ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4
DOI 10.18522/0321-3056-2016-4-83-85
Генрих Стродс (1925-2012). Очерк жизни и деятельности латышского историка
В апреле 2016 г. исполнилось четыре года, как ушел из жизни выдающийся советский и латвийский историк Генрих Стродс (Heinrihs Strods). Его без всякого преувеличения можно назвать одним из самых плодотворных ученых-историков Латвийской ССР и Латвии. Стродс опубликовал более 800 научных статей и 32 монографии на латышском, русском, польском, немецком и английском языках1. Он был успешным и востребованным историком как во времена СССР, так и в постсоветский период. До 1991 г. он относил себя к советским исследователям-марксистам, а после распада Советского Союза выступал как историк-националист, что, безусловно, отразилось в его научных трудах.
Стродс родился в 1925 г. в Двиетской волости Латвии в семье крестьян. Раннее знакомство с тяжелым трудом пахарей, по всей видимости, предопределило его дальнейшую специализацию - аграрную историю. Интерес к истории он проявлял, еще когда учился в Двиетской школе и гуманитарной гимназии в Илуксте. Именно тогда он написал свои первые статьи для газеты «Даугавпилский вестник» об истории родного края - Селии2.
С 1945 по 1950 г. он был студентом Латвийского университета. С 1949 г. работает в Центральном музее истории Латвийской ССР. Женитьба на антисоветской активистке в 1950 г. не поставила крест на карьере молодого ученого.
Специализацией Стродс выбрал аграрную историю Латвии XVIII-XIX вв., вопросы генезиса капитализма в деревне и истоки национально -освободительного движения латышей.
В 1953 г. он благополучно защищает диссертацию на тему «Курземские казенные поместья в период распада барщинного хозяйства первой половины XIX века» [1]. Это серьезное исследование развития капитализма на землях Курляндии с опорой на документы помещичьих усадеб остзейского дворянства. Поражает обилие статистического материала, который ученый аккуратно обрабатывает и систематизирует.
С опорой на постулаты марксизма-ленинизма Стродс утверждает, что в землях Курляндии к моменту отмены там крепостного права в 1816-1819 гг. уже произошло разложение феодального способа производства и вовсю развивался капитализм [1, с. 213]. Таким образом, им высказывалось предположение, что отмена крепостного права в этих землях была определена объективно сложившимися экономическими условиями, а не только политической волей императора Александра I. По мнению Стродса, именно новый способ производства и стал причиной формирования национального латышского движения в середине - конце XIX в. Эти выводы историк будет отстаивать в течение всей своей долгой карьеры.
С 1954 по 1970 г. Стродс трудился в Институте истории АН Латвийской ССР, где занимал пост заместителя директора музея по научной работе. Под его руководством проводились этнографические исследования и раскопки в разных уголках Латвии, составлялись пособия по проведению экспедиций вузов ЛССР [2, с. 98-112].
С 1970 по 1982 г. Стродс возглавляет лабораторию истории феодализма Института истории АН ЛССР. На этом посту он проявляет себя как талантливый руководитель и организатор научной деятельности. Его докторская диссертация на тему «Сельскохозяйственная Латвия конца XVIII - середины XIX века» была благосклонно принята диссертационным советом Института истории АН СССР и степень доктора исторических наук была присуждена.
После получения степени доктора наук карьера Стродса идет стремительно вверх: в 1982 г. он стал заведующим кафедрой истории СССР на историческом факультете ЛатвГУ. На этом посту он трудился до 1993 г. Многими современниками отмечались его успехи в организаторской работе на факультете, актуализации учебных программ и привлечении к преподавательской работе лучших историков Латвийской ССР.
В советское время работы Стродса публиковались в журналах союзных республик и СССР, он участвовал в конференциях в Москве, Ленинграде и других крупных городах страны. Его работы получали
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIIREGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4
положительные отзывы от разных историков, в том числе И.Д. Ковальченко 1, Н.М. Дружинина2, В.К. Яцунского3. Принадлежность к советской школе аграрной истории часто высказывалась и самим Стродсом [3, с. 230-235].
В постсоветской Латвии профессор стал ярым проповедником национализма, занимаясь активной политической агитацией. Начиная с 90 -х гг. ХХ в. тон публикаций резко изменился. Прежде лояльный коммунистической идеологии партийный ученый-атеист [4, с. 125] быстро изменил свои взгляды и стал антисоветским агитатором. Своим пером Стродс стал служить новому Латвийскому государству и клеймить «оккупационную державу СССР», в которой когда-то делал карьеру. До самой смерти профессор читал лекции в Латвийском университете по истории Латвии.
С 1998 по 2012 г. Стродс был главой научно-исследовательской группы Музея оккупации Латвии, являлся руководителем комиссии историков при канцелярии Президента Латвии. Стродс переключился с аграрной истории на исследования широкого спектра от политики до религиоведения.
В своих исследованиях он касается периода «советской оккупации Латвии» [5]: депортации латышей при Сталине [6, с. 130-135], проблем нацистской оккупации Латвии [7], борьбы «лесных братьев» против коммунистов в 1940-1950-е гг. [8]. Не забывает он об этнографии, в 2011 г. издает историю родной Селии [9].
В качестве примера политизированности стоит проанализировать работу Стродса «История католической церкви Латвии 1095-1995» [10], ставшей первой в исторической науке попыткой осмысления 900 лет истории католицизма в этой прибалтийской стране. В ней подробно рассматриваются источники со всей Европы, приводится большое количество статистического материала. Все разделы, кроме относящихся к ХХ в., являются качественным исследованием истории римско -католической церкви в Латвии. Главы по истории ХХ в. не выдерживают никакой критики, явственно просматривается тенденциозность изложения материалов. К примеру, совершенно не отражены противоречия католического духовенства Латвии и президента Латвии К. Улманиса, насаждавшего лютеранство в 1934-1940 гг. [10, с. 234-243]. Освещение советского периода в истории Латвийской католической церкви представлено весьма однобоко, отсутствуют ссылки на советские источники4. Приводятся только факты гонений на веру в СССР, притом, что католическое духовенство довольно активно само сотрудничало с уполномоченным по религиозным делам СССР.
Преклонный возраст не влиял на работоспособность профессора, ему могли позавидовать многие молодые исследователи. Некоторые коллеги по цеху в шутку зачастую называли Стродса «кроликом» за большую «плодовитость». До самого последнего дня он издавал множество книг по истории и этнографии Латвии.
Несмотря на излишнюю политизированность работы в последние годы, нет никаких сомнений в том, что наследие Стродса будет актуальным еще долгие годы для научного сообщества Латвии и сопредельных стран.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4
References
С.Г. Извеков,
соискатель кафедры новейшей истории России факультета истории, политологии и права Московского государственного областного
университета