М. К. Леонова*
ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЫ В ДОКУМЕНТАХ
Традиции российского образования
В статье представлены некоторые результаты исследования истории московской балетной школы. Ранее не опубликованное письмо И. И. Бецкого, личного секретаря Екатерины II, президента Академии художеств, приводится с целью подчеркнуть важность архивных материалов для изучения не только истории, но и традиций российского образования.
M. Leonova. MOSCOW BALLET SCHOOL
Traditions of Russian education
The article represents some results from the research work on history of Moscow ballet school. A letter written by 1.1. Betskoy (Catherine II&s advisor and President of the Academy of Arts), previously unpublished, is aimed to emphasise the importance of archive materials for history study as well as traditions of Russian education.
Изучение становления московской балетной школы — одно из направлений научно-исследовательской работы Московской государственной академии хореографии, которое охватывает более чем двухсотлетнюю историю этого всемирно известного учебного заведения и базируется на документальных материалах Центрального государственного исторического архива г. Москвы, Российского государственного архива литературы и искусства, Центрального государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина, Государственной публичной исторической библиотеки, Государственной театральной библиотеки по искусству и других фондов. Автор статьи выражает признательность сотрудникам ар* Леонова Марина Константиновна — ректор Московской государственной академии хореографии, народная артистка Российской Федерации, профессор, кандидат искусствоведения.Тел.: (499) 242-86-11.
хивов за сохранность ценнейших материалов и за разрешение опубликовать некоторые документы, дающие возможность изучать историю по подлинникам1.
Автором данной статьи совместно с заведующей архивом и музеем Московской государственной академии хореографии З. А. Ляшко проанализировано уже несколько тысяч архивных документов. Результатом этой работы станет подготовленное в Московской государственной академии хореографии факсимильное издание научного типа, включающее важные документы Российской империи второй половины ХУШ—Х1Х веков по истории московской балетной школы и по истории русского театрального искусства. Найденные документы систематизированы и описаны по следующим направлениям:
— переписка и решение Опекунского совета об организации в 1773 году в Московском воспитательном доме классов «изящных искусств»;
— переписка Опекунского совета Московского воспитательного дома по вопросам подбора и приглашения преподавателей;
— документы, свидетельствующие об особенностях организации обучения и воспитания в классах Московского воспитательного дома, в том числе расписание занятий, списки преподавателей, учебных дисциплин, учебников; требования к внешнему виду воспитанников;
— список первых выпускников и их распределение в Санкт-Петербург в театр к антрепренеру К. Книпперу;
— переписка о планах устройства театра в Московском воспитательном доме;
— об Иване Ивановиче Бецком — выдающемся государственном деятеле России, личном секретаре императрицы Екатерины II, президенте Академии художеств, который оказал большую поддержку московской балетной школе в ее становлении;
— об англичанине Михаиле Медоксе — талантливом театральном деятеле, благодаря которому в Москве был построен Петровский театр, создана постоянная труппа из русских артистов, включающая и выпускников Московского воспитательного дома, и при котором началась работа по подготовке артистов непосредственно при театре;
Тематика многих архивных документов представляется актуальной и в наше время. Так, из письма И. И. Бецкого от 17 сентября 1784 года Опекунскому совету Московского воспитательного дома [Центральный государственный исторический архив г. Москвы, ф. 127, оп. 2, т. 1, ед. хр. 7, л. 81.] можно сделать вывод о том, что он придавал огромное значение практико-ориентированному обучению в условиях, максимально приближенных к условиям будущей работы, разделяя при этом образовательную и коммерческую деятельность и учитывая разные способности обучающихся. И. И. Бецкой подчеркивает, что его согласие на организацию театра при Московском воспитательном доме дано именно для обеспечения возможности «упражнением на оном обоего пола питомцам доставить знание и в театральных искусствах», чтобы выпускники «могли по выходе своем иметь разными по склонности и по дарованию своему способами пропитание». Ниже приводится факсимиле этого письма И. И. Бецкого (публикуется впервые), а также адаптированный текст.
Письмо И. И. Бецкого от 17 сентября 1784 г. Опекунскому совету Московского воспитательного дома
Милостивые государи мои!
На письмо ваше от 5-ого числа сего сентября сим соответствую: что мое согласие о учреждении театра при доме не в ином смысле было, как только что бы упражнением на оном обоего пола питомцам доставить знании и в театральных искусствах, дабы они, как о том от меня пред сим писано, могли по выходе своем иметь разными по склонности и по дарованию своему способами пропитание, а не с тем что бы воспитательный дом заведением за деньги зрелищем сравнялся с прочими содержателями и тем необходимо подверг себя подсудству приказных мест, как то и случилось. Я как вы то сами себе вообразить можете толь странной мысли не мог никогда иметь чтоб дать мне согласие воспитательному дому провозглашать себя в театральных объявляющих зрелища листочках для прибыли, которую сей дом и без такова унижения мог приобретать по праву своему получением четвертой части спокойно, безтяжебно и не тратя на неизвесность многих издержек; а еще, что я того не думал, и боле доказать может то, что здесь построенный от воспитательного дома театр был отдан содержателю, а дом в представление зрелищей не вмешивался, старался только чтоб воспитанники были порядочно обучаемы и содержаны и для удовольствия общества оказывал со своей стороны разные выгоды содержателю.
Подлинное подписано тако.
Милостивым государям моим!
Покорнейшим слугою.
Иван Бецкой. PS
Что ж касается до кондиций с Медоксом, о коих вы упоминаете, что посланы ко мне, то я оных не получил, конечно позабыли оные в пакет вложить.
Сентября, 17 дня.
Работа по изучению истории московской балетной школы продолжается. Думается, что публикация соответствующих архивных документов даст возможность широкому кругу читателей не только изучать отечественную историю по подлинникам, но и увидеть связь времен, осознать этот процесс и беречь лучшие традиции российского образования в области искусства.