Спросить
Войти

Влияние Советской России на уголовно-исполнительную систему Тувинской Народной Республики

Автор: указан в статье

УДК 343.814

ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОЙ РОССИИ НА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Серен-Чимит К.К.

Тувинский государственный университет, Кызыл

INFLUENCE OF SOVIET RUSSIA TO THE PENAL SYSTEM IN TUVAN PEOPLE&S REPUBLIC

Seren-Chimit K.K Tuvan State University, Kyzyl

В статье анализируется значительное влияние Советской России на формирование и развитие пенитенциарной политики Тувинской Народной Республики в начальный период ее существования как самостоятельного государства.

This paper analyzes the significant influence of Soviet Russia in the formation and development of prison policy Tuvan People&s Republic in the initial period of its existence as an independent state.

Параграф 1 первой Конституции Республики Танну Тува Улус от 15 августа 1921 года гласит: «Республика Танну Тува Улус является свободным, ни от кого независящим в своих внутренних делах государством свободного народа. В международных отношениях республика выступает под покровительством Советской России» [1].

Несмотря на такое указание покровительства лишь в международных взаимоотношениях, совершенно очевидным является тот факт, что официальная структура органов власти Тувинской Народной Республики (далее-ТНР), которая начала в это время создаваться, в определенной степени испытывала потребность в партийном руководстве соседней России [2].

Судебная система очень подверглась изменениям в период ТНР. Так в 1921 г., для решения вопросов об образовании тувинской государственности и самоопределении тувинского народа был созван Всетувинский Учредительный Хурал, который дал разрешение важнейшим вопросам жизни тувинского народа: о взаимоотношениях ТНР с Советской Россией и Монголией, о национальном самоопределении новой власти. Главной задачей Хурала - принятие первой Конституции Тувинской Народной Республики. Созыв Учредительного Хурала и принятие им Конституции положили основу в создании политического тувинского государства, у которого появилось новое административно-территориальное деление, образовав органы государственной власти и местного самоуправления. На Хурале по совместному решению тувинского народа название государства было внесено и изменено с «Урянхая» на «Танну-Тува улус» (позднее, в новой Конституции 1926 г., - Тувинская Народная Республика).

Тувинский государственный университет _

Учредительный Хурал, который состоялся 14 августа 1921 г., провозгласили независимую Народную Республику Танну-Тува и приняли Конституцию (основной закон) Народной Республики Танну-Тува. Данная Конституция уже состояла из 22 статей, главным образом в которой законодательно закрепили образование самостоятельной республики. Первая конституция ТНР положила основу системы регулирования жизни и деятельности тувинского народа. Власть законодательно в республике признала Съезд всех хошунов. Было определено, что власть принадлежит Всеобщему Центральному Совету (Правительству). Правосудие возложили в сумоны на совет, в хошуне - на коллектив. Центральным Советом разрешили дела, которые были неподсудные хошунам, (например, уголовные). Так, в феврале 1922 г., создали Министерство юстиции ТНР, куда вошел суд. Но самостоятельных полномочий этот суд не осуществлял, различные документы и все приказы издавались от имени Правительства.

Самым важным событием в истории Тувы было принятие 15 августа 1921 года Всетувинским учредительным хуралом Конституции Народной Республики Танну-Тува, провозгласившей республику свободным и независимым государством.

Принятый Основной Закон, где было положено уже начало становления государственности Тувы, в параграфе-статье семь закрепили, «наказание палками, заковывание в колодки и применение пыток при допросах - отменяются и заменяются штрафами и принудительными работами. Состоятельные лица штрафуются в пользу общества и приговариваются к принудительным работам по решению суда. Не имеющие состояния привлекаются прямо к общественным работам. Для группировки лиц, приговоренных к общественным работам, центральным управлением Республики создаются дома лишения свободы».

Следует, что одним из основных преимуществ, принятой первой Конституцией ТНР послужили новые положения о формировавшейся политической системе, которая отказалась от прежних пережитков феодального прошлого.

«Перед районным бюро РКП (б) в Урянхае, возглавлявшимся по утверждению Сиббюро ЦК РКП (б) в январе 1922 года Чугуновым Я.С., ставились задачи воспитания трудящихся в духе дружбы и интернационализма, восстановления хозяйства, организации в крае дела образования, здравоохранения, перевода мелкокрестьянских хозяйств на коллективные рельсы, всемерного содействия национально-революционному движению тувинских аратов» [3].

«Русская самоуправляющаяся трудовая колония в Урянхае (далее - РСТК), находясь в системе народно-демократического государства как его автономная единица, на деле осуществляла союз между СССР и Тувой, своим живым примером, показывая аратам путь к социализму. Она оказала неоценимую услугу правительству и народу Тувы в создании системы торговли и финансов, организации предприятий промышленности и сельского хозяйства, в деле здравоохранения и народного просвещения, в защите завоеваний народной революции» [4].

Тем не менее, деятельность районного бюро РКП (б) и РСТК в Урянхае не ограничивалась указанными ее направлениями в сфере образования, здравоохранения, торговли, финансов, промышленности, сельского хозяйства, поскольку данные субъекты

принимали активное участие в решении разных вопросов в области уголовной и уголовно-исполнительной политики ТНР [5].

2 февраля 1923 года на заседании райбюро РКП (б) в Урянхае отмечено, что «положение бюджета колонии катастрофически и в случае непринятия экстренных мер грозит полным провалом всей политической работе в Урянхае. Необходимо принять все меры к укреплению экономического возрождения колонии, поскольку русская самоуправляющая колония является рычагом политики в Урянхае» [6].

В тот же день на заседании постановлено: «ввести судопроизводство в колонии по кодексу законов РСФСР; прокуратуры не создавать и ограничиться оставлением отдела юстиции. Колония должна иметь свой трибунал, создаваемый по сессиям, не имея постоянного аппарата; все граждане РСФСР и граждане РСТК судятся в судорганах РСТК. Гражданами РСТК считаются все въехавшие в колонию до 15 февраля 1922 года» [7].

Амнистия как одно из оснований освобождения от отбывания наказания являлась объектом рассмотрения данным районным бюро.

Например, 24 октября 1923 года предложено «назначить комиссию из 3 человек. Амнистию применить к заключенным, сокращать срок наказания от 1/3 до 2/3, на 1 месяц освобождать совсем, после сокращения наказания 2/3 и при условии, если оставшийся срок наказания не превышает 3 месяцев, освобождать совсем. За тайное винокурение и лиц, заключенных в дом лишения свободы и доказавших свою неисправность, амнистию не применять. Нарсудьи руководствуются по отношению к лицам, совершившим преступление до октябрьской амнистии, принципом комиссии. Комиссия имеет право поступившие дела в делопроизводстве отдела Юстиции аннулировать, у кого не превышает срок наказания по статьям уголовного кодекса один месяц» [8].

Примечательно, что возможность применения амнистии к осужденному ставилась в зависимость от того, доказало ли свою исправность лицо, отбывавшее уголовное наказание. Если обратимся к правовым реалиям нынешнего времени, то это обстоятельство не входит в перечень условий применения акта амнистии [9].

27 декабря 1923 года в результате обсуждения райбюро РКП (б) в Урянхае на свет появилось протокольное постановление о том, что «в каждом отдельном случае ходатайства о восстановлении в правах колонистов, выбывших из Урянхая как уголовно-политические, и отбывших наказание в СССР, райбюро считает необходимым о каждом ходатайствующем в отдельности иметь суждение и выдавать им документы, как въезжающим для ликвидации своего хозяйства или как восстанавливающимся в правах колонистов [10].
14 мая 1924 года на заседании районного бюро РКП (б) в Урянхае принято во внимание «устное заявление заведующего домом лишения свободы, письменное заявление от 29 апреля 1924 года о том, что заключенных в доме лишения свободы около 50-55 чел. И в настоящее время среди них никакой воспитательной работы не ведется, что крайне не нормально. Постановлено: предложить фракции колонии и политпросвету выделить соответствующих товарищей для введения политико-просветительной работы среди заключенных, организовав школу неграмотности при доме лишения свободы» [11].

Это позволяет сделать вывод о том, что исправление осужденных в дальнейшем достигалось посредством воспитательной работы, получения образования и общественного воздействия.

К предмету рассмотрения районным бюро РКП (б), наряду с другими важными вопросами жизнедеятельности русских коммунистов Тувы и текущей государственной жизни,

Тувинский государственный университет _

относилось выяснение обстоятельств определенных уголовных дел с привлечением виновных лиц к судебной ответственности за уголовное преступление [12].

Об этом можно судить, когда «из имеющихся материалов, представленных народным судьей Михалевым, выясняется, что военнопленная Бабина находилась в распоряжении военкомбата в пос. Туран. В ночь на 27 мая 1922 года исчезла из-под караула штаба батальона и через 2-3 дня был обнаружен труп задушенной Бабиной вблизи пос. Туран. Тов. Виноградов дал объяснение, что в ночь на 27 мая она освобождена им из-под караула, уведена за поселок и задушена лично им. Мотивами послужили оскорбление Бабиной и ее болезнь, на основании этого он решил уничтожить ее, дабы не дать распространиться болезни среди красноармейцев» [13].

«Когда упрочились революционная партия и народная власть тувинцев и в Туве возникли островки нового социалистического уклада, историческая миссия Советской колонии оказалась успешно выполненной и необходимость в ее существовании отпала. На основе соглашения между правительствами СССР и ТНР в 1932 году РСТК была упразднена» [14].

Таким образом, следует отметить, что становление и перспективы дальнейшего развития пенитенциарной системы ТНР связаны с генезисом Коммунистической партии Советской России, оказавшей колоссальное влияние в Центрально-Азиатском регионе, и в частности в Туве.

Библиографический список

1. Конституция Республики Танну Тува Улус от 15 августа 1921 года. Государственный архив Республики Тыва. Фонд № р-93. Опись № 1.
2. Минаев А.В. Правовое развитие и становление Государственной границы Тувинской Народной Республики // Общество и право. Научно-практический журнал. - Краснодар: Изд-во Краснодар. ун-та МВД России, 2008, № 4 (22). - С. 81-84
3. Исторический путь тувинского народа к социализму. Ю.Л. Аранчын. Издательство «Наука». Сибирское отделение. Новосибирск. 1982. С.. 92.
4. Исторический путь тувинского народа к социализму. Ю.Л. Аранчын. Издательство «Наука». Сибирское отделение. Новосибирск. 1982. С. 93.
5. Государственная граница в приграничном субъекте РФ: историко-правовое исследование опыта Республики Тыва. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Минаев А.В. М., 2009. 25 с.
6. Протокол № 5 заседания райбюро РКП (б) в Урянхае от 2 февраля 1923 года. Государственный архив Красноярского края. Фонд П-7031. Опись 1. Дело 4.
7. Минаев А.В. Государственная граница в приграничном субъекте Российской Федерации: история и современность исследования опыта Республики Тыва (1921-2009гг.). (монография). Красноярск: Изд-во «Луна Река», 2009, - 200 с.
8. Протокол № 32 заседания районного бюро РКП (б) в Урянхае 24 октября 1923 года «О применении Октябрьской Амнистии». Там же.
9. Минаев А.В.; Дубровский О.Н. Особенности осуществления местного самоуправления в приграничных муниципальных образованиях, на примере Республики Тыва (монография). Кызыл: Изд-во РИО ТувГУ, 2012. -291 стр.
10. Протокол № 36 заседания райбюро РКП (б) в Урянхае от 27 декабря 1923 года «О колонистах, возвращающихся из РСФСР после отбытия наказания».
11. Протокол № 15 заседания районного бюро РКП (б) в Урянхае от 14 мая 1924 года «О политико-просветительной работе среди заключенных дома лишения свободы». Государственный архив Красноярского края. Фонд П 7031. Опись 1. Дело 5.
12. Минаев А.В. Конституционное строительство и государственная власть в Тувинской народной республике. Самара: // «Аспирантский вестник Поволжья». Изд-во: Самарский государственный университет, 2010, №1-2, - С. 154-156.
13. Протокол № 12 заседания членов Райбюро РКП (б) в Урянхае от 8 июня 1922 года «Об убийстве военнопленной Бабиной». Государственный архив Красноярского края. Фонд П-7031. Опись 1. Дело 1.
14. Исторический путь тувинского народа к социализму. Ю.Л. Аранчын. Издательство «Наука». Сибирское отделение. Новосибирск. 1982. С. 94.

Bibliograficheskiy spisok

1. Konstitutsiya Respubliki Tannu Tuva Ulus ot 15 avgusta 1921 goda. Gosudarstvennyiy arhiv Respubliki Tyiva. Fond № r-93. Opis № 1.
2. Minaev A.V. Pravovoe razvitie i stanovlenie Gosudarstvennoy granitsyi Tuvinskoy Narodnoy Respubliki // Obschestvo i pravo. Nauchno-prakticheskiy jurnal. - Krasnodar: Izd-vo Krasnodar. un-ta MVD Rossii, 2008, № 4 (22). - S. 81-84
3. Istoricheskiy put tuvinskogo naroda k sotsializmu. YU.L. Aranchyin. Izdatelstvo «Nauka». Sibirskoe otdelenie. Novosibirsk. 1982. S. 92.
4. Istoricheskiy put tuvinskogo naroda k sotsializmu. YU.L. Aranchyin. Izdatelstvo «Nauka». Sibirskoe otdelenie. Novosibirsk. 1982. S. 93.
5. Gosudarstvennaya granitsa v prigranichnom subyekte RF: istoriko--pravovoe issledovanie opyita Respubliki Tyiva. Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk / Minaev A.V. - M., 2009. - 25 c.
6. Protokol № 5 zasedaniya raybyuro RKP (b) v Uryanhae ot 2 fevralya 1923 goda. Gosudarstvennyiy arhiv Krasnoyarskogo kraya. Fond P-7031. Opis 1. Delo 4.
7. Minaev A.V. Gosudarstvennaya granitsa v prigranichnom subyekte Rossiyskoy Federatsii: istoriya i sovremennost issledovaniya opyita Respubliki Tyiva (1921 -2009gg.). (monografiya). Krasnoyarsk: Izd-vo «Luna Reka», 2009, - 200s..
8. Protokol № 32 zasedaniya rayonnogo byuro RKP (b) v Uryanhae 24 oktyabrya 1923 goda «O primenenii Oktyabrskoy Amnistii». Tam je.
9. Minaev A.V.; Dubrovskiy O.N. Osobennosti osuschestvleniya mestnogo samoupravleniya v prigranichnyih munitsipalnyih obrazovaniyah, na primere Respubliki Tyiva (monografiya). Kyizyil: Izd-vo RIO TuvGU, 2012. -291 str.
10. Protokol № 36 zasedaniya raybyuro RKP (b) v Uryanhae ot 27 dekabrya 1923 goda «O kolonistah, vozvraschayuschihsya iz RSFSR posle otbyitiya nakazaniya».
11. Protokol № 15 zasedaniya rayonnogo byuro RKP (b) v Uryanhae ot 14 maya 1924 goda «O politiko-prosvetitelnoy rabote sredi zaklyuchennyih doma lisheniya svobodyi». Gosudarstvennyiy arhiv Krasnoyarskogo kraya. Fond P 7031. Opis 1. Delo 5.
12. Minaev A.V. Konstitutsionnoe stroitelstvo i gosudarstvennaya vlast v Tuvinskoy narodnoy respublike. Samara: // «Aspirantskiy vestnik Povoljya». Izd-vo: Samarskiy gosudarstvennyiy universitet, 2010, №1-2, - S.154-156.
13. Protokol № 12 zasedaniya chlenov Raybyuro RKP (b) v Uryanhae ot 8 iyunya 1922 goda «Ob ubiystve voennoplennoy Babinoy». Gosudarstvennyiy arhiv Krasnoyarskogo kraya. Fond P-7031. Opis 1. Delo 1.
14. Istoricheskiy put tuvinskogo naroda k sotsializmu. YU.L. Aranchyin. Izdatelstvo «Nauka». Sibirskoe otdelenie. Novosibirsk. 1982. S. 94.

Серен-Чимит Кежик Кирович - аспирант ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл, E-mail: k.serenchimit@mail.ru

Seren-Chimit Kezhik - post graduate student Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: k.serenchimit@mail.ru

СОВЕТСКАЯ РОССИЯ soviet russia КОНСТИТУЦИЯ constitution ТУВИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА tuvan people''s republic РАЙОННОЕ БЮРО РКП (Б) В УРЯНХАЕ the district bureau of the rcp (b) uriangkhai РУССКАЯ САМОУПРАВЛЯЮЩАЯСЯ ТРУДОВАЯ КОЛОНИЯ В УРЯНХАЕ russian self-governing labor colony in uriangkhai
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты