Спросить
Войти

Льнообрабатывающие фабрики Пскова (1920-1930-е гг. ): проекты и реальность

Автор: указан в статье

С/Эилимонов

ЛЬНООБРАБАТЫВАЮЩИЕ ФАБРИКИ ПСКОВА (1920-1930-е гг.): проекты и реальность

В дореволюционной Псковской губернии, славившейся возделыванием льна, практически не была развита его переработка. Здесь отсутствовали полотняные, ткацкие или льнопрядильные фабрики, лен проходил лишь первичную обработку (преимущественно ручную) и вывозился за пределы губернии. Основными льноперерабатывающими «предприятиями» являлись льнотрепальни, исключение составляли шпагатная фабрика Мейера в Пскове и веревочная фабрика «Во-оль» в Порхове, производившие канаты, шпагат, веревки, бечеву и пр.

В первые же годы после окончания Гражданской войны Советская власть сделала основной упор на переработку местного сырья, и в условиях Псковской губернии важнейшим направлением стала организация механической переработки льна. Первым в губернии льнозаводом стал Порховский завод первичной обработки льна, открытый 17 мая 1925 г. и положивший начало организации таких же предприятий в большинстве районов льноводной Псковщины, в том числе непосредственно в Пскове. Проекты их создания появились уже в 1926 г., о чем свидетельствует следующее сообщение:

«Электропомощью» разработан эскизный проект на постройку в Псковской губернии льнообрабатывающих фабрик. По проФилимонов Анатолий Васильевич — кандидат исторических наук, профессор кафедры отечественной истории ПсковГУ

екту Псковскую губернию можно покрыть густой сетью (по крайней мере до 50) фабрик на территории льноводческого района по первичной обработке льна (замочка, мятье и трепание льна). Затем несколько фабрик устраивается в Пскове: по ческе льна, прядению очесов и кудели, прядению чистого льна и, наконец, постройка ткацкой фабрики...». Реализация такого обширного проекта напрямую связывалась с планами энергоснабжения будущих предприятий, прежде всего мощностью будущей ГЭС в Выбутах. Но ряд специалистов выражали и серьезные сомнения относительно реализации проекта, другие воочию видели, что он еще недостаточно проработан. Инженер Тимофеев, например, считал, что предложенный проект не учитывает всех возможных расходов, а главное, нет пока что строительного плана: не определен перечень построек, продолжительность строительства, его финансирование. «Электробюро» в результате посчитало предложенный проект неприемлемым и « ну жд а ю щ и м с я в переработке»1.

Уже в конце того же 1926 г. Губернский отдел местного хозяйства (ГОМХ) разработал и представил в ВСНХ свой проект развертывания льняной промышленности в губернии, рассчитанный на ближайшие 10 лет. Подготовительные работы предполагалось начать в 1926/27 хоз. году, а для последующих лет устанавливалась очередность строительства: в первую очередь предстояло

строить чесальные фабрики, затем прядиль-но-очесные и, наконец, ткацкие. На реализацию всей программы требовалось по проведенным подсчетам 4 млн 690788 руб., из которых 395575 руб. — уже в первом году. При этом считалось, что первые чесальные фабрики начнут работать очень скоро — уже в 1929 г. и вскоре смогут производить на 7-8 млн руб. чесаного льна и оческов. В полном объеме строительство планировалось закончить в 1936 г., а для всех предприятий требовалось около 1 млн пудов сырья, т. е. они должны были перерабатывать до 60 % всего товарного льна. Для поставки его на фабрики предстояло создать целую сеть заводов первичной обработки льна в районах. Все это значительно увеличивало число занятых рабочих: в 1929 г. их требовалось 465, а с пуском всех предприятий — 37652.

Таковы были первоначальные замыслы, которые в дальнейшем дорабатывались и корректировались, причем в сторону удлинения сроков строительства и его сужения по сравнению с ранними проектами. А пока что 13 января 1927 г. Псковский губисполком по представлению губернской плановой комиссии (губплана) принял постановление «О постройке льнообрабатывающих фабрик».

«Принимая во внимание, — гласило оно, — что а) Псковский район является главнейшим льняным центром не только Северо-Западной области, но и всего Союза Республик; б) что льняное сырье, со всей присущей засоренностью, в громадных количествах вывозится по железной дороге, вызывая большие расходы на перевозках и загружая железнодорожный транспорт; в) что стандарт на лен крестьянской разработки, отличаясь крайней запутанностью, в конечном счете ведет к загруженному положению на внешнем рынке, в то же время лишая возможности нашим фабрикам национализировать свое производство на определенных сортах льна; г) что современные условия поставок неизбежно вызывают необходимость устраивать на предприятиях предварительную обработку, что ведет к значительному снижению оценки стоимости представленного на рынке льна; д) что вековые навыки населения губернии по разведению льна исторически подготовили его к развитию льняной

промышленности, которая послужит новым толчком к дальнейшему форсированию льняного дела; е) что достаточно развитое кустарное льнопрядение и ткачество позволят найти на месте основные кадры рабочей силы для фабрик; ж) что наличие энергетической базы в виде строящейся ТЭЦ в Пскове и в виде предполагаемой к постройке ГЭС на р. Великой (в Выбутах) обеспечит снабжение фабрик необходимой энергией», а потому губисполком с учетом вышеизложенного и «в порядке планового развития промышленности», признал, что «все предпосылки вызывают настоятельную необходимость приступить к строительству в Пскове льнообрабатывающих фабрик».

Губисполком посчитал, что постройка фабрик должна осуществляться «в виде комбината», объединяющего в себе четыре предприятия: фабрик чесания льна, прядения льна, прядения оческов и ткацкой. При этом строительство фабрики чесания льна признавалось стройкой первой очереди, и она в перспективе должна была перерабатывать в год до 1 млн пудов трепаного льна. Мощность фабрики прядения оческов должна была определяться объемом полученных на льночесальной фабрике оческов (часть из них шла и в шпагатное производство), а объемы производства льнопрядильной и ткацкой фабрик предстояло определить в дальнейшем. В отличие от первоначальных набросков о полном завершении строительства в течение 10 лет, губисполком посчитал необходимым сократить его до 5-6 лет, что экономило средства и быстрее принесло бы нужный результат. Все фабрики должны были стать предприятиями республиканского или союзного значения, поэтому и возводить их предстояло на государственные средства, что отнюдь не исключало возможности привлечения и местных средств. Скорейший ввод в эксплуатацию всех предприятий напрямую зависел от окончания строительства электростанций, поэтому решено было этот вопрос всячески форсировать3.

В конце января 1927 г. проект получил одобрение в Промбюро Северо-Западной области, которое поставило перед ВСНХ вопрос о включении строительства льнообрабатывающих фабрик в Пскове в общий

план возведения текстильных предприятий на 1927/28 хоз. год., предусмотрев расходы в объеме 5 млн руб.4 ВСНХ с предложениями согласился, т. к. считал, что «на экспорт лен должен идти определенного стандарта — обработанным, а это возможно только при фабричной обработке льна». Признал он и необходимость строительства в первую очередь фабрики очеса льна, рассчитанной на переработку 972 тыс. пудов льноволокна, что составляло 30 % всего товарного выхода в 1913 г. Стоимость постройки этой фабрики определялась в 945 тыс. руб. Фабрика льнопрядения рассчитывалась на переработку 90 тыс. пудов чесаного льна, а для строительства ее требовалось 1,5 млн руб. Постройку же ткацкой фабрики и прядения оческов ВСНХ оставил пока «под вопросом»5.

«Вопрос о постройке в Пскове льняных фабрик разрешен в положительном смысле во всех центральных инстанциях, — сообщал в июне 1927 г. «Псковский набат». — На постройку в смету будущего года вносится 1,5 млн руб. Решено строить льняные фабрики не на Запсковье, а у лесопильного завода им. Урицкого. Но этом месте комиссия остановилась потому, что новая электростанция сможет сюда подавать тепловую энергию. Рабочий городок будет построен на пустующем месте около завода «Металлист». Съемка местности в Пскове закончена, сейчас проектировочным бюро «Главтекстиля» составляется проект на постройку фабрик. Он должен быть готов к октябрю. В Москве образовано конструкторское бюро по постройке псковских льнофабрик, в него входят проф. Лобов, Анчин и Кирпоносенко»6.

31 августа 1927 г. для окончательного определения места фабрик в Псков приехал из Москвы проф. Кольцов, и в тот же день была сформирована комиссия из специалистов, которой предстояло осмотреть несколько намечаемых для строительства мест. В результате два намеченных ранее района близ завода им. Урицкого были забракованы ввиду их малой площади, более подходящим по размерам признавался участок в Пановой слободе, но смущала его удаленность от вновь строящейся электростанции. Поэтому комиссия остановила свой выбор на участке в районе завода «Металлист», который соответствовал всем необходимым требованиям. Выбранное место было сфотографировано. 1 сентября из Москвы прибыл проф. Лобов, в задачу которого входил выбор типа постройки фабрик и рабочего городка применительно к намеченному участку. Место постройки предприятия узаконил Псковский горсовет, который 26 сентября 1927 г. закрепил для этого участок «между Бастионной и Пановой улицами». После этого необходимо было провести соответствующие согласования в Центре и решить ряд вопросов непосредственно в Пскове: о выделении средств и фондов строительных материалов, определении очередности строительства, участии в нем местных организации, выделении некоторого количества квартир для приезжающих на строительство (прежде всего специалистов), вербовке рабочей силы и др.7

Казалось бы, все основные вопросы решены и проработаны, и можно было уже в 1927 г. начинать подготовительные мероприятия по строительству фабрик. Но не тут-то было!

Псков в 1927 г. превратился из губернского центра в окружной, и 25-26 октября того же года совещание по вопросу постройки фабрик созвал уже окружной отдел местного хозяйства. На нем присутствовали представители заинтересованных псковских организаций, члены проектировочного бюро и проф. Лобов, и на совещании вновь выявились разногласия. Совещание рассмотрело эскизный проект постройки зданий будущего предприятия, который сводился к следующему.

«Авторы предлагают строить одну фабрику с тремя отделениями: чесальным, прядения очесов и льнопрядильным, — излагала суть вопроса окружная газета. — Такая фабрика будет обслуживаться 2 тыс. рабочих, стоимость ее обойдется до 7 млн руб. При ограничении кредита на первое время может быть построено одно чесальное отделение, которое обойдется до 2 млн руб. и займет до 600 рабочих. Спроектирован и тип зданий. Чесальное отделение намечено построить одноэтажное с фонарным перекрытием (освещением сверху), а остальные — двухэтажные. Авторами принято предложение снабдить постройки покрытиями из особого рода картона, который без ремонта может

держаться до 20 лет. Электричество и тепловую энергию фабрика будет получать от новой электростанции. На случай ее временной остановки на фабрике будут установлены собственные паровые котлы. Авторы проекта предлагают организовать самостоятельное водоснабжение, что прежде всего необходимо для пожарной охраны. Сейчас за границей и у нас на больших фабриках практикуется так называемая спринклерная противопожарная охрана. При этой системе пожарных не требуется. Строится водонапорная башня, от нее проводятся на потолке здания трубы, отверстия которых закрываются легкоплавя-щимся металлом. Во время пожара трубы самостоятельно начинают действовать, и огонь быстро заливается...».

Совещание с большинством предложений авторов проекта согласилось, но разногласия начались относительно места постройки фабрики. Несмотря на то, что этот вопрос уже был согласован с губисполкомом и горсоветом, запротестовали представители санитарного надзора, заявившие: «В центре города, по соседству с «Металлистом», фабрику строить нельзя». Доводы их, правда, были малоубедительными, и не согласные с ними доказывали, что «сейчас фабрики строятся по новейшей технологии, и они не могут нанести никакого ущерба благоустройству и санитарии». Наоборот, убеждали они сомневающихся, фабрики «украсят город, т. к. в течение 30 лет этот район был свалочным местом». Но по итогам обсуждения собрание решило все же пересмотреть вопрос о месте строительства, исходя из того, что «выбор на район «Металлиста» пал потому, что раньше электростанция отказывалась подавать тепловую энергию на Запсковье. Сейчас же «Электрострой» заявил, что может подавать ток и в район «соляных амбаров». Собрание предложило проектировочному бюро «цифрами доказать, на каком месте постройка будет экономичнее»8.

Через месяц, 22 ноября 1927 г. для окончательного рассмотрения проекта постройки фабрик в Псков снова приехал проф. Лобов. Проект в целом псковичами был уже принят и одобрен, за исключением небольших поправок относительно увеличения числа подъемников, пересмотра вопроса о «рубероидной»

крыше и др. Поскольку по прогнозам после очеса могло оставаться ежегодно до 15 тыс. пудов «костры», то необходимо было разработать план ее использования. Не все было ясно и с местом строительства, тем более, что после октябрьского обсуждения в ОМХ «на Запсковье начались изыскательские работы по определению годности участка у соляных амбаров»9.

«Дело с постройкой льняных фабрик начинается двигаться вперед, — убежденно писал в начале декабря 1927 г. «Псковский набат». — Все строительное дело передано Ленинградскому Пенькотресту, а он назначил начальником работ зав. ОМХ Сазонова. Подыскивается помещение для конторы нового строительства. В текущий заготовительный сезон будет приобретено 25 тыс. куб. футов пиломатериалов и 15 тыс. куб. футов бревен. Пока еще не подыскан специалист-инженер. Вопрос о месте постройке и транспорте будет разрешен в ближайшее время»10.

20 января 1928 г. проект вновь рассматривался в окрисполкоме, который отметил ряд его недостатков: «авторы проекта предлагают все отделения сосредоточить в одном здании. Но из-за этого производство не будет иметь достаточно света, и транспортные средства могут дорого стоить. В проекте совершенно обойден вопрос об использовании фабрики «Шпагат», которая сможет перерабатывать низкие номера льна и отходы с новых фабрик». Проектировщикам предлагалось учесть эти замечания при окончательной доработке проекта, завершив ее к 1 марта11.

Все это — и неоднократные переработки проекта, и споры относительно места, и перемены организаций, ответственных за строительство, — затягивало начало работ, и по сравнению с намерениями развернуть их уже в 1927/28 хоз. году сроки все больше сдвигались. Наконец, газета «Псковский набат» в конце мая 1929 г. сообщила, что «постройка льнокомбината в Пскове начнется с будущего хозяйственного года».

«По сообщению Пенькотреста в программу капитальных работ треста на 1929/30 г. включено начало постройки льнокомбината в Пскове, — продолжает она. — В 1929/30 г. намечено затратить 520 тыс. руб.

на постройку здания льночесальной фабрики, 580 тыс. на оборудование, 675 тыс. на постройку и оборудование складов, 1 млн 75 тыс. на сооружения, 150 тыс. руб. на планировку двора и рельсовый путь. Общая сумма затрат выразится в 2 млн 424 тыс. руб. По пятилетнему плану затрат на устройство льнокомбината будет произведено в 1929/30 г. на 2 млн 424 тыс., в 1930/31 г. — 1 млн 379 тыс., 1931/32 г. — 1 млн 751 тыс., 1932/33 г. — 3 млн 901 тыс. Планом предусмотрена установка 16 паровых геклинг-ма-шин и 2500 штук прядильных веретен. При трехсменной работе намечен выпуск в течение года 1784 т чесаного льна, 2852 т очесов льна, 1769 т льняной пряжи и 3121 т очесок пряжи. При полной загрузке комбината будет работать около 3540 рабочих»12.

В конце июля 1929 г. проект постройки льночесальной фабрики одобрил окриспол-ком, а через несколько дней большую статью поместил «Псковский набат», повторив некоторые прежние идеи, объяснив причины затягивания строительства и окончательно рассказав читателям об облике будущего предприятия с учетом доработки проекта. Помещен был и эскизный рисунок фабрики.

«На днях на заседании Президиума окрисполкома стоял вопрос о постройке Псковской льночесальной фабрики, — писала газета. — Псковская губерния с прилегающими к ней уездами — Гдовским, Луж-ским, Старорусским и Демянским издавна играла крупную роль в льноводстве России и Европы, поставляя туда лучший и наиболее ценный посевной материал, волокно и др. Постройка фабрики в льноводном районе должна оказать непосредственное влияние на льноводство.

Первоначальным проектом 1927 г. предусматривалась постройка в Пскове комбината из четырех фабрик — чесальной с ежегодной переработкой 16400 т льна, фабрики прядения оческов — на 8708 веретен, двух ткацких фабрик на 700 и 350 ткацких станков. Московскими организациями постройка ткацких фабрик была отложена.

В конце 1927 г. приступлено было к составлению эскизного проекта льнокомбината в составе трех фабрик: чесальной с ежегодной выработкой около 10 тыс. т льна,

фабрики прядения оческов на 9 тыс. веретен с выработкой 2058 т пряжи, и фабрики льнопрядения на 12500 веретен с выработкой 1500 т пряжи в год. Проект составляло проектировочное бюро текстильного синдиката с участием приглашенных ОМХ квалифицированных профессоров и инженеров, специалистов по обработке волокон, строительству, механике, вентиляции. В конце ноября 1927 г. по постановлению окрисполкома и облисполкома постройка льнокомбината перешла в ведение Ленинградского Пенькотреста.

Приступили к составлению переработанного проекта. В первую очередь решено построить льночесальную фабрику — оно включено в план строительства 1928/29 г., но по разным причинам строительство начнется только в будущем строительном сезоне. Работы по постройке будут вестись не Ленинградским Пенькотрестом, а трестом всесоюзного значения «Льнопенькосырье». Прядильную же фабрику, во вторую очередь, будет строить Пенькотрест.

Был произведен осмотр целого ряда земельных участков и исследования грунта. Наиболее подходящим оказался участок на правом берегу Великой, ниже города в расстоянии 1 км от городской черты, ниже городской скотобойни, в районе д. Алмазово. Расположение фабрики близ реки и ниже города не вызывает необходимости устройства сложного оборудования по очистке сточных вод. Для подвоза сырья и вывоза готовой продукции к фабрике будет подведена железнодорожная ветка протяженностью 4 км, она примыкает к железнодорожной линии Псков — Гдов в 4,5 км от Пскова. Вблизи от фабрики предполагается построить рабочий городок, развитие которого зависит от сроков постройки фабрики. Количество рабочих при работе трех фабрик в две смены при 7-часовом рабочем дне определяется в 2 тыс. чел., служащих — 100 чел. Для чесальной фабрики потребуется около 600 рабочих. Себестоимость продукции, выпускаемой всеми тремя фабриками, составляет по проекту 9 млн руб.

Выходящий из чесального отделения чесаный лен (3300 т) и очески (6 тыс. т) прядильные фабрики будут перерабатывать в пряжу (4,5 тыс. т). Часть чесаного льна (1500 т) намечается для экспорта, а остаток

очесов (около 3 тыс. т) будет перерабатываться на внутренних фабриках, перерабатывать в низшие номера шпагата.

Здания чесальной фабрики проектируются одноэтажные — железобетонный каркас с кирпичными заполнениями, с плоскими вертикальными стенами. Здания прядильных фабрик — двухэтажные, тоже железобетонный каркас с кирпичными заполнениями. Перекрытия железобетонные, крыши — рубероидные. Разработан вопрос о проточно-вытяжной вентиляции с подогревом и увлажнением нагнетаемого воздуха. В целях противопожарной безопасности будет установлена спринклерная система. В проекте предусматривается выполнение всех мероприятий по охране труда.

Производственные машины в главной части — импортные. Станки будут приводиться в движение током от новой городской электростанции. Потребность в механической энергии — около 2 тыс. л. с. Стоимость всех трех фабрик — не менее 8 млн руб., причем чесальная фабрика стоит около 2 млн»13.

А в ноябре 1929 г. вновь поменялся исполнитель работ: постройка льночесальной фабрики была передана «Текстильстрою», который намеревался начать в апреле 1930 г. возведение корпусов, а из-за границы завезти 22 геклинг-машины. Вскоре строительство было поручено тресту «Теплобетон», которому и предстояло возвести основные строения14.

«Все изыскательские работы по постройке льночесальной фабрики уже закончены, — рассказывал в начале февраля 1930 г. начальник строительства Клоссов-ский. — Трест «Теплобетон» приступил к подвозке строительных материалов для возведения главного корпуса. Корпуса будут построены по новейшей системе, с применением так называемого «теплого бетона» (вместо кирпича). Все строительные работы будут механизированы. С этой целью из Ленинграда доставлены бетономешалки, две подъемных башни с лебедками, камнедробилки и др. В ближайшие дни будет приступлено к постройке специальной водокачки — для нагнетания воды из реки. В целях ускорения работ трест «Теплобетон» ходатайствует перед псковскими организациями об использовании трамвая для подвозки материалов; для этого от тупика на Запсковье до места работ будет проложена новая ветка. Ежедневно на постройке будет занято до 500 рабочих, вся рабочая сила завербована через Псковскую биржу труда. Трест уже заключил договоры с 6 инженерами, идет подбор десятников. В предстоящий строительный сезон постройка будет вчерне закончена. К осени предполагается окончательно построить жилой дом, фабричную контору и здание для пожарной команды. Всеми дефицитными строительными материалами строительство будет снабжаться из фондов Наркомторга СССР»15.

«Приступлено к постройке мощной льночесальной фабрики, — писал через неделю после этого «Псковский набат». — По своему оборудованию она будет одной из лучших в СССР, будет работать на псковском, новгородском и лужском льне. Ежегодно будет обрабатывать 22200 т трепаного льна, выбрасывая на внутренний и международный рынок свыше 6 тыс. т чесаного льна и 14 тыс. т очеса. Себестоимость продукции составит свыше 11 млн руб. в год. Фабрика оборудуется новейшими заграничными машинами. Всего будет установлено 24 геклинг-машины, для предварительной обработки будут установлены 60 гребней и два брекера. Фабрике понадобится свыше 2 тыс. рабочих, а при переводе на трехсменную работу число рабочих возрастет до 3,5 тыс. чел. Постройка всех зданий фабрики закончится к осени текущего года, а пущена она будет в 1931 г. В качестве подсобных предприятий в районах будут построены льнообрабатывающие заводы». Тогда же от железнодорожной линии Псков — Гдов к месту строительства начал прокладываться подъездной путь, подвозился заготовленный лес (было занято около 100 подвод), прибыли две бетономешалки и пресс для изготовления арматуры. В марте была построена контора, возводились для стройматериалов кладовые, велась заготовка песка и гравия. Занято на стройке пока что было всего 60 человек16.

26 марта 1930 г. вопрос «О постройке льночесальной фабрики» был вынесен на рассмотрение Президиума окрисполкома, который, «принимая во внимание экспортное значение чесальной фабрики в Пскове», признал

необходимым ускорить начало строительства, как и его ход, с тем, чтобы обеспечить пуск предприятия в июле 1931 г. (вместо намечаемого на октябрь). Перед соответствующими органами он ходатайствовал об усилении финансирования работ, в двухнедельный срок решил урегулировать вопрос о снабжении стройки кирпичом, обязал все заинтересованные организации оказывать строительству всяческое содействие. При этом окрисполком опирался на заявление треста «Теплобетон» о «благополучном положении дела с заготовкой местных строительных материалов», но признал совершенно «ненормальным отсутствие до сего времени утвержденных чертежей по постройке фабрики». Последнее обстоятельство могло негативно сказаться на сроках завершения строительства, — не только предполагаемого окрисполкомом, но и первоначально планируемого. Было опасение и другого рода: затягивалось строительство новой ТЭЦ, что ставило под угрозу электроснабжение льнокомбината. «Ввиду отказа в заграничном оборудовании для Псковской ТЭЦ и сокращения финансирования, — заметил окрисполком, — установить, что ко времени пуска льночесальной фабрики электростанция сможет обеспечить ее энергией лишь на 50 % потребности»17.

Торжественная закладка льнокомбината была назначена на 1 Мая 1930 г., и для участия в этом мероприятии выделялись представители партийных, комсомольских, профсоюзных организаций, делегации от предприятий и учреждений (по 5-10 чел. от каждой). Делегации собирались у Дома Советов в 9.00 и направлялись колонной к месту закладки, намеченной на 10.00. Прибыли также представители из Москвы.

«В обычный день на Запсковье безлюдно, — писала газета «Псковский колхозник». — Сегодня же в день 1 Мая здесь праздник. Из города пришли три разукрашенных вагона трамвая с многолюдными делегациями от псковских заводов и организаций. Навстречу гостям вышел весь коллектив строителей. Среди только что возведенных лесов открылся торжественный митинг...». Прозвучали приветствия, заложили первый камень в основание будущего предприятия... «Закладка псковского льнокомбината является колоссальным делом для округа, — продолжает газета. — Он будет состоять из четырех заводов первичной обработки льна и одной льночесальной фабрики. Три завода будут построены в Островском районе, один в Опочецком районе и фабрика в Пскове. Фабрика по своему оборудованию будет одной из лучших в СССР. Постройка всех зданий закончится к осени текущего года, а пущена будет фабрика в октябре 1931 г.». По окончании торжества делегации вернулись на Советскую площадь и влились в общую колонну первомайской демонстрации18.

Уже после закладки и начала строительства в Москве был разработан вопрос о расширении льнокомбината, исходя из первоначальных замыслов. «С окончанием строительных работ по льночесальной фабрике, которые вчерне должны быть закончены постройкой к 1 октября с. г., — сообщала газета, — предполагается приступить к строительству мощной льнопрядильной фабрики на территории льнокомбината, рассчитанной на выпуск продукции стоимостью в 18 млн руб. в год. Так строительство новых предприятий по обработке льна выявится в грандиозном льнокомбинате, охватывающем обработку льна во всех стадиях. С льнозаводов в районах, где лен будет в первичной обработке, он будет поступать на льночесальную фабрику для очеса. Оттуда он поступает на льнопрядильную фабрику и выходит уже в виде готовых изделий»19.

Грандиозные планы, пронизанные идеями захватившей в то время страну всеобщей «гигантомании», однако, не осуществились. Прежде всего, с самого начала стали срываться сроки строительства льночесальной фабрики. Прошел 1931-й год, намеченный временем ввода ее в эксплуатацию, наступил 1932-й, а конца строительства все еще не было видно... На дворе был уже 1935-й год, и 25 июля Псковский окрисполком заслушал доклад начальника строительства, отметив, что «подготовка к пуску фабрики проведена не полностью». Он обязал ответственных за это лиц «принять все меры к пуску первой очереди к 15 августа»: поручил различным организациям выполнить свои обязательства перед стройкой, провести вербовку дополнительной рабочей силы, обеспечить строителей питанием и др.20 16 августа 1935 г., наконец, Псковская льночесальная фабрика вошла в число действующих: пущены были пока что три первых машины, а работала она в две смены. В октябре для приемки первой очереди фабрики из Москвы прибыла правительственная комиссия21.

Что касается льнопрядильной фабрики, то она так и не была построена, но изменения в первоначальный план внесены все же были. Псковский горсовет 9 августа 1931 г. принял решение об организации ранее не планируемой котонинной фабрики — для получения льноволокна из отходов путем их химической обработки. На оборудование отпускалось почти 256 тыс. руб., а ввод предприятия в эксплуатацию намечался к 1 февраля 1932 г. Фабрика должна была обрабатывать в год 1440 т льняных отходов22.

Различные обстоятельства, однако, затянули оборудование предприятия и передвинули сроки ввода его в эксплуатацию на целых два года. Но все же вступила котонинная фабрика в строй раньше льночесальной — 7 февраля 1934 г., хотя последняя после ввода в эксплуатацию была гораздо крупнее. Постройка льночесальной фабрики имела серьезные последствия для всей псковской промышленности, а также для развития такого района города, как Запсковье. В районе фабрики вырос «рабочий городок» («жилмассив») из 9 домов, местность вокруг нее становилась все более населенной и оживленной. В декабре 1936 г., например, окрисполком удовлетворил просьбу рабочих льночесальной фабрики о продлении времени торговли магазина № 22 на ул. Л. Позем-ского до 12 час. ночи, а в срок до 5 января 1937 г. постановил оборудовать на остановке трамвая крытую площадку23.

Льночесальная фабрика стала одним из крупных предприятий города, встав вровень с уже существовавшими в городе фабриками и заводами. Однако выйти на первоначально намечаемые рубежи и проектную мощность фабрика так и не сумела, как не осуществились и грандиозные планы создания в Пскове льнокомбината-гиганта.

Примечания

1. Псковский набат. 1926. 6 августа.
2. Псковский набат. 1926. 29 декабря.
3. ГАПО. ф. Р-590. он. 1. д. 1628. л. 495^196.
4. Псковский набат. 1927. 25 января.
5. Псковский набат. 1927. 25 февраля.
6. Псковский набат. 1927. 29 июня.
7. ГАПО. ф. Р-324. оп. 1. д. 49. л. 4; Псковский набат. 1927. 2, 28 и 29 сентября.
8. Псковский набат. 1927. 29 октября.
9. Псковский набат. 1927. 24 ноября.
10. Псковский набат. 1927. 10 декабря.
11. Псковский набат. 1928. 22 января.
12. Псковский набат. 1929. 31 мая.
13. Псковский набат. 1929. 31 июля, 3 августа.
14. Псковский набат. 1929. 3 ноября, 22 декабря.
15. Псковский набат. 1930. 13 февраля.
16. Псковский набат. 1930. 20 и 21 февраля, 13 марта.
17. ГАПО. ф. Р-324. оп. 1. д. 292. л. 158.
18. Псковский колхозник. 1930. 30 апреля, 1 и 4 мая.
19. Псковский колхозник. 1930. 19 июля.
20. ГАПО. ф. Р-324. оп. 1. д. 390. л. 107-108
21. Псковский колхозник. 1935. 17 августа, 15 октября.
22. ГАПО. ф. Р-2. оп. 1. д. 12-а. л. 192.
23. ГАПО. ф. Р-324. оп. 1. д. 424. л. 18.

УГскоб М 47 2О /7

Эскиз Псковской льнообрабатывающей фабрики

Строительство льночесальной фабрики. 1931 г.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты