УДК 904 902.01 https://doi.Org/10.24852/pa2020.1.31.36.42
НОВЫЕ НАХОДКИ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ КАРЕЛИИ: СВИДЕТЕЛЬСТВА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КОНТАКТОВ СРЕДНЕВЕКОВЫХ КУЛЬТУР (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОСЕЛЕНИЯ ИКШОЗЕРО I)1
© 2020 г. К.Э. Герман, С.И. Кочкуркина
Авторы статьи рассматривают результаты исследования открытого в 2018 г. поселении Икшозеро I в юго-восточной Карелии. Памятник содержит материалы неолита - энеолита с гребенчато-ямочной и ромбо-ямочной керамикой (1У-111 тыс. до н. э.) и комплект оригинальных женских украшений из цветного металла Х1-Х11 вв. Некоторые ювелирные изделия были характерны для прибалтийско-финского населения Северо-Запада России (подвеска в виде уточки с привесками и «всадница на змее», ключ-амулет, стеклянные бусы, железный нож), другие (умбоновидная подвеска, подвеска с «жемчужным» орнаментом и пр.) - для финно-угорских культур Северо-Востока. Соединение предметов в одном памятнике на слабозаселенной территории свидетельствует об этнокультурных контактах населения при хозяйственном освоении северных земель и создании новых водно-волоковых путей. По мнению авторов, эти находки представляют научную ценность как археологические маркеры почти неизученной территории восточной Карелии.
Средневековье Карелии представлено памятниками по берегам Ладожского и Онежского озер, сосредоточенных в основном в южной части республики. Эпоха Средневековья бассейна Онежского озера и Белого моря зафиксирована или в виде изолированных комплексов или отдельных находок на поселениях. Памятники представлены культурными слоями разных эпох: мезолита, неолита, энеолита, бронзового и железного веков. Долговременные средневековые поселения неизвестны. Причина видится в том, что древних поселенцев и население рубежа 1-11 тыс. н. э. объединял охотничье-рыболовецкий хозяйственный уклад,
исключавший занятия земледелием, поэтому и селились они в сходных топографических условиях. В восточной части Карелии средневековые памятники сконцентрированы в бассейне оз. Водлозеро (Кочкуркина, 2017, с. 93-98).
Поселение Икшозеро I, открытое К.Э. Германом в 2018 г., располагается на северо-восточном берегу оз. Икшозеро, относящегося к бассейну Белого моря (рис. 1). Памятник содержит материалы неолита-энеолита с гребенчато-ямочной и ромбо-ямочной керамикой (ГУ-Ш тыс. до н. э.) и комплект оригинальных женских украшений из цветного металла Х1-Х11 вв. (Герман, Отчет, 2018, с. 31-64, рис. 56-91).
Рис. 1. Карта Карелии. Икшозеро I. Fig. 1. Map of Karelia. Ikshozero I.
Целью данной статьи является анализ средневекового комплекса изделий: датировка, ареал, возможные причины их появления в глухой, необжитой части восточной Карелии. Еще раз подчеркнем, что здесь, в районе озер Икшозеро, Чёлмозеро, Янгозеро и др., средневековые памятники неизвестны, в то время как южнее их по берегам оз. Водлозеро археологических объектов несколько десятков (Косменко, 1992, 1993). Это изолированные комплексы или отдельные находки на поселениях. Долговременные средневековые поселения неизвестны. Причина видится в том, что древних поселенцев и население рубежа 1-11 тыс. н. э. объединял охот-ничье-рыболовецкий хозяйственный уклад, исключавший занятия земледелием, поэтому и селились они в сходных топографических условиях (Кочкуркина, 2017, с. 93-94). Средневековые жители Икшозера через озер-но-речную сеть могли контактировать с населением Водлозера, а затем через реки Вама, Илекса, Водла - с отдаленными территориями нынешних Вологодской и Архангельской областей. Не исключена связь с Беломорьем через р. Выг. О разносторонних связях
с прибалто-финнами Приладожья и поволжско-камским населением свидетельствует состав средневекового комплекса Икшозеро I.
Полая подвеска-уточка с двумя привесками в виде лапок водоплавающей птицы украшена треугольным жгутовым орнаментом, имитирующим крыло птицы. Этот тип (Ряби-нин, 1981, с. 36-37) характерен для Приладожской курганной культуры и датируется Х1-Х11 вв. (рис. 2: 1). Ключ-амулет (на лопатке прослеживается узор) также известен в курганах Юго-Восточного Приладожья и в целом в Приладожской курганной культуре (свыше 30 экз.; рис. 2: 2). Ключи-амулеты входили в состав сложных нагрудных украшений, носившихся женщинами на груди или на поясе, иногда по 3-5 ключей в одном наборе. Наибольшее число экземпляров дали могильники на р. Ояти; один из них изготовлен в технике литья из многокомпонентного сплава с большим содержанием олова (Ениосова, 2017, с. 128).
Среди находок присутствует пластинчатая прорезная плакетка, изображающая так называемую всадницу на змее (определение Л.А. ГолубеРис. 2. Артефакты XI-XII вв.: 1 - шумящая подвеска-уточка; 2 - ключ-амулет;
вой, 1962). Лицевая часть рельефная, оборотная - гладкая с отверстиями. Встречены в курганах Юго-Восточного Приладожья и на севере Онежского озера (10 экз.). Самая южная находка выявлена в низовьях р. Капши, северная - в окрестностях села Чёлмужи.
Работу по классификации изделий осуществил Е. А. Рябинин (Рябинин, 1981, с. 24-27). К XI типу (вариант 1) он отнес изделия с изображением «женского божества на коне, попирающем змею». По мнению исследователя, этот вариант «наиболее ранний, сочетает в себе зооморфный и антропоморфный мотивы» (с. 24).
За последние годы количество таких находок значительно увеличилось в Предуралье и за Уралом. Исследователи пришли к заключению, что на коне изображен всадник, а не всадница. «Границы распространения средневековых подвесок с сюжетом «всадник на основании» ... совпадают с пределами средневекового угорского мира» (Белавин, Крыласова, 2010, с. 88). Однако появление изделий в Юго-Восточном Приладожье и в Карелии, на наш взгляд, объясняется средневековыми этнокультурными контактами с финно-угорским населением Предуралья. Эти изделия были адаптированы согласно вкусам и предпочтениям местного населения средневекового Приладожья. Что касается выбора «всадник/всадница», то в пользу «всадница на коне», вероятно, свидетельствует нахождение изделий только в женских захоронениях.
К курганной культуре принадлежит редкой формы железный нож, обнаруженный на Ишкозеро I (рис. 2: 4). Курган Гайгово-3 (р. Оять) убедительно датируется началом XII в. по западноевропейским монетам. В нем обнаружены аналогичные ключи-амулеты и полые подвески-уточки, а также тонкий широкий нож длиной 16,3 см необычной горбатой формы.
Умбоновидная бляшка со спиралевидным орнаментом, с шестью лапками водоплавающей птицы по ободку, с металлической петлей на оборотной стороне диска (рис. 2: 5) имеет широкий ареал: Приладожье, Заволочье, Прикамье. По мнению Е.А. Рябини-на (Рябинин, 1997, с. 132), изделия характерны для культуры Важского бассейна, где они использовались как украшения обуви, а также для древ-немарийских и муромских могильников Х-Х! вв. Г.А. Архипов считал их типично древнемарийским обувным украшением (Архипов, 1973, с. 71). На других финно-угорских территориях они использовались как височные, нагрудные или поясные изделия.
Шумящая подвеска - реалистическое изображение водоплавающей птица (утки-селезня?). Голова птицы повернута назад, отчетливо изображен клюв и глаз. Отросток на шее, видимо, отломан. Яркое оперение птицы подчеркнуто «жемчужным» орнаментом и волнообразным. Оборотная сторона идентичная, но сглажена, возможно, от трения об одежду (рис. 2: 6). Точные аналогии этому изделию нам неизвестны; «жемчужный» орнамент не характерен для изделий прибалтийско-финского ареала, но он широко использовался в ювелирном ремесле средневекового населения
Урала и Западной Сибири (Археология СССР, 1987, табл. LXXII: 33, 35; LXXVШ: 9; LXXXII: 8, 13, 27; LXXXV: 3, 5, 7 и др.).
Калачевидная серьга или подвеска (серебро?) - внешняя сторона орнаментирована, оборотная стерта, изделие сильно изношено (рис. 2: 7). Видимо, оно ценилось качеством металла и предназначалось для переплавки. Похожее изделие находилось в составе клада, обнаруженного на Карельском перешейке в 1922 г. под камнями в гумусированной земле. В кладе были восточные и западноевропейские монеты конца XI в., а также серебряные вещи: калачевидная подвеска с чеканным орнаментом из треугольников, имеющих три точки внутри, концентрических кругов и зубчиков; ромбощитковое височное кольцо (четыре щитка), украшенное зубчиками и кругами; подковообразная фибула с ребром по дуге и с рисунком на головках и щитке иглы; три круглые подвески (одна с отверстием, две с приклепанными ушками) и фрагмент четвертой (Кочкуркина, 2017, с. 150151). Аналогичное изделие содержалось в лапландском жертвоприношении Гротреск ^егш^, 1956, р1. 50: 18). Л.А. Голубева (Голубева, 1962, с. 61) в свое время обратила внимание на то, что похожие украшения часто встречались по одному как в мужских, так и женских погребениях. Похожие, но не идентичные изделия из Рождественского могильника Н.Б. Крыла-сова (Крыласова, 2013, с. 109) также считает калачевидными подвесками.
В комплекте Икшозеро I были два бубенчика, деформированная спи-ралеконечная из круглой проволоки застежка, два поясных кольца. Поясное кольцо с едва угадывающимся орнаментом аналогично изделию
из кургана Кяргино-Круглицы-3 на р. Ояти. Цилиндрические золото- и серебростеклянные бусы типичны для древнерусских памятников (рис. 2: 8). Наличие в составе находок обломка бронзовой пластины еще раз свидетельствует о том, что изделия собирались прежде всего как ценный металлолом.
Естественно возникает вопрос: как объяснить появление икшозерского клада на почти безлюдной, необжитой территории между водлозерской озерно-речной системой и верховьем р. Выг? Нам представляется убедительным предположение Н.А. Макарова «о технологии внедрения на новые земли». По его мнению (Макаров, 1997, с. 163), сооружение сезонных охотничьих, рыболовецких и сенокосных построек, находившихся на значительном расстоянии от деревень, было связано с освоением новых земель, угодий, жить на которых, в отрыве от постоянных поселений, было «затруднительно, а иногда - невозможно». Кто-то, вероятно, отправившись в «разведку», прихватил с собой самое ценное, что у него было - икшозерский клад, как мы его назвали, но за ним не вернулся. С научной точки зрения эти находки ценны для средневековой археологии почти неизученной территории восточной Карелии.
Пути освоения северных территорий фиксируют отдельные случайные находки на севере Карелии (Чупа, Софпорог). Из Софпорога (Кочкур-кина, 2008) известны 10 предметов и их фрагментов ХП-ХШ вв., характерных как для памятников северных финно-угорских территорий, так и приладожских курганов. Видимо, находки сохранились от небольшого кратковременного поселения, игравшего роль пропускного пункта на важном промысловом по добыче пушнины озерно-речном пути на север и северо-запад к северным берегам Ботнического залива, в северную Лапландию.
Информация об авторах:
Герман Константин Энрикович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (г. Петрозаводск, Россия); germank@onego.ru
Кочкуркина Светлана Ивановна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, рук. сектора археологии, Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (г. Петрозаводск, Россия); svetlana.kochkurkina@mail.ru
NEW FINDS IN SOUTH-EASTERN KARELIA: EVIDENCE OF ETHNIC-CULTURAL CONTACTS IN MEDIEVAL CULTURE (ON MATERIALS OF THE SETTLEMENT OF IKSHOZERO I) I
K.E. German, S.I. Kochkurkina
The authors of the paper consider the investigation results of settlement the Ikshozero I which was opened in South-Eastern Karelia in 2018. The monument contains materials of the Neolithic and Eneolithic with comb-pit and rhombus-pit ceramics (IV-III Millennium BC) and a set of original women&s jewelry made of non-ferrous metal during 11th -12th centuries. Some jewelry products were typical for the Baltic-Finnish population of the North-West of Russia (bronze suspension with pendant and "rider on a snake", key-amulet, glass beads, iron knife, others (pendant in the form of a shield boss with suspensions), pendant with "pearl" ornament, etc. - for the Finno-Ugric cultures of the North-East. The combination of objects in one archaeological site in a sparsely populated area testifies the ethnic-cultural contacts of the population in the economic development of the Northern lands and the creation of new waterways. According to the authors, from a scientific point of view these findings are valuable as archaeological markers of the almost unexplored territory of Eastern Karelia.
REFERENCES
The work was carried out at the expense of the federal budget to fulfill the state task of Karelian Research Centre, Russian Academy of Sciences.
About the Authors:
German Konstantin E. Candidate of Historical Sciences. Institute of Linguistics, Literature and History of Karelian Research Centre, Russian Academy of Sciences, Pushkinskaja st., 11, Petrozavodsk, 185910, Republic of Karelia, Russian Federation; germank@onego.ru
Kochkurkina Svetlana 1 Doctor of Historical Sciences. Institute of Linguistics, Literature and History of Karelian Research Centre, Russian Academy of Sciences, Pushkinskaja st., 11, Petrozavodsk, 185910, Republic of Karelia, Russian Federation; svetlana.kochkurkina@mail.ru
Статья принята в номер 01.12.2019 г