Спросить
Войти

Рецензия на сборник информационно-методических материалов «Школьное краеведение в Воронежской области: направления деятельности, перспективы развития»

Автор: указан в статье

Мир книг

71. Ленин, В.И. Неизвестные документы. 1891-1922 гг./ В.И. Ленин. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.
72. Троцкий, Л.Д. Моя жизнь: Опыт автобиографии. Тт. 1-2/ Л.Д. Троцкий. - М.: Панорама, 1991.
73. Пути мировой революции. Седьмой расширенный пленум Исполнительного комитета Коммунистического Интернационала. 22 ноября - 16 декабря 1926 г. // Стенографический отчет. Т. II. - М.: Государственное издательство, 1927.
74. Сталин, И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза/ И.В. Сталин. - М.: Госполитиздат, 1950. - С. 196.
75. Троцкий, Л.Д. История русской революции: В 2 т. Т. 1: Февральская революция/ Общ. ред. и вступ. ст. Н. Васецкого/ Л.Д. Троцкий. - М.: ТЕРРА; Республика, 1997.
76. Дзержинский, Ф.Э. Избранные произведения. Т. 2/ Ф.Э. Дзержинский. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. - С. 352.
77. Коллонтай, A.M. Из моей жизни и работы. Воспоминания и дневники/ A.M. Коллонтай. - М.: Издательство «Советская Россия», 1974. - С. 316.
78. Троцкий, Л.Д. По поводу книги Истмена «После смерти Ленина»/ Л.Д. Троцкий// Большевик, № 16, 1925, с. 68.
79. Политическое завещание В.И. Ленина. - М.: Моск. рабочий, 1989. - С. 8.
80. Цит. по: Альтернативы, № 1(4), 1994.
81. Славин, Б.Ф. Отказ от марксизма погубит компартию» / Б.Ф. Славин// Альтернативы, 1995. - №3. - С. 169.
82. Славин, Б.Ф Реплика на письмо-отклик И. Макарова/ Б.Ф. Славин// Альтернативы, 2004. - №4. - С. 171.
83. Славин, Б.Ф Отказ от марксизма погубит Компартию/ Б.Ф. Славин// Критический марксизм: русские дискуссии. Под ред. М.И. Воейкова. - М.: Слово, 1999. - С. 184.
84. Стефан Куртуа, Николя Верт, Жан-Луи Панне и др. Черная книга коммунизма/ С. Куртуа, Н. Верт, Ж.-Л. Панне. -М.: Три Века Истории, 1999. - С.14.
85. Цит. по: Литературная газета, 1984, 27 июня.

УДК 908(471.324) ББК 28.89

РЕЦЕНЗИЯ

НА СБОРНИК ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ «ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Ливенцев Дмитрий Вячеславович,

доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж)

Liventsev D.V.,

doctor of historical sciences, professor (Voronezh)

OF THE COLLECTION OF INFORMATION-METHODICAL MATERIALS: «SCHOOL-STUDY OF LOCAL LORE IN THE VORONEZH REGION: THE DIRECTION OF ACTIVITY, PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT»

193

Берегиня • 777 • Сова, 2012, № 3 (14)

Рецензируемый сборник информационно-методических материалов представляет собой довольно удачную попытку обобщения материалов для перспективной программы развития туристко-краеведческого движения обучающихся в Воронежской области. Прежде всего, сборник составлен опытными педагогами, большинство из которых имеют ученые степени и десятилетия научно-педагогического стажа. Среди них: Волкова И.С. -кандидат географических наук, доцент (ВГПУ), Демидов С.Р. -кандидат исторических наук, старший методист «Областного центра дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания», Дынин В.И. - кандидат исторических наук, доцент (ВГУ), Кригер Л.В. - доцент (ВГАСУ), Перцев В.А. - кандидат исторических наук, доцент (ВГУ), Саврасов А.С. - кандидат исторических наук, старший методист «Областного центра дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания».

Подобный коллектив авторов предполагает комплексный научный подход. Например, в статьях В.А. Перцева: «История сельского хозяйства Российского государства (1917 - начало 2000г.). Учебно-методические рекомендации по истории сельского хозяйства советского периода» и Ю.В. Селезнева «Монголо-татары и Воронежский край» (Материалы к поисковой деятельности школьников)» -краеведческие проблемы предстают на фоне общероссийской истории.

Более приближенными к организации процесса изучения истории родного края можно назвать работы А.С. Саврасова «Летопись Воронежского края (Методические рекомендации к составлению летописи населенных пунктов)», Л.В. Кригер «Рекомендации по исследованию поселений и населенных пунктов районов Воронежской области» и Демидова С.Р. «Экспедиция «Исчезнувшее село» (Методические рекомендации для учителей и школьников)».

В статье начальника отдела информации, публикации и научного использования документов Государственного архива Воронежской области (ГАВО) Н.Г Вороти-линой «Вопросы методики проведения генеалогических исследований» на основе доступных фондов областного архива даются основы работы по составлению родословной собственной семьи юным историком. Перекликаются с упомянутой публикацией и практические рекомендации старшего методиста «Областного центра дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания» Л.А. Кувакиной «Родословие: методика системной работы по изучению истории семьи (Из опыта работы)».

Особенно необходимо выделить труд В.А. Котюха «Технология поиска погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны с использованием интернет-ресурсов», где подробно описываются возможные методики поиска родственников, участвовавших в

194 ~к

Великой Отечественной войне, при помощи общедоступных электронных ресурсов.

Отдельную страницу сборника информационно-методических материалов составляет география Воронежского края, включающая статьи И.С. Волковой «Географическое краеведение: картографический метод исследования» и Репиной Е.М. «Эколого-геологические полевые исследования: гидрология (Методические указания по мониторингу рек)». Причем Репина Е.М. совмещает работу педагога-организатора в «Областном центре дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания» с обучением в аспирантуре геологического факультета ВГХ что делает ее научно-методические изыскания еще более ценными с профессиональной точки зрения.

Оригинальными разделами сборника информационно-методических материалов стали исследования Е.М. Фроловой «Литературное краеведение. Методика и специфика сбора и изучения материала» и В.И. Дынина «Народные верования русского населения Воронежского края (XIX - ХХ1вв.)». Последний автор предлагает богатый этнографический методический материал, состоящий из «Методических рекомендаций по проведению школьных полевых этнографических исследований», «Вопросника по теме «Народные верования русского населения Воронежского края»» и «Словаря-справочника специальных (этнографических) понятий и терминов».

Завершая рецензию, необходимо обратить внимание на планы по развитию туристко-краеведческого движения обучающихся в Воронежской области, представленные в двух редакционных статьях «Областного центра дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания» - «Край родной». Основные направления туристко-краеведческой деятельности учащихся в изучении историко-культурного и природного наследия Воронежского края» и «Край родной». Календарь мероприятий». Они придают личность всем статьям, опубликованным в сборнике, и задают возможные направления для будущей научно-методической работы.

Одной из целей издания сборника информационно-методических материалов было повлиять на развитие школьных музеев в направлении туристко-краеведческой деятельности. На наш взгляд, подобный значительный шаг был предпринят издателями и авторами сборника. Конечно, можно при желании найти исторические периоды и проблемы воронежского краеведения, неохваченные в рецензируемом сборнике, но данная оценка, скорее, удел слишком пристрастных критиков. Надо приветствовать книгу как опыт положительного сотрудничества педагогов высшей школы и дополнительного образования на пути популяризации и методического обеспечения изучения истории родного края.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты