Спросить
Войти

Рекогносцировочное обследование послевоенного Выборга (по материалам Ленинградского областного государственного архива в Выборге)

Автор: указан в статье

Г. И. Большакова

РЕКОГНОСЦИРОВОЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОСЛЕВОЕННОГО ВЫБОРГА (по материалам Ленинградского областного государственного архива в Выборге)

Советско-финляндская война нанесла городу Выборгу значительный ущерб. Для оценки состояния послевоенного Выборга (Виипури) в город была приглашена выездная бригада специалистов ленинградских трестов «Гипрогор» и «Горгеосъемка», предпринявших попытку оценить и зафиксировать картину разрушений в Виипури 1940 г. и определить конкретные направления восстановительных работ.

Предпринятая автором попытка комплексного анализа архивных источников ЛОГАВ, и в первую очередь документа 1940 г. «Рекогносцировочное обследование Выборга», дала возможность показать в сравнении состояние Выборга в довоенный (финский) и послевоенный (советский) периоды развития.

G. Bolshakova PARTICULARITIES OF THE STATE MIGRATION POLICY ON THE KARELIAN ISTHMUS IN 1940-1960

The article is devoted to the vital problem of development of the former Finnish territory by Soviet settlers. This opportunity ofpopulation and development of the annexed territory appeared after the end of the Soviet-Finnish War and then after the end of the Great Patriotic War on the Karelian isthmus in 1944. The Migration Department of the Soviet Council ofPeople’s Commissars and the local governments pursued the policy of organised attraction of labour force to the “new lands ”, often with the great difficulties.

Военные действия советско-финляндской войны, и особенно бои за Выборг, повлекли за собой серьезные разрушения как отдельных районов Карельского перешейка, так и Выборга.

В соответствии с мирным договором, подписанным 12 марта 1940 г.1, Финляндия обязывалась передать Советскому Союзу

весь Карельский перешеек с г. Выборгом (Виипури) и Выборгским заливом с островами, западное и северное побережья Ладожского озера с городами Кексгольм, Сортавала, Суоярви, ряд островов в Финском заливе, территорию восточнее Мер-къярви с г. Куолаярви, часть полуостровов Рыбачьего и Среднего, а также соглашалась

предоставить в аренду на 30 лет полуостров Ханко и морскую территорию вокруг него для создания советской военно-морской базы2. Согласно протоколу к мирному договору, эвакуация с Карельского перешейка финского гражданского населения, крупных промышленных предприятий, организаций, оборудования, материальных ценностей должна была закончиться 16 марта 1940 г. 420 000 карел финского происхождения вынужденно покидали родные места и эвакуировались вглубь Финляндии3.

Таким образом, СССР в одностороннем порядке получил границу, отвечающую интересам его безопасности на Карельском перешейке.

Освобожденные от финского присутствия земли Карельского перешейка были в значительной мере не пригодны для заселения и проживания на них. Это обстоятельство повлияло на всю дальнейшую политику советского государства по заселению и освоению этих территорий. Ставшая своей, но на первых порах, все-таки «чужая»4 земля требовала колоссальных усилий от ее новых жителей для того, чтобы возродиться и развиваться дальше. Следует заметить, что в оценке состояния территории Карельского перешейка и Выборга на момент окончания советско-финляндской войны и эвакуации финского населения авторы немногочисленных публикаций расходятся5.

Одни утверждают, что большая часть присоединенных земель была пригодна для обустройства и дальнейшего проживания на них. Другие исследователи утверждают, что финны, уходя, оставляли после себя буквально руины: разбивали стекла в домах, портили оставляемое имущество, канализацию, водопровод и др.

Архивные документы позволили автору выработать свою точку зрения на эту проблему. После окончания военных действий на Карельском перешейке оставались уголки «нетронутой» Финляндии: неповрежденные дома и строения, сады, уцелевшие

хуторские хозяйства, скот в загонах, даже цветы на клумбах и др. Но, в целом, территория Карельского перешейка серьезно пострадала, особенно там, где проходила «линия Маннергейма», где велись активные боевые действия. В том числе и Выборг был основательно разрушен, уничтожены или повреждены его историко-культурные памятники и материальные ценности6. Ситуация усложнялась и отступлением финской армии, и эвакуацией гражданского населения, которые довершали разрушения крупным и мелким вредительством. Однако уместно заметить, что при отступлении Красной армии и эвакуации советского гражданского населения из Выборга и с Карельского перешейка в августе 1941 г. красноармейцы и советское население наносили не меньший ущерб как городу, так и территории Карельского перешейка в целом7...

Теперь многострадальная территория была в руках новых хозяев, работа по наведению порядка которых началась с учета того, что осталось и что необходимо было восстанавливать.

Рекогносцировочное обследование города Выборга стало первой подготовительной стадией общего комплекса проектнопланировочных работ по восстановлению и жизнеобеспечению присоединенной территории Виипури (так до 1948 г. чаще называли Выборг. — Г. Б.) как бывшего важнейшего центра Виипурского департамента юго-восточной Финляндии.

По просьбе и предложению Временного Управления в Выборг была приглашена выездная бригада специалистов ленинградских трестов «Гипрогор» и «Гор-геосъемка», предпринявших попытку оценить результаты войны, зафиксировать картину разрушений в послевоенном Виипури. Возглавил рекогносцировочное обследование города ленинградский архитектор Н. А. Солофненко. К выполнению инженерных разделов был привлечен инженер В. Н. Ахутин. Натурное обследование на месте поручили выездной

бригаде Гипрогора. Результаты обследования были подготовлены уже в сентябре 1940 г.8

Рекогносцировочное [рекогносцировка (от лат. recognoscere — рассматривать):

1) разведка с целью получения сведений;
2) предварительное обследование местности для производства каких-то работ. — Г. Б.] обследование города и прилегающей к нему территории было проведено по конкретно разработанной программе, в которую входило восемь основных разделов:
1. Общая экономическая характеристика.
2. Естественные условия территории.
3. Современная планировочная ситуация.
4. Водоснабжение и канализация.
5. Энергоснабжение.
6. Внешний транспорт.
7. Программа работ и смета расходов по планировке городской территории и изысканиям, связанным с планировкой.
8. Перечень географических материалов.

Рекогносцировочное обследование ставило следующие цели:

1. Общее ознакомление с городом, как объектом планировки.
2. Изучение имеющихся проектных и изыскательских материалов.
3. Определение общих тенденций развития города.
4. Составление программы предстоящих работ по съемке, изысканиям и планировке города, а также плана выполнения и сметы расходов по всему комплексу изыскательских и проектно-планировочных работ.

К программе обследования прилагались географические материалы. Наглядные приложения конкретно показывали состояние города и территории в динамике: светокопии опорных планов шведского и финского Выборга 1640, 1703, 1738, 1800 гг., светокопия картограммы «Домовой фонд» с указанием степени (частичной, значительной и полной) разрушения домов, гидрографическая карта района, тяготеющего к Выборгу, схема железнодорожного узла, фотоальбом с 42 фотографиями (фото архитектора Н. А. Солофненко) и др.9

В соответствии с поставленными целями рекогносцировочного обследования, комиссией были выполнены следующие работы:

1. Натурное обследование города.
2. Изучение архитектурного облика города с фотосъемкой.
3. Выяснение перспектив социальноэкономического развития города.
4. Характеристика естественных условий территории.
5. Ознакомление с техническим оборудованием города: системой водоснабжения, канализации, энергосистемой.
6. Характеристика организации внешнего транспорта: портового хозяйства, железнодорожного транспорта.
7. Обследование домового фонда города.
8. Подбор и изучение геодезических материалов, планов города и других исходных для проектных работ данных.

Для определения дальнейшего профиля деятельности советского города Выборга приглашенные специалисты дали общую экономическую характеристику довоенного (до 1939 г.) развития финского Виипури. В отчете по рекогносцировочному обследованию отмечалось, что основным фактором развития Виипури являлась финансовая деятельность и экспортно-импортные портовые операции. Такие обстоятельства, как: исключительно удобное местоположение города, наличие двух морских портов — в Виипури и Тронгзунде (современный Высоцк. — Г. Б.), широкое развитие железнодорожных путей — к городу шли пять железнодорожных направлений, примыкание Сайменского канала и организация на его базе речного порта — выдвигали город на одно из первых мест в Финляндии по размеру транспортных, главным образом портовых операций.

В 1936 г. экспорт через Виипури составлял 1510 тыс. тонн, т. е. 19,5% экспорта Финляндии. Важнейшие экспортные товары Виипури — лесоматериалы, фанера, картон, бумага. Импорт Виипури 1936 г.

составлял 530 тыс. тонн (удельный вес в Финляндии 14,8%). Основными импортными товарами были зерно, хлебопродукты, каменный уголь, кокс, колониальные товары. По объему товарооборота порт Виипури являлся третьим большим по импорту и вторым большим экспортным портом Финляндии. В 1930-е гг. Выборгские порты были открыты примерно 9—10 месяцев в году.

Грузооборот железнодорожного узла в 1936 г. был представлен в следующем соотношении: отправление — 143 тыс. тонн, прибытие — 250 тыс. тонн.

Таким образом, Виипури был транспортным центром, однако значительную роль здесь играли торговые и финансовые организации.

В Виипури довоенной поры работало до 30 крупных оптовых торговых организаций и 10 банков. Промышленных предприятий в городе насчитывалось единицы, поэтому отмечалась незначительность экономического профиля, хотя прилегающая к нему территория, район Вуокси, считалась в 1930-х гг. центром промышленности Финляндии. Не имея самостоятельного значения, промышленность Виипури строилась в подчинении двум основным направлениям.

1. Развитие экспортно-импортных операций. Большую роль в этом играла деятельность лесопильного завода по обработке леса на экспорт и крупного мельничного комбината с элеватором для хранения и переработки зерна, импортируемого в Финляндию через Виипурский порт.
2. Удовлетворение потребительских нужд горожан и тяготеющих к городу густонаселенных пригородных территорий. Для Виипури было характерным наличие большого количества мелких организаций пищевкусовой и легкой промышленности (пивоваренный завод, табачная фабрика, мыловаренный завод, кондитерская фабрика и др.).

Важной особенностью для промышленного развития финского Виипури было общее количество рабочих, занятых на город-

ских производственных предприятиях фабричного и заводского типа. Так, например, в 1937 г. их насчитывалось 6330 человек; на мелкий характер и размеры промышленных предприятий Виипури указывают данные о средней численности рабочей силы — 34—41 человек на одном предприятии, исключая мелкие кустарные предприятия10.

Виипурский департамент был самым многочисленным. Его население насчитывало 655 тысяч жителей, хотя население Выборга без пригородов возрастало медленно. Только к 1924 г. процесс урбанизации, тяготеющих к Выборгу районов, получил законное оформление. К городу были присоединены многочисленные пригороды. Городская черта за период с 1924 по 1933 гг. расширилась в четыре раза. Территория Выборга увеличилась более чем в

20 раз: в 1920 г. — она составляла 420 га, а в 1938 г. — уже 9670 га. В связи с расширением городской черты население Выборга выросло до 72 178 человек11.

Таким образом, проведенное рекогносцировочное обследование экономики финского Выборга показало, что пути роста европейского города резко отличаются от хода развития советских городов. Средневековому Выборгу не были свойственны обычные для советских поселений пути развития на базе реконструируемых и но-востроящихся промышленных предприятий и сосредоточения в индустриализирующихся поселениях административных, хозяйственных и культурных организаций. Город развивался (сравнительно с советскими городами) замедленными темпами, в основном на базе роста экспортноимпортных операций и связанных с ними торговых и финансовых организаций.

Натурное обследование послевоенного Выборга позволило дать характеристику плана города по состоянию на 1940 г.

Выборг занимал важное и выгодное стратегическое положение, располагаясь на Выборгском полуострове и островах Крепостном, Сорвали, Твердыш, в город органически вписывается акватория Вы-

боргского залива Балтийского моря, определяя не только его культурно-эстетическое своеобразие, но и большие социально-экономические возможности.

Рассматривая состояние города на момент войны, комиссия отмечала, что Выборг сильно пострадал от военных действий 1939—1940 гг. Но первые советские жители города — переселенцы из разных регионов бывшего СССР, уже в 1940 г. приступили к его восстановлению. Первыми подлежали восстановлению 16 промышленных предприятий: рубероидный, мыловаренный, маргариновый, гвоздильно-метизный, пивоваренный, лесопильный заводы, табачная, кондитерская, галетная, бисквитная, тарная фабрики, мясокомбинат, мелькомбинаты № 1 и 2, типографии

№1 и 212.

Определение даже в самых общих чертах хода развития советского Выборга требовало ответа на ряд вопросов, которые не могли быть решены в короткие сроки и усилиями отдельных организаций. На основании анализа ситуации комиссия отметила основные направления развития города как наиболее выполнимые и перспективные:

1. Возможность и рациональность значительного промышленного развития города в условиях близости к современной государственной границе.
2. Перспективы превращения города и ближайшей территории в пункт важного оборонительного значения и в связи с этим возможность ограничения в свободном росте города.
3. Использование экономической значимости Сайменского канала при современном положении (устьевая часть в пределах СССР, верховье — Финляндии) и возможные изменения в работе канала как транспортного пути, обслуживающего крупный экономический район.
4. Общая значимость развития Выборга как одного из крупнейших городских поселений Карело-Финской ССР и возможности его роста как промышленного и культурного центра республики.
5. Возможность использования ряда обстоятельств, способствующих развитию Выборга, как «спутника» Ленинграда (близость к Ленинграду, удобные портовые устройства, наличие ценного домового фонда и др.). Возможность разгрузки Ленинградского порта; целесообразность организации в Выборге культурных учреждений и специальных школ, связанных частично с Ленинградом; рациональность развития в Выборге некоторых промышленных предприятий для разгрузки Ленинграда и т. д.

В 1940 г. подобные задачи можно было только ставить, но не решать с той необходимой степенью конкретности, которая позволила бы дать развернутый план хозяйственного развития Выборга на значительный промежуток времени (10—15 лет), охватываемый проектом планировки города. Исходя из этого, предлагался и расчет проектной численности городского населения:

1. Рабочая сила промышленных предприятий 1940 г. должна была насчитывать 12000 чел.; в 1941 г. — 8000 чел.
2. Рабочая сила, связанная с работой железной дороги — 3500 чел.
3. Рабочая сила, связанная с работой морского и речного портов (по аналогии с крупными портами СССР) — 2500 чел.
4. Учащиеся и персонал учебных заведений — 2000 чел.
5. Всего градообразующие кадры должны были составить 20000 чел.
6. Предполагаемая общая численность населения Выборга (со строителями) должна была составить 67 000 чел.

Эти расчеты были доведены до сведения Переселенческого отдела, который был организован при Временном Управлении городом в июне 1940 г. Переселенческий отдел осуществлял плановую переселенческую политику рабочей силы, придерживаясь основных направлений государственной переселенческой политики13.

Одной из важнейших проблем в обеспечении жизнедеятельности и конкретной работы по восстановлению советского Выборга была задача по определению город-

ской черты. Эту проблему комиссия по натурному обследованию города рассмотрела с учетом состояния городской черты финского Выборга. Материалы архива указывают на то, что, граница города постоянно менялась. Так, например, в Выборге в 1938 г. было произведено выпрямление границ города: исключено из городской черты 190 га (местечко Суур-Мериоки) и прирезано 120 га (подступы к озеру Мет-ло-Ярви). Таким образом, вся городская черта Выборга к 1938 г. составляла 9660 га, не считая водных пространств — около 3000 га14.

Граница советского Выборга была утверждена Постановлением Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР (протокол № 2 от 27 августа 1940 г.). В нее вошли: территория Выборга, включенная в городскую черту по приближенному промеру и составляющая 12400 га, в том числе водные просторы занимали площадь в 3100 га, а также территория Тронг-зунда (современного города Высоцка), составляющая 4300 га суши и водные пространства занимали 2800 га15.

Таким образом, устанавливаемая городская черта советского Выборга 1940 г. составляла 16700 га, в том числе водные пространства занимали 5900 га16. Однако ситуация указывала на то, что в дальнейшем были вполне реальны всякого рода поправки в ее установлении и обосновании. Установка точных границ на момент рекогносцировочного обследования была крайне сложной и затруднительной в силу следующих обстоятельств:

1. Городское хозяйство города еще не было освоено полностью, и не был определен экономический профиль Выборга, его проектное население, основные данные для характеристики будущего развития города.
2. Характер и направление развития хозяйства города в значительной мере определялся внешнеполитической обстановкой, что предопределяло в первую очередь масштабы операции северного порта, ба-

зирующегося на Сайменской водной системе; южного порта, работающего в основном на экспорт, и внешнего морского порта Тронгзунда, специализирующегося на лесном экспорте и занятого Краснознаменным Балтийским Флотом (КБФ).

Комиссией по рекогносцировочному обследованию были рассмотрены и естественные условия (орогидрография) Выборга и территории. Инженерно-геологические условия Выборга не были определены до конца в связи с отсутствием надлежащей документации. В качестве предварительного заключения комиссией были высказаны соображения о том, что инженерно-строительные условия на отдельных участках города могут быть сравнительно сложными, в связи с разнообразным методологическим составом слагающих поверхности грунтов и при наличии высокого стояния уровня грунтовых вод. Но, несмотря на трудности, была подготовлена инженерно-геологическая характеристика условий Выборга для обоснования генеральной схемы планировки города и для выявления состава и объема инженерно-строительных мероприятий.

Бои за Выборг в марте 1940 г. нанесли значительный ущерб прежде всего домовому фонду города. Картина разрушений и повреждений в жилищном хозяйстве города была представлена в результате натурного обследования.

Следует отметить, что вся ценная документация по городскому коммунальному хозяйству, в том числе и материалы по учету домового фонда были вывезены в Финляндию в момент эвакуации, поэтому натурное обследование Выборга было осложнено отсутствием инженерных материалов по инвентаризации домового фонда, статистических данных, относящихся к характеристике жилищного хозяйства финского Выборга. Комиссией по натурному обследованию Выборга буквально по счету была проведена огромная работа по учету разрушенных и оставшихся городских строений.

Так, в западной части города было зафиксировано 850 малоквартирных деревянных строений среднего качества, в северной части — 450 каменных и деревянных строений, в восточной части — 2650 деревянных двухэтажных строений, в центральной части Выборга — 650. Всего в городе насчитывалось 4600 здания разной степени сохранности17.

На основании проведенной работы была подготовлена картограмма «Домовой фонд», дающая наглядную картину технического состояния жилищного фонда. Картограмма содержит план города и его районов, со схематично изображенным ущербом, нанесенным войной. Грифами «полностью разрушен» отмечены кварталы с деревянным домовым фондом, полностью сгоревшим (остались лишь фундаменты и дымовые трубы); «значительно разрушен» указаны сгоревшие каменные строения (сохранились лишь стены); «частично разрушен» указаны каменные строения с отдельными повреждениями (разрушения в крыше или стенах). Данная картограмма дает возможность проанализировать и сделать выводы о степени разрушения отдель-

ных районов Выборга. Так, были частично разрушены районы старого города, район Папулы, в частности правая сторона от Папуланкату (ныне ул. Кривоносова), здание городской тюрьмы; однако в этом же районе был сильно поврежден парк Папу-ланпуйста (любимое место отдыха финского городского населения. — Г. Б.) и поселок Карьяла; значительно разрушен был вокзал и привокзальный район, район Ка-левы (ныне бульвар Кутузова), район Ре-полы (ныне ул. Вокзальная, ул. Куйбышева); был полностью разрушен жилой массив южной части Выборга — Таликкала, Лепола, Ристимяки — места непосредственного наступления Красной армии. При почти тотальном разрушении в городе оставались и невредимые места — это Выборгская крепость, бойня мясокомбината, гинекологическая больница на Пят-теримяки (ныне Батарейная гора), районы Сауналахти и Пикирукки (Северный и Выборгский поселки).

Разрушения и повреждения в жилиттт-ном хозяйстве Выборга указаны в приведенной ниже таблице (данные на 25 июня

1940 г.)18.

Таблица

Строения Количество строений Полезная площадь, кв. м (тыс.)

каменные деревянные всего

Жилые строения 247 892 1139 407,3

Складские 24 36 60 49,6

Фабрично-заводские 10 4 14 24,2

Общественные 41 8 49 49,2

Прочие 12 19 31 28,4

Всего: 334 959 1293 558,7

Сохранившийся и разрушенный жилищный фонд требовал значительных работ по его ремонту и восстановлению. Так, например, комиссия по натурному обследованию жилищного фонда сделала вывод, что из обследованных 1293 домов и строений — 191 строение подлежит разбору, 147 нуждается в капитальном ремонте, 420 — нуждается в среднем ремонте, также выяв-

лено 535 строений, находившихся в исправном состоянии19.

Работы по восстановлению домового фонда города получили значительный размах уже в 1940 г. На восстановление жилого фонда было выделено 9 тыс. 606 руб., общая программа строительных работ составила по городу около 15 млн руб.20 Постановлением СНК и ЦК КП (б) КФ ССР на

дальнейшие восстановительные мероприятия Выборг получал дополнительно 17,3 млн руб.21 Для осуществления строительных работ в Выборге были созданы специальные строительные организации «Вы-боргстрой», «Ремстройконтора», «Горком-мунотдел»

После рекогносцировочного обследования домового фонда, началась работа по оценке состояния всего коммунального хозяйства. С августа 1940 г. в городе начались работы по электрическому снабжению: восстановлению уличного освещения и трамвайных линий, обеспечению общественных зданий и жилых домов электроэнергией, ремонт канализации, водопровода, водонапорных станций, бань и др.

Так, например, в отчете по рекогносцировочному обследованию отмечалось, что в финском Выборге имелась собственная тепловая электрическая станция, построенная после 1918 г. Тепловая электростанция располагалась в центре города, работала на привозном высококачественном каменном угле, который поставлялся из-за границы водным путем. Во время боев за Выборг станция была разрушена, и город потерял собственный энергоресурс. Хотя энергоснабжение Выборга и было подключено в высоковольтную энергосеть, идущую от гидроэлектростанции «Раухиала» на реке Вуоксе, однако план по восстановлению города предусматривал и восстановление собственной электрической станции. Рекогносцировочное обследование энергоснабжения и состояния энергосистемы — важной составляющей городского хозяйства города Выборга, являлось серьезной попыткой выявить в самых общих чертах состояние энергоснабжения до войны и в послевоенный восстановительный период. В задачу комиссии входило составление «Ориентировочной схемы электроснабжения Карельского перешейка»22, как конечного результата работы по рекогносцировке. Такая схема была жизненно необходима при дальнейшем освоении советского Выборга, Карельского перешейка и

использовании имеющихся возможностей в снабжении новых земель электричеством. Трудность в составлении схемы была вызвана отсутствием подлинных проверенных материалов по снабжению Карельского перешейка электроэнергией, поэтому в ее подготовке специалисты в большом объеме использовали материалы различных ленинградских учреждений: Гидробума, Бум-проекта, Главного Управления Бумажной Промышленности Карельского перешейка, Теплоэлектропроекта, Ленэнерго23.

Комиссия по натурному обследованию послевоенного Выборга не оставила без внимания ни один сектор всего комплекса городского хозяйства. Было исследовано состояние речного и морского портов, железнодорожный транспорт24, объекты социального назначения: кинотеатры, Драматический театр, городская библиотека, гостиницы, музеи, радио (первоначально возможности трансляции радиопередач были очень ограничены — всего лишь два часа в день, по выходным дням до 13 часов)25, школы. Так, например, в 1940 г. отмечалось в отчете по рекогносцировочному обследованию города Выборга, учащимся была дана возможность своевременно начать 1940—1941 учебный год в заново восстановленных школах. В начале 1941 г. в десяти школах Выборга обучалось уже 4000

детей26.

Таким образом, комплексный анализ состояния советского Выборга послевоенного периода выездной бригадой трестов «Гипрогор» и «Горгеосъемка» в августе 1940 г по рекогносцировочному обследованию города Выборга дал позитивное основание предполагать, что присоединенные в результате советско-финляндской войны «новые земли» Карельского перешейка с Выборгом, в перспективе имели широкие возможности дальнейшего становления и хозяйственного использования. Отмеченные факты подтверждали необходимость планового осуществления государственной политики на 1940—1941 гг. по обеспечению присоединенной территории рабочей силой

для хозяйственного и культурного освоения и дальнейшего развития Выборга как спутника Ленинграда и крупнейшего центра Карело-Финской ССР, в котором планировалось развернуть мощное строительство, создание промышленных предприятий, транспорта, морской торговли и др.

Несомненно, что и благоприятные природные данные, отмеченные специалистами бригады по натурному обследованию27, живописный и своеобразный ландшафт, обилие водных пространств, наличие в Выборге ценных архитектурных памятников средневековья, а также ряд крупных строительных сооружений с высокой техникой выполнения и отличным качеством общестроительных и отделочных работ делали Выборг городом, имеющим свое яр-ковыраженное индивидуальное лицо. Также отмечалось, что для дальнейшего использования имеющегося и формирующе-

гося культурно-исторического потенциала при восстановлении и реконструкции Выборга должно тщательно оберегаться все ценное, характерное и индивидуальное, что присуще городу.

В заключение следует отметить, что намеченным планам по восстановлению советского Выборга и Карельского перешейка не удалось осуществиться. Через пятнадцать месяцев мирной жизни и двух месяцев жизни в условиях начавшейся Великой Отечественной войны (март 1940 г. — август

1941 г.), территория Карельского перешейка на два года и десять месяцев вновь перешла в состав Финляндии (август 1941 г. — июнь 1944 г.).

Новый этап освоения и заселения Выборга и Карельского перешейка советскими переселенцами начался с июня 1944 г., после освобождения региона советскими войсками.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: О заключении мирного договора между СССР и Финляндией // Ленинградская правда. —
1940. —13 марта.
2 По обе стороны карельского фронта, 1941—1944: Документы и материалы / Под ред. В. Г. Макарова. — Петрозаводск: Карелия, 1995. — С. 46—47.
3 Карельский вопрос. Союз Карелии (Каца1ап /Шо). — 1996. — С. 43.
4 Граница и люди. Воспоминания советских переселенцев Приладожской Карелии и Карельского перешейка. — СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2005. — С. 21.
5 Степаков В. Н, Балашов Е. А. «В новых районах». Из истории освоения Карельского перешейка 1940—1941, 1944—1950 гг. — СПб.: Нордмедиздат, 2001. — С. 10; Граница и люди. Воспоминания советских переселенцев Приладожской Карелии и Карельского перешейка. — СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2005. — С. 12, 20; Молчанов А. К. На грани войны и мира. Карельский перешеек и Северное Приладожье в 1930—1948гг. — СПб.: Весь курортный район, 2005. — С. 9, 20; Смирнова Е. П. Заселение и освоение новых районов Карело-Финской ССР в 1940-е годы: Авто-реф. на соис. уч. ст. канд. истор. наук. — Петрозаводск, 2006.
6 См.: ЛОГАВ. Ф. Р.-5, О.-1, Д.-161, Л.1,3 Краткая справка о географическом положении района на 1/1У — 1941 г.; Молчанов А. К. На грани войны и мира. Карельский перешеек и Северное Приладожье в 1939—1948 гг. — СПб.: Весь курортный район, 2005. — С. 9, 20.
7 Кепп Е. Е. Кондратьевская полька / Часовая башня. — 1990. — 23—29 июля; Перкъярви / Перевод с фин. Д. И. Орехова. — СПб.: Изд-во ОСТРОВ, 2007. — С. 41.
8 ЛОГАВ Ф. Р. - 440, О. 1, Д. 2, Л. 1, 2, 3.
9 Там же. Л. 69.
10 Там же. Л. 4.
11 Там же. Л. 26.
12 Там же. Л. 6.
13 ЛОГАВ. Ф. Р. 3, О. 1, Д. 7, Л. 1.
14 ЛОГАВ. Ф. Р. 440, О. 1, Д. 2, Л. 26.

ИСТОРИЯ, социология

15 ЛОГАВ. Ф. Р. 440,0. 1,Д. 2, Л. 26 (об.).
16 Там же. С. 20 (об.).
17 Там же. Л. 22, 23.
18 ЛОГАВ. Ф. Р. 440, О. 1, Д. 9, Л. 22 (об.).
19 Там же. Л. 25.
20 ЛОГАВ. Ф. Р. 440, О. 1, Д. 9, Л. 25 (об.).
21 ЛОГАВ. Ф. Р. 437, О. 1, Д. 2, Л. 123.
22 ЛОГАВ. Ф. Р. 440, О. 1, Д. 2, Л. 32.
23 Там же. Л. 32.
24 ЛОГАВ. Ф. Р. 440, О. 1, Д. 9, ЛИ. 39-40.
25 Городские новости // Выборгский коммунист. -
26 ЛОГАВ. Ф. Р. 437, О. 1, Д. 2, Л. 117.
27 ЛОГАВ. Ф. Р. 440, О. 1, Д. 9, Л. 55.
1941. — 26 января.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты