УДК 930.85+82-97
Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10413
Л. К. Александрова-Чукова
«ЕДИНЕНИЕ ЦВЕТА НАУКИ И ЦЕРКВИ...», ИЛИ ДО ПЕТРОГРАДСКОГО ПРОЦЕССА 1922 г. И ПОСЛЕ «АКАДЕМИЧЕСКОГО ДЕЛА» 1929-1931 гг. (ПО МАТЕРИАЛАМ ДНЕВНИКОВ МИТРОПОЛИТА ГРИГОРИЯ (ЧУКОВА))*
Аннотация. Статья посвящена историко-философскому осмыслению положения и настроений петроградского духовенства, православной профессуры, а также интеллигенции «Серебряного века» в период 1920-1930-х гг. Показано, как за плодотворным единением духовенства и людей науки в храме, в Обществе православных приходов, Богословском институте и в религиозно-философском обществе последовало совместное пребывание их на скамьях подсудимых на показательном процессе 1922 г. и в тюремных камерах и ссылках по «Академическому делу». Отмечены вехи, когда властями были нанесены главные удары по Церкви и по Академии наук. Вводимые в научный оборот дневниковые записи прот. Н. К. Чукова 1930-1931 гг. расширяют источниковую базу «Академического дела».
«От первого лица» — по материалам историко-богословского наследия прот. Н. К. Чукова (митрополита Григория), ректора Петроградского богословского института и Высших богословских курсов, представлен краткий очерк восстановления духовного образования после революции. Показано, как после закрытия всех учебных заведений Русской Православной Церкви в условиях антицерковной политики советской власти убежденность в необходимости духовного просвещения и будущих пастырей, и верующих, энтузиазм и воля главных организаторов богословского образования в Петрограде — И. П. Щербова и прот. Н. К. Чукова,
* Настоящая статья представляет собой расширенную версию стендового доклада «"Единение цвета науки и Церкви", или "до и после &Академического дела 1929-1931 гг.&" (по материалам дневников митрополита Григория (Чукова))», представленного в 2015 г. на IV Анциферовских чтениях в ИМЛИ и ГЛМ.
при материальной поддержке православных приходов города, позволили состояться двум высшим духовно-учебным заведениям в Петрограде в 1920-х годах. Бывшие же в те годы церковные разделения, играя на руку властям, привели к их ликвидации. В необходимости привлечения людей науки и духовенства — независимо от того, в каких церковных расколах и разделениях оно ранее пребывало, к обучению и формированию будущих пастырей Русской Православной Церкви в ее духовных школах автор дневников не сомневался, будучи уже председателем Учебного комитета Св. Синода в 1940-1950-х годах.
Цитирование. Александрова-Чукова Л. К. «Единение цвета науки и Церкви.», или до Петроградского процесса 1922 г. и после «Академического дела» 1929-1931 гг. (по материалам дневников митрополита Григория (Чукова) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2019. № 4 (28). С. 324-396. Б01: 10.24411/2224-5391-2019-10413
Высокопреосвященный Григорий (Чуков Николай Кириллович; 18701955), митрополит Ленинградский и Новгородский, — выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, многополезная деятельность которого простиралась в различных областях церковной жизни. Будучи из крестьянской семьи, он окончил Олонецкую духовную семинарию (1889 г.), в которую спустя время вернулся в качестве ректора, и Санкт-Петербургскую духовную академию (1895 г.), после закрытия которой в 1918 г. он предпринял невероятные усилия по сохранению духовного образования в советской России. За свою долгую жизнь протоиерей Николай неоднократно арестовывался по надуманным поводам, пребывал в заключении, но не был сломлен. После смерти жены и троих (из пяти) детей он принял монашеский постриг с именем Григорий и в 1942 г. был рукоположен в епископский сан. Иерарх сыграл важнейшую роль в восстановлении в советской России системы духовного образования и в 1946 г. стал первым после долгого перерыва председателем Учебного комитета при Священном Синоде1.
настоятель и прихожане университетской церкви Петрограда 1919-1922 гг.
В сентябре 1918 г. высланный из Петрозаводска ректор Олонецкой духовной семинарии прот. Николай Кириллович Чуков прибыл в «красдия. М., 2006. Т. 12. С. 592-598; Она же. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-летию преставления // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. СПб., 2006 [2007]. Вып. 34. С. 17-131; Она же. Глава 2. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). 1945-1955 // Шкаровский М. В., Берташ А., свящ., Алексан-дрова-Чукова Л. К. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1913-2013: в 2-х т. Т. 2. СПб., 2012. С. 17-52.
ный Петроград»3. Пытаясь найти работу, он переговорил с деканом историко-филологического факультета Петроградского университета проф. С. А. Жебелевым о возможности занятия им кафедры истории религии или богословия, об открытии которых шла тогда речь.
Выдающийся ученый-краевед, член Русского географического общества, координатор научных исследований по Русскому Северу, А. Ф. Шид-ловский, бывший с 1911 г. олонецким вице-губернатором, а с ноября 1916 г. по январь 1917 г. — губернатором, совместно с которым прот. Николай много трудился на благо родного края, пригласил его работать научным сотрудником в Комиссию по исследованию естественных производительных сил (КЕПС) России при Академии наук. Таким образом, 1 ноября 1918 г. прот. Н. К. Чуков получил работу, жалованье, а вскоре, как сотрудник Академии наук, и «академический паек».
На Страстной неделе в апреле 1919 г., стараниями прот. Н. К. Чу-кова, и. о. председателя приходского совета университетской церкви свв. апп. Петра и Павла, профессора Петроградского университета, члена Академии наук и Академии истории материальной культуры, члена Поместного Собора 1917-1918 гг., востоковеда-египтолога Б. А. Тураева и членов приходского совета — профессора химии В. Е. Тищенко, филолога академика А. А. Шахматова и др., с благословения сщмч. митрополита Вениамина (Казанского) была открыта малая университетская церковь свв. апп. Петра и Павла, закрытая властями в 1918 году. На собрании прихожан о. Николай был избран пастырем, и 14 апреля 1919 г. был утвержден митрополитом. В декабре 1919 г. прот Н. К. Чуков был избран заместителем благочинного Василеостровского района.
Ректор семинарии из провинции, родом из крестьян, благодаря своим духовным и душевным качествам — образованности, доброжелательности и общительности, прот. Н. К. Чуков быстро вошел в круг петроградской православной профессуры; работа в Академии наук также этому способствовала.
Цвет отечественной науки — профессора, преподаватели и студенты, а также члены Академии наук и их семьи стали прихожанами и духовными чадами о. Николая. Практически все были уже тогда учеными с
мировым именем: химики профессора А. Е. Фаворский и В. Е. Тищенко, профессор астрономии С. П. Глазенап, профессор ботаники И. П. Бородин, профессора филологии Г. Ф. Церетели и П. А. Лавров, литератор, мастер перевода А. А. Франковский, бывший ректор университета историк римского права Д. Д. Гримм, приват-доцент историк и археолог Б. В. Фар-маковский, антиковед профессор С. А. Жебелев, историк С. Ф. Платонов4, византинисты Ф. И. Успенский и В. Н. Бенешевич, обер-прокурор в кабинете П. А. Столыпина, писатель, патофизиолог С. М. Лукьянов и др.
Прихожанами церкви были и доктор всеобщей истории, медиевист, специалист по истории Римской империи, педагог, краевед и общественный деятель И. М. Гревс, а также его ученики разных лет — Л. П. Карсавин, О. А. Добиаш-Рождественская и др.
Пламенный проповедник, прот. Николай каждое воскресенье говорил поучения и проповеди, ввел и сам проводил уроки Закона Божия для малышей на приходе. В праздники ходил по домам прихожан и благословлял иконой и крестом, служил молебны и святил — был раньше такой хороший обычай, называвшийся «развоз иконы».
По приезде в Петроград прот. Н. К. Чуков скитался по съемным углам, но постепенно квартирный вопрос разрешился, и его семья в июле 1919 года полностью перебралась из Петрозаводска в Петроград. Семью поселили в хорошо меблированной квартире на Невском, д. 11, кв. 19. Члены семьи настоятеля стали прихожанами университетской церкви и участвовали в богослужениях — жена Валентина Дмитриевна5 и дочь Анна пели в хоре. В хоре часто пели студенты консерватории,
в том числе сын прот. Николая — Александр (Шура), впоследствии — оперный певец, посвященный в чтеца.
В начале августа 1919 г. церковь свв. апп. Петра и Павла в главном (12 коллегий) здании университета, как и все домовые церкви в Петрограде, снова была закрыта. Однако в течение всего двух недель прот. Н. К. Чукову и Б. А. Тураеву в ходе неоднократных хождений и переговоров с Комиссариатом юстиции и Василеостровским жилищным отделом удалось добиться места для церкви в частной квартире на Биржевой линии, 8, кв. 19. Убранство частично было пожертвовано организациями, остальное «с миру по нитке» собрал приходской совет. Вечером 27 августа 1919 г. торжественно совершили освящение (малое) в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, затем всенощное бдение, а на следующий день прот. Николай уже служил первую литургию. О Б. А. Тураеве, составившем службу Всем святым, в земле Российской просиявшим, митрополит Евлогий (Георгиевский) писал: «.святой человек, знавший богослужение лучше духовенства»6.
В Петрограде было холодно и голодно. Военный коммунизм с его дороговизной, карточной системой, субботниками, «всеобщей трудовой обязанностью» унес жизни 5 прихожан, которых о. Николай отпевал перед новым, 1920 годом. Церковь, как и аудитории университета, практически не отапливалась, часто не было света, но старожилы говорили, что такого количества прихожан раньше церковь не собирала. Не прекращались вызовы в ГПУ, обыски и аресты профессуры, но община церкви Петроградского университета жила одной дружной семьей, прихожане поддерживали друг друга кто чем мог, а пищей питались больше духовной. Помимо своей церкви, прот. Николай служил во многих других, на подворьях монастырей, и везде проповедовал7.
Русская Православная Церковь из господствующей превращалась в гонимую, но, несмотря на все тяготы того времени, а возможно и благодаря им, церковная жизнь в Петрограде в целом переживала небывалый подъем. Церковь обретала новых членов, и так же, как после революции 1905 г., возродилось стремление к объединению православных
в кружках и братствах8. А. Краснов-Левитин в своих воспоминаниях писал: «Когда меня спрашивают о том, как я себе представляю идеальную церковную общину, я всегда вспоминаю Питер 20-х годов. Только недавно закрылись Петроградская духовная академия и семинария; закрылись все церковные журналы, издательства, богословские и философские общества. И все профессора, магистры, кандидаты богословия, церковные писатели — все хлынули на приходы»9. Такой идеальной общиной стала университетская церковь.
Однако не вся профессура «хлынула» на приходы, поскольку в «красном Петрограде» в новых условиях продолжилась и религиозно-философская жизнь творческой интеллигенции Серебряного века. Кружок М. С. Соловьева, «Братство аргонавтов», и русских символистов начала XX в. (Вяч. Иванова, А. Белого, В. Брюсова, С. Трубецкого, Д. Мережковского, З. Гиппиус и др.) объединяло учение В. С. Соловьева о Святой Софии как женственном начале в Боге, неустанными поисками «познания» которого они занимались. Своей задачей эти объединения ставили идейную подготовку приближающегося революционного взрыва. На собраниях («средах») в квартире («башне») Вячеслава Иванова на углу Таврической и Тверской в 1905-1912 гг., которую посещали и читали там свои стихи А. Блок, Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова и др., часто устраивались и оргии, о которых сам хозяин позже писал: «Мы были свидетелями, когда самые выдающиеся представители нашей интеллигенции, пресловутый "мозг страны", устраивали мистерии с музыкой, пенями, плясками и вином, причащались кровью, выпущенной из музыканта-еврея, и посвящали восторженные стихи дьяволу»10.
Проводившиеся с 1901 г. по инициативе «богоискателей» и под присмотром Православной Церкви Религиозно-философские собрания решением обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева в 1903 г. были закрыты.
Однако идея не умерла и продолжилась в созданном в 1907 г. религиозно-философском обществе (РФО), состоявшем из тех же по8 Журавский а. В. Братства православные // Православная энциклопедия. М. 2003. Т. VI. С. 201-213.
следователей В. С. Соловьева, а также из «обновленцев», требовавших не только обновления Православной Церкви в духе времени, но и замены ее учения неким «новым религиозным сознанием»11. Не удивительно, что деятели РФО радостно встретили февраль 1917 г. и не испугались «Великого октября»12.
В декабре 1917 г. сотрудники Публичной библиотеки Г. П. Федотов, Н. П. Анциферов и А. А. Мейер с женами и Л. В. Преображенская организовали кружок «Воскресенье». Постепенно на роль лидеров вышли А. А. Мейер и К. А. Половцева (которая ранее была секретарем РФО). Первоначально кружок был идеологическим преемником «левого крыла» Санкт-Петербургского РФО, большинство участников которого скептически относилось к Православной Церкви, считая, что в ней невозможно свободное развитие христианских идей, истину они искали на путях объединения христианства и социализма13.
Деятельное участие в кружке «Воскресенье» принимали также И. М. Гревс, философ С. А. Алексеев (Аскольдов), старая большевичка С. Л. Маркус, пианистка М. В. Юдина и др. Результатом этой кипучей деятельности «реформаторов» было резкое усиление нападок либеральной прессы на православное духовенство.
С «Воскресеньем» было связано еще несколько религиозно-философских кружков, а в декабре 1919 г. в Петрограде деятели РФО объединились в т. н. «Вольную философскую ассоциацию» («Вольфила»), укрепив, таким образом, свои силы в борьбе с ортодоксальным православием и традиционными ценностями русского народа14.
Среди членов-учредителей были: Р. В. Иванов-Разумник, А. Белый, А. З. Штейнберг, А. А. Блок, К. А. Эрберг, К. С. Петров-Водкин, Д. М. Пи-нес, С. Д. Мстиславский, В. Э. Мейерхольд, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, А. А. Чебышев-Дмитриев и др.
Количество членов организации доходило до 350, а открытые заседания посещало до 1 000 человек. Имелись отделения «Вольфилы» в
Москве и Берлине15. Научную и учебную работу вели «закрытые курсы» или кружки, позднее — отделы. Культурно-просветительная деятельность ассоциации заключалась в организации открытых лекций, бесед и докладов. Пафос большинства выступлений участников «Вольфилы» определяла идея «духовной революции».
А. А. Мейер в «Вольфиле» возглавил отдел истории и философии, К. А. Половцева стала секретарем.
Об экуменическом характере кружка «Воскресенье» Е. П. Федотова писала: «Этот кружок никак не мог быть назван не только церковным, но даже и православным. Три протестанта, две католички, перешедшие из православия, несколько некрещеных евреев и большинство православных, но православных по рождению и мироощущению, а пока стоящих вне Таинства»16.
С большевистской властью, тем не менее, отношения у «Вольфилы» не сложились, и часть активистов в 1922 г. была выслана из страны на т. н. «философских пароходах».
На вызовы времени — красный террор и беззаконие, антирелигиозную пропаганду и «большевизм с библейской точки зрения», промасон-ско-оккультное «богоискательство» «Вольфилы», вынесенное с философских собраний Серебряного века в народ, на общедоступные публичные собрания, петроградское духовенство, православная профессура и миряне ответили открытием Петроградского богословского института.
Единение духовенства и людей науки в стенах Петроградского богословского института и около него
После закрытия духовных школ Народный комиссариат просвещения разрешил в Петрограде в сентябре 1918 г. открыть Богословско-пастыр-ское училище, а в 1919 г. (4 декабря) и Петроградский богословский институт как высшее духовное учебное заведение — и еще несколько богословских курсов как подготовительных училищ. Инициатива создания Петроградского богословского института принадлежала И. П. Щербову, бывшему преподавателю СПбДС, который заведовал открытым в сентябре 1918 года Богословско-пастырским училищем.
Приходские общины Петрограда заинтересовались поднятым вопросом, и некоторые из них (например Покровско-Коломенский при17 Чуков Н. К., прот. (впосл. митр. Григорий). Богословские школы в Ленинграде в послереволюционный период (с 1918 г). [Статья]. Машинопись. Саратов, 1936 // Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 3. Оп. 3б. Д. 45. Л. 4.
ход во главе с настоятелем прот. В. А. Акимовым) обсудили его на своих приходских собраниях. 20 августа 1919 г. И. П. Щербов, по рекомендации митр. Вениамина, пригласил к себе для обсуждения целей будущего института, подбора предметов преподавания, профессоров и т. д. настоятеля университетской церкви Всех святых, в земле Российской просиявших, прот. Н. К. Чукова (бывшего Олонецкого епархиального наблюдателя и ректора семинарии), имевшего большой административно-педагогический опыт. По совету компетентных людей ходатайство об открытии Петроградского богословского института перед гражданскими властями было возбуждено не митр. Вениамином, а от приходских советов епархии. Организацию ходатайства взял на себя прот. Н. К. Чуков, который обратился к старосте университетской церкви академику Б. А. Тураеву и своим прихожанам — ученым с европейскими именами: академику А. А. Шахматову, профессорам В. Е. Тищенко и Л. П. Карсавину. Подписанное ими ходатайство стало основой дальнейших действий, чтобы добиться от властей открытия института. На отдельных листах подписи были собраны Е. Ф. Тураевой в Андреевском и Благовещенском приходах. К этому ходатайству присоединились представители приходских общин Казанского и Петергофского соборов, Успенской на Сенной, Владимирской и др. церквей.
К 1 ноября 1919 г. комиссия пересмотрела «Положение» об институте применительно к запросам текущей церковно-общественной жизни, разработала смету на его содержание и определила источники финансирования его деятельности. Было определено помещение — патриаршие палаты (бывшие митрополичьи покои) на петроградском Троице-Сер-гиевом подворье. Перед Наркоматом просвещения было возбуждено ходатайство о разрешении на открытие института, и 16 сентября 1919 г. таковое было получено. 23 октября центральный жилищный отдел по учету и распределению помещений предоставил для института 3-й этаж дома № 44 по набережной р. Фонтанки19.
На собрании 13 октября 1919 г. с благословения митр. Вениамина была создана и вторая комиссия — по организации «Общеприходского совещания по делам православных церковных общин Петрограда и его окрестностей». Совещание объединило по 2-3 представителя от около 80 (из 236 существовавших в Петрограде) приходов. 15 ноября 1920 г. эта церковно-общественная организация при правящем архиерее была зарегистрирована в Отделе управления Петргубисполкома как «Общество православных приходов Петрограда и его губернии». Общество своей задачей ставило освободить Церковь от разрухи, которую в нее принесла революция: укрепить расшатавшуюся дисциплину и в пастырях и в мирянах, упорядочить богослужения, поддерживать открытие богословских курсов и обучение Закону Божию при храмах и в целом оживить церковную жизнь в епархии, стоя на твердой основе канонов и церковной традиции. Общество приходов имело отделы — хозяйственный, богослужебный, вероисповедный, административно-организационный, церковной дисциплины, издательский, просветительный. Председателем правления общества в апреле 1920 г. был избран прот. Н. В. Че-пурин, а в декабре 1920 г. — профессор уголовного права университета, член приходской общины Скорбященской церкви (у Литейного) мч. Ю. П. Новицкий. В правление общества вошло духовенство и много православной профессуры. Прот. Н. К. Чуков был одним из учредителей общества, разработчиком устава, председателем его духовно-учетного (информационного, следящего за строем епархиальной церковной жизни на местах), учебного, просветительного и издательского отделов, с ноября 1920 г. — членом правления, с 17 января 1922 г. — товарищем
председателя. Петроградский богословский институт едва ли состоялся бы без финансово-организационной поддержки «Общества приходов», которое стало его учредителем и главным спонсором20.
Комиссия духовно-учебных заведений наметила для 1-го учебного года института 12 наставников: 6 профессоров — Н. Н. Глубоковский (Священное Писание Нового Завета), А. И. Бриллиантов (история Вселенской Церкви), Л. П. Карсавин (чтение греческого новозаветного текста и творений святых отцов Восточной Церкви), Н. О. Лосский (религиозная метафизика), Ф. К. Андреев (христианская апологетика), академик Б. А. Тураев (литургика), и 6 преподавателей — И. П. Щербов (догматическое богословие), прот. Н. В. Чепурин (церковное проповедничество), прот. Н. К. Чуков (христианская педагогика с дидактикой Закона Божия), архим. Николай (Ярушевич) (впоследствии митрополит, пастырское богословие), П. П. мироносицкий (церковнославянский язык и церковное пение) и Вл. Б. Шкловский (латинский и новые языки).
«Положение о Богословском институте» предусматривало участие в Совете института шести представителей приходских общин, духовных и светских поровну, поэтому 2-е собрание уполномоченных приходских общин 1 декабря 1919 г. избрало из своей среды в состав Совета института протоиереев В. А. Акимова, Н. С. Рудинского, Н. Ф. Платонова, профессоров А. С. Николаева22, Ю. П. Новицкого и инженера Л. И. Шпергазе. В таком составе 2 января 1920 г. Совет Петроградского богословского института был утвержден митр. Вениамином23.
пурина, прот. В. А. Акимова, проф. Ю. П. Новицкого и А. С. Николаева — от приходов, которое в дальнейшем решало организационно-хозяйственные и финансовые вопросы. Правление приняло решение открыть институт торжественно, пригласив представителей от ученых и учебных заведений, инославных исповеданий и т. п.; 27 марта прот. Н. Чуков был у митр. Вениамина, с которым решали вопрос о порядке открытия института. Согласно представлению митрополита, 28 марта 1920 г. ректор и проректор были утверждены в своих должностях на 3 года патриархом, Синодом и Высшим Церковным Советом24.
Просветительная деятельность института началась еще до его официального открытия: Великим постом 1920 г., по вторникам и четвергам, с целью привлечь общественное внимание и расположить приходские общины к пожертвованиям и отчислениям на содержание института, Совет поручил преподавателям чтение 10 публичных лекций богословского характера как в помещении института, так и в различных районах Петрограда:
Приглашения на открытие института были разосланы всем настоятелям церквей для представителей от приходских общин, представите24 Чуков Н. к., прот. Богословские школы. Л. 9.
лям ученых и высших учебных заведений и представителям инославных исповеданий.
Торжественное открытие Петроградского богословского института состоялось в Светлую Пятницу, 16 апреля 1920 г. В церкви Трои-це-Сергиева подворья в 6 часов вечера митрополит Петроградский Вениамин в сослужении 12-ти священников совершил молебен, и затем все перешли в помещение института, где открылось торжественное заседание, на котором ректор прот. Н. К. Чуков произнес речь о задачах и характере деятельности института: «Богословский институт <...> ставит себе целью — служение св. Церкви в осуществлении ею религиозно-просветительных задач чрез подготовку убежденных, образованных, практически опытных, горящих духом живой веры, молитвенно настроенных деятелей и пастырей и — чрез разработку и проведение в сознание общества научно-обоснованного решения богословских и церковно-практических вопросов, выдвигаемых современной жизнью. Богословский институт предполагает осуществлять эту задачу посредством привлечения и объединения вокруг себя по возможности всех желающих работать в новых условиях церковной жизни, открывая свободный доступ всем желающим послужить Церкви: не только юношам, но и взрослым, не только мужчинам, но и женщинам. В своей непосредственной — учебной деятельности Богословский институт ставит своей задачей, прежде всего, уяснение положительного содержания учения св. Церкви, и уже потом разбор и опровержение возражений, выдвигаемых против истин веры, причем эта последняя сторона будет предметом подробной разработки на так называемых практических занятиях, которые вообще предполагается поставить здесь возможно шире»26.
Затем институт приветствовал единоверческий епис