Спросить
Войти

К вопросу о технологии производства кашинной посуды и специфике ее изготовления на Селитренном городище

Автор: указан в статье

УДК 903.2/904

К ВОПРОСУ О ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА КАШИННОЙ ПОСУДЫ И СПЕЦИФИКЕ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НА СЕЛИТРЕННОМ ГОРОДИЩЕ1

© 2018 г. Д. А. Кубанкин, А. Л. Кашникова, А. В. Локис, Д. А. Шелепов

Изучается состав классического кашина и покрывающего его ангоба , технология изготовления кашинных чаш. Приводятся результаты петрографического исследования импортного кашина и чаш, изготовленных в различных мастерских Селитренного городища. Последние имеют отличия от классического рецепта. Опытным путем установлена взаимосвязь красного цвета кашина с температурным режимом его обжига

Термин «кашин», по мнению И.В. Волкова, появился в Хорезмийской экспедиции в 1950-е гг., а затем Г.А. Федоров-Давыдов применял его по отношению к Нижней Волге (Волков, 2006, с. 415). Г. А. Федоров-Давыдов определял кашин как особый состав «с большим количеством силикатных песков с примесью каолина и шпата, глины и извести на клеящем веществе. Это рыхлое тесто невозможно оставлять без поливы. Слой поливы предохраняет ее от распыления» (Федоров-Давыдов, Булатов, 1989, с. 195).

Кашин существенно отличается по составу от большинства керамических изделий. В трактате ал-Кашани 1301 г. приводятся следующие компоненты: 10 частей «сахарного камня», 1 часть фритты, 1 часть белой глины лури, растворенной в воде (Ritter H, Ruska J., Winderlich R, 1935. S. 43). Относительно «сахарного камня», который мог быть полевым шпатом или белым кварцем, возникает ряд вопросов в связи с высоким коэффициентом его твердости. Полагаем, что в качестве основы использовался кварцевый песок. Во всех образцах средневекового кашина (21 шт.), взятых на петрографический анализ, именно кварцевый песок является основным компонентом. Э.В. Сайко на основании изучения среднеазиатских кашинов под микроскопом и химическим методом пришла к выводу о наличии кварцевого материала в соотношении не менее 89% (Сайко Э.В., 1982, с. 86-87). А С. Воскресенский в результате химического изучения образцов

архитектурного декора из различных золото-ордынских памятников пришел к выводу, что основу кашина составляет кварцевый песок (90,82-94,86%) (Воскресенский, 1970, с. 264). В первой половине ХХ в. в Иране продолжали делать кашинные изделия по рецепту: белый кварц или кварцит («flint») - 70-80%, высококачественные глины, которые современные керамисты называют бентонитовыми, - 10-20%, фритта, такая же, как и для глазури, -10% (Wulff, 1976. Р. 165).

Исходя из имеющихся у нас данных, процент глины в кашине был незначительным, что не позволяет в полной мере считать его керамикой. В Большой советской энциклопедии приводится краткое и емкое определение керамики: «(греч. keramike - гончарное искусство, от keramos - глина), изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками...». В отличие от керамики, кашин содержит в основе кварцевый песок, который разводится в небольшом количестве с фриттой, глиной и, возможно, органическим клеем. Глина и клей позволяют соединить песчинки между собой до обжига и получить массу для заливки в форму или для лепки, т.е. для придания формы изделию. В процессе обжига жидкость вместе с клеем выгорают, а их место занимают расплавленная фритта и глина, которые скрепляют между собой песчинки. Образуются многочисленные незаполненные пустоты, которые придают изделию пористость и легкость одновременно; изделие довольно рыхлое, а потому

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Правительства Москвы в рамках грантового проекта "Реконструкция изготовления средневековой кашинной посуды" конкурса исторических проектов фестиваля "Времена и эпохи". Выражаем признательность И.В. Волкову за консультацию, данную в процессе подготовки исследования к публикации.
94

АРХЕОЛОГИЯ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ №4 2018

его необходимо покрывать глазурью с двух сторон, дабы избежать разрушения.

Посуда из кашина изготавливалась методом шликерного литья. Жидкий материал заливался в гипсовые (алебастровые) формы. Гипс впитывал жидкость, в форме образовывались тонкие стенки сосудов из подсохшего кашина. После этого излишки кашина выливались, изделие оставлялось в форме на последующую сушку. Должна была произойти усадка сосуда в форме, т.е. отделение стенок изделия от формы, прежде всего, за счет введенной в состав кашина глины. Это позволяло извлечь изделие. В результате проведенных авторами данной публикации исследований гончару А.В. Локису удалось изготовить кашин практически по классической технологии с извлечением пиалы из формы.

После дополнительной сушки чашу покрывали ангобом и расписывали. На петрографических шлифах видно, что ангоб, так же как и тело кашинного сосуда, состоит из кварца, только значительно меньшего помола, расплавившейся фритты, в отдельных случаях каолиновой глины и, возможно, какой-то органики, которая при выгорании оставляет незначительный след на внутренней стороне глазури, заметный только под микроскопом. Наши данные отчасти подтверждаются этнографическими наблюдениями за производством кашина в ХХ в. Изготавливаемый ангоб состоял из тонкомолотого белого кварца - 90%, бентонитовой глины - 7-9% и трага-кантовой камеди - 1% (Wulff, 1976, р. 166). Это означает, что ангоб отличался от кашина не столько составом, сколько пропорциями и кварцем более тонкого помола. Этим же ангобом производилась рельефная роспись по стенкам сосуда.

Предварительно мы склонны считать, что кашинная посуда могла обжигаться всего лишь один раз. Такого же мнения придерживались Г. А. Федоров-Давыдов и Н.М. Булатов. Они подтверждали свой вывод фактом отсутствия кашинных сосудов без поливы среди многочисленных производственных отходов на раскопе II (Федоров-Давыдов, Булатов, 1989, с. 223). Необходимо проведение дополнительных опытов. В случае верности выводов об однократном обжиге количество браков при изготовлении кашинной посуды в горне значительно меньше, чем у глиняной поливной, уменьшаются трудозатраты и количество ресурсов на ее изготовление.

По материалам археологических раскопок достоверно установлено наличие кашинных мастерских на двух городищах Нижнего Поволжья: Селитренное (Федоров-Давыдов, Булатов, 1989) и Царевское (Федоров-Давыдов, Вайнер, Мухамадиев, 1970). Наибольшее количество производств зафиксировано на Селитренном городище. Здесь обнаружено не менее четырех мастерских, изготавливавших кашинную посуду (Федоров-Давыдов, Булатов, 1989; Федоров-Давыдов, 1981; Федоров-Давыдов, 1982; Егоров, Пигарев, 2017; Пига-рев, 2017). Наибольший интерес представляет раскоп II, где в 1966-1983 гг. проводила исследования Поволжская археологическая экспедиция под руководством Г. А. Федорова-Давыдова. Общая площадь раскопа II - 2568 кв. м. «Это единственный и сравнительно большой производственный комплекс, значительно превышающий по объему и разнообразию производства все известные мастерские в городах Золотой Орды. В нем представлено производство почти всех видов бытовой и архитектурной керамики, кашинной керамики...» Мастерская находилась в богатой усадьбе и датируется 1330-1390 гг. (Федоров-Давыдов, Булатов, 1989, с. 133, 194-195). Здесь производилась не только кашинная посуда и изразцы, но и штампованные сосуды, красноглиня-ные поливные чаши и архитектурный декор. Найденные на раскопе в большом количестве гипсовые (алебастровые) формы подтверждают идею о шликерном литье кашинных чаш. Здесь же найдены фрагменты измельченных кварцевых камней, известь, гипс, перемолотый из мозаичных плиток вторично использованный кашин (Федоров-Давыдов, Булатов, 1989, с. 162, 168, 223-224). В данной работе мы не даем детального описания мастерской и ее ассортимента, а сосредоточим внимание преимущественно на составе кашина, изготовленного на Селитренном городище и его отличии от импортов.

Удалось получить шлифы восьми бракованных сосудов из трех различных мастерских Сарая. Раскоп II - три образца из раскопок Г. А. Федорова-Давыдова 1969 г. и три образца - подъемный материал 2018 г. с поверхности раскопа. Раскоп IX - один образец из раскопок Г. А. Федорова-Давыдова 1982 г. Раскоп III - один образец из раскопок Е.М. Пигарева 2017 г. Примечательно, что во всех образцах, взятых из различных мастерских с Селитренного городища, несмотря на их расположение в разных частях средневекового города, состав кашина имеет общие черты, отличающие его от импортного. Во всех восьми образцах вместо кварцевого

песка мы наблюдаем перемолотый кашин вторичного использования либо специальный шамот на основе помола спекшихся ранее при обжиге частиц кварцевого песка с глиной и другими компонентами. В составе кашин-ной массы бракованных сосудов присутствует фритта, иногда фиксируется каолиновая глина. В целом соотношение компонентов при создании смеси выверено и схоже с импорта-ми.

В ходе проводимых нами экспериментов по изготовлению кашина удалось выяснить одну из причин красного цвета материала. При температуре обжига 700-850°С кашин приобретает красноватый оттенок, который окончательно пропадает при обжиге 1000°С. Важно отметить, что введение извести в состав кашина понижает температуру обжига. В наших экспериментах тот же кашин, но с добавкой 2% извести по отношению к песку уменьшает присутствие красного оттенка в материале границами 700-750°С, окончательно он пропадает при 900-950°С. Еще один важный показатель температурного обжига, заметный в петрографических шлифах, -муллит. Он образуется в каолиновых глинах при температуре 920-980°С, интенсивность

этого процесса увеличивается в интервале 1000-1200°С (Чаус, Чистов, Лабзина, 1988, с. 312-313). Присутствие муллита в сделанных нами петрографических образцах фиксируется лишь на образцах белого кашина и ни разу не отмечено в кашине розового или красного цвета. Полагаем, что красный оттенок кашина связан с низким температурным режимом обжига.

Кашин - это особая масса на основе кварцевого песка с добавлением фритты и глины, покрываемая с двух сторон глазурью. Введение в ее состав кварца и фритты ставит производство кашина на промежуточную ступень между гончарством и стеклоделием. Производство кашинной посуды на Селитренном городище имело свою специфику, связанную, вероятно, с поиском новых компонентов, способных заменить недостающее сырье для классического состава. Красный цвет материала, полагаем, следует связывать не столько с примесью глины, сколько с низким температурным режимом обжига. Полученные нами результаты носят пока промежуточный характер, требуют дополнительный проверки и увеличения статистической базы исследования.

Литература

Волков И. В. Об определении керамики и азовском сосуде в технике «минаи»// Историко-археоло-гические исследования в Азове и на Нижнем Дону в 2005 г. Вып. 22 / Отв. ред. В.Я. Кияшко. Азов: Азовский музей-заповедник, 2006. С. 410-426.

Воскресенский А. С. Новые данные о поливной архитектурной керамике золотоордынского Поволжья // СА. 1970. №1. С. 263-265.

Егоров В.Л., Пигарев Е.М. Производство псевдоселадона в столице Золотой Орды - Сарае // Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X-XVIII вв. Т. 2. / Под ред. С.Г. Бочарова [и др.]. Казань: б.и., Кишинев: Stratum Plus: Университет «Высшая антропологическая школа», 2017. С. 717-724

Пигарев Е.М. Отчёт об археологических исследованиях на Селитренном городище Харабалинского района Астраханской области в 2017 году (стеклоделательная мастерская, раскоп III) //Архив института археологии РАН.

Сайко Э.В. Техника и технология керамического производства Средней Азии в историческом развитии. М.: Наука, 1982. 213 с.

Федоров-Давыдов Г.А. Отчет о раскопках на Селитренном городище в 1981 г. // Архив института археологии РАН. Ф1. Р1. №9677.

Федоров-Давыдов Г.А. Отчет о раскопках на Селитренном городище в 1982 г. // Архив института археологии РАН. Ф1. Р1. №9792.

Федоров-Давыдов Г.А., Вайнер И.С., Мухамадиев А.Г. Археологические исследования Царевского городища (Новый Сарай) в 1959-1966 гг. // Поволжье в средние века / Отв. ред. А.П. Смирнов. М.: Наука, 1970. С. 68-171.

Федоров-Давыдов Г.А., Булатов Н.М. Керамическая мастерская Селитренного городища // Сокровища сарматских вождей и древние города Поволжья / Отв. ред. К. А. Смирнов. М.: Наука, 1989. С. 133-248.

Чаус К.В., Чистов Ю.Д., Лабзина Ю.В. Технология производства строительных материалов, изделий и конструкций: Учеб. для вузов. М.: Строийиздат, 1988. 488 с.

96

АРХЕОЛОГИЯ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ №4 2018

Mason R. B, Tite M. S. The beginnings of islamic stonepaste technology // Archaeometry. 1994. Vol. 36, Issue 1. P. 77-91.

Ritter H, Ruska J., Winderlich R. Eine persische Beschreibung der Fayancetechnik von Kashan aus dem Jare 700 h / 1300 d. // Ritter H, Ruska J., Sarre F., Winderlich R. Orientalische Steinbücher und Persische Fayencetechnik (Istanbuler Mitteilungen herausgegeben von der Abteilung Istanbul des Archäologischen Institutes des Deutchen Reiches. Heft 3). Istanbul, 1935. S. 16-48.

Wulff H. E. The traditional crafts of Percia. Their development, technology, and influence on eastern and western civilizations. Second printing. M.I.T. Press, Cambridge, Massachusetts, 1976.405 р.

Информация об авторах:

Кубанкин Дмитрий Александрович, старший научный сотрудник, Саратовский областной музей краеведения (г. Саратов, Россия); Kubankin2008@yandex.ru

Кашникова Анна Леонидовна, старший научный сотрудник, Саратовский областной музей краеведения (г. Саратов, Россия); ankashnikova@yandex.ru

Локис Андрей Викторович, керамист, ИП «Локис А.В.» (г. Саратов, Россия); sidae@mail.ru Шелепов Дмитрий Александрович, старший преподаватель кафедры петрологии и прикладной геологии Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (г. Саратов, Россия); shelepov@renet.ru

TO THE ISSUE OF KASHIN POTTERY MANUFACTURING TECHNOLOGY AND SPECIFICS OF ITS PRODUCTION AT THE SELITRENNOYE SETTLEMENT6

D. A. Kubankin, A.L. Kashnikova, A. V. Lokis, D. A. Shelepov

Compositions of classical Kashin (stonepaste) items and of the slip coatings are investigated alongside with the technique of Kashin bowl production. Results are presented of petrographic examinations of imported Kashin products and of the bowls made in various workshops at the Selitrennoye settlement. The latter ones are peculiar for certain differences from the classical mix formula. Experiments have shown the Kashin red coloring to be related to the firing temperature conditions.

About the Authors:

Kubankin Dmitriy A. Saratov Region Museum of Local Lore. Lermontov St., 34, Saratov, 410000, Russian Federation; Kubankin2008@yandex.ru

Kashnikova Anna L. Saratov Region Museum of Local Lore. Lermontov St., 34, Saratov, 410000, Russian Federation; ankashnikova@yandex.ru

Lokis Andrey V. "Lokis A .V." Saratov, Russian Federation; sidae@mail.ru

Shelepov Dmitriy A. Saratov State University. Astrakhanskaya St., 83, Saratov, 410012, Russian Federation; shelepov@renet.ru

6 The work was conducted with the financial support of Moscow Government within the framework of the grant project "Reconstruction of medieval kashin dishware manufacture" of a historical project contest of the "Times and Epochs" festival. We hereby express our appreciation to I.V Volkov for the consultation provided during the preparation of the study for publication.

Рис. 1. Макросъемка образцов кашина. 1 - импортная чаша, Увекское городище, раскоп III, подвальное помещение храма, раскопки Д. А. Кубанкина, 2011 г; 2 - бракованная чаша местного производства, Селитренное городище, раскоп II, раскопки Г.А. Федорова-Давыдова, 1969 г.; 3 - бракованная чаша местного производства, Селитренное городище, раскоп III, раскопки Е.М. Пигарева, 2017 г.

КАШИН АНГОБ ПЕТРОГРАФИЯ ЧАШИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БРАК СЕЛИТРЕННОЕ ГОРОДИЩЕ kashin (stonepaste) slip petrography bowls
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты