Мир книг
УДК 908(471.324) ББК 28.89
РЕЦЕНЗИЯ
НА СБОРНИК ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ «ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»
Ливенцев Дмитрий Вячеславович,
доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж)
Liventsev D.V.,
doctor of historical sciences, professor (Voronezh)
OF THE COLLECTION OF INFORMATION-METHODICAL MATERIALS: «SCHOOL-STUDY OF LOCAL LORE IN THE VORONEZH REGION: THE DIRECTION OF ACTIVITY, PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT»
Берегиня • 777 • Сова, 2012, № 3 (14)
Рецензируемый сборник информационно-методических материалов представляет собой довольно удачную попытку обобщения материалов для перспективной программы развития туристко-краеведческого движения обучающихся в Воронежской области. Прежде всего, сборник составлен опытными педагогами, большинство из которых имеют ученые степени и десятилетия научно-педагогического стажа. Среди них: Волкова И.С. -кандидат географических наук, доцент (ВГПУ), Демидов С.Р. -кандидат исторических наук, старший методист «Областного центра дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания», Дынин В.И. - кандидат исторических наук, доцент (ВГУ), Кригер Л.В. - доцент (ВГАСУ), Перцев В.А. - кандидат исторических наук, доцент (ВГУ), Саврасов А.С. - кандидат исторических наук, старший методист «Областного центра дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания».
Подобный коллектив авторов предполагает комплексный научный подход. Например, в статьях В.А. Перцева: «История сельского хозяйства Российского государства (1917 - начало 2000г.). Учебно-методические рекомендации по истории сельского хозяйства советского периода» и Ю.В. Селезнева «Монголо-татары и Воронежский край» (Материалы к поисковой деятельности школьников)» -краеведческие проблемы предстают на фоне общероссийской истории.
Более приближенными к организации процесса изучения истории родного края можно назвать работы А.С. Саврасова «Летопись Воронежского края (Методические рекомендации к составлению летописи населенных пунктов)», Л.В. Кригер «Рекомендации по исследованию поселений и населенных пунктов районов Воронежской области» и Демидова С.Р. «Экспедиция «Исчезнувшее село» (Методические рекомендации для учителей и школьников)».
В статье начальника отдела информации, публикации и научного использования документов Государственного архива Воронежской области (ГАВО) Н.Г Вороти-линой «Вопросы методики проведения генеалогических исследований» на основе доступных фондов областного архива даются основы работы по составлению родословной собственной семьи юным историком. Перекликаются с упомянутой публикацией и практические рекомендации старшего методиста «Областного центра дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания» Л.А. Кувакиной «Родословие: методика системной работы по изучению истории семьи (Из опыта работы)».
Особенно необходимо выделить труд В.А. Котюха «Технология поиска погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны с использованием интернет-ресурсов», где подробно описываются возможные методики поиска родственников, участвовавших в
Великой Отечественной войне, при помощи общедоступных электронных ресурсов.
Отдельную страницу сборника информационно-методических материалов составляет география Воронежского края, включающая статьи И.С. Волковой «Географическое краеведение: картографический метод исследования» и Репиной Е.М. «Эколого-геологические полевые исследования: гидрология (Методические указания по мониторингу рек)». Причем Репина Е.М. совмещает работу педагога-организатора в «Областном центре дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания» с обучением в аспирантуре геологического факультета ВГХ что делает ее научно-методические изыскания еще более ценными с профессиональной точки зрения.
Оригинальными разделами сборника информационно-методических материалов стали исследования Е.М. Фроловой «Литературное краеведение. Методика и специфика сбора и изучения материала» и В.И. Дынина «Народные верования русского населения Воронежского края (XIX - ХХ1вв.)». Последний автор предлагает богатый этнографический методический материал, состоящий из «Методических рекомендаций по проведению школьных полевых этнографических исследований», «Вопросника по теме «Народные верования русского населения Воронежского края»» и «Словаря-справочника специальных (этнографических) понятий и терминов».
Завершая рецензию, необходимо обратить внимание на планы по развитию туристко-краеведческого движения обучающихся в Воронежской области, представленные в двух редакционных статьях «Областного центра дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания» - «Край родной». Основные направления туристко-краеведческой деятельности учащихся в изучении историко-культурного и природного наследия Воронежского края» и «Край родной». Календарь мероприятий». Они придают личность всем статьям, опубликованным в сборнике, и задают возможные направления для будущей научно-методической работы.
Одной из целей издания сборника информационно-методических материалов было повлиять на развитие школьных музеев в направлении туристко-краеведческой деятельности. На наш взгляд, подобный значительный шаг был предпринят издателями и авторами сборника. Конечно, можно при желании найти исторические периоды и проблемы воронежского краеведения, неохваченные в рецензируемом сборнике, но данная оценка, скорее, удел слишком пристрастных критиков. Надо приветствовать книгу как опыт положительного сотрудничества педагогов высшей школы и дополнительного образования на пути популяризации и методического обеспечения изучения истории родного края.