3. Konstantin Karlovich Grot kak gosudarstvennyj i obshchestvennyj dejatel& (12 janvarja 1815 — 30 oktjabrja 1897): Materialy dlja ego biografii i harakteristiki: V 3 t. Pt., 1915. T. 1. 446 s.
В. А. Рубин
ПАМЯТНЫЕ МЕСТА И СООРУЖЕНИЯ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА РОССИИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ:
ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА, СОБСТВЕННОСТИ, ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ (на примере Оренбургской области)
Статья посвящена анализу современных проблем развития военно-мемориальной сферы в Российской Федерации (на примере памятников Великой Отечественной войны приграничного региона — Оренбургской области). Автор заостряет внимание на эффективно решаемых на сегодняшний день вопросах учета и собственности памятных мест и сооружений, посвященных Великой Отечественной войне, а также приходит к выводу о необходимости комплексного научного исследования мемориальных объектов, которые за 65 лет после окончания войны превратились в своеобразный культурный институт, фундаментально способствующий сохранению исторической памяти о событиях 1941 -1945 гг. и патриотическому воспитанию российских граждан.
V. Rubin
RUSSIAN BORDER REGION MEMORIAL SITES AND CONSTRUCTIONS DEDICATED TO GREAT PATRIOTIC WAR: THE ISSUES OF REGISTRATION, OWNERSHIP, POPULARIZATION, AND STUDIES (ORENBURG REGION)
An analysis of contemporary problems of the development of military and memorial sphere of the Russian Federation, particularly the monuments of Great Patriotic War in the border area of Orenburg region is presented. The paper is focused on the current problems which are effectively dealt with the registration and ownership of monuments and constructions dedicated to Great Patriotic War. A conclusion is made on the necessity of comprehensive scientific research of the memorial objects which, 65 years after the end of the war, became a sort of a cultural institute
fundamentally contributing to the protection of historical memory of the events which took place in 1941-1945 and to the patriotic upbringing of the citizens of the Russian Federation.
Подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны по достоинству воспет в литературе, отражен в кино- и фотодокументах, на страницах газет, в воспоминаниях ветеранов. Значительное место в увековечении ратного и трудового подвига военной поры занимает воплощение его в памятниках. Первые обелиски и стелы, посвященные героям Великой Отечественной войны, создавались в конце 40-х — начале 50-х гг. прошлого столетия по инициативе партийных и комсомольских организаций (обелиск — памятник, сооружение в виде суживающегося кверху граненного каменного столба; стела — вертикально стоящая памятная плита или столб с надписью, рельефным изображением) [15, с. 641, 1126; 29]. Сохранить для будущих поколений память о героях Великой Отечественной — наш гражданский долг.
Сохранение российских мемориальных сооружений, посвященных Великой Отечественной войне, — актуальная и востребованная задача. Подтверждением этому служит тот факт, что в канун празднования 65-летней годовщины Победы советского народа над фашистами одним из главных направлений работы стали паспортизация и оценка состояния воинских мемориалов в регионах. Не осталось в стороне и Оренбуржье. Однако празднование знаменательной даты выявило, что вокруг военно-мемориальных сооружений накопилось множество проблем, без скорейшего решения которых невозможно говорить об их сохранении для будущих поколений.
Одной из первых можно назвать проблему учета памятных мест и сооружений. В связи с тем что подавляющее большинство мемориалов является муниципальной собственностью, органы исполнительной власти Оренбургской области в течение
На сегодняшний день, согласно действующему законодательству об объектах культурного наследия, к компетенции Министерства культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области (го -сударственного органа) относятся вопросы государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, расположенных на территории Оренбургской области [27]. На государственной охране состоят 13 объектов культурного наследия, относящихся к памятникам мемориального искусства, посвященных событиям Великой Отечественной войны, на каждый из которых оформлен паспорт, разработанный лицензированной организацией. Вышеуказанные объекты состоят в реестре памятников истории и культуры регионального значения. Ведение списка иных памятных мест и сооружений, не являющихся объектами культурного наследия, не входит в компетенцию госоргана, а относится к полномочиям муниципального образования. Следовательно, государственными органами власти в Оренбуржье юридически охраняются только 1,4% от общего числа всех памятных сооружений, посвященных событиям 19411945 гг.
Единственной справочной работой, заслуживающей внимания, можно назвать список памятников истории и культуры, изданный в 1987 г. для исполкомов народных
депутатов, президиумов советов городских и районных отделений Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры области [25, с. 36-97]. В указанном научно-справочном пособии, помимо памятников архитектуры и археологии, перечислены с указанием населенных пунктов 727 памятных мест и сооружений, посвященных Гражданской и Великой Отечественной войнам.
Понимая необходимость разработки научно-справочной и учетной документации в сфере военно-мемориальных сооружений, правительством Оренбургской области в 2008 г. был выделен грант на осуществление проекта «Памятники и памятные места Великой Отечественной войны Оренбургской области» (исполнители — А. В. Федорова, В. А. Рубин, Н. М. Кашина) [20]. Суть проекта заключалась в создании информационной базы мемориалов. Учеными было предложено сосредоточиться не только на сборе справочных материалов и фотографий памятников, но и на систематизации истории создания мемориалов в Оренбуржье. В этом, пожалуй, — основное отличие от книжных справочных фолиантов, издаваемых в других регионах России [6; 10; 11; 12; 14; 24]. Сложность работы заключалась не только в большом количестве памятных мест и сооружений, но и в отсутствии сведений и библиографической литературы, на которые можно было опереться в ходе исследования.
Для создания электронного ресурса научная группа в течение двух лет совершила серию командировок в города и села Оренбуржья (города Бугуруслан, Бузулук, Оренбург, Медногорск; Адамовский, Кваркенский, Новосергиевский, Саракташский, Светлин-ский, Тоцкий и другие районы) с целью сбора теоретических материалов, фотофиксации памятников и памятных мест, проводила архивно-изыскательскую работу в Оренбурге, Москве, Екатеринбурге; организовала переписку с администрациями, музеями и библиотеками более чем 600 муни-
ципальных образований региона [1]; консультировалась по истории военно-мемориальных сооружений со специалистами Уральского отделения Российской академии наук — профессорами А. В. Сперанским и Г. Е. Корниловым.
Результатом научной деятельности стало создание систематизированного электронного ресурса, в котором представлены справочные материалы и история создания 959 памятных сооружений Оренбургской области, посвященных Великой Отечественной войне. В информационной базе все объекты распределены в разделы по принципу их территориальной принадлежности к тому или иному муниципальному образованию Оренбургской области, внутри раздела — в алфавитном порядке.
Информационная база впервые размещена на сайте Министерства культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области в марте 2010 г. [21]. Весь ресурс в виде реестра поделен на три составляющие. Первая часть включает данные о наименовании памятника, о его местонахождении, о дате открытия и о типологической принадлежности. Во втором столбце можно узнать об авторах идеи, о скульпторах и организациях, причастных к созданию объекта мемориального искусства, о собственниках и балансодержателях мемориала. В третьем разделе описаны составные части и иные внешние характеристики и особенности памятного сооружения. При формировании реестра использовались такие документы, как паспорта, анкеты, учетные карточки и материалы областных и местных музеев, архивов, библиотек, воспоминания очевидцев.
Одним из результатов деятельности оренбургских историков стала публикация сокращенной версии электронного ресурса в мае 2010 г. — перечня памятных мест и сооружений Оренбургской области, посвященных Великой Отечественной войне [17]. Издание позволило опровергнуть утверждение официальных властей о том, что на территории области расположено 756 па-
мятных мест и сооружений, и дало возможность учесть почти 200 мемориалов, возведенных в Оренбуржье в постсоветский период.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты способствуют более глубокому пониманию истории мемориальной культуры Оренбургской области в послевоенный период. Электронный ресурс может быть использован при подготовке исследований по истории культуры Южного Урала в 1941-2010 гг., обобщающих научных трудов по истории культуры Оренбургской области, учебных пособий, спецкурсов по истории Отечества.
Основные научные и практические достижения заключаются в том, что в информационной базе впервые обобщена и представлена вся совокупность памятников и памятных мест Оренбургской области, посвященная офицерам и солдатам Великой Отечественной войны; впервые создан общедоступный для научной и иной общественности информационно-справочный электронный ресурс мемориалов и памятных мест, посвященных российской военной истории Оренбургского края; уточнены даты открытия многих памятных мест и сооружений.
Историками обновлена классификация мемориальных сооружений Великой Отечественной войны. Вместо привычного разделения на памятники, мемориальные комплексы, аллеи героев, памятные знаки (такая классификация характерна для стандартных паспортов памятников 1980-х гг.) все мемориалы области разделены на следующие виды: мемориальный комплекс, мемориал, парк славы, аллея славы, аллея героев, дом памяти, часовня, памятник, бюст, барельеф, горельеф, рельеф, стела, обелиск, братская могила, воинское захоронение, мемориальная доска, памятное место, памятный знак (указатель); информационная база стала инструментом учета памятных мест и сооружений Оренбургской области, посвященных Великой Отечест-
венной войне (все материалы переданы для работы в государственный орган охраны объектов культурного наследия). Следовательно, разработан механизм позиционирования достижений мемориальной культуры Оренбуржья, связанных с событиями 1941-1945 гг., на региональном, всероссийском и международном уровнях.
Научной группой оказано содействие правительству Оренбургской области по определению общего количества мемориалов, по оценке состояния и паспортизации всех памятных мест, а также по созданию региональной части всероссийского Реестра памятных мест и сооружений, посвященного российской военной истории, формируемого по поручению руководителя Российского организационного комитета «Победа», Президента Российской Федерации Д. А. Медведева.
Еще одним пока нерешенным вопросом остается вопрос отсутствия собственников памятных мест и сооружений, посвященных Великой Отечественной войне. Проблема заключается в том, что многие памятники, установленные в 1950-80-х гг. и построенные за счет средств предприятий, в уставной капитал при приватизации не вошли и в установленном порядке не были переданы муниципальным образованиям. Закрепление за памятником собственника или балансодержателя занимает длительное время. Это связано с тем, что на многие мемориальные сооружения отсутствуют правоустанавливающие документы. Муниципальным образованиям для признания права собственности над памятниками, находящимися на их территории, необходимо в обязательном порядке получить соответствующее решение арбитражного суда. Обратиться в суд с подобным иском муниципалитеты могут только по истечении одного года со дня постановки памятника на учет в регистрационной службе в качестве бесхозного недвижимого имущества [26].
В Оренбургской области вышеуказанная проблема решается следующим образом.
Государственным унитарным предприятием «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» (генеральный директор — А. И. Кудинов) по согласованию с управлением государственной охраны объектов культурного наследия и развития традиционной народной культуры (начальник управления — А. И. Рублев) в 2009 г. разработаны методические рекомендации по вопросам включения памятных мест и сооружений в реестр муниципальной собственности [18]. Органами местного самоуправления проводится в 2010 г. работа по определению территорий мемориалов, обелисков и стел, воинских захоронений и братских могил, посвященных Великой Отечественной войне, осуществляется постановка земельных участков на кадастровый учет, а также проводились мероприятия по оформлению права муниципальной собственности на данные объекты. Техническую паспортизацию администрации муниципальных образований Оренбургской области планируют завершить до конца 2010 г. [3]. В планах Министерства культуры, общественных и внешних связей — издание Списка собственников и балансодержателей памятных мест и сооружений Оренбургской области, посвященных событиям 1941-1945 гг. Однако необходимо отметить, что в связи с отсутствием финансирования по многим объектам процесс оформления права муниципальной собственности может затянуться до 2011-2012 гг.
Следовательно, на сегодняшний день порядок финансового и материально-технического обеспечения мероприятий по сохранению воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, только формируется.
Ситуация осложнена еще и тем, что финансовые затраты на эти цели неравномерно нагружают бюджеты муниципальных образований. Некоторые из них, на территории которых немного военно-мемориальных объектов, вообще не несут на эти цели ни-
какой финансовой нагрузки, другие же вследствие значительного количества монументов, мемориальных комплексов, памятников и обелисков на своих территориях имеют ограниченные возможности по изысканию денежных средств на их содержание и сохранность. Например, в Александровском районе и городе Бузулуке — по 40 мемориальных объектов, в Абдулинском, Оренбургском и Шарлыкском районах — 36 памятных мест и сооружений. В то же время в городах Медногорске и Гае по 3 мемориала, Ясненском районе — 7, а в Светлинском районе — всего одна памятная стела [4].
Решение данной проблемы видится в разработке и принятии Федеральной целевой программы «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах» [22, с. 2, 4], реализация которой позволит, в частности, обеспечить паспортизацию всех воинских захоронений на территории Российской Федерации, проводить работы по восстановлению и сохранению воинских захоронений и различных видов мемориальных объектов. В настоящий момент программа находится в разработке.
Третьей проблемной сферой можно назвать популяризацию памятных мест и сооружений. Несмотря на множество запущенных вопросов (отсутствие благоустроенной территории вокруг мемориала, отсутствие информации о его создателях, использование исключительно для проведения митинга на День Победы один раз в году, 9 мая), в Оренбургской области существует определенный опыт, который, на наш взгляд, может стать основой для того, чтобы сотни региональных монументов стали по-настоящему достопримечательными местами своих населенных пунктов.
Центром по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи стал Оренбургский выставочный комплекс «Салют, Победа!», созданный к 60-летию Великой Победы — это своеобразный музей под от-
крытым небом. Научно-художественный проект комплекса был разработан Оренбургским областным историко-краевед-ческим музеем. Основная цель создания комплекса — изучение военной истории края, развитие системы патриотического воспитания детей и молодежи, формирование чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга в мирное и военное время [7; 8; 9; 16; 19; 23; 28].
Однако необходимо отметить, что основой выставочного комплекса является объект культурного наследия «Памятник-монумент павшим за Советскую Родину в годы Гражданской и Великой Отечественной войны, 1973 г., бронза, бетон» (ул. Кирова, сад им. Фрунзе). Так вот выставочный комплекс, центром которого является монумент с Вечным огнем, стал местом проведения массовых мероприятий: День Победы, День города, День знаний, дни воинской славы, посвящения в кадеты, курсанты, принятие воинской присяги, вручение золотых и серебряных медалей выпускникам школ. Помимо этого регулярно проводится экскурсионная работа. Ежегодно комплекс посещают свыше 25 тысяч человек.
Интересен опыт народного историко-крае-ведческого музея Новосергиевского района, который совместно с Советом ветеранов при поддержке администрации муниципального образования (глава района — С. В. Балыкин) организовал акцию — маршрут «Победа», проходившую в районе в 2005-2009 гг. Участники маршрута «Победы» побывали в большинстве сел района, встретились с участниками войны, тружениками тыла, учащимися школ, жителями сел, у памятников и обелисков провели митинги, возложили венки. И все эти мероприятия проходили торжественно, с высоким патриотическим подъемом. К 65-летию Победы был опубликован научно-популярный буклет, в котором авторы-составители описали свой опыт, указали на достопримечательные военно-мемориаль-
ные объекты, составили карту маршрута «Победы» [13]. Значение разработанного маршрута «Победы» велико не только для патриотического воспитания школьников, молодежи и всех жителей района. Он вполне может стать основой для мониторинга состояния и популяризации районных мемориалов.
Еще одним актуальным вопросом является вопрос профессионального историко-культурологического исследования военно-мемориальных сооружений региона. Исторический и культурологический анализ памятных мест и сооружений, посвященных российской военной истории (а их в Оренбургской области насчитывается почти полторы тысячи), должен быть непременно основан на системном анализе, поскольку до сих пор многие простые вопросы оставались без ответа. Например, общее количество памятных мест и сооружений Оренбургской области, посвященных Великой Отечественной войне, выявлено только лишь в апреле 2010 г. [5]. Их оказалось 959 по всей области, или на 27% больше, чем декларировалось региональными властями в феврале того же года.
Подвергнув научному анализу хронологию строительства мемориалов, их местонахождение и типологическую принадлежность, можно выявить важные особенности развития военно-мемориальной сферы Оренбуржья. Давно пора осветить такие вопросы, как вклад петербургских (ленинградских) скульпторов в строительстве оренбургских мемориалов, количество вечных огней на территории региона. Необходимо основательней проанализировать терминологию, правовой статус «памятных мест и сооружений» и другие аспекты. Информационная база «Памятные места и сооружения Оренбургской области, посвященные Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)» станет фундаментальной основой для научного анализа и написания обобщающих монографий по военно-мемориальной проблематике.
Таким образом, на сегодняшний день решена актуальная для региона научно-практическая задача — создан электронный механизм учета и позиционирования памятных мест и сооружений Оренбургской области, посвященных Великой Отечественной войне.
Сохранение памятных мест зависит от скорейшего решения вышеизложенных проблем, для чего необходимо объединение усилий государственных и муниципальных властей, ученых-историков, архивистов,
библиотекарей, краеведов, общественности. Несомненно, что военно-мемориальные сооружения стали важным культурным институтом и являются одной из основ патриотического воспитания граждан в приграничных регионах России.
Это подтверждается повышенным вниманием к ним различных государственных, общественно-политических и социальных институтов. Но в отличие от памятников археологии и архитектуры они являются более незащищенными.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
REFERENCES
Л. И. Мишуринская
ПОЛОТЕНЦЕ В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ ТАТАР-МУСУЛЬМАН ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ (XIX — начало ХХ века)
Полотенце является распространенным атрибутом, используемым в свадебном цикле татар Поволжья и Приуралья. В исследуемый период оно выступало чаще всего как элемент обмена в ритуалах взаимного одаривания между семьями жениха и невесты, а также участвовало в маркировке особого статуса отдельных персонажей свадьбы и обрядовом оформлении нового для невесты дома. Символическое и просто самостоятельное значение этот предмет приобретал только в отдельных обрядовых актах, таких как сватовство и украшение дома мужа. В составе ритуальных даров полотенце легко могло быть заменено элементом женского или мужского костюмного комплекса, отрезом ткани или головным платком. Вероятно, при одаривании мужчин