Спросить
Войти

Предвыборные манифесты консервативной партии Великобритании с 1945 по 1987 год: подходы к ольстерской проблеме

Автор: указан в статье

УДК 94(410)

DOI 10.18522/0321-3056-2016-1-56-60

ПРЕДВЫБОРНЫЕ МАНИФЕСТЫ КОНСЕРВАТИВНОЙ ПАРТИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ С 1945 ПО 1987 ГОД: ПОДХОДЫ К ОЛЬСТЕРСКОЙ ПРОБЛЕМЕ

© 2016 г. А.И. Надолинская

Надолинская Анастасия Игоревна -аспирант,

Институт истории и международных отношений Южного федерального университета, ул. Б. Садовая, 33, г. Ростов-на-Дону, 344082. E-mail: anastasia.nadolinskaya13@gmail.com

Nadolinskaya Anastasia Igorevna -Postgraduate Student,

Institute of History and International Relations of the Southern Federal University, B. Sadovaya St., 33, Rostov-on-Don, 344082, Russia. E-mail: anastasia. nadolinskaya13 @gmail. com

На основе предвыборных манифестов консервативной партии Великобритании рассматриваются задачи, которые последняя ставила себе в связи с ольстерской проблемой. Анализируются пути их решения. Исследуются общие черты всех предвыборных документов указанного периода, а также их особенности. В политике консерваторов Северной Ирландии выделяются два периода в реформировании разных сфер жизни общества региона.

The article considers the tasks of Conservative Party regarding Ulster Problem. The analysis is undertaken on the materials of the Conservative Party General Election Manifestoes from 1945 to 1987. The ways of solving the problems in the region are explored step by step. The author pays attention to the features of Conservative Party General Election Manifestoes. Based on the policy of the Conservatives in Northern Ireland, the author divides the Manifestoes into two periods, which were based on particular reforms in various spheres of life in the region. Both periods are examined in detail.

Ольстерский кризис явился одним из самых масштабных мировых этно-конфессиональных конфликтов в XX в. Его причины и предпосылки зародились еще в конце 40-х гг., когда Великобритания восстанавливалась после Второй мировой войны. Обе правящие партии - лейбористы и консерваторы -долгое время не обращали внимания на назревающий конфликт между католиками и протестантами в Северной Ирландии, решая экономические вопросы в регионе, казавшиеся более важными.

Цель статьи - анализ задач, которые ставила консервативная партия в связи с ольстерской проблемой (а потом и урегулированием кризиса), и соответствующих мер для их решения. Анализ основывается на изучении предвыборных манифестов консерваторов с 1945 по 1987 г.

Манифесты - предвыборные документы, которые публикует партия с намерением донести до избирателя свою политическую программу относительно тех или иных вопросов жизни. Следует отметить, что выход манифестов партий, участвующих в выборах, - необходимая для английской действительности процедура, активизирующая электорат. В манифесте должны быть четко сформулированы предвыборные предложения партии, чтобы они были понятны каждому избирателю.

Проблеме Ольстерского кризиса уделялось немало внимания как в отечественных, так и в зарубежных трудах [1-6]. Однако в них манифесты не упоминались вовсе, либо о документах говорилось в связи с исследованием какого-либо политического шага консерваторов.

Переходя к анализу манифестов с 1945 по 1987 г., стоит выделить их общие черты. Влияние на те или иные изменения в политике консерваторов относительно Северной Ирландии оказывали в первую очередь события, происходившие в данный промежуток времени в этой стране. Практически в каждом из манифестов говорилось о нежелании вносить изменения в конституционный статус Северной Ирландии. Однако до 1970 г. консерваторы не хотели этого делать без согласия парламента Северной Ирландии (Стормонта), а после 1970 г. Северная Ирландия, по мнению консерваторов, не могла получить независимость без согласия большинства жителей провинции.

Чтобы понять причину изменения позиции консервативной партии, необходимо вспомнить, что происходило в провинции в данном году. 29 марта совершено нападение на полицейский участок в Лондондерри, а 1 апреля в Белфасте начались беспорядки. В результате 3 апреля в Северную Ирландию прибыли 500 английских солдат для усиления сравнительно небольшого (6500 человек) воинского контингента. Бесспорно, главная причина недоверия консерваторов к Стормонту крылась в волнениях на улицах Белфаста, произошедших 26 июня 1970 г. после ареста члена парламента Северной Ирландии, лидера движения за гражданские права католиков Бернадетты Девлин, обвиненной в подстрекательстве к беспорядкам. Стало понятно, что отнюдь не весь Стормонт поддерживал идею о сохранении прежнего статуса Северной Ирландии в составе Англии. Были и те, кто одобрял отделение провинции. Народ Северной Ирландии в данном случае считался гораздо более надежным союзником Лондона, потому что большинство жителей являлись протестантами.

В связи с этим исход референдума 1973 г. о конституционном статусе Северной Ирландии оказался предсказуемым, что подтверждает статистика, опубликованная в труде Лиэма де Пеа [7]. Численность католиков в провинции составляла 34,9 %. Формально их религия являлась самой многочисленной. Но в то же время пресвитериане (протестантская конфессия, придерживающаяся кальвинизма) составляли 29 %, а представители Ирландской церкви (протестантская церковь Северной Ирландии, объединяет англикан, живущих в провинции) - 24,2 %. Все остальное население Северной Ирландии также в основном принадлежало к различным протестантским конфессиям, таким как индепендентство, Методистская церковь. В результате в общей сложности количество протестантов в провинции в несколько раз превышало число католиков. В результате жители Северной Ирландии проголосовали за то, чтобы остаться в составе Великобритании, что было достаточно предсказуемо.

Анализируемые источники можно разделить на 2 группы. Первую группу составляют документы, выпущенные с 1945 по 1966 г. За это время в Великобритании семь раз проходили выборы: в 1945, 1950, 1951, 1955, 1959, 1964, 1966 гг., а лидерами консерваторов являлись У. Черчилль, Э. Иден, Г. Макмиллан, А. Хьюм и Э. Хит. Вторую же группу составляют манифесты, опубликованные в преддверии выборов в 1970 г., в феврале и октябре 1974, 1979, 1983, 1987 гг. В данный период лидерами партии были Э. Хит и М. Тэтчер. Стоит отметить, что название у всех манифестов анализируемого периода не менялось - «Conservative Party General Election Manifesto» («Всеобщий предвыборный манифест консервативной партии»), разница состоит лишь в том, что в конце каждого из них уточняется год выпуска.

Переходя к классификации документов, следует отметить, что для манифестов первой группы характерно то, что, несмотря на их большой объем, Северной Ирландии уделялась очень маленькая доля текста. В них сравнительно немного информации об Ольстере и Северной Ирландии. Внимание акцентировалось в основном на экономических трудностях (решении транспортной проблемы -1945 г. [8], строительстве заводов - 1955 г. [9], повышении субсидирования новых промышленных объектов, которое вело, по мнению консерваторов, к снижению безработицы - 1966 г. [10]). Во всех манифестах первой группы говорилось либо о проектах экономических реформ, либо о том, что уже сделано в этой сфере.

Видимо, Северная Ирландия сразу по окончании войны не представляла собой проблему для Британии. Отношения с провинцией тогда не нуждались в регулировании. Она являлась таким же регионом страны, как и остальные. Но уже в 1948 г. встал вопрос о признании бывшего доминиона Эйре Ирландской Республикой. Тори, выражая сожаление по этому вопросу, все же согласились с лейбористами и не голосовали против свершившегося факта - выхода новой республики из британского Содружества наций, сделав лишь оговорку, что Северная Ирландия останется неотъемлемой частью Соединенного Королевства [11].

Последствия этого неизбежного шага и легли на плечи консервативных правительств в 19701980-х гг. Так как Северная Ирландия никогда не была благополучным регионом, то консерваторы закрывали глаза на проблемы, которые, казалось, не имели масштабного характера. Именно поэтому до манифеста 1955 г. никаких упоминаний о Северной Ирландии в предвыборных документах тори нет.

Впервые ольстерский вопрос возник в манифесте 1955 г. Именно в нем четко высказана позиция консерваторов по отношению к североирландскому региону. Возможно, это можно считать одним из преимуществ, позволивших консерваторам во главе с Иденом выиграть выборы: «Мы обещаем, что будем лояльны. Мы не должны позволять измениться конституционному статусу Северной Ирландии как неотъемлемой части Великобритании

без согласия Стормонта» [9]. Однако стоит заметить, что в документе высказывается позиция, но не предлагаются шаги, направленные на решение проблемы, которая, безусловно, приобретает свои очертания к 1955 г.

До 1964 г. в документах партии не содержалось конкретных мер по решению проблем провинции, они появляются в манифесте 1964 г. Консервативное правительство обещало «продолжать оказывать поддержку правительству Северной Ирландии в развитии диверсификации экономики, а также в предоставлении новых рабочих мест» [12]. Так как консервативная партия в данный период являлась правящей, то проблеме Северной Ирландии с их стороны уделялось особое внимание. В случае вооруженного конфликта вина легла бы на местное правительство.

В документе 1964 г. утверждалось, что основополагающий принцип консервативной политики -партнерство Северной Ирландии с Великобританией, подчеркивалось, что оно будет актуальным до тех пор, пока этого хочет Стормонт. Декларация поддержки консерваторами местного правительства являлась характерной чертой первой группы манифестов. Такая позиция была необходима консерваторам по нескольким причинам: поддержание видимости достаточно широкой политической самостоятельности провинции; вышеуказанное положение дел в Северной Ирландии позволяло в случае беспорядков разделить ответственность за них с местным правительством.

Во всех манифестах достаточно четко прослеживалась тенденция консервативных правительств делать основную ставку на самостоятельность в политическом и экономическом плане, дух предпринимательства в различных провинциях, в том числе и в Северной Ирландии. Это означало, что вмешательство центральных органов в проблемы провинций резко сокращалось. Региональные органы власти вынуждены были сами бороться с проблемой безработицы, отставанием промышленности, а также этническими и религиозными конфликтами. Консерваторы пытались в Северной Ирландии решить проблему только в экономической сфере жизни общества. Но такие проблемы, как узость рынка, решались с трудом. Правительству необходимо было предотвратить спад в некоторых отраслях производства, создать новые рабочие места. Однако до 1970 г. меры, предложенные консерваторами, не принесли успеха. Серьезной проблемой являлась растущая безработица, которая почти в два раза превышала аналогичные показатели в остальной части Великобритании [13].

В манифестах партия совершенно не акцентировала внимание на постепенно накалявшейся кризисной ситуации между католиками и протестантами. Видимо, консерваторы не считали эту проблему достаточно серьезной, а возможно - просто пытались не замечать ее, углубившись в решение более очевидных задач, которые существовали в провинции. Главная роль в решении назревающего конфликта отводилась местному правительству.

Вторая группа документов отличается от первой тем, что в ней большое внимание уделялось кризисным явлениям в Северной Ирландии, которые к началу 1970-х явно обострились. Из них видно, что до этого времени консерваторы всячески старались убедить общественность в солидарности со Стор-монтом. Здесь нет проектов экономических реформ, а экономика в данной группе манифестов присутствует поверхностно и только в связи с политикой. Консерваторы подтверждали свое намерение по оказанию финансовой помощи провинции и этим ограничивались в экономических вопросах.

Нужно отметить, что в документах после 1970 г. отсутствуют предложения по выходу из политического кризиса. Партия констатировала сложность ольстерской ситуации, предлагала меры полицейского характера для наведения порядка в провинции. В манифесте, изданном в феврале 1974 г., консерваторы всячески подчеркивали свою полную солидарность с правительством Северной Ирландии: «Мы поддерживаем правительство Северной Ирландии в своей программе по обеспечению законодательных и исполнительных мер, равных возможностей для всех граждан в этой части Соединенного Королевства. Мы будем оказывать военную и другую помощь, необходимую для поддержки Королевской полиции Ольстера для сохранения мира и обеспечения свободы в соответствии с законом» [14]. Тем не менее в разгар кризиса, когда беспорядки в провинции вышли далеко за пределы Лондондерри, у консерваторов, очевидно, еще не сформировалась четкая программа действий. Они были готовы поддерживать позицию Ольстера в осуществлении соответствующих полицейских мер, одновременно подчеркивая партнерский характер отношений между Лондоном и Стормонтом.

Особенно большое внимание уделялось Ольстерскому кризису в манифестах после 1974 г., когда события в Северной Ирландии вышли из-под контроля Британского правительства. Конечно, правящему консервативному кабинету необходимо было стабилизировать положение в провинции, а в предвыборном манифесте убедить своих избирателей в том, что их политика в Северной Ирландии в

отличие от правящих на тот момент лейбористов будет носить эффективный характер. Для этого консерваторы использовали следующий шаг: в документе события марта 1972 г. все больше характеризовались как кризисные, поэтому правительство было вынуждено приостановить работу парламента провинции и ввести институт прямого правления из Вестминстера, назначить министра по делам Северной Ирландии. До 30 марта 1972 г. в Северной Ирландии существовал собственный двухпалатный парламент, избранный в начале 1969 г. После 30 марта парламент и правительство были распущены. Законодательная и исполнительная власть переданы английскому правительству. Английский министр по делам Северной Ирландии (им стал У. Уайтлоу) получил неограниченные полномочия.

В документе признавалось значение договора, который был подписан в трехстороннем порядке 1973 г. в Саннингдейле, недалеко от Лондона, британским премьером Э. Хитом, премьер-министром Ирландии Л. Косгрейвом и главой североирландского правительства Б. Фолкнером, где представители социал-демократической и лейбористской партии Северной Ирландии получили министерские посты. Это был компромисс, достигнутый в результате переговоров.

В февральском манифесте 1974 г., так же как и в других, консерваторы не обошли и экономические вопросы, но уделили им гораздо меньше внимания, чем зарождающемуся этническому и религиозному конфликту. Декларировалось, что, несмотря на тяжелую ситуацию, промышленность не пострадала: снизилась безработица, количество трудовых споров было самым низким за десятилетие, темпы роста промышленного производства были самыми высокими в Великобритании [14]. В связи с этим интересной кажется статистика, которую приводит М.Е. Орлова: «В 1959-1978 продолжающееся падение промышленного производства привело к уменьшению числа рабочих на 19,2 %. Но важнейшей составной частью этого процесса стал резкий спад в традиционных отраслях..., занятость в судостроении упала на 60,5 %, в сопряженных с ним отраслях машиностроения - на 34,5 %» [15].

В вышеуказанном манифесте никакой статистики не дается. Очевидно, что в интересах консерваторов было приукрасить ситуацию, чтобы доказать избирателям, что они могут вывести Северную Ирландию из затяжного экономического кризиса.

В анализируемых документах всячески подчеркивалась поддержка консерваторами правительства

Северной Ирландии по обеспечению равных возможностей всех граждан провинции. И этой позиции есть документальное доказательство - в 1973 г. консерваторами был издан Акт по борьбе с расовой и религиозной дискриминацией. Но ни в манифесте 1974 г., ни в последующих предвыборных документах, мы не найдем констатации этого факта. Вероятно, в преддверии выборов консерваторы не хотели терять голоса ирландских протестантов. Этот шаг настроил бы последних против консервативной партии, так как им было невыгодно иметь с католиками равные права в экономической, политической сферах жизни общества. Проще говоря, это означало бы потерю привилегий.

В манифестах 1979 и 1983 гг., когда в провинции росло число террористических акций ИРА, наибольшее внимание уделялось борьбе с терроризмом. Подчеркивалось, что будущее провинции зависит от поражения терроризма, безопасности жителей и восстановления закона и порядка. Высказывалась очень жесткая позиция по отношению к террористам ИРА, которым отказывалось в амнистии в случае осуждения.

Итак, до 1968 г. проблемами Северной Ирландии консерваторы не занимались всерьез, если не считать их достаточно противоречивых действий в экономической сфере. А когда ситуация переросла в кризисную, перед консерваторами стала главная проблема: прекратить насилие и сесть за стол переговоров. Они поняли, что одними полицейскими мерами урегулировать кризис невозможно. Начало полноценного переговорного процесса, безусловно, заслуга М. Тэтчер.

Следует отметить, что манифесты не являлись полным изложением политики консерваторов в регионе. По ним нельзя всесторонне судить о положении в Северной Ирландии, так как они давали неполную картину действий, осуществляемых консерваторами. В них прописывались только те меры, которые необходимо было донести до избирателей с целью привлечения их голосов.

Литература

1. Давыдов И. События в Ольстере // Наука и религия. 1969. № 6.
2. Орлова М.Е. Модернизация и мирный процесс в Северной Ирландии // Полис. 1998. № 2.
3. Rose P. How the Troubles Came to Northern Ireland. London, 2002.
4. Hennesey T. A History of Northern Ireland 19201996. Hampshire, 1997.
5. Bardon J. A. History of Ulster. Belfast, 1992.
6. Smith J. Making the Peace in Ireland. Edinburgh, 2002.
7. Лиэм де Пеа. Расколотый Ольстер / пер. с англ. Б.П. Лихачева; ред. А.Д. Колпакова. М., 1974. 235 с.
8. Conservative Party General Election Manifesto 1945. URL: http://www.conservative-party.net/manifestos/1945/ 194... (дата обращения: 15.06.2013).
9. Conservative Party General Election Manifesto 1955. URL: http://www.conservative-party.net/manifestos/1955/ 195... (дата обращения: 02.03.2013).
10. Conservative Party General Election Manifesto 1966. URL: http://www.conservative-party.net/manifestos/1966/ 196... (дата обращения: 05.03.2013).
11. Сванидзе Л.Н. Великобритания: консерваторы и проблемы послевоенного развития 1945-1955 годов. М., 1984. С. 74-75.
12. Conservative Party General Election Manifesto 1964. URL: http://www.conservative-party.net/manifestos/1964/ 196... (дата обращения: 17.05.2013).
13. Степаненко О. А. Модернизация в социально-экономической сфере как фактор политического урегулирования Североирландского конфликта // Теория и практика общественного развития. 2012. № 11.
14. Conservative Party General Election Manifesto February 1974. URL: http://www.conservative-party.net/ mani-festos/1974/Feb... (дата обращения: 29.06.2013).
15. ОрловаМ.Е. Северная Ирландия: опыт преобразований в расколотом обществе. М., 1994. С. 34.

References

1. Davydov I. Sobytiya v Ol&stere [Ulster Events]. Nauka i religiya, 1969, no 6.
2. Orlova M.E. Modernizatsiya i mirnyi protsess v Severnoi Irlandii [Modernization and Peace Process in Northern Ireland]. Polis, 1998, no 2.
3. Rose P. How the Troubles Came to Northern Ireland. London, 2002.

Поступила в редакцию

4. Hennesey T. A History of Northern Ireland 19201996. Hampshire, 1997.
5. Bardon J. A. History of Ulster. Belfast, 1992.
6. Smith J. Making the Peace in Ireland. Edinburgh, 2002.
7. Liem de Pea. Raskolotyi Ol&ster [Sundered Ulster]. Transl. from Engl. by B.P. Likhachev; ed. A.D. Kolpakov. Moscow, 1974, 235 p.
8. Conservative Party General Election Manifesto 1945. Available at: http://www.conservative-party.net/mani-festos/1945/194... (accessed 15.06.2013).
9. Conservative Party General Election Manifesto 1955. Available at: http://www.conservative-party.net/mani-festos/1955/195... (accessed 02.03.2013).
10. Conservative Party General Election Manifesto 1966. Available at: http://www.conservative-party.net/mani-festos/1966/196... (accessed 05.03.2013).
11. Svanidze L.N. Velikobritaniya: konservatory i prob-lemy poslevoennogo razvitiya 1945-1955 godov [Great Britain: Conservatives and the Problems of Post-war Development in 1945-1955]. Moscow, 1984, pp. 74-75.
12. Conservative Party General Election Manifesto 1964. Available at: http://www.conservative-party.net/mani-festos/1964/196... (accessed 17.05.2013).
13. Stepanenko O.A. Modernizatsiya v sotsial&no-ekonomicheskoi sfere kak faktor politicheskogo ureguliro-vaniya Severoirlandskogo konflikta [Modernization in the Socio-economic Sphere, as the Factor of the Political Settlement of the Northern Ireland Conflict]. Teoriya ipraktika ob-shchestvennogo razvitiya, 2012, no 11.
14. Conservative Party General Election Manifesto February 1974. Available at: http://www.conservative-party.net/manifestos/1974/Feb... (accessed 29.06.2013).
15. Orlova M.E. Severnaya Irlandiya: opyt preobra-zovanii v raskolotom obshchestve [Northern Ireland: the Experience of Reforms in the Split Society]. Moscow, 1994, p. 34.
14 декабря 2015 г.

УДК 908+297 Б01 10.18522/0321-3056-2016-1-60-65

РУКОПИСНЫЕ И СТАРОПЕЧАТНЫЕ КОРАНЫ В НЕКОТОРЫХ КНИЖНЫХ КОЛЛЕКЦИЯХ ДАГЕСТАНА

© 2016 г. М.Н. Османова

Османова Милена Нуриевна кандидат исторических наук, научный сотрудник,

отдел востоковедения,

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, ул. М. Ярагского, 75, г. Махачкала, РД, 367030. E-mail: osmanova-milena@rambler. ru

Osmanova Milena Nurievna Candidate of Historical Science, Researcher,

Oriental Studies Department,

Institute of History, Archaeology and Ethnography

of the Dagestan Scientific Centre RAS,

M. Yaragskogo St., 75, Makhachkala, RD, 367030, Russia.

E-mail: osmanova-milena@rambler. ru

КОНСЕРВАТИВНАЯ ПАРТИЯ conservative party ПРЕДВЫБОРНЫЕ МАНИФЕСТЫ КОНСЕРВАТИВНОЙ ПАРТИИ conservative party general election manifesto ОЛЬСТЕРСКИЙ КРИЗИС ulster crises СЕВЕРНАЯ ИРЛАНДИЯ northern ireland СТОРМОНТ М. ТЭТЧЕР
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты