Спросить
Войти

Почему Авиценна похоронен в Хамадане

Автор: указан в статье

Список литературы:

1. Верменич Я. Швденна Укра1на на цившзацшному пограничч^Верменич Я. - К.: 1нститут кторп Украши НАН Украши, 2016. - 482 с.
2. Дошк О. Еттчна диференщац1я i процеси сощально-культурно&1 адаптацп тдприемщв Украши в пореформену добу/Дошк О.//Проблеми iсторii Укра1ни Х1Х - початку ХХ ст. - К.: 1н-т кторп Укра1ни НАН Укра1ни, 2012. -Вип. ХХ. - С. 96-111.
3. Энциклопедия Бердянска. Историко-краеведческий, общественно-политический справочник: в 2 т. Т 1.: А-Л. - Мелитополь: ООО «Издательский дом Мелитопольской городской типографии», 2013. - 992 с.
4. Куиков В. 1ноземш тдприемщ як iмпортери катталу шновацш та менеджменту в укра&шських fубернiях Росшсько! iмперii наприкiнцi XIX - на початку ХХ ст./Кулжов В.//Укра1нський iсторичний журнал. - К.: «Дieз-продукт», 2014. - № 3. - С. 152-167.
5. Куропаткин А. Русская армия//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://militera.lib.ru/science/kuropatkin_ an2/02.html
6. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. XIII. Екатеринославская губерния. - СПб.: Тип. Э. Л. Пороховщиковой, 1904. - 254 с.
7. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. XLVII. Херсонская губерния. - СПб.: б. и., 1904. - 341 с.
8. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. XLI. Таврическая губерния. - СПб.: Скоропе-чатня Яблонского, 1904. - 341 с.
9. Турченко Г. Проект «Новоросгя»: 1764-2014. Юв^ей на кров^Г. Турченко, Ф. Турченко. - Запоргжжя: ЗНУ, 2014. - 116 с.
10. Шевченко В. Приватне банырське тдприемництво в Одеа (XIX - початок ХХ ст.): Монограф^Шевченко В. - К.: 1н-т кторп Украши НАН Украши, 2010. - 266 с.

Soltanova Nazila Baghir, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Institute of Physics of NAS of Azerbaijan E-mail: physics_nas@rambler.ru

Why Avicenna buried in Hamadan

Abstract: The article provides information about the great Avicenna (Ibn Sina). We study his life and work. He was born in Bukhara (980) and died in Hamadan (1037). The article examines this way.

Солтанова Назиля Багировна, Кандидат исторических наук, Доцент Институт физики им Г. Б. Абдуллаева Национальной Академии Наук Азербайджана E-mail: physics_nas@rambler.ru

Почему Авиценна похоронен в Хамадане

Аннотация: В статье даётся информация о великом Авиценне (Ибн Сина). Исследуется его жизнь и трудовая деятельность. Он родился в Бухаре (980 г.) и скончался в Хамадане (1037 г). В статье рассматривается этот путь.

Имя великого Авиценны известно научному миру. На X век. Столица Сасанидского государства — Бухара —

Востоке он Ибн Сина — Шейх Раис — это достойный красивый, богатый и культурный город. В 370 г. хиджры сын таджикского народа. Его величие не только в его идеях (980 г.) в селении Афшан, близ Бухары, в семье одного из и трудах. Он врачевал как врач, служил науке как мудрый бухарских чиновников родился Абу Али Хусейн (Абу Али учёный, учил своё окружение и детей как сильный педагог ал Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина ал-Бухари), унаследовав-и добрый учитель и, естественно, был чудесной личностью. ший имя своего рода — Ибн Сина. Позже, в XII в., через

Бес^оп 3. ЬПв^гу and агсИаео!оду

древнееврейскую форму написания имени Ибн Сина — Авен Сина — это имя было латинизировано в имя Авиценна, получившее широкое распространение в Европе.

В средние века на мусульманском Востоке большое значение придавалось общей образованности, без чего человека нельзя было признать культурным. Этим требованиям удовлетворял адаб. Отец Абу Али не жалел средств на образование своих сыновей. Он сам был образованным человеком, интересовался трудами Братьев чистоты. В адаб входили знания в области словесных наук: грамматика, стилистика, поэтика и другие дисциплины.

Абу Али сумел сочетать в себе адиба и алима (ученого). Уже в детстве он постиг все, что полагалось знать адибу, т. е. широко образованному человеку, оставаясь вместе с тем самостоятельным исследователем в области познания природы и философии. В своей автобиографии Авиценна рассказывает, как еще в отроческие годы он присутствовал в беседах, которые вели с отцом собиравшиеся у них гости. Во время беседы речь шла о мировой душе и мировом разуме. Абу Али внимательно прислушивался к этим разговорам.

После учения словесных наук, которые в программе адаба, Абу Али перешел к изучению элементарных сведений по философии, геометрии и арифметике. С исключительной усидчивостью, не свойственной его возрасту, он занимался вопросами логики, изучал Евклидову геометрию, внимательно читал «Альмагесту» Птолемея, где излагается система мироздания последнего. Ибн Сина в возрасте 13-15 лет без посторонней помощи преодолевал все трудности, связанные с чтением этих книг. Когда он перешагнул 12 лет, не смыкая глаз ни днем, ни ночью, он непрерывно читал, накапливал багаж знаний. На каждый довод, над которым он размышлял, писал логически выстроенное введение, занося все это на отдельные листы. Если он недоумевал в чем-то, он шел в мечеть и молился Аллаху, пока Аллах не озарял ему светом тайну. По его собственным словам, так перед ним открывались врата науки.

В 15 лет он интенсивно занялся изучением естествознания и богословия. В то же время он заинтересовался медициной. С большой легкостью он принимал этот предмет, сочинения в этой области. Авиценна пишет: «медицина не принадлежит к числу трудных наук» [3]. Видимо, поэтому в скором времени он преуспел в ней настолько, что не имел себе равных. К нему ходили учиться лечению.

Абу Али никогда не занимался чем-нибудь одним. Увлекаясь медициной, читал сочинения о философии, интересовался вопросами по фикху. Для формирования естественно — научных мировоззрений Авиценны особую роль, действительно, сыграло изучение медицины. У молодого врача теория сочеталась с практикой, он лечил больных, которые к нему охотно приходили. В 16 лет он стал известным и уважаемым врачом в Бухаре.

В раннем средневековье на Ближнем Востоке не было ученых — специалистов только в одной какой-нибудь области науки. По господствовавшим тогда взглядам

оторвать математику, физику, естествознание и медицину от философии нельзя было. И ученые, особенно ученые крупного масштаба, были энциклопедистами, т. е. научная разносторонность Авиценны не была его исключительным свойством. Занимаясь медициной, одновременно заниматься философией было нормальным явлением. Работоспособность Ибн Сины была исключительной.

Авиценна с увлечением занимался логикой, физикой и метафизикой. К философским наукам у него был не меньший интерес, чем к медицине и естествознанию.

До Авиценны жил гениальный ал-Фараби (Абу Наср ибн Мухаммад ал-Фараби) (870-950 гг.) тюркского происхождения, родился в г. Фарабе на Сыр-Дарье — ученый, философ, врач, писавший на арабском языке. Во время Авиценны уже была большая литература по философии на арабском языке. Арабский язык стал латынью Востока. Заслуги ал-Фараби в развитии логического знания столь велики, что он получил почетный титул «Второго учителя». «Первым» считался Аристотель.

«Метафизика» Аристотеля была почему-то сложной для Абу Али. Он сам пишет, что перечитывал ее до сорока раз, а смысла понять так и не мог. Но произошел неожиданный случай. В Х в. книжный базар в Бухаре был местом встреч ученых и литераторов, здесь сходились интересные в интеллектуальном отношении люди, вели беседы, спорили. Здесь происходил обмен взглядами по вопросам науки и литературы, определялись течения в разных областях науки, здесь кипела богатая духовная жизнь бухарской интеллигенции. Гуляя по бухарскому книжному базару, Абу Али натолкнулся на торговца с рукописными книгами, предложившего купить за три дирхема книгу, которая оказалась комментарием ал-Фараби на «Метафизику» Аристотеля. Радость юноши, прочитавшего купленную книгу, была великой. Ал-Фараби помог Авиценне легко понять само содержание «Метафизики» Аристотеля, хотя саму «Метафизику» он знал уже наизусть. Влияние Фараби на формирование философских взглядов Ибн Сины было крайне плодотворным. Путь познания наук, как отмечает сам Ибн Сина, был слишком тяжел. Авиценна продолжал и углублял линию ал-Фараби.

В 17-летнем возрасте Ибн Сина получил доступ в одну из лучших библиотек на Ближнем Востоке — библиотеку саманидского эмира Нуха ибн Мансура. Заболевший эмир не мог вылечиться своими врачами. Пришлось пригласить молодого Ибн Сину. Эмир получил лечение и встал на ноги. В благодарность за успешное лечение Нух ибн Ман-сур удовлетворил просьбу Абу Али допустить его к чтению книг по медицине в дворцовой библиотеке (996 г.). В автобиографии Авиценна очень интересно описывает эту библиотеку. Библиотека состояла из многих комнат. В каждой комнате помещались сундуки с книгами, собранными по специальностям. В библиотеке имелись справочники, по которым можно было найти любую книгу. Абу Али сумел полностью использовать эту библиотеку.

Ученый — медик, как правило, был энциклопедистом, лечил своего покровителя; он должен был давать

удовлетворяющие ответы на самые неожиданные вопросы из различных областей знания и философии, он должен был знать звездное небо, особенно как астролог.

Умер отец Абу Али, ему пришлось переехать на север — в Ургенч — столицу Хорезма. Ибн Сина уехал из Бухары в Ургенч в возрасте 20 лет (нач. 1000 г.) как крупный авторитет.

Одно время Ибн Сина находился при дворе правителя Хорезма Али ибн Мамуна (997-1000), где встретился с крупными учеными того времени: медиком Абу-Сахл ал-Масихи, математиком Абу Наср ал-Аррак, великим астрономом, философом и математиком Абу Рейхан ал-Бируни, философом, медиком Абу-л-Хайр ал-Хаммаром. Это был плодотворный период в жизни Ибн Сины, когда он в тесном кругу с известными учеными той эпохи мог глубже вникнуть в суть различных научных философских вопросов и вести научные споры. В Хорезме Ибн Сине пришла зрелость, он чувствовал себя плодотворным ученым.

На юге росла новая могущественная монархия — государство Газневидов. Глава — Махмуд Газневи (998-1030), чтобы обезвредить неугодное ему влияние поэтов, философов и видных ученых, стремился собрать их в своем дворце, подчинив себе. Свой облик же хотел показать вроде покровителя науки и искусства.

Благоприятные и спокойные годы самостоятельного изучения науки для Ибн Сины были нарушены нашествием Махмуда Газневи.

Спедневековый историк Низами Арузи Самарканди в своем произведении «Чехар Макала» («Четыре рассуждения») пишет: «Когда Абу Али Ибн Сина находился при дворе эмира Хорезма Абу Аббаса Ибн Мамуна, Махмуд из Газневи пожелал прославиться как меценат ученых. Потому он послал одного известного человека под именем Ходжа Хусейн Али ибн Микаил с письмом следующего содержания: "Слыхал я, что на службе Хорезмшаха находится несколько ученых мужей, которым нет равных... Вы должны прислать их в мой дворец, чтобы я мог использовать их знания"». Хо-резмшах познакомил ученых с этим письмом. Бируни, Аррак и Хаммар положительно ответили на предположение Махмуда, а Ибн Сина и Абу Сахл Масихи отказались ехать. Хорезм-шах в ответном письме написал, что Ибн Сины и Абу Сахл Масихи нет в городе. Этим ученым пришлось действительно выехать из города (1012 г.). Бируни посоветовал отправиться в Джурджан. По дороге старый Абу Сахл Масихи скончался. Начались скитания ученого по княжествам. Абу Али не хотел попасть в руки Махмуда Газневи. Все последующие годы вплоть до смерти Ибн Сина жил при дворах султанов из династии Буидов — в Джурджане, Рее, Хамадане, Исфахане (Северный Иран, Южный Азербайджан) [3].

По словам ал-Джузджани, Авиценна в Гургене познакомился с Абу Мухаммедом аш-Ширази — большим любителем наук. Видимо он был богатым человеком. Почувствовав симпатию к Ибн Сине и глубокое уважение к его научному гению, аш-Ширази построил для него дом по соседству к себе.

(дАШЧУЗ : аукл^А:ГРОСКАТТ&

Рис. 1. Гален, Авиценна, Гиппократ

Абу Али много трудился как ученый и практик-врач, тесно переплетая науку и практическую деятельность. Махмуду Газневи стало известно, что Шейх Раис в Джур-джане и ему пришлось покинуть город.

Ибн Сина появился в Рее в 1014 г. Он сумел быстро завоевать симпатии Маджд ад-Даула — эмира Рея (997-1028) тем, что вылечил его от тяжелого душевного недуга — тяжелой формы меланхолии. Ибн Сина был замечательным психиатром и обладал редким умением возвращать психически больным людям душевную уравновешенность, покой и уверенность в себе.

Рей был в руках буидских эмиров. Здесь Ибн Сина стал придворным врачом. Стало известно о нашествие Махмуда в Рей. Ибн Сина отправился в Хамадан, через Казвин, здесь он провел 9 лет при дворе Шамс-ад-Даула Абу Та-хира (997-1021) в качестве лечащего врача, затем везиря.

Свою деятельность при дворе Шамс-ад-Даула Авиценна начал с излечения эмира от тяжелой желудочной болезни. Здесь, как и в других местах, он выдвинулся как успешно лечащий врач. Талант и познания врача, широкая образованность, огромный ум вместе с большим авторитетом, которым Авиценна уже пользовался, произвели такое впечатление на хаманидского владетеля, что он сделал Авиценну своим везирем.

В Хамадане Ибн Сина каждый вечер собирал у себя учеников. В это время Ибн Сина пишет ряд трактатов: «Вспомогательные средства против различных заблуждений правителей», «О государственных налогах», «Об управлении армией, мамелюками и салдатами, их рацион и обмундирование». В этих работах он выступает против беззаконий и призывает справедливо относиться к нуждам народа. Взгляды Ибн Сины о справедливом управлении государством встретили противодействие со стороны военной знати.

Будучи ученым, он явно не хотел быть связан службой при дворе. После смерти Шамс ад-Даула власть перешла его малолетнему сыну. Владением управлял некий Тадж-ал-Мульк. Он старался ликвидировать независимость Авиценны. Потому и ученый ушел из Хамадана. Он отправился в Исфахан к эмиру Ала ад-Даула.

В 1023 г. Ибн Сина переехал в Исфахан ко двору Ала-ад-Даулы, где его встретили как чудесного ученого, философа, врача и государственного деятеля, о котором говорил уже весь мусульманский мир. Ибн Сина уже был известен

Section 3. History and archaeology

как Шейх Раис. В Исфахане его встретили с большим почетом друзья — ученые и высшие чиновники эмира Ала ад-Даула, любители наук. Авиценна поселился в хорошо обставленном доме некоего Абдаллаха ибн Баби. Здесь любили и уважали науку. В Хамадане и Исфахане Ибн Сине было спокойно, на него не давили, ни власть, ни окружение. Он мог вникнуть в интересующие его вопросы науки. Ученый всегда нуждается в таких обстоятельствах.

Ала ад-Даула пользовался славой покровителя ученых и устраивал собрания (меджлисы) известных ученых. В связи с приездом Авиценны Ала ад-Даула издал специальное распоряжение об устройстве каждую пятницу в ночное время меджлисов, где бы ученые в присутствии и при активном участии Авиценны обсуждали различные научные вопросы. В Исфахане Авиценна прожил, где-то более четырнадцати лет. Здесь он закончил свои основные, создавшие ему славу великого ученого труды, а также написал ряд новых работ. Философ стал ближайшим советником правителя, занимался многосторонней и плодотворной научной работой. Привлек к ней даже сына правителя. В Исфахане Ибн Сина завершил работу «Исцеления души», состоящую из следующих частей: логика, физика, метафизика, математика, астрономия, арифметика, музыка, зоология, и ботаника. Здесь он пишет «Книгу спасения», «Книгу знания». Лишь вторжение Махмуда в Исфахан прерывает плодотворную работу Ибн Сины. Он со своим покровителем отправляется в Хамадан.

Рис. 2. Хамадан, Могила Авиценны

Авиценна не имел семьи. Всю жизнь он прожил один, со своими книгами, погруженный в научную работу, общаясь с больными, которых он заботливо лечил, в окружении своих учеников. Беспрерывный напряженный труд, постоянное недосыпание подорвали могучее здоровье великого ученого средневековья. Желудочная болезнь, от которой Авиценна успешно лечил своих эмиров, о которой написал трактат «Китаб ал-кунандж», сильно мучила ученого. В 1037 г. в возрасте 57 (58) лет в Хамадане Ибн Сина умер. Он здесь похоронен. Авиценна - самый прогрессивный ученый Среднего и Ближнего Востока, великий ученый Человечества в XI в.

Авиценна античное наследие Гиппократа и Галена, оплодотворенное в арабоязычных трудах врачей X в. Абу Бекра ар-Рази и Али ибн Аббаса, сумел поднять на новую уровень, обогатив своим врачебным опытом и своими наблюдениями и мыслями. Сила Авиценны как медика в том,

что он сумел связать теорию с практикой. Авиценна был гением диагностики.

Наибольшее влияние на развитие культуры и науки на Востоке и Западе имели труды Авиценны в области медицины и в первую очередь его «Ал-Канун фи Тибб» («Канон врачевания»), который в рукописных, а затем литографированных экземплярах был широко распространен на Среднем и Ближнем Востоке. В XII в. Канон был переведен на латинский язык. В 1493 г. издан в Венеции на латинском языке. В Европе Каноном пользовались врачи еще в XVII в.

В области естествознания и философии Авиценна вобрал все наиболее ценное и прогрессивное, что оставил античный мир, и создала светская наука на арабском языке, творчески переработал это наследие и продвинул знание на новую ступень.

По Авиценне философия распадается на метафизику, физику и логику. Метафизика изучает сущности вне материи, физика — материальные тела, а логика — понятия, которые получаются путем абстрагирования от материи. В этой системе метафизика занимает первое место и тем самым определяет идеалистический характер его философской системы. На философию Авиценна смотрел как на первую из наук, науку самостоятельную и независимую.

Влияние философских трудов Авиценны, особенно «Китаб аш-Шифа» («Книга исцеления»), «Китаб ан-Наджат» («Книга спасения»), написанных на арабском языке и «Да-ниш-намэ» - на таджикском языке, было велико не только на Востоке, но и на средневековом Западе, куда они проникли через арабскую Испанию и еврейских философов, особенно Аверроэса (Абу-ль-Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд).

В «Книге исцеления» и «Каноне врачебной науки» Ибн Сина излагает уникальную в истории науки систему взглядов на три царства природы — систему, в которой энциклопедический охват знаний, почерпнутых из естественно-научного наследия народов Запада и Востока, и дополненных собственными наблюдениями и открытиями мыслителя, сочетается с проведением в их трактовке единого принципа, проявляющегося в стремлении объяснить природу из нее самой и притом как органически целого.

Многообразные явления и процессы, происходящие в подлунном мире, Ибн Сина объясняет взаимодействием, переходом друг в друга и различным сочетанием четырех его простых тел с присущими четырьмя основными качествами, а все это вместе — влиянием «творческого движения» небесных тел, круговращения которых находятся по отношению друг к другу в точно такой же причинной зависимости.

Ибн Сина считает, что царства природы различаются между собой в силу большей или меньшей соразмерности смеси элементов, образующих тела их представителей.

Жизнь Вселенной определяется деятельностью единой космической силы, по-разному проявляющей себя в неорганическом и органическом мире. Это было одной из ведущих идей Ибн Сины. Весь мир является единым телом. Эта идея — флаг идей Авиценны.

Список литературы:

1. Баратов М. Б. Великий мыслитель Абу Али Ибн Сина. - Ташкент, 1980. - 200 с.
2. Бертольд В. В. Ученые мусульманского Ренессанса. Сочинения. т. VI. - Москва, 1966. - 303 с.
3. Сагдеев А. В. Ибн Сина (Авиценна). - Москва: «Мысль», 1980. - 239 с.
4. Семенов А. А. Абу Али Ибн Сина (Авиценна). - Сталинград, 1953.
5. Солтанова Н. Б. Некоторые вопросы физики в философии Авиценны и Бахманйара. - Германия, LAP, 2015. - 87 с.
avicenna ibn sina “canon of medicine” the philosopher АВИЦЕННА ИБН СИНА «КАНОН ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ» ФИЛОСОФ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты