Спросить
Войти

Экономические и гражданские права иностранцев в правление Елизаветы Тюдор

Автор: указан в статье

Л. Н. Саттарова

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ИНОСТРАНЦЕВ В ПРАВЛЕНИЕ ЕЛИЗАВЕТЫ ТЮДОР

Работа представлена кафедрой теории права и гражданского правового образования.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор В. Ю. Сморгунова

В этот период иммигрантам предоставлялись экономические права: организовывать мастерские, сохранять прежних учеников и подмастерьев, производить и продавать англичанам определенное количество товаров. За предоставление этих прав они должны были платить дополнительные выплаты в казну и привлекать как можно больше местного населения к производству. Из гражданских прав важнейшим была свобода вероисповедания. Они могли исповедовать официальные протестантские конфессии - лютеранство и кальвинизм.

In the second half of the 16th century English immigrants enjoyed the following economic rights: they could organise their businesses, keep their fellow apprentices and produce and sell their goods to the Englishmen. Alien immigrants had to pay extra money in exchange to the queen and recruit as many Englishmen as possible to their trade. But the most important civil right they had was the freedom of conscience. They could practice any official protestant religion - Lutheranism or Calvinism.

В период правления Елизаветы Тюдор (1558-1603) Англия становится одним из центров иммиграции для жителей Западной Европы. Тысячи людей приезжали в страну с надеждой изменить свою жизнь к лучшему. Чем же привлекало их это небольшое государство, которое к середине XVI в. находилось в нестабильной экономической и политической ситуации и перед правительством которого стояло множество проблем?

Прежде всего, так как большая часть иммиграции была вызвана религиозными гонениями в странах Западной Европы, их привлекала относительная свобода вероисповедания, которая существовала в этот период в Англии. Вероятно, Англия во второй половине XVI в. была единственным западноевропейским государством, где более или менее мирно уживались католики и протестанты, так как для Елизаветы Тюдор, официально принадлежавшей к про-

Экономические и гражданские права иностранцев в правление Елизаветы Тюдор

тестантской вере, важнее было сохранить мир и порядок в своей стране, чем добиваться превосходства какой-либо религии посредством гражданской войны.

Несмотря на то что иностранцы не получили полной свободы вероисповедания и проведения своих обрядов, которые существовали при ее брате Эдуарде VI (1547-1553), теперь они находились под личным контролем королевы1, - это был лучший вариант, так как здесь они могли исповедовать свою религию, не опасаясь быть убитыми или переданными в руки инквизиции.

Иностранцы могли исповедовать офи-циальные протестантские религии, такие как лютеранство и кальвинизм. В случае возникновения спорных вопросов или в конфликтных ситуациях, связанных с вопросами веры, они должны были обращаться к местным епископам, которые контролировали их деятельность2.

Английский исследователь XIX в. Дж. Берн отмечает, что между английскими епископами, многие из которых стремились очистить Англиканскую церковь от католицизма, и главами протестантских иностранных общин существовали достаточно теплые и дружественные отношения. Иностранцы поздравляли англичан при вступлении в сан и дарили подарки3. Это свидетельствует о том, что иностранные общины на равных с местным населением участвовали в общественной жизни, а не находились в ущемленном положении.

При этом королева выступала против распространения среди своих подданных религиозных идей различных протестантских сект, главными идеологами которых она считала иностранцев. Яростнее всего она, как и ее отец и брат, боролась с анабаптистами4. В 1560 г. было издано два эдикта, в которых указывалось, что анабаптисты и другие еретики в этом роде, которые сбежали от религиозных преследований в Англию и распространяют здесь свое учение, должны покинуть королевство в

течение 20 дней. То же самое должно было сделать и местное население, если разделяло их взгляды5. Если они продолжали упорствовать в своих взглядах, то их мог ждать и костер6. Таким образом нельзя сказать, что религиозные гонения в Англии в этот период проводились по этническому признаку. Суровое наказание за отступление от официальных догм ожидало как приезжее, так и местное население.

Более сложная ситуация сложилась вокруг экономических прав иностранцев. Как известно, в Англии действовало статутное право. Многие его положения были сформулированы еще в XIIIXV вв. и носили протекционистский и запретительный характер.

Так, например, в Лондоне официально была запрещена любая деятельность иностранных ремесленников, даже натурализовавшихся7 . С 1484 г., во время правления Ричарда III, вновь прибывшим иностранцам было запрещено организовывать соб -ственные предприятия. Они должны были поступать в услужение к английским мастерам. Тот, кто обосновался в стране до этого года, мог сохранить свое производство, но не имел права брать в ученики иностранцев за исключением своих детей8.

Не менее тяжелое положение было и у иностранных купцов, которые не имели права: торговать друг с другом на территории Англии, торговать в розницу и вразнос9 , вывозить шерсть (главный предмет экспорта в Средние века и раннее Новое время) и ввозить заграничные ткани в страну10. Кроме того, они должны были продавать свои товары оптом англичанам в течение шести недель, а прибыль вывозить из страны не в виде капитала, а в английских товарах11.

Конечно, такие законы не могли устроить иностранцев, у которых фактически не оставалось возможности обеспечить себе безбедное существование. Но самое главное, что статутное право не устраивало английское правительство и часть местно-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

го населения. Дело в том, что многие иностранцы были прекрасными специалистами по изготовлению так называемых новых тканей (изготавливались из длинной шерсти, часто с примесью шелка, были лучше окрашены, считались более прочными и дешевыми по сравнению со старыми тканями). С их помощью местные власти рассчитывали решить экономические проблемы.

Выход был найден. В это время в Англии активно развивалось и действовало право справедливости. Первоначально оно возникло в XIV в. в противовес общему праву, которое на тот момент уже не могло решить всех проблем. Часть общества была в нем разочарована. Англичане обращались с петициями к королю, в которых просили рассмотреть дело «не по праву, а по справедливости». К XVI в. уже сложились определенные правила и традиции права справедливости, которым должен был следовать лорд-канцлер (обычно король поручал эти дела ему)12.

При Елизавете Тюдор это происходило следующим образом: на имя королевы подавалось прошение, где указывались причины, по которым местные власти обосновывали необходимость иностранцев, их количество и профессиональную квалификацию. Также королева должна была утверждать соглашения между англичанами и иностранцами об условиях проживания последних.

Прежде всего в соглашении указыва-лось количество семей, которые должны были проживать в городе. Например, в Норидж в 1564 г. пригласили 30 иностранных мастеров, каждый из которых мог кроме семьи взять с собой до 10 человек слуг13, в Сэндвич - 20-25 семей, количество домочадцев (куда входили и ученики) не должно было превышать 12 человек14. Это было нарушением статутного права, по которому в правление Елизаветы каждый мастер мог держать у себя не более 4 человек, правда, в статуте сразу делалось исключение для Нориджа15 , крупного промышленного центра.

Второе, на что обращали внимание при составлении соглашений между иностран-

цами и англичанами, - это условия работы, которым уделялось большое внимание. Например, в договоре между жителями города Колчестера и иностранцами указывалось, по какой цене и какого качества последние должны покупать пряжу и шерсть для изготовления тканей16. И обязательно в производстве должно было участвовать как можно больше представителей местного населения17.

В-третьих, оговаривалась сумма, которую будут платить иностранцы в качестве штрафа за право работать самостоятельно в английских городах. Например, в Норидже она составляла 400 фунтов ежегодно, не считая других платежей18, в Колчестере -28 ливров19.

Таким образом, получалось, что возможность иностранцев самостоятельно ра-ботать в Англии основывалась на праве справедливости. И как полагали многие, это действительно было справедливо: корона получала дополнительные доходы, местное правительство развивало экономику и получало дополнительные рабочие места, а иностранцы - возможность обеспечить себе достойный образ жизни.

Но поскольку английская правовая система находилась в это время в переходном состоянии и нормы общего права еще только подстраивались под условия Нового времени20, то периодически происходили столкновения между статутным правом и правом справедливости. В частности, те, кто был недоволен деятельностью иностранных общин в государстве, подавали жалобы, апеллируя к статутному праву. Те же, кто получал от них выгоду (в том числе и правительство), ссылались на право справедливости. Следует отметить, что в большинстве конфликтов экономического характера королева и Тай -ный совет, как правило, принимали сторону иностранцев. Им как никому другому была очевидна экономическая, а часто еще и политическая (Англия - защитница истинной протестантской религии) выгода.

Таким образом, мы видим, что функционирование иностранных общин в Ан-

глии того времени было связано с особенностями становления и развития английской правовой системы в условиях зарождения новых общественных отношений. Так как английская правовая система находилась в переходном состоянии, то и статус иммигрантов еще не был четко определен. С одной стороны, не были отме-

нены старые средневековые законы, которые значительно ограничивали деятельность иностранных общин. С другой стороны, появляются новые тенденции на основе права справедливости, которые защищают их интересы, но каждый конкретный случай рассматривался в индивидуальном порядке.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Burn J. S. The History of the French, Wallon, Dutch and other foreing Protestant Refugees Setteled in England, from the Reign of Henry VIII to the Revocation of the Edict of Nantes. London, 1846. P. 188.
2 Ibid.
3 Ibid. P. 188-190.
4 Генрих VIII издал ряд прокламаций против анабаптистов, предписывал выгонять их из Англии. В 1535 г. несколько из них было казнено в Лондоне.
5 Camden W. Annales rerum anglicarum et hibernicarum regnante Elizabetha ad annum salutis 1589. Londini, 1615-1627. P. 61.
6 Froude J. A. The Reign of Elizabeth. London, 1864. P. 79.
7 Tawney R. H. Tudor economic documents, being select documents, illustrating the economic and social history at Tudor England.London, 1924. Vol. 1. P. 310.
8 Cunninham W. Alien immigrants to England. London, 1897. P. 165.
9 Tawney R. H. Op. cit. P. 309.
10 The Statutes at large from Magna Charta to 1761. Camridge, 1762. Vol. 1. P. 221.
11 Tawney R. H. Op. cit. P. 310.
12 Романов А. К. Правовая система Англии. M., 2002. С. 100-101.
13 Tawney R. H. Op. cit. P. 299.
14 Ibid. P.297.
15 The Statutes at large from Magna Charta to 1761, II. P. 541.
16 Tawney R. H. Op. cit. P. 317-318.
17 Ibid. P. 298, 317-318.
18 Ibid. P. 315-316.
19 Ibid. P.318.
20 Романов А. К. Указ. соч. С. 59.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты