УДК 342.156
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА ТУВИНСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА (1921-1944 гг.)
Ховалыг А.С.
Тувинский государственный университет, Кызыл
HISTORY OF THE ESTABLISHMENT OF THE SOVEREIGN STATE TUVAN PEOPLE&S REPUBLIC (1921-1944)
Khovalyg A.S.
Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматриваются вопросы, связанные с историей образования Тувинской Народной Республики путем принятия Конституции, а также сложный процесс формирования тувинской государственности в 1921-1944 гг.
This article discusses issues related to the history of the formation of the People&s Republic of Tuva by the adoption of the Constitution, as well as the complex process of the formation of the Tuvan statehood in 1921-1944 gg.
Вопрос об образовании Тувинской Народной Республики и различных аспектов ее политической системы достаточно полно освещены, но все, же привлекает интерес и внимание исследователей. К числу работ советского периода следует отнести работы Дубровского В.А. [1], Гребнева Л.В., Очур В.Ч. [2], Антипина Л.Ф. [3], Сердобова Н.А. [4], Тинмея Д.Л. [5], Аранчына Ю.Л. [6], Максимовой В.Е. [7]; к работам современного периода следует отнести работы Ондара Н.А. [8], Саая С.В. [9], Сат С.Ч. [10], Саая А.П. [11], Москаленко Н.П. [12], Моллерова Н.М. [13] и др.
На протяжении многих веков Тува входила в состав разных государственных образований и государств, например, в состав Монголии, Китая. Тем не менее, первая Конституция Тувы была принята раньше, чем конституции Монголии и Китая, она была принята в 1921 г., тогда как Конституция Монгольской Народной Республики была принята в 1924 г., а в Китайской Народной Республике только в 1949 г., «Общая программа НПКСК», сыгравшая роль временной конституции молодой Китайской Народной Республики. Первая Конституция Тувы была принята всего через три года после принятия Конституции РСФСР 1918 г.
С другой стороны, если Монголия может говорить о «Великом Ясаке» Чингисхана как о прообразе своеобразной протоконституции 1218 г., что, тоже можно сказать и о Туве, поскольку она входила в состав Монгольской империи, и представители тувинского этноса занимали достаточно видные посты в структуре имперской власти.
Характеристику конституционного развития тувинского государства [14] следует начать с Конституции 1921 г., поскольку это была первая конституция, и с нее начинается конституционное строительство Республики Тыва.
Вопрос о своей самостоятельности тувинский народ ставил после Октября 1917 г., подтвердив стремление тувинцев к добрососедству и сотрудничеству с русским народом. Так, на первом съезде представителей тувинского народа в 1918 г. был принят Договор о самоопределении коренного населения, о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи русского и тувинского народов. Однако, из-за гражданской войны в России, созвать Всетувинский съезд не удалось. В 1921 г. местное руководство смогло вернуться к этому вопросу.
Для проведения съезда требовалась большая организационно-подготовительная работа. 25-26 июня 1921 г. в Чадане проходили переговоры между представителями двух хемчикских кожуунов, объединявших большую часть сумонов Тувы, и русской делегацией во главе с представителем Сибревкома И.Г. Сафьяновым.
Заметная роль в организации данного мероприятия принадлежала самому влиятельному на то время политику Тувы Даа нойону Монгушу Буян-Бадыргы. На этом совещании представители хемчикских кожуунов решили, что единственно верным путем развития тувинского народа будет полная самостоятельность страны.
Хурал принял первую Конституцию нового государства, состоящую из 22 статей. В Конституции кратко излагались основные завоевания революции и законодательно закреплялось образование Тувинской Народной Республики.
В первом параграфе Конституции Республики Танну-Тыва Улус (народа Урянхай) говорится, что Республика Танну-Тыва Улус является свободным, ни от кого независящим в своих внутренних делах государством народа Танну-Тува.
В это время начинаются взаимоотношения между Советской Россией и Республикой Танну-Тува Улус. Находясь под покровительством Советской России Республика отказывалась от бывших законов Цинской Династии Китая.
Самостоятельное тувинское государство получило официальное название Республика Танну-Тыва Улус (народ Урянхая). Столицей нового государства стал город Кызыл. Кызыл был основан в 1914 г. и назван Белоцарском в честь русского царя, решением которого, в том году Урянхайский край был принят под протекторат Российской империи. К концу 1915 г. в городе насчитывалось 18 казенных и 54 частных дома с населением 468 человек. В 1918 г. город переименовали в Хем-Белдири, что на тувинском означает место слияния рек Бий-Хема и Каа-Хема.
В 1921 г. в сумоне Элегест под руководством Оюна Курседи был создан кружок под названием «Угудар яамы» («Агитационное бюро»), ставивший перед собой цель создания в Туве партии.
С 29 февраля по 1 марта 1922 г. в Туране прошел первый съезд ТНРП, утвердивший временный Устав партии и избиравший Центральный Комитет во главе с Курседи.
На третьем съезде ТНРП в ЦК партии вошел Буян-Бадыргы, ставший в мае 1924 г. председателем Совета министров ТНР. В 1926 г. Буян-Бадыргы становится фактическим Генеральным секретарем ТНРП, на пятом съезде партии избирается на эту должность официально.
Осенью 1924 г. был проведен второй Великий Хурал Тувинской Народной Республики. Он утвердил вторую Конституцию, в которой четче были описаны избирательная система, структура и функции законодательных, исполнительных и местных органов власти.
Третья Конституция ТНР была принята 24 ноября 1926 г. на четвертом Великом Хурале. Земля, ее недра, леса, воды и их богатство были объявлены общенародным достоянием.
К концу 1930-х гг. возникла необходимость принятия новой Конституции. Ее проект был предварительно опубликован в печати для всенародного обсуждения. Это новая, пятая по счету Конституция ТНР была принята на десятом Великом Хурале 25 июня 1941 г. Конституция закрепила диктатуру трудовых аратов, а также руководящую и направляющую роль.
Конституция Тувинской Народной Республики 1941 г. более совершенна по сравнению со всеми предыдущими и, прежде всего потому, что на первое место в ней выдвинуты вопросы общественно-экономического устройства республики. Законодатель исходил непосредственно из материальных условий существования общества, из содержания и особенностей сложившихся производственных отношений, в связи, с чем нормы первой главы Конституции определили сущность и содержание всех последующих глав.
В Конституции на первое место поставлены статьи, закреплявшие форму управления и сущность государственной власти Тувинской Народной Республики. Тувинская Народная Республика определялась как «независимое государство трудящихся (аратов, рабочих и интеллигенции), государство, обеспечивающее некапиталистическое развитие» [15].
Основу государственного механизма Тувинской Народной Республики составляли представительные органы государственной власти - Хуралы. Система государственных органов республики включала высшие и местные представительные, судебные и прокурорские органы.
К «высшим государственным законодательным органам республики относились Великий и Малый Хуралы трудящихся Тувинской Народной Республики» [16].
По Конституции республики 1941 г. Великий Хурал возглавляло собрание делегатов, которые избирались на Хуралах (собраниях) трудящихся кожуунов, г. Кызыла, Народнореволюционной армии по норме представительства: один делегат от 300 человек населения» [17]. Созывался Великий Хурал один раз в 3 года. В промежутках между Великими Хуралами высшая власть принадлежала Малому Хуралу. Его члены избирались Великим Хуралом из числа делегатов последнего сроком на три года. Для оперативной деятельности Малый Хурал избирал из числа своих членов Президиум Малого Хурала -высший орган государственной власти между сессиями Малого Хурала.
Высшим исполнительно-распорядительным органом государственной власти республики являлся Совет Министров республики, а центральными отраслевыми органами государственного управления - министерства и ведомства. Совет Министров образовывался Малым Хуралом трудящихся Тувинской Народной Республики и был подчинен Великому и Малому Хуралам, а также Президиуму Малого Хурала. Руководители министерств и ведомств были ответстственны непосредственно перед Правительством Тувинской Народной Республики» [18].
Местные органы государственной власти в лице выборных Хуралов, Малого Хурала и Президиума Малого Хурала строились в соответствии с существовавшим административно-территориальным делением республики. Ее территория делилась на кожууны и г. Кызыл. Кожууны включали поселки и сумоны, а сумоны - арбаны. Отчетно-выборные Хуралы, за исключением арбанных и участковых, образовывались из делегатов соответственно нижестоящих Хуралов по дифференцированно установленным нормам представительства. Арбанные и участковые выборные Хуралы представляли собой собрание всех избирателей арбанов и участков. «Кожуунные и Кызылский городской Хуралы собирались один раз в два года, а все другие хуралы - один раз в год. В промежутках между хуралами высшими органами власти в кожуунах, г. Кызыле, сумонах и поселках были Малые Хуралы, которые избирались соответствующими отчетно-выборными Хуралами. Для текущей работы Малые Хуралы законом не предусматривались и поэтому не создавались, их президиумы избирались непосредственно на выборных Хуралах трудящихся» [19].
Изменения Конституции, происходящие в различные периоды, отражают соответствующие перемены в социально-экономической жизни республики. Конституция более четко формулирует ряд положений, являвшихся правовым фундаментом государственного устройства Тувы. Они указывают на определенный путь развития тувинской государственности. Эти изменения идут по пути расширения объема мероприятий по демократизации страны, ликвидации феодальных привилегий и прав, подготовки условий для некапиталистического развития. В различные периоды задачи государства ставились и разрешались по-разному, в той мере, какая соответствовала тем социальным сдвигам, которые происходили внутри республики» [20].
Таким образом, Конституция 1941 г. завершила довольно сложный процесс формирования тувинской государственности в период существования Тувинской Народной Республики.
Библиографический список
Bibliograficheskiy spisok
Ховалыг Аида Сергеевна - ассистент кафедры теории, истории государства и права; аспирант 2 года обучения Тувинского государственного университета, г. Кызыл Khovalyg Aida - assistant of the Department of Theory, History of State and Law; second years post graduate student of Tuvan State University, Kyzyl