Спросить
Войти

РИМСКИЙ NAISSUS И ВИЗАНТИЙСКИЙ ΝΑΙΣΣΟΣ: АРХИТЕКТУРНАЯ ХРИСТИАНИЗАЦИЯ В ГЛУБИНЕ БАЛКАНСКИХ ПРОВИНЦИЙ

Автор: указан в статье

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 9-30 БОТ: 10.15382Мш^201936.9-30

Воронова Ариадна Александровна, канд. искусствоведения, доцент, зам. декана ФЦХ ПСТГУ по научной работе, зав. кафедрой истории и теории христианского искусства Российская Федерация, 115184, г. Москва, Новокузнецкая ул., д. 23Б variadna2@yandex.ru

ОКСГО: 0000-0002-5702-3719

Римский штт и византийский шшох.

АРХИТЕКТУРНАЯ ХРИСТИАНИЗАЦИЯ В ГЛУБИНЕ БАЛКАНСКИХ ПРОВИНЦИЙ

А. А. Воронова

Аннотация: В раннехристианский период отдаленные римские провинции в глубине Западных Балкан никогда не были по-настоящему интегрированы в Империю из-за меньшей динамики сухопутных связей по сравнению с морскими. Главной проблемой внутренних районов Западных Балкан ГУ—У! вв. была защита границы, проходящей по руслу Дуная, от варварских племен, для чего строились новые города-крепости и происходила христианизация их архитектуры. До эпохи Юстиниана здесь преимущественно имела место трансформация античных сооружений с приспособлением их к христианским функциям. Одним из наиболее ярких примеров подобных процессов представляется город Наиссус (Ниш) на территории нынешней Сербии, с древности лежавший на перекрестке важных дорог, связывающих восток и запад, север и юг Империи. С приходом к власти родившегося здесь императора Константина Великого началась постепенная эволюция города к христианству, и он стал одним из главных христианских центров на Балканах. С ГУ по VI в. в Наиссусе возникло множество христианских церквей, мартириумов, баптистериев и других объектов. Вплоть до аваро-славянских вторжений УГ—УГГ вв. в городе процветала культура, соединявшая в себе художественные течения Востока и Запада.

Многие социально-исторические процессы в раннехристианский период были общими для всей территории Балканского полуострова, однако процесс культурного взаимодействия и связанного с ним художественного формообразования во внутриконтинентальных районах Западных Балкан принципиально отличаются от тех, что происходили на побережье Адриатики. Это объясняется более ранним формированием античной культуры Адриатического пояса как части средиземноморской культуры и более поздним сложением балканской культуры во внутренних районах, преимущественно после Великого переселения народов. В римскую эпоху здесь было очень мало городов, а отдаленные римские провинции в глубине материка никогда не были по-настоящему интегрированы в Империю из-за меньшей динамики сухопутных связей по сравнению с морскими.

Главной проблемой, определяющей с IV в. существование внутренних районов Западных Балкан по обе стороны границы восточной и западной частей Империи, пролегающей по руслу р. Дрина, было состояние внешней, дунайской границы Империи (ил. 1). Множество расселившихся за Дунаем варварских племен постоянно вторгались на территорию Империи и опустошали римские провинции, поэтому важнейшим плацдармом Империи наряду с Адриатикой являлся дунайский лимес. Для защиты границы уже в доконстантиновский период на Дунае возрождались старые и строились новые города-крепости и укрепленные виллы, а в период правления Константина Великого к этим процессам добавилась и христианизация их архитектуры1.

Главной опорой римского войска на Дунае был Сирмиум (81гшшш, ныне Сремска Митровица), большой и богатый торговый город с императорской резиденцией. Город имел центральную площадь с форумом, широкие улицы, дворцы с мозаичными полами, термы, виллы с колонными портиками, ипподром, театр и амфитеатр, мосты через р. Саву и пристань. В раннехристианскую эпоху Сирмиум стал епископской резиденцией, когда между 427 и 441 гг. там

Ил. 1. Провинции Римской империи вдоль Дунайского лимеса, VI в. По Д. Бруичу

1 Строительство оборонительных сооружений вдоль лимеса по правому берегу Дуная началось уже при императоре Тиберии (14—37 гг. по Р. Х.), окончательно подчинившем Риму всю территорию Иллирика (см.: Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1990. С. 86). Вскоре был построен ряд крепостей на правом берегу Дуная для защиты от нападений варваров, а между 101 и 106 гг. сооружен знаменитый мост императора Траяна через Дунай (крепость Pontes вблизи нынешнего города Кладово) (см.: Curcic S. Architecture in the Balkans from Diocletian to Suleyman the Magnificent. Yale University Press. New Haven; L., 2010. Р. 30-31, 38-40, 45-51).

была построена базилика в честь св. Димитрия Солунского2. Вероятно, церковь возникла путем адаптации некоего прежнего профанного объекта и его трансформации в христианский храм: при раскопках были найдены фрагменты античной каменной пластики, которые могли служить сполиями в новом храме. Впоследствии город несколько раз переходил из рук в руки, будучи захвачен гуннами (441), гепидами (473) и готами (536). Во время гуннского разорения города церковь была полностью разрушена, но в дальнейшем построена в другом месте с тем же посвящением, о чем свидетельствуют источники XI в.3 В 567 г. Византия вернула Сирмиум, но уже в 582 г. уступила его аварам. Это был переломный момент — начало стирания дунайской границы4.

Большое значение имел и стоящий у слияния рек Дуная и Савы Сингидунум (Singidunum, ныне Белград), важный стратегический пункт на военной римской дороге Via Militaris, связывавший крепости с поселениями вдоль дунайского ли-меса5. Быстро выросший город получил римскую прямоугольную сетку улиц с форумом и термами. С ослаблением Империи в III в. Сингидунум оказался на границе гибнущей державы как один из последних ее оплотов перед варварскими набегами и несколько раз был захвачен варварами, но тем не менее в IV в. стал епископским центром. Город Виминациум (Viminacium, ныне Костолац), расположенный на Дунае, также был важной опорой Рима в системе обороны северных границ и значительным транспортным и торгово-ремесленным центром, через который осуществлялась связь северной и южной частей Империи6. Здесь были храмы, термы с бассейнами, водопровод, акведук, мощеные улицы, ипподром, амфитеатр и многоэтажные жилые кварталы. От христианской эпохи вблизи города сохранились фундаменты однонефной базилики IV в. с нартексом и полукруглой апсидой, триконхальной погребальной церкви, а также расписанная фресками гробница. В середине V в. город разорили гунны.

Следует заметить, что с сер. III в., в период угасания Римской империи, ее престол сменили 16 императоров, происходивших из балканских провинций7,

2 Более позднее название Сремска Митровица город получил по имени вмч. Димитрия Солунского (Дмитровица). Существует версия, что культ св. Димитрия был перенесен из Сир-миума в Фессалоники, а не наоборот (см.: ПоповиЬ В. Култ светог Димитри|а Солунског у Сирми|уму и у Равени // Глас ССС^БХХХГУ Српске акадими|е наука и уметности, Одедеае истори|ских наука, ка. 10. Београд, 1998. С. 45).
3 Jеремиh М. Градитедство Сирми|ума у V и VI веку // Саопштеаа XXXIV — 2002. Бео-град, 2003. С. 46, 51.
4 Brujic D. Vodic kroz svet Vizantije od Konstantina do pada Carigrada. Beograd, 2005. С. 26.
5 Dautova Rusevljan V., Vujovic M. Rimska vojska u Sremu. Novi Sad, 2006. С. 60-61.
6 Колосовкая Ю. К. Рим и мир племен на Дунае I-IV вв. М., 2000. С. 78.
7 Декий Траян (249-251) родился в селе Будалия близ Сирмиума, Клавдий II Готский (268-270) родился в Дардании близ Наиса (Ниш), Домиций Аурелиан (270-275) и Проб (276282) родились близ Сирмиума. Диоклетиан (284-304), разделивший Империю на восточную и западную, правил в восточной части (с престолом в Никомидии), а западную (с престолом в Милане) отдал Максимиану Геркулу (285-305; 310), также родившемуся близ Сирмиума. Основанием тетрархии в 293 г. Максимиан Геркул получил в качестве младшего совладетеля — цезаря — Констанция Хлора, лояльно относившегося к христианам. В 305 г. Диоклетиан и Максимиан отреклись в пользу Констанция Хлора (293-306) и Галерия (зятя Диоклетиана), родившегося в Прибрежной Дакии (см.: Jовановиh А. Тло Срби|е — завичаj римских царева. Београд, 2006. С. 27, 49, 63-65, 131).

в том числе великие христианские императоры Константин и Юстиниан. В период Юстиниановой реконкисты (527—565) Империя продолжала укрепление дунайского лимеса: по сведениям Прокопия Кесарийского, всего на Дунае император построил и обновил 80 крепостей8. Наиболее интенсивным крепостное строительство было во внутренних районах Иллирика, в районе так называемого среднего пояса (в долине р. Тимок)9. Только в районе Наиссуса было построено 32 новых крепости и обновлено семь, а в Дардании обновлена 61 крепость и заново выстроены четыре. Оттуда по линии, пересекающей долину р. Топлицы, через горы Ястребац Юстиниан создал целую цепь укреплений и малых наблюдательных пунктов, многие из которых имели свои церкви. Близ современного поселка Житни Поток находится укрепление Дренград (Бреговинско Кале) VI в. с двумя поясами стен. Более узким из них опоясана верхняя часть города, в границах которого открыта трехнефная базилика, богато украшенная архитектурной пластикой, а многочисленные фрагменты мозаики говорят об украшении и стен. В Буколораме близ Пестиша сохранились остатки двух больших христианских базилик, а на левом берегу реки Топлицы, в местности Велико Кале, имеются остатки большого византийского укрепления. Оно находится на плато на высоте 750 м над уровнем моря и имеет план неправильного четырехугольника (100 х 150 м), внутри которого открыты остатки двух базилик, одна из них — епископская, с синтроном и купелью при алтаре10.

Однако, несмотря на мощные линии укреплений, варварские народы продолжали интенсивно проникать сквозь границу, теперь это были уже славянские племена сербов, хорватов, паннонских славян, карантанцев, тимочан. Сообщение императора Константина Порфирогенита о крещении славян при императоре Ираклии в 610—641 гг. обычно расценивается учеными как свидетельство первой фазы распространения христианства у южных славян, однако тогда восприятие ими христианства было неглубоким и недолговременным; следующую фазу христианизации славян относят к 30-м или чаще 70-м годам IX в. Граница между зонами романизации и эллинизации славян несколько отличалась от границы западной и восточной частей Империи: начиналась она тоже с Адриатического приморья от Котора, но далее шла не по р. Дрине, а направлялась к Наис-сусу, откуда проходила по гребню Балканских гор к Черноморскому побережью. До прихода славян к северо-западу от этой границы использовался латинский язык, а к юго-востоку от нее — греческий11.

Во внутриконтинентальных районах Западных Балкан, в отличие от региона адриатического Приморья, в значительно меньшей степени сохранилась античная традиция, как и в целом в глубине материка градостроительная и архитек8 Л>убомировиЬ И., РадуловиЬ Н. Прва обнова Византщског Царства на Балкану за време Jустиниjана Г // Ниш и Византща XVII. Ниш, 2019. С. 70—73.

9 Дероко А. Кулич и Рам каструми на Дунавском лимесу // Старинар, нова серща. Каига I, 1950. Београд, 1950. С. 171; ПетровиЬ П. Станице Итасит на путу — Иайапа и антич-ко наседе код села Равна // Старинар, нова серща. Каига XXVI, 1975. Београд, 1976. С. 51; ЦеремановиЬ-КузмановиЬ А. Римско утвр^еае код Кладова // Старинар, нова серща. Каига XXVШ-XXIX, 1977-1978. Београд, 1979. С. 133.
10 ЖивковиЬ Т. Jужни словени под византщском влашЬу (600-1025). Београд, 2002. С. 267.
11 ЪирковиЬ С. Срби ме^у европским народима. Београд, 2004. С. 3-4, 7-8.

турная деятельность в позднеантичный период протекала гораздо слабее, ограничиваясь отдельными городами, поселениями или даже только объектами. До целенаправленного строительства городов и укреплений, начатого на этих землях Византийской империей в Юстинианову эпоху, в первые века христианства здесь преимущественно происходила трансформация античных сооружений с приспособлением их к христианским функциям12.

Один из наиболее ярких примеров подобных процессов представляет город Ниш на территории нынешней Сербии. Римский Наиссус (Ка188ш), в дальнейшем византийский Ниссос ^аьааод), расположен в глубине балканских провинций, на перекрестке важных дорог, связывающих восток и запад, север и юг Империи, более того — всю Западную Европу с Константинополем и Фес-салониками (ил. 2). Такое географическое положение позволило городу занять необычайно выгодное место в военном, политическом, культурном, экономическом и религиозном отношении13. В первые века новой эры Наиссус интенсивно развивался: в нем формировались римские военные когорты для защиты дунайского лимеса, а также здесь часто бывали императоры. Кроме того, об

Ил. 2. Схема античного Наиссуса: 1) крепость; 2) некрополь Ягодин Мала; 2а) Базилика с мартириумом. По Г. Милошевич

12 Церковь была вынуждена считаться с представлениями и вкусами вновь обращенных варваров. Папа Григорий Великий, посылая миссионеров, наставлял их не разрушать языческие храмы, но лишь переменить их назначение. «Народ, видя, что прежние храмы его не разрушены, охотнее откажется от своих заблуждений и будет собираться для поклонения истинному Богу туда, куда он привык и ранее приходить...» (Тяжелов В. Н. Раннее средневековье. М., 2006. С. 14).
13 Sancho Gomez M.P. The emperor Julian, Naissus and Sirmium // Ниш и Византща XI. Ниш, 2013. С. 80-89; Ракоцща М. Урбана топографща средгаовековног Ниша из записа путописа и старих карата // Ниш и Византща XIV. Ниш, 2016. С. 37-50.

активной жизни города в течение III—IV вв. свидетельствует наличие открытых при раскопках мастерских по производству оружия и военного обмундирования вблизи рудников, где добывались различные металлы. Площадь города занимала около 20 га, а численность его жителей составляла 2—3 тыс. Как во всех римских городах, здесь был форум со всеми необходимыми общественными зданиями и языческими храмами, а также другие роскошные здания и храмы, улицы с портиками, акведуки, мосты, термы, амфитеатр и несколько вилл в окрестностях, где найдено множество монет, украшений и богатой утвари. Занимавший в провинции Moesia Superior, а затем в провинции Dacia Mediterranea центральное положение, Наиссус, по свидетельству современников, был богатым и многолюдным городом14.

Этот факт подтверждает и открытая вблизи форума и главного декумануса большая трехнефная городская базилика с судебными или торговыми функциями. Ее подземные части перекрыты кирпичными цилиндрическими сводами, а помещения соединены арочными проемами. Грандиозность объекта и его богатый декор (мозаики, фрески, мраморные колонны с капителями, мраморная облицовка) свидетельствуют об активной городской жизни. Парапетная плита алтарной преграды, найденная на месте городской базилики, позволяет сделать предположение о ее дальнейшей христианской функции. Кроме того, рядом обнаружено еще одно репрезентативное сооружение с системой гипокауста и окта-гональным помещением, полы которого покрыты мозаикой, а стены декорированы нишами и фресками. Здание, датируемое 309—310 гг., могло носить частный или общественный церемониальный характер, но, возможно, впоследствии оно выполняло христианские функции (мартириум, баптистерий, церковь).

С приходом к власти родившегося в Наиссусе императора Константина Великого (272—337) начался постепенный переход города к христианству, когда он стал одним из главных христианских центров на Балканах, а с 340-х гг. — епископской резиденцией15. Письменные источники (Аноним Валесиан, Стефан Византиец, Приск, Евсевий Кесарийский) свидетельствуют о том, что Константин свой родной град великолепно украсил, этот размах строительства подтверждает множество открытых погребальных церквей и других сооружений этого периода, а современники называют и еще больше церквей внутри города, которые пока археологически не обнаружены. Несомненно, многие из этих церквей были посвящены почитаемым местным мученикам, как и в других балканских городах (Салона, Сирмиум, Стоби, Фессалоники). Известно, что на церковном соборе в Сердике 343 г. присутствовал епископ Гауденций из Наиссуса, в период арианских споров принявший сторону главного борца с арианством, св. Афанасия Александрий14 Nis u delima putopisaca od IV do XX veka. Priredio i uredio Vidoslav Petrovic. Nis, 2001. S. 13; .ШубомировиЬ И. Наисус у HOBOj провинцщи измену Истока и Запада // Ниш и Византща III. Ниш, 2005. С. 90-96.

15 Став императором, он вслед за Галерием подписал его эдикт о толерантности и даже, возможно, был его инициатором. Свой знаменитый Миланский эдикт 313 г. Константин издал вместе со своим соправителем и земляком императором Ликинием (307-324) (см.: По-снов М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). Брюссель, 1964. С. 250-253).

ского, который после собора вместе с епископом Гауденцием посетил Наиссус16. Все эти факты говорят о духовном и политическом уровне христианской общины и всей церковной организации города во главе с епископом. Однако нашествие гуннов 441 г. принесло Наиссусу почти полное разорение, после чего император Феодосий II согласился на уступки земель, и Наиссус стал пограничным городом; затем последовали нападения готов 471 г., что завершило его запустение. Обновления укреплений при императорах Анастасии I и Юстиниане ненадолго улучшили положение Наиссуса, но после вторжений славян и аваров в 547\548 и 550\551 гг. город был захвачен аварами в 615 г., и жизнь в нем замерла17.

Сохранившиеся памятники архитектуры раннехристианского Наиссуса подтверждают двустороннее влияние на их морфологию и стилистику. Как пример трансформации античного ансамбля для его адаптации к христианским функциям в первую очередь следует привести комплекс вилл кон. III — IV в. в пригороде Наиссуса Медиане, включающий три виллы, житницу, термы с водонапорной башней, цистерной и водопроводом, а также ремесленный центр. Великолепие и репрезентативность ансамбля не вызывают сомнений в пребывании здесь императора для отдыха. Самым интересным объектом комплекса представляется villa suburbana с большим садом, окруженным перистилем, обширным триклинием и небольшим помещением сложной формы с фонтаном в центре (nimfeum), пол которого выложен мозаикой18. Полы других помещений также сохранили уникальные мозаики, а при раскопках было найдено множество фрагментов порфировой и мраморной скульптуры исключительной художественной ценности, в частности бронзовая ограда с антропоморфными бюстами (гермами), из которых сохранились бюсты Асклепия и Луны (ил. 3). Вероятно, она была установлена императором Юлианом Отступником в период его пребывания в Наиссусе в 361 г. для новопостроенного языческого храма.

Предполагается, что впоследствии нимфеум входил в состав христианского крестильного комплекса (ил. 4), включающего катехумениум с рядом вспомогательных помещений, баптистерий октагональной формы с купелью для полного погружения и примыкающий к нему подковообразный объем с контрфорсами. Форма отдельно стоящего октагона характерна для баптистериев III—IV вв. (с V—VI вв. они уже входят в единый комплекс с базиликой), и в большей степени для Рима, Милана, Равенны и Северной Италии (т. е. изначально происходящих от римских мавзолеев), а также для южной Франции. Кроме того, подобные баптистерии встречаются на восточном побережье Адриатики (в Салоне и Па-рентиуме). Баптистерий в Медиане является самым географически восточным представителем этого типа в раннехристианский период, что свидетельствует о глубоком проникновении западных влияний во внутриматериковые провинции

16 Всего в период борьбы с арианством и монофизитством по именам известны семь епископов Наиссуса: Кириак до 343; Гауденций ок. 343; Бонон сменен ок. 391; Маркиан ок. 409— 414; Далматий ок. 467; Гаианус ок. 516; Проектус ок. 553 (см.: Ракоцща М. Константинов град: старохришЬански Ниш. Ниш, 2013. С. 20, 42, 76—83).
17 Византщски извори за исторщу народа Jугословиjе. Т. 1. Београд, 2007. С. 11-12; Ракоцща М. Нова сазнааа о ранохришЬанс^ прошлости Ниша // Ниш и Византща VI. Ниш, 2008. С. 54-57.
18 Дрча С. Медщана. Ниш, 2006. С. 18-23.

Ил. 3. Медиана, бронзовая ограда с гермами, IVв. Музей г. Ниш. Фото автора

ВАРтеГГЕШиМ

Ил. 4. Медиана, баптистериальный комплекс, Ш—1У вв.

Документация Организации по защите памятников культуры, г. Ниш

Балкан (ил. 5). Однако в мозаиках катехумениума преобладают мотивы крестов и ромбов, как во дворцах Галерия в Фессалониках и Феликс Ромулиане. Недалеко от баптистерия открыта небольшая погребальная однонефная церковь кон. IV — нач. V в. с апсидой, пол которой вымощен плинфой и покрыт гидростатической штукатуркой, а на месте амвона выполнена мозаичная вставка с изображением хризмы. Архитектура и декор всего комплекса демонстрируют восприятие и продолжение как западной, так и восточной античной традиции и ее адаптацию к нуждам христианского богослужения19.

19 ЛовановиЬ А. Археолошке белешке из касноантичког Наиса и околине // Ниш и Византща I. Ниш, 2003. С. 25-27; Ракоцща М. СтарохришЬански баптистерщални комплекс на Меди|ани у Нишу // Ниш и Византща VIII. Ниш, 2010. С. 61-98.

Ил. 5. Медиана, баптистерий, III—IVвв. Реконструкция. По Е. Васич Петрович

Что касается вновь возводимых раннехристианских объектов Наиссуса, то из таковых прежде всего необходимо отметить шесть известных кладбищенских церквей в районе современного Ниша под названием Ягодин Мала, где сохранился топоним «Греческое поле». Однако почти все они (кроме одной) сохранились незначительно и слабо изучены20, в отличие от сотни сводчатых и крестообразных купольных гробниц с аркосолиями IV—VII вв., украшенных богатой декорацией. Много гробниц открыто также и в окрестностях города. Подобные погребальные сооружения распространены повсюду на Балканах: в Македонии, Боснии и Герцеговине, Болгарии, на Адриатике. Нередко внутри гробниц присутствуют каменные саркофаги, а стены помещений облицованы мраморными

20 Rakocija M. Paleobyzantine churches of Nis. Preliminary survey // Ниш и Византии V. Ниш, 2007. С. 129-135.

плитами и покрыты фресками (10 гробниц на некрополе Наиссуса), в живописи которых пересекаются влияния Востока и Запада21.

Одна из сводчатых гробниц городского некрополя отличалась исключительно интересными фресками, которые, к сожалению, почти не сохранились. На восточной и западной торцовых стенках гробницы над парапетом, занимающим нижнюю зону, в верхней зоне среди растений изображены по две мужских фигуры в античных тогах с хризмой в венке между ними (ил. 6). По северной и южной стенам в два яруса тянутся аналогичные парапеты, столбики которых завершаются гермами22. Мы уже упоминали об аналогичной бронзовой ограде с гермами, найденной при раскопках в Медиане. Подобные ограды встречаются в дохристианской живописи при изображении императорских парков, а во фресках римских и фессалоникийских катакомб, как и в мозаиках базилики в Аквилее, они представлены в качестве ограды рая. Поэтому в данной гробнице в Наиссусе эти парапеты, скорее всего, играют именно такую роль23. Свод гробницы покрыт изображениями виноградных лоз с клюющими их птицами

Ил. 6. Наиссус, некрополь Ягодин Мала, гробница с изображениями фигур, восточная стена, IVв. По Б. Пешич

21 Pilinger R. Early Cristian grave paintings in NiS between East and West // Ниш и Визанща X. Ниш, 2012. С. 30—35; Ракоцща М. Архитектура зиданих гробница старохришйанского Ниша // Ниш и Визанща X. Ниш, 2012. С. 42-58.
22 О восприятии в христианстве символики античных герм см.: Кузмановий-НововиЬ И. Симболика херми у сликарству ранохришЬанских гробница // Ниш и Визанща IX. Ниш, 2011. С. 65-71; Ракоцща М. О парапетноj плочи из Ниша, пореклу и типологищ палеовизанщских преграда // Ниш и Визанща IV. Ниш, 2006. С. 99-102.
23 Popovi6 I. Motif of "Railing of Paradise" on frescoes from tombs in Jagodin Mala (NAISSUS) and Calma (SIRMIUM) // Ниш и Византиа X. Ниш, 2012. С. 73-81.

(ил. 7). Большинство ученых склоняются к мысли, что изображенные на восточной стене фигуры следует идентифицировать с апостолами Петром и Павлом, а фигуры на западной стене — с пострадавшими в Наиссусе местными мучениками. По аналогам в римских катакомбах и гробнице в Пече (античная Сопиана на территории Венгрии) принято датировать фрески этой гробницы кон. IV в. Существует предположение, что в раннехристианском Наиссусе существовала своя иконописная мастерская24.

Из базилик городского некрополя Наиссуса лучше всех сохранилась и изучена Базилика с мартириумом (ил. 8). Она расположена на возвышенном плато над рекой Нишавой, откуда открывается вид на старую часть города. Комплекс представляет собой единое архитектурное целое, состоящее из двух частей,

Ил. 7. Наиссус, некрополь Ягодин Мала, гробница с изображениями фигур, боковые стены, IVв. По Б. Пешич

24 Ракоцща М. Joш jедном о сликарству старохришЪанске гробнице са фигуралним пред-ставама у Нишу // Ниш и Византща XII. Ниш, 2014. С. 62—69; Ракоцща М. Мотиви из свакод-невного живота Ниша на фрескама старохришЪанских гробница — прилог проучаваау Ниш-ке сликарске радионице // Ниш и Византща XIII. Ниш, 2015. С. 113—129.

Ил. 8. Наиссус, некрополь Ягодин Мала, базилика с мартириумом, план, 1У—У1 вв.

По Г. Милошевич

расположенных по одной оси, — первоначальной гробницы-мавзолея, возможно почитаемого местного мученика, и пристроенной к нему вскоре трехнефной базилики. По северной и южной стенам прямоугольного в плане мартириума под циркульными сводами размещены по три аркосолия, огражденных парапетными плитами с изображениями креста и рыбы. Западная стена расчленена тремя нишами, средняя из которых гораздо больше боковых, причем над ней устроен конусный проем наружу для контакта с реликвиями (Гепев1е11а сопГеввюшв), подобно тому, как это имеет место в катакомбах. От надземной конструкции мартириума сохранился массивный ствол колонны красного камня. Боковые стены сооружения снаружи были усилены кирпичными пилястрами. В марти-риум можно было войти, только подняв каменную плиту в полу экзонартекса базилики. Центральный объем мартириума перекрыт полуциркульным сводом. Западную половину пространства занимает огромный постамент (сейчас не виден) под киворий, от которого сохранились две малые капители и база, а также детали металлического паникадила, висевшего под киворием. Четыре колонны с лежащими на них архитравами держали киворий, под которым, очевидно, должен был стоять саркофаг с мощами почитаемого святого (ил. 9).

Сводчатая лестница со следами фресок на стенах ведет наверх, в трехнеф-ную базилику с нартексом и узким экзонартексом (или, возможно, портиком). Южная стена базилики снаружи усилена пилястрами из-за конфигурации участка; с севера пилястры отсутствуют. Несомненно, для первых христиан Наиссу-са этот храм, где почитание погребенного здесь святого утвердилось настолько, что вызвало необходимость постоянных богослужений на месте положения его реликвий, был весьма значимым. Функциональная связь и единая система модульных соотношений мартириума и базилики говорит об их почти одновременИл. 9. Наиссус, некрополь Ягодин Мала, базилика с мартириумом, мартириум,

I вв. Фото автора

ном сооружении. Церковь представляет собой эллинистический тип базилики с большой полукруглой апсидой, с кладкой чередованием широких слоев камня и плинфы, а частично — рядами только длинной тонкой плинфы с толстыми слоями штукатурки, подобно константинопольским церквям V в. Центральный неф базилики намного шире боковых и отделен от них сложенными из кирпича пилонами, что характерно для базилик Греции кон. IV — VI в. Соотношение ширины центрального и боковых нефов составляет 3:1, это указывает на то, что базилика была перекрыта не сводами, а деревянной кровлей.

В восточной стене нартекса размещены три погребальных аркосолия, а всего в базилике найдено около 60 захоронений разных конструкций кон. IV в. и V—VI вв., аналоги которых находим в Юстиниане Приме, Константинополе, Сирмиуме, Филиппах (также в базилике имеются погребения Х—ХП вв.). Снаружи к южной стене нартекса примыкает небольшое помещение (возможно дьяконник), в котором были четыре захоронения. Симметрично примыкающее к нартексу помещение с севера не изучено, но оно могло иметь функции про-тезиса, так как в VI в. происходили литургические изменения и введение связанных с ними подобных архитектурных новшеств, хотя дьяконник тогда мог одновременно служить и протезисом. Известно, что впоследствии подобные па-стофории стали размещать по сторонам от пресбитерия, это дало основание для датировки базилики V в.

Важную информацию о стилистике сооружения дают сохранившиеся фрагменты архитектурной пластики: мраморные облицовки, белокаменные консоли, мраморная ионическая импост-капитель с волютами и рельефными изображениями на импостной части — с одной стороны латинский крест в лавровом венке, с другой — голубь с ветвью в клюве и двумя хризмами с альфой и омегой

по сторонам. По архаичной провинциальной стилистике и качеству выполнения капители, а также по символике и открытой букве «ро» на хризме капитель датируется V в. В целом мозаики и фрески с сохранившимися фрагментами орнаментальных и фигуративных полихромных композиций и греческими надписями представляют декорацию эгейского типа.

В одном из аркосолиев нартекса найден детский свинцовый саркофаг, крышка которого украшена рельефом Голгофского креста и человеческими фигурками по краям, а вершину креста венчает композиция из трех женских бюстов (что уникально для раннехристианского искусства), причем эта композиция повторяется еще пять раз на разных сторонах саркофага. Возможно, это отголосок античной языческой традиции изображения герм, как на бронзовой ограде из ближней гробницы. Вероятно, здесь в кон. IV в. был захоронен ребенок из знатной семьи горожан. Над этим детским саркофагом был обнаружен фрагмент белокаменной плиты (mensae martyrum) с врезанными диагональными и периметральными каналами (ил. 10). Предполагается, что эта плита была предназначена для ритуальных либаций (возлияний вина, меда, масла или воды) в день памяти святого. В раннехристианский период сложения культа мучеников эта архаичная традиция встречалась как символ бескровного жертвоприношения и известна в Салоне, Сирмиуме, Гераклее Линкестис и Коринфе, где близ захоронений мучеников найдены подобные фрагменты плит.

В целом можно предположить, что мартириум с реликвиями местного почитаемого святого стал основанием и началом культа мучеников в семейном мавзолее знатного гражданина Наиссуса, как редкий пример переходной формы от мавзолея к мартириуму, что делает его чрезвычайно значимым наряду с подобным мавзолеем в Далмации, на некрополе Марусинац близ Салоны25. Кладбищенская базилика на городском некрополе Наиссуса с множеством захоронений в ее субструкции, что характерно для многих раннехристианских церковных центров Империи, служила для погребений, скорее всего, высшего духовенства и привилегированных жителей города, но в первую очередь для почитания местных мучеников. Благочестивое стремление первых христиан быть похороненными вблизи мученика (depositio ad sanctos), берущее свое начало от первой базилики Св. Петра в Риме, приводило к образованию подобных «крытых кладбищ» при храмах. Вероятно, эта базилика с мартириумом была частью большого комплекса, судя по обнаруженным остаткам стен к северу и югу от нее26.

Наиболее близка этой церкви кладбищенская базилика на некрополе Ма-настирине близ Салоны, которая также имеет трехнефный план с внешними пилястрами и узким нартексом. Кроме того, аналогами могут служить базилика под акрополем в Юстиниане Приме и кладбищенская базилика в Стоби с двухъярусной гробницей в западной части, как и, возможно, некоторые другие малоизученные церкви в регионе. Все они представляют стандартный эллини25 Curcic S. Architecture in the Balkans from Diocletian to Suleyman the Magnificent. Yale University Press. New Haven; L., 2010. Р. 147.

26 Spehar O. Privare piety or collective worship in early Christian martyria. Late antique Naissus case study // Зограф 39, Београд 2015. С. 2-8.

■М-6è-Je

Ил. 10. Наиссус, некрополь Ягодин Мала, базилика с мартириумом, менза, IV—VIвв. По Н. Ракоция

стический тип базилики с одной полукруглой апсидой на ширину центрального нефа, пастофориями при нартексе и разделяющими нефы пилонами, чаще всего сложенными из кирпича. Вход в наос из нартекса осуществлялся преимущественно через портал (как и в данной базилике Наиссуса), а не через трибе-лон. Подобный тип базилик характерен для греческих областей V—VI вв. Такая базилика должна была возникнуть в то время, когда влияние Рима и Миланской епископии на внутренние регионы (в том числе на Наиссус) было ослаблено в пользу доминирования влияния Константинополя. По организации пространства кладбищенской базилике Наиссуса близки базилика Ахиропиитос в Фес-салониках (450—470), Базилика А в Неа-Анхиало (Фтиотидик Тебес) первой половины V в. и Студийская базилика в Константинополе ок. 450 г., хотя их нефы разделены круглыми колоннами, а не пилонами. Также параллели являют и базилики в Стоби: Епископская базилика с криптой-мартириумом и северным компартиментом, а также Северная и Центральная базилики с близкой организацией пространства. К этой группе можно отнести и базилику в Суводоле близ Гераклеи Линкестис нач. VI в. В раннехристианскую эпоху подобный стандартный тип базилик был распространен на всей территории Балкан. Характерные византийские черты заставляют датировать их более поздним периодом по отношению к позднеантичным базиликам, возникшим в атмосфере христианской античности27.

27 Ракоцща М. О базилици с мартирщумом (базилика мученика) у Нишу // Ниш и Византща XI. Ниш, 2013. С. 31—52, 62—64; МилошевиЬ Г. Мартирщум и гробданска базилика у Jагодин Мали у Нишу // Ниш и Византща II. Ниш, 2004. С. 125-131, 138-139.

В окрестностях города открыты еще три раннехристианские церкви с трех-нефным планом. Большая часть фундаментов одной из них скрыты под церковью XVII в.; открыта лишь северо-западная часть трехнефной базилики с колоннадами и узким нартексом с трибелоном. Кроме того, найден фрагмент мраморного креста от алтарной преграды и множество захоронений V—VI вв., а также мусульманских XIX в., когда на этом месте существовала мечеть. От еще одной трехнефной раннехристианской базилики открыт лишь северный неф с гробницей в его восточной части и апсидой, что позволяет предположить трехапсид-ную композицию базилики, свидетельствующую о новом этапе формирования плана раннехристианских церквей в данном регионе. Это подтвердила третья трехнефная базилика, раскопанная в 1882 г. в Чурлине, в 7 км от Ниша, однако ее фундаменты были уничтожены при строительстве новой церкви на ее месте в 1900 г. (ил. 11). Раннехристианская церковь не упоминается в письменных источниках, поэтому известна только по чертежам, зарисовкам и описаниям. Они демонстрируют план трехнефной базилики с тремя апсидами, полукруглыми изнутри и трехгранными снаружи, с нартексом и экзонартексом, а также, вероятно, с колокольней к югу от экзонартекса (найдены основания четырех пилонов). Главный неф отделен от боковых с каждой стороны тремя сложенными из кирпича пилонами, причем кровля была, очевидно, двускатная. Центральная апсида (как и главный неф) шире боковых, и в ней размещен синтрон с кафедрой для епископа. С северной и южной сторон от боковых нефов были обнаружены основания дополнительных апсид, что говорит либо о примыкающих капеллах, либо об окружающих базилику галереях, соединенных с экзонартексом.

Необычный план базилики вызвал предположение, что его следует отнести к одному из самых архаичных вариантов переходного к купольной базилике типа, по его близости ранним купольным церквам VI—VII вв.: Св. Климента

в Анкаре, Св. Николая в Мирах Ли-кийских, Успения в Никее, а также македонским церквям Св. Софии в Фессалониках и Базилики В в Филиппах. Географически более близкими аналогами служат Епископская базилика в Юстиниане Приме (как и по строительной технике), Еленска базилика в Пирдопе и церковь Сорока мучеников в Струмице. В них присутствуют трехгранные апсиды, узкий нартекс и трехчастный пресбитерий с синтроном, а в двух последних примерах по размещению опор читается подкупольный квадрат28. По переносу пастофориев к востоку и остальным признакам

28 Ракоцща М. Палеовизантщска базилика у Ъурлини и генеза куполних цркава // Ниш и Византиа XVI. Ниш, 2018. С. 124-133.

Ил. 11. Наиссус, базилика в Чурлине, план, V—VIвв. По Б. Алексовой

базилика в Чурлине датируется VI в. Способ ее кладки и материал демонстрируют высокое качество, с использованием характерной римской плинфы с вдавленными извилистыми бороздками от пальцев. При раскопках найдены фрагменты алтарной преграды на колоннах зеленого гранита с мраморными базами, а также византийская импост-капитель с вырезанными листьями аканта, типология которой позволяет датировать ее кон. V — нач. VI в. и указывает на множество аналогов в окрестностях, что вызвало предположение о наличии местной камнерезной мастерской в Наиссусе29.

<
РАННЕХРИСТИАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНЫЕ БАЛКАНЫ ИЛЛИРИК НАИССУС ТРАНСФОРМАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ АНТИЧНЫХ СООРУЖЕНИЙ БАЗИЛИКА МАРТИРИУМ БАПТИСТЕРИЙ early christian architecture western balkans
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты