Спросить
Войти

Меры по укреплению доверия в районе государственных границ между государствами-членами СНГ и Китайской Народной Республикой

Автор: указан в статье

С.Д. АЛИМЖАНОВ,

начальник Управления правового мониторинга и антикоррупционной экспертизы проектов НПА Института законодательства РК

МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ДОВЕРИЯ В РАЙОНЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ СНГ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ

Известно, что созданная Минским Соглашением от 8 сентября 1992 г. делегация новых независимых государств и делегация Китая подтвердили достигнутые договоренности и принципы ведения переговоров делегаций бывшего СССР и КНР. Эти согласованные нормы распространяли свое действие и на важнейшую часть этих переговоров - вопросам углубления мер доверия в районе государственной границы между СССР и КНР.

Нужно подчеркнуть, что переговоры по этим вопросам, решение которых способствовало бы укреплению безопасности, сохранению спокойствия и стабильности в районе границы начались между бывшими СССР и КНР еще в ноябре 1989 г. Тогда обе стороны впервые сели за стол переговоров с целью установить отношения дружбы и добрососедства. С тех пор до 1991 г. было проведено 22 раунда переговоров, результатом которых стало подписание между Правительством СССР и Правительством КНР Соглашения о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы от 24 апреля 1990 г. Однако в связи с распадом в декабре 1991 г. Союза ССР его обязательства по этому международному договору как государства-предшественника должны были переходить к новым государствам-преемникам. Те, выступающие как Совместная Сторона в переговорных механизмах с КНР, не отрицали юридического значения данного договора и обязались руководствоваться его положениями, с учетом последствий политических изменений вместе с китайской делегацией. Такая постановка вопроса однозначно требовала уточнения или пересмотра прав и обязанностей, вытекающих из этого договора для каждого участника переговорного процесса. В результате с 1992 по 1996 годы были проведены 17 раундов бесед и встреч на разных официальных уровнях, затрагивающих интересы пяти государств, общая протяженность границ которых составляет 7,5 тысячи километров и в которых проживает почти половина всего населения нашей планеты. Итоговой формой

деятельной, кропотливой и трудной серии раундов стало подписание 26 апреля 1996 года в Шанхае Соглашения между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы. Соглашение, подписанное главами всех пяти государств, ознаменовало собой не только событие исторической важности, но и стало первым международным договором такого рода в Азиатском-Тихоокеанском регионе. Как полномасштабный военно-политический документ Соглашение создает необходимые гарантии укрепления региональной безопасности, сохранения спокойствия и мира в районе границы, а также представляет собой совместный важный вклад пяти сопредельных государств в дело обеспечения стабильности, безопасности и развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе и может служит примером для других государств данного региона. Учитывая большое международно-правовое значение Соглашения, Стороны договорились распространить его текст в качестве официального документа ООН, что впоследствии было осуществлено совместными усилиями Постоянных Представительств Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Китая при ООН.

Если обратиться к тексту Соглашения как к юридическому документу, то согласно ему Стороны принимают на себя следующие обстоятельства: 1) вооруженные силы сторон, дислоцированные в районе границы, как составная часть вооруженных сил Сторон, не будут использоваться для нападения на другую сторону, вести какую-либо военную деятельность, угрожающую другой Стороне и нарушающую спокойствие и стабильность в районе границы (ст. 1); 2) стороны уведомляют о временном вводе войск и вооружений в 100-километровую географическую зону по обе стороны от линии границы между Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном, с другой стороны (ст. 2); 3) стороны не проводят военные учения, направленные против другой стороны, а

также в 100-километровой географической зоне по обе стороны от линии границы согласовывают численность войск (так, на казахстанско-китайском участке в войсковых учениях не может быть занято более 4 тысячи человек) (ст. 4); а также вводят множество число военных ограничений, создают систему взаимного информирования, приглашения наблюдателей и предотвращения всех инцидентов. В последнем случае интересно отметить, что стороны все же оговаривают свои действия при возникновении «неясной ситуации в районе границы» и даже «инцидентов, вызванных опасной военной деятельностью». Как гласит ст.8 Соглашения, в подобных случаях стороны должны принимать меры по прекращению такой деятельности, прояснению ситуации (исключительно путем консультаций) и возмещению ущерба. Возмещение ущерба, возникшего в результате опасной военной деятельности одного из государств, осуществляется этим государством в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права1 .

Ратификация Соглашения в Казахстане была осуществлена Парламентом страны 24 декабря 1996 г., и таким образом, республика приняла на себя международно-правовые обязательства по его выполнению. Вместе с тем при реализации положений Соглашения приходится констатировать факты, свидетельствующие о якобы существующей взаимосвязи между подписанием этого международного договора и событиями в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР в мае-июне 1996г. Так, в Министерство иностранных дел Республики Казахстан 6 июня 1996 г. поступил текст обращения ряда «уйгурских общественных организаций» к Президентам Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации и Таджикистана. После внимательного изучения этого документа МИД Казахстана отметило, что это не первый из материалов подобного рода, которые распространяются так называемым «Объединенными национальным революционным фронтом Восточного Туркестана» - организаций, как известно, не зарегистрированной в Министерстве юстиции

Казахстана. Поэтому содержащиеся в обращении неоднократные ссылки на Шанхайское соглашение, подписанное главами пяти государств от 26 апреля 1996 года, МИД Казахстана признал абсолютно некорректным, поскольку в этом договоре главным образом речь идет об укреплении мер доверия в военной области в районе границы. В отношении конкретных фактов, приводимых в обращении, МИД республики указало на то, что они «нуждаются в более тщательной проверке, прежде чем будут тем или иным образом интерпретированы»2 .

Отсюда следует еще раз вывод о том, что по своему политическому содержанию, географическому масштабу и юридическому значению подписанное в Шанхае 26 апреля 1996 г. пятисто-роннее Соглашение является уникальным, так как создает надежные предпосылки безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и полностью соответствует сути внешнеполитической стратегии Казахстана. Подтверждением тому лишний раз служит то обстоятельство, что Республика Казахстан, строго придерживаясь совместных договоренностей, достигнутых во время официальных визитов Президента Н.А. Назарбаева в Китай в октябре 1993 года и сентябре 1995 года, неуклонно приводит линию на невмешательство во внутренние дела соседнего государства, уважение его территориальной целостности. Примером в рассматриваемом случае является официальная позиция Казахстана по отношению к Тайваню. Как известно, в ходе проведения 49-й и 50-й сессий Генеральной Ассамблеи ООН осуществлялось взаимодействие между Постоянными Представительствами РК и КНР при ООН по вопросу «Об особом положении Китайской Республики на Тайване»3 . Казахстан, принимая во внимание характер двусторонних отношений, поддержал позицию Китая и выступил против включения вопроса о Тайване в повестку дня сессии ГА ООН. Это означает, что Казахстан, как в случае с «Восточным Туркестаном»4 вместе с ООН и международным сообществом признает

1 Соглашение между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы от 26 апреля 1996 г. //Информационно-справочная система РК «Юрист» за 2008 г.
2 Panorama, № 22. - 1996; Panorama, № 27. - 1996.
3 В феврале 1996 года Министр иностранных дел Казахстана К. Токаев нанес официальный визит в КНР. В ходе встреч он еще раз подчеркнул, что Казахстан поддерживает девиз существования «единого Китая» и выступает против оппозиционных лозунгов «двух Китаев» или «одного Китая и одного Тайваня». См.: Panorama - 1996г., 24 февраля.
4 Во время официального визита Премьера Государственного Совета КНР Ли Пэна в Республику Казахстан Президент «Н. Назарбаев еще раз подтвердил, что Казахстан будет твердо придерживаться позиции взаимного невмешательства во внутренние дела друг друга и не допустят, чтобы организация «Восточный Туркестан» в нарушение казахстанско-китайских соглашений проводила подрывные действия в дружественной стране». См.: газета «Женьнинь жибао», 27 апреля 1994 г., первая колонка, кит.

тот факт, что Тайвань является частью Китая, а также то, что только Правительство КНР может представлять весь Китай.

В развитие Соглашения между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы от 26 апреля 1996 года. Стороны, спустя год, то есть 24 апреля 1997 года подписали в Москве еще один пятисторонний международный договор - Соглашение между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Следует подчеркнуть, что подписанию данного Соглашения тоже предшествовала семь напряженных лет работы совместных Правительственных делегаций республик бывшего СССР и КНР, в течение которых стороны занимались окончательной отработкой текстов Соглашений, Протоколов к нему и прилагаемых к Соглашению карт географических районов.

В соответствии с Соглашением стороны подтвердили свое стремление на основе принципа взаимной и равной безопасности сократить вооруженные силы, размещенные в районе границы между Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном и Китаем до минимального уровня и обязались придать вооруженным силам, остающимся в районе границы, исключительно оборонительный характер. Географическими пределами применения Соглашения является географический район, расположенный на глубину в 100 километров по обе стороны от линии границы между Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном, с одной стороны, и Китаем, с другой стороны (ст. 4).

Продолжая говорить о сути Соглашения, необходимо обратить внимание на то, что взаимное сокращение вооруженных сил в районе границы Сторонами будет осуществляться по принципу асимметрии: у кого больше того или иного вида вооруженных сил, вооружений и боевой техники, тот и сокращает больше, чем другая сторона. При этом небезынтересно отметить, что этот принцип впервые был выдвинут как основополагающий в Соглашении между Правительством СССР и КНР

1 Соглашение между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 г. //Информационно-справочная система РК «Юрист» за 2008 г.
2 Panorama, № 33. - 1996г.
3 Материалы Бишкекской встречи глав государств Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Китая (Бишкек, 25 августа 1999 г.).

о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайской границы от 24 апреля 1990 г. Что же касается контрольных механизмов осуществления и соблюдения Соглашения 1997 г., то каждая из сторон имеет право проводить и берет на себя обязательство принимать инспекции и проверки в географических пределах применения Соглашения раздельно для вооруженных сил и пограничных войск (пограничных частей) Сторон в соответствии с Протоколом о контроле и проверках (ст. 10)1.

Встречи глав государств «шанхайской пятерки» становятся регулярными и более традиционными. Состоявшийся 25 августа 1999 г. в столице Кыргызстана - Бишкеке очередной саммит глав всех вышеперечисленных государств подтвердил, что этот процесс имеет долгосрочную перспективу. После завершения этой встречи Стороны приняли Итоговую декларацию, в которой прослеживается решимость «не допускать использования территорий своих стран для организации деятельности, наносящей ущерб суверенитету, безопасности и общественному порядку любого из пяти государств2. Однако отличительной особенностью Декларации является то, что она уже не ограничивается мерами укрепления доверия в районе границы, а включает в повестку дня взаимоотношений государств далеко идущие цели и новые направления сотрудничества. Так, в этом международном по своему характеру политическом документе Высокие Договаривающиеся стороны предусмотрели практической взаимодействие «по линии органов обороны и внутренних дел, в частности, проведения консультативных встреч в 1999-2000годах. Они также намеревались создать совместные консультативные группы в области торгово-экономического сотрудничества, которые могли бы готовить предложения для встреч на высшем уровне. Главы пяти государств официально выразили также поддержку идее создания в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия и инициативе Казахстана по созыву СВМДА. Неформальным итогом встречи, помимо осуждения сепаратизма и исламского фундаментализма, можно считать подтверждение статус-кво и хорошего политического климата в регионе3. На очередной встрече представителей

государств «Шанхайской пятерки», которая состоялась 30 марта 2000 г. в г. Астане, но уже с участием глав оборонных ведомств, было принято решение о создании единого антитеррористического центра. После известных событий 11 сентября 2001 г. государства-члены ШОС активизировали межгосударственное сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом и 7 июня 2002 года заключили «Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре»1. 15 июня 2006 года было заключено «Соглашение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-членов Шанхайской организации сотрудничества»2.

Таким образом, в заключение исследования

этого вопроса следует сказать, что меры, направленные на укрепление мер доверия Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана с Китаем приобретают все более комплексный характер и имеют тенденцию к осуществлению в рамках признания всеми государствами многополюсности международного мира, а в будущем в зависимости от развития содержания межгосударственных отношений могут послужить основой для процесса становления СВМДА. Подтверждением к сказанному служит тот факт, что стороны, подписав 15 июля 2001 года специальную Декларацию, создали на основе «шанхайской пятерки» новое международное учреждение - Шанхайскую организацию сотрудничества, которая впоследствии трансформировалась в одну из крупнейших и влиятельных международных организаций.

Зерттеудщ мацсаты мемлекеттж шекараньщ цуцьщтьщ жагдайы женшдеп Казацстанныц, Кыргызстанныц, Тэжжстанныц жэне Ресейдщ Кытаймен сешм шараларын арттыру Yшiн Казацстанмен жYргiзiлетiн шараларды зерттеу болып табылады. Рылыми ж±мыстыц мазм±ны Казахстан Республикасыныц, Тэуелаз Мемлекеттер Достастыгы мемлекеттерiнiц жэне Кытай Халыщ Республикасыныц мемлекеттiк шекаралардыц к±к;ык;тык; жагдайын аныцтауга багытталган. Осы жумыста мемлекеттiк шекараныц цу^ытыщ жагдайын аныцтау женiндегi сурацтыц тарихы, Казахстан Республикасыныц халыщаралыщ мiндеттемелерi царастырылады.

Целью исследования является анализ мер, принимаемых Республикой Казахстан, по мерам доверия Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана с Китаем в части статуса государственной границы. Научная статья посвящена правовому статусу государственной границы Республики Казахстан, стран Содружества Независимых Государств и Китайской Народной Республики. В статье рассматривается история вопроса по определению статуса государственной границы, международные обязательства Республики Казахстан.

The purpose of the present research is the analyses ofmeasures undertaken by the Republic of Kazakhstan on measures ofconfidence ofKazakhstan, Kyrgyzstan, Russia and Tajikistan to China in part ofstatues of the state border. The research article devoted to legal statues of the state border of the Republic ofKazakhstan, CIS countries and People&s Republic of China. The article considers the history of question on determination of statues of the state border, international obligations of the Republic of Kazakhstan.

1 Ратифицировано Законом РК от 3 июня 2003 года № 422-11 // Информационно-справочная система РК «Юрист» за 2008 г.
2 Ратифицировано Законом РК от 21 июля 2007 года № 281-ШИнформационно-справочная система РК «Юрист» за 2008 г.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты