Спросить
Войти

Становление правосудия в Тувинской Народной республике

Автор: указан в статье

УДК 34(094) (571.52)

СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Монгуш Ч.Б.

Тувинский государственный университет, Кызыл

FORMATION OF JUSTICE IN TUVAN PEOPLE&S REPUBLIC

Mongush Ch.B.

Tuvan State University, Kyzyl

Во второй половине XIX - начала ХХ века в России была осуществлена судебная реформа, которая в корне изменила судоустройство, процессуальное и отчасти материальное право Российской империи. В результате реформы судебные органы были отделены от административных и законодательных. Согласно первой Конституции Республики Танну-Тува Улус (народа Урянхая) 1921г. республика объявлялась свободным и независимым в своих внутренних делах государством.

In the second half of XIX, and early XX century in Russia a judicial reform was carried out, where the judicial system was radically changed, procedural and substantive law part of the Russian Empire. At the end of the reform the judiciary was separated as administrative and legislative. According to the first Constitution of the Republic of Tannu Tuva Ulus (people of Uryanhai) of 1921 the Republic was declared as free and independent in their internal affairs of the state.

Суд является одним из главных элементов управления обществом. Во второй половине XIX -начала ХХ века в России была осуществлена судебная реформа, которая в корне изменила судоустройство, процессуальное и отчасти материальное право Российской империи. «Положение о введении в действие судебных уставов» было утверждено 19 октября 1865 г. Реформа проводилась в течение 35 лет. Специальным указом царя изданным 1 июля 1899 г. было официально объявлено о ее завершении [1].

В результате реформы судебные органы были отделены от административных и законодательных. Судебная система состояла из мировых и общих судебных органов, был введен суд присяжных [2].

Местными судебными органами были мировые судьи и съезды мировых судей. Апелляционной инстанцией являлись съезд мировых судей округа.

В число общих судебных органов входили окружные суды и судебные палаты. Окружные суды создавались в судебных округах. В состав суда входили назначаемые императором по представлению министра юстиции председатель и несколько членов. Он состоял из гражданского и уголовного отделений. Уголовное отделение состояло из коронного суда и суда присяжных заседателей. Следующей судебной инстанцией была судебная палата. Палаты утверждались по одной на несколько губерний, состояли из двух департаментов - гражданского и уголовного. Председатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции [3].

Над всеми судебными органами стоял Сенат, формируемый по указу императора. Он являлся верховным кассационным судом для всех судебных органов, а также мог быть и судом первой инстанции по делам особой важности.

Тувинский государственный университет _

Император стоял во главе всей судебной системы.

На окраинах судебная реформа осуществлялась с большими изъятиями (например, не вводился суд присяжных, мировые судьи не избирались, а назначались). В Сибири, также, при введении судебной реформы учитывались ее особенности: низкая плотность населения, наличие двух систем правоотношения - обычного и официального права, отдаленность от центра отсутствие института частной собственности на землю и преобладание натурального хозяйства.

С конца XVII в. для освоения территорий Сибири и Дальнего Востока Россия стремилась к движению своих людей на восток, ища одновременно добрососедских отношений с Цинским Китаем [4].

1755-1766г Тува попала под власть китайского богдыхана. Маньчжурскими властями введена военно-административная система управления, в виде хошунов (удельные княжества), сумонов и арбанов. С учетом старомонгольских законов ввели свод постановлений и законов - «Уложение палаты внешних сношений» [1].

После китайской революции 1911 г. создались благоприятные условия для вхождения Тувы в состав России. В 1914 г. Россия объявила протекторат над Тувой. Урянхайский край был административно подчинен управлению Енисейской губернии с обязанностью ведения политико-административных дел Иркутским генерал-губернатором.

В сферу внутреннего управления Тувой, Российское правительство не вмешивалось, что способствовало неизменности структуры традиционного тувинского общества. В период протектората Тува делилась на хошуны, сумоны. С другой стороны, действовала и колониальная администрация, назначаемая Россией [2].

В начале 1913 года на заседании Совета министров рассматривались предложения Министерства иностранных дел и Министерства внутренних дел о передаче в ведение русских судов дел, возникших в этом крае между русскими и урянхайцами. 1 июля 1914 года амбын-нойоном Буяном-Бадыргы было подано письменное ручательство с просьбой «оставить тувинскому населению свои обычаи, буддийскую религию, уклад жизни, самоуправление и кочевья, не допуская особых изменений, относящихся к потере власти» [5].

5 апреля 1919 г. Управляющий Урянхайским краем в своем письме к Министру иностранных дел, указал, что характерной особенностью туземного Уложения является то, что в нем власть административная (управляющих хошунами и управляющих сумонами) не отделена от власти судебной. Обычно все дела разбираются теми чиновниками, которым поручит это дело Нойон.

Таким образом, судебные органы Сибирского региона в период 1914-1917 годов подверглись реформированию, суды были отделены от других органов управления, в отличие от Тувинских. Западно-сибирские суды имели более сложную и более совершенную систему судов, нежели Тувинские. Можно смело утверждать, что в указанный период в Туве фактически отсутствовала отдельная ветвь судебной власти, развитие судебной системы только закладывалось [3].

Февральские события 1917 г. в Петрограде - падение царского режима привело к перестройке системы правосудия [6].

Как известно, с 13 по 15 августа 1921 года в местности Суг-Бажи, состоялся первый революционный съезд представителей от всех хошунов народов Танну-Тува. На съезде присутствовали: представители от семи хошунов и 35 сумонов Танну-Тува Улус, делегаты от Советской России, представители Народно-Революционной Монголии, представители от группы корейцев, проживавших на территории Танну-Тува [7].

На повестку были поставлены 26 вопросов, в том числе и принятие Конституции. Проект Конституции был предложен представителями Советской России.

Согласно первой Конституции Республики Танну-Тува Улус (народа Урянхая) 1921 г. республика объявлялась свободным и независимым в своих внутренних делах государством. Верховная законодательная власть в республике принадлежала съезду всех хошунов, который состоял из депутатов от народа и созывался не менее одного раза в год. Депутаты избирались от

каждого хошуна. Высшая исполнительная власть принадлежала Всеобщему Центральному Совету (Правительству), который состоял из одного представителя от каждого хошуна. Делами отдельного хошуна управлял заведующий хошуном совместно с коллективом из трех избираемых лиц. Сумо управлялось из трех избираемых лиц [В].

После ознакомления и обсуждения текста предложенного проекта Конституции большие дебаты вызвал вопрос о правосудии. Председатель съезда Буян-Бадыргы сделал заявление о том, что хемчикские хошуны не согласны с положением об отмене допросов с пристрастием [9]. В обоснование своей позиции указывалось, что «преступления не будут раскрыты ввиду отсутствия свидетелей и отказа обвиняемых в признании совершения ими преступлений. Поэтому в данный момент не согласны отменить палки и другие меры воздействия при допросе преступников». С мнением председателя согласились представители всех остальных хошунов. После долгих дебатов, убедительного выступления председателя крайревкома Стрелкова съезд все-таки отказался от телесного воздействия при дознании о чем и было указано в первой Конституции РФ «Наказывание палками, заковывание в колодки и пытки при допросе отменяются и заменяются штрафами и принудительными работами [Ю]. Состоятельные лица штрафуются в пользую общества и приговариваются к принудительным работам по решению суда, не имеющие состояния, привлекаются к общественным работам. Для группировки лиц, приговоренных к общественным работам при центральном управлении республики создается дом лишения свободы». Функции правосудия возлагались на сумонский и на хошунный советы. Библиографический список

1. Сперанский, M. M Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России / Проекты и записки. - M.-Ленгиград, 1961.
2. Радутная, Н. В. Суд присяжных (история, социальные и правовые аспекты) / Уч. пос. - M., 1991.
3. История государства и права России. Учебник. / Под. Ред. Ю. П. Титова - M.: «Проспект», 1998.
4. Ключевский, В.О. Соч. Т. V "Курс русской истории". - M.: изд. Соц. экон. литературы, 1958. б. Коротких, M. Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 г. в России. - Воронеж, 1989.
6. Филиппов, M. А. Судебная реформа в России. Т. 1. - Ленинград, 1951.
7. Mинаев, А.В. Правовые основы охраны государственной границы Тувинской Народной Республики (статья). Mосква: // "Право и политика", Изд-во: Издательская группа «NOTA BENE» № 9(105), 2008. - С. 2133-2137.

В. Mинаев, А.В. Возникновение государственной границы ТНР в 1922-1929гг.: исторический аспект (статья). Mосква: // «Вестник Российской правовой академии», Изд-во: Российская правовая академия Mинистерства юстиции РФ, 2008, №4 - С.18-20.

9. Ерошкин, Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - M., 1983.
10. Mинаев, А.В., Mонгуш, Ч.Б. Развитие судопроизводства в Тувинской Народной Республике (100-летию воссоединения Тувы и России посвящается) (статья). Mосква: // «Российский судья». Издательская группа «Юрист», 2014, № 11. - С. 45-48

Bibliograficheskij spisok

1. Speranskiy, M. M Zapiska ob ustroystve sudebnyih i pravitelstvennyih uchrejdeniy v Rossii / Proektyi i zapiski. - M.-Lengigrad, 19б1.
2. Radutnaya, N. V. Sud prisyajnyih (istoriya, sotsialnyie i pravovyie aspektyi) / Uch. pos. - M., 1991.
3. Istoriya gosudarstva i prava Rossii. Uchebnik. / Pod. Red. YU. P. Titova - M.: «Prospekt», 1998.
4. Klyuchevskiy, V.O. Soch. T. V "Kurs russkoy istorii". - M.: izd. Sots. ekon. literaturyi, 1958. б. Korotkih, M. G. Samoderjavie i sudebnaya reforma 18б4 g. v Rossii. - Voronej, 1989.
6. Filippov, M. A. Sudebnaya reforma v Rossii. T. 1. - Leningrad, 1951.
7. Minaev, A.V. Pravovyie osnovyi ohranyi gosudarstvennoy granitsyi Tuvinskoy Narodnoy Respubliki (statya). Moskva: // "Pravo i politika", Izd-vo: Izdatelskaya gruppa «NOTA BENE» № 9(105), 2008. - S. 2133-2137.
8. Minaev, A.V. Vozniknovenie gosudarstvennoy granitsyi TNR v 1922-1929gg.: istoricheskiy aspekt (statya). Moskva: // «Vestnik Rossiyskoy pravovoy akademii», Izd-vo: Rossiyskaya pravovaya akademiya Ministerstva yustitsii RF, 2008, №4 - S.18-20.
9. Eroshkin, N. P. Istoriya gosudarstvennyih uchrejdeniy dorevolyutsionnoy Rossii. - M., 1983.
10. Minaev, A.V., Mongush CH.B. Razvitie sudoproizvodstva v Tuvinskoy Narodnoy Respublike (100-letiyu vossoedineniya Tuvyi i Rossii posvyaschaetsya) (statya). Moskva: // «Rossiyskiy sudya». Izdatelskaya gruppa «YUrist», 2014, № 11. - S. 45-48

Монгуш Чечек Базыр-ооловна - аспирант, старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Тувинского государственного университета, г. Кызыл, Республика Тыва, Россия г. Кызыл, E-mail: chechek.m@mail.ru

Mongush Chechek - graduate student, senior lecturer, Department of Constitutional and Municipal Law at the Tuva State University, Kyzyl, Tuva Republic, Russia Kyzyl, E-mail: chechek.m@mail.ru

ТУВА tuva РОССИЯ russia УРЯНХАЙСКИЙ КРАЙ СУДОПРОИЗВОДСТВО КОНСТИТУЦИЯ constitution ТУЗЕМНЫЙ СУД the native court
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты