Спросить
Войти

Проблема историко-культурного наследия в Республике Тыва (результаты археолого-этнографических экспедицийв Чаа-Хольском, Улуг-Хемском и Монгун-Тайгинском кожуунах)

Автор: указан в статье

ИСТОРИЯ, ЭТНОГРАФИЯ

Е.В. Айыжы

ПРОБЛЕМА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

(РЕЗУЛЬТАТЫ АРХЕОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ В ЧАА-ХОЛЬСКОМ, УЛУГ-ХЕМСКОМ И МОНГУН-ТАЙГИНСКОМ КОЖУУНАХ)

В статье дается описание экспедиционных работ в Чаа-Хольском, Улуг-Хемском и Монгун-Тайгинском кожуунах, проведенных кафедрой археологии, этнографии и исторического краеведения Тывинскою государственного университета в 2008 году В ходе работ были выявлены новые археологические памятники: петроглифы (наскальные рисунки), поминальные сооружения разных эпох (скифского и тюркского времени), курганы разных периодов, были проведены этнографические исследования по семейно-бытовым обрядам жителей данных кожуунов.

In article represents the description of forwarding works during 2008 year in Chaa-Hol, Ulug-Hem and Mongun-Tajga districts, spent by Archeology, ethnography and historical study division of Tuva state university During works have been revealed new archeological monuments: «petroglives» (rock paintings), funereal constructions of different epoch (Scythian and Turkic time), barrows of the different periods, have been conducted ethnographic researches on family-household ceremonies of inhabitants of these districts.

Проблема сохранения историко-культурного наследия - одна из глобальных проблем, вставших перед человечеством на современном этапе индустриального развития. Интенсивное развитие новейших технологий без проведения необходимых мероприятий по охране окружающей среды приводит к загрязнению почвы, атмосферы, главное к уничтожению археологических памятников прошлых лет.

В начале XXI века остро обозначилась проблема сохранения традиционной культуры, исчезающей из повседневной жизни под интенсивным натиском новых, уже единых для большинства народов, форм существования человечества. Переориентация населения на более прогрессивные формы ведения хозяйства ведет к полному исчезновению из повседневной жизни людей патриархального уклада, веками сложившихся традиционных элементов культуры, их материальной и духовной составляющих, определяющих основу понятий этнос, этническая группа. Кафедра археологии, этнографии, исторического краеведения ТывГУ открылась в июне 2008 года, и одной из приоритетных направлений выбрала работу по охране и сохранению историко-культурного наследия Республики Тыва.

Актуальностью исследований кафедры является выявление ранее неизвестных, сохранение и охрана археологических памятников. В связи с тем, возникла необходимость проведения археолого-этнографо-разведывательных работ по кожуунам Республики Тыва.

Первой научно-исследовательской работой кафедры стала археолого-этнографическая экспедиция в Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва в июне - июле 2008 года. Целью данной экспедиции являлось разностороннее исследование

культуры, традиции, обрядов и обычаев на современном этапе в данном историко-культурном регионе. Были поставлены следующие задачи:

1. исследование этнокультурных процессов;
2. изучение краеведения в кожууне;
3. внешнее исследование и фиксация археологических памятников.

Основной акцент деятельности нашей экспедиционной группы была направлена на сохранение историко-культурного наследия данного кожууна. Выбор Монгун-Тайгинского кожууна обусловлен рядом причин.

Монгун-Тайгинский кожуун был образован в марте 1941 года. Это самый высокогорный обособленный район республики. Он расположен на юго-западе и отделен высокими хребтами как от остальной территории Тувы и назван так в честь самой высокой точки Восточной Сибири.

Легенда гласит, что на вершине Монгун-Тайга жила девушка-красавица, которая являлась хозяйкой, которой местные жители поклонялись и просили от нее благополучия людям и скоту. Испокон веков тувинцы не поднимались на самые высокие горы, чтобы не потревожить духов и хозяев гор[1]. По мнению К. А. Бичелдея, почитание духов - хозяев тюркоязычными народами заключается в бережном отношении к окружающей среде и соблюдения заповедей высших божеств[2].

Климат кожууна характеризуется низкими термическими ресурсами, продолжительной холодной зимой и очень коротким холодным летом, почти постоянная и значительная ветровая активность. Вот почему многие дома имеют ставни для окон, чтобы стекла не разбились от камней. Зима начинается в октябре и продолжается до мая.

Рельеф местности гористый. Высота над уровнем моря достигает 3970 метров. Отмечается своеобразие тундры, лугов и степей, поэтому поля используется под пастбище. Крупными реками считаются Каргы, Моге-Бурен, Тоолайлыг. На севере-западной части кожууна расположены озера. Из них крупным является Хиндиктиг-Холь, который находится на высоте 2306 метров над уровнем моря.

Труды ученых свидетельствовали, что большинство археологических памятников на территории Монгун-Тайги относятся к скифскому и тюркскому периодам истории Тувы[3]. Период маньчжурского господства территория Монгун-Тайги частично входила в Даа и Бээзи кожууны. По сравнению с центральными районами Тувы этот уголок был малозаселенным. В поисках свободных пастбищ некоторые араты из других кожуунов стали обживать это высокогорье.

В 1950-1960 -е гг. в Монгун-Тайгинском ксжууне проводили археолого-этнографические исследования Тувинская археологическая экспедиция МГУ под руководством Л.Р. Кызласова, археологические экспедиции ТНИИЯЛИ под руководством С.И. Вайнштейна, М.Х. Маннай-оола, Тувинская комплексная археолого-этнографическая экспедиция Института этнографии АН СССР под руководством Л.П. Потапова, археологические отряды под руководством Л.Р. Кызласова, археологические экспедиции ТНИИЯЛИ под руководством С.И. Вайнштейна, М.Х. Маннай-оола, Тувинская комплексная археолого-этнографическая экспедиция Института этнографии АН СССР под руководством Л.П. Потапова, археологические отряды под руководством А.Д. Грача, С.И. Вайнштейна, В.П. Дьяконовой, в ходе которых был проделан большой труд по фиксации археологических памятников.

Во время нашей научной экспедиции опрашивались информаторы в возрасте от 60 и выше лет. Основной формой работы являлось свободное интервьюирование и в том числе использовался диктофон. Свою работу мы начали с исследования в кожуунном центре Мугур-Аксы каменной стелы, обнаруженной среди частного сектора между улицами Кошкар-оола и Коммунальной. Каменная баба была ограждена забором с трех сторон, было определено, что это поминальник тюркского периода, а на самом кургане-могильнике, скорее всего, были построены жилые дома. Удивительным было то, что каменная стела была выкрашена масляной краской синего цвета. Жители объясняли тем, что хотели оградить население от злых духов. Пришлось собирать жителей трех улиц и вести разъяснительную работу по сохранению древнетюркского памятника.

Стелу следовало бы занести в реестр Комитета по охране памятников Республики Тыва.

Для нас неожиданностью стало открытие наскальных изображений (петроглифов) в местечке Каргы - Хову, не зафиксированных в реестре по охране памятников Монгун-Тайгинского кожууна. Каргы-Хову представлял целую галерею древнетюркских и скифских наскальных изображений, где присутствовали рисунки ослика, верблюдов, оленей с ветвистыми рогами. Данная находка требует дальнейших исследований и ученым предстоит сделать уникальные открытия по этим петроглифам.

Огромное сожаление вызывает то, что у некоторых каменных стел лица были разрисованы масляными красками. Все было сфотографировано и зафиксировано нами. В кожуунной администрации были даны замечания по этому поводу. Кроме того, мы стали участниками кожуунного собрания женского совета, где выступили с предложениями по охране и сохранению исторических памятников Монгун-Тайгинсшш кожууна.

Памятники "кожээ" распространены по всему Саяну-Алтайскому нагорью и отношение к ним более уважительное и почтительное. Например, согласно "законам Белой веры", к памятникам "кожээ", хакасы должны были проявлять особую дань почтения. Проезжая мимо них, должны были остановится, чтобы окропить его вином, намазать маслом или другой снедью его рот, глаза, а затем троекратно обойти по направлению солнца с поклонами. Миновать древние обелиски без подобного почтения считалось крайне предосудительным, ибо духи-хозяева местности рассердятся и отомстят[4]. Память предков надо было чтить, а потому находясь рядом с каменными идолами, запрещалось громко разговаривать и смеяться, тем более нельзя было наносить им какой-либо вред и, боже упаси, выкапывать из земли.

Следующая наша работа заключалась в фиксации и анализу современного состояния археологических памятников. В местности Каргы-Хову были зафиксировали два тюркских поминальника. Интересным моментом является то, что неподалеку от поминальников обнаружено место, где шаман проводил обряд очищения каменных стел. Для этнографии данный обряд вызывает огромный интерес, так как в научной литературе этот элемент не зафиксированный.

По дороге в сумон Кызыл-Хая (Моген-Бурен) были зафиксированы поминальники и могильники скифских периодов, причем у одной стелы обнаружили печать тюркского времени. Следует заметить, что здесь переплетались культуры разных

эпох, происходило взаимопроникновение, аккультурационные процессы. Рядом же были обнаружены на камнях буддийские надписи, по -видимому позднего периода начала XIX века.

С этнографической стороны было исследование жизненных циклов тувинцев, на примере семейно-бытовых обрядов. В ходе экспедиционных исследований был полностью зафиксирован похоронно-погребальный обряд. Исследование традиционного погребального обряда имеет большое значение, оно заполняет серьезный пробел в характеристике традиционного быта тувинцев. Однако ряд аспектов до сих пор слабо освещены в современной этнографической литературе. Оно может внести полезный вклад в общую развернутую картину народной культуры и быта тувинцев на современном этапе.

В погребально-поминальном обряде можно выделить три комплекса:

1) обычаи и обряды, связанные с момента смерти и до погребения умершего, период нахождения умершего дома, включительно до его выноса к месту погребения.
2) все обычаи и обряды, выполняемые по пути к месту погребения, при самих похоронах и во время возвращения участников похорон домой.
3) обычаи и обряды, соблюдаемые после похорон до того времени, пока умерший переселялся в загробный мир или пока не заканчивались поминки[5].

Во время экспедиции в Монгун-Тайгинском кожууне в Мугур-Аксы 30 июня 2008 года умерла 91-летняя бабушка, одна из долгожительниц этой местности Бегзи Долума Анаратовна 1917 (1918?) года рождения. Родственники утверждают, что Долуме Анаратовне примерно 95 или 96 лет, возраст во время паспортизации изменили. При жизни ее называли "Шыдаар" (в переводе на русский язык-"человек, который все может").

Покойницу обмывают пожилые женщины-родственницы, но не близкие люди (они могут это делать только в том случае, если других не оказалось) по возрасту примерно 60-70-лет. Мы приехали поздно и мужчину, члена нашей экспедиции стали просить, чтобы вышел, так как до восхода солнца нужно было ее переодеть в погребальную одежду.

Одевают умершего те же, кто его обмывал. Одежду заранее не готовили, но были случаи, когда умирающий говорил, какие вещи он хотел бы "взять" с собой в загробную жизнь. Нередко, чтобы хорошие вещи, в частности постель, остались в доме, умирающий просит переместить его на пол. Просьба умершего переложить его на пол для того, как

говорят информанты, чтобы сохранить в семье хорошую постель, представляется лишь частичным объяснением этого действия. Можно думать, что за этой просьбой стоит, возможно неосознанное, стремление придерживаться традиции, заключающий в себе определенные мировоззренческие установки: находясь на пути в нижний мир, умирающий перемещается в нижнюю часть жилища.

После того как умер человек, зажигают свечу, лампу, которая должна шреть в течении 49 дней. При умершем, пока он лежит в доме, постоянно находятся люди (родственники, знакомые). Чаще всего приглашают людей пожилого возраста. В это время вспоминают различные истории из его жизни, так как существует поверье, что умерший "все слышит". Рядом с покойником, слева у изголовья, ставили низкий столик. На нем помещали воду, пищу, спиртное. Кроме того, на столе ставили банку, емкость, куда каждый приходящий человек, бросал сигареты, папиросы. Тем самым, оказывал знак уважения, прежде всего умершему, что пришел почтить его память, родственникам принести соболезнование по поводу безвременной кончины. Обряд "таакпылажыр" соблюдается во всех ксжууннах Республики Тыва. В Монгун-Тайгинском кожууне во время обряда "таакпылажыр" приходящий гость обменивается с родственниками умершего папиросами, но уходя их оставляют в специальной банке. В ходе погребального обряда, во время похорон папиросы бросают в яму, где хоронили умершего.

Всем приходящим в дом наливают чай (причем один и тот же человек может зайти несколько раз, и каждый раз его будут угощать поминальной едой). Причем угощают любимой пищей умершего. Это могут быть различные салаты, мясной суп, блюда с гарниром, сладкие пряности. Из национальных блюд мы обратили внимание на чай с молоком, лепешки круглой формы, боорзаки.

Хоронят покойников в гробах. День и час захоронения определили ламы в г. Кызыле по телефону, в виду того, что Монгун-Тайгинский ксокуун отдаленный уголок Тувы. Следует отметить, что многие родственники не смогли приехать сразу, поэтому бабушку хоронили на третий день. Время погребения покойной назначили по-местному обычаю, где-то между 13.00 -14.00 часами дня. Гроб был готов на второй день, делали его посторонние люди, примерно 30-40-лет. Перед выносом гроба из дома в него кладут "любимые" предметы покойной, так как существует поверье, что они будут сопровождать ее на том свете. Бабушке положили ее курительные принадлежности: длинную трубку

(данза) и кисет. Интересно отметить, что она оставила трубку в летнике (чайлаге) и когда произошло несчастье, родственники задержали похороны на один день, чтобы привезти ее трубку и положить в гроб любимую вещь покойной.

После выноса умершего из дома, его везли к месту погребения на машине. Следует отметить, что тувинцы, как и другие кочевники-скотоводы, никогда не несли труп к месту погребения на руках.

По материалам, собранным в Монгун-Тайге на месте погребения выкапывали яму (онгар) глубиною около 1 метра, шириною 3 параметров. В виду того, что это высокогорье, яма была неглубокая, и кладбище находилось на горе. До погребального процесса в яму клали три камня (уш ожак -древнетюркский обычай). Здесь мы видим до сих пор сохранившиеся этногенетические связи тувинцев с древними тюрками.

Следующим этапом погребального обряда являются поминки. Недалеко от могилы покойной людей сажали в круг и начинали угощать горячим чаем, специально приготовленной пищей, водкой. Тем самым, на кладбище умерший прощался со своим народом. Громко кричать, разговаривать, петь песни было запрещено. После всего подходили к могиле и обходили ее три раза (по солнцу). Любопытно отметить, что выехав из-за территории кладбища, на машинах вокруг объезжали три раза, давали длинный сигнал и уезжали. Здесь тоже видим элемент трансформации в обрядовой практике тувинцев.

После похорон собирались около дома покойной. Не заходя в дом, все родственники и близкие мыли руки и лицо водой, взятой из родника (аржаан), разбавленной молоком и размельченный артышом. Интересно отметить, что подливали воду мужчины. Дальше все присутствующие окуривали себя дымом можжевельника.

Во время похорон, оставшиеся женщины также внутри и снаружи "очищали" дом, то есть окуривали дымом можжевельника. Такое "очищение" имело предупредительное значение. Его делали для того, чтобы умерший не вернулся за живыми. Затем ставили имповизированные длинные стулья, и каждый должен отведать прощальную трапезу. Одной из особенностей обряда "поминки" то, что каждый присутствующий должен был отведать кусочек мяса яка (сарлыка).

Подводя итоги, можно сказать, что в погребально-поминальном обряде жителей Монгун-Тайгинскош кожууна много инокультурнош влияния. Но эта задача дальнейших исследований. В целом погребально-поминальный обряд тувинцев на современном этапе переживает большие изменения.

Старый быт и традиционные формы культуры уходят с такой быстротой, что возникает опасение за возможность зафиксировать их с достаточной полнотой и тщательностью для исторической науки, для истории самого тувинского народа. В отличие от археологических памятников, которые находятся под охраной законов, этнографические памятники быстро исчезают. Единственным рациональным и эффективным видом сохранения в научных целях такого рода материалов является безотлагательное этнографическое изучение уходящих или ушедших форм традиционной культуры и быта тувинцев, пока они еще живы в памяти старшего поколения.

Таким образом, можем сделать следующие выводы:

1. археологические памятники Монгун-Тайгинского кожууна переживают естественно природные разрушения;
2. основной ущерб связан с деятельностью человека - он становится виновником разрушения археологических памятником, его бездушие, равнодушие (во время экспедиции постоянно можно было увидеть перекрашенные стелы, вокруг мусора, разбитых бутылок);
3. многие информанты не помнят или не хотят вспоминать семейно-бытовые обряды и обычаи, связанные с детством, юностью, свадьбы, погребально-поминальный;

Следует отметить, что необходимо у людей, особенно молодежи формировать новые ценности, ориентированные на единство человека и природы. Повышать ответственность населения за историческое наследие и сохранение окружающей среды.

Следующим шагом нашей кафедры стало выполнение научного проекта Республиканской целевой программы «Приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Тыва 2003-2013 гг.» 13-08 "Проведение археологической разведки в береговой зоне Саяно-Шушенского водохранилища". Актуальностью данной работы является то, что в зоне затопления Саяно-Шушенского водохранилища разрушаются историко-культурные памятники.

Цель исследования - выявление и анализ археологических памятников, исследование этнодемографических, этносоциальных процессов в Чаа-Хольском и Улуг-Хемском кожуунов Республики Тыва.

Нами были поставлены следующие задачи исследования:

1. продолжение паспортизации археологических памятников на территории Чаа-Хольского и Улуг-Хемского кожуунов;
2. исследование трансформационных процессов

в материальной культуре Чаа-Хольского и Улуг-Хемского кожуунов;

Чаа-Хольский кожуун был создан в декабре 1991 года. Общая площадь 290310га, в том числе сельскохозяйственных угодий 156738 га, из них пашни 12274 га, сенокосных угодий 880 га, пастбища 141446 га.

Чаа-Хольский кожуун с восточной стороны граничит с Шагонарским лесхозом, западная часть с Дзун-Хемчикским кожууном, северо-западная часть - Сут-Хольским кожууном, с севера -Красноярским краем. Имеются населенные пункты: Ак-Дуруг, Булун-Терек, Чаа-Холь, Шанчы.

Тувинская котловина, на территории, которой расположена зона затопления ограничена Западными Саянами на севере, хребтом Танну-Ола на юге, Шапшальским и Цаган-Шибэту на западе юго-западе и горами Восточной Тувы на востоке. Она имеет протяженность около 400 км, ширину -примерно 70 км на востоке и 30 км на западе. Это самая пониженная часть страны, ее высота колеблется в пределах 500-1000 м над уровнем моря.

Из природных ресурсов в настоящее время используется: песок, глина, гравий, древесина, известняк для строительства, аржааны Кара-Суг, Уур.

Первые сведения об археологических памятниках упоминаются еще в XVII в. В. Тюменец и И. Петров отметили развалины древних строений в верховьях Енисея, возможно остатки уйгурских городищ \ТП-IX вв.

В XVIII веке интерес к Чурумал-Бурганныг проявил Д.Г. Мессершмидт, который в 1722 г. записал новое сообщение о чаа-хольской пещере, ее идолах и рукописях. В 1735 году Г.Ф. Миллер, участник академической экспедиции собрал все документы о походах красноярских казаков в Туву, беседовал с их участниками, изучил дневники Д.Г. Мессершмидта и описал нишу, отметив, что дату Чаа-Хольской пещеры он определить не может. Ныне этот памятник буддийского искусства исследователи относят к ХШ-XTV вв.

С середины XVIII в. Тува оказалась под властью маньчжуров, и изучение памятников Тувы, в частности Центрально-Тувинской котловины, долины р. Хемчик и Саянского каньона, было возобновлено только в 1880-е годы.

К концу XIX века исследования велись A.B. Адриановым. Имбыли сделаны первые сообщения о петроглифах в районе ручья Беделиг.

В 1891 году некоторые стелы копировали археолог и этнограф Д. А. Клеменц и краевед В. А. Ощурков, направленные в 1892 году от Восочно-Сибирского отдела Русского Географического общества известные памятники.

В 1902-1903 гг. Минусинский музей организовал экспедицию в Туву, которую возглавил Ф.Я. Кон. В 1907-1910 гг. инженер В.М. Родевич, занимаясь геодезическими работами в начальной части Саянского каньона, отметил "Чингисханову дорогу", которую он увидел сплавляясь по Улуг-Хему.

В 1950-60 гг. проводились комплексные экспедиции в различные районы Тувы, где были получены и систематизированы огромные фактические материалы. К систематическому исследованию данного района начинается в 1962 году, когда археологи обратились только в связи с проектируемыми работами по сооружению Саяно-Шушенской ГЭС.

Насыщенность зоны водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС археологическими памятни-ками неслучайна. Этому есть объяснение. Эта самая плодородная часть Центральной Тувы, служившая во все исторические времена местом притяжения носителей самых разных культурных традиций, своего рода "лабораторией" культурогенеза[6].

На месте Центрально-Тувинской котловины образовалось обширное водохранилище, низкое и заболоченное, с разрушающими берегами -своеобразный памятник эпохи, горечь и боль тувинского народа. Навсегда исчез с лица Земли уютный деревянный город Шагонар. Новый Шагонар вынесен за пределы водохранилища, пыльный, неинтересный город, с выстроенными коробками блочных домов. Та же участь постигла и другой старинный город Чаа-Холь (Чаакуль). Прежде прямая, как стрела дорога Шагонар-Чаа-Холь была заброшена и размыта. Жители села Кок-Чыраа до сих пор с горечью вспоминают свою деревню с пастбищными и сенокосными угодьями. Они полтора года назад, недалеко от бывшего села Кок-Чыраа, на горке самовольно образовали деревню Арбан. К сожалению, администрация Улуг-Хемскош кожууна до сих пор юридически их не признают. Постоянными их проблемами является отсутствие необходимой инфраструктуры: электричества, школ, магазинов, транспорта и т.д.

В ходе экспедиции выяснилось, что в современной культуре тувинцев до сих пор заметную роль играют особо почитаемы или священные места (Бурганныг-Хая). В ходе работы изучены различные памятники культурно-исторического наследия, которые можно разделить на три группы. В первую входят объекты, связанные с традиционными духовно-культурными ценностями. Действительно, Саянский каньон Енисея - сокровищница древних культур. Это соприкосновение эпохи камня и палеометалла, памятников скифского, гунно-сарматского, тюркского, уйгурского, кыргызского, монгольского

времен. Каждая эпоха оставляла своим потомкам исторические памятники в виде могильников, поминальников, каменных стел и изваяний с надписями и рисунками, наскальные изображения и петроглифы.

Вторая группа, где основное внимание уделялось полевым работам по изучению состояния традиционной системы хозяйствования и влияния на нее трансформационных изменений, связанных с возникновением Саяно-Шушенскош водохранилища.

Наконец, третья группа кулыурно-исторического наследия - это исследование этнодемографических, этносоциальных, этнопсихологических процессов, происходивших у жителей Чаа-Хольского и Улуг-Хемского кожуунов. Следует отметить, что Центрально-Тувинской котловине был нанесен колоссальный ущерб, не только природе, но и жителям данного участка. Различные исторические памятники прошлого наследия ушли под воду безвозвратно. С этнологической точки зрения

1. Ховалыг М.Б. Освященный флаг. - КызылД996.-С.49.
2. Бичелдей К.А. Традиционные основы экологического сознания тюркоязычных народов// Гуманитраные исследования в Туве.-М., 2001.-С.149.
3. Грач А. Д. Древние кочевники в центре Азии. - М.Д 980, Он же: Новые данные о древней истории Тувы//Ученые записки Тувинского НИКЯЛИ. Вып.15. Кызыл, 1971. С.93-106., Он же:

произошла потеря, утрата традиций, обычаев и обрядов у жителей Улуг-Хемского и Чаа-Хольского кожуунов.

Таким образом, экспедиционные работы, проведенные в Чаа-Хольском и Улуг-Хемском, Монгун-Тайгинском кожуунах подтверждают актуальность и эффективность полевых археолого-этнографических исследований, в ходе которых были выявлены новые археологические памятники, не входящие в реестр по охране памятников, а именно: петроглифы (наскальные рисунки), поминальные сооружения разных эпох (скифского и тюркского времени), курганы разных периодов. Кроме того, были проведены этнографические исследования по семейно-бытовым обрядам жителей Ча а -Хо л ьс ко го, Улуг-Хемского и Монгун-Тайгинского кожуунов и школьное краеведение. Во время работ необходимо использование разнообразных методов и способов сбора, фиксации, обработки, анализа полевых материалов и их комплексного изучения.

История Тувы. Т.1. - М., 1964.

4. Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. - Абакан, 2003.-С.192.
5. Дьяконова В.П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л, 1975-с.б.
6. Длужневская Г.В., Савинов Д.Г. Памятники древности на дне тувинского моря. СП-2007. С.8.
1.0. Дыртык-оол

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье отмечается, что в Туве почти за восемьдесят лет создана успешно действующая музейная сеть, учитывающая национальные и исторические особенности республики. Историки, этнографы, философы исследуют актуальные проблемы взаимоотношения традиционной культуры народов Тувы с явлениями, происходящими в экономической, социальной, культурной областях, что еще больше расширяет концептуальное поле науки. Необходимо шире привлекать внимание исследователей по вопросам формирования фовдов музеев Тувы, их деятельности по сохранению и развитию культуры.

In article noticed that successfully created operating museum network in Tuva almost for eighty years, considering national and historical features of republic. Historians, ethnographers, philosophers investigate actual problems of mutual relation of traditional culture of the people of Tuva with the phenomenon occurring in economic, social, cultural areas that expands a conceptual field of a science even more. It is necessaiy to draw more widely attention of researchers concerning formation of funds of museums of Tuva, their activity on preservation and culture development.

В современном постиндустриальном обществе Картину музейного строительства в XXI веке многие музеи России зарекомендовали себя не показывают разработанные "Программа развития

только как активный канал культурной коммуникации, но и действенный инструмент в формировании и развитии личности[1]. Не остались в стороне и музеи Тувы, которые своими специфическими средствами охватили различные сферы жизни, политики, культуры республики и используют новые формы (вплоть до театрализованных представлений) работы с населением.

культуры и искусства Республики Тыва (2001-2005гг.) и "Краткая концепция экспозиции Тувинского республиканского краеведческого музея". Последняя составлена для будущего музея в новом здании. Основными задачами Программы в области развития музейного дела в Туве является "создание социально-культурных условий, которые позволяют обеспечить последовательное и относительно скорое

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты