Спросить
Войти

Генрих Стродс (1925-2012). Очерк жизни и деятельности латышского историка

Автор: указан в статье

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4

DOI 10.18522/0321-3056-2016-4-83-85

Генрих Стродс (1925-2012). Очерк жизни и деятельности латышского историка

В апреле 2016 г. исполнилось четыре года, как ушел из жизни выдающийся советский и латвийский историк Генрих Стродс (Heinrihs Strods). Его без всякого преувеличения можно назвать одним из самых плодотворных ученых-историков Латвийской ССР и Латвии. Стродс опубликовал более 800 научных статей и 32 монографии на латышском, русском, польском, немецком и английском языках1. Он был успешным и востребованным историком как во времена СССР, так и в постсоветский период. До 1991 г. он относил себя к советским исследователям-марксистам, а после распада Советского Союза выступал как историк-националист, что, безусловно, отразилось в его научных трудах.

Стродс родился в 1925 г. в Двиетской волости Латвии в семье крестьян. Раннее знакомство с тяжелым трудом пахарей, по всей видимости, предопределило его дальнейшую специализацию - аграрную историю. Интерес к истории он проявлял, еще когда учился в Двиетской школе и гуманитарной гимназии в Илуксте. Именно тогда он написал свои первые статьи для газеты «Даугавпилский вестник» об истории родного края - Селии2.

С 1945 по 1950 г. он был студентом Латвийского университета. С 1949 г. работает в Центральном музее истории Латвийской ССР. Женитьба на антисоветской активистке в 1950 г. не поставила крест на карьере молодого ученого.

Специализацией Стродс выбрал аграрную историю Латвии XVIII-XIX вв., вопросы генезиса капитализма в деревне и истоки национально -освободительного движения латышей.

В 1953 г. он благополучно защищает диссертацию на тему «Курземские казенные поместья в период распада барщинного хозяйства первой половины XIX века» [1]. Это серьезное исследование развития капитализма на землях Курляндии с опорой на документы помещичьих усадеб остзейского дворянства. Поражает обилие статистического материала, который ученый аккуратно обрабатывает и систематизирует.

С опорой на постулаты марксизма-ленинизма Стродс утверждает, что в землях Курляндии к моменту отмены там крепостного права в 1816-1819 гг. уже произошло разложение феодального способа производства и вовсю развивался капитализм [1, с. 213]. Таким образом, им высказывалось предположение, что отмена крепостного права в этих землях была определена объективно сложившимися экономическими условиями, а не только политической волей императора Александра I. По мнению Стродса, именно новый способ производства и стал причиной формирования национального латышского движения в середине - конце XIX в. Эти выводы историк будет отстаивать в течение всей своей долгой карьеры.

С 1954 по 1970 г. Стродс трудился в Институте истории АН Латвийской ССР, где занимал пост заместителя директора музея по научной работе. Под его руководством проводились этнографические исследования и раскопки в разных уголках Латвии, составлялись пособия по проведению экспедиций вузов ЛССР [2, с. 98-112].

С 1970 по 1982 г. Стродс возглавляет лабораторию истории феодализма Института истории АН ЛССР. На этом посту он проявляет себя как талантливый руководитель и организатор научной деятельности. Его докторская диссертация на тему «Сельскохозяйственная Латвия конца XVIII - середины XIX века» была благосклонно принята диссертационным советом Института истории АН СССР и степень доктора исторических наук была присуждена.

После получения степени доктора наук карьера Стродса идет стремительно вверх: в 1982 г. он стал заведующим кафедрой истории СССР на историческом факультете ЛатвГУ. На этом посту он трудился до 1993 г. Многими современниками отмечались его успехи в организаторской работе на факультете, актуализации учебных программ и привлечении к преподавательской работе лучших историков Латвийской ССР.

В советское время работы Стродса публиковались в журналах союзных республик и СССР, он участвовал в конференциях в Москве, Ленинграде и других крупных городах страны. Его работы получали

1 Список публикаций Стродса доступен на сайте Латвийского университета. URL: http://www.biblioteka.lu.lv/par-biblioteku/izstades/virtualas-izstades/strods/h-stroda-bibliografija/; http://www.lu.lv/fileadmin/user_upload/lu_portal/zinas/Strods_Izstade_izvietotie_ izdevumi.pdf.
2 Селия (Селония, Аугшземе; латыш. Selija, лит. Aukszeme, латгал. Selonia) - одна из пяти культурных областей Латвии. Берет свое название от племени селов, обитавшего в средние века на этой территории.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIIREGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4

положительные отзывы от разных историков, в том числе И.Д. Ковальченко 1, Н.М. Дружинина2, В.К. Яцунского3. Принадлежность к советской школе аграрной истории часто высказывалась и самим Стродсом [3, с. 230-235].

В постсоветской Латвии профессор стал ярым проповедником национализма, занимаясь активной политической агитацией. Начиная с 90 -х гг. ХХ в. тон публикаций резко изменился. Прежде лояльный коммунистической идеологии партийный ученый-атеист [4, с. 125] быстро изменил свои взгляды и стал антисоветским агитатором. Своим пером Стродс стал служить новому Латвийскому государству и клеймить «оккупационную державу СССР», в которой когда-то делал карьеру. До самой смерти профессор читал лекции в Латвийском университете по истории Латвии.

С 1998 по 2012 г. Стродс был главой научно-исследовательской группы Музея оккупации Латвии, являлся руководителем комиссии историков при канцелярии Президента Латвии. Стродс переключился с аграрной истории на исследования широкого спектра от политики до религиоведения.

В своих исследованиях он касается периода «советской оккупации Латвии» [5]: депортации латышей при Сталине [6, с. 130-135], проблем нацистской оккупации Латвии [7], борьбы «лесных братьев» против коммунистов в 1940-1950-е гг. [8]. Не забывает он об этнографии, в 2011 г. издает историю родной Селии [9].

В качестве примера политизированности стоит проанализировать работу Стродса «История католической церкви Латвии 1095-1995» [10], ставшей первой в исторической науке попыткой осмысления 900 лет истории католицизма в этой прибалтийской стране. В ней подробно рассматриваются источники со всей Европы, приводится большое количество статистического материала. Все разделы, кроме относящихся к ХХ в., являются качественным исследованием истории римско -католической церкви в Латвии. Главы по истории ХХ в. не выдерживают никакой критики, явственно просматривается тенденциозность изложения материалов. К примеру, совершенно не отражены противоречия католического духовенства Латвии и президента Латвии К. Улманиса, насаждавшего лютеранство в 1934-1940 гг. [10, с. 234-243]. Освещение советского периода в истории Латвийской католической церкви представлено весьма однобоко, отсутствуют ссылки на советские источники4. Приводятся только факты гонений на веру в СССР, притом, что католическое духовенство довольно активно само сотрудничало с уполномоченным по религиозным делам СССР.

Преклонный возраст не влиял на работоспособность профессора, ему могли позавидовать многие молодые исследователи. Некоторые коллеги по цеху в шутку зачастую называли Стродса «кроликом» за большую «плодовитость». До самого последнего дня он издавал множество книг по истории и этнографии Латвии.

Несмотря на излишнюю политизированность работы в последние годы, нет никаких сомнений в том, что наследие Стродса будет актуальным еще долгие годы для научного сообщества Латвии и сопредельных стран.

Литература

1. Strods H. Kurzemes krona muizas klausu saimniecîbas sairsanas periodâ 19. gs. 1.pusë. Disertâcija vestures zinâtnu kandidâta grâda iegusanai; zin. vaditâjs J. Zutis. Riga, 1953.
2. Стродс Г.П. Полевые этнографические источники в историческом исследовании // Источниковедение отечественной истории. М., 1972.
3. Strods H. Zur Erforschung der baltischen Agrargeschichte vom Ende des 18. bis zur Mitte des 19. Jahrhunderts in den Jahren 1945 - bis 1980 // Forschungen zur Geschichte und internationalen Wirksamkeit der sowjetischen Historiographie. Halle (Saale), 1984.
4. Католицизм в СССР и современность. Вильнюс, 1991.
5. Strods H. PSRS politiskâ cenzura Latvijâ, 1940-1990. 2 dalas. Riga, 2010.
1 Ковальченко Иван Дмитриевич (1923-1995) - видный советский и российский историк, академик АН СССР. Один из основоположников советской школы клиометрии и количественных методов в исторических исследованиях. Основатель Комиссии по применению ЭВМ в исторических исследованиях при Институте истории АН СССР.
2 Дружинин Николай Михайлович (1886-1986) - советский историк, специалист по социально-экономической и политической истории XIX века. Академик АН СССР (1953), лауреат Ленинской и Сталинской премии второй степени.
3 Яцунский Виктор Корнельевич (1893-1966) - российский историк, специалист в области исторической географии и экономической истории России, а также в области генезиса капитализма.
4 ГАРФ Ф. 6991; Latvijas Valtsts Archivs. F.1419, F. 1448.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4

6. Стродс Г.П. Депортация населения Прибалтийских стран в 1949 году // Вопросы истории. 1999. № 9. С. 130-135.
7. Strods H. Zem melnbrünä zobena: Vacijas politika Latvija 1939-1945. Riga, 1994.
8. Strods H. Latvijas nacionalo partizanu kars. 1944-1956. Riga, 1996.
9. Strods H. Selij a senak un tagad. Riga, 2011.
10. Strods H. Latvijas Katolu baznicas vesture, 1095-1995. Riga, 1996.

References

1. Strods H. Kurzemes krona muizas klausu saimniecibas sairsanas periodä 19. gs. 1.puse. Disertacija vestures zinatnu kandidata grada iegüsanai; zin. vaditajs J. Zutis. Riga, 1953.
2. Strods G.P. [Field Ethnographic Sources in Historical Research]. Istochnikovedenie otechestvennoi istorii [Chronology of national history]. Moscow, 1972.
3. Strods H. Zur Erforschung der baltischen Agrargeschichte vom Ende des 18. bis zur Mitte des 19. Jahrhunderts in den Jahren 1945 - bis 1980. Forschungen zur Geschichte und internationalen Wirksamkeit der sowjetischen Historiographie. Halle (Saale), 1984.
4. Katolitsizm v SSSR i sovremennost& [Catholicism in the Soviet Union and Modernity]. Vilnius, 1991.
5. Strods H. PSRSpolitiskä cenzüra Latvijä, 1940-1990. 2 dalas. Riga, 2010.
6. Strods G.P. Deportatsiya naseleniya Pribaltiiskikh stran v 1949 godu [The Deportation of the Baltic Countries Population in 1949]. Voprosy istorii. 1999, no. 9, pp. 130-135.
7. Strods H. Zem melnbrünä zobena: Väcijaspolitika Latvijä 1939-1945. Riga, 1994.
8. Strods H. Latvijas nacionälo partizänu kars. 1944-1956. Riga, 1996.
9. Strods H. Silija senäk un tagad. Riga, 2011.
10. Strods H. Latvijas Katolu baznicas vesture, 1095-1995. Riga, 1996.

С.Г. Извеков,

соискатель кафедры новейшей истории России факультета истории, политологии и права Московского государственного областного

университета

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты