программы прошлого, которые на неосознаваемом уровне содействовали им как в воспитании, обучении и социализации детей, так и в осмыслении потенциалов своих мужей. Здесь мы имеем дело с осознанием настоящего и с приближением будущего. Мужчины, охраняя с древности женщин, обладают неосознаваемой способностью идти из будущего в настоящее [8, с. 236-237]. В пользу этих выводов говорят результаты исследований в квантовой физике (см. [1]).

Изложенное вывело нас на использование понятий «программное прошлое» и «программное будущее» и триады «программное прошлое <-- > краткосрочное настоящее <-- > программное будущее»

1 Раскрытие третьей-пятой внутренних детерминант вызывает необходимость фундаментального исследования Человека как моно-триадного существа в свете всеобщего, особенного и единичного для выявления его громадных позитивных, прежде всего, духовных, потенциалов.
2 Наиболее длительный период потребуется США и связанным с ними стран для трансформации финансового сектора в новое образование.

• в Стратегиях развития страны, регионов, городов, сел и т.д.;

• в повседневной жизни, включая процессы воспитания, обучения, социализации мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин.

Перед нами восьмая внутренняя детерминанта Стратегии развития России.

Обратимся к семье, которую феноменологическая наука трактует как социальный институт. Метафизическая методология вывела нас на осмысление семьи как вида человеческого рода, который, являясь малой социальной группой, нацелен

• на улучшение своей генеалогии и, тем самым, родового человека, человеческого рода и их видов;

• на возникновение новых инновационных поколений, потенциально адаптированных к новым общественно-экономическим условиям;

• на максимальное содействие становлению, развитию и деятельности представителей видов родового человека и человеческого рода [8, с. 72].

Появившись на первой самой длительной стадии эволюции Homo, семья благодаря выявленному нами архетипу выживания стала основой рода, общины, племени, общества и системы общественного самоуправления в первобытнообщинном строе [8, с. 147].

Она спонтанно сплачивала отцов и матерей, дедушек и бабушек, многочисленных детей и внуков. В них возникли и стали развиваться программы самодеятельности, самоуправления, соучастия, соуправления, солидарности, субсидиарности и др. Семьи выживали благодаря проявлению в их членах

1) потенциалов Духовного начала в виде его архетипов, а также самости, нравственного идеала и мудрости, являющейся синтезом духовности и методологии деятельности, живого созерцания и общения;
2) уникальных потенциалов ментального, социального, пространственно-временного начала и телесной сферы, начиная с перинатального периода.

Будучи видом человеческого рода, она стала содействовать

- проявлению гармонии между ее представителями;

- сведению к минимуму перехода потенциальных противоречий человеке в реальные;

- возникновению и проявлению в людях программ гуманизма.

Семья обусловила первичность духовной сферы и вторичность анти-духовной сферы в эволюции человечества. Нами установлено, что третья научно-техническая революция спонтанно вызвала в конце ХХ века переход семьи от архетипа выживания к архетипу духовного, ментального, социального, телесного саморазвития [8, с. 278-280].

Элиты США и ЕС не обратили внимания на эту позитивную тенденцию. Их больше интересует эволюция семьи в сторону однополых браков в единстве с верховенством программ анти-духовной сферы в их внешней и зачастую внутренней политике.

Руководители РФ, выйдя на поощрение семей в плане увеличения рождаемости детей в стране, не обратили внимания на то, что семья как вид человеческого рода исторически является уникальной мастерской по духовно-нравственному, ментальному, социальному развитию молодежи как инновационного поколения, а также и представителей других видов родового человека и человеческого рода. В этой связи в России следует создать Министерство межпоколенческих связей, направленное

• на решение различных проблем развития семьи как вида человеческого рода;

• на творческое взаимодействие представителей молодежи как инновационного поколения, среднего поколения и поколения «золотого возраста» [8, с. 153];

• на духовно-нравственное возрождение страны.

Очевидна правомерность интерпретации семьи как девятой внутренней детерминанты Стратегии развития РФ в новом столетии.

Феноменологическая наука не смогла выявить тесную связь между стремительной динамикой смены общественных, политических, социальных, технологических процессов, семьей как видом человеческого рода, мужчинами и женщинами как видами родового человека, молодежью как инновационным поколением, удивляюще быстро адаптирующейся к изменяющимся внешним условиям, и системой образования.

Эти связи говорят о необходимости раздельного обучения мальчиков и девочек, юношей и девушек в средней школе в связи с различной адаптацией к внутренним и внешним условиям их будущей разносторонней жизни. Перед нами десятая внутренняя детерминанта Стратегии развития объекта нашего исследования.

Третья научно-техническая революция вызвала переход индустриальной цивилизации в постиндустриальную формацию. Размышляя о ее сверхзадачах, мы пришли к выводу, что она должна содействовать реализации в РФ

1) архетипов Универсума;
2) его сущностных характеристик [8, с. 46-51];
3) реализации на практике первичности Человека, вторичности реального сектора и третичности финансового сектора;
4) становления и развития формальной демократии сверху и снизу с постепенным переходом к творческой демократии;
5) перехода общества в широком смысле этого слова в общество мудрости [3].

Эти задачи полезно рассматривать как одиннадцатую внутреннюю детерминанту Стратегии развития страны.

Анализ детерминант Стратегии развития РФ говорит о необходимости сплочения граждан в целом и различных социальных групп для ее реализации на основе склонной к совершенствованию системы этических ценностей, состоящих из

• архетипов Универсума и Духовного метафизического начала;

• самости, нравственного идеала, высших нравственных принципов, нравственных архетипов, мудрости и др. [8, с. 91-111]:

• этических, рефлектируемых и непосредственно ощущаемых ценностей [8, с. 162-166].

Эту систему полезно трактовать как двенадцатую внутреннюю детерминанту создания Стратегии развития России.

Из раскрытия внутренних детерминант объекта нашего исследования следует, что их исходными моментами являются позитивные и негативные потенциалы Homo.

5. Заключение

С позиции интегральной методологии было выявлено, что истоки и детерминанты Стратегии развития нашей страны основаны на результатах третьей научно-технической революции (см. вторую-пятую главы [8]). Они содействовали нам в раскрытии особенностей, признаков и сверхзадач четвертой научно-технической революции [8, c. 342353], проходящей в пространстве шестого социально-технологического уклада (2010-2050 гг.). Мы рассматриваем этот период как первый этап реализации внутренних и внешних детерминант объекта нашего исследования. Седьмой социально-технологический уклад являет собой второй этап создания Стратегии развития России в XXI веке.

Можно с уверенностью полагать, что необходима фундаментальная разработка Конституции РФ, в которой были бы изложены основы системного формирования и реализации рассматриваемой Стратегии, особенности этапов ее развития, а также ее уточненные истоки, внутренние и внешние детерминанты.

Список литературы

1. Левин А. Будущее в прошлом // Популярная механика. 2012. - № 10. - С. 58-59.
2. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. - М.: МНЭПУ, 1998. - 228 с.
3. Общество мудрости: истоки, потенциал и возможности формирования. - Орел: ОРАГС, 2011. - 276 с.
4. Проханов А. Валдайские мудрецы // Завтра. - М., 2017. - № 43. - С. 1.
5. Самостроенко Г.М. Внутренние и внешние детерминанты формирования стратегии развития экономики РФ и ее регионов / Г.М. Самостроенко, Г.Я. Узилевский // Экономические и гуманитарные науки. 2017. - № 6. - С. 98-108.
6. Узилевский Г.Я. О развитии социологии управления в XXI веке в контексте научно-технической революции // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. - Т. 11, № 5. - С. 67-74.
7. Узилевский Г.Я. Переосмысление научных представлений о системе международных отношений с позиции интегральной методологии научных исследований // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. - Т. 11, № 6. - С. 171-178.
8. Узилевский Г.Я. Человек, третья научно-техническая революция и природа управления. - Орел: ОРАГС, 2016. - 364 с.
9. Узилевский Г.Я. Об истоках, потенциале и возможном пути построения общества мудрости в России // Общество мудрости: истоки, потенциал и возможности формирования. - Орел: ОРАГС, 2011. - С. 15-68.
10. Узилевский Г.Я. Истоки и особенности метафизической трансрациональной методологии научных исследований // Человек и управление нравственно-ориентированным развитием социальных институтов. - Орел, 2010. - С. 17-41.
11. Узилевский Г.Я. Метафизическая методология научных исследований и природа управления // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. - № 4. - С. 60-69.
12. Узилевский Г.Я. Человеческий род и индивид в XXI веке: метафизические и феноменологические аспекты. - Орел: ОРАГС, 2007. - 328 с.
13. Goswami At. Physics of the Soul. The Quantum Book of Living, Dying, Reincarnation and Immortality. - Charlottesville (VA): Hampton Roads Publishing Company, 2013. - 304 p.
14. The Soul and Quantum Physics: an Interview with F.A. Wolf // Experiencing the Soul before Birth, during Life, after Death. - Carlsbad (C.A.): Hays House, 1998. - P. 245-252.
внешние и внутренние детерминанты интегральная методология истоки метафизическая методология Россия стратегия развития Человек xxi век. external and internal determinants homo
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты