Спросить
Войти

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО В СНГ СЕГОДНЯ: ТРАДИЦИИ И УРОКИ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Автор: указан в статье

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki. com/vol4-4.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/10PDMN416.pdf Статья опубликована 28.07.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Илакавичус М.Р. Просветительство в СНГ сегодня: традиции и уроки советского и постсоветского периода // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/10PDMN416.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Публикация поддержана грантом РГНФ №16-06-00116 УДК 371.1

Илакавичус Марнина Римантасовна

ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»

Филиал в Санкт-Петербурге, Россия, Санкт-Петербург Ведущий научный сотрудник Кандидат педагогических наук E-mail: rim_9921@inbox.ru

Просветительство в СНГ сегодня: традиции и уроки советского и постсоветского периода

Аннотация. В статье отражены результаты второго этапа исследования современного просветительства как фактора формирования инновационных стратегий и механизмов развития межгосударственного образовательного пространства (на примере Содружества Независимых государств). Автор рассматривает исторический контекст развития просветительской деятельности советского периода, Перестройки и этапа формирования и развития Содружества независимых государств. Уделяется особое внимание истории Общества «Знание» аналогичных периодов. Делается вывод о трансформации представлений о просветительской деятельности. Приоритет функции политической пропаганды сменяется приоритетом интересов личностного, культурного и социально-экономического развития. Эта смена свидетельствует о начале нового этапа развития идеи просвещения. Особо отмечается гуманистическая сущность современного просветительства, идейно противостоящего практикам управляемого развития экстремизма, организации деструктивных сообществ. Данные условия функционирования просветительства требуют взвешенного подхода к реализации принципа открытости, обеспечивающего педагогизацию широкого социокультурного пространства. В условиях активизации социальной самоорганизации методологическим основанием формирования концепции просветительства признается идеология (само)организации как сочетания на разных этапах формирования и функционирования сообществ просветительской деятельности тактик самоорганизации (инициатива исходит от активных членов сообщества) и организации (инициатива исходит из среды профессионалов).

Сложно сказать, когда зародилась сама идея просвещения. Наряду с идеями благотворительности и милосердия, она отражает суть гуманности, специфически человеческого качества. На всей длительности истории человечества просветительство

приобретало разные формы (В.Ф. Пустарнаков, Г.В. Плеханов) в зависимости от того, что признавалось источником света знаний (бог, наука, среда и т.д.). Были периоды, когда оно всецело попадало под влияние тотальности захватившей власть идеологии. Тогда низвергались прежние представления об источнике знаний либо казалось, что сама идея изжила себя. Так было и в постперестроечное время, время упадка в данной сфере. Однако ее выход за пределы зоны заботы государства и общества подтвердил истину: свято место пусто не бывает. Разного рода деструктивные организации от сектантов до террористов незамедлительно заполнили образовавшийся вакуум. Современные представления о просветительской деятельности, основанные на принципе непрерывности образования, на признании человека его полноценным субъектом, позволяют рассматривать ее как механизм развития не только личности взрослых, а также конкретного общества, но и межгосударственного образовательного пространства. Содружества независимых государств не является исключением. В исследовании, результаты второго этапа которого представлены в данной статье, понятие «просвещение» фиксирует идею приобщения широких масс к жизненно важным знаниям с целью поддержки самосовершенствования каждого; термины «просветительство», «просветительская деятельность» разворачивают ее практический аспект.

Пожалуй, стоит согласиться с утверждением десятилетней давности об отсутствии в науке целостной концепции просвещения [9]. При этом значимость просветительской деятельности в третьем тысячелетии осмысляется с особой остротой. Как и в прежние века, знание предстает «сокрытым сокровищем», а доступ к нему — политическим инструментом, что доказательно описали П. Бурдьё и Ж.-К. Пассрон в работе «Воспроизводство: элементы теории системы образования». Это утверждение применимо ко всем феноменам просветительства (религиозное, гражданское, народное (национальное), просвещение трудящихся). Анализ научной литературы по философии и истории образования (прежде всего работ Л.Н. Модзалевского, П.Ф. Каптерева, А.И. Пискунова, Б.М. Бим-Бада, А.Н. Джуринского) позволяет обнаружить как минимум две силы, воздействующие на процесс приобщения взрослых к источнику актуальных знаний: государство и общество в лице активистов-просветителей. Политический ракурс раскрывает роль образования в формировании мировоззрения как фактора понимания необходимости социальных преобразований и обусловливает властно-правовой фундамент выстраивания системы образования в целом. Именно он определял на протяжении многих веков степень сокрытия сокровищ знаний и процедуру доступа к ним. Интересен пример средневекового Китая, в котором каждый взрослый, чья семья не принадлежала к «профессиям изгоев» (например, палачей), мог заявить о своем участии в процедуре сдачи экзаменов на чиновничью должность. При этом действовал «скрытый отсев» лиц, не принадлежащих к кругу избранных. В эпоху Нового времени в Европе отношение к допуску широких масс к образованию было пересмотрено: экономике требовались люди с определенной квалификацией, разделявшие научную картину мира. Эта традиция сохранилась и в образовательной политике современных развитых стран (яркий пример - наши скандинавские соседи), которая включает в качестве приоритетных областей не только профориентационную сферу общего образования и профессиональное направление образования взрослых, но и общекультурное направление и широкую просветительскую деятельность. Это достижение социального развития стало возможным благодаря реализации ценностей либерализма, при активном участии в законодательной и образовательно-просветительской деятельности гражданского общества.

Гуманистический ракурс акцентирует несправедливость неравенства в доступе к образованию, определяет в качестве одного из эффективных ресурсов демократизации просветительскую деятельность и выдвигает фигуру просветителя. Трагизм бытия вне света истины и трудность выхода на него наиболее ярко были явлены еще в Платоновской притче о

10РБМШ16

пещере. Поэтому просветительская деятельность и благотворительность изначально тесно связаны друг с другом. Так богатые люди Древнего Китая давали средства для обучения грамоте крестьян в свободное от работы время. А папирус Ebers (1550 г. до н.э.) донес до нас опыт организации в г. Кармаки (Древний Египет) образовательных практик для инвалидов: под руководством жрецов они постигали азы музыки, пения и даже массажа, чтобы затем прислуживать им во время культовых церемоний.

Педагогическая сфера испытала едва ли не самое мощное влияние просвещения как идеологии. Педагогический ракурс просвещения был оформлен под влиянием христианства, акцентировавшего в образовании процесс высветления (проявления) изначальной природы человека - добра. В данном смысловом поле находится понимание просвещения, зафиксированное в словаре В.И. Даля: «свет науки и разума, согреваемый чистою нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование, при ясном сознании долга своего и цели в жизни» [5, с. 541]. Сообразно определялась и роль просветителя, «образовывающего ум и сердце». Сегодня просвещение в педагогике рассматривается как ключевая категория. Ее основанием понимается «принятое за истину знание о мироустройстве, служащее основой культуры, воспитания и жизнедеятельности людей» [1, с. 45].

На втором десятке третьего тысячелетия актуализирована традиция ответственного отношения к аксиологической составляющей пропаганды: распространение каких-либо знаний не всегда является просветительством. Критерием различения является культуросообразность - наличие ориентации на идеалы Истины, Добра и Красоты. Об этом В.И. Даль писал в знаменитом письме А.И. Кошелеву: «просвещение и грамотность одно и то же? Это новое недоразумение. Грамота только средство, которое можно употребить на пользу просвещения и на противное тому - на затмение. Можно просветить человека в значительной степени без грамоты, и может он с грамотой оставаться непросвещенным и необразованным, да сверх того еще и негодяем, что также с истинным просвещением не согласно» [4, с. 6]. Сегодня мы переживаем период глобальной нестабильности и угрозы скатывания человечества в эпоху средневекового варварства. На современном этапе государственного строительства в странах-участницах Содружества независимых государств осмыслена значимость человеческого потенциала, как никогда актуален широкий контекст непрерывного образования, в котором просветительство - самый демократический инструмент поддержки личностного развития. На майской сессии текущего года Межпарламентской ассамблеи Содружества независимых государств единогласно приняла новую редакцию модельного закона «О просветительской деятельности» 1 . Современная концепция просветительства основана на анализе истории его развития сначала на едином образовательном пространстве Союза советских социалистических республик, а затем на межгосударственном образовательном пространстве стран-участниц Содружества независимых государств. Вторым ее краеугольным камнем являются адекватные Вызовам третьего тысячелетия представления об источниках социально-экономического и культурного развития.

Современные виды просветительской деятельности имеют исторические корни. Как мы уже упоминали, специалисты различают несколько феноменов просвещения. Религиозное просвещение, исторически первое, связанное с миссионерской деятельностью, сегодня вновь играет значимую роль в деле сохранения и развития человеческого потенциала и культуры в целом. Русская православная церковь ставит задачу духовного просвещения российского

1 Модельный закон «О просветительской деятельности [Текст] / Модельное законотворчество базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности (2013-2015 гг.) / М.С. Якушкина, М.Р. Илакавичус, И.И. Соколова; под общ. ред. И.И. Соколовой и М.С. Якушкиной. - СПб.: СПб ИУО РАО, 2016. - с. 65-90. -500 экз. - ISBN 978-95-902064-00-8.

народа, о чем неизменно идет речь на ежегодных Рождественских образовательных чтениях. Представители ислама на территории России видят свою просветительскую функцию в противостоянии религиозному экстремизму. Берущее свое начало в 18 веке, гражданское просвещение провозглашало равенство доступа к завоеваниям разума, что должно было привести к совершенству мира. Пройдя этап активной секуляризации общества в 19 веке, оно реализуется сегодня как деятельность по распространению либеральных ценностей. Не исчезли традиции народного (национального) просвещения. Задача сохранения и распространения культурного национально-регионального наследия, бывшая значимой два века назад, актуализировалась в постперестроечное время во всех странах бывшего Союза советских социалистических республик в связи с проблематикой национальной идентификации, сохранением культурной специфики после господства идеологии советского интернационализма. Просвещение трудящихся как проект, основанный на идеях марксизма-ленинизма на рубеже 19-20 веков, оформилось как практика левого толка в странах, где не угасла энергия ощущения социальной несправедливости - прежде всего в регионе Латинской Америки. Примером может послужить концепция П. Фрейре, известная как «педагогика угнетенных». Эта линия в «облегченном варианте» реализуется и некоторых странах Африки, активно преодолевающих безграмотность большей части населения (например, политика президента Д.Л. Ньерере в Танзании). Общемировой контекст восприятия просветительства сегодня связан с проблематикой образования взрослых и шире — непрерывного образования. Таким оно предстает и в новой редакции модельного закона Содружества независимых государств «О просветительской деятельности».

Важным для понимания современных ориентиров просветительской деятельности является история мощнейшей по привлекавшимся ресурсам просветительской организации советского периода — общества «Знание», судьба которого в контексте нашего исследования видится символичной. Идеологическая составляющая, изначально заложенная в его концепцию (прежде всего отраженная в историческом названии Всероссийского общества по распространению политических и научных знаний), во многом способствовала переходу от передовых рубежей в научно-просветительской деятельности общества к занятию сравнительно скромного места в современной палитре непрерывного образования. Лекционная пропаганда, функция которого перешла к Обществу от Министерства культуры Союза советских социалистических республик в 1957 г., нивелировала высокий посыл, озвученный во вступительном слове С.И. Вавилова на открытии Учредительного собрания членов Общества 7 июня 1947 г. Академик был убежден: «Каждая наука заключает в себе немало весьма широких понятий, законов, выводов, имеющих нередко значение, далеко выходящее за рамки потребностей данной области знаний... Наше общество должно быть проводником и посредником настоящих, высоких, передовых научных знаний от специалистов к народу» [3, с. 4]. Профанирование этих идей трехмиллионным Обществом «Знание» к концу 70-х гг. прошлого века, выразившееся в очевидном догматизме и пустословии, начетничестве и политической трескотне (слова из выступления Академика Н.Г. Басова на Девятом съезде Всесоюзного общества «Знание») привели к угасанию интереса широких слоев населения к участию в данной деятельности. Уход государства из сферы просветительства в эпоху Перестройки (прекращение поддержки «Знания») во многом обусловило деинтеллектуализацию общества, падение уровня общей культуры, рост экстремистских настроений.

Сказанное не означает, что «Знание» было единственным агентом просветительства. Однако исторические итоги указывают на бесперспективность реализуемой им в ту эпоху концепции. Это было осознано в перестроечное время, когда каждая «бывшая» республика СССР пыталась выстроить свою жизнеспособную альтернативу просветительства. Вновь стали актуальными религиозное и национальное просвещение. Исследователь последнего И.А. Зеткина предложила рассматривать его как динамичное явление и выделила три этапа,

временное соотношение которых различно у разных народов. К ним относятся конфессиональный, культурно-педагогический (секуляризационный), общественно-политический этапы [6, с. 31]. Сходная этапность описана у Н.О. Блейх [2]. Новейшая история показала, что после распада СССР в бывших республиках этот круг трансформаций национального просвещения был повторен. Особое внимание уделялось и усилиям по сохранению научной картины мира как мировоззренческого ориентира светского общества. Так в Туркменистане выходом из создавшейся постперестроечной критической ситуации видели интеграцию усилий ученых, издательского сообщества научно-популярного направления и средств массовой информации [8]. Повысилась роль зарождавшихся общественных объединений, которые заявляли планы включения просветительства в свою деятельность. Однако Общество «Знание» в каждой из суверенных государств стало «одним из» по профилю лекционной пропаганды [11; 12]. Не забывалась и традиция линии просвещения трудящихся.

Перипетии политической борьбы периода становления демократических принципов в новой истории России обусловили специфику понимания миссии Общества. Так уже в 2006 г. В.Т. Иванов, бывший тогда председателем Правления республиканской организации Общества «Знание» Российской федерации, особо подчеркивал, что «российское общество «Знание» в лице его республиканской организации не утратило своего статуса проводника идеологии государства, реального и действенного института воспитания политической культуры и гражданской активности» [7, с. 1]. Подобная ретроинновация в осмыслении роли Общества присутствуют и в организациях-правопреемниках его республиканских подразделений советского периода, объединенных Международным договором образовательных и просветительских организаций стран Содружества независимых государств 1996 г. (Республиканские государственно-общественное объединение «Белорусское общество «Знание», Общества «Знание» Кыргызской Республики, Узбекистана).

В России к 2015 г. назрела необходимость возрождения просветительской деятельности, что обусловило подписание В. Путиным Указа о создании организации «Общество «Знание». Была переосмыслена концепция просветительства, поставлены такие цели, как развитие гражданского общества, духовно-нравственное воспитание людей разных возрастов, эффективная образовательно-просветительская работа. Об этом было заявлено весной 2016 г. на Учредительном собрании, наряду с подтверждением правопреемства с Обществом, ведущим свою историю с 1947 г. Созвучные задачи ставятся сегодня перед организациями в странах-участницах Содружества.

Методологическим основанием инновационных стратегий и механизмов развития межгосударственного образовательного пространства Содружества независимых государств является признание представителей широких слоев населения, их сообществ потенциальными субъектами просветительской деятельности. Это принципиальный гуманистический поворот от безоговорочной объектности «слушающей» лекционную пропаганду стороны к созданию условий для культуросообразного развития личности участника просветительских событий, которое неизбежно связано с социально-экономическим развитием. Данная связь доказана самой историей общественного периода развития образовательно-просветительского движения последней трети 19 века и культпросвета советского периода. Сложно найти в истории просветительства практики, адекватные данной методологии. Метафора мудрого пастуха и паствы, неразумного стада, актуальная в контексте религиозного просвещения, стала обозначать доминирующий подход и в иных видах просвещения. В информационном, открытом обществе, в условиях действия мощных процессов социальной самоорганизации он блокирует активности субъекта, что сводит эффективность процесса на нет. Поэтому для решения проблемы формирования инновационных стратегий и механизмов развития

10РБМШ16

межгосударственного образовательного пространства нам видится перспективной идеология (само)организации как сочетания на разных этапах формирования и функционирования сообществ тактик самоорганизации (инициатива исходит от активных членов сообщества) и организации (инициатива исходит из среды профессионалов). В этом сочетании формального и неформального, в диалоге государственных структур и общества заложен гарант сохранения и использования живой конструктивной энергии личной и социальной самоорганизации.

Таким образом, сегодня общество и государство стран Содружества независимых государств пришли к необходимости пересмотра представлений о просветительской деятельности, сформировавшихся в период закрытости общества, моноидеологического давления на социокультурную сферу. Явно осознается значимость социально ориентированной работы, предваряемой мониторингом запросов граждан разных групп, представлений стратегических ориентиров развития. Пришло понимание эффективности взвешенного подхода к реализации принципа открытости, который «может обернуться анархией и бессистемностью, неуправляемостью, снижением качества образования. Отсутствие открытости приведет к появлению застойной, негибкой системы» [10, с. 13]. Обращение к правовой стороне организации просветительской деятельности на пространстве Содружества независимых государств свидетельствует о начале нового этапа развития одного из самых гуманистических феноменов истории человечества.

Литература

1. Безрукова, В.С. Педагогика: учебное пособие / В.С. Безрукова. - СПб.: Изд-во ЛГУ им. А С. Пушкина, 2007. - 360 с.
2. Блейх, Н.О. Специфика становления просветительской мысли у северокавказских народов в первой половине XIX в.: монография: В 2 т. Т.2. / Н.О. Блейх, Р.Э. Кесаева; под ред. докт. соц. наук, проф. Р.Э. Кесаевой, Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008. - 251 с.
3. Вавилов, С. Вступительное слово на открытии учредительного собрания членов Общества 7 июля 1947 г. / С. Вавилов // Новые знания. - 2007. - №2. - С. 3-6.
4. Даль В.И. Письмо издателю А.И. Кошелеву / В.И. Даль // Русская беседа. 1856. -Кн. 3. - С. 3 -16.
5. Даль, В. Толковый словарь русского языка: современная версия / В.И. Даль. -М.: Эксмо-пресс, 2000. - 753 с.
6. Зеткина, И.А. Становление и развитие национального просветительства в Поволжье (Вторая половина XIX - начало XX в.) / И.А. Зеткина: Дис. ... д-ра культурологических наук: 24.00.01. - Саранск, 2005. - 332 с.
7. Иванов, В. Когда слово тоже дело / В. Иванов // Новые знания. - 2006. - №3. - С. 1-2.
8. Каландаров, К. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов / К. Каландаров. - М.: ГЦ «Монолит», 1998. - 80 с.
9. Ключарев, Г., Косгард, О. Традиции просветительства и образование взрослых сегодня / Г. Ключарев, О. Косгард // Новые знания. - 2006. - №2. - С. 1-6.
10. Формирование пространства социокультурного образования и просвещения взрослого населения государств-участников СНГ: монография / под ред. М.С. Якушкиной. - СПб: ЛЕМА, 2013. - 192 с.
11. Шарипов Б. Актуальные проблемы идеологической работы в период перестройки / Б. Шарипов. - Душанбе: Дониш. - 1991. - 64 с.
12. Эшматов С. Деятельность общества «Знание» Республики Таджикистан по совершенствованию лекционной пропаганды / С. Эшматов. - Душанбе: Дониш -1999. - 32 с.
10РБЫШ16

Marina Rimantasovna Ilakavitchus

Institute of management of education of the Russian academy of education Saint-Petersburg branch, Russia, Saint-Petersburg E-mail: rim_9921@inbox.ru

Enlightenment in the commonwealth of independent states today: tradition and the lessons of the soviet and post-soviet period

Abstract. The article presents the results of the second phase of the study of modern enlightenment as a factor in the formation of innovative strategies and mechanisms for the development of inter-state educational space (on the example of the Commonwealth of Independent States). The author examines the historical context of development of the outreach period, the Union of Soviet Socialist Republics, the Perestroika and the stage of formation and development of the Commonwealth of Independent States. To pay special attention to the history of the Society "Znanie" of similar periods.The conclusion about the transformation of ideas about outreach activities. The priority of political propaganda function is replaced by the priority interests of personal, cultural and socio-economic development. This change indicates the beginning of a new stage of development of the idea of enlightenment. Especially celebrated humanist essence of modern enlightenment, ideological extremism, managed to counter the practice of, the organization of destructive community. These Terms and Conditions of functioning of enlightenment require a balanced approach to the implementation of the principle of openness, providing pedagogization broad socio-cultural space. Under the conditions of activation of social self-organization of the methodological basis of formation of the concept of enlightenment is recognized ideology (self) organization as a combination at different stages of formation and functioning of community outreach tactics of self-organization (the initiative comes from the active members of the community) and the organization (initiative comes from among professionals).

REFERENCES

1. Bezrukova, V.S. Pedagogika: uchebnoe posobie / V.S. Bezrukova. - SPb.: Izd-vo LGU im. A.S. Pushkina, 2007. - 360 s.
2. Bleykh, N.O. Spetsifika stanovleniya prosvetitel&skoy mysli u severokavkazskikh narodov v pervoy polovine XIX v.: monografiya: V 2 t. T.2. / N.O. Bleykh, R.E. Kesaeva; pod red. dokt. sots. nauk, prof. R.E. Kesaevoy, Vladikavkaz: Izd-vo SOGU, 2008. - 251 s.
3. Vavilov, S. Vstupitel&noe slovo na otkrytii uchreditel&nogo sobraniya chlenov Obshchestva 7 iyulya 1947 g. / S. Vavilov // Novye znaniya. - 2007. - №2. - S. 3-6.
4. Dal& V.I. Pis&mo izdatelyu A.I. Koshelevu / V.I. Dal& // Russkaya beseda. 1856. - Kn. 3. - S. 3 -16.
5. Dal&, V. Tolkovyy slovar& russkogo yazyka: sovremennaya versiya / V.I. Dal&. -M.: Eksmo-press, 2000. - 753 s.
6. Zetkina, I.A. Stanovlenie i razvitie natsional&nogo prosvetitel&stva v Povolzh&e (Vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.) / I.A. Zetkina: Dis. ... d-ra kul&turologicheskikh nauk: 24.00.01. - Saransk, 2005. - 332 s.
7. Ivanov, V. Kogda slovo tozhe delo / V. Ivanov // Novye znaniya. - 2006. - №3. - S. 1-2.
8. Kalandarov, K. Upravlenie obshchestvennym soznaniem. Rol& kommunikativnykh protsessov / K. Kalandarov. - M.: GTs «Monolit», 1998. - 80 s.
9. Klyucharev, G., Kosgard, O. Traditsii prosvetitel&stva i obrazovanie vzroslykh segodnya / G. Klyucharev, O. Kosgard // Novye znaniya. - 2006. - №2. - S. 1-6.
10. Formirovanie prostranstva sotsiokul&turnogo obrazovaniya i prosveshcheniya vzroslogo naseleniya gosudarstv-uchastnikov SNG: monografiya / pod red. M.S. Yakushkinoy. - SPb: LEMA, 2013. - 192 s.
11. Sharipov B. Aktual&nye problemy ideologicheskoy raboty v period perestroyki / B. Sharipov. - Dushanbe: Donish. - 1991. - 64 s.
12. Eshmatov S. Deyatel&nost& obshchestva «Znanie» Respubliki Tadzhikistan po sovershenstvovaniyu lektsionnoy propagandy / S. Eshmatov. - Dushanbe: Donish -1999. - 32 s.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СНГ educational space of the cis ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ outreach activities ИСТОРИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ the history of the enlightenment ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ adult education НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ non-formal education
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты