Спросить
Войти

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ПО АДАТУ И ПО ШАРИАТУ В ДАГЕСТАНЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Автор: указан в статье

УДК 94(470.67) «18» - 055.2: 340.141 Б01: 10.21779/2542-0313- 2017-32-4-13-19 Т. Ч. Джабаева

Правовое положение женщины по адату и по шариату в Дагестане в первой половине XIX в.: опыт сравнительного анализа

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Га-джиева, 43а; tahmina.dj@mail.ru

Статья посвящена историко-сравнительному анализу одновременно действующих правовых норм (адата и шариата) в Дагестане в первой половине XIX в., их правомерности, уместности и значения. Автор исходит из того, что компаративный анализ обеспечивает более широкий взгляд на проблему применения правовых норм и их последствий как для населения в целом, так и для женщин в частности. Автор приходит к выводу о том, что в силу действия различных обычаев социально-правовое положение женщины в рассматриваемый период было неоднозначным и имело недостатки определенного характера. Материалы адатов, а также мусульманского права (шариата) содержат противоречивые данные, но во многих из них прослеживаются покровительство, забота, охранение чести и достоинства женщины. Однако некоторые права и функции женщины как полноправного члена общества нарушались как по адатам, так и по шариату.

В истории Дагестана адат и шариат составляли систему правового урегулирования общественно-политической жизни, включая и брачно-семейные отношения. Социальная структура и политическая организация общества с древнейших времен до конца XIX века отражены в сборниках адатов [1]. Адат контролировал повседневную жизнедеятельность общества, определял меры наказания за те или иные правонарушения, регулировал взаимоотношения между членами общества, между мужчинами и женщинами, определяя степень юридической правоспособности тех и других. Общественная жизнь в дагестанских селах почти всецело была в ведении адатов, следуя которым, общество несло ответственность за своих членов.

С принятием ислама некоторые вопросы, в основном семейно-брачных и других гражданско-правовых отношений, регулировались шариатом. Шариат мягко адаптировался к адату, и уже с того времени бесконфликтно (до имамата Шамиля) они функционировали в Дагестане.

С того периода жизнь в семье, брачные и внутрисемейные отношения регулировались главным образом шариатом, источником которого были определенные предписания Корана и Сунны, которые определяли убеждения, формировали нравственные ценности и предлагали конкретные нормы, регулирующие поведение мусульман независимо от места их проживания. Главным критерием следования предписаниям шариата являлась принадлежность к мусульманской религии.

Таким образом, в Дагестане в XIX в. сложились условия, при которых местные системы адата равноправно существовали с правовыми нормами шариата. Сосуществование шариата с адатом на кавказской почве было обусловлено особенностью менталитета, признающего право авторитетных лиц толковать и охранять правовые нормы. Интересен тот факт, что подобный правовой плюрализм наблюдался и у других народов

[2]. Условно хранителями адатов можно считать старейшин, а шариата - кадиев, знатоков мусульманского закона и имамов мечети. Соотношение применения правовых норм в сельских обществах было различным. К примеру, в имамате Шамиля были вовсе запрещены адаты, и повсеместно насаждался и применялся только шариат. Безусловно, Шамиль понимал, что горец будет стремиться сохранить адат, и поэтому были созданы знаменитые «Низамы» Шамиля, где созданные на основе шариата нормы в определенной степени отвечали правовой действительности, в частности были учтены адатные традиции.

Исследуя статус и положение женщины в исламе и изучая правовое положение женщины в дагестанском обществе по адату и шариату, необходимо выявить социальный уровень защищенности женщины, степень влияния и цивилизованность содержания норм права относительно женщин в Дагестане как социально равноправных членов общества.

Для формирования традиционного представления о неравноправном положении женщины в Дагестане в дореволюционном прошлом имелись определенные объективные причины и условия.

Общественно-политическая активность женщины в дагестанском обществе была относительно низкой. В силу действия адата и шариата представительские возможности женщины в Дагестане были ограничены.

По адатам сельских обществ Горного Дагестана женщина не имела права участвовать в управлении и в работе сельского схода, даже если была единственным взрослым представителем своей семьи. Представительское право она могла делегировать одному из своих родственников по мужской линии.

Таким образом, адат и шариат не позволяли реализовать представительские права женщины. Однако это наблюдалось не везде. Адаты некоторых селений Дагестана были более демократичными и позволяли женщинам (цахуркам и рутулкам) принимать участие в собраниях своих сел, когда большинство мужчин находилось на пастбищах в период с осени до весны [3]. В Западном Дагестане у ботлихцев вдовы после смерти мужей возглавляли хозяйства и имели право участвовать в сельских сходах [4]. Таким образом, допустимая адатами общественно-политическая активность женщины наблюдалась в обществах высокогорного Дагестана, где в силу естественно-климатических условий мужскому населению необходимо было отлучаться на долгие месяцы в другие районы Дагестана, поэтому женщинам приходилось иногда брать на себя представительскую функцию.

Шариат в данном вопросе был непререкаемым и односложным. Женщине независимо от места ее жительства строго запрещалось брать на себя функции общественного деятеля или представлять свою семью на сельских сходах.

Следовательно, по адатам у одних народов женщина не имела представительских прав и ее интересы защищали родственники-мужчины, у других - представительство двух женщин приравнивалось к одному мужскому свидетельству.

Напомним, что дагестанская женщина играла исключительную роль в хозяйстве и поэтому не могла не занимать определенного места в общественном быте, отличающемся от быта мужчин. При такой активной хозяйственной деятельности она физически не могла вести замкнутый образ жизни, скрытый от посторонних глаз, и быть поглощенной лишь семейным бытом, как предписывалось шариатом. Для дагестанских женщин в XIX веке, данное предписание шариата было чуждым, а его соблюдение практически невозможным.

Таким образом, нормы адата, регулирующие общественную деятельность и быт женщины, были в некоторых районах Дагестана более адаптированы по сравнению со строго определенными предписаниями шариата.

Что касается правовой ответственности и имущественного положения женщины в обществе и семье, то адаты свидетельствуют о непоследовательности и противоречивости норм в данном вопросе. Очевидно, что они в своем большинстве ставили женщину в зависимое от мужчины, социально-неравноправное положение. Но неравноправие зачастую объяснялось существованием многочисленных адатов, направленных на защиту женщины от грубого обращения, а также на ее права, в том числе и права собственности.

Например, во всех адатных нормах аварских обществ оскорбление женщины приравнивалось к таким преступлениям, как убийство, кража, и соответственно строго наказывалось. Защита чести и достоинства женщины являлась обязанностью всего ту-хума, к которому она принадлежала, а оскорбление ее чести воспринималось как оскорбление всего тухума.

В адатах Андийского округа Западного Дагестана в главе VI «Об оскорблении женщины» говорится, что оскорблением женщины считается: «... когда мужчина с дурной целью обхватит или тронет женщину». Даже за такое «преступление» виновный платит (в случае ее замужества) мужу 40 руб. и угощает 40 человек.

В адатах Технуцальского наибства говорится: «За оскорбление женщины снятием ее головного убора или платка с виновного в пользу обиженной взыскивается 40 руб. и штраф 10 руб. в пользу общества, и виновный изгоняется из общества на один год». В адатах Тиндальского наибства наказание за оскорбление девушки носит не столь суровый характер. Тем не менее, виновный должен заплатить обиженной девушке 25 руб. и выселиться из общества на 3 месяца.

Таким образом, в данной сфере общественных отношений женщина находилась под защитой адата.

Правововая ответственность за то или иное преступление по адату не разграничивалась на мужские и женские санкции. Безнаказанно убить человека женщине дозволялось лишь в случае угрозы его нападения с целью оскорбления или изнасилования [5].

Адат был многоплановым в своей трактовке в различных обществах. Это касалось и свидетельствования женщин. В некоторых обществах, если женщину подозревали в воровстве, ее могли защитить путем освидетельствования только женщины. Если речь шла о покушении на честь женщины, то свидетельства одних женщин было недостаточно.

Что касается права собственности и наследственного права, то адаты с целью сохранения имущества внутри родственной группы признавали наследование имущества родственниками только мужского пола. По шариату женщина имела право на наследство, доля которого была вдвое меньше, чем у мужчин, и не превышала четверти наследства, что делало ее более защищенной в имущественном положении [6].

В обществе всегда были актуальны проблемы семьи и брака, так как семья - это первичная ячейка общества, от благополучия которой зависит благополучие всего общества. Об этом наряду со многими другими свидетельствует тот факт, что самой крепкой присягой среди горцев считалась присяга именем жены. Присяга была связана и с брачным договором (кебином). Если показания присягателя оказывались ложными, то брак признавался недействительным. Женщина имела право уйти от мужа в случае ложной присяги мужа.

Наряду с адатами взаимоотношения между супругами регулировались и шариатскими нормами. Исламское право предусматривало определенный выкуп за невесту ее

родителям (калым), тем самым мужчина становился полноправным представителем своей жены [7]. Вместе с тем о заботе о жене свидетельствует глава 34 Сунны «О хорошем отношении к женщине», где отмечено: «...О посланник Аллаха, какие права имеет на каждого из нас его жена?» Он сказал: «Ты должен кормить ее, если ешь сам, и одевать ее, если одеваешься сам, и (должен) не бить ее по лицу, не говорить ей мерзких слов, не отворачиваться от нее.» [8].

По шариату мужчина мог жениться на женщине любого социального статуса, что по адатам не приветствовалось, но обязательно на мусульманке, к чему адаты относились нейтрально [9].

Общество заботилось об имущественном положении женщины при разводе. М.А. Агларов в работе «Сельская община в нагорном Дагестане в XVII - начале XIX в.» отметил, что при разводе приданое - земля, скот и т. д. - возвращалось назад, и привел свидетельствующий об этом адат Келебского общества: «Приданое в случае развода может быть отобрано обратно» [10].

Шариат также упорядочил и расширил имущественные права женщины при разводе, что страховало ее от бракоразводного произвола мужчины. В случае развода по инициативе мужчины без серьезных на то причин, шариат обязывал его вернуть жене кебин и приданое. Кроме того, развод считался окончательным по истечению определенного срока (от полугода до года). Данные условия под влиянием общества давали инициатору расторжения брака время передумать. Таким образом, шариат, не ставя мужчину и женщину в равное положение, до некоторой степени нивелировал неравенство полов.

Правовое положение женщины по адату и шариату в определенной степени проявляет себя в вопросе об ответственности за похищение женщины, а также о наказании за прелюбодеяние.

В исследуемый период наряду с обычным браком весьма распространенным обычаем являлось похищение девушки, которое приводило либо к свадьбе, либо к вражде противоположных сторон. При этом в адатах обществ различал и похищение невесты с ее согласия и похищение без ее согласия, от чего в значительной степени зависело дальнейшее разрешение конфликта.

Если похищение произошло с согласия девушки, то оно решало сразу несколько задач. Во-первых, сводились до минимума брачные расходы обеих сторон, во-вторых, сокращались сроки предсвадебного периода, в-третьих, девушка имела возможность выйти замуж по своему желанию, а не по воле родителей. Таким образом, дело в большинстве случаев заканчивалось примирением с родными похищенной и свадьбой. Однако существовали адаты, которые не принимали факт добровольного ухода девушки с возлюбленным и определяли меры наказания ее родственникам.

Если похищение девушки произошло без ее согласия, то она в ряде случаев возвращалась в родительский дом, а виновный на определенный срок изгонялся из селения. В адатах келебских селений говорится о годичном сроке высылки похитителя женщины. Если же по истечении 10 дней он не выехал из селения в определенную местность, то за каждый день пребывания в сельском обществе с него взыскивался штраф в размере одной овцы.

Исключительным и редким видом конфликта в Дагестане являлось похищение замужней женщины или засватанной девушки. По своей тяжести и последствиям это приравнивалось к убийству и являлось одним из немногих случаев, когда убийство человека (похитителя женщины) оставалось безнаказанным. Данный вид конфликта осуждался и шариатом, и адатом, а также общественным мнением.

Большое внимание данному вопросу уделено в Адатах шамхальства Тарковского и ханства Мехтулинского, где подробно перечислены меры наказания за похищение замужней женщины в зависимости от последствий преступления.

В § 96 говорится: «За похищение и увоз жены другого с ее согласия имущество похитителя забирается, и дом его разрушается обществом. Похититель же и жена до смерти их считаются кровными врагами мужа и его братьев, и в случае убийства кровь их считается безвозмездною. Если по прошествии некоторого времени после изгнания по просьбе общества муж похищенной простит похитителя и согласится дать ей разводную с требованием за то денег, похититель обязан, уплатив требуемое мужем похищенной количество денег, пригласить его и родственников его, встретить и угостить их, как после прощения за смертоубийство, и затем обязан жениться на увезенной» [11].

Кроме того, одно из самых строгих наказаний по адату и шариату следовало за прелюбодеяние. По адатам супружеская измена грозила ущербом семье мужа и являлась вопиющим нарушением его авторитарного распоряжения судьбами домочадцев. Обычным следствием, если мужчина заставал во время прелюбодеяния свою жену, мать, сестру, дочь, внучку, племянницу и т. д., было убийство обоих виновников, за что не следовало наказания. Более того, община могла объявить о кровной мести той семье, один из мужчин который не убил полюбовников. Другим вариантом наказания неверной жены было отрезание носа, обрезание рукавов ее платья и возвращение в подобном виде в семью ее родителей.

Прелюбодеяние и изнасилование шариат рассматривал как серьезное преступление, заслуживающее смертной казни, прелюбодеи (если были семейными людьми) или неверная жена карались побиением камнями. Не состоявшему в браке преступнику назначалось наказание в сто плетей.

Таким образом, нормы адатов и шариата по строгости рассмотрения данного вопроса были относительно близки, но методы решений были различны. Нормы адатов отражали более радикальные меры (убийство виновников, кровная месть), чем шариат.

На наш взгляд, нормы адата и шариата в вопросах прелюбодеяния и похищения замужней женщины являются уместными и отвечают духу времени. Учитывая тот факт, что общество заботилось о моральном облике женщин, и в некоторых обществах как сдерживающий фактор был введен высокий штраф за драку между ними (в то время как драка между мужчинами рассматривалась как ординарное явление), вышерас-смотренные проблемы предстают как вопиющие нарушения общественно-семейного устройства и разрушают ту социальную функцию, которую должна нести женщина в любых исторических периодах и условиях.

Традиционно социальное положение женщины являлось не только мерилом цивилизованности того или иного общества, но и свидетельством потенциала его эволюционного развития. В Дагестане можно отметить как неравноправие, так и высокий уровень авторитета женщины. Налицо определенные исламские корни сформировавшегося социального статуса женщины [12].

Так как адат - продукт жизненный и способный развиваться при меняющихся условиях общественных отношений, а шариат, имея основой неподвижный Коран, заключающий в себе альфа и омегу мусульманской мудрости, есть материал фиксированный, ни к развитию, ни к уступкам неспособный, то и социальное положение женщины по адату и шариату было разным.

Женщины, исходя из своих интересов, зачастую лавировали между адатом и шариатом. Иски по вопросам наследства чаще всего подавались и рассматривались на более выгодных условиях шариата или по законам Российской империи. Сосуществование адатов, шариата и российских законов развило практику такой компромиссной формы, как маслагат - миролюбивой сделки, соглашения между сторонами.

Существовали адаты, которые носили покровительственный характер относительно женщин. С одной стороны, обычай выкупа за невесту в виде передачи мужу права собственника несколько подрывал авторитет женщины как полноценного члена общества. С другой стороны, наказание за похищение девушки, защита чести и достоинства женщины, наличие права неприкосновенности со стороны мужчин поднимали авторитет женщин. Если в общественном управлении и в политической жизни женщина участия не принимала, то ее правовая активность была достаточно высока, кроме того, тот факт, что только женщина могла остановить кровную месть между мужчинами, свидетельствует о значительной роли женщины в общественных отношениях данного периода. Отрицательное воздействие шариата на социальное положение женщины состояло не в сохранении привилегированного статуса мужчины, а в определенной степени в усилении сегрегации полов.

Процессу активной социальной адаптации женской части населения препятствовали отсутствие демократических прав и свобод, правовой статус женщин, неграмотность, политическая пассивность женщин и сложившиеся стереотипы в обществе.

Существенное влияние на социальное положение женщины оказали судебно-административные реформы, проведенные российскими властями в 60-х годах XIX в. Положение женщины стало более защищенным. Муж не мог уже безнаказанно убить свою жену даже за те нарушения с ее стороны, за которые прежде по адату он освобождался от всякой ответственности. В целом отношение к северокавказскому исламу со второй половины ХЕХ в. было связано с общей политической парадигмой [13], что внесло значительные изменения в социальный статус женщины.

Литература

1. Магомедов Р.М. Адаты дагестанских горцев как исторический источник. - М., 1960. - С. 2.
2. Мажитова Ж.С. Шариат и/или адат в казахском праве (первая половина

XIX в.) // Исламоведение. - 2015. - Вып. № 3. - С. 25.

3. Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе XIX - начала

XX в. (роль и место в семейной и общественной жизни). - Махачкала: ДНЦ РАН, 2001. -С. 98.

4. Алимова Б.М., Магомедов Д.М. Ботлихцы XIX - начала XX в. Историко-этнографическое исследование. - Махачкала, 1993. - С. 102.
5. Памятники обычного права XVII-XIX вв.: архивные материалы / сост., пре-дисл., примеч. Х.М. Хашаев; отв. ред. Г.А. Даниялов. - Махачкала: ИД «Эпоха», 2007. -С. 152.
6. Коран / пер. И.Ю. Крачковского. 2-е. изд. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. - С. 60-61.
7. Караулов Н.А. Основы мусульманского права // Историческое наследие. -Ставрополь, 1991. - С. 122.
8. Шапсугов Д.Ю., Свечникова Л.Г., Исмаилов М.А. Обычное право, мусульманское право и акты Российского государства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII - первая треть ХХ в.): хрестоматия. - Ростов-на-Дону: Издательство СКАГС, 2008. - С. 129.
9. Дмитриев В.А. Адаты и шариат у кавказских горцев // Россия и Кавказ - прошлое и настоящее. История, обычаи, религия. - СПб.: ЗАО «Журнал «Звезда», 2006. -С. 62.
10. Агларов М. А. Сельская община в нагорном Дагестане в XVII - начале XIX в. (Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса). - М.: Наука, 1988. - С. 108.
11. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Дагестана в XIX - начале XX в. -М.: Наука, 1985. - С. 253.
12. Магомедов К.М. Женщина в исламской рациональной теологии // Исламове-дение. - 2015. - Вып. № 3. - С. 35.
13. Сатушиева Л.Х. Мусульманский вопрос в российской политике на Северном Кавказе (вторая половина ХГХ - начало ХХ в.) // Исламоведение. - 2016. - Вып. № 1. -С. 51.

Поступила в редакцию 11 декабря 2017 г.

UDC 94(470.67) «18» - 055.2: 340.141 DOI: 10.21779/2542-0313- 2017-32-4-13-19

The Legal status of a Daghestani woman in the first half of the XX-th century under adat and sharia: the experience of the comparative analysis

T.Ch. Jabaeva

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, Gadzhiyev st., 43a; tah-mina.dj@mail.ru

The article is devoted to the historical and comparative analysis of the legal norms - adat and sharia, existing in Daghestan during the first half of the XIX century. The author dwells on the aspects of their legitimacy, relevance and value, proceeding from the fact that the comparative analysis gives more grounds to study the application of legal roles and their consequences for the population in general, and women - in particular. The author concludes by saying that the social and legal status of women in that period was ambiguous and had flaws as a result of influence of some customs. The material of adats and sharia norms contain conflicting data. At the same time many of them reflect the ideas of protection, care, guarding women&s virtue and honour. However, some rights and functions of women as full-fledged members of society were violated under these systems.

Received 11 December, 2017

ЖЕНЩИНА woman СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ family relationships АДАТ adat ШАРИАТ sharia СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ social and legal status
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты