Спросить
Войти

Хомушку К. -С. Е. - выдающийся врач, просветитель, человек

Автор: указан в статье

Тувинский государственный университет _

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ ACADEMIC LIFE

В ТУВГУ ПРОШЕЛ КРУГЛЫЙ СТОЛ A ROUND-TABLE MEETING AT THE TUVAN STATE UNIVERSITY

ХОМУШКУ К.-С.Е. - ВЫДАЮЩИЙСЯ ВРАЧ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК

Хомушку О.М. Тувинский государственный университет, Кызыл

OUTSTANDING DOCTOR AND ENLIGHTENER KHOMUSHKU K.-S.Y.

Khomushku O.M. Tuva state university, Kyzyl

23 февраля 2016 года отмечается 100 лет (1916-1980) со дня рождения Кенден-Суруна Езутуевича Хомушку, тувинского ламы, работавшего в Иволгинском дацане Бурятии (1958-1980 гг.), знатока тибетской медицины и философии, одного из тех, кто внес вклад в возрождение и сохранение буддизма в Туве.

Родился Хомушку Кенден-Сурун 23 февраля 1916 года в Барун-Хемчикском кожууне десятым ребенком в семье правителя кожууна Езуту из рода Хомушку. С детства Кенден-Сурун поражал окружающих логикой мышления и сообразительностью. Когда ему исполнилось три года, его отдали на обучение в Коп-Соокский хурэ. Говорят, что уже в возрасте пяти лет мальчик выдавал лекарства больным и неплохо с этим справлялся, а на вопрос, кем он хочет быть, отвечал: «Эмчи» (врачом). В возрасте двенадцати лет Кенден -Сурун впервые под руководством своего наставника вылечил больного. После чего юный лама получил право на самостоятельную практику[1].

В тридцатые годы были репрессированы родители Кенден-Суруна, их лишили всех прав, конфисковали имущество и скот, выслали в Эрзин. Тяжело пришлось и молодому ламе Хомушку Кенден-Суруну, вначале он вместе с другими ламами и детьми нойонов таскал тяжелые бревна, работал на кожзаводе, на золотых приисках, откуда ему удалось сбежать. Знание русского языка помогло ему устроиться переводчиком к геологам и строителям из Ленинграда, это помогло юноше выжить в тех непростых условиях. Несмотря на все жизненные невзгоды Хомушку Кенден-Сурун тайно продолжал духовную практику и лечение больных.

В 1957-1958 гг. Хомушку Кенден-Сурун Езугу-оглу служил в созданной в городе Чадане в апреле 1946 года своего рода молитвенной юрте, пользовался большим авторитетом. Сама молитвенная юрта постепенно становится своего рода центром духовной жизни, к ламам, практиковавших в ней обращаются не только с просьбами о проведении тех или иных обрядов, но и по другим вопросам, в том числе и связанными с медицинскими проблемами. Ламы неоднократно обращались в соответствующие органы с просьбой о регистрации молитвенной юрты как действующего хурэ, а также с просьбой о строительстве настоящего стационарного культового буддийского храма. Тем не менее, на все просьбы были получены отказы. Между тем, деятельность местных лам постепенно выходила за пределы Тувы, они установили дружеские контакты с бурятской сангхой (духовенством), после чего ее представители передали верующим Чаданского хурэ («молитвенной юрты») целую коллекцию предметов культа, буддийские тексты и другие буддийские культовые атрибуты. Именно тогда же в Иволгинский дацан Бурятии был направлен и сам Хомушку Кенден (ставший известным в Бурятии как Генден Церен), который был зачислен в его штат. Позднее Хомушку Кенден довольно часто посещал Туву, оказывая постоянную помощь и поддержку местным ламам. Домик, в котором проживал Хомушку Кенден в Иволгинском дацане, в народе называли - «тувинский домик», в нем традиционно жили студенты и гости из Тувы [2].

Надо отметить, что подобная активность тувинского духовенства по возрождению буддизма не могла не раздражать партийные и советские органы, и в 1959-1960 гг. этому был положен конец. В газетах началась шумная антирелигиозная кампания, в результате чего часть населения, постоянно посещавшая молитвенную юрту, опасаясь репрессий, перестала туда ходить. На этом основании, в начале 1960 г. ламам молитвенного дома Чадана было отказано в регистрации их хурэ и предложено выехать на постоянное жительство в другие кожууны республики [3]. В июне этого же года было организовано

Тувинский государственный университет _

собрание лам, где им было сообщено о том, что молитвенный дом прекращает свою деятельность, поскольку якобы в их услугах население не нуждается. Все имущество, которое к тому времени было уже немалое - и культовое, и хозяйственное было конфисковано, собранная на постройку буддийского храма сумма - 41.375 рублей был перечислена в областной бюджет. Кроме этого в ЦДУБ направили указания о том, что « впредь нежелательно командировать в Туву из Иволгинского дацана ламу Хомушку Кендена, поскольку его приезд будет возбуждать часть лам к возобновлению деятельности» [3].

Молитвенную юрту, на деятельность которой долгое время смотрели сквозь пальцы, прикрыли и имущество конфисковали. Хомушку Кенден вынужден был сдать его в краеведческий музей в Кызыле, а затем окончательно переехать в Иволгинский дацан, где трагически погиб в 1980 году - был застрелен в своей келье (точная дата его гибели в разных источниках звучит по-разному - 1979, 1980, 1985 гг.).

Во время службы в центральном дацане в Иволге Хомушку Кенден курировал буддийские общества в Хоринском и Тунгинском районах Бурятии, Агинско-бурятского национального округа, а также родной Тувы. Во время редких каникул, приезжая в Туву, осуществлял переводы буддийских текстов на монгольском и тибетском языках, вводя их позднее в научный оборот. Совместно с ламой Люндуп-Хелином (Оюн Л.Ч.) уже в то время сделал первичную обработку, составил каталог рукописей и ксилографов на монгольском и тибетском языках из фондов ТНИИЯЛИ, Национального музея имени Алдан-Маадыр, Центрального государственного архива Республики Тыва. Эти записи, а также переводы со старомонгольского и тибетского языков и сегодня являются практически единственными работами по каталогизации и текстологии буддийских текстов. Особое место занимают труды ламы Хомушку К. по текстовому упорядочению и переводу колонтитулов всех томов канона буддизма Канчыыр (Ганджур), найденного в Туве в начале 70-ых годов ХХ века [4]. За заслуги перед родной республикой, в деле развития религиозной культуры, он был зачислен в Государственную книгу Республики Тыва "Знаменитые люди Тувы 20 века".

По словам Анатолия Комбу: «Это был очень добрый человек, который поддерживал тувинское студенчество не только морально, читая нам проповеди, но и материально много помогал. Он был очень уважаемый человек, к нему за помощью приезжали люди из самых дальних концов нашей страны. В ответ на доброту и заботу студенты помогали Кенден-Сюрюну, как только могли: убирали территорию монастыря, помогали делать влажную уборку в дуганах» [2].

О Хомушку Кендене до сих пор ходят легенды, ясно одно - это был уникальный человек, высокообразованный, знавший несколько языков, прекрасно разбиравшийся в тибетской и народной медицине, в тонкостях буддийской догматики. О его высоком интеллектуальном и духовном уровне свидетельствует такой факт, который был позднее рассказан дочерью одного из собеседников Хомушку Кендена: «Мой отец как-то всю ночь проговорил с Хомушку Кенденом, и тот в начале разговора убедил его, что Бога нет и мой отец поверил в это, а к утру Хомушку Кенден также убедительно доказал, что Бог есть - и мой отец тоже поверил в это».

Библиографический список

1. ХХ чYс чылда Тываны, алдарлыг кижилери = Заслуженные люди Тувы ХХ века: Гос. кн. Респ. Тыва. -Кызыл, 2004. - С. 208.
2. Центр Азии № 20 (16-22 мая 2003)
3. Хомушку О.М. Религия в культуре тувинцев. - М., 1997.
4. Бичелдей К.А., Дашням Лувсандамба, Донгак А.С. Состояние и перспективы развития монголоведения в Туве // Новые исследования Тувы. - 2012. - № 3.

Bibliograficheskiy spisok

1. XX chys childa Tyvany, aldarlyg kyzhy = Zasluzhenniye lyudi Tyvi XX veka: Gos. kn. Resp. Tyva. - Kyzyl, 2004. - s. 208.
2. Tsentr Azii №20 (16-22 maya 2003)
3. Khomushku O.M. Religiya v kulture tyvintsev. - M., 1997.
4. Bicheldey K.A., Dashnyam Luvsandamba, Dongak A.S. Sostoyaniye i perspectivy razvitiya mongolovedeniya v Tyve // Noviye issledovaniya Tyvi. - 2012. - №3.

Хомушку Ольга Матпаевна - доктор философских наук, профессор, ректор Тувинского государственного университета, Заслуженный деятель науки Республики Тыва.

Khomushku Olga - Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Tuvan State University, the Honoured Science Worker.

«ЛАМА БАШКЫ ХОМУШКУ КЕНДЕН-СУРУН»

Айыжы Е.В.

Тувинский государственный университет, Кызыл "MONK KENDEN-SURUN KOMUSHKU"

Ayizhy E.V.

Tuvan State University, Kyzyl

XX век в истории человечества стал особенным, насыщенным и полным разными событиями: открытиями и достижениями в области науки и техники, веком «непредсказуемым» во многих отношениях. XX век подарил известных и выдающихся людей, личностей, о которых говорят: «Такие рождаются раз в век»...

В истории Тувы одним из таких личностей является Лама Хомушку Кенден-Сурун -образованнейший человек своего времени, эмчи-лама, помогавший людям и оставивший след в истории. И в этому году исполнилось 100 лет со дня рождения Хомушку Кенден-Суруна.

В честь данного события и в рамках Дней науки Тувинский государственный университет 02 февраля 2015 г. провел круглый стол «Лама Башкы Хомушку Кенден-Сурун», посвященный обсуждению жизни, деятельности эмчи-ламы, а также активному и комплексному рассмотрению актуальных проблем народной медицины.

Мероприятие вызвало большой интерес и отклик со стороны участников и приглашенных гостей. На круглом столе присутствовали министр здравоохранения Тувы Орлан Донгак, преподаватели университета и других научных, образовательных учреждений и организаций республики, члены Общественной организации Союза Ученых «Эртем» Республики Тыва, руководителем которого является Елена Айыжы, к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории и археологии, члены Центра буддологии и тибетологии университета, руководителем которого является Чечек Адыгбай, к.филос.н., доцент кафедры философии,

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты