Спросить
Войти

Погребальный обряд и личные предметы христианского культа русского населения Водянского городища XIV в

Автор: указан в статье

УДК 902.26/904

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД И ЛИЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ХРИСТИАНСКОГО КУЛЬТА РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВОДЯНСКОГО ГОРОДИЩА XIV В.

© 2018 г. А. С. Лапшин, И. Ю. Лапшина

Христианское кладбище Водянского городища является уникальным в Нижнем Поволжье археологическим комплексом. В работе собраны материалы многолетних исследований и предпринята попытка их сопоставления с исследованиями христианских средневековых кладбищ на территории русских княжеств. Погребальный обряд христианского кладбища на Водянском городище повторяет традиции погребальной обрядности средневековой Руси. Предметы христианского культа на Водянском городище представлены нательными крестами и иконами. Они отличаются разнообразием типов и находят полные аналогии в древностях русских земель. Это также свидетельствует, что переселенное из русских княжеств население сохранило свои религиозные и духовные традиции. Отдельные элементы погребального ритуала связаны с пережитками язычества и наличием межэтнических контактов.

Водянское городище - один из самых интересных памятников Золотой Орды в Нижнем Поволжье. Это городище существовало около 100 лет и является одним из важных памятников золотоордынской средневековой истории и археологии. В Нижнем Поволжье этот памятник единственный, где обнаружены относительно хорошо сохранившиеся поселок и христианское кладбище русского населения, переселенного в Золотую Орду в начале XIV в.

В 2010 г. экспедицией под руководством А. С. Лапшина на Водянском городище было исследовано 45 погребений русского кладбища, что значительно увеличило общую выборку всех изученных захоронений этого уникального в Нижнем Поволжье комплекса. Всего в данной работе проанализированы материалы 101 погребения, исследованных за период с 1968 по 2010 г. (Федоров-Давыдов, Булатов, Вайнер, Галкин, Егоров, Мухамади-ев, 1968; Мыськов, 1990; 1996; 2000; 2001; Лапшин, Мыськов, 2011).

Описание, планы погребений и антропологические определения материалов 2010 г. опубликованы отдельно (Лапшин, Мыськов, 2011). В статье будут рассмотрены некоторые наблюдения в отношении погребальной обрядности русских (христианских) захоронений Водянского городища, а также дана общая характеристика предметам христианского культа, обнаруженным на этом памятнике в разные годы.

Исследователями уже отмечалось, что большинство захоронений совершено в узких прямоугольных могилах, с преобладающей

ориентировкой головой на запад с отклонением к югу (Мыськов, 2001, с. 123-135). Погребальные деревянные конструкции захоронений представлены остатками гробов из тонких досок. Они обнаружены в 17 погребениях и везде сохранились очень плохо. Следует особо отметить, что в этих погребениях отсутствуют гвозди или другие металлические детали крепления, за исключением одного случая (мелкие фрагменты кованных железных гвоздей от гроба найдены в разных частях погребения 17 раскопа II 2010 г.). Такая традиция изготовления гробов без гвоздей согласуется с данными погребального обряда на Руси в XIII-XV вв., фиксирующими особый тип деревянных гробов-ящиков, скрепленных только с помощью пазов в досках, а в некоторых случаях вместо гвоздей использовались деревянные втулки (Панова, 2004, с. 73, 76).

Интересным представляется погребение 29 раскопа II 2010 г. На дне ямы лежал скелет взрослого человека на спине, вытянуто, головой на запад. На дне ямы, за черепом, лежал небольшой камень, еще один камень обнаружен у ног погребенного. В 1989 г. в погребении 1 (раскоп II) за черепом умершего был положен фрагмент каменного жернова (Мыськов, 1990). Погребения с так называемой частичной огородкой тела встречаются и в русских княжествах, отмечается также значительное число подобных погребений ХП-ХЗУ вв. на территории бывшей Югославии (Панова, 2004, с. 68). Аналогичное преднамеренное использование камней в погребальном ритуале, когда в некоторых случаях

256

АРХЕОЛОГИЯ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ №4 2018

отдельные камни были установлены в изголовье погребенного и вдоль стен могильной ямы зафиксированы на Малорязанском могильнике (вт. пол. ХШ-Х1У в.), оставленном русским населением и расположенном в южной части Самарской Луки (Кочкина, 2012, с. 107-109).

Большинство погребений, выявленных на русском кладбище Водянского городища, совершены по христианскому обряду (в вытянутом положении на спине, руки согнуты в локтях и положены на груди или животе) (Мыськов, 2010, с. 322; Лапшин, Мыськов, 2011, с. 70-79).

Определенный интерес представляет положение рук погребенных, проследить которое удалось в 74 случаях. Из них 48% составляет традиционное для христианского погребального обряда положение рук на груди или животе. Однако значительная часть погребений имеет нехарактерное положение рук: 12% - одна рука на груди или животе, другая - на тазовых костях; 12% - одна рука (чаще правая) согнута в локте и кисть ее поднята к плечу, а другая - расположена на груди или животе; 8% - руки вытянуты вдоль туловища; 6% - руки на тазовых костях; 5,4% - руки на тазовых костях или у бедер; 2,7% -на лобковых костях.

Сходная ситуация в христианском погребальном обряде XIV в. отмечается и применительно к территории русских княжеств (Мусин, 2002, с. 48), то есть такое разнообразие в положении рук не является примером изменений или нововведений в обряде русского населения Водянского городища.

В научной литературе нет определенного объяснения многообразию положения рук погребенных. Однако исследователи отмечают вариативность их расположения. Существует также распространенное мнение об изменении в положении рук в результате посмертных деформаций. Но, по-видимому, руки в погребениях намеренно положены в определенную позу. Косвенным свидетельством, подтверждающим это, являются миниатюры Лицевого свода XVI в., иллюстрирующие разное положение рук погребенных (Мусин, 2002, с. 48).

Погребальный инвентарь полностью отсутствует. Особое внимание обращает на себя факт отсутствия нательных крестов в погребениях, тогда как в культурном слое Водянского городища они есть. Эти данные согласуются с результатами исследований христианских кладбищ этого же времени на

Руси, для которого фиксируется аналогичная традиция (Мусин, 2002, с. 75).

На кладбище имеются захоронения, свидетельствующие о неоднородном этническом составе погребенных. Так, можно отметить два погребения, где умершие были похоронены скорченно, на боку (Мыськов, 2001, с. 124; Лапшин, Мыськов, 2011, с. 71). Такая традиция положения умерших представлена в погребениях мордовского населения ХШ-Х1У вв. Интересным в этом плане является также погребение 6 раскопа II 2010 г. На дне ямы лежал скелет взрослого человека на спине, вытянуто, головой на запад. На ребрах, костях предплечий и частично на бедренных костях сохранились большие куски березовой коры. По всей видимости, первоначально берестой было накрыто или обернуто все тело. Исследователями указывается, что обычай хоронить тело, обернутое берестой, без гроба характерен для мордвы Х-ХГУ вв. Наряду с этим данная деталь обряда фиксируется в курганных погребениях вятичей и на городских средневековых кладбищах, в том числе в Старой Рязани, а также Малорязанском могильнике (Кочкина, 2012, с. 109). Таким образом, использование бересты воспринимается как результат тесных связей СевероВосточной Руси с угро-финскими племенами (Панова, 2004, с. 68-69).

Как уже было отмечено, погребальный инвентарь отсутствует в захоронениях. Однако за годы раскопок на Водянском городище обнаружено достаточное количество личных предметов христианского культа. Самыми многочисленными находками являются нательные кресты. Всего из раскопок и документированного подъемного материала Водянского городища происходит 14 нательных крестов, хотя нужно отметить, что большое количество крестов известно по находкам «черных копателей».

Все нательные кресты имеют аналогии в материалах русских земель ХШ-Х!У в. Они изготовлены из медного сплава в технике литья. Формы оформления разнообразные: прямоконечные, криноконечные, круглоко-нечные с выемчатой эмалью, с крестообразными концами, односторонние и двусторонние (рис. 1: 1-6). Также обнаружен равносторонний крест, изготовленный из янтаря (рис. 1: 7).

Один из видов крестов, обнаруженных на Водянском городище, - это энколпионы, состоящие из двух половинок, соединенных между собой. В 1974 г. найден обломок лицевой створки, на которой видна рука распятого

Христа и на конце лопасти - поясная фигура, по-видимому, Богоматери, в круге (Полубоя-ринова, 1978, с. 81). В 2010 г. найден литой двустворчатый бронзовый крест-энколпион. На лицевой стороне створки энколпиона изображена рельефная фигура распятого Христа, а на оборотной створке - фигура стоящей Богоматери. Внутренняя сторона створок имеет углубление (рис. 1: 8). Качество их исполнения свидетельствует, что эти предметы отлиты в формах, сделанных по глиняным оттискам, возможно неоднократных, с уже готовых изделий.

Помимо нательных крестиков на Водян-ском городище в 1969 г. и 2005 г. обнаружены две литые бронзовые нательные иконы, имеющие сходную форму и сюжет. Иконы представляют собой довольно тонкие пластины подквадратной формы с полукруглым изображением небесного свода. В верхней части они снабжены небольшим округлым ушком для подвешивания. На лицевой стороне икон изображение обрамлено невысоким рельефным бордюром. Все изображения на лицевой стороне кроме монограммы Христа, даны в невысоком, но достаточно четком рельефе. В центральной части помещено изображение распятия на восьмиконечном кресте. Справа от распятия имеется изображение коленопреклоненного Иоанна Крестителя, а слева - изображение коленопреклоненной Богоматери (Полубояринова, 1978, с. 83). На оборотной стороне иконы 2005 г., в отличие от экземпляра, найденного в 1969 г., имеется контурное изображение креста со слегка

расширяющимися концами, выполненное чеканом (рис. 1: 10). В 1972 г. была найдена маленькая прямоугольная стеклянная икона с изображением святого Николая. Рисунок не очень четкий, но позволяет предположить, что святой представлен с благословляющей правой рукой и с Евангелием - в левой. Этот иконографический тип часто встречается в русских древностях. Наиболее интересны в качестве аналогий две стеклянные иконки с изображением святого Николая, найденные в Москве в слое второй половины XIV в. (Полубояринова, 1978, с. 84).

К предметам христианского культа с Водянского городища также можно отнести находку каменной формы для отливки крестовидной подвески, имеющей аналогии в древностях Старой Рязани (Монгайт, 1955, с. 179).

Таким образом, погребальный обряд христианского кладбища на Водянском городище повторяет традиции погребальной обрядности средневековой Руси. Наличие достаточно большого количества предметов христианского культа личного благочестия свидетельствует о достаточно высокой степени распространения христианства в среде русского населения Водянского городища. Это еще раз свидетельствует о том, что переселенное из русских княжеств население сохранило свои религиозные и духовные традиции. Отдельные элементы погребального ритуала (например, положение рук, наличие огораживающих предметов в виде камней, обертывание берестой) связаны с пережитками язычества и наличием межэтнических контактов.

Литература

Кочкина А. Ф. Малорязанское II селище - русский поселок золотоордынского времени на Самарской Луке // «Среднее Поволжье в контексте средневековой российской истории: на перекрестке культур (конец XIII-XVI в.)»: Материалы научно-практической конференции. Самара: Офорт, 2012. С. 107-128.

Лапшин А. С., Мыськов Е.П. Исследования на Водянском городище в 2009-2010 гг. Волгоград: Царицынская полиграфическая компания, 2011. 174 с.

Лапшин А.С., Мыськов Е.П. Исследования на Водянском городище в 2011-2012 гг. М.: Перо, 2013. 216 с.

Мусин А.Е. Христианизация Новгородской земли в XI-XIV веках. Погребальный обряд и христианские древности. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. 269 с.

Монгайт А.Л. Старая Рязань / МИА. № 49. М.: АН СССР. 1955. 232 с.

Мыськов Е.П. Отчет о раскопках Водянского городища, проведенных экспедициями Казанского университета и Волгоградского пединститута в 1989 г. Волгоград, 1990 / Фонды ВОКМ № 62, 62а.

Мыськов Е.П. Отчет о работе Волго-Ахтубинской археологической экспедиции Волгоградского государственного педагогического университета в 1996 году. Волгоград, 1996 / Фонды ВОКМ № 134.

Мыськов Е.П. Отчет о работе Волго-Ахтубинской археологической экспедиции Волгоградского государственного педагогического университета в 1999 году. Волгоград, 2000 / Фонды ВОКМ № 144.

Мыськов Е.П. Русское кладбище Водянского городища // Нижневолжский археологический вестник. 2001. Вып. 4. Волгоград. С. 123-135.

258

АРХЕОЛОГИЯ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ №4 2018

Мыськов Е.П. Русское население Водянского городища // Археология Нижнего Поволжья: проблемы, поиски, открытия: материалы III Международной Нижневолжской археологической конференции (г. Астрахань, 18-21 октября 2010 г.). Астрахань: Астраханский государственный университет, 2010. С. 319-324.

Панова Т.Д. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI-XVI вв. М.: Радуница. 2004. 184 с.

ПолубояриноваМ.Д. Русские люди в Золотой Орде. М. Наука. 1978. 135 с.

Федоров-Давыдов Г.А., Булатов Н.М., Вайнер И.С., Галкин Л.Л., Егоров В.Л., Мухамадиев А.Г. Раскопки Золотоордынских городов на Ахтубе. 1968 г. / Фонды ВОКМ № 26.

Информация об авторах:

Лапшин Андрей Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент, Волгоградский госудасрствен-ный социально-педагогический университет (г. Волгоград, Россия); alapsh@mail.ru

Лапшина Ирина Юрьевна, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии, Волгоградский областной краеведческий музей (г. Волгоград, Россия); lapshina.vokm@mail.ru

THE FUNERAL CEREMONY AND THE SUBJECTS OF CHRISTIAN CULT OF RUSSIAN POPULATION AT VODYANSKY SETTLEMENT IN

XIV CENTURY

A. S. Lapshin, I. Yu. Lapshina

The article deals with the features of the construction of medieval plain walled-towns in Primorye using the example of the site Koksharovka-1. On the one hand, on the Koksharovka-1 walled-town is observed influence of the traditions of Chinese town-planning, expressed in the main principles of the planning of medieval towns: the use of axial symmetry and strict orientation in the cardinal directions, and the placement of administrative buildings in the northern part of the site. On the other hand, some distinctive features have been revealed in the configuration and internal structure of the site, the unusual fortification construction and architectural objects that distinguish it from other known plain walled-towns in Primorye. Based on the data of archaeological and geological-geophysical research, the authors make suggestion that these features are conditioned by the specificity of the landscape and climate, and also the use by people both the traditional canons and their own building skills in town-planning practice.

About the Authors:

Lapshin Andrey S., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Volgograd State Social-Pedagogical University, Av. V.I. Lenin, 27, Volgograd, Russian Federation; alapsh@mail.ru

Lapshina Irina Yu., Candidate of Historical Sciences, Volgograd Regional Museum, Av. V.I. Lenin, 7, Volgograd, Russian Federation; lapshina.vokm@mail.ru

Рис. 1. Нательные кресты (1-8), литейная форма (9) и бронзовая икона (10) с Водянского городища. 1 - раскоп I-93; 2, 5 - раскоп I-12; 3, 4 - раскоп I-14; 6 - раскоп I—13; 7, 8 - подъемный материал, раскоп I-12; 9 - подъемный материал, 1974 г.; 10 - раскоп I-05.

НИЖНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ ВОДЯНСКОЕ ГОРОДИЩЕ ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД СРЕДНЕВЕКОВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ КЛАДБИЩЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИЯ КУЛЬТУРА koksharovka-1walled-town primorye early medieval epoch
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты