Спросить
Войти

По следам исчезнувшего полка (к вопросу о железнодорожной катастрофе у станции таловая Воронежской области в июле 1942 года)

Автор: указан в статье

ция в годы Великой Отечественной войны. Материалы научно-практической конференции, посвященной 50-летию Победы. - Воронеж. - 1995. - С. 99.

20. Там же. С. 100.
21. Там же. С. 100.
22. Там же. С. 101.
23. Газета "Коммуна" 4 февраля 1943 г.
24. Газета "Коммуна" 16 февраля, 20 февраля 1943 г.
25. Газета "Коммуна" 21 апреля 1943 г.
26. Газета "Коммуна" 10 апреля 1943 г.
27. Гриднев, Н.Г. Восстановление и развитие промышленности. Очерки истории Воронежской области. Эпоха социализма. - Изд. ВГУ - Воронеж. - 1967 - С. 284.

УДК 947.085 ББК 68.53

ПО СЛЕДАМ ИСЧЕЗНУВШЕГО ПОЛКА (К ВОПРОСУ О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ КАТАСТРОФЕ У СТАНЦИИ ТАЛОВАЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В ИЮЛЕ 1942 ГОДА)

Аннотация. В статье анализируются события, связанные с особенностями трагической гибели воинского эшелона у станции Таловая Воронежской области в июле 1942 года. Рассматривается вопрос о судьбе захоронений погибших в крушении советских бойцов и командиров 93-го стрелкового полка.

ON TRACES OF THE DISAPPEARED REGIMENT (TO THE QUESTION ON RAILWAY ACCIDENT AT STATION TALOVAJA OF THE

VORONEZH REGION IN JULY, 1942)

Filatov I.A., candidate of the history sciences (Voronezsh)

Abstract. In article the events connected with features of tragical nbsp; destruction of a military echelon at station Talovaja of the Voronezh region in July, 1942 are analyzed. The question on destiny of burial places of victims in wreck of the Soviet fighters and commanders of 93rd shooting regiment is considered.

"Такого крушения ни в одном фильме, даже о партизанской рельсовой войне в тылу врага, я не видел..." (Б.В. Левин, красноармеец).

"Мне пришлось воевать с 1941 года, повидал всякого, но то страшное зрелище потрясло. Мои солдаты, почти тридцать человек, погибли, и осталось нас всего лишь двое. Поднимали вагоны и освобождали убитых и раненых и вообще искалеченных, непохожих на людей. Погибших оказалось более 800 человек..." (З.С. Шантаев, командир взвода).

"Увиденное мной оставило самое жуткое впечатление: облепленные человеческим мясом обломки эшелона, обезображенные до неузнаваемости тела бойцов" (П.М. Зеленин, призывник) .

Все эти высказывания принадлежат людям разного возраста, произнесены в разные годы, но описывают впечатления от одного и того же трагического события, действующими лицами и очевидцами последствий которого эти люди стали.

Речь идёт о железнодорожной катастрофе у ст. Таловая, когда в ночь с 17 на 18 июля 1942 года погибло более 800 человек личного состава 93-го стрелкового полка 76 стрелковой дивизии им. Ворошилова. Тогда, в 3 часа 35 минут, на 261-й км перегона Таловая - Абрамовка Ю.-В.Ж.Д. столкнулись два эшелона: грузовой и пассажирский.

Спустя много лет ветеран войны П.М. Зеленин, который семнадцатилетним юношей-призывником принимал участие в аварийных работах на месте катастрофы, вспоминал: "Страшный удар и скрежет я услышал ночью 17-18 июля, находясь в семи километрах от места событий. На бомбежку это не было похоже, поскольку не было слышно ни гула моторов немецких бомбардировщиков, ни сигналов воздушной тревоги. На место трагедии нас, призывников, привели во второй половине дня для участия в аварийно-спасательных работах и поиске личных вещей погибших. Лично мне удалось обнаружить три красноармейских книжки, перочинный нож и другие личные вещи бойцов.

Судя по внешнему виду уцелевших и по лицам погибших солдат, я сделал вывод, что в эшелоне находились в основном воины узбекской и казахской национальностей, хотя, конечно, были и русские. Из всего состава относительно уцелели лишь два вагона, находившиеся в начале эшелона. Оба они лежали под откосом насыпи. Все остальные вагоны, которые в народе называли "телячьими" или "бычьими", поскольку служили они для перевозки скота, представляли собой груды досок и металла.

Из услышанных разговоров я составил для себя довольно чёткую картину случившегося.

Как известно, после захвата фашистскими войсками Донецкого угольного бассейна, поезда пришлось переводить на нефтяное топливо, поступавшее из бакинских месторождений, нефтяные топки были самодельными, а воспламенение смеси происходило при помощи таких же самодельных форсунок.

Неисправность подобной форсунки и стала причиной пожара на паровозе, когда состав стоял на выходе из Таловой. Боясь демаскировки и не желая будить спящих бойцов, паровозники спешно отцепили локомотив и, отогнав его в сторону, принялись за тушение пожара, а потушив, вернулись к составу. Но автосцепка по неизвестной причине не сработала, и состав медленно покатился в сторону Таловой. Повторная попытка машиниста вновь закончилась неудачей и придала составу приличную скорость.

Я слышал разговоры о том, что эта скорость достигла 50-60 километров в час. Таким образом, состав, отделившись от паровоза (до сих пор не ясно, почему нигде не оказалось фиксирующего башмака) пошёл, набирая скорость, под уклон, навстречу другому воинскому эшелону, следовавшему за ним и стоявшему за мостом. Этот состав был грузовым, и тащил его паровоз-тяжеловес ФД ("Феликс Дзержинский"). Именно он и принял на себя главный удар. Врезаясь в ФД, вагоны сначала дыбились, а потом падали под откос, круша все, чем были загружены. Нагромождения достигали высоты трехэтажного дома".

Вместе с тем, одной из маловероятных применительно к данному случаю, но возможных причин трагедии мог быть и диверсионный акт. Теоретически его могли совершить, например, представители русскоязычной немецкой агентурной сети РННА ("Русской национальной народной армии").

Во всяком случае, на страницах своей книги "Так это было" бывший диверсант РННА А.В. Николаев пишет следующее: ".. .В июле 1942 года на крупную узловую станцию Лиски Воронежской области немцы сбросили десант в пятьдесят парашютистов, одетых в форму войск НКВД. Операция происходила ночью. Руководил ею майор Б.

Первым делом майор с несколькими офицерами и охраной захватили комендатуру. Получив нужные сведения, коменданта и его помощника парашютисты заперли в подвале. Под предлогом, что бывший комендант оказался "немецким агентом", начальнику станции приказали впредь подчиняться новому коменданту.

В это время на станцию прибыл воинский эшелон с подразделением дивизии, предназначенный для этого участка фронта. Начальника эшелона и всех командиров вызвали "на совещание" и всех задержали.

К утру с ближайшей станции (Таловой? - прим. наше, И.Ф.) потребовали принять следующий эшелон. Начальник станции по приказу нового "коменданта" дал согласие. Когда эшелон был уже в пути, со станции Лиски пустили ему навстречу поезд из нескольких товарных вагонов. Произошедшее вскоре крушение вывело из строя важную железнодорожную линию" .

Какова же была судьба погибших бойцов и командиров? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к воспоминаниям П.М. Зеленина:

"18 июля на моих глазах было выкопано три братских могилы. В самой маленькой из них захоронили останки работников таловской комендатуры, которые находились в последнем вагоне и погибли первыми. В двух других, как говорили, хоронили отдельно солдат и офицеров. Глубина могил была небольшой и не превышала двух метров. Общая их длина укладывалась в 80-100 метров".

Из опроса местных жителей стало известно, что, после окончания Великой Отечественной войны, достаточно долго могилы имели обозначения в виде трёх деревянных пирамидок с пятиконечными звёздами.

Почтить память погибших бойцов и командиров неоднократно приезжали родные и близкие покойных.

Однако, к концу 60-х гг. все знаки опознавания на месте трёх захоронений исчезли. Официальное объяснение произошедшего следующее: в ходе плановой эксгумации и перезахоронения, проведённого в начале 60-х гг.,

38

останки воинов нашли своё успокоение в центре Таловой, в братской могиле №301.

Родные и близкие погибших бойцов и командиров продолжали время от времени приезжать в Таловую. Но теперь цветы и венки они возлагали в центре рабочего посёлка у мемориального комплекса Славы, открытого в 1985 году в память о земляках, павших на фронтах минувшей войны.

Во второй половине 80-х гг. территория рядом с участком железной дороги, где в 1942 году погиб личный состав 93-го стрелкового полка, стала застраиваться домами частного сектора. Постепенно, к началу 90-х, под огородами и строениями скрылась и зона, в которой находились три братские могилы.

При этом нельзя сказать, что история с погибшим эшелоном совершенно канула в небытие.

Так, например, в целях сохранения исторической памяти и в связи с 55-й годовщиной Великой Победы, по инициативе местных историков-краеведов, образовательных учреждений и общественных организаций, а также при непосредственной поддержке администрации Таловского района, 6 мая 2000 года недалеко от места крушения был установлен, торжественно открыт и освящён Памятный знак .

Кроме того, на протяжении нескольких последних лет, 17 июля, в день очередной годовщины железнодорожной катастрофы, молодёжные объединения Таловского района проводят патриотическую акцию "Свеча памяти". Успевшее стать традиционным, мероприятие сопровождается тематическим концертом и возложением цветов к Вечному огню на братской могиле №301 и у Памятного знака.

Однако существование целого ряда проблемных вопросов не позволяет однозначно оценивать сложившуюся историческую картину событий.

Во-первых, почему невозможно найти ни одного очевидца перезахоронения 800 бойцов в 60-х гг. в братскую могилу №301?

Во-вторых, если перезахоронение было, то почему в архивах нет соответствующих документов?

В-третьих, почему в местных и областных СМИ такое, безусловно, значимое для жителей района (и не только них) событие, как эксгумация и перезахоронение останков нескольких сот бойцов и командиров, неизбежно сопровождаемое целым комплексом необходимых в таких случаях ритуалов и церемоний, не нашло своего отражения?

В-четвёртых, откуда взялись кулуарные разговоры среди местных жителей, имевших прямое или косвенное отношение к проведённой эксгумации братских могил, о том, что из захоронений извлекли, мягко говоря, далеко не все останки, а взяли лишь "несколько черепов"?

И, наконец, в-пятых.

Как следует из Книги учёта воинских захоронений Таловского РВК, в братской могиле №301 в центре Таловой покоится, в общей сложности, 326 человек, 234 из которых неизвестны. Вместе с тем, согласно приведённым в начале статьи показаниям свидетелей крушения воинского эшелона, численность погибших в железнодорожной катастрофе у ст. Таловая превысила 800 человек.

В связи с этим возникает вполне резонный вопрос о том, где до настоящего времени находятся останки нескольких сотен бойцов и командиров 93-го стрелкового полка, а также насколько качественно в своё время была выполнена эксгумация братских могил?

Дело в том, что подобные сомнения далеко не беспочвенны, поскольку одной из характерных особенностей массовых захоронений является то, что в подобных могилах тела погребённых несколько десятилетий находятся на активной стадии разложения. Это, в частности, крайне затрудняло возможность проведения полноценных эксгумаций братских могил времён Великой Отечественной войны, попытки которых в послевоенное время многократно проводились в СССР.

Но поскольку у проводящих эксгумацию команд не было права выбора, то нередко из частично вскрытой могилы извлекалось минимальное количество останков, которые торжественно перезахоранивали в каком-либо ближайшем крупном населённом пункте, знаки опознавания могил сравнивались с землёй, а в вышестоящие инстанции уходил отчёт о проведении в полном объёме необходимых работ по перезахоронению. Затем в зоне нахождения "бывших" братских могил вполне могли строиться автомобильные и железные дороги, высаживаться лесополосы или возводиться жилые районы.

Возможно, что в наше время такие факты хозяйственной деятельности ещё можно попытаться как-то объяснить, ссылаясь, за давностью лет, на незнание ситуации. Однако, говоря о ближайших послевоенных десятилетиях, подобные случаи нельзя классифицировать иначе, как преднамеренное сокрытие следов преступлений, совершённых местными властями руками эксгумационных команд.

Причём, хотя это также немаловажно, подобные преступления достойны отнюдь не только морально-нравственного осуждения.

Исходя из действующего российского законодательства, такие действия являются нарушением Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества".

В частности, согласно статье №8 этого нормативно-правового документа, "в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести проводится поисковая работа. Она организуется и проводится общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)".

Статья № 13 того же документа поясняет, что "все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством. Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации" (текст документа по состоянию на 7 июля 2009 года). #

В контексте вышесказанного представляется, что в настоящее время достоверные ответы на вопросы, возникшие в связи с судьбой воинов, погибших во время крушения эшелона у ст. Таловая, возможны только после обнаружения и повторного вскрытия трёх братских могил, выкопанных 18 июля 1942 года.

В прошлом году решение возникшей проблемы взяло на себя воронежское историко-патриотическое поисковое объединение "Дон" во главе с М.М. Сегодиным.

Получив обращение администрации Таловского района о необходимости оказания помощи в изучении вопроса гибели личного состава 93-го стрелкового полка, определения места захоронения, а также возможного проведения повторной эксгумации с целью организации перезахоронения погибших в центре Таловой, в мае 2011 года поисковики провели в зоне крушения часть комплекса необходимых работ.

Поскольку, при отсутствии карты захоронения, по имеющимся в наличии у поисковиков данным, существовало две версии возможного местоположения братских могил, то первой была отработана наиболее доступная из них, так называемая "огородная".

В итоге, на тянущихся вдоль железнодорожной насыпи огородах местных жителей, помимо металлических фрагментов от вагонов разрушившегося эшелона, костей фаланг пальцев и человеческих зубов, поисковики группы "Дон" действительно нашли три обширные и достаточно глубокие, чтобы в них уместилось нескольких сотен человек, прямоугольные ямы. Однако они не содержали абсолютно никаких прямых или косвенных следов нахождения останков погибших воинов, что, учитывая количество погребённых, в принципе невозможно.

Вопрос о том, почему эти ямы так и не стали захоронениями, сейчас с трудом поддаётся объяснению. Возможно, копавшие могилы бойцы в какой-то момент задумались о том, что проходящая рядом грунтовая дорога неизбежно должна была бы подвергнуться многолетнему воздействию трупных запахов...

Тем не менее, проведённые группой "Дон" работы позволили перейти ко второй версии местонахождения братских могил, предельно сузив район их возможного поиска.

Теперь он свёлся к нескольким домовладениям частного сектора улиц, расположенных в 120-150 метрах от железнодорожного полотна.

Понятно, что, в случае попадания на зону таких крупных захоронений, фундамент и стены капитального кирпичного жилого дома обязательно дадут глубокие трещины, если такой дом вообще не рухнет. Ведь ещё одной из особенностей братских могил является непрерывное многолетнее проседание земли.

Но при беглом осмотре выяснилось, что, построенные более двух десятков лет назад, дома видимых признаков разрушений не содержат.

В таком случае напрашивается единственный вывод о том, что все три могильных ямы оказались в зоне мелких хозпостроек, микроогородов и палисадников частных подворий.

Вместе с тем, стало совершенно очевидно, что, без получения согласия владельцев "зелёнки", проведение комплекса необходимых земляных работ является крайне сложной задачей.

Трудность сложившегося для местного населения положения также можно и нужно понять. С одной стороны, мало кому хочется пускать на территорию своего благоустроенного двора людей "со стороны", а с другой, ведущийся поиск останков погибших бойцов по-человечески не может не задевать за живое.

К тому же, обозначенная в ходе беседы поисковиков с населением перспектива проживания по соседству с такими огромными и откровенно забытыми всеми "костными ямами", абсолютно не прибавила местным жителям оптимизма.

В итоге гражданская позиция таловцев оказалась на должной высоте. Большинство жителей, проживающих на территории интересующих поисковиков домовладений, положительно отнеслись к просьбе представителей группы "Дон" провести на территории их подворий необходимые поисковые работы.

Но, к сожалению, в настоящий момент на пути к успешному проведению предстоящих работ стоит серьёзное препятствие: отсутствие у группы "Дон" возможности использовать в ходе поиска захоронений в Таловой радиолокатор (георадар).

Уникальность подобного прибора в том, что для его работы не требуется предварительного бурения и раскопок. При помощи импульсов, излучаемых передающей антенной, и обработки получаемых ответных сигналов, радиолокатор способен "просвечивать" грунт на глубину до 20-30 метров. Стоимость оборудования, в зависимости от класса прибора, колеблется в диапазоне от 500 тыс. руб. и выше.

К сожалению, по понятным причинам, официальным поисковым движениям России такая дорогостоящая техника недоступна. На протяжении многих десятилетий работы по обнаружению останков бойцов традиционно ведутся надёжным и проверенным средством - поисковым щупом.

Вместе с тем, по мнению руководителя группы "Дон" М.М. Сегодина, применение возможностей радиолокатора во время поисковых работ в Таловой объективно необходимо.

Это позволило бы не только свести к минимуму нанесение возможного материального ущерба владельцам подворий и без масштабных земляных работ "точечно" определить контуры могильных ям, но и быстро внести ясность в вопрос о нахождении в них останков погибших бойцов и командиров.

Между тем, 18 июля 2012 года одной из крупнейших тыловых железнодорожных катастроф времён Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. исполнится 70-лет.

Представляется очень важным, чтобы к этому времени удалось решить все необходимые технические и юридические проблемы, а опыт и знания поисковиков группы "Дон" помогли снять завесу неизвестности с судеб сотен солдат и командиров 93-го стрелкового полка.

40

Давно пора закрыть ещё одно "белое пятно" в истории минувшей войны, достойно увековечив память о тех, чей жизненный путь трагически завершился на таловской земле жаркой июльской ночью 1942 года.

Примечания:

1. Филатов, И.А. Тайна трагедии у станции Таловая / И.А. Филатов// Воронежская неделя, 1998. - № 46.
2. Там же.
3. Там же.
4. См. Филатов, И.А. Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) (на материалах Таловского

района Воронежской области). Канд. диссертация /И.А. Филатов. - Воронеж, 2002. - С. 25.

5. Филатов, И.А. Тайна трагедии у станции Таловая / И.А. Филатов// Воронежская неделя, 1998. - № 46.
6. Николаев, А.В. Так это было / А.В. Николаев // Ливли-Гар-ган, Франция. 1982. - С. 207.
7. Филатов, И.А. Тайна трагедии у станции Таловая / И.А. Филатов // Воронежская неделя, 1998. - № 46.
8. Махинова, И., Гриднев, А. Они лежат под Таловой / И. Ма-хинова, А. Гриднев // Коммуна, 12 мая 2000 г.

Группа "Дон" на месте крушения

Один из немногих ныне живущих очевидцев последствий крушения - П.Д. Козырев - с поисковиками группы "Дон" на месте крушения

война Таловая железнодорожная катастрофа братские могилы эксгумация перезахоронение. war talovaja railway accident communal graves
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты