Спросить
Войти

Александр Михайлович Василевский: от семинариста до маршала

Автор: указан в статье

КОСТРОМСКАЯ СЕМИНАРИЯ: ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ

УДК 947.084:281.93(092)

DOI: 10.24411/2309-5164-2019-17802

Священник Георгий Андрианов,

кандидат богословия, ректор Костромской духовной семинарии E-mail: rector44@mail.ru

Белов Андрей Михайлович,

доктор исторических наук, профессор, Костромской государственный университет, belovi_1957@mail.ru

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ВАСИЛЕВСКИЙ: ОТ СЕМИНАРИСТА ДО МАРШАЛА

Статья посвящена жизненному пути Маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского. В 1914 году он окончил Костромскую семинарию и ушел добровольцем на фронт Первой мировой войны. Военная служба стала для него судьбой. В статье рассматриваются взаимоотношения советского маршала с отцом, который был православным священником. Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Костромская духовная семинария, Сталин, ГУЛаг, маршал Василевский, маршал Шапошников, единоверие, Первая мировая война, Вторая мировая война.

«Кто хранит наставление, тот на пути к жизни»

(Притчи 10, 17)

Будущий маршал родился 16 сентября 1895 года (по старому стилю). Сам он всегда считал, что появился на свет 17 сентября в один день со своей матерью - Надеждой Ивановной Василевской (|1939), в девичестве Соколовой, дочерью псаломщика села Углец, Ки-нешемского уезда Костромской губернии1 (карта 1, 2).

1 Село Новая Гольчиха до революции относилось к Кинешемскому уезду Костромской губернии. В 1918 году оно вместе с уездом вошло в Иваново-Вознесенскую губернию, в 1925 году включено в черту города Вичуга.

Белов Андрей Михайлович, доктор исторических наук, профессор

Священник Георгий Андрианов, кандидат богословия, ректор Костромской духовной семинарии

Его первоначальная фамилия была Васильевский, которую Александр Михайлович сменил к концу обучения семинарии на знакомую нам ныне -Василевский. На парадной виньетке выпускников семинарии 1915 года Александр Михайлович указан как А.М. Василевский (фото 1). Но в Государственном архиве Костромской области сохранилось прошение от 20 декабря 1914 года воспитанника VI класса первого отделения Костромской духовной семинарии Александра Васильевского ректору семинарии протоиерею Виктору Чекану1 о допуске к сдаче досрочных экзаменов (фото 2). «Имея желание поступить в ряды действующей армии и надеясь получить на то согласие родителей, прошу Вас, Ваше Высокопреподобие, разрешить мне держать ускоренные экзамены в январе месяце 1915 года»2, - писал будущий маршал.

Вопрос о причинах для смены фамилии остаётся открытым. Однако, он представляется не таким принципиальным, как история разрыва маршала со своим родным отцом в связи с вхождением в военную элиту Красной России. Об этом подробнее скажем во второй части настоящей статьи.

Будущий маршал происходил из семьи регента (дирижера церковного хора), который служил в Никольской церкви села Новая Гольчиха Кинешем-ского уезда (карта 3). Регент Михаил Александрович Васильевский (f1953) пользовался огромным авторитетом в округе, так как был знатным целителем, а также мастеровитым столяром и пасечником. «Отец мой, Михаил Александрович, лишился своего отца в 17 лет... Единственное, чем он обладал, это хорошим голосом. Кто-то посоветовал ему устроиться в хор костромского собора. Из Костромы он вернулся к себе в родные места и стал церковным регентом»3.

Предки военачальника являлись старообрядцами, которые вернулись из раскола, но сохранили традиционный жизненный уклад. Они принадлежали к единоверию, т.е. особому направлению в старообрядчестве, сторонники которого не являются раскольниками, а при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) признают юрисдикцию официальной Церкви (в то время Святейшего Правительствующего Синода).

Никольский храм села Новая Гольчиха (фото 3) являлся единоверческим, следовательно, отец маршала вел службу по старому обряду. В 1884 году один исследователь-краевед писал: «Местная единоверческая церковь пользуется большой известностью в крае по своему богатству. Кроме размеров и изящества в архитектурном отношении она замечательна иконами старинного письма, в дорогих окладах; престол и жертвенник вылиты из серебра и покрыты стеклянной оболочкой. Вокруг церкви - тенистое кладбище,

1 Протоиерей Виктор Георгиевич Чекан (1862 - после 1923 гг.) - последний ректор старой Костромской семинарии. Родился в г.Оргеев Бессарабской губернии, в семье священника. Он окончил Кишинёвскую духовную семинарию (1882 г.) и Киевскую духовную академию (1886 г.). Назначен ректором Костромской семинарии 4 ноября 1906 г.
2 Прошение от 20.12.1914 / Историко-документальная выставка «Из истории Костромской духовной семинарии» / Официальный сайт Государственного архива Костромской области [Электронный ресурс]. - URL: http://kosarchive.ru/expo39 (дата обращения 2018-04-24).
3 Василевский А.М. Дело всей жизни. — М.: Политиздат, 1978 (320 стр.). Здесь и далее используется электронный текст из сети интернет. [Электронный ресурс]. - URL: http://militera.lib.ru/ memo/russian/vasilevsky/index.html (дата обращения 2018-04-24).

КАР ТА

Карта 1. Кинешемский уезд. 1913 г.

Карта 2. Месторасположение с. Углец

Карта 3. Месторасположение с. Новая Гольчиха

Карта 4. Месторасположение с. Новопокровское

Карта 5. Месторасположение с. Пархачево

Фото 2. Прошение Александра Васильевского ректору о допуске к сдаче досрочных экзаменов от 20 декабря 1914 года. ГАКО, ф. 432, оп. 1, д. 4406, л. 8.

Фото 5. Купол Успенской церкви в Пархачево

Фото 6. Будущий маршал -студент семинарии

Фото 9. Леонид Иосифович Смирнов

Фото 10. Николай Александрович Фигуровский

Фото 11. Группа костромских семинаристов. Будущий маршал второй слева в нижнем ряду

Фото 12. Вид на Костромской кремль в 1913 г.

Фото 13. Работы по восстановлению Костромского кремля. Октябрь 2018 г.

Фото 15. Николай II выаодит из Троицкого собора Ипатьевского монастыря.

Кострома, 1913 г.

Фото 17. Генерал М.И. Драгомиров

Фото 18. Фото вместе с сослуживцем в начале Первой мировой войны

Фото 19. Ансамбль церквей на Площадке в Костроме. Снесены в 1930 г.

Фото 20. Решение Правления семинарии о размещении лазарета для раненых. ГАКО, ф. 432, оп. 1, д. 4410, л. 178

Фото 21. А.М.Василевский -молодой командир Красной Армии

Фото 23. Маршал Б.М. Шапошников в бытность офицером царской армии

Фото 22. Комбриг А.М. Василевский. Участник переговоров о мире с Финляндией. 1940 г.

Фото 24. Б.М. Шапошников в маршальском мундире

Фото 25. Генерал-майор Фото 26. Вместе с Г.К. Жуковым

А.М. Василевский. Начало Великой Отечественной войны

Фото 27. Начальник Генерального штаба во время Великой Отечественной войны

Фото 29. Маршал А.М. Василевский. 1946 г.

Фото 30. Маршал А.М. Василевский принимает парад в качестве военного министра. 1949 г.

Фото 32. Маршал Василевский с супругой в момент получения первых экземпляров книги маршала

Фото 33. Работа в качестве депутата Верховного Совета СССР

Фото 37. Фото с отцом

Фото 38. Портрет маршала в Галереи выпускников Костромской духовной семинарии

Фото 39. Патриарх освящает памятные знаки

с высокой решетчатой оградой»1. В 1882 году при Никольской церкви на средства И.А. Миндовского выстроили единоверческое училище.

В 1955 году Никольский храм был снесен. Ныне на его месте стоит каменный жилой дом в несколько этажей советской постройки (г. Вичуга, ул. Василевского, д. 13)2. Местное кладбище также полностью уничтожено. Сохранились только деревянные «поповские дома», в одном из которых и родился будущий маршал Василевский.

Когда младенцу исполнилось два года, его отец стал священником и получил назначение в новопостроенный Вознесенский храм в селе Новопокров-ское в 30-ти км на юг от Кинешмы (карта 4). Церковь возвели в 1896 году на средства крестьян деревни Калинихи при участии потомственного гражданина, крупного фабриканта Д.Ф. Морокина.

Храм в Новопокровском являлся единоверческим, поэтому отец Михаил Васильевский привычно служил по старому обряду. В настоящее время Вознесенская церковь села Новопокровское имеет традиционный приход, находится в ведении Кинешемской и Палехской епархии Ивановской митрополии Русской Православной Церкви. Храм сегодня является действующим и постепенно восстанавливается (фото 4).

История распорядилась так, что единственным священником Вознесенского храма стал отец Михаил. При храме имелась церковно-приходская школа, где он преподавал, а с 1914 года учительствовала его дочь. В этой приходской школе отрок Александр получал начальное образование. При храме также существовал прекрасный хор, который успешно действовал, несмотря на препятствия властей, даже в 1930-х годах.

Ответственное отношение к настоятельским обязанностям являлась общей чертой для духовной фамилии Васильевских. Так, брат отца Михаила -священник Александр Васильевский служил в Успенской церкви (фото 5) села Пархачево Кинешемского уезда (карта 5). «Это был замечательный священник! - вспоминают прихожане. - Было у него 19 певчих. Служил он в старинном храме, построенном князьями Трубецкими. Пение было очень красивое... Была даже приходская школа, потом при советской власти ее закрыли. Удивительно, что он остался жив. Непонятно, как это могло быть, возможно, что отец Александр пользовался покровительством маршала. Сына отца Александра убили на войне. Когда храм в селе был закрыт, отцу Александру пришлось тяжело, но он никуда не уезжал года до 1953 [года]. Пропитания не было, напротив дома батюшки построили клуб, где шло кино и танцы. Но батюшка не падал духом. Он любил играть на скрипочке мелодии церковных молитв, часто сидел на крылечке и играл. В такие годы никто не слышал от него слова возмущения или ропота. Собирались они с певчими тайно и служили»3.

1 Антонов И. Негасимый свет. Судьбы храмов и судьбы людей земли ивановской. - Иваново, 2000. - С.79.
2 Вйчуга - город в Ивановской области России (с 1925 г.). Является административным центром Вичугского района.
3 Савченко Н. Заботился ли Сталин о священнике Михаиле Василевском? [Электронный ресурс]. - Режим дост[Электронный ресурс]. - URL: http://beloedelo.com/researches/article /?167 (дата обращения 2018-04-24).

С малых лет будущий маршал наблюдал за стройностью литургического пения, за построением богослужебного порядка, за отношением единоверов к молитвенным текстам. Возможно, что именно это, привитое сызмальства, чувство стройности и порядка позволило ему в будущем дирижировать фронтами, управлять огромными массами войск, понимать общую картину сражений, проникаться законами военного дела.

В семье было восемь детей (шесть сыновей и две дочери), сам Александр Михайлович был четвертым ребенком - и «все мы от мала до велика трудились в огороде и в поле»1. Скорее всего, с этого времени он полюбил земледелие и стремился к тому, чтобы сделать его менее трудоемким и более плодотворным. Кроме того, развитие агрокультурных технологий, появление новой сельскохозяйственной техники, возникновение более продвинутых методов земледелия широко освещалось в периодических изданиях конца XIX века. В связи с высокой культурой чтения в священнических семьях юноша мог знакомиться с этими материалами.

Александр захотел стать агрономом или землемером. Но первоначально он хотел видеть себя сельским учителем, по примеру своего отца. «Я мечтал, - вспоминал маршал, - окончив семинарию, поработать года три учителем в какой-нибудь сельской школе и, скопив небольшую сумму денег, поступить затем либо в агрономическое учебное заведение, либо в Московский межевой институт». На рубеже веков главной ценностью являлась земля. Поэтому профессия агронома представлялась юному Александру прогрессивной, высокооплачиваемой и престижной. Для сегодняшних реалий ближайшее сравнение - это востребованная работа программиста-компьютерщика. Родители не препятствовали его желанию, но настояли на получении духовного образования (фото 6).

В то время для получения светской специальности поповским сыновьям всё равно приходилось следовать проторенной дорогой и получать первоначальное образование в религиозной школе. Поступление сразу в университет являлось обременительным делом для многодетных семей духовенства. Семинария давала хорошее общее образование и открывала возможность поступления в университеты лицам, окончившим четыре класса. Это право являлось очень важным моментом для жизненного пути, который избрал для себя Александр, поэтому он активно поддержал протесты против объявленного властями запрета семинаристам поступать в светские университеты.

Таким образом, являясь выходцем из духовного сословия, он изначально не связывал свою жизнь со служением Церкви в качестве священника. Его родные братья также не стали священниками. Возможно, что первоначально кто-то из них и хотел пойти по стопам отца, но потом это стало смертельно опасным. В советское время угрозу представляли даже биографические сведения, но Александр Василевский не пытался скрыть своё происхождение. Особого смысла в этом не было, т.к. чекисты знали всё. Когда его родной брат Василий, штурман дальней авиации, скрыл своё происхождение, то сразу же был изгнан из партии.

1 Дело всей жизни (см. сн. 4).

Так сложилось, что Костромская семинария готовила священника, а он стал маршалом Советского Союза, дважды Героем Советского Союза, дважды кавалером Ордена Победы. Здесь уместно привести ответ митрополита Сергия (Страгородского) на вопрос Сталина, заданный во время встречи в Кремле в 1943 году.

«Почему у вас нет кадров?» — спросил Сталин, вынув изо рта трубку и в упор глядя на своих собеседников. Гости смутились, так как всем было известно, что кадры перебиты в лагерях1. Митрополит Сергий ответил так: «Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится маршалом Советского Союза». Довольная усмешка появилась на лице Сталина. Он сказал: «Да, да, как же. Я семинарист. Слышал тогда и о вас». Затем он стал вспоминать семинарские годы. Сказал, что мать его до самой смерти сожалела, что он не стал священником2.

Конечно, в канун революционных событий духовные власти знали, что не все выпускники готовы связать свою жизнь с Церковью, но надеялись хотя бы заронить в них доброе семя Истины. В своих мемуарах маршал А.М. Василевский написал: «Я выходец из духовного сословия. Но таких людей в России были десятки тысяч. Я был офицером в царской армии. Но и их в России насчитывалось множество»3.

Трудно не согласиться с маршалом. Только из Костромской духовной семинарии вышли выдающиеся деятели советского периода, которые являлись сыновьями священнослужителей: Иван Федорович Правдин (18801963), учёный-ихтиолог, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки; Сергей Николаевич Реформатский (1860-1928), советский химик-органик в области металлоорганического синтеза, член-корреспондент Академии наук; Леонид Иосифович Смирнов (1889-1955) член-корреспондент Академии медицинских наук, профессор, основоположник отечественной нейроморфологии; Николай Александрович Фи-гуровский (1901-1986), советский химик и историк науки, декан кафедры истории науки Московского государственного университета и другие (фото 7-10).

Таких выходцев из духовного сословия много было по всей России. Самоотверженное служение своей Родине в мирской профессии стало для них жизненным призванием (фото 11). Здесь нет конфликта с верой. Люди, сидевшие с ними за одной партой в семинарии, избрали для себя стезю священников, и многие подтвердили свой выбор мученической кончиной или подвигом исповедничества в период гонений4.

1 На тот момент в Советском Союзе в живых осталось меньше двадцати архиереев из 180-ти, большинство находилось в ГУЛаге, трое присутствовали на той встрече с главой государства.
2 Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. - М.: Издательство Спасо-Пре-ображенского Валаамского монастыря, 1997. - С. 412.
3 Дело всей жизни (см. сн. 4).
4 См. подробнее: Ремезов Д.С. Святые, связанные с историей Костромской духовной семинарии // Ипатьевский вестник: научно-богословский журнал Костромской духовной семинарии. -Кострома, 2017. - №5. - С.93-112.

В 1909 году, окончив духовное училище в Кинешме, будущий маршал поступил в Костромскую духовную семинарию1. Семинарист Васильевский с любовью описывал древнюю Кострому с её широкой Волгой, неповторимой планировкой и великолепными кремлевскими соборами, которые восстанавливаются в настоящее время. «Весной и осенью мы любили с противоположного берега реки любоваться городом»2, - вспоминал позднее Александр Михайлович (фото 12-13).

На рубеже Х1Х-ХХ веков Костромская духовная семинария переживала свой расцвет. «Все мы отлично знали, что именно в Костромской семинарии учились профессор медицины В.С. Груздев, профессор физики Г.А. Любав-ский, академики Ф.И. Успенский, В.О. Ключевский»3. Учился Василевский усердно. Привычка к вдумчивой работе зародилась у него именно в духовной школе. Позднее сын маршала наблюдал за тем, как отец относился к составлению текстов во время работы над мемуарами: «Он по складу гуманитарий... Писал он сам каллиграфическим почерком и требовал неукоснительно потом перепечатывать всё до запятой - не допускал правок. Вставал утром и после завтрака садился за работу. Ежедневно»4.

На его судьбу серьезно повлияла Первая мировая война. 1 декабря 1914 года «Костромские епархиальные ведомости» сообщали: «В течение двух первых месяцев текущего учебного года - сентября и октября - 30 воспитанников семинарии выбыли из неё по прошению, с согласия своих родителей, для поступления частию в военные училища, частию ж - добровольцами в действующую армию. Среди выбывших из семинарии для поступления добровольцами есть 4 воспитанника выпускного класса, которым до окончания курса оставалось всего несколько месяцев»5.

«Меня охватили патриотические чувства любви к России, - писал А.М. Василевский, - поэтому мы с несколькими одноклассниками попросили держать [в семинарии] выпускные экзамены экстерном, чтобы затем отправиться в армию»6. Так, во второй половине января 1915 года из Костромской семинарии в армию ушло шесть человек, окончивших курс досрочно - Анатолий Ильинский, Евгений Белокрылин, Михаил Сахаров, Николай Петропавловский, Дмитрий Сычев и Александр Василевский7.

Василевский поступил в московское Алексеевское пехотное училище, которое считалось третьим в Российской империи по престижности после Пав1 Город Кинешма до 1918 года находился в Костромской губернии. Ныне является административным центром Кинешемского района Ивановской области.

2 Дело всей жизни (см. сн. 4).
3 Дело всей жизни (см. сн. 4).
4 Воспоминания И.А. Василевского / Меркачева Е. Маршал милостью Божией // Московский комсомолец. - №26443. - 01.02.2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mk.ru/social/ interview/2014/01/31/978635-marshal-milostyu-bozhey.html (дата обращения 2018-04-24).
5 Великая Отечественная война и костромские семинаристы // Костромские епархиальные ведомости. - 1914. - №23. - С.514.
6 Дело всей жизни (см. сн. 4).
7 Как отразилась на жизни Костромской духовной семинарии Великая Отечественная война наших дней в 1914-15 учебном году // Костромские епархиальные ведомости. - 1916. - №12. - С.178.

ловского и Александровского (фото 14). С 1906 году шефом училища являлся наследник трона цесаревич Алексий, убитый в 1918 году вместе со всей семьей императора Николая II. В мае 1913 года, являясь студентом первых курсов семинарии, будущий маршал, вероятно, мог видеть царскую семью в Костроме во время юбилейных торжеств в честь 300-летия Дома Романовых (фото 15).

По окончании офицерских курсов А. М. Василевский направляется в 9-ю армию Юго-Западного фронта (фото 16). В первые месяцы войны, когда наши войска одерживали на Юго-Западном фронте одну за другой победы над австрийцами, в России стихийно возникла традиция проведения манифестаций в честь побед русского оружия. Инициаторами и основными участниками этих манифестаций являлась, главным образом, учащаяся молодёжь, в первую очередь, учащиеся духовных семинарий.

Получив известие о победе, костромские семинаристы массово покидали уроки и с портретами императора и российскими флагами манифестировали по городу. При следующей победе история повторялась. Начальство смотрело на подобные инициативы отрицательно, но сделать ничего не могло. Инициаторы манифестаций направлялись к другим учебным заведениям и, несмотря на противодействие администрации, вовлекали учеников старших классов на манифестацию.

Полководец вспоминал, что наиболее дельный совет о статусе командира он почерпнул в трудах выдающегося военного теоретика генерала Михаила Ивановича Драгомирова1 (фото 17) о решающем значении нравственного фактора в военном деле, благодаря чему у него не возникало недоразумений с подчиненными2. Незадолго до Брусиловского прорыва А.М. Василевский был назначен командиром роты. Командир полка вскоре признал её одной из лучших по боеспособности. «Успех же объяснялся доверием, которое оказывали мне солдаты»3.

В рапорте о награждении его солдатским Георгиевским крестом IV степени сказано: «В боях с 27 по 30 июля 1917 года... под сильным ружейным, пулеметным и артиллерийским огнем противника шел все время впереди цепи, ни на минуту не теряясь, ободрял солдат словами и своей личной храбростью и мужеством увлекал их за собой»4. Среди других наград молодого офицера - орден Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» и орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (фото 18).

Брусиловское наступление в мае 1916 года имело важное значение для формирования взглядов А.М. Василевского на ведение боя, особенно в его организации в масштабе роты и батальона. Однако плодами побед в ходе наступления на юге командование царской армии воспользоваться уже не успело.

1 Генерал М.И. Драгомиров (f1905) - один из ведущих военных педагогов своего времени, в 1878 году возглавил Академию Генштаба. Драгомировский «Учебник тактики» (1879) служил настольной книгой для нескольких поколений военачальников России.
2 Дело всей жизни (см. сн. 4).
3 Дело всей жизни (см. сн. 4).
4 Цит. по: Патрикеев С.Б. Сводные списки кавалеров Георгиевского креста 1914-1922 гг. - М.: Духовная Нива, 2013. - T.VIII. - С.276.

Не успели построить храм-памятник погибшим героям в Костроме. В 1916 году решили создать своеобразный мемориал в память о всех костромичах, погибших на фронтах войны. Этим мемориалом должна была стать церковь Воскресения на Площадке, стоявшая в центре города. Предполагалось поместить внутри церкви мраморные доски с выбитым золотом именами всех павших на войне костромичей. Храм на Воскресенской площади должен был стать главным местом молитвенного поминовения погибших за Отечество. Однако грянувшая вскоре революция оставила этот план неосуществленным. Весной 1930 года Воскресенская церковь, «как уродующая площадь и стесняющая уличное движение, особенно во время митингов и демонстраций в пролетарские праздники»1, была разрушена (фото 19).

Вместе с тем военная служба стала очень престижной в обществе. Армию всячески поддерживали. Часть помещений семинарии отдали под госпиталь для раненых (фото 20). Один из студентов Костромской семинарии того времени, будущий основоположник истории химической науки Николай Александрович Фигуровский2 вспоминал, с каким восхищением студенты младших классов смотрели на прибывшего с фронта молодого штабс-капитана Александра Василевского. Тот пришел в офицерской форме с шашкой и залихвацки рубил ею крупные царские пятаки напополам3.

«Если хочешь быть красивым - поступай в гусары», - говорил Козьма Прутков. За блестящим фасадом молодого офицера скрывалась боль от ужасов войны, от осознания её несчастий и горя. К этому добавлялось ощущение надвигающейся катастрофы в вооруженных силах. Как свидетельствует А.М. Василевский, революция привела сначала к расколу, а затем и к развалу армии. «Теперь мне казалось, мы будем отстаивать республику и интересы революционной отчизны. Но вскоре я увидел, что эти интересы люди понимают по-разному. Армия раскололась»4. Декрет о мире привел к братанию русских солдат на юге с австрийцами. В это же время началась стихийная демобилизация. «В конце ноября 1917 г. я уволился в отпуск.., а в декабре, был уже дома»5.

Вернувшись с войны, Александр Василевский всё же успел поработать сельским учителем. В июне 1918 года был назначен инструктором всевобуча

1 Цит.по: Церковь Воскресения Христова и Георгия Победоносца «На площадке» в Костроме. [Электронный ресурс]. - URL: http://lifekostroma.ru/cerkov-voskreseniya-hristova-i-georgiya-pobedonosca-na-ploshhadke-v-kostrome (дата обращения 2018-04-24).
2 Николай Александрович Фигуровский (1901-1986) - доктор химических наук, профессор Московского университета - известен в науке не только как химик, много сделавший в области изучения капиллярных явлений и седиментометрического анализа, но и как выдающийся историк науки, основатель крупной научной школы историков химии в Академии наук и МГУ имени М.В.Ломоносова. Статья о нем, написанная его учениками, опубликована в «Ипатьевском вестнике» (Богатова Т.В., Соколов Н.В. Судьба семинариста на сломе эпох. Профессор Фигуровский и Костромская духовная семинария // Ипатьевский вестник: научно-богословский журнал Костромской духовной семинарии. - Кострома, 2017. - С.75-92).
3 См.: Богатова Т.В., Соколов Н.В. Судьба семинариста на сломе эпох. Профессор Фигуровский и Костромская духовная семинария // Ипатьевский вестник: научно-богословский журнал Костромской духовной семинарии. - Кострома, 2017. - С.87.
4 Дело всей жизни (см. сн. 4).
5 Дело всей жизни (см. сн. 4).

в Углецкой волости (Кинешемский уезд Костромской губернии), а с сентября трудился учителем начальных школ в селах Верховье и Подъяковлево Тульской губернии (ныне - территория Орловской области).

Семинарский диплом давал право на преподавание в средней школе, но начавшаяся Гражданская война остро поставила вопрос о востребованности новой революционной властью военных кадров. Весной 1919 года находившийся в отставке штабс-капитан А.М. Василевский был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и направлен в запасной батальон в город Ефремов Тульской губернии (фото 21).

В это время происходят зримые перемены в организации воинской службы. Новая Рабоче-Крестьянская Красная Армия возродила дисциплину и единоначалие. Запасной батальон, в который был призван Василевский, поразил его четкостью внутреннего распорядка, крепостью и сознательной дисциплиной.

Впоследствии маршал вспоминал: «Решение стать офицером было принято мною не ради того, чтобы сделать карьеру военного. Я по-прежнему лелеял мечту быть агрономом и трудиться после войны в каком-нибудь углу бескрайних российских просторов. Я тогда и не предполагал, что все повернется иначе: и Россия будет уже не та, и я стану совсем другим...»1

Годы Гражданской войны - жестокое время борьбы большевиков с представителями Белого движения. До сих пор можно встретить утверждение, что белые хотели восстановления царской власти. Но кто возглавлял Белое движение? - Корнилов, Алексеев, Деникин, Колчак - т.е. генералы, которые участвовали в заговоре против монархии. Поэтому Белая армия - та же революционная армия, но которая снабжалась, вооружалась и финансировалась на деньги Англии, Франции, США.

Она опиралась и фактически представляла силы, враждебные новому государству, новой России. Это обстоятельство предопределило и мотивы службы офицеров старой армии, их поступление на службу революционному государству, в Красную Армию (А.А. Брусилова, М.Д. Бонч-Бруевича, А.А. Свечина, Д.М. Карбышева, Б.М. Шапошникова и т.д.). На защиту новой России в РККА вступил и А.М. Василевский.

Господь хранил Александра Михайловича от боев с бывшими сослуживцами по старой армии. Ему довелось служить в запасных частях и обучать новобранцев военному делу. За исключением небольшого срока борьбы с бандитами Василевский фактически не участвовал в сражениях Гражданской войны. Вместе с тем, его опыт командования боевым подразделением потребовался армии после вторжения буржуазной Польши на территорию Советской России в начале 1920 года.

А.М. Василевский исполнял обязанности начальника штаба бригады, потом в течение 10 лет - командира полка стрелковой дивизии. Последовательные ступени роста профессионального военного: взвод - рота - батальон - бригада - полк дали Александру Михайловичу бесценный опыт понимания возможностей каждого из этих подразделений с точки зрения боевых особенностей каждого тактического звена. Командование полком позволило

1 Дело всей жизни (см. сн. 4).

А.М. Василевскому на практике применить принципы управления войсками, сформулированные Драгомировым, объединить руководящий состав на общее дело: «Мы работали дружно, как говорится, рука об руку»1.

В середине 1920-х годов Василевский прошел обучение на годичных курсах красных командиров «Выстрел», а по возвращении обратно в полк познакомился с новым командующим Московского военного округа - Б.М. Шапошниковым. В последующей судьбе Александра Михайловича этот человек сыграет определяющую роль.

Борис Михайлович Шапошников закончил академию Генерального Штаба ещё при царе и являлся не только выдающимся организатором, но и хорошим военным теоретиком, внесшим большой вклад в создание современной армии (фото 23). В 1927-1929 гг. Шапошников создает фундаментальный труд «Мозг армии», посвященный руководству современной войной. Он дает исчерпывающие представления о роли, функциях и структуре Генерального штаба как органа Верховного Главнокомандования.

Всё богатство книги «раскрылось передо мной постепенно, - пишет Александр Михайлович, - по мере того, как я рос сам и продвигался от одного рубежа службы к другому»2. Как и Василевский, Б.М. Шапошников закончил Алексеевское военное училище. Это обстоятельство, а также выдержанность и вежливость в отношениях с людьми, нравственные правила, уже тогда обратили внимание высокого командира на схожие черты службы более младшего по возрасту Василевского.

Судьба этих людей надолго соединится чуть позже. Талантливого командира полка начальство заметило, и вскоре в интересах дела А.М. Василевского перевели на работу в центральный аппарат Наркомата обороны в управление боевой подготовки. Работа в управлении «явилась для меня исключительно полезной школой... Мы выезжали в войска, проверяли ход боевой подготовки, выявляли ее слабые стороны, проводили для командного состава показательные занятия, отрабатывали новые методы ведения общевойскового боя»3.

1930-е годы - время формирования новых родов войск. Появляются бронетанковые бригады, первые механизированные корпуса. В это время возникают воздушно-десантные войска, авиационные соединения.

После введения Постановлением Правительства персональных воинских отличий ему присвоили звание полковника. Осенью того же года состоялся новый поворот - зачисление Василевского в первый набор Академии Генштаба. Среди предметов - дисциплины, посвященные оперативному искусству по проведению армейской, а позднее и фронтовой операции, а также теоретических курсов по стратегии. Много внимания уделялось и изучению новой техники. В конечном счете, Академия помогла пополнить и систематизировать знания, способствовала успешному выполнению в дальнейшем ответственных заданий в годы Великой Отечественной войны.

1 Дело всей жизни (см. сн. 4).
2 Дело всей жизни (см. сн. 4).
3 Дело всей жизни (см. сн. 4).

С 1937 года Василевский служит под началом Б.М. Шапошникова (фото 24) в оперативном управлении Генерального штаба. В первую очередь, это была тщательная разработка годовых приказов наркомата обороны по оперативно-стратегической подготовке руководящего состава РККА. Зимняя война с Финляндией 1939-1940 гг. не только дала Василевскому представление о современном европейском театре военных действий, но и способствовала повышению по службе. В январе 1940 года состоялись его первые поездки в Кремль, первые встречи со Сталиным.

Комбриг Василевский был включен в состав делегации по переговорам с правительством Финляндии по определению новых границ (фото 22). В результате граница была отодвинута и решен вопрос, касающийся условий для обеспечения безопасности Ленинграда, Мурманска и Мурманской железной дороги.

Испытания войны быстро показывают человеческие качества и талант военного руководителя. Военное время до предела повышает ответственность, не терпит некомпетентности, потому что от этого зависят судьбы и жизни многих людей. С первого дня именно Великая Отечественная война раскрыла в А.М. Василевском выдающиеся качества и умения полководца.

Уже 1 августа 1941 года генерал-майор Василевский назначается заместителем начальника Генерального штаба (фото 25). Во время битвы за Москву в октябре 1941 года он вошел в группу представителей Государственного Комитета Обороны, которая обеспечивала скорейшую передислокацию войск на Можайскую линию обороны. 28 октября деятельность группы высоко оценили, и Василевскому было присвоено звание генерал-лейтенанта.

В годы войны Василевский буквально жил в помещениях Генштаба. Работать приходилось круглые сутки. С 29 ноября по середину декабря 1941 года, в связи с болезнью Шапошникова, Василевский исполнял его обязанности. Вся тяжесть подготовки контрнаступления под Москвой легла именно на его плечи (фото 26).

Фактически все последующее время А.М. Василевский, как представитель Ставки, координирует действия фронтов - под Воронежем, Курском, осуществляет операции по освобождению южной Украины и Крыма, на завершающем этапе командует войсками при штурме форпоста Германии в Восточной Пруссии крепости Кёнигсберг. Затем в качестве главнокомандующего руководит военными действиями против Японии на Дальнем Востоке (фото 27).

Сталин видел в Василевском прежде всего талантливого полководца, соединившего в себе черты старой, Русской армии и новой Советской: то, что сам Сталин определял как «шапошниковская школа», по имени всегда им уважаемого маршала Б.М. Шапошникова. Отличительными чертами этой школы Шапошникова-Василевского стала глубокая проработка военных операций, всесторонняя подготовка и расчет всего необходимого для предстоящих наступлений. Отличительной чертой этой школы являлось выдвижение и опора на профессиональных военных - независимо от революционных заслуг, с опорой на прошлый, в том числе дореволюционный, военный опыт и образование (фото 28).

Сам А.М. Василевский в годы войны выдвигает целую плеяду выдающихся военачальников, воплотивших замыслы военных операций по разгрому немецко-фашистских войск. Этими полководцами стали: Маршалы Советского Союза Ф.И. Толбухин, Р.Я. Малиновский, генералы армии А.И. Антонов, И.Д. Черняховский, десятки генералов Генерального штаба и штабов всех фронтов. Все это было зримым воплощением «общего дела» - знаменитых драгомировских постулатов Русской армии, носителем которых был маршал А.М. Василевский (фото 29).

Как вспоминает сын полководца Игорь Александрович1, отец общался с Иосифом Виссарионовичем больше, чем кто бы то ни был. Докладывал о состоянии того или другого фронта. Он мог предугадать реакцию, иногда действовал вопреки мнению Сталина, если речь касалась какого-либо талантливого военачальника (фото 30). Уже после войны, отец многим помогал восстановить честное имя, участвовал в реабилитации людей, которые были незаконно осуждены2.

В 1950 году А.М. Василевский стал министром вооруженных сил СССР. Когда умер Сталин, то маршал отказался участвовать в организованной Хрущевым кампании очернить Сталина-полководца (фото 31). Он вынужденно покинул высокий пост и перешел на другую работу по военному ведомству, избирался депутатом, занимался ветеранскими организациями. Из своих 82 лет жизни более 60 лет маршал Василевский отдал военной службе (фото 3233). В последние годы жизни он боролся с тяжелым онкологическим заболеванием. Преодолевая боль, писал статьи и мемуары. Его не стало 5 декабря 1977 года.

Христианское воспитание, талант военачальника, соединившего в себе лучшие качества русского и советского полководца, порядочность человека, скромность в оценках своих трудов, - всё это воплотил в себе выпускник Костромской духовной семинарии Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский.

Жизненный путь великого военачальника остается примером для современных командиров. Но во многом нераскрытым до конца остается вопрос о разрыве А.М. Василевского с родным отцом. Некоторые авторы утверждают, что маршал опасался за свою карьеру3. Для того, чтобы продвигаться по с

Русская Православная Церковь Костромская духовная семинария Сталин ГУЛаг маршал Василевский маршал Шапошников единоверие Первая мировая война Вторая мировая война. russian orthodox church
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты