Спросить
Войти

Сентименталистская революция и викторианские ценности в литературе США

Автор: указан в статье

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

DOI 10.34216/1998-0817-2019-25-2-86-90 УДК 821(73).09"19"

Шишкова Ирина Алексеевна

доктор филологических наук, профессор Литературный институт им. А.М. Горького, г. Москва

ishishkova@yandex.ru

СЕНТИМЕНТАЛИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ВИКТОРИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ США

В статье говорится о творческом вкладе Луизы Мэй Олкотт в американскую литературу викторианского периода и об эволюции межличностных отношений американского среднего класса. Целью работы является рассмотрение влияния авторов-сентименталистов на развитие социокультурной жизни США. Помимо новаторских политических взглядов, прогрессивные мыслители того времени привнесли в американскую культуру новое толкование ролей мужчины и женщины в семье, а также их отношения к детям и их воспитанию.

В этой связи до сих пор не угасает интерес к творчеству выдающейся американской писательницы Луизы Мэй Олкотт, впитавшей в себя как идеи сентименталистов, так и гуманистические идеалы британских авторов. Иллюстрируя свои произведения примерами из собственной жизни, Олкотт дарила надежду женщинам и детям, оказавшимся в сложной ситуации и нуждавшимся в моральной поддержке.

Несмотря на порой скептическое отношение американских исследователей к «исчезнувшему миру» викториан-ства, никто из них не станет отрицать значения вклада его лучших представителей в мировую культуру. Будучи послушной дочерью, любящей сестрой и «семейным ангелом», в своей прозе Олкотт осмеливалась давать нелицеприятные оценки косности мышления некоторых представителей белого населения США и, не боясь критики, но скрывая от читателей бунтарскую сторону своей натуры, говорила о злободневных проблемах. Результаты статьи позволят по-новому взглянуть на вклад писательницы в развитие семейного романа.

История литературы викторианского периода в США неразрывно связана с творчеством замечательной американской писательницы Луизы Мэй Олкотт (Louisa May Alcott, 1832-1888). По мнению Чарльза Стриклэнда (Charles Strickland), трудно переоценить вклад Олкотт в развитие семейного романа. Благодаря автобиографическим моментам, запечатленным в «Маленьких женщинах» ("Little Women", 1868-1869), можно наиболее полно представить себе жизнь юной американки среднего класса. Вряд ли найдется хоть одна американская девочка, которая никогда не читала или не слышала об этом романе. В своей книге «Викторианский домашний уклад: семья в жизни и творчестве Луизы Мэй Олкотт» ("Victorian Domesticity: Families in the Life and Art of Louisa May Alcott") исследователь отмечает, что, несмотря на внушительное количество работ, посвященных вопросам материнства и детства того периода, читателей интересуют воспоминания живых свидетелей событий, знавших о бедности и семейных проблемах не понаслышке [11, p. 11-19]. События, описанные в этой любимой многими представительницами прекрасного пола книге, разворачиваются в Америке в период британского викторианства с его порой консервативными заповедями, касающимися положения женщин в семье.

По мнению историка Генри Мэйя (Henry May), в настоящее время многие американские исследователи скептически относятся к викторианству, называя его «исчезнувшим миром» [8, p. vii]. Общеизвестно, что, несмотря на критическое отношение к «викторианской морали», многие англичане ностальгируют по ассоциирующейся с нею социальной стабильностью.

Возможно, современным американским интеллектуалам трудно разделить точку зрения британцев, не говоря уже о том, чтобы восхищаться вик-торианством, но они не могут не оценить должным образом расцвет культуры Англии того периода и положительное влияние, оказанное лучшими ее представителями, на литературу США.

В XXI в. викторианское отношение к моральным ценностям может показаться слишком нетерпимым к любым социальным изменениям и даже лицемерным, поэтому, как заметил Роберт Фальк (Robert Falk), аналогичный период в американской культуре подвергся пренебрежительным эпитетам и медийному свержению исторических кумиров. В последнее время к этому широкомасштабному «культурному восстанию» добавились конкретные недовольства, выраженные феминистками, которые заклеймили викторианскую семью как наиболее серьезное препятствие на пути к гендерному равенству [6, p. 3].

Для того чтобы лучше понять, какое влияние оказало викторианство на жизнь американского общества, необходимо ознакомиться с некоторыми этапами эволюции, предшествующей изучаемому миропорядку. Даже если далеко не все англо-американские исследователи с пиететом относятся к викторианской культуре, важно не допустить, чтобы за их претензиями к прошлому были про86

Вестник КГУ № 2. 2019

© Шишкова И.А., 2019

игнорированы объективные доказательства ее состоятельности.

По мнению многих американских историков, во времена Олкотт произошли глубокие изменения в межличностных отношениях: между мужьями и женами, братьями и сестрами, родителями и детьми [11, p. 1-3]. Так, Карл Деглер (Carl Degler) обратил внимание на возросшую степень привязанности и взаимного уважения между супругами, усиление влияния женщин в обществе, снижение уровня рождаемости и изменившееся отношение к детству [5, p. 5]. Мэри Райан (Mary Ryan) пишет о том, что в период с 1800 по 1865 год в американских семьях отмечалось ослабление патриархального гнета в связи с увеличивающимся почитанием матери и более четким распределением обязанностей супругов (мужья зарабатывали на хлеб насущный, а жены заботились о здоровье и благополучии потомства). Исследовательница также полагает, что в начале XIX в. акцент делался на гармоничном упорядоченном мироустройстве, социализации матерей и образовании [10, p. 60-98].

Большинство этих наблюдений, безусловно, касаются только городского белого населения среднего класса, поэтому в настоящее время особую актуальность приобретают исследования, посвященные семейной жизни американских фермеров, афроамериканцев, иммигрантов и рабочих. Тем не менее Чарльз Стриклэнд считает перечисленные выше изменения, касающиеся семейного уклада, очень важными, замечая, что их рассмотрение поможет глубже проанализировать позитивные стороны влияния викторианской эпохи на жизнь американского общества [11, p. 2-3]. Как известно, викторианству предшествовало движение, возникшее в Америке в начале XIX в. и вошедшее в историю под названием сентименталистской революции [11, p. 1].

Идеи сентименталистов трансформировали взгляды граждан на такие важные аспекты, как ухаживание, брак, рождение детей, их воспитание и образование.

Женщины-писательницы: Кэтрин Седжвик (Catherine Sedgwick, 1789-1867), Гарриет Бичер-Стоу (Harriet Beecher Stowe, 1811-1896), Сьюзeн Уорнер (Susan Warner, 1819-1885) и др. объединялись вокруг священников и посвящали свои произведения проблемам нравственности. Как и служители культа, они предлагали читателям свои советы и наставления, печатавшиеся в газетах и журналах. Между 1830-1850 гг. в США было издано более тысячи художественных произведений. Большинство из них представляли собой нравоучительные опусы. Их авторы, как и женщины-писательницы Великобритании, ставили своей целью воспитание читательской аудитории, поэтому каждая история должна была заканчиваться каким-либо моральным внушением. Сентименталистская литература

учила читателей состраданию «слабым мира сего», обусловив необходимость уважения к человеку и позитивных изменений в жизни общества [5, p. 377].

Двадцатые годы XIX столетия называют эпохой Джексоновской демократии (Jacksonian Democracy), по имени Эндрю Джексона (Andrew Jackson, 1767-1845), седьмого президента США (1829-1837). Период Джексоновской демократии длился до 1840-х годов и ознаменовался обострением борьбы против рабства. За два десятилетия до начала Гражданской войны (American Civil War, 1861-1865) началась политическая борьба и обсуждение реформ, направленных на облегчение условий содержания заключенных, лечения душевнобольных, злоупотребления спиртным и т. д. На западных землях США стали бурно развиваться промышленность и сельское хозяйство.

Представители просвещенного духовенства активно включались в общественную жизнь, но вместе с тем их волновал вопрос о непредсказуемом развитии реформ, предоставлении женщинам слишком многих прав и свобод и снижении церковного влияния на народные массы [4, p. 3-11].

Сентименталисты уделяли серьезное внимание жизни семьи, призванной противостоять материалистическому мировоззрению и эгалитарному обществу. Они стремились создать и определенные направления в семейной литературе, поклоняясь культам домашнего уклада, материнства и детства, романтической любви, а также ритуалам ухаживания и брака.

Культ домашнего уклада был призван обозначить границы между семьей как ячейкой общества и внешним миром, пропагандируя достоинства женщины, целиком и полностью посвятившей себя дому. Никогда прежде этот мотив не приобретал такой силы, словно впитав в себя все утопические идеи Джексоновской демократии. Впоследствии эти нравственные принципы оказали огромное влияние на творчество Олкотт, обеспечив социокультурный контекст для ее персонажей, созданных по образу и подобию ее сестер.

Культ материнства и детства ассоциировался с защитой детей и местом женщины в семье [11, p. 6]. Культ романтической любви был создан для подготовки читателей, которых призывали к целомудрию и воздержанию, к будущей семейной жизни, характеризующейся более уважительными отношениями между супругами. Этот культ любви формировался вокруг нового образа женщины, появившейся в литературе XVIII в. Образ Евы-искусительницы сменился личностью так называемой преследуемой девушки (Persecuted Maiden), ставшей скорее жертвой соблазнителя, чем преступницей. Литературным источником для создания подобного образа послужил роман Самуэля Ричардсона (Samuel Richardson, 1689-1761) «Кларисса, или

История молодой леди» ("Clarissa, or, the History of a Young Lady," 1748), покоривший Европу и Америку обаянием нового женского персонажа. Преследуемая отцом и братом, из алчности желавшими поскорее найти для нее богатого мужа, Кларисса не может смириться с тем, что будущий супруг овладел ею до свадьбы обманным путем, и отказывается впоследствии выйти за него замуж, предпочтя одинокую, но праведную смерть. Роман Ричардсона породил множество похожих произведений, в которых преобладала тема преследуемой девушки [11, p. 7]. Эта тема была особенно популярна у протестантов, так как они видели в обыкновенной женщине, угнетаемой мужем, братом или женихом, черты Девы Марии. Антиметафизическое направление пропагандировало идею о том, что скорее человек может приблизиться к божественному, чем божественное снизойдет до человека [6, p. 67].

Так, в Америке XVIII в. огромную популярность приобрел роман «Шарлотта Темпл» ("Charlotte Temple", 1794) миссис Сюзанны Роу-сон (Mrs. Susanna Rowson,1762-1824), выдержавший после публикации 160 переизданий. Читатели вновь познакомились с героиней, преследуемой негодяем, обещавшим на ней жениться, но предавшим ее ради богатой невесты. Одинокая и покинутая, Шарлотта рожает ребенка и умирает на руках у отца. Роман служил предостережением для юных девушек, призывавшим их не вступать в близкие отношения с молодыми людьми до брака. Писательница привлекла внимание общественности к факту жадности родственников, уговаривавших дочь или племянницу выйти замуж ради богатства и престижа и толкавших тех в руки к безответственным и развратным мужчинам. Тема алчного родителя (Avaricious Parent) была с энтузиазмом подхвачена многими американскими писателями, включая неизвестного автора с его романом «Вознагражденная верность» ("Fidelity Rewarded"). Изображая преследуемую девушку как жертву коварных намерений, сентименталисты пытались доказать, что единственное женское предназначение - это дом и семья. Писатели рисовали нелестный образ старой девы, превратив ее в объект насмешек. В то же время, ввиду особой женской чувствительности к несправедливости, развивалась и тема самоубийства [11, p. 7-8].

Рассмотрев содержание «Маленьких женщин», можно убедиться в том, что Олкотт удалось избежать сентиментальности в вопросе взаимоотношений матери и ребенка, однако, по мнению Стриклэнда, мотивы, затрагивающие ухаживание, брак и воспитание детей, остались глубоко сентименталистскими, как и такие социокультурные составляющие, как взаимодействие семьи с представителями местной общины. То, что впоследствии стали называть современным домашним укладом, было сформировано в XIX в. как конгломерат сентименталистских идеалов и реальных событий в жизни семьи американского среднего класса [11, p. 3-5], в деталях воссозданных писательницей.

Олкотт была женщиной своего времени, и по законам той эпохи была создана для самопожертвования, а не для самореализации. Тем не менее она сама всегда верила в свой талант и знала, что рано или поздно о ней заговорят. Унаследовав стремление к сочинительству от матери, она рано проявила себя как автор.

Родители Луизы были приверженцами сен-тименталистской революции и пытались превратить свою семью в образец для подражания. Поженившись в 1830 г., они создали союз мужчины и женщины, отвергавших традиционные стандарты ухаживания, продиктованные благоразумными намерениями приумножить будущее благосостояние. В последующие годы Амос Бронсон (Amos Bronson Alcott, 1799-1888) и Абигейл Мэй (Abigail May Alcott, 1800-1877) боролись, как того требовал культ семейного уклада, за превращение семейного очага в анклав против материализма и конформизма, проповедуемых джексоновским обществом. У себя дома они установили менее консервативный порядок в вопросах распределения гендерных ролей, чем дозволялось сентименталистами. В отличие от общепринятых правил, Амос Бронсон, разочаровавшись в профессии учителя, оставался дома, став идеологическим наставником дочерей и, будучи не в силах обеспечить семье безбедное существование, предоставлял им право самим зарабатывать на хлеб. Мать Луизы, несмотря на писательские задатки, целиком и полностью посвятила себя дому, и, хотя и не получала удовольствия от домашних обязанностей, была в восторге от материнства и общения с дочерьми: Анной, Луизой, Элизабет и Мэй, которые появились с 1831 по 1840 гг. Согласно постулатам сентименталистов, родители стремились обеспечить в семье атмосферу теплоты и доверия, и аналогичный образ семьи преобладал в творчестве Луизы Мэй Олкотт [5, p. 214-215]. Амос Бронсон мечтал об идеальном семейном укладе, где каждый помогает другому, предупреждая его желания и отзываясь на любую просьбу родного человека. Он был сыном фермера, жаждал получить образование и всего в жизни добивался сам. Его знания, полученные благодаря собственному прилежанию, удивляли современников. С одной стороны, в его профессии учителя не было ничего необычного, а с другой - он хотел стать реформатором. У него не было особой поддержки среди местной общественности, зато его идеи получили признание среди интеллигентов Бостона. Амос Бронсон Олкотт увлекался философским идеализмом и американскими религиозными постулатами. Этот конгломерат идей получил название трансцендентализма, в чувственном

88

Вестник КГУ ^ № 2. 2019

опыте которого должно было непременно присутствовать идеальное или духовное [1]. Отец Олкотт находился под сильным влиянием Ральфа Уальда Эмерсона (Ralph Waldo Emerson, 1803-1882) и Ген -ри Дэвида Торо (Henry David Thoreau, 1817-1862). Амос Бронсон разделял их точку зрения по поводу того, что Америка слишком упорно стремится к обладанию материальными благами и склонна к джексоновскому конформизму. Как и его друзья, отец Олкотт придерживался теории о том, что порядок вселенной охватывает не только природу, но и человека, задачи которого сводятся к открытию в себе божественного и поискам идеала. Жена всецело разделяла идеи мужа, так как была весьма начитанной и образованной женщиной из культурной бостонской семьи. Абигейл понимала, что Амос Бронсон никогда не разбогатеет, но смирилась с этим и рассматривала себя как его ученицу. Их брак был основан на вере как в интеллектуальное, так и духовное самосовершенствование. Амос Бронсон мечтал поселиться в идеальном живописном месте, в котором вдали от коррумпированного общества воспитывалось бы их потомство. Джермантаун (Germantown), куда семья переехала из Бостона, не обладал ни живописным горным пейзажем, ни прекрасными водными ресурсами, но фермер, пригласивший Амоса Бронсона на работу учителем в местной школе, предоставил им коттедж, окруженный прекрасным садом, который Абигейл называла земным раем.

Полностью разделяя сентименталистский постулат о культе ребенка, Олкотты целиком посвятили себя воспитанию дочерей. Любая сказка, рассказанная девочкам, заканчивалась каким-либо моральным уроком, в котором самое большое значение предавалось самопожертвованию ради блага других. Однако к четырнадцати годам идиллия для Луизы закончилась, потому что из-за своего сложного характера она отказывалась полностью подчиниться требованиям отца, что привело к отчуждению между ними. Луиза всячески пыталась изменить свой упрямый и независимый характер, но у нее этого не получалось, потому что она росла слишком свободным и физически активным ребенком. Амос Бронсон был далек от реальной жизни, и семья часто нуждалась. Олкоттам пришлось переехать из коттеджа в город, что плохо отразилось на досуге их дочерей, которые вынуждены были сидеть в детской из-за боязни родителей подвергнуть их дурному влиянию улицы. Попытка Олкотта организовать коммуну провалилась, и Абигейл, чья душа жаждала уединения и общения только с собственными детьми, раздражали его многочисленные друзья-философы с их бесконечными разговорами [11, p. 19-42]. Из-за идеалистического подхода к жизни отца мать была вынуждена отправить дочерей на заработки. Интересно, что уже в XIX в. Аби-гейл больше всего боялась, что девочкам придется

полагаться на милость родственников. Она хотела, чтобы они получили профессию и смогли сами себя обеспечить. Луиза не стремилась выходить замуж, хотя к ней и поступали предложения руки и сердца. В возрасте двадцати семи лет, став свидетелем семейного счастья своей сестры Анны, она предпочла стать скорее счастливой старой девой, чем послушной женой. Однако, по мнению Стриклэн-да, ее взгляды отличались от феминистских, потому что превыше своей свободы она ставила финансовую независимость близких, и все ее усилия были направлены именно в этом направлении, что полностью соответствовало викторианскому культу семьи. Если мать наделила Луизу писательским талантом, то отец подарил ей безудержное стремление к цели. Разочаровавшись в его идеалистических принципах, она, тем не менее, переняла его настойчивость и упорство, что положительно отразилось на ее творчестве. Олкотт мечтала об ином предназначении женщины. Она всегда преклонялась перед семейными ценностями, но страстно желала, чтобы ее сверстницы могли заниматься любимым делом и получить образование. Писательница считала, что женщина сама знает, чего хочет, и в состоянии без посторонней помощи очертить сферу своей деятельности. Однако ее главная героиня Джо, в детстве проявлявшая независимость и свободу суждений, впоследствии становится доброй женой и ничем не отличается от своих соотечественниц. Несмотря на независимый характер, писательница была вынуждена подчиниться требованиям своих редакторов, сделав свою героиню «домашним ангелом» [11, p. 43-47]. Тем не менее своим творчеством Луиза Мэй Олкотт доказывала необходимость самореализации для женщин и вдохновляла своих читательниц в трудные минуты жизни.

Библиографический список

1. Философская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dic.academic. ru/dic.nsf/enc_philosophy/1238 (дата обращения: 21 января 2019 г.).
2. Aliaga-Buchenau A.-I. The "Dangerous" Potential of Reading: Readers and the Negotiation of Power in Nineteenth-Century Narratives. - Routledge: N-Y, 2003. - 206 p.
3. Bridges W. Family Patterns and Social Values in America, 1825-1875. - American Quarterly, 17.1, 1965. - P. 3-11.
4. Degler C. At Odds: Women and the Family in America from the Revolution to the Present. -New York: Oxford University Press, 1980. -527 p.
5. Eiselein Gr., Phillips A.K. The Louisa May Alcott Encyclopedia. - Westport, CT: Greenwood Press, 2001. - 440 p.
6. Falk R. The Victorian Mode in American Fiction. - East Lansing, Michigan State University Press, 1965. - 188 p.
7. Fiedler L.A. Love and death in the American novel. - Edition Statement: 1st Anchor Books ed. ... General Note: Originally published: Rev. ed. - New York: Stein and Day, 1966. -519 p.
8. MayН. The end of American Innocence: A Study of the First Years of Our Own Time, 1912-1917. -New York: Alfred A. Knopf, 1959. - 413 p.
9.Ray N. The Child in American Historiography. The Psychohistory Review 7. - Group for the Use of Psychology in History. Sangamon State University, 1978. - P. 13-23.
10. RyanM. Cradle of the Middle Class: The Family in Oneida County, N. Y., 1790-1865. - New York: Cambridge University Press, 1981. - 321 p.
11. Strickland Ch. Victorian Domesticity: Families in the Life and Art of Louisa May Alcott. - University of Alabama Press, 1985. - 224 p.

References

1. Filosofskaya enciklopediya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc_philosophy/1238 (data obrashcheniya: 21 yanvarya 2019 g.).
2. Aliaga-Buchenau A.-I. The "Dangerous" Potential of Reading: Readers and the Negotiation of Power in Nineteenth-Century Narratives. - Routledge: N-Y, 2003. - 206 p.
3. Bridges W. Family Patterns and Social Values in America, 1825-1875. - American Quarterly, 17.1, 1965. - P. 3-11.
4. Degler C. At Odds: Women and the Family in America from the Revolution to the Present. - New York: Oxford University Press, 1980. - 527 p.
5. Eiselein Gr., Phillips A.K. The Louisa May Alcott Encyclopedia. - Westport, CT: Greenwood Press, 2001. - 440 p.
6. Falk R. The Victorian Mode in American Fiction. - East Lansing, Michigan State University Press, 1965. - 188 p.
7. Fiedler L.A. Love and death in the American novel. - Edition Statement: lst Anchor Books ed. ... General Note: Originally published: Rev. ed. - New York: Stein and Day, 1966. - 519 p.
8. May N. The end of American Innocence: A Study of the First Years of Our Own Time, 1912-1917. -New York: Alfred A. Knopf, 1959. - 413 p.
9.Ray N. The Child in American Historiography. The Psychohistory Review 7. - Group for the Use of Psychology in History. Sangamon State University, 1978. - P. 13-23.
10. Ryan M. Cradle of the Middle Class: The Family in Oneida County, N. Y., 1790-1865. - New York: Cambridge University Press, 1981. - 321 p.
11. Strickland Ch. Victorian Domesticity: Families in the Life and Art of Louisa May Alcott. - University of Alabama Press, 1985. - 224 p.
90

Вестник КГУ № 2. 2019

ВИКТОРИАНСТВО ЛУИЗА МЭЙ ОЛКОТТ СЕНТИМЕНТАЛИСТЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДЖЕКСОНОВСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ СЕМЕЙНЫЙ РОМАН АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ КЛАСС victorianism louisa may alcott sentimentalists
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты