Спросить
Войти

СОСТАВЛЯЮЩИЕ БРЕНДИНГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ

Автор: указан в статье

Составляющие брендингового потенциала Республики Крым и перспективы их

развития

The components of the branding potential of the Republic of Crimea and the prospects for

their development

Бахрина Анастасия Александровна

Магистр

Факультет Международных отношений Санкт-Петербургский государственный университет

Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: nasty.bahrina@gmail.com

Bakhrina Anastasiia

Faculty of International Relations St. Petersburg State University Russia, St. Petersburg e-mail: nasty. bahrina@gmail.com

Аннотация.

Данная статья посвящена составляющим брендингового потенциала Республики Крым и перспективам их развития. В начале статьи перечисляются основные характеристики понятий «бренд» и «брендинговый потенциал» и объясняется их значимость для комплексного развития территорий. Далее приводятся составляющие брендингового потенциала Республики Крым с подробным описанием их отличительных особенностей и возможных перспектив развития. В заключении определяется ряд задач, направленных на совершенствование брендингового потенциала как составляющей внешнеполитического имиджа полуострова.

Annotation.

This article is devoted to the components of the branding potential of the Republic of Crimea and the prospects for their development. At the beginning of the article the key features of the concepts "brand" and "branding potential" are listed and their significance for the integrated development of territories is explained. The following are the components of the branding potential of the Republic of Crimea with a detailed description of their distinctive features and possible development prospects. In conclusion, a number of tasks are determined, aimed at improving the branding potential as a component of the political image of the peninsula.

течении последних десятилетий отчетливо прослеживается тенденция становления территориальных образований вполне самостоятельными акторами международных отношений. Современные условия глобализации и повсеместной информатизации увеличили интенсивность и масштабы межгосударственных отношений в области политики, культуры, экономики и прочих сферах, поэтому территории стали нуждаться в имиджевой и репутационной самоидентификации. Бренд территории, в этой связи, становится наиболее действенным инструментом в борьбе за привлечение внешних ресурсов, так как позволяет объединить все конкурентоспособные качества местности в соответствии с ожиданиями и потребностями потенциальных потребителей [1, с. 165].

Понятие «брендинговый потенциал» подразумевает наличие всей совокупности продуктовых, культурных, туристско-событийных и др. брендов, позволяющих определить целевую аудиторию потребителей территории и сформировать стратегию по увеличению ее привлекательности.

Республика Крым представляет собой уникальный объект с точки зрения географического положения, природных богатств и историко-культурного наследия. Исходя из этого, можно выделить следующие категории брендингового потенциала Крыма:

природно -географический; историко -культурный; событийно -туристический.

Природно-географический потенциал обусловлен выгодным расположением полуострова в юго -восточной части Европейского континента и благоприятным климатом на всей его территории. Большая часть принадлежит к зоне умеренного континентального климата, для которого характерно жаркое сухое лето и прохладная влажная зима в то время, как для южного берега - жаркое сухое лето и теплая влажная зима (зона субтропического климата).

Ландшафтное разнообразие Крыма представлено тонкой полосой прибрежных пляжей, сменяемых горной грядой, за которыми тянутся степные местности, а ближе к северу полуострова даже пустынные. Флора фауна крымского полуострова также отличается невероятной уникальностью и многообразием: здесь встречаются около 2500 видов растений, более 300 видов редких птиц, а также 60 видов млекопитающих и более 15 тыс. насекомых, многие из которых произрастают и обитают исключительно в Крыму [13].

Такое сочетание ландшафтов и климата позволяет судить об уникальности крымского воздуха, обладающего целебными свойствами. Именно поэтому еще со времен Российской империи представители российской интеллигенции отправлялись в Крым целью оздоровления, а в Советском Союзе полуостров официально снискал славу «Всесоюзной здравницы». Благодаря сочетанию морского и горно-лесного воздуха крымский полуостров стал отличным курортом, подходящим для лечения респираторных заболеваний, а также проблем с нервной и сердечнососудистой системами. Кроме этого, в Крыму имеются соленые озера и грязевые источники, используемые для лечения суставов, а также подземные источники минеральной воды.

Именно оздоровительный туризм, являясь традиционным направлением отдыха в Крыму, представляется нам одновременно и наиболее перспективным, учитывая целый ряд факторов: во-первых, наличие благоприятных условий и ресурсов, упомянутых нами выше; во-вторых, существовавшая в Советский период репутация полуострова в качестве «Всесоюзной здравницы» - сегодня же данная имиджевая традиция могла бы быть относительно быстро восстановлена; и, в-третьих, популярность этого направления среди иностранных отдыхающих: по словам председателя комитета Госсовета Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексея Черняка, лечебный и культурно-познавательный виды туризма лидируют среди прочих по числу визитов туристов из-за рубежа [4].

точки зрения историко-культурного потенциала значение Крыма невозможно переоценить: крымское наследие представляет собой уникальный синтез различных культур и народов, длившийся веками. В древности (ок. Х в. до н.э.) полуостров населяли многочисленные кочевые племена: тавры, киммерийцы, скифы, сарматы, готы и др., оставившие свой след в истории Крыма. На территории полуострова располагаются древнейшие культурные памятники, принадлежавшие различным этносам и дошедшие до наших дней. Например, наследие скифской культуры - Царский курган (IV в. до н.э.), Золотой курган (Алтын-Оба) (УШ в. до н.э. - V в.); Курган Куль-Оба (III в. до н.э.); а также древнегреческой - античный город Пантикапей (VI в. до н.э. - IV в.) - столица древнего Боспорского царства; Городище Мирмекий (VI в. до н.э. - III в.), Тиритака (VI в. до н.э. - IV в.), Нимфей (VI в. до н.э. - IV в.) и др. [15].

конца Х в. Крым начинает приобретать особое значение для отечественной истории, культурного и духовного развития русского мира: именно в Крыму в древнем Херсонесе в 988 г. принял крещение Святой князь Владимир, а христианская православная вера распространилась оттуда на всю Древнюю Русь [15]. В настоящий

момент объект является историко-археологическим заповедником «Херсонес» и находится под охраной ЮНЕСКО.

Можно с уверенностью сказать, что каждая страница истории России, будь то военно-политические события или события в масштабах культуры и искусства, так или иначе связана с Крымом. Воинская слава России всегда ассоциируется с городом Севастополь, который увековечен в исторической памяти такими событиями, как Крымская (1853-1856 гг.) и Великая Отечественная войны (1941-1945 гг.). Многие творческие свершения в области литературы и искусства были также осуществлены в Крыму: написание А.П. Чеховым своих знаменитейших произведений: «Дама с собачкой», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», рождение многих маринистических шедевров И.К. Айвазовского и поэзии М.А. Волошина. Три крупнейших крымских дворца -Ливадийский, Массандровский и Воронцовский, расположенные на Южном побережье Крыма, в культурно -историческом плане тесно связаны с царской семьей Романовых. Кроме того, Ливадийский дворец - главная южная резиденция российских императоров, приобрел мировую известность благодаря проведению на его территории Ялтинской конференции (1945 г.), где лидеры трех союзных государств обсуждали положения послевоенного устройства.

Рассуждая о составляющих брендингового потенциала Крымского полуострова, стоит также упомянуть древнюю культуру виноделия, уходящую своими корнями во времена античных греков, когда те населяли Крым (ок. VI - IV вв. до н.э.) [5]. Каждый этнос (в особенности греки и генуэзцы), проживающий на территории полуострова, вносил свою лепту в развитие винодельческих традиций и использовал собственные технологии приготовления этого напитка, поэтому уникальность крымской культуры виноделия неоспорима и находится в одном ряду с ведущими европейскими брендами. Кроме этого, Крым считается Родиной русского шампанского виноделия, а его родоначальником - князь Л.С. Голицын, который в 1878 г. основал собственное винодельческое хозяйство в окрестностях г.Судак (ныне поселок Новый Свет) [3].

На сегодняшний день в Крыму насчитывается более десяти крупных производителей вин. Среди них уже упомянутый нами завод шампанских вин «Новый свет», завод марочных вин и коньяков «Коктебель», Инкерманский завод марочных вин, винный завод «Солнечная долина», винный завод «Массандра» и др. Продукция крымской винодельческой промышленности всегда востребована у отдыхающих и местных жителей и является, пожалуй, наиболее популярным сувениром и памятным подарком. Однако, к сожалению, популярность крымских вин не выходит за пределы стран СНГ, хотя по своему качеству оно могло бы составить достойную конкуренцию европейским производителям. Следовательно, брендинговые возможности крымского виноделия исследованы недостаточно и представляются нам особенно перспективными.

И, наконец, событийно-туристический потенциал, все больше набирающий широкую популярность среди туристов. Начиная с 2014 г., Крым становится центром проведения различных международных фестивалей, раскрывающих многоаспектность крымского отдыха. Рассмотрим наиболее знаковые мероприятия, претендующие на то, чтобы стать визитной карточкой полуострова:

Международный фестиваль Koktebel Jazz Party, сделавший курортный поселок Коктебель настоящей «джазовой Меккой» для любителей этого музыкального жанра [9].

Международный фестиваль экстремальных видов спорта «Extreme Крым», вошедший в Топ-3 спортивных фестивалей СНГ и стал лучшим проектом событийного туризма в России [12].

Международный рыцарский фестиваль «Генуэзский шлем», рассчитанный на любителей аутентичных фестивалей. Ежегодно участники мероприятия проводят полномасштабные средневековых рыцарских турниров, изучают военное искусство и традиции средневековья [10].

Ялтинский международный экономический форум (ЯМЭФ), проводимый в этом году (18-19 апреля) уже в пятый раз. Это ежегодное деловое международное мероприятие в экономической сфере, вошедшее в четверку крупнейших экономических форумов России (наряду с Петербургским международным экономическим форумом, Восточным экономическим форумом и Сочинским инвестиционным форумом) [16]. Зарубежными участниками форума в этом году стали представители 89 стран мира: Италии, Франции, Великобритании, Бельгии, Швеции, Польши, Чехии, Латвии, США, Турции, Ирака, Ирана, Китая, Индии, Никарагуа, Украины и др. [11]

Всего на территории полуострова ежегодно проводится около ста фестивалей различной тематики, что свидетельствует о высоких темпах развития событийного туризма в Крыму.

Другим активно развивающимся направлением бренда Крыма является детский отдых на базе Международного детского центра «Артек», где уже по сложившейся в годы Советского Союза традиции проводится работа с талантливыми и одаренными детьми, создаются благоприятные условия для эффективной самореализации детей и формирования у них активной жизненной позиции. Основная миссия, возлагаемая на детский лагерь, закреплена в «Концепции развития Международного детского центра "Артек"» и рассчитана на период до 2020 г. Это - продвижение имиджа Российской Федерации на международной арене как социально ориентированного государства посредством организации полноценного развивающего отдыха и оздоровления детей России и зарубежных стран на основе межкультурного диалога, установления дружбы и взаимопонимания [8].

Примером удачно внедренного в общественное сознание современного бренда полуострова можно считать грандиозный проект по строительству Крымского моста, начатый сразу после воссоединения Крыма с Россией.

Подготовка и строительство моста с самого начала широко освещаются федеральными и региональными СМИ. Более того, проект «Крымский мост» - это еще и целый комплекс мероприятий, в основу которых положена популяризация идеи возвращения Крыма на Родину. Так, в 2017 г. был организован конкурс на лучшее стихотворение и песню о Крымском мосте [7], а ведущие винодельческие хозяйства Крыма и Кубани занимаются производством коллекционного вина «Крымский мост» и планируют его выпуск к концу 2019 г., когда будет запущено железнодорожное движение через Керченский пролив [2].

На сегодняшний день традиционным туристическим направлением Крыма остается пляжный отдых. Такая специализация сложилась отчасти исторически, учитывая советский опыт, отчасти стихийно, когда украинское правительство не предпринимало попыток изучить и развить потенциал полуострова. Однако описанное нами разнообразие культурных, исторических, природно-географических и климатических особенностей региона свидетельствует о его невероятно богатом брендинговом потенциале. В данный момент бренд Крыма находится в активной стадии формирования, поэтому сейчас - самое время для того, чтобы определить наиболее удачные и перспективные направления развития и создать единую, комплексную стратегию по их продвижению.

нашей точки зрения, бренд Крыма и его позиционирование должны базироваться как раз на многоапесктности и разнообразии предоставляемых туристических услуг, что должно лечь в основу будущей программы по развитию внешнеполитического имиджа полуострова. На наш взгляд, данная программа должна охватывать следующие задачи:

Создание высококачественного туристического продукта, способного составить достойную конкуренцию лидерам европейской туристической индустрии.

Всестороннее и комплексное развитие туристического продукта, создание и популяризация новых направлений и маршрутов. Наиболее перспективными, на наш взгляд, являются: культурно -событийный, оздоровительный туризм, экстремальные виды спорта и отдыха, такие как, например, каньонинг, скалолазание, велотуризм, а также винно-гастрономический туризм. Особое внимание следует уделить развитию культурно -этнографического туризма и продвижению в его рамках уже существующих, но малоизвестных маршрутов, таких как «Малый Иерусалим», «Романовы и Крым», «Греческое наследие в Крыму» [6, с. 166].

Продлить период активного курортного сезона и направить усилия на развитие межсезонных туристических объектов [14, с. 5]. Полуостров, благодаря своим природным и климатическим богатствам, располагает всеми возможностями для создания круглогодичного оздоровительного курорта, поэтому важной задачей является создание достаточно количества туристических объектов и предприятий, рассчитанных на беспрерывное функционирование в течении всего календарного года.

С целю реализации предложенных нами задач нужно постепенно повышать уровень комфортности и технологичности объектов инфраструктуры, улучшать качество предоставляемых услуг и совершенствовать систему контроля над сервисом и обслуживанием. Кроме этого, необходимо расширять спектр мероприятий делового характера, направленных на развитие сотрудничества с иностранными партнерами и привлечение капиталов из-за рубежа.

Список используемой литературы:

Бритвина И. Б. Брендинг территории: проблема поиска ценностных оснований / И. Б. Бритвина, Л. Э. Старостова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2014. — № 3 (129). — с. 163-171.

Вино «Крымский мост»: финальный этап производства// Официальный сайт «Крымский мост». URL: https://www.most.life/novosti/novosti/vino-krymskij-most-finalnyj-etap-proizvodstva/ (дата обращения: 17.04.2019).

Завод шампанских вин «Новый свет»// Портал Винный гид Крыма. URL: https://winescrimea.ru/novyj -svet (дата обращения: 26.04.2019).

Иностранцы стремятся в Крым с целью подлечиться// Новый День. URL: https://newdaynews.ru/crimea/654937.html (дата обращения: 02.05.2019).

История виноделия Крыма// Портал Винный гид Крыма. URL: https://winescrimea.ru/istoriya -vinodeliya-kryma (дата обращения: 26.04.2019).

Клименко И. Ю. Особенности формирования туристического имиджа Крыма// Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России. - 2018. - С. 165-168.

Конкурс песен и стихов про Крымский мост «Мы строим мост»// Официальный сайт «Крымский мост». URL: https://www.most.life/konkurs/about/#results-screen (дата обращения: 17.04.2019).

Концепция развития Международного детского центра «Артек»// МДЦ «Артек», 2015 г. URL: https://static.artek.org/static/file/razvitie_vert.pdf (дата обращения: 15.04.2019).

Международный джазовый фестиваль Koktebel Jazz Party// РИА Новости. URL: https://ria.ru/20160826/1475118540.html (дата обращения: 15.04.2019).

Международный Рыцарский Фестиваль «Генуэзский шлем» по праву входит в пятерку лучших рыцарских фестивалей Восточной Европы// Туристический портал Республики Крым. URL: http://www.visitcrimea.guide/news/4139-v-sudake-sostoitsya-traditsionnyj-mezhdunarodnyj-rytsarskij-festival-genuezskij-shlem (дата обращения: 15.04.2019).

На Ялтинской конференции представители зарубежных стран выступили за отмену антироссийских санкций// Сайт Ялтинского международного экономического форума (ЯМЭФ). URL: https://yalta -forum.com/news/na-yaltinskoy-konferentsii-predstaviteli-zarubezhnykh-stran-vystupili-za-otmenu-antirossiyskikh-sank/ (дата обращения: 30.04.2019).

Фестивальный Крым: ТОП-15 событий лета// РИА Новости. URL: https://crimea.ria.ru/society/20180608/1114599594.html (дата обращения: 15.04.2019).

Чем уникальна природа Крыма// Рамблер/Путешествия. URL: https://travel.rambler.ru/news/41265887-chem-unikalna-priroda-kryma/?updated (дата обращения: 24.04.2019).

Чесноков Ю. В. Проблемы и перспективы развития ресурсно-рекреационного потенциала в новых регионах РФ (на примере автономной республики Крым) //Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №. 3. - С. 1-9.

Шарафутдинов В. Крым. Новый вектор развития туризма в России - 2018г. URL: https://studref.com/308408/turizm/krym_novyy_vektor_razvitiya_turizma_v_rossii (дата обращения: 24.04.2019).

ЯМЭФ 2019 - 5-й Ялтинский международный экономический форум// Международный выставочный портал Expoclub.ru. URL: https://expoclub.ru/db/exhibition/view/yamef/ (дата обращения: 30.04.2019).

РЕСПУБЛИКА КРЫМ БРЕНД КРЫМА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМИДЖ ТУРИЗМ republic of crimea crimea brand political image tourism
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты