УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Т. 42. № 3. С. 52-57
Б01: 10.15393/исЬлаЛ.2020.464
УДК 398.1
Литературоведение
ДАРЬЯ ДМИТРИЕВНА АБРОСИМОВА
научный сотрудник
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»
аспирант сектора фольклористики и литературоведения с фонограммархивом Института языка, литературы и истории Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр «Карельский научный центр Российской академии наук» (Петрозаводск, Российская Федерация) /оШогк@тай. ги
КРАЕВЕД - СОБИРАТЕЛЬ ФОЛЬКЛОРА А. А. МОИСЕЕВ
В последнее время в фольклористике все больше внимания уделяется изучению биографий собирателей фольклора, причем в поле зрения исследователей попадают не только известные, но и рядовые собиратели - жители сел, работавшие «на местах». На основе опубликованных и архивных источников в статье исследуется биография одного из них - крестьянина Каргопольского края А. А. Моисеева. Рассматриваются фольклорные тексты, опубликованные им в газете «Олонецкие губернские ведомости». Автор статьи указывает на выявленные в губернской газете неатрибутированные фольклорно-этнографические материалы, происходящие из той местности, где жил А. А. Моисеев, и собранные в период его активной корреспондентской деятельности. На основе представленных биографических сведений дана характеристика личности собирателя и сделан вывод о его вкладе в сохранение устной традиции Каргополья.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие предметом изучения фольклористики является не только собственно фольклор, но и деятельность фольклористов-собирателей. Исследователи изучают их биографические сведения, причем в поле зрения биографов попадают не только личности, чья роль для развития науки об устном народном творчестве является общепризнанной, но и малоизвестные труженики, деятельность которых «на местах» была, казалось бы, незаметной. Воссозданные биографии помогают в конечном счете увидеть более полную и точную картину бытования, передачи и записи фольклорных текстов. Наиболее целостное выражение этот подход нашел в масштабном, пятитомном, энциклопедическом издании «Русские фольклористы», четыре тома которого уже вышли в свет1. Оно посвящено многочисленным собирателям - фольклористам и краеведам XVIII и XIX веков. Нашим стремлением при написании статьи было подготовить материал в русле этого направления. Статья посвящена собирателю-любителю из Каргопольского края крестьянину А. А. Моисееву, автору нескольких фольклорно© Абросимова Д. Д., 2020
этнографических публикаций на страницах газеты «Олонецкие губернские ведомости».
БИОГРАФИЯ А. А. МОИСЕЕВА
А. А. Моисеев был крестьянином и волостным писарем2, что среди собирателей фольклор-но-этнографических материалов (ФЭМ), чьи работы публиковались в периодике, встречается не столь часто3. Его биография в словаре «Русские фольклористы», изложенная Т. Г. Ивановой [1: 619], может быть дополнена сведениями из статей самого корреспондента, напечатанных в ОГВ, документов НАРК и справочных изданий. Согласно указанному словарю, Алексей Абрамович Моисеев4 проживал в селе Архангело Карго-польского уезда [1: 619]. В одном из архивных документов и в издании «Поморский мемориал...», посвященном жертвам политических репрессий5, упоминается крестьянин Каргопольского уезда с таким именем, но местом его жительства в обоих этих источниках названа деревня Со-рокино (Сорокинская) Сорокинского сельского общества Архангельской волости6. В «Списках населенных мест Олонецкой губернии» за 1873
и 1905 годы7 упоминаются оба названия: Архангел и Сорокинская (Сорокино). В монографии Н. И. Тормосовой, посвященной истории волостей Каргопольского края, отмечено, что Архан-гело (Архангелы) - название куста деревень, расположенного в 56 км от Каргополя, вблизи реки Онеги, с центром в деревне Шелоховской. В этот куст входила и деревня Сорокинская, расположенная ближе всех к Шелоховской и Архангельскому погосту и игравшая здесь до середины ХХ века значительную административную роль [6: 201-202, 205]. Таким образом, в словаре «Русские фольклористы», документе НАРК и «Поморском мемориале» речь идет об одном и том же селе и, следовательно, одном и том же человеке - обладателе сравнительно редкого сочетания фамилии-имени-отчества.
«Поморский мемориал», кроме того, в большой степени устраняет существующую неопределенность относительно срока жизни собирате-ля8, одновременно проливая свет на развязку его судьбы. В нем сказано, что А. А. Моисеев родился в 1863 году, а в марте 1938 года был арестован Архангельским областным судом, который через десять месяцев приговорил его к лишению свободы на шесть лет9.
На протяжении жизни А. А. Моисеев занимал несколько общественных должностей. Автор посвященной ему персоналии Т. Г. Иванова приводит данные на 1899 год, согласно которым он был гласным уездного земского собрания в Каргополе, членом уездного по воинской повинности присутствия и членом Олонецкого губернского статистического комитета, а по данным 1900 года - попечителем Бабкин-ского училища [1: 619]. Можно добавить, что во всех этих социальных ролях корреспондент выступал и в ближайшие, предшествующие и последующие годы. Согласно «Спискам должностных лиц гражданского, военного и других ведомств Олонецкой губернии...»10, А. А. Моисеев был гласным уездного земского собрания в Каргополе в 1898, 1902 и 1903 годах; членом каргопольского по воинской повинности присутствия - в 1895, 1896, 1898, 1900, 1902 и 1903 годах. Действительным членом Олонецкого губернского статистического комитета в Кар-гопольском уезде он стал в 1898 году11 и оставался им по данным на 1900, 1902 и 1904 годы. Попечителем же земской школы в деревне Бабкино (Шугинской) он оставался до 1905 года включительно12. На 1899 год А. А. Моисеев был, кроме того, избранным пожизненно почетным членом Архангельской вольной пожарной дру-жины13.
ПУБЛИКАЦИИ А. А. МОИСЕЕВА В ОГВ
Что касается его деятельности как автора, к списку статей А. А. Моисеева, перечисленных в словаре «Русские фольклористы», помимо публикаций с ФЭМ, можно добавить заголовки по меньшей мере еще пяти материалов14. Нужно, по-видимому, также указать, что в ОГВ за 18961898 годы есть несколько небольших статей, опубликованных под псевдонимами или без подписи, в которых речь идет о селе Архангело15. Именно в это время, во второй половине 1890-х годов, А. А. Моисеев активно печатался в губернской газете, подписываясь под публикациями то полностью, то разными сокращениями. Однако Ар-хангело представляло собой крупный комплекс деревень, и у нашего деятеля были единомышленники и соратники, не менее заинтересованные в дальнейшей жизни этого села, на что он сам указывает.
Большая часть публикаций, атрибутированных А. А. Моисееву (включая и его анонимные статьи), посвящена преобразованиям и текущим событиям в родном крае. К числу наиболее значительных событий в Архангеле, о которых сообщает корреспондент, относятся организация и работа вольной пожарной дружины, устройство общественной библиотеки, празднование коронации Николая II. Он пишет также об образовании общества трезвости жителями соседней с Архангельской Волосовской волости16. Благодаря репортажам корреспондента на страницах губернской газеты была запечатлена минилетопись села Архангело и его окрестностей за несколько лет. В другой части публикаций автора подробно изложены опыты посадки культур, проводившиеся им с целью увеличения урожайности17. Опираясь на поддержку земских властей и на рекомендации специалистов в петербургских журналах, он опробовал новые способы сеяния зерна, трав и посадки картофеля, занимался пчеловодством18. Опытам А. А. Моисеева, по-видимому, способствовало как то, что Архангельская волость была одной из наиболее плодородных местностей в Каргополье [6: 210]19, так и то, что им предшествовали неурожайные годы20, вслед за которыми произошел общий всплеск интереса к теме поднятия сельского хозяйства. Делу его усовершенствования, как и своему вкладу в него,
корреспондент придавал особое значение, о чем
свидетельствуют высказывания в его статьях21. Произведенные А. А. Моисеевым опытные посадки были высоко оценены Каргопольским местным комитетом улучшения народного труда. Благодаря его начинанию экспериментальные поля появились в родном селе корреспондента
и других волостях Каргопольского уезда22. Таким образом, автор публикаций был одним из тех, кто внедрял новые сельскохозяйственные технологии в Каргопольском крае в конце XIX века.
Помимо указанных статей А. А. Моисеева еще две его заметки описывают случаи с животными, в том числе охоту на медведя23.
ФОЛЬКЛОР, ЗАПИСАННЫЙ А. А. МОИСЕЕВЫМ
Записанный корреспондентом фольклор опубликован в пяти статьях, напечатанных в ОГВ в течение 1899 года, наиболее продуктивного у этого автора24. Он представлен тремя жанрами: преданиями, легендой и так называемыми малыми формами. Большая часть этих текстов принадлежит к жанру преданий. Среди них можно выделить предания о заселении и освоении края и предания о кладах25. В числе первых - сюжеты, объясняющие причины и выбор мест строительства нескольких часовен в Архангельской волости26. Согласно им, ряд часовен был поставлен на местах чудесного явления икон, найденных в лесу либо приплывших по воде на камне. Корреспондент приводит сведения о связанной с ними ритуальной лечебной практике: больные приходят туда на праздники грызть камни, на которых приплыли иконы, для облегчения недугов. В преданиях второй группы рассказывается о кладах разбойников, чуди-винокуров и кладе скрытника27. В двух из них содержится традиционное для таких текстов описание местонахождения клада и рецепт его добывания, в третьем же говорится о кладе уже найденном, на месте которого остался только «пустой котел».
Особняком среди собранных А. А. Моисеевым ФЭМ стоит текст эсхатологической легенды, бытовавшей в связи с двумя большими камнями, напоминающими по форме лошадь, один из которых находится в Пудожском, другой - в Каргопольском уезде. Приведем текст этой легенды:
«Относительно этих камней в народе ведется слух, что под конец века (при светопреставлении) в означенной местности будет кровопролитная битва и война такая сильная, что река Ектыша, впадающая в реку Онегу, от крови будет яко огненная, и убитые тела поплывут в крови, как головеньки. Тогда неприятельские силы и пушки будут стоять за этими камнями»28.
Как следует из публикации современного исследователя В. В. Шевелева, мифологические представления в связи с каргопольским камнем сохранялись среди населения края еще в конце ХХ века [7: 49]. Этот автор дает описание более точного местоположения камня и его вида, говорит о современной практике паломничества к нему, цитирует текст А. А. Моисеева и приводит вариант легенды о конце света в связи с этим камнем, записанный в 1979 году. Интересно, что именно в этой поздней записи фольклорный текст сюжетно более богат и рельефен. В отличие от публикации А. А. Моисеева, конец света в нем мыслится не как неопределенное будущее, а как событие, уже наступающее, в связи с чем приводится развернутый перечень его характерных признаков29. Если в легенде
A. А. Моисеева камню отведена второстепенная и пассивная роль, в нарративе, опубликованном
B. В. Шевелевым, он становится действующим участником событий - оживает и превращается в коня, на котором скачет пророк Илья / архангел Михаил / Иисус Христос. Таким образом, во втором тексте название камня - Конь - получает мотивировку, чего нет в записи А. А. Моисеева, а сама концовка становится более выразительной. Можно согласиться с мнением, высказанным В. В. Шевелевым, о происхождении этой легенды из среды старообрядцев Кар-гополья.
Среди фольклорных произведений, опубликованных А. А. Моисеевым, помимо сложных сюжетных текстов есть и «малые фольклорные формы», поговорки. Их всего две, и они характеризуют такой аспект жизни северных крестьян, как отношение к скоту30. Корреспондент не останавливается на этих текстах специально, а пользуется ими, чтобы подкрепить изложение своих воззрений на развитие крестьянского хозяйства, хотя из его слов следует, что ему известны и другие подобные образцы фольклора.
В связи со сказанным важно отметить еще две небольшие статьи в ОГВ без подписи, касающиеся территории Каргополья, в которых описаны обычаи каргопольских старообрядцев-скрытников. В одной из этих статей повествуется о подземной пещере вблизи деревни Кладово Во-лосовской волости, которая, согласно преданию, была некогда местом их жительства31. В другой сообщается об обычае скрытников хитростью добывать себе подаяние32 и приводятся пять текстов исполнявшихся ими духовных стихов33. Несмотря на ценность сведений в этих статьях, установить их автора пока не представляется возможным. Того факта, что речь в них идет о местности, где жил А. А. Моисеев, как и фокуса публикаций (местные достопримечательности и окружающая их народная молва) недостаточно, чтобы выдвигать его в качестве претендента на авторство.
И в завершение приведем еще один факт, касающийся корреспондентско-краеведческой работы А. А. Моисеева. В 1910 году он выразил согласие
стать корреспондентом оценочно-статистического бюро Олонецкой губернской земской управы (отдела текущей статистики). В заведенной на него в бюро корреспондентской карточке, в графе «Сведения, доставленные корреспондентом», за 1913-1916 годы проставлены отметки, которые, по-видимому, должны означать, что в эти годы он присылал туда какие-то материалы34.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего сказанного проступает портрет личности активной и достаточно широко мыслящей,
человека, всесторонне радевшего о нуждах малой родины. Одним из проявлений заботы о ней явилась, несомненно, его регулярная корреспондентская деятельность, в которой заняли свое место материалы «народной истории». Несмотря на небольшой объем собранной А. А. Моисеевым коллекции таких материалов, в нее вошли фольклорные тексты, отражающие облик локальной традиции Каргополья. И хотя этот автор остается в числе рядовых собирателей, он, несомненно, внес свою лепту в сохранение устного наследия края.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ИОИОГ - «Известия Общества изучения Олонецкой губернии» НАРК - Национальный архив Республики Карелия ОГВ - «Олонецкие губернские ведомости»
СНМ-1905 - «Список населенных мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 год». Петрозаводск, 1907. 326 с. ФЭМ - фольклорно-этнографические материалы
Сокращения подписей А. А. Моисеева под статьями
А. А. М.
Крестьянин А. Моисеев Кр-н А. А. Моисеев Кр-н А. М-в Моисеев А.
ПРИМЕЧАНИЯ
Докучаев-Басков К. А. Из жизни каргопольских странников-бегунов. М., 1913. 16 с.), с целью установить, не фигурирует ли в них в каком-либо виде текст заметки «Кладовская пещера», однако дословных совпадений не обнаружили. Учитывая это, а также то, что Карп Андреевич был очень чувствителен к вопросу указания своего авторства (см.: [3], [4]), его можно исключить из числа возможных авторов этой заметки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Поступила в редакцию 15.10.2019
Daria D. Abrosimova, Researcher, Kizhi State Open-Air Museum of History, Architecture and Ethnography, Postgraduate Student, Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences
(Petrozavodsk, Russian Federation) folklork@mail. ru
FOLKLORE COLLECTOR ALEXEY MOISEYEV
Over the past few years, increasingly more attention has been paid to the biographies of folklore collectors in folklore studies. Researchers turn not only to the well-known figures but also to those "ordinary" folklorists, who lived and worked in numerous villages throughout the country. Using both published and archival sources, the article deals with the biography of one of such people, a farmer from the Kargopol area, Alexey A. Moiseyev. The article investigates folklore texts published by him in the newspaper Olonetskiye Gubernskiye Vedomosti (The Olonets Province Gazette). The author of the article also pinpoints folklore and ethnographic pieces published in this newspaper anonymously, but recorded at the place where Moiseyev lived and at the time of his high activity as the newspaper&s contributor. Finally, a sketch of Moiseyev&s personality and work is given, and the conclusion is made about his input into the preservation of the oral tradition of the Kargopol area.
Cite this article as: Abrosimova D. D. Folklore collector Alexey Moiseyev. Proceedings of Petrozavodsk State University. 2020. Vol. 42. No 3. P. 52-57. DOI: 10.15393/uchz.art.2020.464
REFERENCES
Received: 15 October, 2019