Спросить
Войти

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОССИИ XIX-ХХ ВЕКОВ НА ОСНОВЕ КОНФЕТНЫХ ОБЁРТОК

Автор: указан в статье

Изучение истории России Х1Х-ХХ веков на основе конфетных обёрток

Оксана Николаевна Сидорчук,

доцент кафедры отечественной истории Новосибирского государственного педагогического университета, кандидат исторических наук, sonya97@gmail.com

• нестандартные «свидетели эпохи» • реконструкция исторических событий • фантик • реклама • просветительская функция фантиков •

В современных исторических исследованиях стало актуальным обращение к нестандартным «свидетелям эпохи» — историческим источникам, которые традиционно не использовались при реконструкции исторических событий, явлений, процессов. Конфетная обёртка относится к их числу.

Интересующая нас вещь, несмотря на «несерьёзность» её предназначения, имеет сложную и интересную биографию. Современные словари русского языка предлагают следующие значения слов фант, фантик, которые относят к детскому словарю: конфетная обёртка; игра, в которой участники выполняют шуточное задание, назначаемое по жребию; вещь, отдаваемая участником этой игры для жеребьевки; задание, назначаемое участнику такой игры.

Фантик появился в XIX веке, и его «отцом-создателем» принято считать Томаса Алве Эдисона. Обычно вспоминают пять его самых известных творений: фонограф, пишущую машинку, биржевой телеграф, генератор переменного тока и, конечно, лампочку. И наряду с этими великими техническими изобретениями в 1872 году Эдисон придумал ещё и парафинированную бумагу, служившую первой обёрткой для конфет.

Каждая эпоха создаёт свои конфетные обёртки со своими атрибутами, деталями, героями, сюжетами. В незначительном конфетном фантике отражается история целой страны, целого народа. «История», рассказанная фантиком, так же интересна, многолика и разноцветна, как и сам носитель информации.

Дать определение конфетной обёртке (фантику) как историческому источнику достаточно сложно. Несмотря на описание конфетных обёрток в культурологических и маркетинговых исследованиях до сих пор нет специальных исследований, характеризующих фантик как исторический источник или использующих фантик как один из источников наших знаний о прошлом.

На наш взгляд, использование конфетной обёртки как исторического источника на уроках истории достаточно продуктивно по двум причинам. Во-первых, фантик — это элемент детской повседневной и праздничной культуры, он понятен, доступен и привычен ребёнку; во-вторых, фантик всегда апеллирует к эмоциональному уровню восприятия, он развлекает, приносит удовольствие, радость, создаёт позитивную атмосферу урока, придаёт эмоциональную окраску изучению фактов из истории России.

Специалисты в области рекламы определяют его по-разному: «рекламная часть упаковки», «этикетка/ярлык», «малый рекламный жанр», «один из видов комбинированных товарных знаков», «POS-материал», «художественная миниатюра». Небольшой по размеру кусочек бумаги является эффективным средством рекламы, сообщаю70

щим о достоинствах производителя, качестве товара и о креативности авторов рекламы. Как точно заметили В.В. Учёнова и

H.В. Старых, любой другой жанр рекламы может остаться незамеченным: можно прерваться на время рекламы от телевизионного просмотра, пролистнуть журнальную страницу с рекламой, не обратить внимание на рекламный постер, но разворачивая конфету, мы непроизвольно запоминаем обёртку, замечаем рисунок и название конфеты для того, чтобы вновь приобрести товар или, наоборот, никогда его не приобре-тать1. Специалисты называют конфетную обёртку «всепроникающей вестницей достоинств и недостатков товара»2. Понравившийся фантик становится предметом коллекционирования. Эти особенности восприятия человеком фантика не остались незамеченным для производителей конфет, в конце XIX века придумавшим выпускать серии конфет с различными рисунками на обёртке или вкладышами в конфетные коробки, объединённых одной тематикой, например, «Охота», «Народы Земли», «Спорт» и др.

При обращении к фантику как историческому источнику важно учитывать следующее:

I. Фантик можно рассматривать как вещественный источник, фиксируя размер, материал, из которого он изготовлен; как письменный источник, по которому можно проследить изменение шрифтов, эволюцию языка, вывить информацию, зафиксированную в надписи; как визуальный источник («фантика без картинки не бывает»), содержащий в иллюстрации знаки и символы.

2. Как жанр рекламы, он, с одной стороны, фиксирует элементы повседневности, с другой, конструирует идеал (эстетический, социальный, идеал потребления).
3. В фантике сочетаются словесные и изобразительные элементы в цветном исполнении, причём используются в основном яркие контрастные цвета тёплой гаммы: жёлтый, оранжевый, розовый и т. д.
4. Фантик ориентирован в основном на детскую аудиторию, поэтому символы и знаки, используемые в изображении, должны быть узнаваемы.

Обратимся к истории самих конфетных обёрток Х1Х-ХХ вв. (до 1991 г.), а также раскроем их дидактический потенциал как «свидетелей эпохи», охарактеризуем пути использования на школьных уроках истории.

Все фантики, ставшие объектом нашего внимания, можно условно разделить на две группы: досоветские (до 1917 г.) и советские (1917 — 1991 гг.)3.

Фантики досоветской эпохи

Производство конфет в России в XIX веке было прибыльным делом, приносящим огромные доходы. На рынке конкурировали три фирмы: «Абрикосов и сыновья» («Бабаевская фабрика»), «Сиу и Ко» (ныне фабрика «Большевик») и Товарищество «Эйнем» (ныне «Красный Октябрь»). Задача каждого участника «сладкого фронта» состояла в выделении своего товара. Мощная маркетинговая и рекламная политика этих фирм позволила создать рекламу исключительно оригинальную и изобретательную.

В зависимости от функций, которые они были призваны выполнить, все конфетные миниатюры досоветского периода можно разделить на две группы.

Первая группа — фантики и вкладыши в конфетные коробки, которые выполняли просветительские функции. Так, значительная часть фантиков знакомила детей с современным состоянием России.

Во-первых, фантики знакомили с территорией Российской империи. Например, вкладыши в конфетные _

коробки фабрики «Эйнем» изображали европейскую и азиатскую часть России (рис. 1). В информационной части вкладыша были представлены статистические сведения о народонаселении России (численность, конфессиональная и этническая прина1 Учёнова В. В., Старых Н. В. рекламы. М., 2008. С. 336.

2

Там же. С. 337.

История

3 В данной главе использованы i ве источников и помещены в виде иллюстраций изображения конфетных i оберток и вкладышей в коробки шоколадных конфет из личной коллекции автора главы, а также с Интернет-сайта: Кудрявцева Е., Кудрявцев В. Коллекция конфетных и шоколадных этикеток [Электронный ресурс]: галерея, 2005-2011. URL: http:// www.kudvic.ru/gallery (дата обращения: 15.10.2011).
71

Рис. 1. Вкладыш «Россия» в коробку шоколадных конфет

длежность, количество жителеи важнейших городов), об экономике (товарооборот, государственный долг, протяжённость железнодорожных сетей), о численности армии и флота. Приводились также географические сведения — о протяжённости рек, высоте горных массивов, площади озёр. Интересны сведения о колониальных владениях России.

При работе с данным вкладышем можно предложить ученикам следующие задания:

1. Найдите ошибки изображения и текста рекламного вкладыша. (Например, Россия названа «конституционной империей», Сибирь отнесена к колониям и т. д.)
2. В списке колоний приведены сведения о «вассальных государствах». Предположи, какие государства названы «вассальными»? Сравни площадь этих «государств» по версии официальных источников 1904 года со сведениями, приведёнными во вкладыше. Верны ли твои предположения?
3. Где, по мнению географов начала ХХ в. (авторов вкладыша), проходит разделительная полоса между Европой и Азией? Сравни эти представления с современными. Произошли ли какие-нибудь изменения в географических представлениях россиян?

Во-вторых, фантики рассказывали о народах, проживающих в России. Такое знакомство происходило через изображение национальных костюмов, орудий труда, характерных для выполнения традиционных занятий, через национальный орнамент, украшающий фантик по периметру (рис. 2).

В-третьих, фантики знакомили с особенностями экономической жизни России. На них изображались традиционные занятия народов России (земледелие, скотоводство, торговля), занятия аборигенных народов России (оленеводство, охота и др.), демонстрировались технические новинки, новые виды транспорта, железнодорожное строительство, возведение мостов через реки.

В-четвёртых, фантики создавали представление о современной жизни городов (рис. 3). Чаще всего в изображении использовались символы городов (Москва — Кремль, Санкт-Петербург — памятник «Медный всадник», Одесса — памятник Ришелье), архитектурные ансамбли, являющиеся центрами культурной, экономической, научной жизни, центрами образования (театры, выставочные павильоны, библиотеки, университеты). Изображались также памятники императоров, великих полководцев, композиторов, писателей, поэтов. Обычно архитектурные и скульптурные произведения запечатлевались на фоне повседневной жизни городов. Фиксировались «фрагменты жизни»: бульвары, проспекты, транспорт, люди в костюмах конца XIX — начала

72

ХХ в. Изображались города не только России, но и иностранных государств: Австрии, Франции, Голландии.

В-пятых, фантики обращали внимание на историческое прошлое и современное состояние армии. Представление об армии создавалось через изображения обмундирования, вооружения, знаков отличия. Обычно на обороте вкладыша была помещена подробная информация о родах войск, истории их создания, о героических победах русской армии (рис. 4).

В-шестых, фантики создавали представление о повседневной жизни общества: о спорте, моде, театре, цирке, играх, развлечениях.

Рис. 2. Вкладыши об украинцах в коробки шоколадных конфет «Народы России»

Наконец, они создавали представление о будущем страны. Например, в начале ХХ века фабрика «Эйнем» создала серию картинок «Будущее Москвы». Будущее было представлено как торжество человеческого разума и инженерного воплощения мечты. Некоторые детали повседневности и сегодня кажутся фантастическими, но многое сбылось. Рассмотрим более подробно одну из картинок «Будущее Москвы» (рис. 5).

Рис.3. Вкладыши о Москве в коробки шоколадных конфет

73

Рис. 4. Вкладыши «Русское войско» в коробки шоколадных конфет

74

На рисунке размещено изображение Кремля, который, по представлениям авторов рисунка, остаётся центром Москвы. У Москворецкого моста видны огромные торговые помещения. Через мост образовалась «пробка» из разных видов транспорта: трамвай, автобус, легковые автомобили. Видны высотные здания, набережная оснащена электрическим освещением. В небе построена огромная подвесная воздушная дорога. На набережной стоит гидроплан. Многое, придуманное художниками начала ХХ века, стало в настоящее время повседневностью.

Таким образом, фантики данной группы создавали у детей представления о Российской империи как о многонациональном государстве, занимающем огромную территорию, с мощной армией, развитой экономикой, богатой культурой, урбанизированной, технически передовой и устремлённой в будущее (формировали соответствующий образ).

Выполняя просветительскую функцию, фантики знакомили с литературными и музыкальными произведениями, работами известных художников (рис. 6).

Интересно проанализировать основные литературные сюжеты, которые выбирались для конфетных обёрток: «Снегурочка», «Кот в сапогах», «Весёлая вдова» (рис. 7).

Более 100 лет в оформлении конфеты «Мишка косолапый» используется репродукция картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (рис. 8).

Сам фантик можно рассматривать как произведение искусства, в котором отразились основные элементы разных стилей (рис. 9). Например, модернистский стиль можно разли-

Рис. 6. Вкладыш в коробку шоколадных конфет «Наши художники и их картины»

Рис. 7. Конфетная обертка «Веселая вдова»

Рис. 8. Конфетная обёртка «Мишка косолапый»]

75

ТОВАРИЩЕСТВО

дкромскт

о г с; х

г! <

0

ТОЗАРИЩЕСГВО

ХАРЬКОЭЪ

ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ.

Снфа постшие: сгршипиП шгш.; ТреЩМК, Суш* ЛНСТЫ1 хрустЬЛИ, ВМ»ЗШЛ® 1141г л Ьсу ЯГК-бпФ*—п* ступ4 1дт, Ш&сгамъ ногоин-еп., нижмои|| ел адш-тит. ПольЬХзл» къ-аоротьмъ, ост«-ПОВИЛВСЬ И, ВОКРУГ!.

себя, айхрнчыа: „Фуч>у: 1&у«&СКНЫЪ Ду КОМ 1. иОАЛч&ТТ * Кто

Вцгилис» пфлоимя «тару-111 СО 4.»трнХОМЪ И, шике ООЖЛ*>И*сь, сказал«; «я™ я, йхГ ■ Имехшш дочери иршма 11:1 № вШ^КЪ СЪ тей".

Рис. 9. Вкладыши различного художественного стиля в коробки шоколадных конфет

Рис. 10. Вкладыши «1812 год» в коробки шоколадных конфет

чить по цветочному орнаменту, натюрмортам, изображениям роскошных женщин в шикарных туалетах, ангелоподобных детей, фигурок собачек и кошечек и др. Неорусский стиль, наиболее востребованный к празднованию 300-летия Дома Романовых, нашёл своё отражение в рекламе конфет в виде изображения теремов, древнерусских красавиц, богатырей, сказочных царей, бояр, крестьян. В рекламе использовались жанровые сценки, сюжеты известных сказок.

Фантики привлекали внимание к разным историческим сюжетам. Так, начало ХХ века было ознаменовано юбилеями. К празднованию 100-летия Отечественной войны была выпущена серия «1812 год» (рис. 10).

К 300-летию Дома Романовых вышло несколько серий, посвящённых событиям Смутного времени, предшествовавшего установлению новой правящей династии: се76

Рис. 12. Вкладыши познавательного характера в коробки шоколадных конфет

рия «К трёхсотлетию Дома Романовых» фабрики «Эйнем» и др. (рис. 11).

Фантики предлагали потребителю новые сведения о географии, истории других стран

и народов (рис. 12). Например, знакомили с обликом народов, проживающих в мире, природными богатствами морей, жилищами первобытных народов, новыми средствами передвижения.

77

Рис. 13. Вкладыши в коробки шоколадных конфет «Маленький строитель»

Рис. 14. Вкладыши в коробку шоколада «Карикатурный»

Вторая группа фантиков досоветской эпохи — те, которые развлекали, организовывали досуг детей, предлагали игры и образцы для подражания. Например, фабрика «Эйнем» выпускала в начале ХХ века серию «Маленький строитель» с моделями различных архитектурных сооружений (рис. 13).

«Сиу и Ко» предлагали детям шоколад «Карикатурный» (рис. 14), обёртку от которого можно было разрезать по указанным линиям и собрать совершенно другие типажи. Например, типаж «Ребёнок», «Дама», «Пожарный». Собрав коллекцию вкладышей «Квартет», можно было организовать настольную игру

78

Рис. 15. Обёртка шоколада «Почта»

Рис. 16. Обёртка от шоколада «Дети-шалуны»

(выпускали вкладыши нескольких видов: «Рыбы», «Хищные звери» и др.).

Обёртка от шоколада «Почта» (рис. 15) представляла собой почтовый конверт и предполагала организацию одноимённой игры.

Ряд фантиков может стать важным источником изучения детской повседневности

(конечно, лишь высших слоёв российского общества): игр и игрушек, одежды, мебели, взаимоотношений и др. (рис. 16-17).

Первая мировая война внесла изменения в облик конфетного фантика. Появились новые серии, например, «Военная жизнь» (рис. 18), знакомящие с условиями военной жизни.

79

Рис. 17. Обёртка от шоколада «Шуази»

Рис. 18. Конфетная обёртка «Военная жизнь»

Таким образом, досоветские фантики выполняли две основные функции — просветительскую и развлекательную. Они производились на качественной бумаге, имели множество различных изобразительных элементов; в цветовом решении использовались яркие, контрастные цвета тёплых

оттенков. В выпуске конфет производители ориентировались в основном на детскую аудиторию, но их продукция была доступна лишь детям высших слоёв общества. Большинству детей из крестьянской среды и городских низов конфетные лакомства были недоступны.

80

Фантики советской эпохи

Советская власть использовала потенциал фантиков для утверждения новой идеологии, новых атрибутов власти, устанавливала свою точку зрения на прошлое, настоящее и будущее. Утверждались новые символы, новые герои.

Первоначально, до введения новых утверждённых советских символов, использовалась античная символика: статуи, гидры, колесницы, восходящее солнце как символ коммунистической эры, «новой зари» советского государства, элементы национального орнамента (рис. 19).

Постепенно в изображении обёрток начинают использоваться символы нового государства: «серп и молот», «красное знамя», «крейсер «Аврора»», «трубы заводов и фабрик», «пашущий крестьянин», «торжество рабочего на развалинах старого мира» (рис. 20).

В первые годы советской власти фантик утратил былую привлекательность: он печатался на плохой бумаге, имел однообразную изобразительность, в цветовой палитре использовались лишь четыре цвета — белый, красный, зелёный и чёрный, изредка жёлтый. Однако конфеты становятся доступными для всех категорий детей.

В оформлении многих фантиков проявился конструктивистский стиль. Интересны для сравнения два оформления конфеты «Выставочная» (рис. 21). Первое изображение предлагает «идиллическую» картинку выставки, заимствуя основную идею из дореволюционных пасторальных изображений. Более поздний вариант демонстрирует конструктивистский стиль изображения: использование белого и красного цветов, геометрические фигуры, чёткие линии, более современные конструкции зданий и изображение излюбленного советского типажа — мужчины «славянской» внешности плотного телосложения, поднимающего занавес «новой эры». Строитель новой жизни держит в руках молот (молоток) и напоминает более поздние изображения Буратино, открывающего путь куклам в новый театр.

А.М. Родченко и В.В. Маяковский, создавая конфетные фантики в 1924-1927 гг.,

т. ЛНТ.ПЦМГЛК ЬЬдрягг.

Рис. 19. Конфетная обёртка «Красный Октябрь» (1920-е гг.)

81

Рис. 20. Конфетная обёртка «Красная Москва» (1920-е гг.)

Рис. 21. Обёртки конфеты «Выставочная» (1920-е гг.)

82

Рис. 22. Обёртки конфет «Красноармейская звезда» (1920-е гг.)

Рис. 23. Конфетные обёртки, посвящённыереволюционерам (1920-е гг.)

тоже использовали конструктивистский стиль (рис. 22). В серии обёрток конфет «Красноармейская звезда» нашли отражения традиции плакатного искусства периода Гражданской войны. Использованы карикатуры на врагов Красной армии — «белогвардейцев», «буржуев», «банкиров» и ритмичные стихи, которые выполняют две функции — пропаганды преимуществ нового строя и рекламного слогана.

Прошлое реконструируется как «героическое прошлое», как «этапы освободительной борьбы» России через цепочку: декабристы — разночинцы — народники — социал-демократы — большевики (рис. 23).

Постепенно вводится советская иконография (образцы изображений) новых героев: вождей (Ленин, Троцкий, Калинин, Красин), рабочего, крестьянки (в более ранний период — крестьянина), красноармейца (рис. 24).

Утверждался новый образ жизни, и на фантиках стали изображать новые экономические и бытовые реалии, пропагандировать метрическую систему мер и весов, которая была принята декретом СНК РСФСР в 1918 г. (рис. 25).

83

В 30-е гг. ХХ века изменяется отношение к внешнему виду фантика. Он становится более эстетичным, печатается на плотной бумаге, имеет насыщенный цвет. Фигуры людей прорисованы чётко и по типажу напоминают героев любимого фильма И. В. Сталина «Цирк»: здоровых, спортивных, счастливых советских людей.

С момента образования СССР начинается пропаганда «советского интернационализма». Многочисленные народы, проживающие на территории СССР, изображаются в национальной одежде. В оформлении фантиков этой группы используются этническая символика и символика советского государства (герб СССР, серп и молот,

84

Рис. 25. Конфетные обёртки, отражающие новую советскую реальность (1920-е гг.)

звезда). Фантики конфет «Федеративная», «Народная» (рис. 26) создают у детей образ народов, населяющих СССР, формируют представление о равноправии всех союзных республик. Наблюдается преемственность в оформлении фантиков этой серии с досоветским периодом: используются элементы традиционных костюмов, атрибуты традиционных видов хозяйства, национальные орнаменты, географические символы (горы, лес, озёра, реки) и символы животных и растений, характерных для территории той или иной республики (белый медведь, баран, виноградная лоза и др.).

Основной целевой аудиторией у кондитерской промышленности всегда являлись дети.

В советское время у них через конфетные миниатюры создавалось представление о преемственности поколений, о романтике революционной борьбы, об ответственности за настоящее и будущее страны. «Ты в ответе за всё!», «Кто, если не ты?»- основные девизы советской молодёжи. Романтика эпохи Гражданской войны становится основой для героизма в мирной жизни, что находит отражение в создании серии обёрток для шоколада «Юность» (рис. 27).

Образы, необходимые для подражания, должны были легко узнаваться: красноармеец, моряк, рабочий, советский воин, чуть позже — космонавт (рис. 28). Они выглядели как «дети-взрослые» (это было замече85

Рис. 26. Конфетные обёртки «этнических» серий (1930-е гг.)

Рис. 27. Обёртки конфет «Юность» (1970-е гг.)

86

Рис. 28. Конфетные обёртки серии «Мальчиш-кибальчиш» (1970-е гг.)

Рис. 29. Конфетные обёртки с изображениями детей (1960-1970-е гг.)

но А. Сальниковой при описании ёлочной игрушки1), олицетворяя, с одной стороны, революционную романтику, с другой, формируя чувство ответственности за продолжение «дела отцов».

Взрослые «герои» на конфетных обёртках присутствовали как «идеальные воины»: атлетически сложенные, занимающиеся спортом, любящие детей или животных. В большинстве случаев изображался мужчина: сильный, спортивный, улыбающийся. Изображения женщин постепенно исчезают с конфетных обёрток. Если в досоветское время (особенно в модернистской традиции) центром изображения было как раз женское лицо — центр цветка, элемент букета, то в советское время оставшиеся немногие изображения женщины «упрощаются», лишаются привлекательности, исчезают декоративные элементы обёртки. Женщина обязательно выполняет определённые функции: «женщина-спортсменка» (сильная, крепкого телосложения, лишенная признаков пола, волосы собраны под спортивной шапочкой) или «балерина». Изображение балета на конфетных обертках появляется в 1950-е гг.; первоначально на них изображался артист балета, и только в 1970-х гг. в рекламе шоколада «Вдохновение» была изображена балетная пара.

Женские образы были представлены двумя возрастными категориями: «старуха» (например, «Сказка о рыбаке и рыбке») и «девочка» (обычно в паре с мальчиком или с животным, реже — одна) (рис. 29).

Наверное, единственным исключением становится «Шамаханская царица» (шоколад «Сказка о золотом петушке», серия «Сказки Пушкина»), наделенная определенным эротизмом. В 1980-е гг. для иллюстрации

этой сказки выби- рается другой сю- 1 Сальникова А.А. История жет: «Золотой пету- игрушки. м., 2011. С. 145.

87

Рис. 30. Конфетные обёртки с изображениями персонажей детской литературы (1970-е гг.)

Рис. 31. Конфетные обёртки спортивной тематики конца XIX и середины ХХ вв.

шок на шпиле дворца (шатра)», а «царица» и «царь» бесследно исчезают из рекламного изображения.

Среди литературных произведений, которые выбирались для изображения на конфетных обёртках, доминировали сказки А.С. Пушкина, затем шли басни И.А. Крылова, произведения К.И. Чуковского. Как только литературный герой или персонаж из детского журнала приобретал популярность у детворы, он сразу же попадал на конфетную обёртку: Мурзилка, Незнайка, Чебурашка (рис. 30).

В советское время пропагандировали здоровый образ жизни и занятия спортом. Тема спорта была одной из центральных в конфетных изображениях. Сравнивая «спортивные» фантики досоветского времени с советскими картинками, мы отчётливо замечаем «уход» в «мужской» спорт (рис. 31).

В 1960-е гг. появляются изображения, связанные с космосом: «Ракета», «Космос» и др. Но явными лидерами рекламы конфет советского периода были животные, как реальные, так и мультипликационные. Интересно проследить модификацию конфетной обёртки «Ну-ка, отними!». Изначально на ней изображался забавный мальчуган (в настоящее время этот образ использует в качестве символа одна из кинокомпаний), угрожающий обидчику палкой. В советское время мальчик заменяется девочкой с собачкой, жирафом с утенком, зайчонком с морковкой и т. д. (рис. 32).

Таким образом, изображения, используемые в рекламе конфет, не случайны. Каждое изображение было продумано и вписано в определённую традицию исполнения рекламного произведения. Для досоветского периода характерна стилистика модерна, неорусского стиля, для раннего советРис. 32. Обёртки конфет «Ну-ка, отними!» конца XIXв. и 1960-1980-х гг.

ского периода — конструктивизм. С 1930 гг. начинается продуманное внедрение в массовое производство типичных образов советской иконографии, улучшается качество бумаги, образы становятся более чёткими, уходят в прошлое герои первых лет советской власти: партийные и государственные руководители, рабочий, работница, крестьянка. Появляются счастливые мужчина и женщина, а главное — «счастливая детвора». Иллюстрируется миф о «счастливом детстве», создаётся ряд каноничных, знаковых определений и понятий, связанных с детьми: «Нигде нет такой заботы о детях, как у нас! Наши дети — самые счастливые, самые здоровые дети в мире»2.

Конфетная обёртка может быть «прочитана» и как элемент праздника, и как элемент «повседневности», и как «реклама товара», и как «носитель информации» не только о товаре, который она представляет, но и о той культуре, в которой была создана.

В заключение обозначим методические пути использования фантика как исторического источника на уроках истории. Возможны как минимум два варианта такого использования:

1) фантик как иллюстрация к изложению учителя, придающая предлагаемой им характеристике той или иной исторической эпохи достоверность и убедительность;
2) конфетная обёртка как средство организации учебного исследования. Примерные темы исследования могут быть следующими:

• Спорт и мода на рубеже XIX-XX вв. в изображении конфетной обёртки.

• Конфетный фантик об архитектуре городов России XIX-XX вв.

• Детская повседневность в изображении конфетного фантика.

• Круг литературных предпочтений детей XIX-XX вв. (по материалам конфет- ных обёрток). 2 Сальникова А.А. Указ.соч. С. 93

89

Рис. 33. Конфетные обёртки серий «Юный пионер» и «Пионеры»

• Конфетный фантик как отражение модернизма (неорусского стиля, конструктивизма) в искусстве.

• Основные герои советской эпохи (анализ конфетных обёрток).

Например, детальное рассматривание серий конфетных обёрток «Юный пионер» и «Пионеры» позволяет охарактеризовать жизнь и традиции знаменитой детской организации (рис. 33).

Приведём пример задания для учащихся, работающих с этими сериями фантиков.

1. Рассмотри серию конфетных обёрток «Пионеры» и «Юный пионер».
2. Определи основную идею этих произведений. С какой целью создавались эти изображения?
3. Опиши внешний облик пионера. Из каких деталей состояла пионерская форма?
4. Найди в справочной литературе, что символизировал пионерский галстук. Почему он красного цвета? Обрати внимание на узел галстука. Сравни этот узел с более поздними вариантами завязывания узла. Что символизировал этот узел?
5. Перечисли занятия пионеров.
6. Каким должен был быть пионер? Какими чертами характера он должен был обладать?
7. Прочитай «Клятву советского пионера». Перечисли основные черты советского пионера по этой клятве. Соотнеси список качеств, составленный по вопросу 6, со списком по вопросу 7. Что появилось нового? Какие качества ты не назвал? Обсуди в классе полученные списки.
8. Какие новые изображения ты бы предложил создателям обёрток, чтобы отразить все качества пионеров?
9. Хотелось бы тебе стать пионером? Что тебя привлекает в детской организации?
10. В дополнительной литературе найди указание основных периодов истории пионерской организации в нашей стране. Какими советскими орденами была награждена организация? Какие подвиги совершали юные пионеры?

На данном примере продемонстрировано, как маленький конфетный фантик может стать одним из источников информации о прошлом нашей страны. Работа с ним помогает развивать у ребёнка познавательный интерес к изучаемой проблеме, делает тему учебного исследования школьников более актуальной и интересной, эмоционально наполненной. □

90
НЕСТАНДАРТНЫЕ "СВИДЕТЕЛИ ЭПОХИ" РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ reconstruction of historical events ФАНТИК candy wrapper РЕКЛАМА advertisement ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ ФАНТИКОВ educational function of candy wrappers nonstandard "epoch evidences"
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты