Спросить
Войти

РОЛЬ КИЗЛЯРСКИХ КУПЦОВ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В XIX В

Автор: указан в статье

УДК 94(470/571-13-21) "17/18" (075.8) Н.Н. Гарунова

Роль кизлярских купцов в формировании образовательно-культурной среды и благотворительности в контексте развития региона в XIX в.

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а; garunovanina@mail.ru

Статья посвящена истории купечества Кизляра, что является немаловажным для изучения истории Северного Кавказа XIX в., поскольку в силу специфики развития региона купечество играло здесь определяющую роль. Кизлярское купечество, как и во многих губерниях Российской империи, входило в верхние слои местного общества и во многом определяло культурный облик всего городского населения в целом.

Автор обращает внимание на тот факт, что купечество составляло ядро отечественной торгово-промышленной элиты и одновременно оно являлось носителем особой системы ценностей и национальной предпринимательской традиции. Подчеркнут вклад, который купечество внесло в развитие отечественной культуры и благотворительности, игравшей важную роль в развитии системы социального обеспечения в России в указанный период.

Автором выявлены особенности повседневной жизни кизлярского купечества, обусловленные этнокультурной спецификой региона, так как оно было многонациональным.

Особое внимание уделяется тому, что среди наиболее важных составляющих социально-экономического развития Кизлярского уезда наряду с санитарией, жилищным строительством, народным образованием, культурным строительством находится сфера народного здравоохранения. До второй половины Х1Х столетия народное здравоохранение в Кизляре было совершенно не развито и находилось в зачаточном состоянии. Открытие и содержание больниц было актом доброй воли крупных филантропов.

Появление сегодня, спустя сто лет, в нашей стране большого числа предпринимателей и активное развитие рыночных отношений обусловили рост интереса к традиционным представителям подобной сферы деятельности - купеческому сословию, чья профессиональная ориентация на Кизлярщине в XVIII-XIX в. была связана прежде всего с торгово-промышленным развитием конкретного города - Кизляра. Сильное в экономическом отношении и наиболее привилегированное (после дворянства и духовенства) купечество занимало значимое место в хозяйственной и общественной жизни. Купеческое сословие в Кизляре было одним из самых многочисленных. Здесь сформировалась большая купеческая прослойка из представителей самых разных конфессий и национальностей, принимавших активное участие в общественной жизни. В Кизляр-ской управе сохранились записки-обращения к купцам с просьбой о выделении денег даже на изучение заброшенных и разрушенных остатков крепостей в низовьях Терека [1, с. 78; 2, с. 98].

Кизлярское купечество, как и во многих губерниях Российской империи, входило в верхние слои местного общества и во многом определяло культурный облик всего городского населения в целом. Какими идеями и духовными интересами жили купцы, насколько они были образованными и эрудированными, можно отчасти судить по дошедшим до нашего времени архивным документам. Следует обратить внимание на уровень грамотности купечества, а также вклад купцов в развитие культурно-просветительных учреждений на протяжении первой половины XIX в. О степени грамотности купцов можно судить по их росписям в различных ведомостях, коллективных прошениях и, конечно, переписке. И хотя это весьма условный показатель, не позволяющий установить подлинность некоторых подписей, можно с уверенностью говорить, что к середине XIX в. больше половины проживавших в городе владельцев капиталов были грамотными.

Люди с высшим образованием появились среди местных купцов только к концу XIX в. Это было связано как с ростом интереса к природным богатствам края, так и с тем, что для успешного ведения дела стали требоваться более широкие, нежели в прежние годы, естественнонаучные и экономические познания. Некоторые местные богачи стали посылать своих детей за знаниями в столичные вузы и даже за границу. Но так поступали не многие [4]. Большинство же кизлярских купцов еще долгое время предпочитало обучать своих детей дома.

Все же некоторые представители кизлярского купечества, понимая важность общественных образовательных институтов, не только стремились дать достойное образование своим детям, но и вносили посильный вклад в устройство и функционирование различных культурно-просветительных учреждений в своем городе.

Большая часть представителей купеческого сословия участвовала в благотворительной деятельности. Меценатство охватывало самые разные сферы и было весьма велико по масштабам, что позволяет говорить о том, что отечественная буржуазия действительно оказывала заметное влияние на культуру России, ее духовную жизнь. В Кизляре эти факты были не столь крупными, но тем ценнее для нас эти сведения.

Одним из тех, кто активно занимался благотворительной деятельностью на территории Кизлярщины, был владелец первых коньячных заводов в Кизляре Д.З. Сараджев. Он открыл коньячные заводы в Кизляре, Ереване и Тифлисе, а также магазины в Москве и С.-Петербурге. Был известен как крупнейший на Кавказе благотворитель, на его средства десятки молодых людей получили образование в высших и средних учебных заведениях в России и за границей, также он профинансировал строительство Ха-швецкого храма в центре Тбилиси. Делал пожертвования для улучшения жилищных условий железнодорожных рабочих [5, с. 119].

В 1817-1818 годах в Кизляре была открыта первая армянская школа (в некоторых источниках упоминается как духовное училище), в которой преподавал армянский просветитель Г. Хубов. Содержание этого учебного заведения взяли на себя состоятельные кизлярские купцы и армяне-винопромышленники. В 1820 г. по ходатайству попечителя Казанского учебного округа М. Магницкого в Кизляре было открыто училище для армянских юношей, которое в течение длительного времени оставалось одним из главных центров образования на Северо-Восточном Кавказе [6, с. 183].

В Кизляре открывались частные школы, которые содержались за счет средств местных купцов. 14 декабря 1826 г. Яков и Давид Арзановы обратились к Кавказскому начальству с предложением организовать в Кизляре частную школу-пансион. Это предложение было с восторгом принято кизлярцами, которые собрали 7100 рублей на содержание 21 человека мужского пола. Представленный Арзановыми проект состоял из 14 пунктов, в которых оговаривались условия их работы. Предполагалось дать детям разностороннее образование в течение 4-5 лет, при этом цена года обучения при полном пансионе была достаточно высокой (300 рублей). Часть родителей обратились к местным купцам с просьбой выделить недостающие средства [7, л. 6]. Тогда же при школе была организована библиотека, значительная часть книг которой была пожертвована меценатами, в т. ч. и местными купцами. Но порадовала она недолго.

2 июня 1837 г. по ходатайству Эчмиадзинского Синода и с разрешения предводителя Астраханской епархии в Кизляре была открыта школа для обучения детей армянских духовных лиц города и его окрестностей. Деньги для оплаты труда учителей и на другие расходы выделялись меценатами и горожанами в качестве частных пожертвований [8, с. 97].

Одной из важных составляющих социально-экономического развития какого-либо территориального образования наряду с санитарией, жилищным строительством, народным образованием, культурным строительством является сфера народного здравоохранения. До второй половине Х1Х в. народное здравоохранение в России было совершенно не развито и находилось в зачаточном состоянии. Открытие больниц было актом доброй воли крупных филантропов (обычно представителей царствующего дома, аристократии, верхов купечества) или результатом деятельности правительственных учреждений [9, с. 34]. В 1835 г. в Кизляре было только одно благотворительное заведение - городская больница, открытая обществом города для 12 самых бедных граждан. Она содержалась за счет пожертвований меценатов, в т. ч. кизлярских купцов [10, л. 31]. Несмотря на неблагоприятные для здоровья климатические условия, антисанитарию, эпидемии холеры и малярии, по документам, спустя 80 лет в Кизляре к началу ХХ в. «имелась лишь одна больница на 5 коек, содержавшаяся на средства благотворительного общества, а при ней 1 врач и 1 фельдшер» [11, с. 21]. Следует отметить, что в области действовало «общество Красного креста, состоящее под Высочайшем покровительстве его императорского величества государя-императора». В общество входили знатные и обеспеченные люди Кизляра, они в качестве помощи в мае 1889 г. снарядил санитарный отряд из 4-х санитаров, 5 одноколок для перевозки больных и 2 фургонов для доставки продовольствия. Люди, входившие в торговые компании, также активно занимались благотворительностью [12, с. 67].

Таким образом, можно утверждать, что купцы могли не только ставить подпись, но и достаточно неплохо владели навыком письма. К середине XIX в. наметилось две тенденции: с одной стороны, рост престижа высшего образования по европейскому образцу; с другой стороны, сохранение в системе обучения основного места за домашним общением. Некоторые купцы стремились обучить своих детей в первоклассных учебных заведениях, а также жертвовали значительные денежные средства на создание и поддержание различных общественных образовательно-воспитательных учреждений. Тем не менее, еще долгое время в образовании нового поколения купцов основную роль продолжало играть домашнее обучение. Купцы, получившие хорошее образование, более активно занимались благотворительной деятельностью.

В ХХ веке в регионе началась индустриализация. Это был принципиально новый способ экономической деятельности, привнесший в местную жизнь иной тип социальных отношений [13, с. 20].

Формирующийся сегодня у нас в стране обширный пласт собственников не является пока тем социальным слоем, для которого умение и желание жертвовать является нормальным качеством, свойственным образованному и культурному человеку. Главный стимул меценатства находится внутри самого мецената - желание добровольно способствовать развитию общества, науки, высшей школы, культуры и искусства.

Литература

1. «Трехстенный городок» в контексте истории Низовий Терека до XVIII в. // Былые годы. Российский исторический журнал. - 2015. - № 35 (1). - С. 48-54.
2. Описание кордонных постов, станиц и крепостей Кавказской линии укреплений по неопубликованной рукописи И.Ф. Бларамберга (первая половина Х1Х в.) // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. - Т. 30. - Вып. 4. - С. 32-38.
3. Русско-дагестанские отношения в XVIII - начале XIX века. Сб. документов / под ред. проф. В.Г. Гаджиева. - М.: Наука, 1988.
4. Комлева Е.В. Культурно-образовательный уровень красноярского купечества [Электронный ресурс] http://new.hist.asu.ru/ biblio/gorsib/. html (дата обращения: 18.01.2015)
5. Асваров Н.А., Суздальцева И.А. Роль железной дороги в формировании рабочего класса Дагестана на рубеже XIX-XX вв. // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. - Т. 30. - Вып. 4. - С. 119-124.
6. Савинский И. Астраханская епархия (1602-1902 гг.). Вып. 2. - Астрахань, 1905. - С. 183.
7. Государственный архив Ставропольского края (ГАСК) Ф. 79. Оп. 1. Д. 340. Л. 6-7.
8. Гарунова Н.Н. Кизляр в XVIII - 1-й половине XIX в.: проблемы политического, экономического и культурного развития. - Махачкала, 2004.
9. Клычников Ю.Ю., Яновский В.С. Народное здравоохранение в городах Кавказских Минеральных Вод в конце Х1Х - начале ХХ в. // Эколого-экономические проблемы общества в системе ценностей молодежи. - Кизляр, 2009.
10. Иноземцева Е.И., Магомедов Н.А. Характер таможенной политики контрагентов российско-северокавказской торговли в XVII-XVIII вв. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 10-2.
11. Корнилова И.В. История дореволюционной российской провинции на страницах журнала «В мире научных открытий» // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2013. - № 6 (26).
12. Гарунова Н. Н. Торговые компании как важный фактор развития процесса экономической интеграции народов Северо-Восточного Кавказа и России (XVIII -1 пол. XIX в.) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -№ 2. - Краснодар: Наука и образование, 2015. - С. 87-90.
13. Дударев С.Л., Клычников Ю.Ю. Города как пространство социокультурной адаптации населения Северного Кавказа в процессе осуществления российского мо-дернизационного проекта / под ред. С.Н. Ктиторова. - Пятигорск: ПГЛУ, 2014.

Поступила в редакцию 2 декабря 2015 г.

UDC 94(470/571-13-21) "17/18" (075.8)

The role of Kizlyar merchants in the formation of educational-cultural environment, and philanthropy in the context of regional development in the XIX century

N.N. Garunova

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a; garunovanina@mail.ru

The article is devoted to the history of merchant Kizlyar, which is important for studying the history of the North Caucasus of the XIX century. The point is that merchants played a crucial role here because of the specific nature of the regional development. Kizlyar merchantry, as in many provinces of the Russian Empire, was a part of the elite of the local community and in many ways defined the cultural character of the urban population as a whole.

The author draws attention to the fact that the merchantry was the core of the local commercial and industrial elite, and at the same time it was a medium of a particular system of values and national entrepreneurial tradition. It was emphasized that merchantry greatly contributed to the development of national culture and charity that played an important role in the development of the social security system in Russia during that period.

The author points out the peculiarities of Kyslyar merchantry daily routine conditioned by the multinational ethno-cultural specifics of the region.

A special emphasis is placed on the fact that the sphere of public health was among the most important problems of socio-economic development of the Kizlyar district, alongside with the items of sanitation, housing, education, cultural development. Until the second half of the nineteenth century, the national health care in Kizlyar was totally undeveloped and was in its infancy. Opening and maintenance of hospitals was an act of goodwill on the part of notable philanthropists.

Received 2 December, 2015

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ charity КИЗЛЯР kizlyar СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ north caucasus КУПЕЦ merchant ТОРГОВЛЯ trading
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты