Спросить
Войти

Памяти О. В. Данилова (1954–2014)

Автор: указан в статье

Хроника

УДК 902

ПАМЯТИ О.В. ДАНИЛОВА (1954-2014)

© 2016 г. Ю.А. Зеленеев, А.Г. Иванов, О.А. Сидоров

В некрологе, посвященном памяти кандидата исторических наук, доцента Олега Викторовича Данилова, отмечаются основные вехи его творческого пути, подчеркивается значительный вклад ученого в изучение древностей, связанных с языческими культами Марийского Поволжья и сопредельных территорий.

Больше года прошло с тех пор как 1 ноября 2014 г. после тяжелой болезни, немного не дожив до своего 60-летия, ушел из жизни ведущий научный сотрудник Учебно-научного археоло-го-этнологического центра Марийского государственного университета кандидата исторических наук, доцент Олег Викторович Данилов.

Данилов Олег Викторович родился 14 ноября 1954 г. в д. Мамасево Волжского района Марийской АССР. В 1972 г. он был первым зачислен на специальность «История» только что открывшегося Марийского государственного университета. В историю университета вошел как обладатель студенческого билета № 1.

Студенческие годы многое дали О.В. Данилову, он успешно учился и окончил университет, получив диплом с отличием, занимался общественной деятельностью в комсомольских организациях, танцевал в ансамбле народного танца. Как отличник и активно участвующий в общественной жизни студент он был удостоен чести быть сфотографированным в 1975 г. у знамени Победы, что в те годы было серьезной наградой.

В это же время он стал интересоваться наукой - писал студенческие работы по археологии под руководством В. С. Патрушева, участвовал в студенческих вузовских, региональных и всесоюзных конференциях, работал в археологических экспедициях.

Правда, нужно отметить, что научные интересы Олега Викторовича в то время еще не устоялись и поэтому он после окончания Марийского университета принял предложение руководства вуза о направлении его на стажировку в Ленинградский государственный университет со специализацией по истории древнего мира.

Но пробыв в Ленинграде некоторое время, понял, что это не его призвание и возвратился в Йошкар-Олу.

После прохождения срочной службы в Советской армии О. В. Данилов в 1979 г. был принят на должность ассистента кафедры истории Марийского государственного университета. С этого времени вся его трудовая деятельность была связана с этим учебным заведением, за исключением периода 1985-1988 гг., когда он обучался в очной аспирантуре Института археологии АН СССР в городе Москве.

Молодого и энергичного преподавателя быстро привлекают к работе администратора. С 1981 и по 2000 г. он являлся заместителем декана, с перерывом на время обучения в аспирантуре. Некоторое время был секретарем партийной организации историко-филологического факультета, а в начале 1990-х годов очень недолго исполнял обязанности секретаря партийной организации МарГУ.

Для факультета такой человек, как О.В. Данилов, на административной должности был просто находкой. Он отлично знал учебные планы, умел найти контакт с сотрудниками, был любим студентами. Но административная работа оставляла очень мало времени для занятия наукой, что в конечном итоге привело к тому, что кандидатская диссертация была защищена несколько позднее, чем намечалось.

Еще в ходе обучения в университете О.В. Данилов приступил к полевым археологическим исследованиям. Первоначально под руководством своего университетского научного руководителя В.С. Патрушева (Патрушев, Данилов, Соловьев, 1976), а затем начал проводить и самостоятельные разведки (Патрушев, Данилов, Соловьев, Кугуелова, 1977). Впоследствии он проводит большие по объему разведочные работы в Ки-лемарском районе Марийской АССР, во время которых открыл несколько памятников мезолитической и других эпох (Данилов, 1981).

По мере того как у него выкристаллизовывается интерес к древностям, связанным с язычеством, его полевые исследования приобрели направление поиска конкретного вида памятников (святилища, жертвенники) (Данилов, 1983). Надо отметить, что до О.В. Данилова никто данный вид археологических объектов не изучал, и он, по существу, был их первооткрывателем. Его раскопки на Важнангерском жертвеннике впервые показали возможности получения исторической информации при исследовании такого вида памятников (Данилов, 1984). Материалы раскопок этого жертвенника были довольно быстро введены в научный оборот и на долгое время сделали его эталонным для данного вида археологических объектов (Данилов, 1989). Далее последовали раскопки Ирмар-ского жертвенника и жертвенника вблизи города Звенигово (Данилов, 1986).

В конечном итоге полевые материалы, подкрепленные архивными данными, и стали основой кандидатской диссертации О.В. Данилова на тему «Языческие культы древнего населения Марийского Поволжья», которую он защитил в Институте археологии РАН в 1992 году. Руководителем кандидатской диссертации был один из ведущих археологов страны, в будущем академик РАН В.В. Седов, оказавший на взгляды О. В. Данилова серьезное влияние.

После защиты диссертации О.В. Данилов много внимания уде -лял разработке вопросов, связанных с историей марийского язычества, возникновению культов у разных народов, общим проблемам развития религии. Ему все больше приходилось работать не только в области археологии, но и в области этнологии, а также на стыке наук. К началу 90-х годов ХХ в. он, по нашему мнению, являлся одним из лучших специалистов в области истории марийского язычества.

О.В. Данилов пытался соединить наши знания о современной традиционной культуре с археологическими источниками, раскрывавшими возникновение и развитие того или иного обряда или культа. Результатом этих исследований стали статьи, посвященные свадебным обрядам народов Поволжья (Данилов, Золотова, 1994).

Исследования 1980-х - первой половины 1990-х годов были обобщены им совместно с Т.А. Золотовой в «Очерках традиционной культуры народов Поволжья» (Данилов, Золотова, 1996). Но еще до выхода этой книги О.В. Данилов сделал обобщающий доклад по язычеству волжских финнов на I Всероссийской конференции финно-угроведов в городе Йошкар-Оле (Данилов, 1995).

Исследования конкретного исторического материала позволили О.В. Данилову делать выводы историософского характера, и это давало возможность считать, что к концу 1990-х годов он вырос в ученого, не только предоставляющего источнико-вый материал, но и поднявшегося до высот философского его осмысления (Данилов, Зеленеев, 1996).

Занимаясь вопросами происхождения культов, О.В. Данилов все больше

задумывался об общих гносеологических корнях их происхождения у разных народов. Имеющийся в его распоряжении материал позволял делать выводы об определенных параллелях в язычестве у волжских финнов и славян (русских) (Данилов, 1998).

В 2001 г. О.В. Данилов за успешную преподавательскую, научную и административную работу был награжден Почетной грамотой Правительства Республики Марий Эл. В этом же году он поступил в докторантуру МарГУ. Докторская диссертация должна была вобрать в себя те наработки, которые он подготавливал еще при написании кандидатской диссертации и развить их с точки зрения современных на тот момент исследований.

В это время Олег Викторович продолжал тщательно прорабатывать отдельные культы финно-угорских народов фактически от их зарождения до современности, например, культы лося и оленя (Данилов, 2001), культ птиц (Данилов, 2007).

Впоследствии О.В. Данилов вместе с коллективом соавторов подготовил книгу о культовых памятниках Марий Эл, куда вошли материалы как прежних исследований, так и из предполагавшейся докторской диссертации (Большов, Большова, Данилов, 2008).

Сразу же после окончания докторантуры О.В. Данилов был назначен и.о. декана историко-филологического факультета МарГУ и проработал на этой должности до 2005 года. И опять научная работа была отодвинута на второй план административной деятельностью.

В 1990-х годах XX в. и в начале XXI в. О.В. Данилов вместе с кол лективом археологов МарГУ много и успешно участвовал в раскопках средневековых городов Поволжья. Он руководил археологической практикой студентов университета при раскопках Костромы, а затем Йошкар-Олы. Исключительно велик был вклад Олега Викторовича в организацию и проведение этих исследований, подготовку научных отчетов и публикацию полученных материалов (Данилов, Зеленеев, Румянцев, 2006; Археологическое, 2009).

О.В. Данилов всегда много внимания уделял работе со студентами. При этом было заметно, что данный вид деятельности доставляет ему огромное удовольствие. Он мог часами объяснять студентам-дипломникам пути написания их работ. Он вникал в любые мелочи, связанные с жизнью студентов. Приносил на защиту дипломных свои галстуки и ботинки, чтобы студент защищался не в футболке и кроссовках, а имел соответствующий внешний вид. К руководителю О.В. Данилову всегда была очередь желающих писать курсовые и дипломные работы.

Вдумчивая и требовательная работа со студентами позволила О.В. Данилову впоследствии успешно руководить и аспирантами. Под его руководством было защищено три кандидатские диссертации по этнологии (А.Н. Полухина, Н.М. Охотина, Г.С. Зеленеева).

Мягкое, доброжелательное отношение О.В. Данилова проявлялось не только к студентам и аспирантам, но и вообще к людям, независимо от того, кем они являлись по своему статусу. С ним было приятно общаться и люди к нему тянулись.

Олег Викторович много сделал для развития научно-исследовательских археологических подразделений в Марийском государственном университете, которые в разное время носили различные названия. Он как раз являлся тем цементирующим кол -лектив человеком, вокруг которого тот и формировался. Один из авторов данной статьи (Ю.З.) всегда просил Олега Викторовича брать на себя вопросы, связанные с человеческими взаимоотношениями в коллективе, зная, что именно он справится с этим лучше других и не допустит несправедливости по отношению к людям. Моральный авторитет О.В. Данилова был исключительно высок и за поддержкой к нему обращались в трудные минуты самые разные люди, и он всегда находил, что сказать и как помочь человеку.

К сожалению, судьба распорядилась так, что последние годы жизни давались ему очень тяжело, да и ушел он от нас слишком рано.

Литература

1. Археологическое изучение Царевококшайского посада в 2008 году. Йошкар-Ола: МарГУ, 2009. 32 с.
2. Большое С.В., Большова Н.А., Данилов О.В. Древние культовые памятники Марий Эл. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2008. 163 с.
3. Данилов О.В. Важнангерский жертвенник // Археология и этнография Марийского края. Вып. 15 / Отв. ред. Г.А. Архипов, В. В. Никитин. Йошкар-Ола: МарНИИ, 1989. С. 129-148.
4. Данилов О.В. Культ лося и оленя у финно-угорских народов (истоки и развитие) // Финно-угроведение. 2001. № 2. С. 36-56.
5. Данилов О.В. Культ птиц в Поволжье // Актуальные проблемы всеобщей истории / Отв. ред. Г.Ф. Горбашова. Йошкар-Ола: МарГУ 2007. С. 145-164.
6. Данилов О.В. Отчет о разведочных работах в Горномарийском районе в 1983 г. / Архив ИА РАН. Ф-1. Р-1. № 9931.
7. Данилов О.В. Отчет о разведочных работах в Килемарском районе в 1981 г. / Архив ИА РАН. Ф-1. Р-1. № 8481.
8. Данилов О.В. Отчет о раскопках Важнангерского жертвенника в Горномарийском районе за 1984 г. / Архив ИА РАН. Ф-1. Р-1. № 9438.
9. Данилов О.В. Отчет о раскопках Ирмарского жертвенника в Куженерском р-не и жертвенника в Звениговском р-не в 1986 г. / Архив ИА РАН. Ф-1. Р-1. № 11738.
10. Данилов О.В. Параллели в язычестве русских и волжских финнов // Русские в Средневолжском полиэтническом регионе. Материалы научно-практической конференции. 19-20 декабря 1997 г. / Отв. ред. Г.Н. Крайнов. Йошкар-Ола: Правительство Республики Марий Эл, 1998. С. 62-63.
11. Данилов О.В. Язычество финнов Поволжья // Материалы I Всерос. науч. конф. финно-угроведов. Узловые проблемы современного финно-угроведения / Отв. ред. Г.А. Архипов. Йошкар-Ола: МарНИИ, 1995. С. 115-117.
12. Данилов О.В., Зеленеев Ю.А. Эволюция и устойчивость этнических систем // Вавиловские чтения / Отв. ред. В.П. Шалаев. Йошкар-Ола: МарГТУ, 1996. С. 192-194.
13. Данилов О.В., Зеленеев Ю.А., Румянцев Г.Г. Раскоп 2002 г. на ул. Депутатской в г. Кострома // Вестник Костромской археологической экспедиции. Вып. 2 / Отв. ред. С.И. Алексеев. Кострома: Департамент культурного наследия, культуры и туризма Костромской области, 2006. С. 45-69.
14. Данилов О.В., Золотова Т.А. Очерки традиционной культуры народов Поволжья. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 1996. 100 с.
15. Данилов О.В., Золотова Т.А. Свадебные обряды русских и марийцев // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. 1994. № 1. С. 74-81.
16. Патрушев В. С., Данилов О.В., Соловьев Б. С. Отчет о работах археологической экспедиции Марийского гос. университета в 1976 г. / Архив ИА РАН. Ф-1. Р-1. № 6447.
17. Патрушев В.С., Данилов О.В., Соловьев Б.С., Кугуелова И.И. Отчет об исследованиях экспедиции Марийского госуниверситета в 1977 г. / Архив ИА РАН. Ф-1. Р-1. № 6644.

Информация об авторах:

Зеленеев Юрий Анатольевич, доктор исторических наук, доцент, Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола, Россия); y_zeleneev@mail.ru

Иванов Ананий Герасимович, доктор исторических наук, профессор, Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола, Россия); anani@marsu.ru

Сидоров Олег Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент, Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола, Россия); rector@marsu.ru

AD MEMORIAM O.V. DANILOV (1954-2014)

Yu.A. Zeleneev, A.G. Ivanov, O.A. Sidorov

The obituary is dedicated to the memory of O.V. Danilov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, who emphasized his significant contribution to the study of the antiquities related to the pagan cults of the Mari Volga and adjacent territories.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты