Спросить
Войти

Развитие монархической идеи в речах Исократа

Автор: указан в статье

сти означают, что показатели студентов при тестировании по данному предмету соответствуют их успехам в целом, то есть по сравнению с другими дисциплинами. Валидность тестов устанавливается на основе постепенного накопления данных в процессе тестирования.

Главная цель второго этапа - не столько дать преподавателям необходимые умения и навыки тестированного контроля знаний студентов по гуманитарным дисциплинам, сколько преодолеть психологический барьер, неизбежный у людей, которые не имеют достаточных навыков или никогда не работали с компьютерами. В связи с этим обучение должно строго градироваться от простого к сложному, изучаемые проблемы должны максимально возможно упрощаться, осваиваться в модельных ситуациях.

Третье звено системы: организация компьютерного обучения и контроля знаний студентов по гуманитарным дисциплинам. Здесь крайне важна предварительная подготовка студентов, особенно гуманитарных факультетов, которые не имеют достаточных навыков работы с компьютерами. При подготовке к тестированию необходимо создать максимально благожелательный психологический климат, заинтересовать студентов.

Для организации компьютерного тестирования преподаватель должен иметь представления о современной аппаратуре и, прежде всего, о возможностях совершенствования программного

обеспечения. Если использовать компьютеры для тестирования может помочь лаборант, то доработка программного обеспечения, особенно в ее теоретической части, целиком ложится на преподавателя. Это важная составляющая методики компьютерного тестирования: тесты должны периодически дорабатываться и перерабатываться с целью предупреждения старения, стандартизации. При этом важно уметь разрабатывать тесты, свободные от характерных для критериальноориентированных методик недостатков: обеспечивающие интерактивный опрос студентов, введение корректив или нового материала.

Большое значение имеет анализ результатов тестирования. Он должен исключить запоминание неправильных вариантов ответов, дать студентам индивидуальные рекомендации по дальнейшему изучению данного предмета, методике обучения в целом.

Систематическая подготовка преподавателей гуманитарных дисциплин, с учетом их реальных возможностей и потребностей, к компьютерному обучению и контролю знаний студентов на технической базе конкретного вуза, позволит, хотя бы в ограниченных масштабах, решить проблему компьютеризации учебного процесса по гуманитарным дисциплинам. Это, как показывает практика, принципиально важно, как для улучшения организации преподавания, так и для повышения его качества.

РАЗВИТИЕ МОНАРХИЧЕСКОЙ ИДЕИ В РЕЧАХ ИСОКРАТА

И.В. Алленова

Греция в IV в. до н. э. вступила в полосу кризиса. Он затронул все стороны жизни греков: экономику, политику, идеологию. Полис, долгое время служивший грекам лучшей формой государственного устройства, перестал удовлетворять потребности общества. Яркие личности того периода, размышляя о способах выхода из создавшейся ситуации, стремились улучшить государственное управление. Катаклизмы, все чаще становясь нормой в общественной жизни греков, подталкивали к выводу, что одним из критериев совершенного государства является его стабильность, которую не могла обеспечить современная полисная демократия. Неэффективность власти большинства приводила к мысли об олигархии или даже монархии. Идея сильной личности, способной вывести общество из кризиса, появляется у многих греческих авторов, не чужда она и Исократу - известному оратору, автору знаменитых речей и публицистических произведений.

Исократ, разрабатывая концепцию единовластия, стремился обосновать ее с точки зрения морали и закона. В его творчестве можно выделить три основных этапа обращения к идее монархической власти. Первый из них представлен двумя ранними речами «Похвала Елене» и «Бусирис». По мнению Э.Д. Фролова, к ним можно добавить и речь «Об упряжке» (396/5 г.), где в заключительной части прославляется Алкивиад, как сильная личность и спаситель государства [1]. В речи «Похвала Елене», в основу которой лег мифологический сюжет, появляется идея автора, что наилучшая форма правления - единоличная власть. Один из героев речи Тесей - идеальный правитель. Он заботится о своем народе и правит с его согласия (Isocr., Hel., 43). В ранних речах Исократ противопоставляет власть мудрого правителя, царствующего с согласия граждан и тирана, правящего против воли народа (Isocr., Bus., 15, 32).

Второй этап развития монархических идей Исократа приходится на 70-60-е гг. IV в. до н. э. В это время он пишет речи, обращенные к кипрским правителям Эвагору и его сыну Никоклу. В этот «Кипрский цикл» входят речи: «К Никоклу», «Никокл», «Эвагор», «К Демонику». В них Исократ сравнивает монархию с другими формами правления, характерными для Греции, и окончательно подтверждает свою позицию: только сильная власть способна противостоять кризису, охватившему греческие полисы. Следует заметить, что в этих произведениях рассматриваются в основном вопросы внутренней политики, и Исократ определяет деятельность монарха внутри государства.

Третий этап в развитии монархических идей Исократа связан с написанием речи «Филипп» в 346 г. до н. э. Здесь оратор обращается к задаче внешней политики правителя и, в частности, пытается соединить монархическую концепцию с идеей объединения эллинов для общего похода на Восток. По мнению Исократа, только сильная централизованная власть может осуществить эти планы. Такова эволюция монархических взглядов Исократа.

По мнению В.И. Исаевой, и нам оно кажется обоснованным, второй этап является основным в разработке идеи сильной власти. В речах, написанных в 70-60-е гг. IV в. до н. э., Исократ обращается к реально существующим тиранам Кипра Эвагору и Никоклу. Это обращение неслучайно. Эвагор был союзником Афин и даже получил афинское гражданство и поэтому был хорошо знаком автору речей. Никокл же был учеником Исократа. Таким образом, оратор мог непонаслышке судить о политических и моральных качествах кипрских правителей. Характерно, что, в отличие от ранних произведений, в этих речах автор пытается сблизить понятия «тирания» и «царская власть», употребляя их в одинаковом значении. Он явно стремится представить тиранию как положительную форму власти (косг., Еиа§., 35, 36). В.И. Исаева, рассматривая этот вопрос, полагает, что Исократ, создавая образ идеального правителя, хотел избежать неприятных ассоциаций афинян, связанных с тиранией, и поэтому заменил понятия «тиран» на «царь» [2]. Э.Д. Фролов же считает, что оратор отрицательно относился к тирании, однако рассматривал возможность трансформации тирании в идеальную монархию [1, с. 13].

Нам кажется правомерным выделить три основных направления, характеризующих тирана у Исократа: личные качества, деяния, направленные на благо государства, и отношения между правителем и гражданами. Следует отметить влияние на образ правителя сократической философии [3]. Может быть, поэтому некоторые исследователи считают, что у Исократа, как и у остальных сократиков, руководитель государства

должен превосходить остальных граждан своим умом, добродетелями и знаниями (Isocr., Ad Nik., 10; Euag., 41). Исократ рисует портрет нравственного человека с высокими моральными принципами. Это - скромный, вежливый, волевой человек, способный противостоять всем соблазнам, подстерегающим на стезе власти (Isocr., Ad Nik., 29, 31, 33, 34). Создавая этот этико-политический идеал, автор речей оправдывает правление монарха, убеждая греков, что человек с такими качествами достоин власти и может управлять государством.

Другим средством, способным вызвать уважение и любовь к монарху, является его деятельность, направленная на благо государства. Одним из основных стремлений правителя должна быть попытка стабилизировать общество. Этого, по Исократу, можно добиться совершенствованием законов (Isocr., Ad Nik., 17), введением жестких экономических санкций (Ibid., 19) и разумной внешней политикой (Ibid., 26). Все эти меры будут способствовать укреплению государства и повышению авторитета правителя.

Особым вниманием у Исократа пользуется проблема отношений между правителем и обществом. Монарх Исократа выступает в роли доброго, мудрого пастыря, оберегающего свой народ. Оратор предостерегает тирана от поспешных расправ (Ibid., 23), считая, что в основе наказания должна лежать справедливость (Ibid., 18). Исократ вменяет в обязанность правителя заботиться о личном имуществе граждан, объясняя, что этим он укрепляет свою власть (Ibid., 21). С другой стороны, равновесие в государстве может быть достигнуто, по мнению автора речей, только если граждане станут уважать власть монарха и научатся повиноваться ей (Isocr., Nik., 57).

Все эти наставления и пожелания имеют одну цель - показать превосходство единовластия перед демократией и олигархией. Исократ стремился доказать, что его правитель достоин власти, даже если он получил ее незаконным путем, но использует для блага государства (Isocr., Euag., 35-36). Правда, как и многие из его современников, пытаясь преобразовать идею единовластия в соответствии со своими взглядами, он достаточно далеко отходит от реальности. В его описании тиран - это просвещенный и добродетельный монарх. Однако на самом деле эти черты редко были присущи греческим тиранам. Подобно другим греческим авторам IV в. до н. э. Исократ рассматривал монархическое правление как переходное, временное. И даже в речи «Филипп», призывая монарха стать лидером объединения греческих полисов, он ограничивает его власть ролью вождя в походе на Восток (Phil., 116, 154).

Итак, в представлениях Исократа о форме наиболее совершенной высшей власти мы обнаруживаем ярко выраженную монархическую

идею. И в этом он - предтеча эллинизма, эпохи, когда мир будет поделен между сильными и воинственными правителями. Но, с другой стороны, полисное сознание Исократа заставляет его искать возможность гармонии между единовластием и интересами гражданской общины. В этой попытке соединить противоположные по политическим устремлениям силы неизбежно проявляется элемент утопии, ставший трагедией не только для политического учения, но и для жизни Исократа.

1. Фролов Э.Д. Монархическая идея у Исократа // Проблемы отечественной и всеобщей истории. М., 1969. С. 11.
2. Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М., 1994. С. 120.
3. Gomperz H. Isokrates und die Sokratik // Wiener Studien. XXVII. 1905. S. 180.

ГРАЖДАНСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ И АДАПТАЦИЯ К ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКЕ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (на материалах австро-венгерской армии)

В.В. Миронов

Первая мировая война, втянувшая в свою орбиту миллионы людей, покончила с военной стратегией XIX в., сводившейся к концепции ограниченной во времени войны и приоритетной роли регулярной армии. Масштабы конфликта и невиданное до сих пор количество потерь потребовали мобилизации военнослужащих запаса.

Для Габсбургской монархии данная проблема имела особое значение, поскольку по количеству подготовленных резервистов вооруженные силы Австро-Венгрии уступали армиям основных военных держав. В течение 1907-1910 гг. медицинское освидетельствование в Австро-Венгрии прошло только 0,27 % от общего числа населения, в то время как в Германии - 0,46 %, во Франции - 0,63 %, в России - 0,40 %, в Италии-0,41 % соответственно [1].

Мобилизация объединила в составе армии людей различных профессий, не соприкасавшихся прежде с военной сферой, что дало основание историкам назвать австро-венгерскую армию «штатскими в униформе» [2].

Их навыкам, психологическому складу в целом, приобретенным в мирной жизни, предстояло пройти проверку на пригодность в экстремальной ситуации, выявлявшей способность человека вести борьбу за выживание на фронте.

В российской историографии рассматриваемая проблематика пока еще не нашла своего освещения. В австрийской исторической науке некоторые аспекты данной проблемы исследованы в диссертации Э. Цехетбауэра, обратившего внимание на «нестыковку» гражданского и военного менталитетов, выявленную инструкторами в ходе подготовки офицеров запаса к военной службе во время Первой мировой войны [3].

Рассмотрим проявление этой тенденции на конкретных примерах. Офицер запаса, занимавший до войны должность профессора в одной из гимназий Зальцбурга, попав на фронт, организо-

вал нечто вроде школы. Занятия проходили в здании железнодорожной станции. К этому его подвигло не только стремление нести просвещение в массы, но и профессиональная привычка рационально использовать свое свободное время. В условиях войны такая профессия имела как свои преимущества, так и недостатки. К преимуществам следует отнести то, что «профессор принимал все всерьез, и у него как в арифметическом примере, все должно было делиться без остатка. Он днем и ночью был готов следить за порядком, интересуясь делом». Главным недостатком было то, что он в отличие от кадрового военного не умел реально оценить ситуацию. Преподавание представляло собой вид деятельности, затруднявший приспособление к требующей четкого исполнения приказов армейской жизни. Последнему не способствовало и то обстоятельство, что солдаты тяготились обучением и всеми путями старались от него увильнуть [4].

Если первый описанный случай обращен вовне и имеет материальную точку приложения в усилиях профессора воссоздать вокруг себя школьную среду, то второй имеет природу, направленную вовнутрь. Офицеру запаса, бывшему художнику, служившему в Южном Тироле, был поручен сбор металла для нужд военной промышленности. Часто конфискуемая у населения и предназначенная для переплавки металлическая посуда в отдельных случаях представляла собой предметы искусства. Очевидно, что характер выполняемой работы вступал в противоречие с духовно-ценностными установками офицера. Происходящее оценивалось военнослужащим, как с позиции военной необходимости, так и с точки зрения художника, привыкшего создавать, а не разрушать вещи. Возникшая дихотомия, болезненно воздействуя на душевное равновесие данной категории фронтовиков, тормозила адаптацию к условиям боевых действий [5].

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты