Спросить
Войти

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В РОССИИ

Автор: указан в статье

Становление государственного заказа в России Formation of the state order in Russia

УДК 351/354 Мироненко Галина Александровна,

БГТУ Военмех им. Д. Ф. Устинова, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург

Mironenko Galina Aleksandrovna Аннотация. История развития государственного заказа в России c XVII века до наших дней. Введение понятия «государственный заказ». Концепция нового закона в области государственного заказа.

Summary. The history of the development of the state order in Russia from the 17th century to the present day. The introduction of the concept of «state order». The concept of the new law in the field of state order.

В XXI веке в Российской Федерации к 2017 году сформирована достаточно полная и качественная нормативно - законодательная база по организации процессов закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд различными видами и способами осуществления закупок.

За последнее столетие функции государства существенно расширились и в какой-то степени кардинально поменялись, как в больших городах, так и в малых, как в развитых странах, так и в странах третьего мира. Система государственных заказов закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд на сегодняшний день является одним из важных рычагов влияния государства на экономику.

История развития государственного заказа в России имеет более чем двухсотлетнюю историю. Основной двигатель торговли в то время были войны за чужие территории. За армией двигались торговцы, которые скупали награбленное и продавали воинам необходимое. С возрастанием масштабности боевых действий и территориальной отдаленности от мест проживания армии возникала необходимость основательной подготовки к походам: закупались и поставлялись одежда, провизия для людей, фураж для скота, оружие и орудия войны. Появлялись договоренности на закупки и поставки между

государством и отдельными торговыми или производственными объектами. Единственным заказчиком от имени государства в то время был государь.

Институт государственных закупок начал своё развитие со времен правления Алексея Михайловича Романова в XVII веке. Первым документом, регулирующим общественные отношения, связанные с государственным заказом, принято считать Указ царя о подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей от 7 июля 1654 года — за определенный объем груза назначалась различная цена — 40, 55 копеек и 1,5 рубля. То есть конкурса как такового еще не было - в этом документе прослеживаются признаки государственного заказа: поиск исполнителей, публичность и объявленные заранее условия.

Следующие нормативно - правовые акты, регулирующие сферу государственного заказа, были приняты в период правления Петра I. В то время большее число государственной казны расходовалось исключительно с целью поставки оборудования для военного дела и все законодательные акты, в области публичных торгов, составлялись на положениях военных министерств для нужд исключительно государства. Императору необходимо было активизировать военную и политическую деятельность, для этого ему пришлось найти свои рычаги воздействия, позволяющие усиливать внутригосударственную политику и обеспечить потребность в организации государственных закупок среди населения. Именно тогда впервые появилось отдельное ведомство, которое занималось исключительно поставкой товаров, работ, услуг для покрытия государственных нужд России. В данной сфере был строгий контроль с первых дней существования государственного заказа и в случае невыполнения заказа на нарушителей накладывалась пеня.

Так, в 1714 году был издан указ «О вызове подрядчиков для делания пороха». Параллельно с этим «Канцелярия подрядных дел», которая в то время занималась делами торгов, озадачилась вопросам об ограничении возможных злоупотреблений со стороны подрядчика, при выполнении контракта. В связи с этим, в июне 1714 года специальным сенатским решением оговаривалось публичное сообщение результатов от самых важных до несущественных торгов, а уже в июне 1721 года впервые был вывешен Сенатский Указ о борьбе с подложными ценами и коррупцией в деле поставок и подрядов.

Как известно, в 1721 году Российское царство получило титул империи, как следствие - гражданское и военное управление должно было соответствовать повышенным требованиям. Принимались многочисленные правовые акты и указы, реформирующие деятельность государственных структур. Среди них был принят «Регламент об управлении Адмиралтейства и верфи и о должностях коллегии адмиралтейской и прочих всех чинов

при Адмиралтействе обретающихся». Вопросы поставки товаров для адмиралтейств и верфей ставились в приоритет, и инструкции по их решению находились в первой главе, в пункте 15 «Каким образом подрядчиков сыскивать и с ними договариваться».

В то время не было интернета, поэтому все объявления о предстоящем конкурсе вывешивались на всех городских воротах, чтобы люди, входящие в город или выходящие из него, были осведомлены. В этих же объявлениях обычно указывались льготы, относящиеся к подрядчикам и поставщикам. Также перечислялись лица, уже работающие ранее в области государственного заказа. На воротах вывешивались и судебные решения, связанные с нарушениями при проведении конкурсов, перечислялись подставные лица, люди, уличенные во взяточничестве, сговор подрядчиков между собой или с членами созданной специальной Комиссии, сокрытие и невыполнение полученных ранее заказов, а также «нечестные» предложения.

После смерти Петра Первого законы в государстве кардинально не изменялись долгое время. А вышеперечисленные Регламент и Инструкция только редактировались вплоть до 1737 года, тогда в них внеслись последние изменения. Однако за это время появилось очень много вопросов и проблем, касающихся государственного заказа. Петровский Регламент претерпел изменения в начале правления Анны Иоанновны. Положение о госзаказе называлось Регламент Камерц-Коллегии, в котором решались проблемы старого закона. В качестве нововведения было приказано:

1. объявления о торгах печатать три раза в «Русских курантах» — общегосударственной центральной газете;
2. в тех местностях, где нужных вещей, материалов нет или где точно не найдется подрядчиков, объявления не делать;
3. купцов пускать и выслушивать порознь;
4. спрашивать их о наибольшей и наименьшей ценах и о поручителях;
5. после каждой публикации купцы должны являться и подтверждать свои предложения, если не хотят их изменить, так же являться и к торгам;
6. было запрещено допускать к торгам лиц без справки из Коммерц-Коллегии об отсутствии у них государственных «доимок», долгов по векселям;
7. при одинаковых предложениях подряд рекомендовалось передать жителю того города или губернии, где проводился торг.

Все нововведения в целом могли свидетельствовать о том, что дело государственных поставок и подрядов на основе торгов активно развивалось и пользовалось большой популярностью.

Далее, в 1758 году при Елизавете Петровне был утвержден документ «Регул провиантского правления». В нем указывалось:

- билеты с сообщением и условиям надо «чинить с барабанным боем», а священники по окончании службы должны были сообщать о назревшей государственной необходимости;

- каждому участнику конкурса сообщались условия, и он предупреждался о недопустимости подлога и сговора с другими соискателями;

- в каждой следующей публикации сообщались анонимно предложенные цены;

- в определенное время давался последний торг и передача подряда самому уступчивому.

В XIII веке начался период кардинальных реформ управления государством и в связи с этим уже в период с 1775 по 1776 гг. в составе «Учреждения о губерниях» была включена статья «О контрактах по подряду, поставках и откупах», в которой учитывался весь опыт проведения торгов на поставки и закупки государственными органами.

В первой четверти XIX века было издано 107 правительственных актов, регулирующих и корректирующих процедуры торгов, их обеспечение и последующее исполнение заказов. За всю историю существования государственного заказа двигателем его развития и усовершенствования были развитие техники, появление новых учреждений, активное городское и дорожное строительство. Все это привело к увеличению количества взаимовыгодных контрактов государства и частного предпринимательства. В результате, в период правления Николая I был принят новый закон для улучшенной работы в сфере государственного заказа — «Положение 1830», который действовал до 1900 года. Однако уже в 1900 году было издано и выпущено новое положение и проработало до 1917 года. Революция 1917 года, гражданская война тех лет, последующий за этим военный коммунизм, а затем с появлением нового правительства и новая внедренная система планового хозяйства и централизованного распределения материальных ресурсов, отменила саму необходимость в публичных торгах на государственные поставки и подряды.

С начала 90-х гг. XX в. предпринимались попытки создания нормативных правовых актов, регулирующих институт государственных закупок и действенные правовые механизмы реализации. Однако принимаемые законы не содержали положений, способных обеспечить полноценное регулирование данной сферы, а служили лишь правовой базой регулирования госзакупок.

Одним из первых документов, принятый после обновления федеративного устройства, который отдаленно напоминал современный законопроект о госзакупках, стал Указ Президента РФ Ельцина Б.Н. от 08.04.1997 года № 305 «О первоочередных мерах по

предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд», который регламентировал процедуры закупок, а также оставлял большие пробелы и не позволял выстроить надлежащую систему контроля процесса размещения государственного заказа. Данный указ был призван регулировать отношения, возникающие между организатором конкурса и поставщиками в процессе проведения конкурса на размещение заказов для государственных нужд. Однако, уже 06.05.1999 года принимается федеральный закон N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

Впервые в июле 2005 года законопроект был принят Государственной Думой как Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который дал начало новой эпохи в госзакупках, известной нам на сегодняшний день. Ключевыми идеями нового закона о госзакупках стали:

1. создание условий для конкуренции — свободный доступ в систему для новых участников;
2. обеспечение прозрачности закупок и борьба с коррупцией;
3. очень низкие стоимостные пороги для использования обязательных конкурентных процедур;
4. все госзаказчики должны придерживаться единообразной формы размещения данных и публиковать подробную информацию о торгах на Общероссийском официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

В отличие от Закона № 97-ФЗ, в Законе №94-ФЗ были предусмотрены и регламентированы различные способы этой процедуры:

- торги в форме конкурса, аукциона, также в электронной форме;

- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя), на товарных биржах).

Закон определил единый порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд и позволил упорядочить и привести к единым принципам и правилам ранее разбитой системы закупок, работающей на всех уровнях государственной и муниципальной власти.

На протяжении многих лет, после вступления в силу Федерального закона № 94-ФЗ, в стране действовало огромное количество разрозненных информационных систем, которые использовались государственными заказчиками и муниципальными образованиями с

целью размещения государственных заказов. Учитывая это, Правительством РФ 10.03.2007 было принято Постановление № 147 о создании в стране единого общероссийского портала для информационного обеспечения государственной закупочной деятельности, что в последующем нашло отражение в Федеральном законе от 24.07.2007 № 218-ФЗ. Единый общероссийский портал (www.zakupki.gov.ru), или официальный сайт - начало работы с 01.01.2011 года и пять электронных площадок, отобранных Минэкономразвития России и ФАС России по результатам конкурса.

При разработке Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» некоторые идеи были заимствованы из законодательства США, прежде всего сам термин «контрактная система». Как указывается в литературе, «в США была создана Федеральная контрактная система, которая сосредоточивает организацию закупок по выполнению большинства государственных программ». Федеральная контрактная система в США не сводится исключительно к указанию участников, а рассматривается гораздо шире — как система деятельности в области государственного заказа.

В целом, в России с 1992 года по настоящее время историю развития государственных закупок можно разделить на четыре основных периода, которые находились в прямой зависимости от внутренней и внешней политик, проводимых в государстве в различные периоды (Рисунок 1).

.п- ФТ^М1

1>&Ы Ф1.»И

Рисунок ] - Пс|)нолн?а[|кя нстарн[[ рЕрвнпи госзакупок в РФ

Проанализировав историю развития государственных закупок с момента их зарождения в Российской Империи и до сегодняшнего дня, можно сделать вывод о том, что еще с XVII века были активные попытки внедрения торгов в экономику страны, которые в полной мере увенчались успехом только в XXI веке. Каждый год законодательство о госзакупках претерпевает изменения, в него постоянно вносятся изменения для повышения эффективности работы в области государственных закупок.

Список использованной литературы 1. Федеральный закон Российской Федерации «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

от 21.07.2005 № 94-ФЗ (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 30 (ч. 1). — Ст. 3105;

2. Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» (вместе с «Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд») от 08.04.1997 № 305 // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 15. — Ст. 1756;
3. Свод Законов Гражданских и Положение о казенных подрядах и поставках.//Свод Законов Российской Империи, повелением Государя Императора Николая Первого составленный.-1887 г. -Том 10. Часть 1.-с.291.;
4. Веденеев Г.М. Конкурсные торги в России: исторический опыт./ Г.М.Веденеев, Е.Ю. Гончаров,Г.Н. Кобзев. — Москва: МЭИ, 2005. — с.36;
5. Яруллин С.М. История возникновения и развития государственного заказа в России. История государства и права, 2010. — №20.
ГОСЗАКАЗ ИСТОРИЯ ЗАКУПКИ КОНКУРЕНЦИЯ government order history procurement competition
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты