Спросить
Войти

Неофициальная повседневность в жизни граждан Тосненского района по материалам районной газеты "ленинское знамя" за 1940 г

Автор: указан в статье

УДК 94(470.23)"1940"(054)

ГРНТИ 03.23.55 История России Новейшего времени

Т.Н. Минникова

Неофициальная повседневность в жизни граждан Тосненского района по материалам районной газеты «Ленинское знамя» за 1940 г.

В данной работе автор стремился показать, что в советской предвоенной прессе наблюдался очевидный разрыв между официальной и неофициальной информацией. Первая была пропущена через идеологический фильтр, вторая была связана с повседневной жизнью рядового человека. Живого, неформального общения со своим читателем газета не вела, и это была её принципиальная позиция, обусловленная политикой советского государства в отношении своих граждан: марксизм-ленинизм в сталинской интерпретации был обращён к массам, но никак не к отдельному человеку с его каждодневными житейскими заботами. При этом обращается внимание на то, что такая ситуация воспринималась большинством населения как норма. Объяснение данного феномена видится в коллективных бессознательных процессах, сопровождавших становление в советском обществе новой национальной идеи.

T.N. Minnikova

Informal everyday life in the lives of Tosnensky district citizens on the materials of the district newspaper "Leninskoye Znamya" for 1940

In this paper the author sought to show that in the Soviet pre-war press there was an obvious gap between official and unofficial information. The first was passed through an ideological filter, the second was connected with the everyday life of an ordinary person. The newspaper did not conduct a lively, informal communication with its readers, and this was its principled position, conditioned by the policy of the Soviet state regarding its citizens: Marxism-Leninism in the Stalinist interpretation was turned to the masses, but not to an individual person with his everyday concerns. At the same time, the author draws attention to the fact that such a situation was perceived by the majority of the population as a norm. The author sees the explanation of this phenomenon in the collective unconscious processes that accompanied the emergence of a new national idea in Soviet society.

© Минникова Т.Н., 2018 © Minnikova T.N., 2018

Как и чем жило население Тосненского района в предвоенный 1940-й год? Ответ на этот вопрос могли бы дать самые разные источники - документы, отчёты, справки, воспоминания, письма, но мы обратимся к одному, возможно, из наиболее, неоднозначных - районной газете «Ленинское знамя» (выходила с 1931 г., в 1940 г. ответственный редактор - П. Аристаров). Почему же «неоднозначных»?

Казалось бы, именно газета должна была бы как можно более полно освещать все стороны жизни советских граждан указанного периода, однако при анализе её текстов возникает ряд вопросов. Дело в том, что материалы периодической печати того времени, хотя и содержат довольно богатый и разнообразный контент, являются сильно ангажированными. Главная цель, которую стремилось достичь руководство страны посредством СМИ, - это формирование у советского человека веры в совершенство социалистического строя, в окончательную победу коммунизма во всём мире, в историческую перспективу государства рабочих и крестьян. Соответственно, эту задачу призваны были решать все газеты, в том числе и местного уровня. В результате правдивое освещение темы повседневной жизни рядового советского гражданина фактически оказывалось под негласным запретом.

С другой стороны, пренебрегать подобным источником было бы неверно: несмотря на имеющиеся недостатки, он содержит в себе уникальную информацию, которую при правильном подходе можно вычленить. Вот почему исследование материалов, помещённых в Тосненской районной газете «Ленинское знамя», может представлять вполне определённый интерес в плане понимания неформальных реалий той далёкой довоенной жизни рядовых граждан района. И здесь важны детали. Для начала обратимся к объявлениям, которые помещались в самом конце последней полосы. Сразу заметим, что они довольно редки и кратки и выглядят чем-то инородным на фоне остальных газетных публикаций:

«Конторе "Союзаготовкож" требуются два бойца и сторож»

«К сведению всех нанимателей пастухов на 1940 год - все договоры необходимо заключать в местном райпо, пос. Тосно» [2];

«К сведению кротоловов: промысел крота разрешён с 1-го июля с.г.» [3];

«Сроки охоты на лису, хоря, горностая и ласку продлены до 1 марта 1940 года» [4].

Нашему современнику весьма трудно представить себе быт и технологические приёмы ведения довоенного хозяйства:

«Комсомольская организация райпромкомбината (комсорг тов. Бубнов) собрала в Никольской мастерской и квартирах рабочих для колхоза "Красный пахарь" 10 пудов золы» [5];

«На Добросельском молочном заводе безобразно выполняется заготовка льда. Правда, колхоз "Кородыня" наколол 15 кубометров льда и на этом закончил свою работу. Срыва заготовки льда нельзя допускать» [6];

«Никольская жестяная мастерская в нынешнем году выполнила план выпуска леек. Всего эта мастерская для нашего района изготовила 1203 лейки. И всё же в овощеводческих бригадах некоторых колхозов ощущается большой недостаток леек. Например, в колхозе "Осоавиахим" Рябовского сельсовета всего 1-2 лейки» [7].

Особая речь о транспорте и дорогах:

«Дорога, ведущая из пос. Лисино-Корпус на Лустовский заготовительный пункт, выглядит неприглядно. Сюда ежедневно вереницей тянутся колхозные подводы с овощами из Погинского, Машинского и Андриановского сельсоветов. Десятки колхозов везут сдавать свою продукцию для трудящихся Ленинграда. Ежедневно можно наблюдать, как на этой дороге ломаются телеги, колёса, калечатся лошади» [8];

«Ни для кого не секрет, что в нашем Тосненском районе дороги желают много лучшего. Стоит свернуть в сторону от Московского шоссе и сразу же рискуешь потонуть в грязи и поломать машину. Хороших подъездных дорог к станциям Поповка, Саблино и другим нет. К примеру, возьмём посёлок Красный Бор, он имеет население около 15 тыс. человек. От Московского шоссе к ст. Поповка идут машины с заводов. Но как они идут? Машины калечатся, их часто с "дубинушкой" вытаскивают из грязи. Не лучше положение и самого населения, в особенности осенью. А ведь есть возможность построить хорошую дорогу от шоссе к станции. Около деревни Степеновка по всему полю лежит хороший дорожный булыжник, рядом находится плитняк, балласт, гравий. Требуется только инициатива. Необходимо сейчас же приступить к заготовке материала с тем, чтобы с весны начать строить силами самого населения так нужную всем дорогу» [9];

«В колхозе "Дритовно" на 11 лошадей в 1940 году имеются всего 4 телеги, а в колхозе «Комсомолец» и того меньше, здесь на 18 лошадей имеются только 2 телеги, да и те полуразваленные. Всего в районе надо иметь 1620 телег, а мы имеем только 925, дровней имеем 1120. Отсутствие телег и дровней не даёт

возможности с наибольшей пользой для хозяйства использовать силу лошадей» [10];

«К" сведению колхозов: телеги одноконные поступили в продажу в Тосненский раймаг» [11].

Тяжело и медленно уходил патриархальный быт, и всё же положительные тенденции в налаживании качества жизни потихоньку набирали темп. Многое менялось в лучшую сторону, хотя, конечно, по меркам сегодняшнего дня это выглядело более, чем скромно:

«Дорожное строительство в 1940 году: нынче планом районного дорожного отдела намечается построить новых булыжных дорог протяжением 1 км. Гравием усыпается 1 км. Грунтовых дорог намечено улучшить на протяжении 1 км» [12];

«Артель "Труд" купила в Замостьевском сельсовете дом, который перевозится в Тосно и будет установлен рядом с аптекой. В этом доме после соответствующего переоборудования и ремонта будут открыты парикмахерская и фотоателье. В эксплуатацию они должны вступить в текущем году» [13];

«Тосненское сельпо 15 мая пускает в эксплуатацию свою квасоварню. В ней будут оборудованы цеха по производству браги, хлебного и клюквенного квасов. На строительство квасоварни затрачивается 22 тыс. рублей» [14];

«Тосненский лесозавод освоил производство трёх новых видов столов: крестьянского, лакированного квартирного и конторского. Одновременно на заводе идёт подготовка к серийному выпуску рамок для зеркал» [15].

Развивалась система электросвязи:

«За последнее время местными радиоузлами в районе установлено 32 новых радиотрансляционные точки. На 1 мая 1939 года в районе было 1132 радиоточки, а на 1 мая этого года - 1320 точек» [16].

Повышалась и культура обслуживания населения:

«Тосненская контора связи доводит до сведения всех лиц и учреждений, имеющих телефоны, что с 5 мая с. г. вызов абонентов всеми телефонными станциями будет проводиться только с указанием номера требуемого абонента. В связи этим во всех почтовых отделениях района поступили в продажу абонентные списки» [17];

«Значительная часть населения посёлка Тосно работает вне района. Приходится выезжать на работу в 7 часов утра. Радиоузел должен начинать передачу не в 7 часов, а в 6 часов утра» [18];

«На днях закончен ремонт вокзала ст. Тосно. Вокзал принял более культурный вид. Железнодорожники многое сделали для

того, чтобы выполнить задание Л.М. Когановича о культурном обслуживании пассажиров» [19].

Постепенно с ростом общей культуры появлялась потребность и в более «цивилизованных» формах организации своей среды обитания. Возрастали требования к властям:

«В ряде домов пос. Тосно отсутствует электрическое освещение. Жители пользуются керосиновыми лампами, а вот керосин не всегда просто достать» [20];

«Благоустройство основной улицы в посёлке Тосно - Ленинского проспекта - желает много лучшего. Домовладельцы не следят за порядком около своих домов, а поселковый Совет не требует этого порядка. У многих домов нет палисадников, у других они полуразрушены. Необходима посадка деревьев» [21].

Появлялась и потребность в организации культурного досуга более высокого уровня:

«Отдыхать в Тосно негде: сейчас в клубе кроме танцев ничего не бывает. Кружки не организованы, лекции не проводятся. После рабочего дня отдохнуть в Тосно негде. Берега реки загромождены дровами. Летний сад в порядок не приводится. Спортивная площадка превращена в пастбище» [22].

Но подобные высказывания, впрочем, были справедливы лишь отчасти. На это, опять же указывают объявления, печатавшиеся районной газетой:

«В райбиблиотеке: сегодня, 17 апреля, в 7 часов 30 минут состоится вечер, посвящённый творчеству Маяковского. Вход свободный» [23];

«Бал-маскарад: начало в 10 часов и до 5 часов утра. В программе Джаз-оркестр (Ленинград), затейники, световые эффекты, серпантин, конфетти» Билеты строго ограничены. Цена 6 руб. Спешите заготовить маскарадные костюмы» [24];

«В Тосненской районной библиотеке им. М. Горького организована фотовыставка, посвящённая борцам мировой революции. На этой выставке показаны виднейшие революционеры, томящиеся в капиталистических тюрьмах» [25];

«Управление шоссейных дорог по Ленинградской области отпустило 900-му дорожному участку на политико-культурное оформление шоссейной дороги 600 рублей. На эти средства приобретены скульптуры Ленина и Сталина. Скульптура Ленина устанавливается в Тосно у здания конторы 900-го дорожного участка и скульптура Сталина - у здания райсовета. Высота каждой скульптуры 3 1 метра» [26].

Закончить данный обзор хотелось бы совершенно неполитизи-рованной информацией. Она была представлена в разделе «По району» в рубрике «Происшествия» и в количественном отношении

составляет менее 1% от всех публикаций газеты. Видимо, на фоне тотальной идеологической обработки советских граждан подобная информация на взгляд редакции не представляла интереса и не являлась ценной. Однако, несмотря на малый объём, она как-бы приоткрывала завесу, за которой скрывалась жизнь реальных людей:

«Шофёр грузовой машины В. Суховский вечером 30 июня ехал по левой стороне проспекта Ленина в Тосно. В результате такого грубого нарушения правил движения его машиной был сбит и раздавлен насмерть работник охраны Октябрьского вагонно-ремонтного завода М.С. Закамский. Шофёр Суховский арестован. Ведётся следствие» [27];

«26 июля в селении Шапки дачник Вася Егоров 16 лет пришёл к своему другу Юре Альперину 14 лет, который в это время рассматривал охотничье ружьё. Ружьё оказалось заряженным. В результате неосторожного обращения получился выстрел. Заряд попал в лицо Васе Егорову, который через несколько минут умер» [28];

«В лесу около деревни Сиголово колхозник нашёл белый гриб гигантского размера. Гриб весит 1.4 кг. Окружность шляпки гриба - 81 см, высота его 34 см. Гриб абсолютно не повреждён червем» [29].

Таким образом, знакомство с предвоенной районной прессой ещё раз убеждает в том, что газеты того периода отнюдь не были заинтересованы в освещении частных сторон жизни рядовых граждан страны Советов. (Интересная деталь: в газете от 31 декабря 1940 г. отсутствует поздравление жителей района с Новым годом, хотя праздник уже был официально разрешён). О повседневной жизни «маленького человека» можно судить лишь косвенно - по официальным отчётам о деятельности различных учреждений или предприятий, по решениям судов, по критическим статьям, по письмам-жалобам и т. п. Живого, неформального общения со своим читателем газета не вела, и это была её принципиальная позиция, обусловленная политикой советского государства в отношении своих граждан: марксизм-ленинизм в сталинской интерпретации был обращён к массам, но никак не к отдельному человеку с его каждодневными житейскими заботами.

Анализ текстов показывает, что налицо наблюдался очевидный разрыв между информацией, пропущенной через идеологический

I I W W W ^ W

фильтр, и информацией, связанной с повседневной, бытовой жизнью обычного человека. По сути, это были два параллельных мира, существовавших независимо друг от друга. При этом «правила игры» были знакомы всем и никогда не нарушались: газете полагалось высказывать официальную точку зрения (и это воспринималось как норма), а рядовым гражданам предписывалось

обсуждение житейские проблем в узком приватном кругу (что также воспринималось большинством естественно). Каким же образом подобный разрыв стал возможен?

Мечта русского человека о справедливости проходит через всю многовековую историю. Воплотилась же она в революцию. Октябрь 1917 г. пробудил в русских людях необыкновенную жажду перемен. Ими овладела мессианская (религиозная, по сути) идея построения первого на Земле государства Справедливости и Благоденствия. Сама мысль - быть первопроходцами в таком важном деле - рождала необыкновенный энтузиазм и вдохновляла на подвиги. И так как коммунистическая идея реально отражала вековые чаяния народа, то за её осуществление он готов был сносить какие угодно трудности, лишения и несправедливости. Мечтой оправдывалось всё.

Но если подойти к проблеме более детально, изнутри, то выяснится, что народная мечта о социальном равенстве и всеобщем достатке - это лишь внешнее проявление иного жизнеполагающего мотива, расположенного не в сфере сознания, а в области общественного бессознательного.

Речь идёт о некоем базовом основании, определяющем коллективное «Я» любого социума. В нём выражается момент его национально-культурной идентичности, понимаемой как восприятие им своей уникальности на фоне других народов. Неслучайно «главный страх человека, а тем более народа - страх ничтожности...» (Д. Гранин) [30, с. 312]. Отсюда так важен поиск им своей национальной идеи. В этом плане в Советской России благодаря Октябрю была сформирована не просто новая (коммунистическая) идеология, но новый принцип существования советского человека в истории. По сути, возникла новая национальная идея, обосновывавшая смысл жизни миллионов.

С другой стороны, хорошо известно, что всё, что относится к системе мироосмысления бытия, находится в наиболее внутренних слоях человеческой психики, т. е., ценностные ориентиры и всё, что с ними связано, носит бессознательный характер. В этой же области располагается и весь специфический комплекс национальной идеи. Соответственно, всё, что так или иначе могло бы его затронуть или поколебать (любая информация, направленная на исследование основ существования нации), будет активно вытесняться из сферы сознания субъекта.

В данном случае повседневность рядового советского человека никоим образом не вязалась с идеей переустройства мира. Она противоречила мечте, «оскорбляла» её своей приземлённостью и прагматичностью. Более того, повседневность вольно-невольно наводила на мысли о цене вопроса, и в этом смысле она покушалась на сам принцип самоопределения нации на просторах истории. Именно по этой причине повседневность вытеснялась из всех средств массовой информации, и именно поэтому у граждан страны Советов данный процесс не вызывал протеста. Жизнь шла сама по себе, а мечта, как путеводная звезда, светила всем.

Подшивка газеты «Ленинское знамя» за 1940 предвоенный год позволяет понять и то, почему ветераны Великой Отечественной войны не готовы были впоследствии поведать детям и внукам «всю правду о войне». Царившее в советском обществе с довоенной поры разделение на дозволенную и недозволенную информацию не позволяло им быть до конца откровенными: Победа, Геройство, Подвиг были созвучны мечте, а «окопная правда» отражала лишь «низкую» повседневность, которая эту мечту разрушала.

Только сегодня пришло время, когда стало ясно, что повседневность - важнейший пласт истории народа, без которого понять, как и чем он жил, фактически невозможно.

Список литературы

1. Ленинское знамя. 1940. 15 февр. (№ 37).
2. Ленинское знамя. 1940. 5 мая (№ 102).
3. Ленинское знамя. 1940. 30 июня (№ 149).
4. Ленинское знамя. 1940. 14 февр. (№ 36).
5. Ленинское знамя. 1940. 3 апр. (№ 77).
6. Ленинское знамя. 1940. 26 марта (№ 70).
7. Ленинское знамя. 1940. 5 июля (№ 153).
8. Ленинское знамя. 1940. 25 сент. (№ 223).
9. Ленинское знамя. 1940. 3 янв. (№ 2).
10. Ленинское знамя. 1940. 3 июня (№ 126).
11. Ленинское знамя. 1940. 15 окт. (№ 240).
12. Ленинское знамя. 1940. 23 марта (№ 68).
13. Ленинское знамя. 1940. 9 июля (№ 156).
14. Ленинское знамя. 1940. 3 апр. (№ 77).
15. Ленинское знамя. 1940. 11 марта (№ 58).
16. Ленинское знамя. 1940. 2 июня (№ 125).
17. Ленинское знамя. 1940. 24 апр. (№ 95).
18. Ленинское знамя. 1940. 24 нояб. (№ 273).
19. Ленинское знамя. 1940. 20 дек. (№ 294).
20. Ленинское знамя. 1940. 11 янв. (№ 9).
21. Ленинское знамя. 1940. 23 марта (№ 73).
22. Ленинское знамя. 1940. 28 июня (№ 147).
23. Ленинское знамя. 1940. 17 апр. (№ 89).
24. Ленинское знамя. 1940. 5 сент. (№ 206).
25. Ленинское знамя. 1940. 2 нояб. (№ 256).
26. Ленинское знамя. 1940. 18 июня (№ 139).
27. Ленинское знамя. 1940. 2 июля (№ 150).
28. Ленинское знамя. 1940. 31 июля (№ 175).
29. Ленинское знамя. 1940. 6 сент. (№ 207).
30. Гранин Д. Человек не отсюда. - СПб.: Лениздат, «Команда А», 2014. 320 с.

References

1. Leninskoe znamja
2. Leninskoe znamja
3. Leninskoe znamja
4. Leninskoe znamja
5. Leninskoe znamja
6. Leninskoe znamja
7. Leninskoe znamja
8. Leninskoe znamja
9. Leninskoe znamja
10. Leninskoe znamja
11. Leninskoe znamja
12. Leninskoe znamja
13. Leninskoe znamja
14. Leninskoe znamja
15. Leninskoe znamja
16. Leninskoe znamja
17. Leninskoe znamja
18. Leninskoe znamja
19. Leninskoe znamja
20. Leninskoe znamja
21. Leninskoe znamja
22. Leninskoe znamja
23. Leninskoe znamja
24. Leninskoe znamja
25. Leninskoe znamja
26. Leninskoe znamja
27. Leninskoe znamja
28. Leninskoe znamja
29. Leninskoe znamja

Lenin&s banner Lenin&s banner Lenin&s banner Lenin&s banner Lenin&s banner Lenin&s banner Lenin&s banner Lenin&s banner Lenin&s banner

]. 1940. February 15. no. 37. ]. 1940. May 5. no. 102. ]. 1940. June 30. no. 149. . 1940. February 14. no. 36. . 1940. April 3. no. 77. . 1940. March 26. no. 70. . 1940. July 5. no. 153. . 1940. September 25. no.223. ]. 1940. January 3. no. 2. Lenin&s banner]. 1940. June 3. no. 126. Lenin&s banner]. 1940. October 15. no. 240. Lenin&s banner]. 1940. March 23. no. 68. Lenin&s banner]. 1940. July 9. no. 156. Lenin&s banner]. 1940. April 3. no. 77. Lenin&s banner]. 1940. March 11. no. 58. Lenin&s banner]. 1940. June 2. no. 125. Lenin&s banner]. 1940. April 24. no. 95. Lenin&s banner]. 1940. November 24. no. 273. Lenin&s banner]. 1940. December 20. no. 294. Lenin&s banner]. 1940. January 11. no. 294. Lenin&s banner]. 1940. March 23. no. 73. Lenin&s banner]. 1940. June 28. no. 147. Lenin&s banner]. 1940. April 17. no. 89. Lenin&s banner]. 1940. September 5. no. 206. Lenin&s banner]. 1940. November 2. no. 256. Lenin&s banner]. 1940. June 18. no. 139. Lenin&s banner]. 1940. July 2. no. 150. Lenin&s banner]. 1940. July 31. no. 175.

[Lenin&s banner]. 1940. September 6. no. 207. 30. Granin D. Chelovek ne otsjuda [Man is not from here]. Saint-Petersburg: publishing group "Lenizdat", "Team A", 2014. 320 p.

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ everyday life ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФИЛЬТР ideological filter ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ official information НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ national idea КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты