Спросить
Войти

НУР-ТУХУМСКИЕ ЗЕРКАЛА

Автор: указан в статье

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОВОЛЖСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ

№ 4 (30) 2019

ПОВОЛЖСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ

e-ISSN 2500-2856 № 4 (30) 2019

Главный редактор

член-корреспондент АН РТ, доктор исторических наук А.Г. Ситдиков

Заместители главного редактора:

член-корреспондент АН РТ, доктор исторических наук Ф.Ш. Хузин доктор исторических наук Ю.А. Зеленеев Ответственный секретарь- кандидат ветеринарных наук Г.Ш. Асылгараева

Б.А. Байтанаев - академик НАН РК, доктор исторических наук (Алматы, Казахстан) (председатель), Р.С. Хакимов - вице-президент АН РТ (Казань, Россия), Х.А. Амирха-нов - член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор (Москва, Россия), И. Бальдауф - доктор наук, профессор (Берлин, Германия), С.Г. Бочаров - кандидат исторических наук (Казань, Россия), П. Георгиев - доктор наук, доцент (Шумен, Болгария), Е.П. Казаков - доктор исторических наук (Казань, Россия), Н.Н. Крадин - член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор (Владивосток, Россия), А. Тюрк - PhD (Будапешт, Венгрия), И. Фодор - доктор исторических наук, профессор (Будапешт, Венгрия), В.Л. Янин - академик РАН, доктор исторических наук профессор (Москва, Россия), В.С. Синика - кандидат исторических наук (Тирасполь, Молдова), Б.В. Базаров - академик РАН доктор исторических наук, профессор (Улан-Удэ, Бурятия), Д.С. Коробов - доктор исторических наук, профессор РАН (Москва, Россия), П. Дегри- профессор (Лёвен, Бельгия), Вэй Джан - Ph.D, профессор (Пекин, Китай).

А.А. Выборном - доктор исторических наук, профессор (Самара, Россия)

М.Ш. Галимова - кандидат исторических наук (Казань, Россия)

Р.Д. Голдина - доктор исторических наук, профессор (Ижевск, Россия)

И.Л. Измайлов - доктор исторических наук (Казань, Россия)

С.В. Кузьминых - кандидат исторических наук (Москва, Россия)

А.Е. Леонтьев - доктор исторических наук (Москва, Россия)

Т.Б. Никитина - доктор исторических наук (Йошкар-Ола, Россия)

Ответственные за выпуск: С.Г. Бочаров - кандидат исторических наук

Редакционный совет:

Редакционная коллегия:

Адрес редакции: 420012 г. Казань, ул. Бутлерова, 30 Телефон: (843) 236-55-42 & E-mail: arch.pov@mail.ru http://archaeologie.pro

Индекс 80425, каталог «ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ» Агентство "РОСПЕЧАТЬ" Выходит 4 раза в год

© Академия наук Республики Татарстан, 2019 © ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», 2019 © Журнал «Поволжская археология», 2019

POVOLZHSKAYA ARKHEOLOGIYA THE VOLGA RIVER REGION ARCHAEOLOGY

e-ISSN 2500-2856 № 4 (30) 2019

Editor-in-Chief:

Corresponding Member of the Tatarstan Academy of Sciences, Doctor of Historical Sciences A. G. Sitdikov

Deputy Chief Editors:

Corresponding Member of the Tatarstan Academy of Sciences, Doctor of Historical Sciences F. Sh. Khuzin Doctor of Historical Sciences Yu. A. Zeleneev Executive Secretary - Candidate of Veterinary Sciences G. Sh. Asylgaraeva

B. A. Baitanayev - Academician of the National Academy of the RK, Doctor of Historical Sciences (Almaty, Kazakhstan) (chairman), R. S. Khakimov - Vice-Chairman of the Tatarstan Academy of Sciences (Kazan, Russian Federation), Kh. A. Amirkhanov - Doctor of Historical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russian Federation), I Baldauf - Doctor Habilitat, Professor (Berlin, Germany), S. G. Bocharov -Candidate of Historical Sciences (Kazan, Russian Federation), P. Georgiev - Doctor of Historical Sciences (Shumen, Bulgaria), E. P. Kazakov - Doctor of Historical Sciences (Kazan, Russian Federation), N. N. Kradin - Doctor of Historical Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences (Vladivostok, Russian Federation), Ä. Türk - PhD (Budapest, Hungary), I. Fodor - Doctor of Historical Sciences, Professor (Budapest, Hungary), V. L. Yanin - Academician of RAS, Doctor of Historical Sciences, Professor (Moscow, Russian Federation), V. S. Sinika - Candidate of Historical Sciences (Tiraspol, Moldova), B. V. Bazarov - Academician of RAS, Doctor of Historical Sciences, Professor (Ulan-Ude, Russian Federation), D. S. Korobov - Doctor of Historical Sciences, Professor (Moscow, Russian Federation), P. Degryse - Professor (Leuven, Belgium), Wei Jian - Ph.D, Professor (Beijing, China).

A.A. Vybornov - Doctor of Historical Sciences, Professor (Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara, Russian Federation)

M. Sh. Galimova - Candidate of Historical Sciences (Institute of Archaeology named after A. Kh. Khalikov, Kazan, Russian Federation)

R. D. Goldina - Doctor of Historical Sciences, Professor (Udmurt State University, Izhevsk, Russian Federation) I. L. Izmaylov - Doctor of Historical Sciences (Institute of Archaeology named after A. Kh. Khalikov, Kazan, Russian Federation)

S. V. Kuzminykh - Candidate of Historical Sciences (Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation)

A. E. Leont&ev - Doctor of Historical Sciences (Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation)

T. B. Nikitina - Doctor of Historical Sciences (Mari Research Institute of Language, Literature and History named after V. M. Vasilyev, Yoshkar-Ola, Russian Federation)

Executive Editors:

Editorial Board:

Responsible for Issue S. G. Bocharov - Candidate of Historical Sciences

Editorial Office Address:

Butlerov St., 30, Kazan, 420012, Republic of Tatarstan, Russian Federation

Telephone: (843) 236-55-42 E-mail: arch.pov@mail.ru http://archaeologie.pro

© Tatarstan Academy of Sciences (TAS), 2019 © Mari State University, 2019 © "Povolzhskaya Arkheologiya" Journal, 2019

ПОВОЛЖСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ № 4 (30) 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Великий Шелковый путь в средние века. Вопросы металловедения

Кольцов П.М. (Элиста, Россия), Байтанаев Б.А. (Алматы, Казахстан),

Гаджиев М. С. (Махачкала, Россия).

Инфраструктура северной ветви Великого Шелкового пути на участках: Западный Казахстан - Нижнее Поволжье -Подонье - Северный Кавказ..............................................................................8

Пигарёв Е.М. (Йошкар-Ола, Россия).

Монетные находки в Крымском районе Краснодарского края..........................23

Базаров Б.А., Миягашев Д.А. (Улан-Удэ, Россия).

Нур-Тухумские зеркала.........................................................................................28

Байтанаев Б.А., Петров П.Н. (Алматы, Казахстан),

Шайхутдинова Е.Ф. (Казань, Россия).

Монетная реформа Кепек хана в свете результатов исследования

состава монетного серебра методом РФА......................................................43

Гомзин А.А. (Москва, Россия), Воронцов М.В. (Пермь, Россия).

Усольский клад куфических монет......................................................................55

Крыласова Н.Б. (Пермь, Россия).

Слитки и разновесы Пермского Предуралья как источник

для изучения средневековых мер веса............................................................68

Никитина Т.Б., Акилбаев А.В. (Йошкар-Ола, Россия),

Аристов А.А. (Кострома, Россия).

Погребальный инвентарь могильника «Кузинские хутора»..............................82

Белорыбкин Г.Н., Осипова Т.В., Соболь А.С. (Пенза, Россия).

Клад начала XIII в. с Золотаревского городища

и монгольское нашествие.................................................................................99

Вихляев В.И., Кемаев Е.Н. (Саранск, Россия).

Лопастные сюльгамы как этноопределяющий признак

средневековой мордовской культуры............................................................110

Водясов Е.В., Зайцева О.В. (Томск, Россия).

Женский головной убор золотоордынского времени

из Томского Приобья......................................................................................119

Археобиологические исследования в Болгаре и на поселениях Золотой Орды

Лебедева Е.Ю. (Москва, Россия).

Необычные «зерновые» скопления

Болгарского городища - что в основе?.........................................................129

Алешинская А.С., КочановаМ.Д. (Москва, Россия).

Археологические объекты разного типа

на Болгарском городище: палинологический аспект..................................151

РОУОЬ7Н5КЛУЛ ЛККНБОЬОСТУЛ №о 4 (30) 2019

Бабенко А.Н., Сергеев А.Ю. (Москва, Россия).

Археоботанические исследования городища Маджары..................................161

Сергушева Е.А. (Владивосток, Россия). Междисциплинарное изучение киданьских городищ на территории центральной Монголии:

опыт применения археоботанического подхода..........................................171

Бочаров С.Г. (Казань, Россия), Яворская Л.В. (Москва, Казань, Россия). К вопросу о кожевенном производстве в Золотой Орде: результаты археологического и археозоологического

исследования на городище Маджары в 2017 году ......................................184

Кубанкин Д.А. (Саратов, Россия), Соловьёва Л.Н. (Москва, Россия). Находки деревянных изделий с Увекского городища (ХШ-Х1У вв.):

атрибуция сырья и технологии изготовления..............................................200

Яворская Л.В. (Москва, Казань, Россия), Бадеев Д.Ю. (Москва, Россия). Косторезные мастерские в торгово-ремесленном районе

средневекового Болгара: критерии выявления.............................................210

Критика и библиография

Адамов А.А. (Тобольск, Россия).

«Тернистый» путь археолога или как рождаются историографические

мифы. Рецензия на монографию: Зыков А.П., Косинцев П.А., Трепавлов В.В. Город Сибир - Городище Искер (историкоархеологическое исследование). М.: Восточная лит-ра, 2017. 559 с.........226

Список сокращений.............................................................................................237

Авторский указатель............................................................................................238

Правила для авторов............................................................................................250

nOBOA^CKAfl APXEOAOrafl № 4 (30) 2019

The Great Silk Road in the Middle Ages. Metal Science Issues

Koltsov P.M. (Elista, Russian Federation), Baitanayev B.A. (Almaty, Kazakhstan), GadjievM.S. (Makhachkala, Russian Federation). Infrastructure of Great Silk Road North Branch in Areas: Western

Kazakhstan - Lower Volga region - Don region - North Caucasus ...................8

Pigarev E.M. (Yoshkar-Ola, Russian Federation).

Coin Finds from the Crymsky District of Krasnodar Region..................................23

Bazarov B.A., Miyagaschev D.A. (Ulan-Ude, Russian Federation).

The Mirrors from Nur-Tukhum...............................................................................28

Baitanayev B.A., Petrov P.N. (Almaty, Kazakhstan), Shaykhutdinova E.F. (Kazan, Russian Federation).

Kepek Khan&s Monetary Reform According to the Results of

a Study of the Coin Silver Chemical Composition by the XRD Method...........43

Gomzin A.A. (Moscow, Russian Federation), VorontsovM.V. (Perm, Russian Federation).

The Usolye Hoard of Kufic Coins...........................................................................55

Krylasova N.B. (Perm, Russian Federation). Ingots And Weights from Perm Cis-Urals as a Source

for Studying the Medieval Measures of Weight.................................................68

Nikitina T.B., AkilbaevA.V. (Yoshkar-Ola, Russian Federation), Aristov A.A. (Kostroma, Russian Federation).

Funeral Inventory of the Burial Ground "Kuzinskie Hutora".................................82

Belorybkin G.N., Osipova T.V., SobolA.S. (Penza, Russian Federation). Hoard of Artifacts of the Beginning of 13th Century

from Zolotorevka Fortified Settlement and Mongol Invasion............................99

Vikhlyaev V.I., Kemaev E.N. (Saransk, Russian Federation). The Syul&gamas With Triangular Blades as Ethnicity Marking

Indicator of Medieval Mordovian Culture........................................................110

Vodyasov E.V., Zaitceva O.V. (Tomsk, Russian Federation).

Female Headdress of the Golden Horde Time from Tomsk Ob River Region......119

Archaeobiological Studies in Bolgar and the Settlements of the Golden Horde

Lebedeva E.Yu. (Moscow, Russian Federation).

Unusual «Grain» Accumulations in Bolgar Fortified Settlement what is in Basis?...............................................................................................129

Aleshinskaya A.S., KochanovaM.D. (Moscow, Russian Federation). Archaeological Objects of Different Types

in the Bolgar Fortified Settlement: a palynological aspect...............................151

Babenko A.N., SergeevA.Yu. (Moscow, Russian Federation).

Archaeobotanical Investigations of Madzhar Settlement......................................161

POVOLZHSKAYA ARKHEOLOGIYA №q 4 (30) 2019

Sergusheva E.A. (Vladivostok, Russian Federation). Interdisciplinary Study of the Liao Empire Walled Towns of the

Central Mongolia: the experience of using the archaeobotanical approach ....171

Bocharov S.G. (Kazan, Russian Federation), Yavorskaya L.V. (Moscow, Kazan, Russian Federation). On the Question of Leather Production in the Golden Horde: results of archaeological and archaeozoological research

in the Madzhar Settlement in 2017...................................................................184

Kubankin D.A. (Saratov, Russian Federation), Solovyova L.N. (Moscow, Russian Federation).

Finds of Wooden Products from the Uvek Settlement (13th - 14th centuries)........200

Yavorskaya L.V. (Moscow, Kazan, Russian Federation),

Badeev D.Yu. (Moscow, Russian Federation).

Bone Carving Workshops in the Trade and Craft District

of Medieval Bolgar: identification criteria........................................................210

Critics and Bibliography

Adamov A.A. (Tobolsk, Russian Federation).

The "Thorny" Path of the Archaeologist or How Historiographical Myths are Born. Review of Monograph: A.P. Zykov, P.A. Kosintsev, V.V. Trepavlov. City Sibir - the Ancient Settlement of Isker

(historical and archaeological research).

Moscow: "Vostochnaya literatura" Publ., 2017. 559 p....................................226

List of Abbreviations.............................................................................................237

Index of the Authors...............................................................................................238

Submissions...........................................................................................................250

УДК 902/904(571.54) https://doi.Org/10.24852/pa2019.4.30.28.42

НУР-ТУХУМСКИЕ ЗЕРКАЛА1 © 2019 г. Б.А. Базаров, Д.А. Миягашев

В статье анализируются два зеркала, обнаруженные в 2016-2017 гг. на Нур-Тухумском археологическом комплексе. Первая находка представлена фрагментом китайского бронзового зеркала типа НУ, происходящее из хуннского погребения, а вторая - круглым металлическим зеркалом из средневекового жилища. На сохранившемся фрагменте орнаментального поля китайского зеркала фиксируются Т-, Ь- и У-образные знаки, а также изображения фантастических существ. Датируются зеркала подобного типа 1-11 вв. н. э. У второго зеркала основное орнаментальное поле заполнено изображениями драконов воздушной и водной стихий. Артефакт отличается своими характеристиками от аналогичных зеркал отсутствием в центре изделия шишки-петли и вось-миарочного обрамления внутренней стороны бортика. Подобные зеркала датируются ХШ-Х1У вв. Авторами дается описание зеркал, технология и химический состав изделий, хронологическое обоснование, а также раскрывается семантика изображений.

В целом находки металлических зеркал в Западном Забайкалье соотносятся с тремя хронологическими эпохами: безорнаментальные зеркала относятся к бронзовому веку; китайские зеркала из белой бронзы, обнаруженные в ходе раскопок хуннских памятников, к раннему железному веку; зеркала эпохи Средневековья, являющиеся, за редкими исключениями, поздними копиями китайских зеркал. Данная категория артефактов обнаруживается в результате археологических раскопок погребальных комплексов, реже их находят на площади поселений, остальной массив относится к категории случайных находок. Самыми многочисленными (и соответственно, часто публикуемыми) по сравнению с зеркалами бронзового века, являются импортные зеркала из

хуннских памятников и, в меньшей степени, средневековые копии китайских зеркал.

Металлические зеркала являлись предметами личного пользования, входя в первый, самый ближний, круг магических предметов, обладающих защитными функциями (Сертакова, 2013, с. 178). Анализ декора и деталей оформления, а также определение химического состава, позволяют сделать выводы о месте и времени производства, хронологии раскопанных погребений или поселений, процессах этнокультурного взаимодействия, духовной культуре и т. д. В археологических комплексах металлические зеркала рассматриваются как важный элемент ритуальной практики (Данилов, Филиппова, Амоголонов, 1998; Коновалов, 1976; Миняев, Сахаров1 Работа выполнена в рамках государственного задания ИМБТ СО РАН по проекту № 0338-2016-0003 «Межкультурное взаимодействие, этнические и социально-политические процессы в Центральной Азии», номер государственной регистрации № АААА-А17-117021310264-4.

Рис. 1. Нур-Тухумский археологический комплекс. Топографический план памятника археологии.

Fig. 1. Nur-Tukhum archaeological complex.

Topographic plan of the archaeological site.

ская, 2006; Полосьмак, Богданов, 2015; Тишкин, Серегин, 2006; Филиппова, 2000). «Западно-забайкальская» коллекция импортных бронзовых зеркал невелика в количественном отношении. В хуннских памятниках китайские зеркала большей частью попадаются в единичных обломках, лишь два экземпляра удалось восстановить почти полностью. Полная сводка зеркал из хуннских памятников Западного Забайкалья была дана И.В. Филипповой (Филиппова, 2000). Ею проанализировано 18 экземпляров зеркал. Восемь экземпляров были подняты на территориях поселенческих комплексов (городище Баян-Ун-дэр - 1 экз.; Иволгинское городище 7 экз.) и десять изъяты из погребений (Ильмовая падь - 4 экз.; Черемуховая падь - 3 экз.; Енхор - 3 экз.). Обломки еще двух зеркал позднее были обнаружены во время раскопок княжеского кургана на могильнике Царам (Ми-няев, Сахаровская, 2006) и в фондах Этнографического музея народов Забайкалья (из погребения в Ильмовой пади) (Базаров, Бураев, Миягашев, 2016).

Полной сводки средневековых зеркал Западного Забайкалья на сегодняшний момент не существует. Имеются лишь немногочисленные отдельные упоминания зеркал в монографиях или статьях. Одно круглое зеркало было опубликовано в монографии Е.А. Хамзиной из материалов могилы 1 могильника I Тапхар (Хам-зина, 1970, с. 106-107). Два экземпляра зеркал были подняты в окрестностях с. Усть-Кяхта (Ташак, 2010). Один экземпляр зеркала был случайно обнаружен в средневековом захоронении в долине р. Уды (Базаров, Бураев, Миягашев, 2016). Вышеприведенными сведениями, конечно же, не исчерпывается список средневековых зеркал. Наверняка, в запасниках музеев и в лабораториях образовательных и научно-исследовательских учреждений хранится некоторое количество металлических зеркал, не введенных пока в научный оборот. Например, нам известно о нескольких средневековых экземплярах зеркал с могильников Ярикто (Баргузинский район), Енхорский (Джидинский район) и Суджинский в Ильмовой пади (Кяхтинский район).

В 2016-2017 гг. коллекция металлических зеркал пополнилась двумя находками на Нур-Тухумском археологическом комплексе, включающем хуннский могильник и поселение

средневековья (Базаров и др., 2018). Нур-Тухумский археологический комплекс расположен в небольшой межгорной впадине в центре междуречного пространства р. Селенги и р. Чикой. На севере впадина ограничена подножиями низкогорных отрогов южного склона восточного участка Боргойского хребта, с запада - невысоким отрогом горного хребта меридионального простирания, закрывающим ее от господствующих ветров. На юге впадина ограничена отрогами Хурайского хребта, протянувшегося с запада на восток. Основная площадь изучаемой территории занята редко-лесной равниной, поверхность которой характеризуется неровной вало-образной структурой, типичной для эоловых мезоформ рельефа. Морфологические особенности предгорного рельефа определяются принадлежностью территории к редколесной зоне, засушливостью климата, сильными весенними и осенними ветрами (Будаев, Коломиец, 2015). В административном отношении объект археологического наследия находится на южной границе муниципального образования «Селенгинский район», юго-западнее улуса Нур-Тухум.

Центральная и южная часть территории археологического памятника характеризуется участками травянистой растительности сухостепной зоны, здесь расположено основное количество погребений хунну. Северный участок комплекса занят сосновым лесом с разреженным подлеском, где расположено менее 20 хуннских могил. В рельефе лесного массива прослеживаются следы временных водотоков в виде неглубоких оврагов. Наиболее ровная поверхность, покрытая сосновым массивом вторичного заложения, протягивается широРис. 2. Нур-Тухумский археологический комплекс. Хуннское погребение № 47. Fig. 2. Nur-Tukhum archaeological complex.

Xiongnu tomb no. 47.

кой полосой на востоке, где визуально различимы борозды глубокой вспашки меридионального простирания. Большая часть погребений хунну и средневековые жилища расположены на участке редколесной равнины, вытянутой по линии север-юг. На этом участке были исследованы хуннская могила № 47 и средневековое жилище № 1, в которых были обнаружены металлические зеркала (рис. 1).

Зеркало TLV. В 2017 г. в хунн-ском погребении № 47 был обнаружен фрагмент китайского бронзового зеркала типа TLV. Он был обнаружен в могильной яме, за пределами вну-тримогильной конструкции, смещен со своего первоначального места в результате грабительских действий на уровень чуть выше погребального сруба (рис. 2). К сожалению, точное место расположения зеркал в погребениях хунну Западного Забайкалья трудно установить вследствие разграРис. 3. Нур-Тухумский археологический комплекс. Фрагмент зеркала типа TLV

Fig. 3. Nur-Tukhum archaeological complex. Fragment of a bronze mirror of TLV-type.

бления и осквернения большинства могил.

Длина обломка зеркала составляет 7,1 см, ширина - 2,6 см, толщина -0,9 мм. Восстановить диаметр зеркала не представляется возможным, поскольку обломок представлен только частью внутреннего орнаментального поля. Бортик у фрагмента зеркала отсутствует. С двух сторон обломка имеются фрагменты ленты из параллельных полосок. На орнаментальном поле фиксируются T, L и V-образные знаки, угол центрального квадрата, от которого отходит T-образный знак, две выпуклые шишечки, а также изображения неких фантастических существ (рис. 3). Название этого типа зеркала возникло из-за наличия в декоре знаков, напоминающих латинские буквы T, L и V.

Зеркала этого типа обнаружены в разные годы в хуннских погребениях могильников Черемуховая падь, Ильмовая падь и Енхор.

В Черемуховой пади обломок зеркала найден Р.Ф Тугутовым в могиле № 2. Фрагмент зеркала,

на бортике которого имеется узор в виде тонких S-образных фигур. Лента из параллельных полосок отделяет орнаментальное поле, на котором сохранились L-образный знак и часть фигуры льва (рис. 4: 1) (Коновалов, 1976, с. 204).

Другой фрагмент зеркала обнаружен П.Б. Коноваловым в могиле № 15 могильника Черемуховая падь. По китайской типологии это сы шэнь гуй цзю («зеркало гуй цзю с четырьмя духами-божествами»). Бортик декорирован лентой из треугольников. На орнаментальном поле, отделенном от бортика лентой из параллельных полосок, У-образные знаки, фигура тигра и неполное изображение феникса. Также сохранился угол квадрата, от которого отходит Т-образный знак (рис. 4: 2) (Коновалов, 1976, с. 204).

Краевой обломок зеркала был найден в 1978 г. А.В. Тиваненко в погребении в Ильмовой пади. К сожалению, точных сведений об обстоятельствах находки нет. Размеры зеркала - 5,9^3,2 см. Внешний бортик орнаментального поля шириной 1,8 см, за бортиком проходит лента из параллельных скошенных линий (ширина - 0,4 см), ограниченная тонким кольцом, за ней следует орнамент с зигзагообразными короткими полосками. На орнаментальном поле геометрический орнамент - параллельные линии с прямыми углами. Толщина зеркала по бортику - 0,5 см, по орнаментальному полю - 0,3 см (рис. 4: 3). Из-за небольшого размера сохранившегося фрагмента его трудно отнести к определенному типу зеркал, но характер бортика и орнамента приближает этот осколок к зеркалам типа НУ (Базаров, Бураев, Миягашев, 2016, с. 18-19).

Еще одно зеркало обнаружено П.Б. Коноваловым и Н.В. Именохо-евым в погребении № 1 могильника Енхор. Большой фрагмент зеркала с бортиком, декорированном тремя лентами: две из треугольников и одна с зигзагообразной полосой. На орнаментальном поле, отделенном лентой из параллельных полосок, сохранилась часть надписи из семи иероглифов, а также знак V. Наличие знака V позволило отнести данное зеркало к типу ИЛ&&. Иероглифы можно прочесть следующим образом: бу («не») чжи («знать, знание») лао («старый, старость») кэ («испытывать жажду, страстно желать») инь («пить, напиток; поить») ю («яшма, нефрит») цюань («источник, родник») - «... не знает старости, испытывая жажду, напьется из яшмового источника (= источника бессмертия)» (Филиппова, 2000, с. 103).

Зеркало с изображением драконов водной и воздушной стихий. В 2016 г. при раскопках средневекового жилища № 1 в верхних пластах его котлована, на развалинах печи было найдено круглое металлическое зеркало с изображением двух крылатых драконов. Рисунок выполнен в высоком рельефе. Один дракон плавает среди волн, другой - летает в облаках. По краю орнаментального поля проходит неширокий бортик. В нижней части, посередине след от обломленной рукоятки, ширина -2,2 см. Диаметр - 11,6 см, высота бортика - 0,5 см, ширина - 4-6 см (рис. 5). Два зеркала с аналогичным рисунком хранятся в фондах Минусинского краеведческого музея под № 5012 из дер. Беллых (рис. 6: 1), и под № 5013 из дер. Саянская (Лубо-Лесниченко, 1975, с. 86-87). Такое же зеркало, но плохого качества и со3

Рис. 4. Фрагменты бронзовых зеркал типа TLV. 1 - могильник Черемуховая

падь, хуннское погребение № 2; 2 - могильник Черемуховая падь, хуннское погребение № 15; 3 - Суджинский могильник в Ильмовой пади, хуннское погребение без номера. Fig. 4. Fragments of a bronze mirrors of TLV type. 1 - Xiongnu cemetery in Cheryomukhovaya pad&, tomb No. 2; 2 - Xiongnu cemetery in Cheryomukhovaya pad&, tomb No. 15; 3 - Sudzhi Xiongnu cemetery in Il&movaya pad&, tomb without a number.

хранности, было обнаружено в пос. Ямгорт Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа (рис. 6: 2). Зеркало хранится в Музее истории и культуры народов Сибири ИАЭТ СО РАН (Бауло, 2011, с. 248). Аналогичное зеркало было обнаружено в составе клада на золотоор-дынском Увекском городище (рис. 6: 3) (Кубанкин, Сергеева, 2013, с. 266). Однако нур-тухумское зеркало имеет

Рис. 5. Нур-Тухумский археологический комплекс. Бронзовое зеркало с изображением драконов водной и воздушной стихий.

Fig. 5. Nur-Tukhum archaeological complex. Bronze mirror with the image of dragons of water and air natural elements.

некоторые отличия от вышеприведенных аналогов - нет шишки-петли в центре и восьмиарочного обрамления внутренней стороны бортика, небольшие отличия имеются в изображениях облаков. К тому же это зеркало имело ручку.

Зеркала, принадлежащие к так называемому типу НУ, Е.И. Лубо-Лесниченко относит к концу периода Западной Хань (206 г. до н. э. -25 г. н. э.) и начала Восточной Хань (25-220 гг. н. э.) (Лубо-Лесниченко, 1975, с. 12). Подобные зеркала выделены Б. Карлгреном в категорию L, куда он включает различные по своему орнаменту зеркала типа НУ, которые также характеризуются большой насыщенностью рисунка и массивной круглой шишкой. Зеркала данной

группы датируются им в интервале 100 г. до н. э. - 100 г. н. э. (Karlgren, 1941, с. 113). По китайской классификации зеркала типа TLV принадлежат типу гуй цзю («упорядоченный»), который был широко распространен в ханьское время (Филиппова, 2000, с. 103). Предполагается, что орнамент зеркал является отображением доски для стратегической игры «Любо», появившейся в конце периода Чунь Цю (период Весен и Осеней, 722-481 гг. до н. э.) и очень популярной в ханьское время в Китае (конец III в. до н. э. - III в. н. э.). В целом распространение зеркал этого типа связывают с хронологическим интервалом от времени правления Ван Мана (империя Синь) (9-23 гг. н. э.) до середины периода Восточной Хань

(25-220 гг. н. э.) (Филиппова, 2000, с. 103). Имеющаяся радиоуглеродная дата ЛУ-8633 (правда, с другого погребения) подтверждает датировку (табл. 1).

С IX в. н. э. древние зеркала начинают играть роль апотропея (магического предмета, оберегающего от злых сил), что приводит к массовому производству местных копий китайских зеркал (Лубо-Лесниченко, 1969). Выступая в роли амулетов и оберегов, такие зеркала очень часто погребались вместе с умершими владельцами. Какая-то часть зеркал оказалась утерянной или оставленной на местах древних и средневековых поселений. Немало зеркал оказалось в буддийских монастырях в связи с тем, что монахи-лекари их активно использовали в своей медицинской практике. Известны случаи, когда ламы раскапывали древние могилы. Как писал об этом Ю.Д. Талько-Грынцевич: «В 1889 году говорят, что приезжал опять другой лама монгольский и раскапывал могилы на верхнем Суджи, где нашел много человеческих костей, бронзовых предметов, камней с надписями и проч.» (Талько-Грынцевич, 1999, с. 17). После разгрома монастырей в 30-е гг. XX века многие зеркала были спрятаны вместе с монастырской утварью. Также, вне всякого сомнения, практиковалось шаманами реутилизация древних зеркал, поскольку зеркала (толи) обладают, по их мнению, защитными свойствами. Найденное в нур-тухумском жилище зеркало аналогично тому образцу, что датируется Е.И. Лубо-Лесниченко ХШ-Х1У вв. н. э. Имеющиеся радиоуглеродные даты (ЛУ-8639, ЛУ-8640) подтверждают датировку (табл. 1).

Бронзовые китайские зеркала в хуннских захоронениях Западного

3

Рис. 6. Бронзовые зеркала с изображением драконов водной и воздушной стихий. 1 - дер. Беллых; 2 - пос. Ямгорт; 3 - Увекское городище. Fig. 6. Bronze mirrors with the image of dragons of water and air natural elements. 1 - Bellykh; 2 - Yamgort; 3 - Uvek fortress.

Таблица 1

Радиоуглеродные даты по образцам из погребения хунну № 24 и средневекового жилища № 1

Индекс лаборатории Материал Дата л. н. Калиброванная дата (календарных лет)

ЛУ-8633 Кости КРС 2040±120 2020±150

ЛУ-8639 Кость лошади 460±70 480±80

ЛУ-8640 Уголь 580±40 590±40

Значения календарного возраста приведены на основании калибровочной программы «OxCal 4.2» (калибровочная кривая «IntCal 13»). Christopher Bronk Ramsey (https://c14.arch.ox.ac.uk).

Забайкалья находят всегда лишь во фрагментах. «Разбитое зеркало» было символом расставания супругов у китайцев (Руденко, 1962, с. 91). Было высказано предположение, что зеркала специально подвергались механическому (температурному) воздействию и раскалывались на несколько фрагментов. Эти действия указывают на особый обряд в рамках погребальной церемонии, совершавшихся над зеркалами. Один или несколько таких фрагментов сопровождали умершего, тогда как другие части зеркала изымались и, возможно, хранились в семье или у родственников покойного, чтобы впоследствии сопровождать других погребенных и служить своего рода опознавательным знаком при встрече в потустороннем мире. Захоронение в могильной яме одних частей зеркала и изъятие других (с аналогичной композицией) позволяет предполагать, что такие зеркала и совершаемые над ними ритуальные действия служили своего рода связующим звеном между миром живых и миром мертвых, символизируя в обоих мирах единство коллектива, покинутого покойным (Миняев, Са-харовская, 2006, с. 82). Однако такое предположение не подтверждается, например, материалами раскопок Иволгинского комплекса: в городище фрагментированные зеркала есть, а

в погребениях могильника нет. Еще одним могильником, где нет находок зеркал, является Дырестуйский Кул-тук. Кроме того, для умершего зеркало служило предметом повседневного пользования в загробном мире: зеркало рассеивало тьму, защищало от нечисти и обеспечивало спокойствие и отдых умершему (Полосьмак и др., 2013, с. 316-317).

Большая часть хуннских захоронений была разграблена и осквернена, поэтому трудно судить как именно и где располагались зеркала в погребении. Судя по положению обломков в погребении № 51 в Суджинском могильнике в Ильмовой пади (рис. 7: 1) и в погребении № 15 в могильнике Черемуховая падь (рис. 7: 2), зеркала могли располагаться в районе изголовья или груди. В подтверждение этого тезиса можно опереться на результаты раскопок двух неразграбленных грунтовых могильников хунну - Те-резин и Ала-Тей I (в зоне затопления Саяно-Шушенского водохранилища в Центральной Туве). На обоих могильниках встречены как целые, так и фрагментированные бронзовые китайские зеркала, а точнее, в основном, их копии, при изготовлении которых местные литейщики старались повторить не только форму изделия, но и его цвет (серебристо-серый оттенок достигался путем добавления в лигаРис. 7. Расположение фрагментов зеркал в хуннских погребениях. 1 - погребение № 51 в Суджинском могильнике в Ильмовой пади; 2 - погребение № 15 в могильнике Черемуховая падь. Fig. 7. The location of the fragments of the mirrors in Xiongnu burials. 1 - tomb № 51 in Sudzhi Xiongnu cemetery in Il&movaya pad&; 2 - tomb No. 15 Xiongnu cemetery in Cheryomukhovaya pad&.

туру определенного процента мышьяка). Зеркала на Ала-Тее I и Терезине встречаются только в женских погребениях, обычно, слева на груди или возле плеча (Леус, 2018, с. 104, 106).

Особый интерес вызывает семантика изображений дракона на средневековых китайских зеркалах. В мозаике древнекитайских мифов, вполне объяснимой многоэтничными истоками, есть птицеголовый дракон, дракон-рыба, пес-дракон, золотой дракон, дракон-светильник, царь драконов Лунван. Изображение коня-дракона есть в когуреской гробнице Кансо. В древнем Китае драконы олицетворяли водную стихию, творили благо, спасая от засухи, и зло, посылая наводнения. В символике стран света у китайцев дракон - дух-хранитель Востока. О большой древности синкретического образа дракона говорит его евразийское распространение, сходные персонажи были в древнем Египте, в Шумере, сохранились в искусстве и фольклоре многих народов (Бродянский, 2002, с. 100-101). Образ дракона был популярен в искусстве Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии, где он стал символом власти. Но особенно популярен этот сюжет был в период Ляо (X в. н. э. -начало XII в. н. э.) и в период Цзинь (XП-XШ вв. н. э.) (Асташенкова, Ив-лиев, 2015, с. 349).

Зеркала времен династии Хань (как более ранние, так и более поздние) украшены рельефными тонкими и четкими рисунками и иероглифическими надписями. На моделях, с помощью которых делались формы для отливки вещей, подобный декор

можно было нанести только резьбой на твердом материале. Китайские камнерезы были великолепными мастерами и делали вещи гораздо более сложные, нежели зеркала. То, что китайским зеркалам, как и многим деталям на сосудах и других отливках, предшествуют каменные резные формы, не вызывает сомнения. Без участия каменных форм такую работу выполнить было невозможно (Мина-сян, 2014, с. 201-202).

Литье и продажа зеркал в Китае находились под строгим государственным контролем. Это связано с тем, что для литья зеркал использовалась бронза того же состава, что и для литья монеты, а контроль со стороны государства был необходим для сохранения стабильного курса монеты и ее ценности. Во времена династий Хань (конец III в. до н. э. - III в. н. э.) ситуация была довольно стабильной. Большинство бронзовых зеркал было отлито в государственной мастерской Шанфан, подведомственной шаофу (т. е. налоговому ведомству при императорском дворе). Шанфан была подразделена на три секции: первая производила зеркала, две другие - ткань. Право на отливку зеркал принадлежало императорской семье. В задачи ведомства входило также контролировать и запрещать отливку зеркал частным мастерским. Однако частные мастерские все же появляются с конца династии Западная Хань (206 г. до н. э. - 25 г. н. э.) (Полосьмак и др., 2013, с. 316).

На территории Западного Забайкалья и Сибири в целом в хуннское время характерно широкое хождение привозных китайских зеркал в отличие от эпохи Средневековья, где обнаружение оригинального китайского бронзового зеркала вызывает удивление,

поскольку чаще всего исследователям приходится иметь дело с копиями, причем не самого лучшего качества. Учитывая, что при изготовлении зеркал в Китае особое значение придавалось чистоте металла, спектральный анализ, который демонстрирует состав сплава и некоторые технологические особенности изготовления рассматриваемых предметов, дает возможность установить их китайское происхождение (Богданова-Березовская, 1975; Тишкин, 2006; Тишкин, Серегин, 2011). Традиционная рецептура сплава оловянно-свинцовой бронзы со значительной долей олова и свинца использовалась, начиная с IV в. до н. э. и вплоть до XVI в. н. э. (Богданова-Березовская, 1975, с. 140). Тщательность соблюдения рецептуры сплава была также обусловлена и ритуально-магическими целями, что часто находило свое отражение в надписях на зеркалах (Полосьмак и др., 2013, с. 316). К примеру, орнамент зеркал типа НУ отражает космогонические представления древних китайцев, т. е. обозначает страны света, границы четырех частей мироздания и пределы Земли (Лубо-Лесниченко, 1975, с. 12).

Использование методов спектрального анализа позволило установить, что и в хуннскую эпоху некоторые бронзовые китайские зеркала являлись искусными подделками (Тиш-кин, 2006, с. 114; Леус, 2018, с. 104). Так было установлено, что зеркало из кургана № 57 памятника Яломан-П (усть-эдиганский этап булан-кобин-ской культуры Горного Алтая, II в. до н. э. - I в. н. э.) с орнаментом типа «звездные туманности» или «звездные облака», несмотря на высокое качество исполнения, присущее преимущественно импортным образцам,

6

Рис. 8. Химический состав зеркал: а - фрагмента бронзового зеркала типа TLV; б - зеркала с изображением драконов водной и воздушной стихий.

Fig. 8. Chemical composition of mirrors: a - fragment of a bronze mirror of TLV-type; б - mirrors with the image of dragons of water and air natural elements.

оказалось местной подделкой. Анализ показал, что серо-серебристый цвет изделия был получен не путем обогащения меди оловом, а за счет увеличения содержания мышьяка в сочетании с такими компонентами, как свинец, сурьма, никель и серебро (Тишкин, 2006, с. 114). Фрагмент зеркала такого же типа был обнаружен в полевой сезон 2018 г. на Иволгинском городище. Будет любопытно проверить вероятность производства зеркал в мастерских Иволгинского городища.

Бронзовые зеркала в рассматриваемом археологическом комплексе являются импортными. Это подтверждается как химическим составом изделий, определенным с помощью

рентгенофлюоресцентного анализа (рис. 8), так и технико-морфологическими признаками (качественная отливка, хорошо читаемые орнамент и изображения, наличие ручки и др.). Находка фрагментированного зеркала указывает на особое отношение к зеркалам в погребальной обрядности хунну, испытавшей значительное влияние китайской традиции. В эпоху Средневековья наблюдается несколько иное отношение к зеркалам. Все образцы, найденные в погребениях или случайно обнаруженные, имеют более или менее хорошую сохранность и целостность. Очевидно, зеркала бытовали достаточно длительное время, и, возможно, передавались по наследству, приобретая со временем характер родовых реликвий, имевших особую ценность (как материальную, так и символическую). Безусловно, материальная ценность бронзовых зеркал обуславливалась тем, что они являлись предметами импорта и были доступны представителям элитных слоев кочевого общества. Поэтому металлические зеркала очень редки в погребениях (Тишкин, Серегин, 2011, с. 120-121).

Зеркала, составляя важную часть археологических коллекций, отличаются своей многоаспектной информативностью, отражающей вопросы хронологии, этнокультурной характеристики, технологии, реконструкции мировоззрения и др. Изучение этой категории артефактов интегрировано в широкие исследования разнообразных в своем проявлении археологических культур, проводимых на современном междисциплинарном уровне. Изучение металлических зеркал, обнаруженных на территории Западного Забайкалья, направле

АРХЕОЛОГИЯ ЗАПАДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ КИТАЙ ХУННУ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ МОГИЛЬНИК ПОСЕЛЕНИЕ ЗЕРКАЛО СЕМАНТИКА ТЕХНОЛОГИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты