Спросить
Войти

Обзор негативной по формам воздействия, но позитивной по историческим последствиям для Руси оценки русско-ордынских отношений в исторических источниках и историографии

Автор: указан в статье

УДК 94:303.446.4(470) Назипов Ильгиз Ильдарович

кандидат исторических наук, заведующий кафедрой социальных и гуманитарных дисциплин Пермского института (филиала) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

ОБЗОР НЕГАТИВНОЙ ПО ФОРМАМ ВОЗДЕЙСТВИЯ, НО ПОЗИТИВНОЙ ПО ИСТОРИЧЕСКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ДЛЯ РУСИ ОЦЕНКИ РУССКО-ОРДЫНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ И ИСТОРИОГРАФИИ

Nazipov Ilgiz Ildarovich

PhD in History, Head of Social Science and Humanities Department, Perm Institute (branch) of Plekhanov Russian Economic University

THE REVIEW OF THE EVALUATION OF RUSSIAN-HORDE RELATIONS, NEGATIVE TOWARDS THE INFLUENCE FORMS BUT POSITIVE TOWARDS CONSEQUENCES FOR HISTORICAL DEVELOPMENT OF RUSSIA, IN HISTORICAL SOURCES AND HISTORIOGRAPHY

Аннотация:

В работе произведен обзор одной из позиций оценки воздействия Орды на русские земли в источниках и историографии - негативной оценки форм воздействия при позитивной оценке его последствий для исторического развития Руси. Рассматриваются две системы оценки в рамках данной: как кара Божья за грехи и через перспективы политического развития Руси.

Орда, русские земли, русско-ордынские отношения, кара Божья, государственное единство.

Summary:

The article reviews one of the evaluations of the Horde&s impact on the Russian lands in primary sources and historiography - the negative evaluation of influence forms with positive evaluation of its consequences for historical development of Russia. The author considers two systems of evaluation within the framework of the one - evaluation as divine retribution for sins, evaluation in the context of political development of Russia.

Horde, Russian lands, Russian-Horde relations, divine scourge, state unity.

Вопрос о характере русско-ордынских отношений в середине XIII - XV вв. и последствий этих отношений для Руси и ее исторического развития относится к числу проблемных в отечественной историографии. Оценка воздействия Орды на Русь в произведениях отечественных историков разных времен принимали различные, порой полярные формы.

В настоящей статье изучена оценка русско-ордынских отношений в исторических источниках и историографии, негативная по формам воздействия, но позитивная по историческим последствиям для Руси.

Эта позиция является сложной, собирательной и делится на две особенные в рамках ее системы аргументации. Авторов, негативно оценивающих русско-ордынские отношения, следует разделить на две группы: 1) древние «книжники», современники русско-ордынских отношений и их ближайшие потомки, 2) ученые-историки.

Рассмотрим последовательно обе системы аргументации.

Первая система - логические построения средневековых «книжников». Они в соответствии с особенностями мышления человека своего времени причиной всех происходящих событий видели «волю Бога» или «козни дьявола», в том числе нашествие татар и подчиненность Орде русских земель. Часть их писала о том, что причиной татарского нашествия и пленения был гнев Господний на Русь, что это кара за грехи. Другие же видели причины в действиях дьявола при попустительстве Бога и рассматривали татар как воинство дьявола, завоевывающее Русь и, может быть, весь мир перед вторым пришествием Христа. С воинством дьявола следовало бороться в сражениях и молитвах. Божью волю средневековые люди должны были безропотно принимать, его кары оценивались как заслуженное наказание за грехи, ниспосланное всемилостивейшим Богом ради исправления людей на пути их в Град Небесный. Каковы бы ни были по жестокости формы такого воздействия, оно было во благо, позитивное, с оценкой через предполагаемые последствия.

Анализу оценок причин нашествия и «пленения» Руси татарами, сделанных в ряде произведений средневековых авторов, посвящены исследования И.Н. Данилевского [1, с. 133-313], В.Н. Рудакова [2, с. 45-174]. В продолжение их исследований здесь систематизированы критерии отнесения оценок к козням дьявола или провидению Божьему.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 20)

Как среди средневековых произведений, написанных в соответствии с логикой своего времени, понять, какие оценки татарского нашествия и ига оценивают события как исходящие от происков дьявола и какие - как исходящие от воли Бога?

Во-первых, часто средневековые «книжники» прямым текстом обозначали свое видение источника событий - они так и писали, что это от дьявола или по воле Господа. В случаях несчастий могли писать, что это «кара за грехи». Подобное проявление видения событий книжником следует брать за основу. Например, в Ипатьевской летописи неоднократно написано: «шблада-емы дыаволомъ» [3, стб. 806]. Но выводы следует проверить другими признаками, ведь фраза может попасть в текст и просто как привычное выражение своего времени.

Во-вторых, важно проследить в текстах параллели с широко известными текстами средневековых авторов, религиозными и предсказательными текстами. Облегчают иногда данную задачу прямые ссылки древних «книжников» на авторов пророческих произведений - например на библейских Исаию, Иеремию, Иезекииля, Даниила, Захарию, Моисея; на Мефодия Потарского, Серапиона Владимирского, преподобного Феодосия Печерского. Или на названия этих произведений, например «Поучение о казнях Божиих», «Откровение Иоанна Богослова», «Книга пророка Даниила», «Откровение Петра», на соответствующие главы «Второзакония» и др. Параллели в средневековых текстах с религиозными или религиозно-предсказательными эсхатологическими произведениями бывают в том или ином виде почти всегда. Дело в том, что любой автор вольно или невольно отчасти повторяет то, что было написано до него и им прочитано, подражает этому. Средневековые «книжники», будучи образованными людьми своего времени, хорошо знали Библию и наиболее известные теософские книги. Других книг в эпоху дефицита даже религиозных, а тем более нерелигиозных книг они либо не читали, либо почти не читали.

В-третьих, когда речь заходит о «казнях Божиих», то они должны быть людьми «заслужены». В тексте следует обратить особое внимание на информацию о соответствующем предшествовавшем поведении пострадавшего субъекта.

В-четвертых, отношение к происхождению конкретного описываемого «книжником» бедствия можно понять из того, какое поведение «книжник» считает правильным в качестве «ответа» бедствию - смиренно принять его или же сопротивляться. Карающей воле Господа сопротивляться не подобает христианину. Книжник может не призывать людей смиренно принять их участь, а показать в повествовании, что его положительно характеризуемые своей набожностью герои поступают так. Но книжник может и призывать к этому либо вложить соответствующие размышления в уста персонажей произведения.

В-пятых, можно назвать такой фактор, как отношение завоевателей или разбушевавшейся стихии к церкви, церковнослужителям и отношение церкви к ним. Логично, когда посланное Богом бедствие не затрагивает церковь и когда церковь и ее служащие не противятся ему. И наоборот -когда бедствие исходит от дьявола.

В-шестых, в тексте можно проследить пороки, свойственные дьяволу, например лесть, клевета. (Сатана с ивр. , сатан - «противник, клеветник»; дьявол от др.-греч. бюроЛод - «лукавый, клеветник».) Ложь, клевета запрещена и заповедями Священного Писания (Исх. 20:16). Или, например, гордыня (из-за нее пожелавший стать равным Богу архангел Люцифер был низвергнут). Или лукавство (Лукавый - одно из имен сатаны). В заповедях Христа там, где им дана молитва Господу, есть фраза: «не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 16:13).

К средневековым произведениям, в которых прослеживается оценка воздействия татар на Русь как кара Господня, относится сообщение о нашествии Батыя в Новгородской I летописи, где автор «не столько описывает, сколько характеризует происходящее в эсхатологических тонах» [4 с. 157]. В летописи неоднократно приводится прямым текстом сообщение о том, что татары - «кара Господня»: «Наводить богъ, по гиЪву своему, иноплеменьника на землю» [5, с. 76]; или «Но уже бяше божию гнЪву не противитися» [6, с. 75]. Также в тексте летописи замечены неоднократные параллели и сравнения событий Батыева нашествия с сообщениями о «казнях Божиих» в Священном Писании и в религиозно-предсказательных эсхатологических текстах. Например, татар летописец называет измаильтянами [7, с. 74-77], которые, согласно предсказанию Мефодия Потарского, должны покорить мир накануне «последних времен». Сообщая о большой численности татар, летописец сравнивает их с саранчой («прузи») [8, с. 74]. Нашествие саранчи имеет связь с «карой Господней» - в Ветхом Завете в книге «Исход» среди десяти казней египетских восьмой было нашествие саранчи (Исх. 10:13-15). В данном моменте текст Священного Писания связан с текстом летописи о карающем мече и огне: «овы огнемъ, а инЪхъ мечемь, <...> а людье уже огнемь кончеваются, а инии мечемь» [9, с. 75]. Также заслуживает внимания неестественная военная удачливость татар (словно им помогает потусторонняя сила) и одновременно «недоумение», слабое сопротивление, страх, отнятая Богом сила у русских: «отъя господь у насъ силу, а недоумение, и грозу, и страхъ, и трепетъ вложи в нас за грехы наша» [10].

Еще одним ярким произведением, характеризующим нашествие татар как кару Божью, является «"Слова" Серапиона Владимирского». В этом произведении оценка нашествия и пленения Руси

изложена прямо, а не исключительно языком параллелей, как в предыдущем примере. Серапион в своих поучениях обвиняет людей в многочисленных грехах, в распутстве, недостаточной религиозности, сохранении языческих обычаев и призывает от них отказаться [11, с. 442-444, 451-452, 455]. Он пишет, что татары посланы на Русь Богом как казнь за грехи [12, с. 446-448]. Чтобы избавиться от татарского гнета, русским людям надо исправиться, заслужить прощение Бога, который милостив и готов простить [13, с. 446, 454]. Подчеркнем - смысл кары Господней и планируемый окончательный результат в том, чтобы люди исправились, а не получили за грехи свои муки вечные. Бог карает, заботясь и любя. «Се же все от бога бываеть, и симъ намъ спасение здЪваеть» [14, с. 446].

Также ярким произведением о казнях Божиих через татар является «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора». Это произведение посвящено не русско-татарским отношениям, не оценке влияния Орды на Русь, а христианскому выбору человека - выбору между «славой свЪта сего» [15, с. 228, 230, 232] и спасением души. Михаил узнал о том, что многие князья, приезжая в Орду, просят княжение, но перед этим совершают языческий обряд «поклонитися кусту и идолом» [16, с. 228]. Получив от Бога мысль ехать в Орду и публично отказаться выполнять этот обряд, Михаил поехал и сделал это вместе со своим боярином Феодором. За это князь и боярин были казнены. Этот подвиг видели в Орде русские и ордынцы, о нем узнала вся Русь. Бог в повести не карает казнью за грех поклонения идолам и кусту, а пытается через жертву Михаила вразумить людей. Но начинается повесть кратким пересказом того, что по гневу Божьему было нашествие татар, и они почти всех перебили, а тех, кто уцелел, подчинили и стали с них брать дань [17]. Соединение этой информации с известным на всю Русь подвигом Михаила, совершенным по воле Бога с целью показать русским модель их поведения, говорит о том, что Русь наказана, но не сделала выводы о том, как спастись далее, и ей был дан пример - не нарушать заповеди, даже ради жизни.

Вторая система аргументации - оценка учеными-историками русско-ордынских отношений как зла для Руси по формам воздействия на нее Орды, однако по историческим результатам обернувшегося в итоге для исторической судьбы Руси благом. Эта точка зрения, аргументированная и сопровождаемая общественным резонансом, была представлена Н.М. Карамзиным [18], а затем поддержана Н.И. Костомаровым [19]. Суть данной позиции в том, что до нашествия Батыя на Руси было регрессивное направление исторического развития. Благом для государств является единство территории и абсолютизм. Русские земли из-за родовой системы наследования княжеских «столов» и слабой власти князей в своих землях и Великого князя на Руси в целом постоянно вели междоусобные войны, имели низкую способность к мобилизации своего военного потенциала. В результате взаимодействия с Ордой изменилось положение дел, ибо Орда поддержала власть удельных князей в их землях и власть Великого князя над удельными князьями и всеми землями Северо-Восточной Руси.

Таким образом, негативная по формам воздействия на Русь и позитивная по последствиям оценка влияния Орды на Русь в совокупности сложна и состоит из двух подсистем, которые выделены нами по наиболее общему критерию оценки влияния Орды на Русь в рамках названной оценки. Это иррациональный религиозный подход, объясняющий нашествие и политическую зависимость Руси от Орды Божьей карой русских земель за грехи, и подход, основанный на государственности, с выделением главных ценностей в историческом развитии государства - политического единства и, как следствие, военного и культурного могущества государства.

Ссылки:

1. Данилевский И.Н. Русская земля глазами современников и потомков (XII-XIV вв.). М., 2001. 389 с.
2. Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII - XV вв. М., 2009. 246 с.
3. Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. II. М., 1962. 604 с.
4. Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 157.
5. Новгородская I летопись // Полное собрание русских летописей. Т. III. М., 2000. 693 с.
6. Там же. С. 75.
7. Там же. С. 74-77.
8. Там же. С. 74.
9. Там же. С. 75.
10. Там же.
11. «Слова» Серапиона Владимирского // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. C. 440-455.
12. Там же. С. 446-448.
13. Там же. С. 446, 454.
14. Там же. С. 446.
15. Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. С. 228, 230, 232.
16. Там же. С. 228.
17. Там же.
18. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. I-IV. Калуга, 1993. 560 с.
19. Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. Т. 12. Начало единодержавия в Древней Руси. СПб., 1863. 463 с.
ОРДА horde РУССКИЕ ЗЕМЛИ russian lands РУССКО-ОРДЫНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ russian-horde relations КАРА БОЖЬЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО state unity divine scourge
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты