2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301
УДК 37(s71.52)
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10037
Алина Кара-ооловна Сат Тувинский государственный университет
г. Кызыл, Россия
ПОДГОТОВКА НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В ПЕРИОД ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
В статье рассматривается история становления системы подготовки кадров специалистов высшей квалификации для Тувы. На всю Сибирь в то время приходилось только 4 вуза. Высших учебных заведений в Туве не было. В 1925 году по решению ЦК Тувинской народно-революционной партии были направлены на учебу в Москву 10 человек. Подготовка кадров специалистов осуществлялась в учебных заведениях центральных городов страны - Москвы, Ленинграда, а также городов Сибири - Новосибирск, Иркутск, Абакан и др. Открытый в 1921 г. в Москве Коммунистический университет трудящихся Востока был центром подготовки национальных кадров, в том числе и для Тувинской Народной Республики.
Alina Sat Tuvan state university Kyzyl, Russia
PREPARATION OF NATIONAL HUMAN RESOURCES DURING THE TUVIN PEOPLE&S
REPUBLIC
The article discusses the history of the formation of a system of training highly qualified specialists for Tuva. All of Siberia at that time accounted for only 4 universities. There were no higher educational institutions in Tuva. In 1925, by decision of the Central Committee of the Tuva People&s Revolutionary Party, 10 people were sent to study in Moscow. The training of specialists was carried out in educational institutions of the central cities of the country — Moscow, Leningrad, as well as Siberian cities — Novosibirsk, Irkutsk,
Abakan, and others. The Communist University of the East, opened in 1921 in Moscow, was a center for
training national workers, including Tuvan People&s Republic.
Создание и развитие системы подготовки кадров специалистов высшей квалификации возможно лишь при наличии определенных материально- технических и социально-культурных предпосылок и условий. Среди них, в первую очередь, должны быть названы финансовые и материально-технические средства для организации и нормального функционирования высших учебных заведений, наличие соответствующего уровня развития экономики и образования, науки и культуры. Кроме того, даже в условиях бесплатного обучения, необходим известный уровень материального благосостояния населения.
В Туве к моменту образования национальной автономии всех этих условий по существу не было. В начале ХХ века Тува - одна из самых отсталых окраин. С объявлением протектората России над Тувой 18 апреля 1914 г. начался новый этап в истории Тувы. Отношения тувинцев с русскими и другими народами России стали значительно глубже. Важным событием было основание в апреле 1914 г. города Белоцарска (современный Кызыл) в местности Хем-Белдири у слияния Бий-Хема и Каа-Хема, где начинается Енисей. Первостроителями города были русские рабочие, завербованные в Минусинске, Красноярске, Иркутске и других городах Сибири. В 1916 г. в Белоцарске насчитывалось 18 казенных и 54 частных здания, а населения - около 500 человек, из которых было 43 служащих, а остальные - строители, разнорабочие, купцы, приказчики, ремесленники и др. В городе было единственное двухэтажное здание, медицинский и ветеринарные пункты, склады сельхозорудий и переселенческого управления, пять торговых палаток и базар [6, с. 34].
Кроме открытых ранее в Туране (в 1908г.) и Уюке (в 1909 г.) в 1910 - 1917 гг. были открыты школы в Чаа-Холе, Бай-Хааке, Атамановке, Бояровке, Тоора-Хеме и Белоцарске. Еще в 1908 г. в с. Верхнеусинское была открыта больница, в которой лечились русские переселенцы и тувинцы. Первый европейский медицинский пункт на территории Урянхая возник в Шагаан-Арыге (1911 г.). Вслед за этим были открыты медицинские пункты в Туране (1913 г.), затем в Сарыг-Сепе, Белоцарске и на Хемчике (1915 г.) [6, с. 34].
В период протектората на Туву не распространялись формы административно-территориального управления в царской России. В административном плане Тува, как и в прежние времена, делилась на хошуны, сумоны и арбаны, где действовала власть крупных нойонов. Но, с другой стороны, действовала и колониальная администрация в лице краевого комиссара, заведующего Переселенческим управлением, мирового судьи 8-го участка Енисейского окружного суда и трех полицейских участков [6, с. 321].
На всю Сибирь в то время приходилось только 4 вуза. В Туве не было ни одного вуза. Высшее образование для лиц коренной национальности в большинстве случаев было недоступно. Школьное строительство имеет свое начало с 1923 г., в этом году предполагались курсы на 50 человек, но всего фактически было собрано около 20 человек. В 1924 - 1925 учебном году в Туве работало 6 учителей-тувинцев, 1929 - 1930 учебном году - 10. Местная знать в 1924 - 1925 году обучала в вузах европейской части страны около 30 человек, 1929 - 1930 г. - 141 человек [1, л. 3]. Отсюда интеллигенция, особенно национальная, была крайне малочисленна. В 1925 году по решению заседания ЦК Тувинской народной партии были направлены на учебу в Москву 10 человек [2, л. 20].
По таблице 1 видно, что в школе 1 ступени, где обучались дети от 8 до 12 лет, в период 19241929 гг. было 4 школы, а число учащихся с 1928-29 гг. значительно увеличилось, почти в два раза.
Таблица 1 ШКОЛА 1 СТУПЕНИ
Года Числошкол Число учеников % охвата школою детей от 8 до 12-летн. возраста
Примечание:
Таблица 2 ШКОЛА 2 СТУПЕНИ
Года Число школ Число учеников % охвата школою детей возраста 2-й ступени
Примечание:
года.
Таблица 3
ТУВИНСКАЯ ПАРТИЙНАЯ ШКОЛА
Года Число школ Число учащихся Года Число школ Число учащихся
Примечание:
Таблица 4
ЧИСЛО УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1-й и 2-й СТУПЕНИ
Из числа тув. учителей
Года Число учителей- Число учителей- окончили 6-ти и 9-ти
нетувинцев тувинцев месячные педагогические курсы
Примечание:
В 1922 году вместо Центрального Совета был создан Совет Министров ТНР и созданы 4 министерства: иностранных дел, внутренних дел, юстиции и военных дел, а в конце 1922 г. и пятое -министерство финансов. Позднее министерство военных дел было расформировано, его функции переданы министерству внутренних дел [6, с. 34].
Создание министерств обеспечивало лучшую организацию деятельности правительства и местных органов власти. На министерство внутренних дел были возложены функции охраны общественной и государственной безопасности страны, охраны государственных границ республики, а также руководство делами народного просвещения и здравоохранения [5, с. 95].
В 1925 году при Министерстве внутренних дел ТНР был образован отдел народного образования для руководства и осуществления всей работы народного образования [2, л. 3].
В 1923 году I Великий Хурал утвердил первый бюджет республики на период с 1 сентября 1923 г. по 1 сентября 1924 г. Основным источником доходов первых бюджетов были налоги, взимаемые с населения, различные виды арендной платы и таможенные сборы от внешней торговли. Основной статьей расходов были расходы на административно-управленческие нужды. Расходы на просвещение и здравоохранение были весьма незначительными [5, с.107-108]. В 1926 году на дело народного образования по госбюджету было ассигновано 26141 руб. [8, с. 29].
Таблица 5
БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ НА ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД
Всего с Здравотделом на культурное строительство в 1929-30 гг. - 365 000 р. Вышеуказанное ассигнование шло на строительство в г. Кызыле вплоть до 1929 г. и только с 1929 г. школьное строительство охватывает некоторые районы страны...» [4, л. 2].
Министерство народного просвещения всегда решало не столько тактические, сколько стратегические задачи государства. Подготовка кадров специалистов осуществлялась в учебных заведениях центральных городов страны - Москвы, Ленинграда, а также городов Сибири -Новосибирск, Иркутск, Абакан и др. Прием в вузы проводился на льготных условиях: бронировались места в учебных заведениях, практиковалось внеконкурсное зачисление национальной молодежи, организовывались подготовительные отделения, курсы, проводились консультации, оказывалась материальная помощь. Тем самым создавались реальные условия для ускоренной подготовки специалистов из населения национальных регионов [8, с. 32].
В целях ускоренной подготовки кадров из ранее отсталых народов в стране была создана система специфических учебных заведений. В их числе - Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), институт народов Севера, национальные отделения во многих институтах. Открытый в 1921 г. в Москве КУТВ был центром подготовки национальных кадров. Выпускники университета направлялись на руководящую партийную и советскую работу. В 1925 г. в КУТВ было направлено из Тувы 10 человек. В 1929 г. КУТВ закончили 2 человека, 1931 г. - 2, 1932 г. - 6 , 1933 г. - 17 [3, л. 1].
Таблица 6
План командирования аратов ТНР на учебу в ССС Р в 1933 г. [6, л. 2]
№ Наименование командирующей В какое учебное заведение командируется арат Число командиру- Примеча ние
организации емых
Итого: 103 чел.
Таблица 7
План командирования в ВУЗы и ВТУЗы в 1933 г. [6, л. 3]
ИТОГО: 15 чел.
В октябре 1944 года по единодушному волеизъявлению тувинского народа Тува вступила в состав Советского Союза на правах автономной области.
Таким образом, первые крупные шаги в деле преодоления огромной культурной отсталости, унаследованной от традиционного общества, были сделаны при помощи Советского государства в годы Тувинской Народной Республики. Однако до вхождения Тувы в состав СССР в области народного образования оставались еще не решенными многие задачи, и в первую очередь задача всеобщего обязательного обучения детей. Кроме того, руководство страны понимало необходимость подготовки национальных кадров для народного хозяйства республики.
Источники и литература
УДК 002.2 : 373
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10038
Алдына Викторовна Седен Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Республика Тыва, Россия
О КНИГЕ «ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КЫЗЫЛСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №1
(1916-2016 гг.)»
В статье дан анализ книги об истории Кызылской средней школы №1 г. Кызыла, написанной профессором, доктором исторических наук Зоей Юрьевной Доржу, инициатором и одним из организаторов исторического факультета Тувинского госуниверситета. Книга актуальна, так как расширяет кругозор и обогащает краеведческие знания, поскольку речь идет о ярких и своеобразных выпускниках, на примере которых показана огромная роль школы в становлении и воспитании молодого поколения и каждой личности в отдельности
Aldyna Seden Tuvan state University, Kyzyl, Tuva Republic, Russia
ABOUT THE BOOK «ESSAYS ON THE HISTORY OF THE KYZYL SECONDARY SCHOOL NO. 1 (1916-2016 years.)
The article analyzes the book about the history of Kyzyl secondary school №1 in Kyzyl, written by Professor, doctor of historical Sciences Zoya Yurievna Dorzhu, the initiator and one of the organizers of the faculty of history of Tuva state University. The book is relevant, as it broadens the horizons and enriches the knowledge of local lore, as we are talking about bright and original graduates, the example of which shows the huge role of the school in the formation and education of the younger generation and each individual Keywords: Republic of Tyva, Kyzyl, history, school, teachers, graduates, memories
Книга «Очерки истории Кызылской средней школы №1 (1916-2016 гг.)» [1] посвящена изучению истории становления и развития системы школьного образования в Туве на примере первой средней школы в республике, образованной 100 лет назад.
Несколько слов об авторе - Зое Юрьевне Доржу, которая является инициатором и одним из организаторов исторического факультета Тувинского государственного университета. Зое Юрьевне