Спросить
Войти

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИССИОНЕРОВ В ПРАВЛЕНИЕ ОДЫ НОБУНАГА И ТОЕТОМИ ХИДЭЕСИ

Автор: указан в статье

Деятельность миссионеров в правление Оды Нобунага и Тоетоми Хидэеси Missionary Activities on the Board of Oda Nobunaga and Toyotom Hideyoshi

Шашков Владислав Александрович

Студент 4 курса Факультет Историко-филологический факультет Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал

РФ, г. Арзамас e-mail: vlad-shashkov@mail.ru

Shashkov Vladislav Aleksandrovich

Student 4 term

Faculty of Faculty of History and Philology Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky

Russia, Arzamas e-mail: vlad-shashkov@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена проблеме ухудшения отношений к христианским миссионерам первых объединителей Японии в XVI веке. На основе анализа источников охарактеризованы первоначальные успехи христианских проповедников, установлены причины лояльного отношения Оды Нобунаги к католическим миссионерам, описаны политические и религиозные столкновения буддистов с представителями власти и христианства, выявлены причины перехода к враждебному отношению к миссионерству нового правителя Японии Тоетоми Хидэеси. В заключении делается вывод об основных причинах изгнания христианских проповедников из Японии в конце XVI века.

Annotation.

The article is devoted to the problem of deterioration of attitudes towards Christian missionaries of the first unifiers of Japan in the 16th century. Based on the analysis of sources, the initial successes of Christian preachers were described, the reasons for Oda Nobunaga&s loyal attitude to Catholic missionaries were established, the Buddhist political and religious clashes with representatives of government and Christianity were described, the reasons for the transition to a hostile attitude to the new Japanese Toomei Hideyoshi ruler were identified. In conclusion, it is concluded that the main reasons for the expulsion of Christian preachers from Japan at the end of the XVI century.

Появление христианства в Японии датируется августом 1549, когда Франсиско Ксавье прибыл в порт Кагосима на о-ве Кюсю с целью осуществления миссионерской деятельности. Под его руководством христианская миссия за 2 года добилась значительных успехов, обратив в свою веру около 2 тыс. японцев. Из этого числа в Кагосима проживало - 1 тыс. человек, в Ямагути - 500-600, в Хирадо - 180, в провинции Бунго - 50 человек и т.д. [3; с.165]. Кроме того, миссионерам удалось заручиться поддержкой нескольких влиятельных дайме (феодалов), в числе которых были Симадзу Такахиса и Оути Ёситака, имевшие большое влияние на о-ве Кюсю. Благодаря усилиям Ксавье в Японию хлынули толпы христианских монахов, преимущественно из Португалии и Испании [7]. За 25 лет христианство распространило свое влияние на весь юго-восток страны. Позиции миссионеров настолько усилились, что они стали вести себя как дома, устраивая пышные церемонии, даже отправили делегацию японских христиан на поклон к Папе Римскому [3; с.166-167]. Однако уже к концу XVI века в Японии начались гонения на христиан, что привело к сокращению количества последователей данной религии в стране. Но что повлекло за собой такие действия властей? Ответ на этот вопрос вы сможете найти в данной статье.

Большая часть источников, описывающих данный период, была введена в научный оборот преимущественно в XX веке. Однако и на современном этапе развития исторической науки высока актуальность

изучения христианского вопроса в истории Японии XVI века. Данной проблеме уделяли время многие отечественные и зарубежные исследователи (А.А. Искендеров, А.Е. Жуков, Н. Японский, У. Дил и другие). Однако большинство авторов во главу угла ставили изучение других важных вопросов. А.А. Искандеров большое внимание уделял жизнеописанию Тоётоми Хидэёси, а вопрос о распространении христианства изучал, лишь с целью определить его влияния на жизнь в стране. [3]. А.Е. Жуков в своей работе оценивает лишь влияние христианства на жизнь в стране [2]. Николай Японский в своем труде «Сёогуны и микадо. Исторический очерк по японским источникам» уделял большое внимание характеристике религий Японии и описанию столкновений Оды Нобунаги и буддизма, не конкретизируя причины изменения отношения власти к христианству [6]. Уильям Дил в своем энциклопедическом справочнике повествует о негативном отношение Хидэёси к миссионерам, упуская события, которые послужили этому причиной [1].

Основным источником по изучению данного периода является свод правил поведения Алессандро Валиньяно «Предупреждение и предостережение по поводу обычаев и нравов, распространенных в Японии», написанный в 1580г. Свод состоит из описания японских обычаев и предостережений, соблюдая которые, миссионеры смогут занять достойное место в жизни японского общества.

Миссионеры с каждым годом все больше пытались оказывать влияния на жизнь в стране. Так, христианские проповедники вели постоянные интриги с представителями власти, доносили на местное духовенство, участвовали во внутренней и внешней политике страны и т.д. К тому же, христианам удавалось заручаться поддержкой наиболее значимых лиц в стране, одним из них был Ода Нобунага, который первым попытался объединить Японию [1; с.283]. Миссионеры знали о негативном отношении Нобунаги к бонзам (буддистским монахам), поэтому просили его разрешить провести им диспут между одним из миссионеров и любым представителем буддизма [5; с. 100]. Ода Нобунага, желая показать слабость буддизма, согласился с предложением миссионеров. Причины антибуддистских позиций Нобунаги состояли в том, что бонзы были противниками централизации страны, т.к. боялись утратить свою независимость перед властью. К тому же сам Ода не был религиозным человеком. Вместе с тем буддизм не представлял собой единую религиозную систему, что характеризовалось большим количеством сект, которые зачастую имели противоположные догматы. Одним из ярких примеров, доказывающих отрицательное отношение Нобунаги к буддизму, является эпизод, связанный с сектой монтосиу. Бонзы, входившие в нее, управляли целыми армиями, которые вели грабительские действия. Нобунага жестоко с ними расправился, сначала у солдат побежденной армии были срезаны уши и носы, а после нахождения их главной базы - все находящиеся там последователи монтосиу были сожжены [6]. Но в отличие от бонзов, к христианам Нобунага относился лояльно. В миссионерах он видел оппозицию могущественным буддийским монастырям и экономически-перспективных торговых партнеров.

Христианские проповедники, зная все это, затеяли диспут ради доказательства преимуществ христианства над буддизмом. Ода Нобунага и около 300 представителей знати выразили личное желание присутствовать на нем. Данное событие произошло в 1569 году. Христианский миссионер активно хвалил христианскую религию, характеризуя ее как последовательную и сильную религиозную систему, а буддизм обвинял в слабости духовных ценностей. Буддистский бонз, не имея возможности ничего противопоставить миссионеру, в один момент не выдержал, достал меч и потребовал показать ему душу умершего, когда он убьет одного из христиан. Но дело до пролития крови не дошло, бонза схватила стража. Несомненно, данная акция закончилась успехом для христиан, Нобунага увидел слабость аргументов буддизма [3; с. 189-190]. Для миссионеров было предоставлено полное право распространения новой веры на территории всей страны, а в столице в 1574г. был построен христианский храм [6].

После описанных событий на территории всей страны начали массово появляться христианские школы для послушников, в строительстве которых немаловажную роль сыграл иезуит Алессандро Валиньяно. Алессандро родился в феврале 1539г. в знатной семье в поселение Кьети, находящейся поблизости от города Неаполь. Валиньяно, прибыв в Японию в 1579г., желал усилить и распространить влияние христианства в Японии как можно шире. Но Алессандро понимал, что методы, применяемые миссионерами в других странах, не подходят для японского населения. К примеру, японцы не переносили телесные наказания, так как это задевало их достоинство. К тому же привычный образ бродяги-отшельника христианского проповедника не только не вызывал интереса у японского населения, но и принижал репутацию самой религии. Франсиск Ксавьер, пребыв в Киото в грязном мешке, опоясанным обычной веревкой, не получил отклика у населения и покинул столицу через 11 дней [3; с.163]. Осознавая все это, Валиньяно решает начать воспитание местного японского духовенства. Вместе с тем миссионер пишет свод правил поведения для проповедников в Японии, получивший название: «Предупреждение и предостережение по поводу обычаев и нравов, распространенных в Японии». Свод содержит предостережения, которые должны соблюдать священники, чтобы избежать обвинений, которые могут нанести вред репутации, как самого священнослужителя, так и самой христианской религии. Свод состоит из 7 частей, каждая из которых посвящена отдельной отрасли. В первой части «О том, что необходимо делать, чтобы завоевать и сохранить авторитет в общении с японцами» Валиньяно подчеркивает, что каждый христианский проповедник должен уметь так строить отношения с японским населением, чтобы пользоваться у него безграничным доверием и большим авторитетом. Для выполнения этой цели следует исполнять все предписания, которые имеются в данном источнике, среди которых: ношение японской традиционной одежды и обуви, выполнение правил приема гостей, соблюдение личной гигиены и порядка в доме, совершение пышных христианских обрядов и т.д. Вторая часть «О том, что необходимо делать, чтобы завоевать доверие христиан» содержит информацию о роли, порядке и месте проведения чайной церемонии; о необходимости оказания особого внимания влиятельным слоям населения, о правилах проведения исповеди и таинства евхаристии (Святого Причастия). Третья часть посвящена правилам приема друзей у обычного населения, а также визита к ним. Четвертая часть повествует о правилах подачи и употребления саке. В пятой части описываются правила поведения и ношения одежды, как внутри ордена, так и в личном доме. В шестой части описываются шесть уровней приема влиятельных людей, способы подношения подарков, а также принципы проведения приема послов. В заключительной части «О том, как следует строить наши дома и церкви в Японии» говорится о важности обращения к японским мастерам при строительстве дома, о необходимости соблюдения традиционного японского интерьера и планировки, о желательности выполнения девяти правил, которые стоит соблюсти при строительстве. На протяжении всего повествования указывается, что христианские священнослужители должны причислять себя по статусу к уровню буддийской секты дзэн, считающейся главной среди всех остальных [4]. Вместе с этим, Алессандро Валиньяно настойчиво рекомендовал христианским миссионерам сосредоточить свои усилия на центральных регионах страны, однако это осталось только рекомендацией, так как отдаляться от района острова Кюсю, в котором миссионеры чувствовали себя рядом со своими кораблями наиболее защищенными, было, по меньшей мере, рискованно [3; с. 190].

Все это указывает на значительное усиление христианства на территории Японии, однако после смерти Оды Нобунаги в 1852г. все начало меняться. К власти в стране пришел Тоётоми Хидэёси, который решил продолжить политику объединения государства [2; с. 343]. Закрепившись у власти и расправившись с соперниками, Хидэёси начал планировать широкое наступление на о-в Кюсю, с целью включить этот регион в свои земли. Для этого в 1586 году он принял в замке Осака аудиенцию у представителей католического ордена иезуитов Коэлхо и Вилела. Хидэёси, желая получить в помощь от Португалии 2 больших военных корабля,

раскрыл им свои планы по захвату о-ва Кюсю и рассказал о желании отправить экспедицию на материк для присоединения Кореи и Китая. Взамен Хидэёси гарантировал содействовать распространению христианства, и после захвата острова в качестве благодарности пообещал разделить северо-западную часть Кюсю между крещеными феодалами, а город Нагасаки подарить ордену иезуитов в собственное владение. К этому времени о-в Кюсю был наиболее выгодным регионом в стране, это был центр торговли с иностранными державами, приносивший большие экономические прибыли, поэтому Хидэёси был готов пойти на многие уступки лишь бы заполучить его [3; с. 202].

На покорение Кюсю в 1587г. ушло чуть более 2 месяцев. Большую роль в успехе данной операции сыграли европейские купцы, снабжавшие армию всем необходимым, в том числе оружием и продовольствием, и помогающие также в перевозках войск по Японскому морю. Однако Хидэёси заметил в этом регионе крайне серьезную проблему - безграничную деятельность португальских миссионеров, которые не только насильно распространяли свою религию, но и вели активные торговые операции, в числе которых была продажа японского населения в рабство. Центром работорговли на западной части о-ве Кюсю был город Нагасаки, который все более становился похожим на колонию Гоа в Индии. Хидэёси был крайне встревожен таким положением дел и приказал всем крестившимся дайме отказаться от христианства. Вместе с тем, были сформулированы 5 вопросов, на которые руководитель христианских миссионеров Коэлхо, являвшийся епископом Кюсю, должен был ответить. Хидэёси хотел узнать следующее: 1) причину насильственного обращения японцев в христианство 2) причину уничтожения японских нехристианских храмов 3) причину преследования бонзов 4) причину употребления христианами в пищу полезных для работы животных (лошадей и буйволов) 5) причину работорговли. Коэлхо был удивлен письму, но незамедлительно ответил. Он отрицал применение какого-либо насилия в отношении японцев и говорил о готовности иезуитов отказаться от употребления мяса рабочего скота, если в этом есть неуважение к японской культуре. Факт работорговли Коэлхо не отрицал, но заявил, что в этом не замешаны представители религии. Миссионер отметил, что прекратить продажу в рабство японского населения возможно, только издав определенный указ, который строго бы запрещал заниматься работорговлей [3; с. 205-206].

Хидэёси неудовлетворенный ответами 19 июня 1587 года подписал распоряжение, предписывающее покинуть страну в течение 20 дней всем миссионерам, в случае отказа - смерть [5; с. 102]. В отношении португальских торговцев также последовали меры воздействия: им сохранили право беспрепятственно вести торговлю, однако было запрещено иметь какие-либо связи с христианскими священнослужителями, в случае несоблюдения предписания - вся их собственность будет конфискована [1; с. 283].

Но чем же была вызвана такая резкая перемена от положительного нейтралитета до открытой агрессии к миссионерам? Стоит отметить, что Тоетоми Хидэеси и ранее получал жалобы на христианских проповедников от местного населения, знал о влияние миссионеров на крупных феодалов, имел сведения о работорговле, но все же продолжал нейтрально относиться к иезуитам. Как отмечает российский востоковед А.А. Искандеров, Хидэеси не мог представить, что деятельность христиан не только соответствует всем доносам, но и в некоторых положениях имеет более ужасные факты [3; с. 207]. Расцветающая работорговля, ранее отсутствующая в Японии, вызывала огромное возмущение Тоетоми. Японское население любого пола и возраста вывозили в цепях на европейских кораблях из провинций, продавая их в других странах. Но не работорговля была наибольшей опасностью, которую видел Хидэеси в европейцах. А именно то, что миссионеры, являясь активными участниками внутренних дел в стране, оказывали поддержку послушным им феодалам, которые выступали против князей, поддерживающих буддизм. Нарастала опасность того, что Япония может превратиться в зависимую страну любой европейской державы. Окончательное формирование этой мысли у Хидэёси произошло тогда, когда он получил донесение о словах одного испанского капитана о том, что христианские правители для

завоевания любой страны высылают миссионеров, чтобы те, обращая в свою веру местное население, формировали из него войско, которое объединится с армией короля для захвата страны христианами. В тот же день, Тоетоми приказал солдатам вторгнуться в монастырь в Осака и схватить настоятеля монастыря Бабтисте и трех его подчиненных. Пленных отправили в Киото на суд. Вместе с ними были схвачены еще 19 христиан. Всех заключенных посадили в тюрьму, а в качестве наказания за их религиозный выбор им отрезали кусочек левого уха. Но на этом их мучения не были закончены. 4 февраля 1597 года всех заключенных-христиан из столицы вывезли в Нагасаки, где они были казнены. Хидэёси снова приказал выслать всех оставшихся христиан, однако большинство миссионеров, найдя защиту у феодалов, не исполнили этот приказ [2; с. 344].

Таким образом, Тоетоми Хидэеси, оказавшись на острове Кюсю - оплоте католических миссионеров, увидел в христианстве своего нового главного врага, без устранения которого объединение Японии не наступит. Это связано с тем, что христианские проповедники усиливали междоусобные войны внутри страны, приказывая японским феодалам, которые находились в их подчинении, нападать на врагов христианства. К тому же работорговля, отсутствовавшая в Японии ранее, с каждым годом усиливалась. Все это не могло не найти реакции у власти. Однако попытки Тоетоми Хидэеси выслать христианских проповедников оказались неудачными. Реализовать данные идеи сможет только Иэясу Токугава.

Список используемой литературы:

1. Дил Уильям. Япония. Средние века и начало Нового времени. М.: Вече, 2011. - 464 с.
2. Жуков А.Е. (Отв. ред.) История Японии. Том 1. С древнейших времён до 1868 г. М.: Институт востоковедения РАН, 1998 — 659 с.
3. Искендеров А.А. Тоётоми Хидэёси. М.: Наука, 1984. - 447 с.
4. Валиньяно А. Предупреждения и предостережения по поводу обычаев и нравов, распространенных в Японии // Книга японских обыкновений. ("Восточные арабески"): [Электронный ресурс] URL: http ://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/XVI/1580-1600/Valignano_2/frametext. htm (Дата обращения: 6.04.2018)
5. Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г.Б., Сырицын И.М. &История Японии& - Москва: Высшая школа, 1988 с.432
6. Японский Н. Избранные ученые труды Святителя Николая Архиепископа Японского. Япония с точки зрения христианской миссии. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japonskij/izbrannye-uchenye-trudy-svjatitelja-nikolaja-arhiepiskopa-japonskogo/#0_2 (Дата обращения: 20.03.2018)
7. Шашков В.А., Сорокина Т.Б. Начало христианизации Японии // Синергия наук. 2018. № 22. - С. 15461556. - URL: http://synergy-journal.ru/archive/article1996
ЯПОНИЯ xvi ВЕКОВ МИССИОНЕРЫ ОДА НОБУНАГА ТОЕТОМИ ХИДЭЕСИ ИЗГНАНИЕ ХРИСТИАН ИЗ ЯПОНИИ 16th century japan missionaries oda nobunaga toyotomi hideyoshi expulsion of christians from japan
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты