Спросить
Войти

Место и значение монастырей в культуре города Костромы

Автор: указан в статье

УДК 271:008(471.317)

DOI: 10.24411/2309-5164-2019-17823

ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Протоиерей Игорь Долгий, магистрант 2 курса обучения (гр. 17-Имз-1) института гуманитарных наук и соц. технологий (ИГНиСТ), кафедра истории г. Кострома, Костромской государственный университет dolgiy75@mail.ru, +7(960)7396794

МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ МОНАСТЫРЕЙ В КУЛЬТУРЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ

В данной статье дается обзор монастырей, существовавших и существующих в городе Костроме. В рамках историко-культурологического подхода анализируется динамика монашества как течения в христианстве до полной инкорпорации монастыря как духовной и архитектурной доминанты в ландшафт города. Кроме этого актуализируются некоторые вопросы правового статуса костромских монастырей.

Монашество как христианский институт возникло далеко не сразу после рождения Христа и утвердилось лишь в IV веке. Как известно, первые христианские святые были мучениками, которые ради своей веры пострадали от господствовавших в первые века новой эры язычников. Жития этих святых изобилуют многочисленными примерами принятия мученической смерти ради веры Христовой. Поэтому наиболее ярким примером христианской добродетели, вплоть до Миланского эдикта 313 года, было принятие смерти от рук язычников при сохранении собственных убеждений и веры во Христа.

С признанием императором Константином христианства как государственной религии изменился расклад сил, и, что более для нас важно, изменилась сама концепция христианской модели поведения. Если христианство перестало быть гонимым государством, возник закономерный вопрос, каким образом христианин должен проявлять свою добродетель. Именно тогда, в IV веке, зародился институт монашества. Концепция монашества изначально заключалась в уходе от мирской суеты в отдаленные безлюдные места, где ничто постороннее не могло

Протоиерей Игорь Долгий магистрант 2 курса обучения (гр. 17-Имз-1) ИГНиСТ

помешать людям приобщаться к Божественному1. Наиболее ярким примером подобного явления может служить монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове, существующий и по сей день. Отметим, что подобное прочтение концепта монастыря и монашества, как института веры, не утратило свое значение и по сей день. Именно в русской культуре, благодаря бескрайним просторам страны, утвердилось и отшельничество, и создание удаленных обителей (особенно на Русском Севере), отличавшихся своей строгостью и аскезой. Отсюда произошла и великая схима, являющаяся высшей ступенью монашества, означающая совершеннейшее отчуждение схимонаха от мира для соединения с Христом.

Но помимо отшельничества в Византии V века зародился и другой тип монастырской жизни: сто лет спустя многие забыли, что монастыри зародились как движение наиболее ревностных христиан, желавших отрешиться от мира. К концу V века монастырь стал восприниматься еще и как центр духовной жизни вблизи или даже внутри городов. Таким образом в византийской практике монастырь принял на себя еще и образовательную функцию, которая заключалась в развитии грамотности, литературы, сохранении культурного наследия. Именно эта функция монастыря была заимствована Русью после ее крещения. Не случайно, первые рукописные книги на церковно-славянском языке на Руси были религиозного содержания.

Монахи же стали людьми, которые, уйдя от мирских забот, стали примером учености; именно монастыри долгие века хранили в своих недрах как бесценные христианские книги, так и светские произведения, дошедшие до наших дней именно благодаря трудам людей, живущих в монастырях.

Город Кострома, как один из центров духовной жизни северо-востока Руси, также стал местом, где было основано несколько наиболее известных и почитаемых монастырей, сыгравших значительную роль в становлении не только христианства, но и российского государства. Рассмотрим эти монастыри более подробно.

Самым известным как в самой Костроме, так и за ее пределами является Ипатьевский монастырь (Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь). История самой обители исследовалась в многочисленных трудах как дореволюционного периода, так и современного2 периода. Для нас в данном случае представляется важным актуализировать значение этой обители в культурно-историческом контексте. В данном аспекте монастырь представляет собой крайнюю точку города (напомним, что по легенде монастырь был основан татарским мурзою Четом, перешедшим в православие под именем Захария), противоположной же точкой которого является татарская слобода, кстати, сохранившаяся и поныне. Датой основания монастыря считается 1330 год3. Таким образом, само существование православного города ограничивается инородными границами, что не может не иметь глубокого экзистен1 Напомним, что сам термин происходит от греческого слова «monos» - один.

2 Более подробно см. Монастыри Костромской епархии. С. 16-57.
3 Там же. С. 16.

циального подтекста. Православная вера и христианская культура вбирали в себя не только собственные смыслы, но и могли основываться на глубоко чуждых идеях, которые в итоге инкорпорировались в глубоко христианские мотивы. Заметим, что помимо татарских вкраплений, сама Кострома является, по мнению ряда ученых, словом угро-финского происхождения. Иными словами, Ипатьевский монастырь, стоящий на берегах реки Костромы, стал неким символом древней инкультурации различных этносов и культур, пришедших и приведших в итоге к зарождению не только православного сознания, но и российской православной государственности, ставшей впоследствии «колыбелью» Дома Романовых. Поэтому Ипатьевский монастырь символизирует не только христианские основы, но и межэтнические отношения, лежащие в основе всей русской государственности.

Разделив судьбу большинства православных монастырей в ХХ веке, Ипатьевский монастырь был сначала закрыт. Часть строений была разрушена, но в Новейшее время монастырь возродился, сохранив за собой символическое значение, при этом став не только православным монастырем вновь, но сохранив за собой статус музея, символизируя изначальную свою не только христианскую природу, но и то первоначальное стремление к примирению различных ветвей общества: православную и иноверческую, а теперь религиозную и светскую.

Совсем иную картину являет собой Богоявленско-Анастасин женский монастырь. Древняя костромская обитель была основана в XV веке, при этом изначально была Богоявленским мужским монастырем. В таком статусе он просуществовал до 1847 года, когда разрушительной силы пожар уничтожил все принадлежавшие монастырю постройки. В 1868 году остатки монастыря были переданы в ведение Крестовоздвиженского Анастасинского монастыря, который находился совсем неподалеку. Данные трансформации не сохранились в исторической памяти города. Безусловно, архивные материалы открывают интереснейшее поле для исследователей, мы лишь отметим, что именно в 1868 году судьба двух монастырей слилась воедино, и удивительным образом разрушенный монастырь поглотил Крестовозд-виженский. История эта столь же грустна, сколь и обычна. Приход к власти большевиков предопределил разгром монастырского комплекса. Если большей части Ипатьевского монастыря удалось уцелеть, то на это имеется целый ряд причин: во-первых, монастырь был не только церковной постройкой, но и представлял средневековую крепость1, которая была приспособлена большевиками под собственные утилитарные нужды; во-вторых, память о спасении основателя династии Романовых вполне укладывалось в большевистскую концепцию народного сопротивления иноземным захватчикам; в-третьих, достаточно удаленный от центра города монастырь не «занимал» важную землю для строительства «социалистического» мира.

1 Подробнее см.: Долгий, И.Н. Проблемы историко-правового статуса церковного имущества в современной истории России: региональный аспект // Сапоговские штудии 2018. Актуальные вопросы гуманитарного знания. - Кострома: Костромской государственный университет, 2018. - Вып III. С. 78-85.

Находящиеся же в центре города, даже по меркам столетней давности, монастыри (которые юридически объединили в один монастырь еще в конце XIX века) понесли разрушительные потери: «В 1919 г. обитель закрыли. К концу 1920-х были уничтожены стены и башни монастыря. Никольская («Салтыковская») церковь разрушена в 1936 г. В 1982 г. от пожара сильно пострадал Богоявленский собор, в котором к тому времени размещался областной архив»1. Строения Крестовоздвиженского монастыря были утрачены в советское время полностью. На их место пришла сталинская ампирная номенклатурная застройка. Наиболее древние храмы Костромы, входившие в комплекс Крестовоздвиженского монастыря, были уничтожены в 1930-х годах. Еще в середине 2000-х можно было отыскать среди жилых домов остовы монастырских строений, но, думается, в 2018 году на их месте едва ли уже что-то отыщется.

В годы советской власти окончательно не уничтожили объединенный монастырь, и сразу с падением советского режима он был возрожден и в 1990 году передан Костромской Епархии. А учитывая то, что кафедральный собор Костромского кремля был также разрушен большевиками, 18 августа 1991 года в Богоявленский собор, ставший к тому моменту кафедральным, была перенесена чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери. Наиболее чтимая костромская святыня сделала монастырь чтимым и популярным местом как среди костромичей, так и среди паломников, прибывающих в Кострому с целью прикоснуться к столь чтимой иконе.

Помимо указанных выше монастырей в Костроме существует еще и Знаменский женский монастырь, основанный в 1993 году рядом с восстановленной Знаменской церковью близ древнего храма Воскресения Христова на Дебре. Столь молодая обитель, находящаяся в самом центре Костромы, свидетельствует о том, что духовная православная жизнь города не только сохраняется, но и развивается с новыми силами. Создание нового монастыря говорит о возвращении города к православным традициям.

Вообще, монастырь, как христианский институт, продолжает сохранять и развивать древнюю традицию не только по служению Богу, но и по поддержанию культурного уровня того места, в котором он находится. Костромские монастыри переживали как свои взлеты (сохранили для России первого царя из династии Романовых), так и упадки (в советский период все монастыри были закрыты и частично или полностью разрушены); тем не менее все это не смогло сломить православный дух Костромы и костромичей, и уже в новейшее время город остается местом существования одних из самых почитаемых монастырей России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Денисов, Л.И. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908 г. - 996 с.
1 Монастыри Костромской епархии. С. 114.
254
2. Долгий, И.Н. Проблемы историко-правового статуса церковного имущества в современной истории России: региональный аспект // Сапоговские штудии 2018. Актуальные вопросы гуманитарного знания. - Кострома: Костромской государственный университет, 2018. - Вып III. С. 78-85.
3. Костромской Ипатьевский монастырь. Историко-археологический очерк. Сост. И. Баженов. Кострома, 1909.
4. Монастыри Костромской епархии. Кострома: Линия график Кострома, Костромская епархия РПЦ. 2009 г. - 282 с.

Priest Igor Dolgij Kostroma, Kostroma State University dolgiy75@mail.ru, +7(960)7396794

THE PLACE AND IMPORTANCE OF THE MONASTERIES IN THE CULTURE OF THE KOSTROMA

This article reviews monasteries that existed and exist in the city of Kostroma. Within the framework of the historical and culturological approach, the dynamics of monasticism as a current in Christianity is analyzed up to the full incorporation of the monastery as a spiritual and architectural dominant in the landscape of the city. In addition, some issues of the legal status of the Kostroma monasteries are actualized.

монастырь Кострома городская культура монашество культурная доминанта. monastery kostroma urban culture monasticism cultural domi- nance.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты