Спросить
Войти

КАК ЧЕЛОВЕК ПРИРУЧАЛ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Автор: указан в статье

Исторические материалы

к\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

66

Как человек приручал природный газ

Е.Н. Пронин, начальник отдела ООО «Газпром экспорт»

риродныи газ в разных своих проявлениях покорился человеку тысячи лет назад. Вероятно, сначала его использовали в духовных целях. В местах, где газ выходил на поверхность и возгорался по непонятным тогда причинам, древние люди устраивали святилища. Считалось, что эти огни имеют божественное происхождение и являются зримым образом Бога. Один из таких всемирно известных храмов Атешгях (А1ез§аЬ) расположен в Азербайджане на Апшерон-ском полуострове, в 30 км от центра Баку. Он возник в ХУН-ХУШ вв. на месте таких «вечных» неугасимых огней - горящих выходов естественного газа, благодаря чему храм и носит название Атешгях, что означает «Дом огня» или «Место огня».

С древних времен природный газ имеет для человечества не только духовное, но также промышленное и бытовое значение. Наши предки научились использовать его для отопления, приготовления пищи, выварки соли, обжига извести и даже для навигации: факелы горящих газов на побережье Каспийского моря в начале нашей эры служили маяками для моряков. Известно, что в древнем Китае для транспортировки газа от мест выхода на поверхность до потребителя (как мы сказали бы сегодня) строили бамбуковые газопроводы.

Относительно недавно - в XVIII в. - искусственная разновидность природного газа, получаемая из угля, стала применяться для освещения. Этот газ так и называли - светильный. А в середине XIX в. (около 1860 г.), благодаря инженеру Этьену Ле-нуару, газ освоил еще одну сферу: он стал топливом для первых самоходных транспортных средств. Точнее, Ленуар сначала создал первый в мире транспортный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) именно потому, что для него уже было топливо: в то время - светильный газ.

Кстати, ради исторической правды нужно сказать, что этот первый ДВС был скорее водородным, чем метановым. В состав светильного газа входили водород

(до 50 %), метан (около 30 %) и СО (примерно 9 %). Тем не менее первый двигатель был газовым! После доработки Этьен Ленуар установил его на самодвижущуюся повозку, которую он назвал «Гиппомобиль» - предок современного автомобиля. Следовательно, первый автомобиль также был газовым.

Можно обоснованно утверждать, что Ленуар осуществил первый в мире газовый автопробег (который теперь называется «Голубой коридор») из центра Парижа в тогдашний пригород Жуэнвиль-Ле-Пон, что в 12 км от столицы. Это произошло в 60-х гг. XIX в. Франция гордится Этьеном Ленуа-ром. В его честь названы улицы в нескольких городах страны.

Через несколько лет в 1872 г. австрийский инженер Пауль Гейнлейн оснастил модифицированным двигателем Ленуа-ра свой дирижабль. Так природный газ впервые применили в авиации. Длина оболочки дирижабля составляла около 50 м, максимальный диаметр - 9 м, а объем - 2407 м3. Он приводился в движение четырехцилиндровым двигателем Лену-ара на светильном газе мощностью 5 л.с.

Трамвай на газе

«Транспорт на альтернативном топливе» № 5 (53) / 2016 г.

чЧШШШШШШШ

Диаметр винта - 4,75 м, скорость вращения 40 оборотов в минуту. Расход газа составлял

7 м3/ч. В декабре 1872 г. дирижабль развил скорость равную 19 км/ч. Современники отмечали устойчивость и хорошую управляемость дирижабля в безветренную погоду.

Применение газа на железной дороге также началось в конце XIX в. В 1894 г. в Германии и в 1895 г. во Франции успешно эксплуатировались трамваи на светильном газе. В Берлине, Дрездене и Дессау их общий пробег составил около 500 тыс. миль. По официальным немецким данным, эксплуатационные затраты трамвая на светильном газе на милю были в 1,4 раза меньше, чем у электрического, и в 2,2 раза меньше, чем у традиционной конки.

А вот уже в 1896 г. в Великобритании в Блэкпуле (пригород Ливерпуля) началась эксплуатация трамваев на КПГ. Уже тогда англичане отмечали, что газовые трамваи не чадят, работают мягче и тише, чем паровые. Трамвай с полной массой 7 т, оборудованный двухцилиндровым двигателем цикла Отто с искровым зажиганием мощностью 15 л.с., развивал скорость 12... 14 миль/ч, маховик двигателя в движении развивал скорость 260, а на холостом ходу 80 оборотов в минуту. Трамвай был рассчитан на 40 пассажиров в салоне и 24 на открытой верхней площадке. Запас газа на борту был незначительным: его хватало всего на восемь миль. В депо была построена компрессорная станция с подводящим газопроводом. Мощность компрессора составляла

8 л.с., время заправки трамвая газом - менее минуты.

Итак, вторая половина XIX в. - это период рождения природного газа как моторного топлива для автомобильного, воздушного и железнодорожного транспорта.

Этот экскурс был бы незавершенным без истории о начале применения природного газа на водном транспорте. В мае 1982 г. советский журнал «Техника молодежи» писал, что в 1934 г. в целях экономии жидкого и твердого топлива на Московской судостроительной верфи (МСВ) создали газогенераторную установку для серийного тракторного двигателя ЧТЗ-С-60, который использовали также и для опытного катера-газохода. В навигацию 1935 г. несколько газовых судов совершили пробные походы до Горького, а затем и до Ленинграда. Ну чем не «Голубой коридор» на воде?

Газовые суда марки МСВ оказались довольно надежными, простыми по конструкции и в эксплуатации. Началась серийная постройка газогенераторных плавсредств с одним и двумя тракторными двигателями.

К примеру, деревянный катер МСВ-33 с традиционными гребными колесами по мощности силовой установки (120 л. с.) не уступал обычным речным буксирам, но в отличие от них не нуждался в угле или солярке.

Речной буксир с газогенераторной силовой установкой (рис. из «Техники молодежи»): длина 21,7 м; ширина 4,4 м; осадка 0,14 м (нос) и 0,56 м (корма); водоизмещение 28 т; общая мощность двигателей 100 л.с.; экипаж 9 чел.

В 1936 г. по поручению Наркомата водного транспорта Западно-Сибирское речное пароходство построило газогенераторные буксирные катера для работы на Оби. Они были оборудованы газогенератором МСВ-84 с керамической камерой сгорания, холодильником-очистителем газа и сухим фильтром. Рядом с машинным отделением находился бункер объемом 27 м3, вмещавший трехсуточный запас топлива (газогенератор ежечасно поглощал кубометр хвойных чурок). По сравнению с паровыми буксирами силовая установка газоходов оказалась не только значительно легче, но и в два раза экономичнее, а деревянные чурки были намного дешевле солярки и мазута. Эти суда получили широкое распространение, и к 1 января 1941 г. в СССР на газе работал целый флот - 469 (!) газоходов разного назначения. Общая мощность их силовых установок составляла 38 118 л.с.

Можно обоснованно утверждать, что впервые газовое топливо на водных судах в массовом порядке было применено в России!

Говоря о применении газогенераторного транспорта, нельзя не напомнить, что к концу Великой Отечественной войны в СССР таких средств было вдвое больше, чем сегодня в России машин на метане, -200 тыс. газогенераторных автомобилей, тракторов, передвижных электростанций, катеров, мотовозов и других установок.

НП «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты