Спросить
Войти

Основные направления национальной политики в Ростовской области во второй половине 1980-х годов: теоретические и практические аспекты

Автор: указан в статье

ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИМ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2016. № 4

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ HISTORICAL SCIENCE AND ARCHEOLOGY

УДК 94 (47-57) 1917/1991 DOI 10.18522/0321-3056-2016-4-22-26

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГОДОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

© 2016 г. А.В. Аверьянов

THE MAIN DIRECTIONS OF NATIONAL POLICY IN ROSTOV REGION IN THE SECOND HALF OF THE 1980S: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS

A. V. Averyanov

Аверьянов Антон Викторович - Anton V. Averyanov кандидат исторических наук, доцент, Candidate of History, Associate Professor,

кафедра исторической политологии, Department of Historical Political Science,

Институт истории и международных отношений Institute of History and International Relations

Южного федерального университета, of the Southern Federal University,

ул. Б. Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, 344082. ул. B. Sadovaya, 33, Rostov-on-Don, 344082, Russia.

Е-mail: aver18071981@yandex.ru Е-mail: aver18071981@yandex.ru

Рассматриваются ключевые направления и аспекты национальной политики в Ростовской области во второй половине 1980-х гг. На основе документов региональных партийных органов установлено, что этнополитическая ситуация на Дону в указанный период имела тенденцию к обострению, это было обусловлено рядом факторов. В том числе нарастающей миграцией, ростом этнической конкуренции в социально-экономической сфере, развитием массового национального движения. Выявлены и охарактеризованы основные меры, направленные на стабилизацию межнациональных отношений в Донском регионе.

The article is devoted to key directions and aspects of national policy in Rostov Region in the second half of the 1980s. On the basis of the regional party organs& documents it was established that ethno-political situation on the Don in the specified period tended to exacerbate what was due to several factors. In particular, increasing migration, growth of ethnic competition in the socio-economic sphere, development of mass national movement. The main measures aimed at stabilizing inter-ethnic relations in the Don Region were identified and described.

Радикальный характер преобразований в советском обществе в период «перестройки» обусловил резкое нарастание противоречий в межнациональной сфере. По мере обострения этнополитической ситуации в союзных республиках новую актуальность получил национальный вопрос. Эскалация межэтнических конфликтов в Закавказье и Средней

Азии во второй половине 1980-х гг. оказала определяющее влияние на характер и динамику социально-демографических процессов Юга РСФСР.

Научные исследования, посвящённые изучению национальной политики в период перестройки, затрагивают прежде всего общесоюзный уровень, а также этнополитическую ситуацию в

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4

республиках Закавказья, Средней Азии, Прибалтики и некоторых регионах РСФСР [1-6]. По-прежнему отсутствуют сколько-нибудь значимые научные работы об этнополитических процессах и национальной политике в указанный период в так называемых русских регионах Юга РСФСР. Между тем прежде всего Ставропольский край, Ростовская область и Краснодарский край оказались основными центрами притяжения возросших миграционных потоков во второй половине 1980 -начале 1990-х гг.

Ростовская область стала одним из крупнейших регионов-реципиентов, принявшая и разместившая на своей территории десятки тысяч переселенцев. Четверть века спустя в условиях сохраняющейся положительной динамики внешней и внутренней миграции, а также роста нестабильности в сопредельных государствах поиск оптимальных механизмов этнической интеграции на Юге России по-прежнему является задачей первостепенной важности. В данной связи актуальным представляется выявление и анализ ключевых направлений национальной политики на Дону во второй половине 1980-х гг.

Резкое изменение привычного уклада жизни позднесоветского общества, глубинный характер и высокие темпы происходивших изменений формировали запрос на скорейшее выявление причин нарастания этнополитической нестабильности, выработку и реализацию действенных мер по оптимизации межэтнических отношений. Несмотря на стремительные процессы демократизации советского общества во второй половине 1980-х гг., развитие наиболее важных сфер общественной жизни по-прежнему определялось высшими партийными инстанциями. Основные задачи и приоритеты обновлённой государственной национальной политики в условиях «перестройки» были закреплены в принятой по итогам XXVIII съезда КПСС платформе «Национальная политика партии в современных условиях» [7].

Попытки теоретического переосмысления природы этнополитических процессов в рамках марксистской доктрины на фоне критики сталинского опыта государственного управления предопределяли обращение к историческому опыту 1920-х гг. Установка на возвращение к ленинским нормам внутрипартийной и общественной жизни обусловливала пересмотр прежних механизмов национальной политики. Жёсткой критике подвергались «деформации общественного развития, начавшиеся вскоре после В.И. Ленина», которые «пагубно отразились и на межнациональных отношениях», а

также «административно-командная система, нуждавшаяся в предельно централизованных единообразных структурах», игнорировавшая «потребности национального развития» [7, с. 215].

В качестве важнейших мер «гармонизации межнациональных отношений» в условиях перестройки провозглашалось преобразование советской федерации и наполнение её реальным содержанием, восстановление национально-территориальных образований в местах компактного проживания лиц некоренных национальностей, в том числе национальных районов, а также национальных автономий в составе автономных и союзных республик [7, с. 218].

Между тем динамика этнополитических изменений на Юге России приобретала лавинообразный характер, что значительно затрудняло формирование и реализацию адекватной национальной политики. Директивы сверху не всегда соответствовали текущему политическому моменту в регионах. Многие положения высших органов власти в области национальной политики подвергались критике и считались несостоятельными. В документах донской областной парторганизации неоднократно отмечался факт несоответствия официальных идеологических установок текущей социально-политической обстановке. Тревожной признавалась тенденция обострения межнациональных отношений, а также недооценка влияния национального фактора на ситуацию в регионе.

В рекомендациях, разработанных донской областной партийной организацией к Пленуму ЦК КПСС «О совершенствовании межнациональных отношений в СССР» в 1989 г., указывалось на необходимость «уточнения программных положений о разрешении национального вопроса в нашей стране, ибо соответствующие формулировки новой редакции Программы КПСС расходятся с жизнью». В том числе тезисы об успешном решении национального вопроса в Советском Союзе, ушедшей в прошлое национальной розни, братской дружбе как норме жизни, тесном сотрудничестве и взаимопомощи всех народов СССР [8, л. 1].

При этом отмечалась необходимость скорейшего анализа причин обострения межнациональных отношений в стране, что оставалось прерогативой высших партийных и государственных структур. В числе первоочередных задач признавалась важность «более глубокой разработки всех аспектов теории межнациональных отношений, в том числе проблем культуры межнационального общения, вопросов национальной психологии». В теоретической проработке и пересмотре нуждались такие базовые понятия национальной политики, как

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4

«нация», «народность», «национальная группа», «этническая группа», «советский народ», «интернационализм», «национализм» [8, л. 1].

С целью изучения причин нарастающей межэтнической напряжённости в июле 1990 г. в рамках аппарата Ростовского обкома КПСС был учреждён Информационно-аналитический центр в составе одиннадцати штатных единиц, в том числе трёх технических работников. В его задачи входил мониторинг общественной и экономической ситуации в регионе, своевременное и достоверное информирование партийных организаций и разработка моделей развития социально-политических процессов в межнациональной сфере [9, л. 4-6].

Потребность в глубинном осмыслении природы межэтнических противоречий в Ростовской области и других регионах Юга РСФСР обусловливала необходимость привлечения к системной работе местное научно-экспертное сообщество. Помимо штатных работников аппарата обкома КПСС работу Центра обеспечивала лаборатория социологии партийной жизни Высшей партийной школы (ВПШ), специальные проблемные исследовательские группы СевероКавказского научно-исследовательского института экономических и социальных проблем при Ростовском государственном университете и социологическая лаборатория кафедры политэкономии РГУ.

Ключевую роль в изучении этнополитических проблем в регионе играли ВПШ и Северо-Кавказский научный центр высшей школы (СКНЦ ВШ), призванные направлять и координировать деятельность вузов региона, а также осуществлять взаимодействие с учёными из других городов страны, в том числе Москвы, Ленинграда, и Северного Кавказа.

В 1989 г. на базе СКНЦ ВШ и ВПШ был учреждён методический центр для анализа и прогнозирования развития межнациональных отношений в регионе. В том же году в рамках ВПШ была создана межвузовская и межкафедральная научно-исследовательская группа по проблемам межнациональных отношений [10, л. 3].

В ходе работы донского научно-экспертного сообщества были проведены многочисленные семинары, симпозиумы, конференции, социологические исследования с целью изучения общественного мнения, популяризации работ классиков марксизма-ленинизма по национальному вопросу среди руководящего звена и широкой общественности, разработки практических рекомендаций по решению наиболее актуальных проблем в сфере межнациональных отношений.

В 1989 г. донскими учёными и экспертами по поручению Совета Министров РСФСР была разработана концепция и программа по изучению межнациональных отношений на Юге РСФСР, в том числе в Ростовской области. Среди ключевых направлений исследования значились анализ этно-конфессиональной структуры населения, динамика её изменения в межпереписной период 19791989 гг., выявление соотношения этнического состава населения с видами экономической деятельности, определение уровня жизни различных национальных групп и др. Особое внимание уделялось областной периферии. Создание районных и городских социально-демографических паспортов обусловливалось необходимостью мониторинга этно-политической ситуации на местах и предупреждения межнациональных конфликтов [11, л. 1].

Принимая во внимание роль Ростова-на-Дону как координатора научно-образовательных процессов на всём Юге РСФСР, важнейшей задачей донского научного сообщества являлось изучение эт-нополитических процессов в наиболее проблемных регионах Северного Кавказа. В частности в Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Дагестане. Учитывая, что в восточных районах Ростовской области компактно проживали представители ряда северокавказских народов, прежде всего чеченцев и даргинцев, игравших заметную роль в социально-экономической жизни региона, работа в данном направлении представляла особую актуальность [12, л. 72].

По итогам работы экспертных групп региональными партийными органами фиксировались негативные тенденции развития межнациональных отношений в Ростовской области, связанные с ростом числа конфликтов на этнической почве, этносоциальной изоляции, националистических настроений. Конфликт в Нагорном Карабахе, ферганские погромы в Узбекистане в 1989 г. обусловили резко возросшие темпы миграции на Дон и увеличение численности национальных диаспор, прежде всего армян, азербайджанцев и турок-месхетинцев, чья социально-бытовая неустроенность обусловливала рост напряжённости в отношениях с местным населением и недоверия к органам власти.

Дополнительные сложности для регионального руководства вызывали неопределённый правовой статус, а также культурные и ментальные особенности мигрантов, которые зачастую шли вразрез с официальными идеологическими установками и местными традициями. Наибольшие трудности были связаны с адаптацией турок-месхетинцев, чья численность в 1990 г. составляла около 10 тыс. чел., компактно размещённых в ряде сельских районов

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4

области и отличавшихся высоким уровнем религиозности и социальной замкнутости [13, л. 19].

Завышенные ожидания со стороны мигрантов, связанные с требованием предоставления жилья и строительства мечетей наряду с первоначально ожидавшимся транзитным характером их пребывания в Ростовской области формировали определённую напряжённость в отношениях с представителями местных органов власти [12, л. 69].

Объектом пристального мониторинга со стороны областной партийной организации являлась этнополитическая ситуация в восточной части Донского региона, прежде всего в Ремонтненском районе, где фиксировались бытовые конфликты между представителями северокавказских народов и славянским населением [14].

В числе причин обострения межнациональных отношений в регионе местными партийными органами отмечалась неудовлетворительная работа с представителями национальных меньшинств, низкий уровень вовлечённости их в общественно-политическую и партийную жизнь, в том числе на руководящие и ответственные посты. Из более 130 народов, населявших Ростовскую область по итогам переписи населения 1989 г., в региональной партийной организации было представлено только 86 этнических групп [12, л. 34]. В Ремонтненском районе даргинцы и чеченцы, составлявшие около 25 % населения, не имели представительства в составе бюро райкома [14, л. 13]. Среди важнейших недостатков, требующих немедленного устранения, указывалось на малое количество учебных часов по изучению родного языка и культуры в школах, дефицит газет, радио- и телевизионных передач на национальных языках.

Очевидно, что проблемы, с которыми столкнулось советское общество на рубеже 1980-1990-х гг., декларировавшее успешное решение национального вопроса в рамках концепции «развитого социализма», оказались полностью неожиданными как для власти, так и для широкой общественности. Впервые со времён Великой Отечественной войны Ростовская область столкнулась с беспрецедентным ростом количества беженцев и вынужденных переселенцев. Особенностью миграционной волны конца 1980-х гг. стал её этнический характер.

Несоответствие официально декларируемых высшими органами власти установок с текущей эт-нополитической реальностью обусловливал во многом спонтанный и импровизационный характер национальной политики на региональном уровне, направленной на решение оперативных задач. Основное внимание уделялось профилактике межнациональных конфликтов, размещению беженцев, культурно-просветительской работе, патриотическому и интернациональному воспитанию молодёжи в районах с наибольшей концентрацией национальных меньшинств. В том числе Ремонтнен-ском, Заветинском, Дубовском, Мясниковском, Егорлыкском, Багаевском и др.

За короткий промежуток времени была проделана значительная работа. В 12 школах Ростовской области были открыты классы и факультативы для изучения армянского, чеченского, даргинского языков. Созданы культурно-просветительские общества армян, евреев, советских немцев, земляческие объединения представителей народов Кавказа и Закавказья, работающих в хозяйствах юго-восточных районов и обучающихся в вузах области. В том числе общество русско-армянской дружбы «Нор-Нахичевань», общество советских немцев «Возрождение», Ростовская ассоциация содействия еврейской культуре (РАСЕК). Отмечался рост поступлений в местные магазины и библиотеки литературы народов СССР, словарей и разговорников, количества национально-фольклорных ансамблей, числа проведённых фестивалей с участием народов Дона [12, л. 73; 15, л. 4].

Однако реализуемые меры не могли устранить причин усиления этнополитической напряжённости в регионе, обусловленных нараставшим системным кризисом в масштабах всего государства. Отсутствие адекватного теоретического инструментария, способного объяснить природу межнациональных конфликтов, на фоне роста национального и религиозного самосознания населявших регион этнических групп делало прежние механизмы национальной политики неэффективными.

Коренная трансформация социально-экономической модели общества, сопровождавшаяся изменением форм собственности и способов ведения хозяйства, обусловила нарастание этнической конкуренции и этнополитической напряжённости в регионе.

Ситуация усугублялась вследствие резкого падения авторитета Коммунистической партии, утратившей роль межнационального интегратора. Выход из партии принял массовый характер. В 1990 г. областную партийную организацию покинуло 90 тыс. членов [16, с. 121]. Одновременно росло влияние неформальных общественных объединений и их лидеров, противопоставлявших себя партийным структурам и создаваемым властями национальным организациям.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4

В итоге комплекс нерешённых межнациональных проблем стал одним из факторов распада Советского Союза и обострения социально-политической ситуации на Юге России в 1990-2000-е гг.

Литература

1. Зорин В.Ю. Государственная национальная политика в России: историко-политологический анализ : дис. ... д-ра полит. наук. М., 2003. 471 c.
2. Трагедия великой державы: национальный вопрос и распад Советского Союза / отв. ред. Г.Н. Сево-стьянов; сост. С.М. Исхаков. М., 2005. 600 с.
3. Полынов М.Ф. Проблемы и противоречия в развитии национальных отношений в СССР в 1970 -первой половине 1980-х годов // Общество. Среда. Развитие. 2008. № 2. С. 3-26.
4. Этнический и религиозный факторы в формировании и эволюции российского государства / отв. ред. Т.Ю. Красовицкая, В.А. Тишков. М., 2012. 448 с.
5. Пиценко О.В. Исторический опыт реализации государственной политики Российской Федерации в сфере межнациональных отношений в 19851991 гг. (на материалах Нижнего Поволжья) : авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. Астрахань, 2009. 24 с.
6. Москвин И.Ю. Национальная политика на Южном Урале (1988-2012 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2013. 26 с.
7. Национальная политика партии в современных условиях (платформа КПСС) // Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 1920 сентября 1989 г. М., 1989. 255 с.
8. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). Ф. 9. Оп. 101. Д. 128.
9. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 102. Д. 33.
10. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 101. Д. 332.
11. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 101. Д. 333.
12. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 102. Д. 32.
13. ЦДНИРО Ф. 9. Оп. 102. Д. 356.
14. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 101. Д. 23.
15. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 101. Д. 30.
16. Российский политический процесс в региональном измерении: модернизационные аспекты (ХХ - начало XXI в.) : учеб. пособие для вузов / отв. ред. С.М. Смагина. Ростов н/Д., 2011. 188 с.

References

1. Zorin V.Yu. Gosudarstvennaya natsional&naya politika v Rossii: istoriko-politologicheskii analiz : dis. ... d-ra polit. nauk [State National Policy in Russia: Historical and politological Analysis]. Moscow, 2003, 471 p.

Поступила в редакцию / Received

2. Tragediya velikoi derzhavy: natsional&nyi vopros i raspad Sovetskogo Soyuza [The Tragedy of Great State: National Question and Collapse of the Soviet Union]. Ed. by G.N. Sevost&yanov; col. S.M. Iskhakov. Moscow, 2005, 600 p.
3. Polynov M.F. Problemy i protivorechiya v razvitii natsional&nykh otnoshenii v SSSR v 1970 - pervoi polovine 1980-kh godov [Problems and Contradictions in the Development of National Relations in the USSR in 1970 - the First Half of the 1980s]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie. 2008, no. 2, pp. 3-26.
4. Etnicheskii i religioznyi faktory v formirovanii i evolyutsii rossiiskogo gosudarstva [Ethnic and Religion Factors in the Formation and Evolution of the Russian State]. Ed. by T.Yu. Krasovitskaya, V.A. Tishkov. Moscow, 2012, 448 p.
5. Pitsenko O.V. Istoricheskii opyt realizatsii gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v sfere mezhnatsional&nykh otnoshenii v 1985-1991 gg. (na materialakh Nizhnego Povolzh&ya : avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. [The Historical Experience of the Implementation of the Russian Federation State Policy in the Sphere of Interethnic Relations in 1985-1991 (On materials of the Volga Region)] Astrakhan, 2009, 24 p.
6. Moskvin I.Yu. Natsional&naya politika na Yuzhnom Urale (1988-2012gg.) : avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [National Policy in Lowlands Ural (19882012)]. Orenburg, 2013, 26 p.
7. [The National Policy of the Party in Modern Conditions (CPSU Platform)]. Materialy Plenuma Tsentral&nogo Komiteta KPSS [Materials of the Plenum of the Central Committee of the CPSU]. September 1920, 1989. Moscow, 1989, 255 p.
8. Tsentr dokumentatsii noveishei istorii Rostovskoi oblasti (TsDNIRO) [Documentation Centre of Modern History of the Rostov Region (DCMHRR)]. Fund 9. In. 101. File 128.
9. TsDNIRO [DCMHRR]. Fund 9. In. 102. File 33.
10. TsDNIRO [DCMHRR]. Fund 9. In. 101. File 332.
11. TsDNIRO [DCMHRR]. Fund 9. In. 101. File 333.
12. TsDNIRO [DCMHRR]. Fund 9. In. 102. File 32.
13. TsDNIRO [DCMHRR]. Fund 9. In. 102. File 356.
14. TsDNIRO [DCMHRR]. Fund 9. In. 101. File 23.
15. TsDNIRO [DCMHRR]. Fund 9. In. 101. File 30.
16. Rossiiskii politicheskii protsess v regional&nom izmerenii: modernizatsionnye aspekty (XX - nachalo XXI v.) [Russian Political Process in the Regional Dimension: the Modernization Aspects (XIX - the Beginning of XXI Century)]. Tutorial. Ed. S.M. Smagin. Rostov-on-Don, 2011, 188 p.

_18 октября 2016 г. / October 18, 2016

ЮГ РОССИИ РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПЕРЕСТРОЙКА РОСТОВСКИЙ ОБКОМ КПСС МИГРАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ south of russia rostov region
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты