Спросить
Войти

БУДДИЙСКИЕ ОБЩИНЫ БАШКОРТОСТАНА

Автор: указан в статье

HISTORICAL SCIENCES / <<ШЦШМиМ~^©У©Ма1>#26М)),2Ш9

УДК 93

Мухаметзянова-Дуггал Регина Массаровна Главный научный сотрудник ИЭИ УФИЦ РАН DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10955 БУДДИЙСКИЕ ОБЩИНЫ БАШКОРТОСТАНА

Статья подготовлена в рамках госзадания ИЭИ УФИЦ РАН по теме «Религии и духовная жизнь в поликонфессиональном пространстве Южного Урала».

Mukhametzyanova-Duggal Regina

Doctor ofpolitical Sciences, Chief researcher of the Department of religious studies of R G. Kuseev Institute for Ethnological studies - subdivision of Ufa federal research center of the Russian academy of sciences, Russia, Ufa

THE BUDDHIST COMMUNITY OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Аннотация

В статье на основе полевых исследований, проведенных в Башкортостане и г. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, анализа документов, научной и справочной литературы, рассмотрены буддийские общины Башкортостана и формы их религиозной деятельности.

С начала 1990-х гг. наряду с возрождением традиционной конфессиональной жизни выросло число последователей буддизма в нетрадиционных для буддизма регионах России, в том числе в Башкортостане. В настоящее время на территории республики функционируют три буддистские общины, прошедшие регистрацию (Башкирская буддийская община «Башкорт дацан» в г. Белебее, Башкирская буддийская община «Башкорт дацан» г. Уфы, Буддийский Центр Алмазного Пути Традиции Карма Кагью г. Уфы) и одна в форме некоммерческой организации (дхарма-центр «Тушита»). Отмечено, что идеи буддизма также распространены и популярны в среде молодежи и интеллигенции, которые не соотносят себя с какой-либо определенной школой или направлением и не состоят членами в буддийской общине.

Рассмотрен вопрос преподавания знаний о буддизме в школах, а также изучение буддизма в учебных заведениях республики среднего и высшего профессионального образования в нормативных курсах философии, культурологи, социологии и истории религии. Даны сведения о представленности буддистских сообществ Башкортостана в сети интернет. Отмечено, что информация о буддистских общинах размещена ими на собственных сайтах, в социальных сетях, форумах и блогах. Буддийские религиозные общины республики используют новые формы коммуникации и успешно осваивают виртуальное пространство.

Сформулирован вывод, что функционирование буддийских общин как одной из конфессий республики не ограничивается деятельностью организаций имеющих тибетобуддийские историко-культурные прототипы, а дополняется адаптацией современных западных моделей буддийских сообществ.

Abstract

In the article, based on field studies conducted using unconnected and included observation (in Bashkortostan and Dharamsala, Himachal Pradesh, India), analysis of documents, scientific and reference literature, the Buddhist communities of Bashkortostan and forms of their religious activities are considered.

Since the early 1990s, along with the revival of traditional confessional life, the number offollowers of Buddhism in non-traditional regions of Russia, including Bashkortostan, has grown. Currently, there are three Buddhist communities registered in the Republic (Bashkir Buddhist community "Bashkort datsan " in Belebey, Bashkir Buddhist community "Bashkort datsan" in Ufa, the Buddhist center of the Diamond Way of the karma Kagyu Tradition in Ufa) and one in the form of a non-profit organization (Dharma center "Tushita"). It is noted that the ideas of Buddhism are also common and popular among young people and intellectuals who do not relate themselves to any particular school or direction and are not members of the Buddhist community.

The question of the teaching of Buddhism in schools, and the study of Buddhism in educational institutions of secondary and higher professional education courses in normative philosophy, culture, sociology and history of religion. Information on the representation of the Buddhist communities of Bashkortostan in the Internet is given. It is noted that information about Buddhist communities is posted on their own websites, social networks, forums and blogs. Buddhist religious communities of the Republic use new forms of communication and successfully master the virtual space.

The conclusion is formulated that the functioning of Buddhist communities as one of the confessions of the Republic is not limited to the activities of organizations with Tibetan Buddhist historical and cultural prototypes, but is complemented by the adaptation of modern Western models of Buddhist communities.

На сегодняшний день число буддистов в Рос- это люди, проживающие в традиционных регионах сии приближается к 1 млн. человек. Прежде всего распространения буддизма (Бурятия, Калмыкия,

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#26М)),2Ш9 / HISTORICAL SCIENCES

117

Тыва, Читинская и Иркутская области). С начала 1990-х гг. наряду с возрождением традиционной конфессиональной жизни растет число последователей буддизма в нетрадиционных для буддизма регионах России, в том числе в Башкортостане. По данным Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Республики Башкортостан на 1 января 2019 г. на территории республики зарегистрированы три буддистские общины [5]. Зарегистрированные буддийские общины в Башкортостане — это Башкирская буддийская община «Башкорт дацан» в г. Белебее, Башкирская буддийская община «Башкорт дацан» г. Уфы, Буддийский Центр Алмазного Пути Традиции Карма Кагью г. Уфы. Дхарма-центр «Тушита» в г. Уфе действует в форме некоммерческой организации.

Уфимский дхарма-центр «Тушита» зарегистрирован в 1999 г. как общественная организация, хотя фактически возник задолго до этой даты. В середине 1990-х гг. отдельные последователи буддизма решили объединиться и создать Дхарма-центр, т.е. буддийский центр. Летом 1998 г. группа буддистов обратилась с просьбой организовать Дхарма-центр в Уфе к постоянно живущему в России тибетскому ламе (наставнику) геше Джампа Тинлею. Под его эгидой центр был открыт. Им же было дано название общине - «Тушита», что с санскрита буквально переводится как «сад Радости»1.

Буддийский Дхарма-центр «Тушита» в г. Уфе объединяет более 30-ти человек. Идеи буддизма распространены и популярны в среде молодежи и интеллигенции, которые не соотносят себя с какой-либо определенной школой или направлением и не состоят членами в буддийской общине. По данным членов Дхарма-центра, во время пребывания буддийских учителей-наставников в Уфе, желающих послушать их лекции собирается от 200 до 300 человек.

Дхарма-центр «Тушита» объединяет людей, изучающих и практикующих тибетский буддизм линии преемственности Ламы Цонкапы (традиция Гелуг). Основной целью и задачами центра является возрождение и сохранение в России чистого учения буддизма Махаяны, а также создание благоприятных условий для изучения и практики тибетского буддизма в Уфе и Уральском регионе.

Деятельность Дхарма-центра осуществляется по трем основным направлениям. Первое направление - «не создавай негативной кармы» - предусматривает соблюдение обетов: прибежища (отказ от причинения вреда), Бодхичитты (обет заботы о других) и соблюдение обетов буддиста-мирянина (ге-нина). В соответствии со вторым направлением -«накапливай богатство Добродетелей» - члены дхарма-центра ориентируют свою деятельность прежде всего на познавательно-просветительские задачи. Ими приглашаются в Уфу учителя-наставники для чтения лекций, организуются и проводятся семинары, осуществляется расшифровка аудиоматериалов лекций, редактирование текстов, систематизация и хранение аудио-, видео- и печатных материалов.

Члены общины вносят посильный вклад в обеспечение работоспособности Всероссийского медитационного центра на озере Байкал, в поддержку буддийских проектов (строительство ступ, монастырей, храмов и др.). Осуществляется печать изображений, необходимых для буддийской практики, обеспечивается финансирование деятельности Дхарма-центра.

Третье направление деятельности - «укроти свой ум полностью» - связано с выполнением индивидуальной практики, ведущей к выработке правильного образа мышления и поведения, развитию сосредоточения и мудрости. С этой же целью члены центра проводят как коллективные, так и индивидуальные практики и ретриты (затворничества).

Дважды в год организуются выезды на всероссийские ретриты, проводимые духовным руководителем центра геше Джампа Тинлеем в г. Москва и на берегу оз. Байкал. Байкальский медитационный центр - это ритодный комплекс на берегу Байкала, в местности Заречье Кабанского района Республики Бурятия. Здесь возведен Дом Шаматхи, с надежной звукоизоляцией, создана система жизнеобеспечения учеников, которые под руководством геше Джампа Тинлея развивают шаматху. Центр построен с целью реализации главной цели Учения Будды посредством строгой медитативной практики, выполняемой в месте, где соблюдаются все благоприятные для затворничества условия2. По своему охвату ретриты на Байкале являются всероссийским. В нём участвуют члены буддийских просветительских центров, образованных с середины 1990-х годов геше Джампа Тинлеем в более чем 20 городах России. В 2019 г. на первый лекционный этап ретрита, проходивший с 25 июля по 5 августа, было зарегистрировано 1047 человек, из них взрослых - 900. Данное число участников приблизительно соответствует средним показателям последних лет3. Кроме того, на ретрите 2019 г. по приглашению геше Джампа Тинлея в качестве почетных гостей присутствовали члены официальной делегации монастыря Сера Мей. Учение геше Джампа Тинлея сопровождалось ежедневной работой шести высококвалифицированных держателей традиции тантры Будды Медицины, благодаря которой участники ретрита стали свидетелями обряда возведения и разрушения мандалы Будды Медицины, участвовали в строительстве ступы Примирения, Помимо этого участникам байкальского ре-трита была представлена возможность посетить докторов тибетской медицины для проведения диагностики и получения тибетских лекарственных средств. Отметим, что подобная возможность в

1 Полевые материалы автора. Интервью с руководителем общины В.Умпелевым. г. Уфа, РБ, 2006 г.
2 Байкальский медитационный центр. Режим доступа:

http://geshe.ru/node/174 (дата обращения 15.09.2019 г.)

3 На Байкале расцветает цветок шаматхи. Режим доступа: https://burunen.ru/site/news?id=27759 (дата обращения 15.09.2019 г.)
118 HISTORICAL SCIENCES /

начале 2000-х годов у российских последователей

буддизма отсутствовала, им приходилось отправляться за подобными медицинскими услугами в Индию, где расположен Институт тибетской медицины и астрологии Мен-ци-кханг в г. Дхарамсала, в шатате Химачал прадеш и его отделения (в настоящее время расположенных в 51-м индийском штате)4.

Община дхарма-центра «Тушита» не занимается активной благотворительной деятельностью. Национальный состав Дхарма-центра представлен русскими, татарами и башкирами. Основную часть общины составляют молодежь и интеллигенция. Главным образом, они интересуются буддийской философией и практикой медитации. Община сотрудничает с Московским Буддийским Центром Ламы Цонкапы, Дхарма-центрами «Майтрейя» (Новосибирск), «Зеленая Тара» (Улан-Удэ) и «Белая Тара» (Омск) [6].

Башкирская буддийская община «Башкорт дацан» - местная религиозная организация, впервые зарегистрированная в Башкортостане в 2010 г. и относящаяся к Буддийской Традиционной Сангхи России. Община объединяет около 10-15 человек. В представленных для регистрации документах в качестве целей и задач организации заявлено «совместное исповедание, распространение, изучение, бережное хранение и пропаганда духовного наследия и заветов Будды, культуры и традиций буддистского учения, его философских, нравственных и морально-этических основ, воспитание людей в духе сострадания и любви ко всем живым суще-ствам»5.

В 2012 г. в Управлении Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан была зарегистрирована местная религиозная организация буддистов Республики Башкортостан, Башкирской буддийской общины «Башкорт дацан» г. Уфы Республики Башкортостан [4, с.84].

В 2017 году прошла регистрацию Местная религиозная организация «Буддийский центр алмазного пути традиции Карма Кагью г. Уфа». По данным организации, уфимский центр был основан в 2006 году и функционирует под руководством Оле Нидала. Центр входит в Централизованную религиозную организацию - Российскую Ассоциацию Буддистов Алмазного Пути Традиции Карма Кагью. Ассоциация насчитывает около 100 общин во всех регионах России, организует и участвует в совместных религиозных мероприятиях, посвященных религиозным и общенациональным праздникам [5]. Согласно исследованиям проведенным востоковедом и социологом Е.А. Островской по изучению буддийских общин г. Санкт-Петербурга, где находится штабквартира общины Карма-Кагью, формы религиозной жизни данной общины качественно

отличны от тибетобуддийских прототипов. Руководитель общины Оле Нидал рассматривает модель буддийской общинной жизни, сложившейся в странах Запада как единственно подходящее для россиян-европейцев [3, с. 107].

Знания о буддизме в школах республики - маркер религиозного сознания родителей учащихся Впервые большинство российских учащихся знакомятся с буддизмом в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введенного с 1 сентября 2012 года. Он включает в себя шесть самостоятельных модулей, ориентированных на различные мировоззренческие группы в российском обществе: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудаизма, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Родители школьников выбирают один из перечисленных модулей для обучения своего ребенка, который изучается в 4 классе. Выбор модуля - это один из показателей религиозного сознания родителей. В Башкортостане в первый год введения нового предмета светскую этику выбрали для изучения 29025 человек (67,3%), основы мировых религий - 10461 (24,2%), основы исламской культуры - 2660 (6,1%) и основы православия - 906 человек (2,1%). Изучать основы буддийской и иудейской культур планировало 22 человека - по 11 на каждый предмет6. Исследование, проведенное ИЭИ УФИЦ РАН, показало, что на практике обучение по модулям «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры» не велось. В настоящее время преподавание ОРКСЭ ведется по 4-м модулям, имеется тенденция сокращения выбора конфессиональных модулей.

Продолжается изучение буддизма в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования в нормативных курсах философии, культурологи, социологии и истории религии. Религиоведческие курсы, как правило, читаются на факультетах гуманитарного направления (в БашГУ читается курс лекций «История мировых религий», в Бирском филиале БашГУ - «История мировых религий в России», в БАГСУ при Главе РБ - «Религиоведение» и «Религия и политика в современном мире») [2, с. 99].

Представленность буддистских общин Башкортостана в сети интернет Изучение представленности буддистских общин Башкортостана в Интернет (наряду с мусульманскими и православными) в свете все более возрастающего влияния интернет сетей на жизнь людей, представляет собой одно из наиболее интересных и перспективных направлений социологического изучения религиозной жизни республики, которое предстоит осуществить. Отметим

4 Полевые материалы автора. г. Дхарамсала, штат Химачал прадеш, г. Нью-Дели, Индия. 2005 г., 2007 г.
5 В Башкирии появилась буддийская община. Режим

доступа: https://mardongblog.livejournal.com/110359.html (дата обращения 15.09.2019 г.)

6 Буддизм в Башкирии изучают 11 человек. Режим доступа: https://www.ufa.kp.ru/online/news/1239775/ (дата обращения 15.09.2019 г.)

<<ШУШетиМ~^©У©Мак>>#26М)),2Ш9 / HISTORICAL sciences

лишь, что представленность буддистских сообществ Башкортостана в сети интернет растет, информация о них размещена на собственных сайтах, в социальных сетях, форумах и блогах. Буддийские религиозные общины республики используют новые формы коммуникации и успешно осваивают виртуальное пространство. Так, Дхарма-центр «Ту-шита» имеет собственный сайт, страницы в социальных сетях «ВКонтакте» (725 участников), «Фейсбук» (413 подписчиков) и «Одноклассники» (9 участников), Буддийский Центр Алмазного Пути Традиции Карма Кагью г. Уфы - сайт (с подпиской на рассылку) и страницу «ВКонтакте» (411 участников).

Таким образом, функционирование буддийских общин как одной из конфессий республики не ограничивается деятельностью организаций имеющих тибетобуддийские историко-культурные прототипы в ее традиционных формах, а дополняется адаптацией современных западных моделей буддийских сообществ.

119

Список литературы:

1. Буддийский центр в Уфе. Буддизм алмазного пути. Режим доступа: https://www.bud-dhism.ru/tcentry/ufa/ (дата обращения 15.09.2019 г.)
2. Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Вузовское и академическое религиоведение в Башкортостане // Достижения науки и образования. -2016. - № 12. -С. 98-99.
3. Островская Е.А. Буддийские мирские общины Санкт-Петербурга // Социологические исследования. - 1999. - № 3. - С. 107-113.
4. Религиозны объединения Республики Башкортостан. Справочник. - Уфа, 2014. 226 с.
5. Совет по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ. Режим доступа: https ://glavarb.ru/rus/administration/sovetpogo sudarst venno-konfessionalnimotnosheniyampriprezidenterb/ (дата обращения 25.08.2019 г.)
6. Тушита. Буддийский центр. Режим доступа: http://tushita.ru (дата обращения 25.08.2019 г.)
буддизм буддийские общины религиозная жизнь Башкортостан buddhism buddhist communities religious life bashkortostan.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты