Спросить
Войти

ИСТОРИЯ ПОДГОТОВКИ УЧЕБНИКА "ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ" ДЛЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "БИОЛОГИЯ" (ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ ЧЛ.-КОРР. РАН А.В. ЯБЛОКОВА)

Автор: указан в статье

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 575.8

БОТ: 10.21779/2542-0321-2018-33-3-119-125

А.Г. Юсуфов

История подготовки учебника «Эволюционное учение» для студентов университетов по специальности «Биология» (посвящается памяти чл.-корр. РАН А.В. Яблокова)

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; yusufov_a.g@mail.ru

Алексей Владимирович Яблоков (1933-2017) - выдающийся эколог, зоолог, член-корреспондент РАН. Окончил МГУ, был участником многих международных морских экспедиций. Его работы по морским млекопитающим, популяционной морфологии, фенетике и экологии получили мировую известность. Яблоков - организатор научно-политических мероприятий против развития атомных и ГМ-технологий, основатель и активный представитель партии «зеленых», автор ряда научно-популярных (о загадках океана, дельфинах и мире эволюции) и учебных пособий.

В течение 30 лет мы с Алексеем Владимировичем Яблоковым готовили современное учебное пособие для студентов биологических факультетов университета с изложением основ теории эволюции живой природы. Мечтали и дальше продолжить работу над его усовершенствованием, но этому помешала болезнь ученого. Ниже описаны поучительные этапы нашей совместной деятельности, свидетельствующие о целеустремленности Яблокова, его доброжелательности и объективности.

После окончания факультета естествознания Дагестанского пединститута (1953 г.) меня рекомендовали в целевую аспирантуру Ленинградского ГУ по направлению «дарвинизм». В институте данный курс нам читал, опираясь на «достижения» Мичуринского творческого дарвинизма с элементами учения Ч. Дарвина (в объеме учебника для школ того времени), молодой выпускник. На семинарах мы занимались анализом публикаций по творческому дарвинизму, включая и материалы августовской сессии ВАСХНИЛ (1948 г.). На необходимость изучения литературы подобного направления наше внимание тогда обращали в связи с запретом публикаций, не отвечающих творческому дарвинизму. Я сознавал, насколько высок уровень подготовки по биологии у выпускников ЛГУ, но от конкуренции на экзаменах меня спасло наличие вакантной единицы аспиранта для Дагестана. В октябре 1953 г. я приехал в Ленинград, где все еще заметны были следы страшной блокады.

В ЛГУ члены приемной комиссии на экзамене по специальности (Н.Л. Гербилский, К.М. Завадский, Л.И. Хозацкий) с удивлением слушали мои «убедительные ответы» из области творческого дарвинизма. Однако из двух претендентов в целевую аспирантуру был зачислен я. Других представлений о содержании предмета не

имел, первоисточников не читал. Как потом удалось выяснить, в фондах библиотеки института было «Происхождение видов» с предисловием акад. Н.И. Бухарина, которое не подлежало выдаче.

Заведующий кафедрой дарвинизма ЛГУ и будущий мой научный руководитель Кирилл Михайлович Завадский поставил мне задачу прочитать в течение двух месяцев «Проблемы дарвинизма» и «Главные направления эволюционного процесса», чтобы подготовиться к собеседованию. Итоги нашего обсуждения книг удовлетворили его в смысле оценки перспектив продолжения учебы в аспирантуре.

В течение двух лет при подготовке кандидатского минимума я был занят чтением литературы, посещением лекций и семинаров, вошел в круг проблем дарвинизма. Диссертация же в области регенерации растений оказалась в стороне от задач дарвинизма. В период обучения в аспирантуре удалось познать закономерности эволюции живой природы, что очень помогло мне в дальнейшем при чтении лекций в Дагестанском государственном университете. Тогда данный курс составлял 112 ч, из них 30 ч - семинары. Реализацию программы по курсу ограничивала нехватка учебной литературы.

В университете я занялся подготовкой пособий по дарвинизму. К тому же сотрудница Института усовершенствования учителей (А.К. Магомедова), ссылаясь на мнения многих преподавателей, указала также на необходимость подготовки рекомендаций по методике изложения материала по эволюции для школьного учебника. Вместе с ней мы подготовили рукопись пособия для учителей и студентов «Эволюционное учение и методика его преподавания» (Махачкала: Дагучпедгиз, 1975. - 117 с.).

Для издания пособия нужны были авторитетные рецензии ученых и опытных учителей. Рукопись послали в институт А.В. Яблокову, с которым я не был раньше лично знаком. После ознакомления с работой (в начале 70-х годов) Алексей Владимирович в письме выразил мнение о возможности совместной подготовки учебного пособия для университетов «Эволюционное учение». В письмах и по телефону мы предварительно обговорили его структуру. В присутствии проф. Ю.И. Полянского мы встретились в квартире К.М. Завадского в Ленинграде, где Алексей Владимирович ознакомил присутствующих с нашим пособием. Были также внесены коррективы в его структуру.

Большую часть пособия изъявил желание готовить сам Яблоков, в мои задачи входили 7 глав и корректура, К.М. Завадский взял на себя главы «Вид», «Видообразование» и функции редактора.

Каждый из нас в течение двух лет готовил свои разделы, а затем мы обменивались ими для внесения коррективов. После этого встретились в Москве у Алексея Владимировича и доработали рукопись. С просьбой о включении в план изданий Дагестанский государственный университет обратился в Минвуз СССР и издательство «Высшая школа». После рецензирования было издано пособие с рекомендацией Минвуза СССР для студентов университетов направлений биологии (Эволюционное учение. - М.: Высшая школа, 1976. - 339 с.). Официальными рецензентами были представитель кафедры генетики и дарвинизма Саратовского ГУ (проф. С. С. Хохлов) и проблемный совет по генетике и селекции АН СССР (пред. акад. Д.К. Беляев).

После выхода пособия Яблоков поставил меня в известность, что в Ленинградском филиале Института истории естествознания и техники (ИИЕиТ) готовится семинар для его широкого обсуждения, и рекомендовал мне принять в нем участие.

На предварительных встречах с коллективом ИИЕиТ стало ясно, что предстоят тяжелые дебаты. На семинаре также присутствовали представители института, ЛГУ, пединститута и других научных учреждений. Яблоков присутствовать не смог.

К.М. Завадский, открывая заседание, отметил, что необходимость подготовки учебника по дарвинизму существовала давно, но были трудности с подбором авторов. Демонстрируя пособие, он подчеркнул, что теперь предстоит его обсудить и оценить.

Мне предоставили слово для изложения принципов подхода авторов к выбору материала, структуры и условий нашей работы. Я рассказал о трудностях отбора материала по истории эволюционных идей, а также при анализе отечественных и иностранных источников. Подчеркнул, что составители старались упростить стиль изложения с учетом разного уровня подготовки студентов и выбора материала преподавателями разных университетов страны.

В своем выступлении я обратил также внимание, что учителя многих школ и преподаватели вузов владеют лишь идеями «творческого дарвинизма» из-за существующих официальных требований. Поэтому и возникла необходимость издания пособия, отвечающего уровню развития науки.

Мне пришлось отвечать на много вопросов, часть которых носила критический характер, обращалось даже внимание на изложение конкретных положений в тексте.

Сейчас трудно восстановить содержание выступлений всех участников семинара. В частности, доцент пединститута им. А. Герцена поставил вопрос о необходимости подготовки альтернативного варианта пособия из-за неприемлемости обсуждаемого. Мой ответ был в том же духе: «Почему же Вы не подготовили его, долгое время читая курс в институте»?

В заключение я поблагодарил за организацию обсуждения пособия, интерес к нему и одобрение. Признал также наличие некоторых досадных упущений в тексте, которые будут учтены в случае переиздания пособия.

К.М. Завадский в выступлении подчеркнул значимость проведенного обсуждения, результаты которого рекомендовал опубликовать как рецензию, а также высказал пожелание о необходимости доработки текста с учетом замечаний. Ю.И. Полянский отметил, что в целом авторы подготовили удачное пособие с изложением основных направлений развития учения Ч. Дарвина для восполнения пробела в учебной литературе. Одновременно он признал необходимость переиздания доработанного варианта. Рецензия сотрудников сектора была вскоре опубликована [2].

После семинара я ознакомил А.В. Яблокова с результатами обсуждения пособия. Мы пришли к выводу о необходимости подготовки его переработанного варианта.

Один из активных участников семинара и автор рецензии Э.И. Колчинский позже отметил, что «только в 1975 г. молодые эволюционисты А.В. Яблоков - ученик Н.В. Тимофеева-Ресовского и А.Г. Юсуфов - ученик К.М. Завадского подготовили учебник по эволюционной теории для университетов, по которому до сих пор студенты овладевают основами современных эволюционных представлений» [3, с. 427]. Данное пособие было им отнесено к числу оригинальных среди эволюционных теорий,

[3, с. 429]. Другой участник семинара констатировал, что данное пособие в значительной мере ликвидировало дефицит в учебной литературе по курсу эволюционной теории [4, с. 3].

В 1981 г. после выхода 2-го издания пособия Минвуз СССР рекомендовало Дагестанскому государственному университету подготовить для утверждения проект программы по курсу «Дарвинизм», отвечающей содержанию пособия. Такое же обращение получил Алексей Владимирович, который рекомендовал мне составить проект программы и прислать ему для ознакомления. Он его одобрил и дополнил.

Свой проект программы Дагестанский государственный университет отправил в Минвуз СССР. По истечении определенного срока учебно-методическое управление Министерства обратилось к университету с просьбой направить своего представителя для участия в семинаре по обсуждению проекта программы курса «Дарвинизм».

На совещании присутствовали представители разных университетов (из Воронежа, Киева, Москвы, Ленинграда, Махачкалы, Томска и др.), которые ранее получили проект программы для ознакомления, а также А.В. Яблоков как его соавтор. Проект программы был одобрен и рекомендован по специальности 2019 - «Биология» [5, с. 6572].

Позднее были переизданы еще 3-й и 4-й варианты пособия. Последний был рекомендован Минвузом СССР как учебник. Переиздания вариантов пособия были связаны с учетом мнений ряда авторитетных биологов страны. Для этого мне пришлось, в частности, встретиться и с академиком А. Л. Тахтаджяном для объяснения причин упрощения схемы в его публикации, что он признал допустимым.

Пособие «Эволюционное учение» переведено на словенский [6] и литовский [7] языки и рекомендовано для изучения в вузах. Многие иллюстрации из него использованы в других публикациях [8].

Дома у Алексея Владимировича мне приходилось общаться с крупными биологами. Неоднократно мне доводилось беседовать и с Н.В. Тимофеевым-Ресовским. Для Николая Владимировича были характерны корректность, целеустремленность и интеллигентность в общении. Он рассказывал о своих встречах и беседах с крупными биологами мира, а иногда о своей жизни в «шарашках». В повести Д. Гранина «Зубр» ярко описана личность этого ученого.

А.В. Яблоков говорил: о нем «...не видел людей такого ранга рядом с собой долгое время, да не вижу и сейчас» [1, с. 47]. Он боролся против официального мнения чиновников страны о Н.В. Тимофееве-Ресовском, обвинявших ученого в том, что он «служил Гитлеру» во время Второй мировой войны. Яблоков на это возражал, что Николай Владимирович работал на науку, на Россию, на ее высокие идеалы, а также помогал всем, кому мог помочь [1, с. 51]. Его старания изменить отношение к Тимофееву-Ресовскому встречали сильное противодействие.

В 70-х годах в моем присутствии Алексей Владимирович просил Николая Владимировича написать заявление в Верховный Совет СССР о полной реабилитации. Тот категорически отказался и подчеркнул, что у него нет вины перед Родиной. Мнением же чиновников он не интересовался.

Мы общались с А.В. Яблоковым и семьями. В 80-х годах Алексей Владимирович с родными на короткое время приехал в Дагестан. Мы совершили поездки в Дербент и ближние города. В Махачкале Алексей Владимирович и акад. В.Е. Соколов - директор института морфологии животных - ознакомились с направлениями исследований в области биологии Дагестанского НЦ РАН и университета. Яблоков также был руководителем аспиранта (Л.Ф. Мазанаева).

У Алексея Владимировича были широкие научные и общественные связи в стране и за ее пределами. Ему часто приходилось совершать поездки и организовывать научные конференции и мероприятия по охране природы и экологической ситуации. Он был противником развития атомных и ГМ-технологий в стране. Эту точку зрения он отстаивал и перед комиссией сената Америки. Часто ездил в США и другие страны читать лекции и проводить совместные мероприятия.

Он внес значительный вклад и в организацию перевода иностранной литературы по эволюционной теории и экологии для издания у нас. Была надежда подготовить 5-е издание «Эволюционного учения» путем дополнения его материалом по молекулярной эволюции. Но его здоровье не позволило этим планам осуществиться.

При подготовке «Эволюционного учения» Яблоков в ходе обсуждения спорных моментов часто повторял, что необходимо предварительно «нацарапать» свое мнение. В ряде случаев Алексей Владимирович звонил специалистам и консультировался с ними по телефону. Свою богатую библиотеку он собирался завещать дарвиновскому музею, значение которого высоко ценил.

Алексей Владимирович, оценивая учебник «Эволюционное учение», отмечал: «Мы создавали его вместе с А.Г. Юсуфовым. Получилась совершенно удивительная книжка, которая жила невероятно долго. Он ботаник, физиолог, заведовал кафедрой в Махачкале. Благодаря ему, конечно, наш учебник выдержал шесть изданий» [1, с. 48-49].

Сейчас изданы и другие подобные пособия, что вполне закономерно в связи с развитием науки. Книга же «Эволюционное учение» с изложением общих закономерностей живой природы положительно оценена многими рецензентами в печати, а также в личных письмах к Яблокову. В ней отражены достижения синтетической теории эволюции (СТЭ) для развития учения Ч. Дарвина. Он до сих пор еще пользуется большим спросом у студентов, преподавателей и научных сотрудников. Хочется надеяться, что учебник сохранит свою значимость и в будущем.

Уход Алексея Владимировича - невосполнимая утрата для биологов Дагестана. Были организованы мероприятия, посвященные его памяти [9]. Издана прекрасно иллюстрированная и содержательная книга.

Память о великом ученом навсегда останется в наших сердцах.

Литература

1. Яблоков А.В. Сад. Воспоминания, размышления, прогнозы. - М.: Вега Принт, 2018. - 512 с.
2. Колчинский Э.И., Галл Я.М. Рецензия «Эволюционное учение» // Бюлл. МОИП, отд. Биол. - 1977. - № 4. - С. 40-41.
3. Колчинский Э.И. Единство эволюционной теории в разделенном мире XX в. -СПб.: Нестор-история, 2014. - 824 с.
4. Георгиевский А.Б. Дарвинизм: учебное пособие. - М.: Просвещение, 1985. 271 с.
5. Программы дисциплин специалитета 2019 и биология для студентов III-IV курсов государственных университетов. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - 84 с.
6. Jablokovas A., Jusufovas A. Evoliucijos mokslas. - Vilnius: Mokslas, 1984. 288 p.
7. Jablokov A. V., Jusufov A.G. Evolucna teoria. - Bratislava, 1985. - 296 s.
8. Николов Т.Д. Долгий путь эволюции. - М.: Мир, 1986. - 167 с.
9. Юсуфов А.Г., Абдурахманов Г.М. Памяти чл.-корр. РАН Яблокова А.В. // Юг России: экология и развитие, 2017. - Т. 12. - № 1. - С. 213-214.

Поступила в редакцию 14 мая 2018 г.

UDC 575.8

DOI: 10.21779/2542-0321-2018-33-3-119-125

The history of creation of the textbook «Evolutionism» for university students in the specialty «Biology» (to the memory of prof. A. Yablokov)

A.G. Yusufov

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; yusufov_a.g@mail.ru

Alexei Vladimirovich Yablokov (1933-2017) is an eminent ecologist, zoologist, corresponding member of the Russian Academy of Sciences. He graduated from Moscow state University and was a member of many international sea expeditions. His work on marine mammals, population morphology, phenetics and ecology gained worldwide fame. Yablokov is the organizer of scientific and political events against the development of atomic and GM technologies, the founder and active representative of the green party, the author of a number of scientific works (about the mysteries of the ocean, dolphins and the world of evolution) and textbooks.

Received 14 May, 2018

А.В. ЯБЛОКОВ ПОПУЛЯЦИЯ ФЕНЕТИКА ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОЛОГИЯ a.v. yablokov population phenetic ecology and evolution
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты