Спросить
Войти

ЗАРОЖДЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАЧИМЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЩНОСТЕЙ В РОССИИ 18 ВЕКА

Автор: указан в статье

Зарождение и формирование значимых социально-культурных общностей в России 18

века

Origin and formation of significant social and cultural communities in Russia of the 18th

Кузнецова Галина Сергеевна

Студент 3 курса Факультет Сибирский федеральный университет Гуманитарный институт Свободный просп., 82А, Красноярск e-mail: redssscorpion@mail.ru

Kuznetsova Galina Sergeevna

Student 3 term Faculty of Siberian federal University Humanitarian Institute Free Ave., 82A, Krasnoyarsk e-mail: redssscorpion@mail.ru

Аннотация.

Социально культурные общности в России восемнадцатого века будут рассмотрены, как необходимый продукт социального развития общества, обусловленный природой социума, предпосылками, возникшими в государстве в данный промежуток времени, процессами, происходящими как внутри общества, так и вне, навязываемые сверху от представителей власти решения (объективистский научный подход).

Annotation.

Socio-cultural communities in Russia of the eighteenth century will be considered as a necessary product of social development of society, due to the nature of society, the prerequisites that have arisen in the state in a given period of time, the processes occurring both within society and outside, imposed from above by the authorities decisions (objectivist scientific approach).

В России восемнадцатого века зарождение и формирование социально-культурных общностей объяснялось в том числе факторами менталитета, которые частично присущи и современному поколению.

На рубеже семнадцатых и восемнадцатых веков начинается развитие культуры и человека нового времени, предпринимается попытка создать совершенно иное общество, оказать влияние на способность человека оперировать предлагаемыми образами социальных взаимодействий, действий с предметами природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, и рассматривать эти мифообразы в качестве условий, средств, ориентиров поведения.

Становлению Российской империи способствовали глубокие сдвиги в экономике и политике, культуре и образовании, и остальных сферах жизнедеятельности, это сопровождалось изменениями в мировоззрении и психологии людей, влекло за собой социальные и культурно-бытовые, психологические преобразования, навязанные насильно традиций и норм Европы Петром Первым, не прижилось в низших слоях населения, да и у дворян не было другого выбора, кроме как подчиниться власти государя. Образованными в той или иной мере оставались лишь высшие сословия, возрастала стратификация и ухудшение коммуникативных процессов между слоями общества, люди просто не понимали друг друга, так как имели разное образование и жизненные ориентиры.

Социально культурные общности в России восемнадцатого века будут рассмотрены, как необходимый продукт социального развития общества, обусловленный природой социума, предпосылками, возникшими в государстве в данный промежуток времени, процессами, происходящими как внутри общества, так и вне, навязываемые сверху от представителей власти решения (объективистский научный подход).

Социально-культурная общность - это неформализованная совокупность людей, объединенных общими социально - культурными, досуговыми интересами и увлечениями, общими целями и задачами своей деятельности, более ли менее прочными связями и взаимодействием, общим типом поведения, умозрения и умонастроения (по Киселёвой и Красильниковому).

Все философы и литераторы говорили об непредсказуемости сознания «русских», что объяснялось несколькими факторами:

1. Геоклиматические факторы (морозы зимой, летом жара, засуха) препятствовали отдельному селению, отсутствовала развитая транспортная логистика, способная связать близлежащие территории. Передвигаться можно было только на лошади с телегой и на кораблях (при наличии моря, в России оно образует лишь малую часть страны).
2. Отставание в развитии от Европы (предпринимались активно в восемнадцатом веке Петром Первым попытки синтеза традиций Европы и России, но происходило это очень медленными темпами, к примеру, в 1861 году в России отменяют крепостное право, в Лондоне к этому времени открывают метро). «Нигде время не тянется так долго как в тюрьме, а в России еще медленнее».
3. Ограничение частной собственности.
4. Фактор крепостного права. Интересный факт, что с принятием христианства на Руси рабы превращались в холопов. Крепостное право отражалось так же в занимании средств, подписании документов «крепостей», становлением собственностью купца. Во что трансформировался данный факт в современности? Граждане берут кредиты у государства и автоматически становятся его заложниками, что тогда, что сейчас прослеживается видимость «собственного выбора»: это я сам решил.
5. Фактор татаро-монгольского ига. Ига не было, были: набеги, требования, психологическое напряжение, люди всего опасались, не доверяли новому, формировались в общность «мы», что выражалось в национальной идентичности: мы - русские. В 18 веке не было наук, изучающих «русскую душу», исследовался данный феномен писателями и художниками, философами, описывающими реальные ситуации и показывающие людей изнутри, а не вылепленными из стереотипов запада.

По мнению некоторых ученых в 12-13 лет у ребенка возрастает потребность в расширении социальных и культурных контактов, интенсивно развивается тяга к самоопределению и самоутверждению в сфере искусства, спорта, моды, игры и т.д. В современных условиях указанный возрастной барьер имеет тенденцию к снижению до 7- 8 лет, что в свою очередь связано в том числе с развитием информационных технологий, значительно упрощающих все межличностные коммуникации и процессы взаимодействия с окружающей средой, формированием постинформационного общества, общества потребления.

Общности формируются с целью проявления и удовлетворения своих потребностей, интересов в разных сферах. Общим связующим для них элементом является, как минимум, осознанная постановка целей и мера личной и коллективной ответственности и заинтересованности в исполнении данных целей.

При упоминании Петра Первого и Екатерины Второй у каждого из нас в сознании всплывают определённые стереотипы и мнения на этот счет, и это не случайно. В восемнадцатом веке имеют место попытки создания системы народного просвещения. Весь восемнадцатый век можно освятить под эгидой просвещения.

Рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей», за счет развития образования и постройки различных сооружения для приобретения навыков и знаний, перенимания некоторых европейских правил, учет опыта других стран в деятельности государства российского.

Энергичная деятельность Петра I в области просвещения была выдержана полностью в духе раннего римского идеала. Главная задача учебных заведений - от школы, открытой в 1701 году, до Академии наук с гимназией и университетом, учрежденной в 1725 году, - состояла в подготовке грамотных «слуг царя и отечества».

Раскол русской православной церкви повлиял на процесс «обмирщения» культуры. Особенно это ярко проявилось в развитии форм досуга русских людей в восемнадцатом веке. Так, если досуг высших слоев населения был структурно организован (балы, карнавалы и встречи в конкретное время, соблюдая определенный дресс код и т.д.), то свободное время низших слоев организовано не было, они были предоставлены сами себе и развлекались в большей части на улице в свободной форме, гуляния, пляски, драки, все это имело место быть. В простонародье царят жестокие забавы, мрачный домострой в семье, сословная замкнутость, духовная разобщенность.

Места формирования общностей и приобретения навыков можно охарактеризовать учреждениями и деятельностью, которая там происходила, начиная с детского сада, заканчивая рабочим местом или учреждением досуга.

Настойчиво прививаются европейские формы досуга. Петр Первый насильно заставил русское дворянство влиться в социально-культурную общность дворянства европейского, все это происходило резко и без возможности какого-либо выбора или альтернативы, что в свою очередь усиливало стратификацию дворянства и крестьян, уровень образованности граждан и недовольство среди крестьян.

Новшества, которые были введены Петром Первым: побрить бороды дворянам, носить короткополую одежду, отменен послеобеденный сон на службе, введены ассамблеи - форма досугового общения, собрание людей разного общественного положения. По инициативе Петра I практикуется проведение балов, маскарадов, посещение которых обязательно без учета желания участников.

Создана образовательная система государственных учреждений: школы, училища, морская академия, академия наук, что в свою очередь повышало грамотность учащихся.

Развивались культурно-просветительская сфера: первая библиотека, музей, ботанический сад, публичный театр.

Развитие праздничной культуры: новый год, святки. Отношение к праздникам как к значительным мероприятиям, служащим укреплению уважения к мощи государства, воспитание патриотизма.

Всему этому способствовала общность, в которую человек относился и в общности прививались все необходимые нормы (скажем Маугли (Рисунок1), индийский мальчик, живший в лесу среди диких животных, не знавший человеческого общества и всех социальных норм, за счет своей изолированности от социально -культурной общности и таких примеров, но уже в реальной жизни встречается достаточно много).

Рисунок 1. Маугли, персонаж книг Редьярда Киплинга «Книга джунглей»

В восемнадцатом веке единственная попытка реализовать искомый идеал была воплощена в намерении Екатерины Второй воспитать «новую породу людей» из числа своих подданных. Главная задача учебных заведений состояла в подготовке грамотных «слуг царя и отечества».

Памятником благих порывов императрицы остался Институт благородных девиц (Смольный институт), для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества», начиная с раннего детства (Рисунок 2) и заканчивая совершеннолетием.

Рисунок 2. Воспитанницы Смольного института

Девочки идентифицировали себя как "смолянок", это была честь и гордость принадлежать к этой общности, и там формировали определенные черты характера (скромность, достоинство, сдержанность, изящные манеры, традиционные ценности хорошей жены с прикладными и теоретическими навыками для хозяйства, поддержания грамотной беседы.

Для развития российской науки и просвещения неоценимо значение деятельности М. В. Ломоносова, который способствовал созданию Московского университета в 1755 году (РисунокЗ). Академический университет пополнялся в основном за счет лиц разных сословий. Место дворянства в нем было минимальным.

Рисунок 3. Открытие Московского университета и современное состояние

Во второй половине восемнадцатого века культурно-просветительная деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции впервые коснулась и других слоев населения и сторон жизни, до этого времени данная деятельность была нацелена только на дворянство. Появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их деятельности, быть там членом -это была привилегия принадлежности к высшему образованному сословию. Ранее подобных организованных и централизованных объединений не было.

Не смотря на попытки Екатерины Второй создать клубные организации по интересам для всех слоев населения, низшие слои населения все также оставались за бортом просвещения, ноне смотря на это также имели свой досуг, пусть и неорганизованный по всем канонам.

В конце восемнадцатого века создаются общественно разумные развлечения, как центр координации досуговых интересов и занятий, где члены со всех окрестностей могут быть объединены общей целью под единой крышей, что тоже являлось новшеством того времени, специфической чертой конца восемнадцатого века, с которой началось развитие организованного досуга.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что принадлежность к социально-культурной общности в восемнадцатом веке формировалась под строгим контролем вышестоящих структур и учреждений, немалую роль в формировании общности играет менталитет и совокупность специфических качеств окружающей среды и социально-экономическая, политическая развитость страны. Все это необходимо для того, чтобы член группы смог идентифицировать себя как часть этой социально-культурной общности, почувствовал себя принадлежащим к высшим слоям общества, элитой, которой доступно больше возможностей и полномочий, чем простым крестьянам, для самореализации личности, объединённой общими целями и интересами с другими участниками общности, для коммуникации и получения новых знаний и навыков, и т.д. список можно продолжать, и продолжать.

Формирование данных общностей начинается с раннего детства под началом государства и активистов (лидеров, как творческих, партийных, так и иных (сначала это сады, школы, университеты, профессиональные коллективы, после или вовремя, этот кружки по интересам, партии и другие группы, объединяющие людей общей целью и интересами).

В восемнадцатом веке Петр Первый насильно заставил общество (в основном дворянство) принять европейские новшества и преобразования (как внешние, так и внутренние).

Екатерина Вторая прививала более мягкую политику, но была нацелена на формирование нового типа людей, более образованного. Быть умным и состоять в общности было престижно.

Находясь в общности человек (ученик, студент, работящий, эмигрант и т.п.) приобретает бесценный опыт (коммуникации с другими людьми, навыки в определенном русле, познает что такое дружба, любовь, ненависть (иногда она длится всю жизнь и воспевается поэтами в стихах, музыкантами в песнях и т.п.), приобретает необходимые навыки для повседневной и профессиональной жизнедеятельности.

Список используемой литературы:

1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М: МГУКИ, 2004.

- 539 с.

2. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке: https://lektsii.org/11-61009.html
3. Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЩНОСТИ РОССИЯ МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ ВОСЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК ИСТОРИЯ ПЕТР ПЕРВЫЙ ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ ПРОСВЕЩЕНИЕ social and cultural communities russia
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты