Спросить
Войти

Правовое и организационное обеспечение развития массового радиовещания в СССР в условиях НЭПа

Автор: указан в статье

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2017. № 6

ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРЫ

Бабюк Максим Иванович, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, e-mail: mbabyuk@yandex.ru

ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МАССОВОГО РАДИОВЕЩАНИЯ В СССР В УСЛОВИЯХ НЭПа

В статье анализируются особенности организации массового радиовещания в СССР в 1920-х гг. На основе ранее введенных в научный оборот и новых архивных документов автор утверждает, что в условиях НЭПа государство организовывало подконтрольные коммерческие и общественные структуры для более гибкого развития рынка радиовещания и радиолюбительства, пыталось развивать радиовещание на основах самоокупаемости. Однако уже к концу 1920-х гг. по мере изменения внутриполитической и экономической ситуации развитие радиовещания в стране было возвращено под прямой контроль государства.

LEGAL AND ORGANIZATIONAL SUPPORT

FOR THE DEVELOPMENT OF MASS RADIO BROADCASTING

IN THE USSR UNDER NEP

Maxim I. Babyuk, PhD in Philosophy, Associate Professor at the Chair of Media Theory and Economics, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, e-mail: mbabyuk@yandex.ru

The article analyses the organizational characteristics of mass radio broadcasting in the USSR in the 1920s. Drawing on archival documents previously introduced into scientific circulation and some news ones, the author states that under NEP the state organized accountable commercial and public structures for more flexible development of the market for radio broadcasting and amateur radio and tried to develop radio broadcasting on the basis of self-sufficiency. However, by the end of the 1920s, with the change in the political and economic situation, the development of radio broadcasting in the country returned to the direct control of the state.

Введение

История развития отечественных СМИ в советской науке рассматривалась несколько однообразно, без учета массы данных, часто без должного критического анализа процессов и факторов их развития. В 1990-2000-е гг. вопросы истории отечественных СМИ в целом не были радикально переосмыслены в научных кругах, и на сегодняшний день можно говорить о недостаточной изученности проблемы. Это касается как теоретических аспектов проблематики, вопросов периодизации, так и социально-экономических аспектов развития массовой коммуникации в стране. Учитывая существующие пробелы, а также изменившуюся ситуацию с доступом к данным, научному сообществу необходимо развивать данное направление.

В частности, одной из недостаточно изученных проблем стал вопрос развития системы массового радиовещания в Стране Советов. Само появление данного технического средства в свое время оказало существенное, если не революционное, влияние на медиа-потребление и оказалось в СССР, например, критически важным для организации коммуникации власти с социумом. Однако анализ характера некоторых, прежде всего экономических и организационных, процессов в развитии радио в целом остался за пределами научного дискурса. Ничего удивительного в этом нет, учитывая, что исследование практики советского радиовещания в советский период было канализировано в рамках исследования технических или контентных аспектов его развития, а изучение некоторых проблем было затруднено, прежде всего, по политическим мотивам. В связи с этим для исследователей были недоступны ключевые экономические и финансовые отчеты, политические и административные документы, которые оседали в архивах под различными грифами.

В постсоветский период ситуация несколько изменилась, поскольку были опубликованы некоторые данные по практике советского радиовещания, появилось несколько интересных работ. Однако основной фокус интереса исследователей лежит, в основном, в области политических функций радио. Вместе с тем, запуск и развитие радиовещания в стране имели и существенные организационные, финансовые и экономические особенности, которые, по существу, недостаточно изучены. Между тем они помогают не только проследить некоторые тенденции развития медиа в СССР, но и, включенные в более широкий контекст, могут помочь значительно уточнить особенности развития бюрократического аппарата и экономического управления в СССР.

Теоретические и методологические проблемы исследования

Одной из проблем исследования истории отечественных медиа является недостаточно доступная теоретическая и источни-ковая база. Чрезмерная политизация вопроса в СССР не позволяла научной школе полноценно исследовать процессы развития СМИ, ограничивая их изыскания политически нейтральными или ангажированными материалами. В известной степени это касалось и проблем радиовещания. В результате можно отметить достаточно ограниченный круг работ, так или иначе затрагивающих вопросы развития радиовещания в стране на этапах его становления и раннего развития. Часть из них, вышедших в советский период, либо носили публицистический или мемуарный характер (Летунов, 1974), либо фиксировали только ту часть истории запуска радиовещания в СССР, которая не затрагивала критические аспекты его развития (Гуревич, Ружников, 1976; Глейзер, 1989). В несколько лучшую сторону отличаются работы, которые появились уже в постсоветский период и были достаточно информативны, поскольку частично базировалась на источниках, ранее недоступных исследователям, и раскрывали ряд проблемных вопросов развития радио (Горяева, 2009; Ружников, 2002).

В частности, одной из таких работ является коллективный труд «Радиожурналистика», вышедший в 2000 г. (Шерель, 2000). История развития радиовещания в СССР рассматривается здесь достаточно широко, отмечены основные этапы становления радио, ключевые нормативные документы, политические аспекты формирования системы радиовещания. Вместе с тем формат учебного пособия, в котором выполнена работа, а также широкий профиль тематики издания не позволяют говорить о полном освещении вопроса. Нельзя также не отметить работы по развитию радиовещания профессора Т.М. Горяевой. Специализируясь на проблемах политической цензуры, в том числе на радио, исследователь выпустила в 1990-е — 2000-е гг. ряд трудов по истории советского радио, основанных на обширной архивной базе. Особенно ценен, на наш взгляд, обзор архивных источников по проблеме развития радиовещания в СССР. Также нужно отметить, что автор фокусируется в

основном на политической составляющей развития радиовещания в СССР 1920-1930-х гг. (Горяева, 2009). По объективным причинам вопросы организационных и экономических аспектов частично остались за пределами фокуса внимания автора.

В контексте недостаточного рассмотрения общей проблематики зарождения и развития массового радиовещания в стране серьезный интерес представляют исследования, освещающие частные вопросы развития радио в различных районах страны. Так, можно отметить, например, работы В.Д. Петровой (2014), М.В. Пряженниковой (2011), Н.В. Хисамутдиновой (2016) и других.

Ряд любопытных работ по истории запуска радиовещания в СССР вышел в последние годы и на факультете журналистики МГУ. В частности, в 2017 г. опубликован коллективный сборник «Радио: начало истории», где обобщались данные по организации массового радиовещания не только в центре, но и, что особенно ценно, в отдельных регионах СССР в данный период (Тихонова, 2017).

Вместе с тем пока вряд ли можно говорить о полной разработанности темы. В первую очередь, это связано с недостаточной ис-следованностью и доступностью источников. При этом можно отметить, она является довольно насыщенной. Дело в том, что в 1920-е гг. регламентация политически значимых вопросов была не столь ощутима, существовало несколько профильных организаций, которые достаточно профессионально изучали проблематику СМИ, анализируя как зарубежный, так и отечественный опыт. При этом идеологии в этих работах было еще не так много, что позитивно отражалось на качестве анализа. Доступные источники можно разделить на две группы. Это, прежде всего, материалы, публиковавшиеся в профессиональной советской печати 1920-х гг Среди таких изданий можно отметить журнал «Радиолюбитель», который выходил с 1924 г. при Бюро Содействия Радиолюбительству при Культотделе МГСПС, посвященный проблематике запуска в СССР массового радиовещания. При созданном для развития радиовещания в стране Обществе друзей радио с 1925 г издавался журнал «Радио всем». В Ленинграде в этот же период начал издаваться журнал «Друг радио». Кроме этих специализированных изданий внимание вопросам развития радио уделяли издания Агитпропа ЦК РКП(б), в частности журнал «Красная печать» и другие. Учитывая специфику периода, эти источники достаточно информативны. Однако и в них ряд вопросов, прежде всего организационных и экономических, по объективным причинам не получили и не могли получить должного освещения. Связано это было, прежде всего, с политической конъюнктурой — экономические вопросы в чувствительных для политической системы сферах даже в годы НЭПа, не говоря уже о других периодах, освещались в открытых источниках достаточно скудно.

Несколько расширить эмпирическую базу исследований по истории радиовещания позволяют архивные источники. Применительно к первой половине 1920-х гг. нельзя говорить о достаточном их количестве, поскольку довольно большая часть документов не сохранилась в архивах в силу различных причин. Вместе с тем можно отметить наличие документов по вопросам развития радиовещания в федеральных архивах, среди которых ГАРФ, РГАСПИ, РГАЛИ и другие. Часть из них уже опубликована в открытых источниках и введена в научный оборот исследователями. Можно отметить в этом смысле работу коллектива под руководством Т.М. Горяевой (Горяева, 2007). Довольно любопытная информация по отдельным, как правило, местным аспектам развития радио содержится в региональных архивах, и на нее ссылаются исследователи, работающие над проблематикой развития радио в различных частях страны.

Однако говорить о полной разработке архивных данных по истории радиовещания преждевременно. Данная работа частично базируется на ранее не вводившихся в научный оборот документах ЦК РКП(б), которые позволяют уточнить ряд вопросов по проблематике запуска массового радиовещания в стране. Те документы, с которыми довелось работать автору, нельзя назвать исчерпывающими, поскольку агитационно-пропагандистские органы ЦК курировали вопросы радио в самом общем смысле. Однако они содержат ряд не публиковавшихся в литературе данных по проблемам организационных форм запуска радиовещания, а также по экономическим аспектам этого процесса. В целом они позволяют уточнить способы финансирования, характер технического оснащения отрасли, очертить механизмы организации и управления радиовещанием в 1920-е гг.

Речь идет, прежде всего, о документах 17 Фонда описи 60 Российского государственного архива социально-политической истории. Опись содержит более тысячи дел агитационно-пропагандистского отдела и отдела печати ЦК РКП(б) за период с 1920 по 1927 г При этом вопросы радио здесь освещены достаточно скудно, поскольку основной массив документов охватывает период с 1921 по 1924 г. и касается регламентации печатных СМИ. Однако несколько дел весьма информативны, они касаются вопросов организации радиовещания, органов, отвечающих за этот процесс, системы финансирования и эффективности расходования. Некоторые из них Т.М. Горяева изучала в процессе своей работы над историей советского радиовещания, однако, учитывая политологическую специфику исследования, нельзя говорить об их полной разработке.

Содержащиеся в Фонде документы по вопросам радио носят разнообразный характер, но в целом позволяют уточнить некоторые основные экономико-организационные вопросы становления массового радиовещания в стране и дают определенное понимание сложившейся управленческой культуры, способов принятия решений в области радио. Как представляется, введение их в научный оборот несколько расширит наши знания по проблематике истории советских СМИ.

Формирование условий для организации массового радиовещания

в СССР в первой половине 1920-х гг.

Бурное общемировое развитие радио в первые два десятилетия XX в. было достаточно мало связано с развитием СМИ. Монополистами в области использования радио на начальном этапе его развития, как правило, становились военные и административные структуры государств. Радио в этих условиях функционировало и развивалось, прежде всего, в качестве инструмента скоростной передачи информации между ведомствами, не имея самостоятельного значения как медиаканал. Принципиальные изменения в этом отношении произошли в мире только в начале 1920-х гг., когда технологически и юридически радио стало доступным для широкого гражданского использования.

Развитие отечественного радиодела в этот период мало чем отличалось от опыта других стран. Российская Империя была одним из первых государств мира, получивших инструменты для организации радиосвязи. Хотя общая технологическая отсталость страны не позволила в полной мере реализовать потенциал открытий А.С. Попова, к революции 1917 г. в стране были сформированы основные условия для развития отрасли. В государстве действовало несколько радиоузлов, в минимальном объеме была создана радиопромышленность, некоторым образом осуществлялась подготовка специалистов.

Пришедшее к власти в октябре 1917 г. руководство партии большевиков прекрасно осознавало стратегическое значение радиосвязи для организации политической пропаганды и агитации и стремилось по максимуму использовать возможности, связанные с ним. Сам захват ключевых объектов в Петрограде в период октябрьских событий предполагал, в том числе, контроль над радиотелеграфом. При этом позволял большевикам не только поддерживать оперативную связь между регионами и ведомствами, но и снабжать традиционные средства массовой информации актуальным для власти контентом. Ресурс этот был достаточно скромен, однако новая власть пыталась использовать его с максимально возможной интенсивностью. Для этого большевики не только попытались сразу взять под контроль радиотехнические средства, но и нормативно и институционально закрепить их за собой. Так, в первые недели после прихода к власти большевиков были назначены ответственные лица по вопросам радио, был проведен съезд радиоработников, наконец, был воссоздан Наркомат Почт и Телеграфов (Нарком-почтель или НКПиТ), который курировал радиотехническое дело1.

Сама технологическая возможность быстрой беспроводной передачи информации для новой политической системы, не скрывавшей ориентированности на агитацию и пропаганду, приводила к повышенному интересу партийного руководства к вопросу развития радио. Пожалуй, именно поэтому отечественные исследования по теме пестрят указаниями на использование радиовещания большевиками фактически сразу после прихода к власти. Так, в работах, освещающих октябрьские события 1917 г., часто ссылаются на обращение к гражданам России, которое было передано по радиотелеграфу по всей стране сразу после захвата власти боль-шевиками2. Конечно, это сообщение было достаточно символичным. Однако к массовому радиовещанию в стране это отношения фактически не имело. Для новой власти наиболее важным было то, что в условиях нарастающего инфраструктурного хаоса в стране радио возможно было использовать как коммуникативный канал, обладающий уникальными свойствами.

С первых же месяцев после октябрьских событий 1917 г. рассылка радиограмм была одним из важнейших инструментов информирования регионов о происходящих в стране событиях, о решениях новой власти3. А в условиях начавшейся Гражданской войны, расколовшей страну на части и сопровождавшейся нарастающей разрухой, передача и прием новостных радиограмм стали

одним из немногих эффективных инструментов бесперебойного снабжения регионов информацией. Радио использовалось, в частности, для оперативной передачи сообщений РОСТА в региональные СМИ, радиопередвижки и радиостанции использовались в составе агитпоездов и агитпароходов. По сути, радио в этот период работало преимущественно как технический канал связи между оборудованными радиостанциями. Уже из радиостанций информация уходила в печатные СМИ, становясь, наконец, массовой.

Вместе с тем в течение 1918—1922 гг. был проведен ряд мероприятий административного, правового, технического и инфраструктурного характера для интенсификации развития радиовещания. Так, летом 1918 г. декретом Совнаркома было юридически централизовано радиотехническое дело4, что на практике свелось к объединению наличных радиотехнических ресурсов страны в единую сеть под контролем Наркомпочтеля. Были предприняты усилия по организации исследований и производства радиоаппаратуры. Так, в частности, в декабре 1918 г. была организована экспериментальная нижегородская радиолаборатория, которая создавалась для разработки и продвижения технологий в области радио. Весной 1920-го г., несмотря на тяжелейшие социально-экономические условия в стране, в Москве началось строительство Шуховской башни и радиоцентра вокруг нее, которые должны были существенно увеличить возможности охвата радиовещанием удаленных территорий страны. В 1921—1922 гг. проводились эксперименты по радиотелефонному вещанию на массовую аудиторию в Казани и в Москве5. Наконец, в 1922—1923 гг. в экспериментальном порядке осуществлялись попытки организации массового радиовещания в стране.

Несмотря на тяжелые условия, в которых оказалась страна после окончания Гражданской войны, советская власть предпринимала серьезные усилия для развития радиовещания. Речь шла не только об ассигновании государственных средств на строительство радиопередатчиков. Само по себе это строительство мало что давало для развития массового радиовещания в стране. Партийное и советское руководство, нужно отдать ему должное, пыталось подойти к проблеме комплексно, создав ряд профильных организаций и комиссий, деятельность которых была направлена на стимулирование массового радиолюбительства в стране, а также на создание соответствующей нормативной и административно-хозяйственной базы.

При этом, понимая новизну и инновационность радиодела, высшие партийные и профессиональные органы достаточно внимательно относились к мировому опыту в этой отрасли. Так, в частности, сохранившийся в РГАСПИ доклад председателя одной из вновь созданных ключевых для развития радиодела в стране организаций — АО «Радиопередача» — А.В. Шотмана о перспективах радиолюбительства в СССР содержал, прежде всего, обзор опыта США, Англии, Германии и Франции в области развития радиовещания6. В этом достаточно любопытном документе не только отмечались важнейшие правовые, технологические и коммерческие обоснования развития массового радиовещания, но и намечалась наиболее подходящая для Советского Союза технологическая модель развития радиовещания. К ней руководство общества относило британскую модель, как наиболее подходящую с точки зрения производственных и технологических возможностей Советской радиопромышленности7.

Данный документ интересен тем, что в нем подробно обозначались основные проблемы, связанные с развитием массового радиовещания в стране. Они были очевидны: слабая радиопромышленность, не способная удовлетворить серьезный спрос, отсутствие финансовых возможностей у населения и оборотных средств у организаторов радиовещания, отсутствие профессиональных кадров. Наконец, важной проблемой была неурегулированность законодательства в области радио и нерешенность проблем контроля отрасли со стороны политических структур.

Однако одной из наиболее острых проблем развертывания широ-ковещания8 было отсутствие массового радиолюбительства, т. е. в стране отсутствовали в сколько-нибудь объемном количестве частные приемники, способные принимать свободно распространяемый радиосигнал. Проблема эта была для начала 1920-х гг. универсальной. Так, в США, которые были пионером развития массового радиовещания, первые законодательные акты, разрешающие производство, продажу и установку радио, были приняты только в конце 1921 г.9 Однако, учитывая социальную и экономическую ситуацию в Северной Америке, проблема эта более всего относилась к области законодательства, поскольку в остальном рынок был готов оперативно обеспечить развитие новой отрасли. Уже менее чем через год после принятия соответствующих законодательных актов количество зарегистрированных радиоприемников в стране превысило 1 млн экземпляров, а к 1925 г. их число приблизилось к 5 млн.10 Число постоянных пользователей радио в США к середине 1920-х гг. превысило 20 млн человек11. Схожая динамика наблюдалась и в наиболее развитых европейских странах12.

Стране Советов в этом смысле похвастать было нечем. Разрушенная экономика просто не в силах была обеспечить сколько-нибудь адекватные условия для быстрого развития радиовещания. Хотя в 1922 г. была запущена первая мощная радиостанция в Москве (радио Коминтерн), а в течение следующих двух лет в стране создано еще несколько менее мощных радиостанций, государство не справлялось не только с развитием передающей радиосети, но и не могло в должной мере обеспечить рост количества частных радиоприемников. Для этого не было, в первую очередь, производственных мощностей и системы распространения. Кроме того, крайне низкой оставалась покупательская способность населения в условиях начала 1920-х гг., что также не вело к быстрому развитию радиолюбительства по примеру наиболее развитых стран. Наконец, отсутствовало политическое решение вопроса о свободном распространении радиоприемной аппаратуры. Стремление советской власти запустить массовое радиовещание опосредовалось потребностью сохранить контроль над этой важнейшей медийной сферой, причем как политический, так и эко-номический13. При этом возникшие после перехода к НЭПу политические и экономические условия требовали более гибкой политики в области управления такой инновационной сферой, как радио.

Еще одной проблемой в этот период была неопределенность в восприятии руководством страны радиовещания как элемента системы массовой коммуникации. С одной стороны, формирующееся радиовещание вплеталось в систему советской пропаганды и агитации с точки зрения модели управления, системы контроля и специфики контента. С другой — документы свидетельствуют, что вопросы радио в этот период рассматривались зачастую в отрыве от проблем печати или информационных агентств, оказываясь на периферии внимания партийных органов. Системы организации, радиоуправления и надзора в этих условиях также были подвижными и только обретали свою устойчивую форму.

Вместе с тем, учитывая актуальность развития массового радиовещания для советской политической системы, в высших партийных кругах существовало понимание необходимости развития нового коммуникативного сегмента, а также присутствовала достаточная политическая воля для проведения соответствующих реформ. Ее наличие обусловило проведение в 1920-е гг. мероприятий в этой области, которые, несмотря на их неоднозначность и зачастую незавершенность, стали базисом для развития массового радиовещания в СССР.

Создание правовой и организационной базы для запуска и развития массового радиовещания в СССР (1923—1928)

Ключевой юридически-организационной проблемой запуска массового радиовещания в 1920-е гг. была необходимость привязки радио к военным нуждам. Причем проблема эта была единой для всех крупнейших стран мира, где началась практически повсеместная конверсия сферы радио.

В СССР радио было формально выведено из-под военного контроля, однако юридически и фактически оно контролировалось политическими органами, и его использование было жестко регламентировано. Фактически его массовое потребление требовало, прежде всего, юридической либерализации.

Нужно отметить, что процесс принятия юридических решений в области гражданского радиовещания в СССР фактически не отставал от опыта наиболее технологически развитых стран мира, таких, как США, Великобритания, Франция, где переход к свободе эфира и разрешение массового радиолюбительства пришелся на начало 1920-х гг.14

Вместе с тем в СССР этот процесс несколько отличался от опыта капиталистических государств по внутренней идеологии. «У нас радиолюбительство должно быть введено в строго организованное русло и должны быть использованы в кратчайший срок все возможности, свойственные его стихийной природе»15, — утверждалось в упоминавшемся выше докладе А. Шотмана. Эта риторика, вполне характерная для советской политической системы, отражала те ограничения и рамки, в которых должна была развиваться система массового радиовещания. В то же время нельзя не отметить, что в 1920-е гг. внутри самой политической системы не было единого долгосрочного концепта развития радиовещания, он только формировался. В силу этого принятие юридических и организационных решений в этой области могло быть достаточно разнонаправленным. Это отражало как внутриполитическую и административную борьбу внутри органов власти, смену стратегий в этой области буквально в течение нескольких лет, так и отсутствие цельного взгляда на проблему развития радио среди органов, участвовавших в развитии радиовещания в стране. В результате актуальные решения середины 1920-х гг., базирующиеся на ограниченном коммерческом и общественном участии в деле развития массового радиовещания, к концу десятилетия сменились централизацией радиотехнического дела и ограничением роли внегосу-дарственных институтов.

Так, в условиях первой половины 1920-х гг. был принят ряд достаточно либеральных юридических актов, позволявших развивать радиолюбительство не только на государственных, но и на общественных, а также частных началах.

Первым таким значимым юридическим актом советской власти, разрешавшим развитие радиовещания в гражданской сфере, стало Постановление СНК от 4 июля 1923 г. «О радиостанциях специального назначения»16. Этим документом разрешалось партийным, государственным и профсоюзным учреждениям открывать радиостанции для промышленно-коммерческих, культурно-просветительских и любительских целей. Этот же документ определял контролирующие органы, устанавливал правила регулирования работы станций, ответственность за их нарушение и т.п. И хотя круг организаций, получивших право на открытие радиостанций, был весьма ограниченным, принятое постановление создавало условия для развития радиовещания на базе профсоюзных и культурно-просветительских организаций по всей стране.

Однако ключевым юридическим документом, ставшим отправной точкой для распространения действительно массового радиовещания, стало принятое 28 июля 1924 г. постановление Совета Народных Комиссаров «О частных приемных радиостанциях»17. Этим документом в СССР вводилось разрешение на эксплуатацию радиоприемной аппаратуры частным лицам и организациям. Строго говоря, до принятия данного постановления говорить о массовом радиовещании было невозможно. Документ создавал основу для формирования широкой базы частных абонентов и организации массового радиолюбительства, без которых развитие широковещания просто не имело смысла. Постановление также определяло правовые и административные рамки пользования радиоприемниками частными лицами и организациями, порядок контроля за отраслью и экономические аспекты использования потребителями радиоприемников. В отношении последнего государство устанавливало абонементную плату за использование радиоприемников (тарифы устанавливал Наркомат Почт и Телеграфов или НКПиТ), а также вводило налогообложение для действующих приемных радиостанций18.

Данные документы создали основную правовую базу для относительно быстрого развития массового радиолюбительства, без которого невозможно было создать в стране серьезный потребительский сектор для формирующейся системы радиовещания. Вместе с тем, государство оставляло за собой право регуляции свободы радио как за счет подзаконных актов профильных организаций (например Наркомпочтеля), так и за счет административных мер партийных и советских органов на местах. Так, в частности, НКПиТ часть своих полномочий по организации радиовещания мог передавать номинально частным или общественным организациям, специально образованным в этот период для развития радиовещания19.

Однако по мере сворачивания НЭПа законодательная база развития радиовещания начала дополняться документами, вводящими элементы контроля над развитием радиолюбительства со стороны партийных и советских органов. Уже в 1925 г. вышло постановление ЦК партии «О радиоагитации», призывающее парторганизации на местах обратить внимание на этот инструмент коммуникации в агитационных целях. Но более основательно юридический контроль над радиовещанием закреплялся постановлением секретариата ЦК от января 1927 г. «О руководстве радиовещанием». Документ был связан, прежде всего, с политическим контролем над сферой, однако он соответствовал решениям, направленным на централизацию и национализацию экономической и социо-культурной сфер в СССР. Его принятие во многом отражало характер дискуссий внутри партии относительно путей развития радиовещания в стране в условиях сворачивания НЭПа20. Уже в 1928 г. развитие радиосети и радиолюбительства окончательно сосредоточилось в руках госорганов, рынок сделался полностью ориентированным на государственное планирование. Развитие законодательства по отрасли радио на этом не остановилось, однако теперь оно отражало новый характер политических процессов в стране.

Параллельно с законотворчеством в 1920-е гг. шел процесс формирования в стране системы управления радиовещанием. Сложность и неоднородность системы управления государством, созданной большевиками в условиях Гражданской войны и в первые годы НЭПа, наложили свой отпечаток и на систему администрирования создаваемого массового радиовещания. К тому же в тех условиях система управления средствами массовой коммуникации не только не обрела законченных форм, но и не имела целостного подхода к ее формированию. Так, в условиях либерализации первой половины 1920-х гг. в развитии радиовещания приняли участие существующие и вновь созданные общественные и частные организации, которые частично заместили функции государственных органов.

И такая система влияла не только на политические аспекты развития радио, но, прежде всего, на экономические и организационные процессы, связанные с ним.

В результате в ходе становления и развития радиовещания в СССР в 1920-е гг. работала достаточно сложная и иногда запутанная система организаций и учреждений. Эта система весьма динамично менялась, а также испытывала массу внутренних напряжений, связанных как с противоречиями между ее элементами, так и со сменой взглядов в связи с развитием радиовещания в стремительно меняющихся условиях.

В документах Агитпропа ЦК РКП(б) описывается совокупность организаций и ведомств, принимавших участие в развитии массового радиовещания в СССР (см. табл. 1).

Таблица 1

Организации, участвующие в развитии радиовещания в СССР (по документам Агитпропа, 1926 г.)21

Организация Функции

ВКП(б) 1.Радиофикация СССР (на основе развития радиопромышленности) 2. Широковещание, направленное на политическое просвещение и воспитание рабоче-крестьянских масс СССР

ВСНХ Организация, развитие и регулирование Союзной радиопромышленности

НКПиТ (Народный комми-сариат Почт и Телеграфов 1.Строительство государственной сети связи /в том числе радиостанций, предназначенных для частичной эксплуатации по широковещанию 2. Контроль, наблюдение, планирование всей сети связи в Союзе

Народный комиссариат просвещения (НКП) и Глав- политпросвет (ГПП) Удовлетворение культурных потребностей населения путем использования широковещающих организаций и содействия им

Промышленные организации 1.Развитие массового производства радиоаппаратуры 2. Улучшение качества массовой радиоаппаратуры 3. Удешевление массовой радиоаппаратуры

Торговые организации Массовое распространение радиоаппаратуры

Профсоюзы 1.Радиофикация профессиональной сети 2.Удовлетворение культурных потребностей рабочего класса и насаждение профессионально-технических знаний 3. Содействие партии в деле развития радиопромышленности и продвижения радио в деревню

Общество друзей радио (ОДР) 1. Пропаганда идей радиодвижения 2. Популяризация радиотехнических связей 3. Содействие партии и всем организациям, связанным с радио, в их основных целях

Акционерное Общество «Радиопередача» 1.Широковещание 2.Эксплуатация радиостанций НКПиТ и строительство станций местного значения 3.Установка громкоговорительной сети в городе и в деревне 4.Распространение радиоаппаратуры

«Госрадио»22 1. Организация, развитие и регулирование широковещания как в центре, так и на местах 2. Плановая радиофикация Союза на основе единого государственного плана 3. Содействие развитию радиопромышленности и радиоторговли в интересах самого широковещания 4. Организация общественного мнения и общественных средств для скорейшего осуществления плана радиофикации СССР

Табличные данные наглядно представляют круг организаций, участвовавших в процессе развития радиовещания, однако, если судить по совокупности доступных документов, они рисуют достаточно упрощенную картину: не выстроена иерархия взаимодействующих организаций, не отражено их разделение по формально-юридическому статусу, наконец, в таблице не учитываются хронологические рамки, роль которых нельзя недооценивать при высокой динамике политических и экономических изменений в стране в этот период. Обозначенная в таблице ситуация отражала как уже сформированную к весне 1926 г. структуру участвующих в процессе организаций, так и отдельные, еще не реализованные проекты развития системы управления радиоделом.

Фактически органы управления организацией радиовещания начали формироваться или трансформироваться под актуальные задачи в начале 1920-х гг., когда проблематика организации широкого вещания стала остро необходимой. При этом номинально советское радиовещание развивалось в русле мировых тенденций, поскольку включало в себя формирование государственных, общественных и коммерческих органов, обладающих как правом организации радиовещательных станций, так и регулирующими функциями.

Так, если государственное регулирование радио было в ведении ряда партийных и государственных учреждений, таких, как ЦК партии и Народные комиссариаты, то общественный сектор был представлен такими крупными структурами, как профсоюзы и

Общество друзей радио (ОДР), а коммерческий сектор — акционерным обществом «Радиопередача» (см. табл. 2).

Таблица 2

Сегментирование органов, участвующих в управлении радиовещанием

Партийно-государственный сегмент Общественный сегмент Коммерческий сегмент

ВКП(б) СТО ВСНХ НКПиТ Наркомпрос и др. Общество друзей радио ВЦСПС Отраслевые и территориальные профсоюзы АО «Радиопередача» Торговые организации (частные, кооперативные и др.)

На практике такое разделение было во многих случаях формальным, поскольку внутри этой системы было достаточно четкое понимание фактического государственного статуса отдельных, даже формально общественных или частных организаций. И общественные и коммерческие организации создавались под контролем партийных и государственных структур, в их руководство и в исполнительные органы обязательно входили ответственные партийные и советские работники, а государственные структуры выступали их соучредителями. В частности, созданное в 1924 г. АО «Радиопередача» изначально имело основными учредителями государственные НКПиТ, РОСТА и Трест Заводов Слабого Тока, т.е. фактически создавалось только с участием государственного капитала. Более того, статус общественных и коммерческих организаций с государственным участием не был четко определен, так что в документах такие структуры могли именоваться государственными на основании характера финансирования или статуса учредителей23.

Понимание фактически государственного формата и задач таких учреждений присутствовало и среди их сотрудников. Сотрудники АО «Радиопередача», апеллируя в одном из писем к Агитпропу ЦК в рамках хозяйственного спора с Наркомпочтелем, отмечали, что «НКПиТ отвечает казенными отписками в форме недопустимой в переписк?

МАССОВОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ mass radio broadcasting СССР ussr НЭП nep
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты