Спросить
Войти

Средневековая городская культура Азербайджана (инновации и традиции)

Автор: указан в статье

УДК 902/904

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА

(ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ)

© 2018 г. Т. М. Достиев

1Х-Х века ознаменовались введением инновации во всех сферах городской культуры Азербайджана. В это время утвердился тип города, который без принципиальных изменений просуществовал на протяжении всего средневековья. Изменилось положение города. Из города-крепости, которым был в ГУ-УГГ вв., город становится крупным политико-административным, торгово-ремесленным и культурным центром. Археологические исследования средневековых городов Азербайджана показывают, что в ГХ-Х веках они приобрели общемусульманский облик с характерными топографическими частями и новыми типами монументальных сооружений. Ярко проявляются интеграционные процессы, расширяются культурные связи, отчетливо прослеживаются черты урбанизированных стандартов. В ХГ-ХГГ веках процесс урбанизации достигает наивысшего уровня. Начиная с УГГ века, распространяется мусульманский погребальный обряд. Башенные мавзолеи были архитектурным феноменом эпохи сельджуков, и они стали неотъемлемой частью архитектурного ландшафта городов. Важным моментом прогрессивного развития городов является преемственность культурного наследия и традиционализм. Местные доисламские традиции трансформировались и сыграли значительную роль в формировании средневековой городской культуры.

С принятием ислама произошел коренной перелом в исторической судьбе Азербайджана. Вхождение его в состав Халифата, активные экономические, культурные и духовные связи породили общемусульманские черты в материальной и духовной культуре. Все это предопределило бесповоротный общемусульманский путь развития средневековой культуры Азербайджана. После подавления восстания хуррамитов в ГХ веке процесс исламизации в Азербайджане приобрел массовый характер, и произошло окончательное утверждение ислама.

Интенсивная интеграция со странами Ближнего и Среднего Востока ускорила процесс формирования общемусульманских черт в культуре Азербайджана.

Урбанизационные процессы, феномен мусульманской цивилизации, ускорились и в Азербайджане. ГХ-Х века ознаменовались введением инновации во всех сферах городской культуры. В это время утвердился тип города, который без принципиальных изменений просуществовал на протяжении всего средневековья. Изменилось положение города. Город-крепость, которым он был в ГУ-УГГ вв., превратился в крупный политико-административный, торгово-ремесленный и культурный центр. Становление необходимых социально-психологических условий и укрепление городского образа жизни способствовали усилению активности и инициативности населения в различных городах, оказывая положительное влияние на производственное, демографическое и культурное развитие общества. Города стали местом концентрации производственного, культурного и интеллектуального потенциала, важным очагом прогресса. Подобно городам мусульманского Востока, города Азербайджана в основном имели трехчленную планировочную структуру: цитадель, шахристан и рабад.

Итоги археологических раскопок Бейла-гана, Шамкира, Гянджи, Дербенда, Шемахи, Шабрана, Хараба-Гилана и других городов позволяют констатировать, что в то время города Азербайджана в процессе социально-экономического, политического и культурного развития со сложной планировкой и городской структурой превратились в крупные исламские центры на Кавказе. Роль культовых сооружений в создании архитектурного облика городов и других населенных пунктов была весьма существенна.

Главное культовое сооружение - мечеть - являлась одной из обязательных построек городов. Джума-мечети были важными религиозными центрами и занимали важное место общественной жизни городов. Ранние Джума-мечети Азербайджана известны по Дербенду, Шемахе и Ардебилю.

Минареты - неотъемлемые части мечетей - доминировали над каждым средневековым городом Азербайджана, создавая особый запоминающийся силуэт застройки. Они воздвигались рядом с мечетью и объединяли ее с пространством окружающего мира, с простором неба, с тесно обступающей городской застройкой. Минареты Азербайджана представляют собой слегка сужающийся вверху цилиндрический ствол на восьмигранной призме, служащей продолжением кубического основания, своего рода пьедестала. Как правило, в верхней части цилиндрического ствола минаретов устроен значительно выступающий шерефе - балкончик для муэдзина, поддерживаемый поясом сталактитов. Минареты Азербайджана завершаются легкой надстройкой в виде фонаря (Бретаницкий, 1966, с. 478-479; Амензаде, 2007, с. 70-80; 01уам, 2012, Б. 529-530).

Распространение и укрепление ислама в Азербайджане, подобно другим регионам мусульманского мира, стимулировало строительство учебных заведений (мектебов, медресе). Обретение знаний всегда поощрялось в мусульманском обществе. Медресе открывались главным образом при Джума-мечетях. Они являлись главными центрами распространения исламских традиций. Ранние медресе не имели жилых помещений и состояли обычно из библиотеки и аудитории. Вероятно, худжры-кельи для преподавателей и студентов появились во второй половине XI в. Остатки медресе XII века археологически выявлены и изучены во дворе Джума-мечети Шемахи в 1983-1985 гг. (Ш, Мшауеу, 1991, Б. 27-31).

Распространение и утверждение ислама в стране находят свое отражение в формировании и развитии нового стиля в декоративно-прикладном искусстве. Особого разнообразия и большой красоты достигли изделия художественных ремесел. В них с совершенством и гармонией сочетаются орнамент, каллиграфия и живопись. Средневековые мастера-художники, используя мотивы или элементы, полученные из геометрии, флоры и фауны, с большим художественным вкусом украшали свою продукцию, при этом, не нарушая функциональность предмета. Орнамент стал той демократической формой художественного воплощения духовных и религиозных задач ислама, которая была доступна всем слоям мусульманского общества (Стародуб, 2010, с. 187). В декоративно-прикладном искусстве каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента (рис. 1-2).

Художественная керамика выступает наиболее массовым видом исламского декоративно-прикладного искусства, и в ней особенно ярко проявились характерные черты художественной культуры эпохи - особенно тенденция к синтезу искусств. Уже в начале рассматриваемой эпохи сформировались основные принципы, определившие пути развития художественной керамики. Большое значение имела узорная обработка поверхности изделия.

Археологические материалы свидетель-ствуею, что уже в конце VIII века гончары Азербайджана осваивали производство глазури и в керамических центрах страны началось производство глазурованной художественной керамики. Глазурью покрывалась в основном столовая посуда.

Археологические материалы средневековых памятников Азербайджана показывают, что в изделиях торевтики также отчетливо проявилась характерная черта исламской художественной культуры - тенденция к синтезу искусств, с большим совершенством и гармонией сочетавшаяся с орнаментом, каллиграфией и живописью. Широкое распространение получили образцы торевтики, богато украшенные геометрическими, растительными и эпиграфическими орнаментами, нанесенными в основном чеканкой. Часто надписи имеют религиозное содержание (рис. 2).

Начиная с VII века имел место мусульманский погребальный обряд. Мусульманские могильники археологически изучены в Баку, Бейлагане, Гяндже, Габале, Дербенде, Шабране, Хараба-Гилане. Раннемусульман-ские могильники обнаружены и исследованы в Дербенде, Шабране и Габале.

Башенные мавзолеи были архитектурным феноменом эпохи сельджуков. Эти мемориальные сооружения стали неотъемлемой частью архитектурного ландшафта мусульманских городов. Выделяются три типа: с цилиндрическим, кубическим и призматическим корпусом. Верхняя часть - цилиндрической, кубической и призматической формы - двухъярусной структуры мавзолея покрывалась двухслойным куполом. Исследователи истории архитектуры мусульманского Востока полагают, что Азербайджан является родиной двухъярусной системы куполов, которая считается одной из основных систем покрытия в этом регионе (Гияси, 2006, с. 22).

Важными чертами прогрессивного развития городов являются преемственность культурного наследия и традиционализм. Достаточно указать, что ранние образцы главного мусульманского культового здания - мечети - отражали традиции доисламской архитектуры. Археологические раскопки позволили констатировать, что Джума-мечеть Ардебиля и мечеть Мухаммеда ибн Абубакра, которая расположена в Ичеришехере в городе Баку, были возведены на остатках более древнего сооружения - видимо, на остатках храма огнепоклонников (§эИЬа21 §1гап, 2014; ЙгаЫшоу, 1992, б. 65-68).

Преемственность древних традиций особенно ярко выражена в изделиях художественного ремесла. Образцы художественного ремесла были частью религиозной системы, способствовали сохранению и передаче от поколения к поколению мировоззрения предков. Об этом свидетельствуют и археологические материалы. Среди художественного

металла и керамики ГХ-ХГГ вв. примечательна коллекция с зооморфными элементами, свидетельствующая о продолжении почитания отдельных животных и пернатых. Керамические сосуды с зооморфными элементами, несомненно, выполняли сакральные функции. Особенно популярным был культ барана.

Культ астральных светил трансформировался и стал освящаться мусульманскими традициями. Сохранились и пережитки культа огня. Анализ археологического материала городища Бяндован, Гырх Чыраг позволяют констатировать, что историческая область Мугань сохраняла традиции и пережитки огнепоклонства до поздних средних веков (Квачидзе, 1998, с. 273). Местные доисламские традиции трансформировались и сыграли важную роль в формировании средневековой городской культуры.

Литература

Амензаде Р. Композиционные закономерности монументальных сооружений Азербайджана XI-XVII веков. Баку: «Elm», 2007. 226 с.

Бретаницкий Л.С. Зодчество Азербайджана XII-XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока. М.: Наука, 1966. 558 с.

Гияси Дж. Архитектура Азербайджанского средневековья // Írs-Наследие. 2006 №1. С. 18-22. Квачидзе В.А. Иранские реликты сюжетной композиции в средневековой художественной керамике Азербайджана // Азербайджан в многовековых многогранних культурных взаимосвязях. Сб. докл. IV Бакинского Международного Симпозиума. Баку: Насир, 1998. С. 272-276.

Стародуб Т.Х. Исламский мир: художественная культура VII-XII вв. М.: Восточная литература, 2010. 255 с.

CiddiH. Э., MusayevN. §amaxida a§kar olunmu§ Nizami dövrüna aid madrasa. //Nizami Gancavi almanaxi. Baki: Elm, 1991, s. 24-31.

ibrahimov ЕЭ. í^ari^aharda 1988—ci ilda aparilan arxeoloji qazintilar. Azarbaycanda arxeologiya va etnoqrafiya elmlarinin son naticalrina hasr olunmu§ elmi konfransin materiallari. Baki:Bilik, 1992. S. 65-68.

Qiyasi C. Azarbaycan memrliginda salcuqlar dövrü minaralari // Antik va orta asr §aharlari: arxeoloji irsi, tarixi va memarligi. Beynalxalq elmi konfransin materiallari. Baki, 2012, s. 529-535.

gshbazi giran H.E. ördabil bölgasinin orta asr arxeoloji abidalari. Tarix üzra falsafa doktoru diss. avtoref. Baki, 2014. 26 s.

Информация об авторе:

Достиев Тарих Мейрут оглы, доктор исторических наук, Институт Археологии и этнографии НАН Азербайджана (г. Баку, Азербайджан); dostiyev.tarikh@mail.ru

MEDIEVAL CITY CULTURE OF AZERBAIJAN (INNOVATIONS AND

TRADITIONS)

T. M. Dostiev

IX-X centuries were marked with the introduction of innovation in all spheres of urban culture of Azerbaijan. In this period the type of city was established which existed without fundamental changes throughout the middle Ages. The position of the city has changed. From the city-fortress which was in the IV-VII centuries, the city becomes a major political-administrative, trade-craft and cultural center. Archaeological

investigation of the medieval cities of Azerbaijan shows that they acquired a common Islamic character with characteristic topographical parts and new types of monumental structures in IX-X centuries. The features of urbanized standards are clearly traced, integration processes are brightly manifested and cultural ties expand. The process of urbanization reaches the highest level in the XI-XII centuries. The Muslim burial tradition is spreading since the VII century. Tower mausoleums were an architectural phenomenon of the Seldjoukid era, and they became an integral part of the architectural landscape of cities. An important aspect of the progressive development of cities is the continuity of cultural heritage and traditionalism. Local pre-Islamic traditions were transformed and played a significant role in the formation of medieval urban culture.

About the Author:

Dostiev Tarikh M. Doctor of Historical Sciences, Institute of Archeology and Ethnography of NAS of Azerbaijan, Javid Guseyn Av., 31, Baku, AZ1143, Azerbaijan; .dostiyev.tarikh@mail.ru

УДК 902/904

ВИНОГРАДАРСТВО И ВИНОДЕЛИЕ ПЕРИОДА

ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ - НА ПРИМЕРЕ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ БОЛГАРИИ

© 2018 г. В. В. Йотов

О развитии виноградарства и виноделия в Поздней античности и Средневековье на территории Болгарии есть письменные сведения - в основном византийские. Более конкретные примеры как было развито виноградарство и виноделие имеем в некоторых памятниках по болгарскому побережью Черного моря. Винодельни, которые были раскопаны имеют общее с подобными сооружениями, известными на Северном Кавказе, в Крыму1, Республике Македонии2, в Израиле3 и по берегам Средиземноморья4.

О развитии виноградарства и виноделия в период поздней античности и средневековья на территории Византии и ее соседей существуют письменные сведения - в основном византийские и не так много археологических.

Виноградная лоза выращивалась в большинстве районов Византийской империи, и ее плоды были доступны не только для повседневных нужд, например, в богослужении, но и в качестве дополнения к доходам. Из сравнительного анализа византийской налоговой системы известно, что один модий (около 889 м2 = чуть меньше 10 аров) хорошей земли имел стоимость одной золотой монеты; земли худшего качества - половины монеты, а 1 модий пастбищ - всего одной ее трети. Виноградники, однако, имели гораздо более высокую стоимость, чем сельскохозяйственные земли. Кроме того, инвестиции в виноградники (и оливковые деревья) воспринимались как улучшение земель (Ьаюи, моп^ои, 2007, р. 50, 109-110).

По истории средневековой Болгарии существует немало письменных источников. В Лексиконе Свиды сказано, что болгарский хан Крум (803-814), после успешных походов (в 805 г.) против Аварского каганата спросил пленных авар: От чего, по вашему, погибли ваш (предводитель) и весь ваш народ? Пленные авары ответили: ..., кроме всего и от

пьянства. Так как [количество] вина увеличивалось и все стали пьяницами... А хан, когда услышал их слова, приказал: ... все виноградники искоренить (Свидас, 1964, с. 310).

Это сведение, возможно, не совсем точно. Через несколько лет (в 811 г.) византийский император Никифор I Геник (802-811) организовал поход и напал на Болгарию. Несмотря на предложение о заключении мира, болгарская столица была захвачена, и император, когда ворвался в резиденцию Крума, перерыл его сокровища и нашел весьма богатую добычу.. Открыв его винные погреба, он раздавал вино всем своим людям пить досыта (Анонимен ватикански разказ, 1961, с. 11-12). Через несколько дней император выступил обратно, но тем временем Крум собрал достаточно большую армию и преградил путь императору на Вырбишском горном перевале. В знаменитой битве (26 июля 811 г.) на Вырбишском перевале погибла вся напавшая на Болгарию византийская армия, в том числе и сам император. Из черепа Никифора хан Крум приказал изготовить кубок, отделанный серебром, из которого он пил на пирах со славянскими вождями. Это событие описано многими Византийскими хронистами (История, 1981, с. 138 и примечание 30) и даже в более поздней, на несколько столетий, иллюстрированной рукописи представлена миниа1 Гайдукевич, В. Ф. Виноделие на Боспоре. - МИА, 85, 1958, с. 352-457; Н. И. Винокуров. Виноградарство и виноделие античных государств Северного Причерноморья. Симферополь-Керчь, 2007.

2 Нацев, Тр. Вински региони во провинциа Македония Втора. - Годишник на Асоциация Онгъл, 14, 2016, с. 405-414.
3 Frenkel, R. Wine and Oil Production in Antiquity in Israel and Other Mediterranean Countries. - Jsot/Asor Monograph Series 10. Sheffield, 1999.
4 Смотри: http://oxrep.classics.ox.ac.uk/index.php?pg=28

тюра (рис. 1) по этому поводу (История, с. 133, рис. 2).

В средневековом болгарском обществе случались пышные угощения, о которых говорят и другие письменные источники. Так называемая «каменная летопись» - ранние болгарские надписи на греческом языке -не раз сообщает о даваемых ханом пирах и угощениях.

Вот что, например, мы читаем в строительной надписи времени кана Маламира (831-836):

Кан сюбиги Маламир, от бога архонт:

Его старый боил капхан Исбул сделал этот фонтан и дал его архонту. Архонт дал болгарам много раз еду и питье, а боилам и багаинам дал богатые дары. Пусть Бог удостоит Архонта прожить вместе с капха-ном Исбулом сто лет (Бешевлиев, 1981, С. 32).

Существует группа мемориальных надписей, в которых наряду с личными именами, именами родов и титулами личностей времен ханской Болгарии отмечено, что они являются «сотрапезниками» правителя, то есть участниками в угощениях (Бешевлиев, 1981, с. 140-152).

Для времени после падения Первого болгарского государства под власть Византии (начало XI в. - 1185/6 г.) имеются письменные свидетельства о том, что виноградарство и виноделие были развиты. Одним из таких источников является устав монастыря Успения Божьей Матери, основаннного в 1083 г. византийским полководцем грузинского происхождения Григорием Бакурианом и его братом Абазием. В уставе описывается, в каких селах есть виноградники и сколько вина предоставляется монахам (Типик 1968, с. 49, 54-55).

В середине XII в. в одной из поэм учителя Анны Комниной Theodore Prodromos/ Феодора Продрома упоминается, что «среди всех потребляемых в Константинополе вин, перечисленных как Ganos (недалеко от Текир-дага) на побережье Мраморного моря, острова Лесбос, Хиос, Самос и Крит, доставляются также и вина из района Варны в Болгарии» (Lefort, 2002, р. 249).

О времени Второго болгарского царства знаем, что в столице Тырново имелся специальный служитель, который заботился о снабжении дворца вином. Его называли по-византийски «эпикернием», но также и по-болгарски «чашником». К XIII-XIV вв. относится золотой перстень-печатка (рис. 2)

с надписью: «Петр эпикерний, двоюродный брат царя» (Тотев, 2010, кат. № 14, с. 127-128; табло У-14).

Более конкретные примеры о развитии виноградарства и виноделия находим на некоторых памятниках на болгарском побе-режьи Черного моря (карта) - позднеантич-ная крепость Кариа (Шабла), позднеантич-ный город Одессос (Варна), позднеантичный центр Маркианополь (Девня), маленький портовый город на мысу Св. Атанаса (Бяла).

Винодельня / давильная площадка (табл. 1) - Кариа (Шабла)

В 1995 г. был раскопан сектор позд-неантичной крепости Кариа (недалеко от современного города Шабла). Предположительно это квадрибургий (табл. I: 1), который сохранил свои военно-полицейские функции до последней четверти -конца IV в. Крепость была разрушена около середины У в. (ТогЬаЮу, 1994, 325-336).

Во время раскопок в юго-западной башне крепости был полностью исследован бассейн (2,50 на 2,24 м; глубина 1,30 м), который тогда определили как цистерну для воды. Из предоставленной документации (дневник, отчеты, фотографии, чертежи) можно сделать вывод, что, вернее, это сооружение является винодельней / давильной площадкой (табл. I: 2-3), с которой отжатый виноградный сок стекал через каменный слив в пифос, отлича-юшийся очень широким горлом - около 80 см.

Винодельня и корчма (табл. II) - Одес-сос (Варна)

Во время охранных раскопок в 2015 г. (Минчев, Йотов, 2016, с. 319-322), в нескольких метрах от северной позднеантичной крепостной стены Одессоса и непосредственно у разрушенного здания (табл. II: 1) был найден массивный каменный блок в форме призмы (табл. II: 2). На обеих сторонах -прямоугольные прорезы, а сверху - дырка. Без сомнения, все эти отверстия сделаны для прикрепления к деревянному рычажно-винто-вому устройству, в котором камень играл роль гири.

В останках здания и вокруг него было найдено несколько пифосов, одна амфора (табл. II: 3) и много фрагментов амфор; керамические крышки - большие для пифосов (табл. II: 4) и маленькие для амфор.

Вполне вероятно, что на этом месте в VI в. существовала не только винодельня, но и корчма, обслуживавшая местное население и солдат крепости.

Винодельня / давильная площадка (табл. III) - Маркианополь (Девня)

В 1978 г. в большом городском античном центре Маркианополь (табл. III: 1) было раскопано прямоугольное сооружение, которое еще тогда определили как винодельню / давильную площадку (табл. III: 2). В документации отсутствуют фотографии, но есть подробное описание и чертеж (Минчев, 1978; табл. III: 3). Сохранился также и специально сделанный слив (табл. III: 4), через который отжатый виноградный сок стекал в пифос с большим по размеру отверстием. Исследователь А. Минчев (Минчев 1978) отнес винодельню / давильную площадку ко второй половине V в.

Винодельни / давильные площадки (рис. 4-6) - портовый город на мысу Св. Атанаса, Бяла

Возведенная во второй половине IV в. крепость на мысу Св. Атанаса постепенно превратилась в небольшой портовый город, скорее, с экономическим значением (Йотов, Минчев, 2013). Особенно было развито производство вина. За восемь лет раскопок были полностью раскопаны три винодельни, но можно полагать, что таких сооружений было больше.

Винодельня № 1 (рис. 4)

Более хорошо сохранилась винодельня № 1, которую можно определить еще как винодельческий производственный и складской комплекс. Само здание состоит из одного основного, нескольких вспомогательных помещений и деревянных навесов - общей площадью около 300 м2.

В северо-восточном углу основного и самого большого помещения находится квадратная (3 на 3 м) давильная площадка, сооруженная из кирпичей на каменной основе. Кирпичи и дно покрыты 10-12 мм гидрофобной обмазки. В южной стене есть камень, оформленный как слив для виноградного сока, который сливался в пифос (вместимостью около 300 литров). Отверстие пифоса имеет в диаметре один метр.

Приблизительно в 1,50 м западнее от давильной площадки был найден массивный каменный блок в форме призмы. На обеих сторонах камня есть прямоугольные прорезы, а сверху - цилиндрическая дырка. Каменный блок служил гирей для рычажно-винтовой конструкции/пресса. О таком прессе писал Плиний Старший в «Historia Naturalis». Он приписал изобретение этого пресса грекам, поэтому его называли еще «греческим прес-сом»/§а!еа§га (Гайдукевич, 1958, с. 406).

Винодельня (?) - давильня № 2 (рис. 5)

Представляет собой полуразрушенную каменную структуру прямоугольной формы (2,50 на 3 м). На верхней поверхности есть следы от кирпичей - без сомнения, дно, подобное винодельне № 1. К юго-западной стороне структуры «примыкает» пифос с отверстием около метра в диаметре. Рядом - еще 9 частично сохранившихся пифосов. Фундаменты двух стен подсказывают, что здесь опять речь идет о винодельне, но давильня может быть работала с ножным отжимом, когда виноградный сок получался растаптыванием виноградных гроздей.

Винодельня (?) - давильня № 3 (рис. 6)

Представляет собой массивную каменную структуру прямоугольной формы (3 на 3 м). Непосредственно до структуры с южной стороны также находятся остатки пифоса с отверстием около метра в диаметре.

Структура полуразрушена, но можно полагать, что она была приспособлена для рычажного способа прессования виноградных гроздей.

Винодельни, которые были раскопаны в портовом городе на мысу Св. Атанаса датируются VI - началом VII в. (город был заброшен в результате аварско-славянского нашествия в 614 г.). Подобные сооружения известны на Северном Кавказе, в Крыму (Гайдукевич, 1958, с. 352-457; Винокуров, 2007), Республике Македонии (Нацев, 2016, с. 405-414), в Израиле (Frenkel, 1999) и по берегам Средиземного моря (Amouretti, Brun, 1993).

Надписи

В сельскохозяйственной энциклопедии X в. «Геопоник» (по всей вероятности, это компиляция из работ более ранних агрономических писателей) читаем совет, как предохранить вино от прокисания: Вино не прокиснет, если ты напишешь на сосуде или пифосе соответствующую просьбу к богу (Геопоники, VII, 14; по: Романчук, 1983, 64).Таким образом можно интерпретировать несколько надписей на пифосах, раскопанных в здании в портовом городе на мысу Св. Атанас.

Надпись на кромке устья пифоса из здания № 14

Надпись вырезана на верхней части устья одного из пяти открытых на первом этаже двухэтажного здания № 14 пифосов (а их, наверняка, было больше). Рядом находятся несколько других зданий и складское помещение.

Надпись была вырезана после обжига сосуда, что привело к недостаткам в ее написании - неодинаковым по размеру и неясно очерченным буквам. Кроме того, на устье пифоса заметны более поздние повреждения, которые уничтожили или прервали некоторые буквы. Это можно объяснить тем, что керамический сосуд был расположен у входа в здание, а именно там происходило постоянное движение людей и товаров.

Автор допустил ошибки в написании, но, несмотря на неясности, надпись бесспорно гласит: Кирж Роц6е1 - «Господи, помогай».

Надпись на стене пифоса из здания

Здание № 20 (табло IV: 1) имеет прямоугольную форму (7,50 на 8 м) и, по всей вероятности, было двухэтажным. В непосредственной близости к северо-западному углу

частично сохранилась каменная структура, которая, вероятно, тоже была винодельней (пока не была раскопана полностью).

В здании было найдено шесть целых и фрагменты еще нескольких пифосов. На стене одного из пифосов есть надпись, врезанная до обжигания сосуда (рис. 5). Надписъ начинается с хорошо оформленного креста. Также хорошо оформлены и вырезанные с обеих сторон грозди винограда. После креста следует ясно написанное и верное для своего времени: Кор1£ Роцб1 = «Господи, помоги».

Можно сделать вывод, что во время поздней античности и раннего средневековья именно на Западном побережье Черного моря имело место более широкое развитие виноградарства и производства местного вина. Традиция, которая сохранилась, несмотря на бурные перемены.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Анонимен ватикански разказ 1961 // Гръцки извори за българската история. 1961. Вып. IV. С. 10-15. Свидас. Азбучник // Гръцки извори за българската история V. 1964. С. 308-310. Типик на Григорий Бакуриани // Гръцки извори за българската история. 1968. Bbm.VII. С. 39-66. История на България, 2. София, 1981.

Винокуров Н.И. Виноградарство и виноделие античных государств Северного Причерноморья. Симферополь-Керчь, 2007. 456 с.

Гайдукевич, В.Ф. Виноделие на Боспоре // МИА. № 85. М.: Наука, 1958. С. 352-457. Летописта на Константин Манаси. София, 1963.

Романчук, А.И. Граффити на средневековых амфорах из портового района Херсонеса // АДСВ 1983. Вып. 20. С. 64-87.

Торбатов С. Укрепителната система на провинция Скития (края на III-VII в.). Велико Търново: Faber, 2002. 536 с.

Минчев А., Йотов В. Спасително археологическо проучване на бул. „Княз Борис I" № 27 във Варна в границите на ААР „Одесос - Варна" // АОР за 2015. София, 2016. С. 319-322. Йотов В., Минчев Ал. Късноантична крепост на нос Св. Атанас. София, 2013.

Минчев Ал. Неопубликованный научный отчёт об исследованиях в античный город Марцианополь (сейчас Девня, регион Варны) в полевой сезон 1978 г. / Архив РИМ - Варны.

Нацев Тр. Вински региони во провинциа Македония Втора // Годишник на Асоциация Онгъл. Вып. 14. 2016. С. 405-414.

Тотев К. Златни пръстени-печати от времето на Второто българско царство (1185-1396). В. Търно-во, 2010.

Amouretti M.-C., Brun J.-P. 1993. La production du vin et de l&huile en Méditerranée // Bulletin de correspondance hellénique, Supplément 26). Athènes.

Laiou A. E., Morrisson C. 2007. The Byzantine economy. Cambridge.

Lefort J. 2002 The Rural Economy, Seventh - Twelfth Centuries // The Economic History of Byzantium. From the Seventh through the Fifteenth Century. Washington DC.

Frenkel 1999. Wine and Oil Production in Antiquity in Israel and Other Mediterranean Countries // Jsot/ Asor Monograph Series 10. Sheffield.

Torbatov S. 1994. Portus Caria - Caron limen - Caria - Carea - Creas // Thracia Pontica, VI.1, 1994, p.325-336.

Информация об авторе:

Йотов Валерий Василев, доктор исторических наук, доцент, Региональный исторический музей города Варны (г. Варна, Болгария); valeri.yotov@gmail.com

VITICULTURE AND WINEMAKING OF THE LATE ANTIQUITY AND THE MIDDLE AGES. USING THE EXAMPLE OF WRITTEN SOURCES AND ARCHAEOLOGICAL MONUMENTS OF BULGARIA

V. Yotov

The author stops attention on the written sources and archaeological monuments on the development of viticulture and winemaking during the Late Antiquity and the Middle Ages - mainly along the Bulgarian coast of the Black Sea. More concrete examples from Late Antique period - wineries / wine press are in fortress of Karya (Shabla), Odessos (Varna), Marcianopolis (Devnya), a small port city on the cape of St. Atanas (Byala). Keywords: Late Antique, Middle Ages, Witeculture,Winepress.

About the Author:

Yotov Valeriy V. Doctor of Historical Sciences, Assistant Professor,The Regional Historical Museum of Varna, JMaria Luisa Blvd., 41, Varna, 9000, Bulgaria; valeri.yotov@gmail.com

Карта. Примеры о развитии виноградарства и виноделия на памятниках на болгарском побережья Черного моря: позднеантичная крепость Кариа (Шабла), позднеантичный город Одессос (Варна), позднеантичный центр Маркианополь (Девня), маленький портовый город на мысу Св. Атанаса (Бяла).

Рис. 2. Золотой перстень-печатка с надписью: „Петр эпикерний, двоюродный брат царя"

Рис. 3. Винодельня № 1 из портового города на мысу Св. Атанаса, Бяла: 1) фото во время раскопок; 2) план.

Рис. 3. Винодельня № 1 из портового города на мысу Св. Атанаса, Бяла: 3-4) реконструкция.

Рис. 5. Винодельня № 3 из портового города на мысу Св. Атанаса, Бяла

Табл. I. Винодельня / давильная площадка - позднеантичная крепость Кариа (Шабла)

Табл. II. Винодельня и корчма - позднеантичный город Одессос (Варна)

Табл. III. Винодельня / давильная площадка - позднеантичный центр Маркианополь (Девня)

АЗЕРБАЙДЖАН МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ МУСУЛЬМАНСКИЙ ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД ДОИСЛАМСКИЕ ТРАДИЦИИ azerbaijan islamic culture religious buildings muslim funeral rite pre-islamic traditions
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты