Спросить
Войти

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ

Автор: Аникеева Наталья Васильевна

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК: ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ

IMPLEMENTATION OF THE MAIN PROVISIONS FOR THE RESTORATION OF THE NATURAL PROPERTIES OF AGRICULTURAL

Аникеева Наталья Васильевна

кандидат с/х. наук, доцент, кафедра «Экономика и предпринимательство», Волгоградский государственный технический университет

Anikeeva Natalya Vasilievna

agricultural candidate. Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Entrepreneurship, Volgograd State Technical University

Аннотация

Инновации - это оплот конкурентоспособности предприятий АПК. Изучение научной литературы и финансовое состояние предприятий АПК раскрыло пробелы в оценки их инвестиционности, что препятствует выбору направлений инвестиционных средств. Результаты могут помочь решить инновационные проблемы.

Annotation

Innovation is a bastion of competitiveness of agricultural enterprises. A study of the scientific literature and the financial condition of agricultural enterprises revealed gaps in assessing their investment potential, which impedes the choice of areas of investment funds. Results can help solve innovative problems.

DOI:10.24411/2588-0209-2020-10150

агропромышленный комплекс, подходы реализации инновационной стратегии.

Введение. Повышения конкурентоспособности предприятия АПК и обеспечения его финансовой устойчивости обуславливается степенью инновационности. Разработка научно-обоснованных подходов к оценке инновационности предприятия, как эффективного инструмента управления конкурентоспособностью предприятий АПК, является важнейшей научной задачей на сегодняшний день, что и определяет актуальность проведенных исследований.

Мониторинг научных трудов по стратегическому развитию АПК показали, что в них отсутствует целостная методология инновационного развития деятельности хозяйствующих структур на основе современной эволюционной парадигмы маркетинга. На восполнение этого пробела и были направлены наши исследования. По нашему мнению, современная оценка инновационности предприятия АПК должен рассматривается как методологический, инструментальный и информационный инструмент управления субъектов АПК.

Цель проведенных исследований - разработка теоретических и методологических аспектов инновационной стратегии маркетинга, как эффективного инструмента управления для принятия адекватных управленческих решений участниками российского рынка АПК на всех уровнях управления в условиях экономической нестабильности мировой экономики.

Инновационное развитие экономики России неразрывно связано с повышением конкурентоспособности отечественных предприятий АПК, насыщением потребительского рынка товарами и услугами высокого качества. Полученные результаты могут быть использованы в разработках механизма управления конкурентоспособностью предприятий агропромышленного комплекса [1].

Методология. Методология исследования включает применение ситуационного, экономико-математического моделирования, системного проектирования, экспертных оценок, структурно-функционального моделирования и др. Также в работе применены методы сопоставления траектории развития социально-экономических систем.

Экспериментальная база. Материалами для исследований послужили официальные нормативно-справочные, статистические материалы, публикуемые Федеральной службой государственной статистики данных АПК, материалы отраслевых и международных конференций, касающиеся современного развития АПК в РФ и за рубежом, а также сведения Федерального агентства науки и инноваций, научные отчёты Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ), Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), сети Интернет, отчеты АПК РФ и Волгоградской области.

Ход исследования. Сначала были систематизированы методологические положения формирования инновационного механизма управления экономики на основе эволюции парадигм, и оценки требований участников современного рынка к организации инновационности, обеспечивающие поддержание конкурентоспособности в хозяйствующих субъектов АПК по отраслям.

Далее на основании проведенных исследований был разработан метод оценки степени инновационности предприятия АПК на основе показателей конкурентоспособности ее продукции. Это дало возможность разработать методические рекомендации по усилению инновационного процесса и стратегического прогнозирования развития предприятия.

Реализация инновационной стратегии обуславливает разработку оценки инновационности предприятия. Степень оценки инновационности предприятия определяет приоритетность инвестирования средств. Инновационность предприятий АПК может быть оценена системой показателей (табл.1).

Таблица 1 - Индикатор инновационности предприятий АПК

Критерии Диапазон оценок

низкая средняя высокая

1.Качество < 2 от 2 до 4 >4

продукции,%

2.Степень новизны < 10 >10 >20

ассортимента,%

З.Затратоемкость > прямого конкурента = прямому < прямого конкурента

продукции конкуренту

4.Доля на рынке,% < 30 от 30 до 40 >40
5.Дифференциация < 15 от 15до 20 >20

цен,%

б.Логистические < 5 от 5до 13 >13

возможности

Для оценки инновационности предприятия, необходимо в первую очередь определить качество продукции. Это комплексный показатель, который определяется степенью удовлетворенности потребителем качеством продукции предприятия путем анкетирования и по степени спроса на продукцию оцениваемого предприятия. Этот показатель рассчитывается как соотношение потребителей довольных качеством продукции предприятия к их общему числу. Для этого периодически проводятся опросы потребителей, по результатам которых и определяется указанная характеристика. Следующим параметром, по которому оценивается качество продукции предприятия, является степень соответствия его продукции эталонам качества аналогичным товарам, выбранными экспертами и реализуемые на данном рынке. Соотношение количества товаров, соответствующих указанным эталонам ко всей продукции предприятия служит оценкой данного параметра. Темп роста спроса на продукцию предприятия также отражает потребительские требования к качеству этой продукции. Он рассчитывается как средневзвешенное значение темпов роста спроса на данном рынке на отдельные товары, выпускаемые предприятием с учетом их экономического веса в общем объеме ее продукции.

Следующим критерием, по которому оценивается инновационность предприятия, является степень новизны ассортимента. Этот показатель отражает интенсивность реализации инновационных программ. Появление в перечни производимых продуктов предприятия новых изделий способствует привлечению более широкого круга потребителей. Он также характеризует предприятие, как способное удовлетворять через свою продукцию новые изменившиеся потребности. Соотношение количества новых видов товаров ко всему ассортименту отражает степень обновления выпускаемой продукции. По нашим исследованиям, чем выше степень новизны ассортимента производимой продукции, тем выше оценка инновационности.

Показатель затратоемкости продукции отражает уровень издержек в сравнении с конкурентами. Если этот показатель ниже затрат конкурентов, выпускающие аналогичную продукцию, то это свидетельствует о том, что на оцениваемом предприятии эффективно реализуется инновационная программа, используются затратосберегающие технологии.

Показатель рыночной доли продукции предприятия на рынке дает оценку рыночного положения товара относительно занимаемой доли товаров приоритетных конкурентов, которые определяются по объему продаж на данном сегменте по каждому виду продукции.

Одним из показателей, характеризующих использование логистических возможностей предприятия, а, следовательно, и его инновационность, определяется размером и динамикой за последние три года хозяйствования предприятия полученной прибыли. Инновационная стратегия успешно реализуется только при согласованности действий с логистическими возможностями, которые подтверждаются размером и динамикой полученной прибыли компании.

Наконец последним из критериев степени оценки инновационности предприятия предлагается использовать дифференциацию цен, а именно по времени, например, межсезонные скидки и по группам потребителей, где можно стимулировать спрос на льготных условиях (например, использовать прогрессивные скидки).

Далее был проведен анализ показателей инновационного развития АПК РФ и регионального агропромышленного комплекса Волгоградской области.

На основании проведенного обзора зарубежной и отечественной литературы, а также анализа данных современного состояния АПК РФ и Волгоградской области было установлено, что применяемый на практике механизм управления АПК имеет пробелы, что негативно отражается на его работе [4,5].

Результаты и обсуждение. В достижении конкурентоспособности продукции АПК и выхода на мировой рынок успешная реализация инновационной стратегии является оплотом долгосрочного развития предприятия. Инновации позволяют увеличить объемы производства, повысить производительность труда, снизить затраты на производства и сбыт продукции, повлиять на рыночные цены [3].

Мониторинг статистических данных развития АПК РФ показал, что на сегодняшний день передовыми технологиями и средствами труда оснащены только 1,5 % крупные аграрные предприятия и менее 0,5 % фермерские хозяйства. В мировом рейтинге, который публикует ежегодно ВЭФ (всемирный экономический форум) наша страна в 2019 году заняла 21 место по количеству запатентованных изобретений, но только 40% из ежегодных разработок были внедрены на производстве. Отсутствие

научно-производственных связей между бизнесом и наукой в АПК России приводит к потерям продукции, как в количественном измерении, так и в качественном.

Ключевыми проблемами слабого инновационного развития АПК РФ является недостаточная активность инвестиционной деятельности, слабая государственная поддержка как НИР, так и предприятий АПК, наличие барьеров по сокращению сроков внедрения научных достижений в практику [2].

В настоящее время в России действует инновационная система переходного типа, в которой сочетаются элементы старой, административно-командной и новой инновационной системы, характерной для рыночных экономик. Характерные особенности деятельности предприятий АПК не дают возможность определить четких направлений инвестиций. В связи с этим фактом, для управления инновационным развитием предприятий АПК необходимо разработать объективные критерии оценки инновационности предприятия. Для оценки «инновационности» хозяйствующего субъекта исследованы и выявлены типовые признаки: качество продукции, степень новизны ассортимента, затратоемкостью продукции, дифференциация цен, логистические возможности предприятия. Предлагаемая оценка инновационности предприятия АПК исходят из перспектив развития самого субъекта и ее продукции, а также дает возможность быстро и надежно оценить финансовое положение на рынке, что и определит приоритетность инвестирования средств.

Характерные черты системы агропромышленного производства указывают на сложность инновационного процесса и обуславливаются разнообразием подходов и методов реализации инновационной политики АПК [1,4].

Формирование современного механизма управления инновационной деятельностью в сельском хозяйстве предполагает учет множества различных обстоятельств и, прежде всего, наличие комплексного подхода к использованию его объективных закономерностей, целевую ориентацию производства, выявление и блокирование механизмов отделения прогрессивных новаций производством.

Государство принимает меры по активизации инновационного процесса АПК. Так аграрии Волгоградской области на приобретении техники воспользовались программой социально-экономического развития Российской Федерации на период 2024 года, которая предусматривает скидку, если техника покупается до основного сельскохозяйственного сезона1. В настоящее время Волгоградские аграрии планируют расширить структуру экспорта, т.е. экспортировать не только сырье, но и расширить ассортимент готовой продукции. Для достижения этой цели за последние пять лет было введено в севооборот более 300 тыс.га., в том числе 80 тыс. га. в 2018 году. Это позволит нарастить выход продукции на экспорт в 3 раза, т.е. с 178$ млн.долл. до 350$ млн.долл.

Инновационная деятельность АПК - это совокупность действий по созданию нового или усовершенствованного продукта и организации его производства на основе использования результатов научных исследований и разработок или производственного опыта, последовательно осуществляемых [3].

1 Постановление Правительства Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. N 681-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/24703737/#ixzz4V4kuNUPn

К числу важнейших форм активизации инновационной деятельности в аграрной сфере относятся:

• создание новых институционных структур и законодательные условия по созданию рынка интеллектуальной собственности. На основе правовой защиты инвестировать интеллектуальную деятельность субъектов этой сферы;

• государственные выплаты в форме кредитов, субсидий могут стимулировать работу высокотехнологичного производства различных форм собственности АПК, а также активизировать деятельность инвесторов, занимающиеся развитием рынка инноваций;

• изменение условий налоговых выплат предприятиям, занимающихся производством наукоемкой продукцией и продвижением ее на рынок привлечет субъектов АПК независимо от их форм собственности и видов финансирования по реализации инновационной политики;

• установление внешних связей в форме создания совместных предприятий по выпуску и реализации наукоемкой продукции позволит отечественным производителям агропродукции конкурировать на международном рынке и представлять инновационные достижения аграрного сектора.

Предложенные формы реализации инновационной политики носят общий характер для всех отраслей АПК. Они охватывают весь инновационный процесс от создания инновационного продукта до его освоения на производстве. Но все эти формы обусловлены готовностью организации к инновационному процессу. Выявление особенностей характера производства по отраслям дает возможность обосновать преимущественные направления по вложению инвестиций.

Выводы. Процесс активизации инновационного развития предприятий АПК наталкивается на отсутствие механизма обоснованности принятия решений и оценки их последствий. Для управления инновационным развитием предприятий АПК в современных условиях необходимо исследовать теоретические и методические основы моделирования и прогнозирования их инновационной деятельности. Слабая структурированность объектов количественных оценок в экономике инновационной деятельности и недостаток методик их анализа затрудняют обоснование управленческих решений, которые во многих случаях основываются на интуитивных предпосылках, а не на объективных критериях оценки. Предлагаемая методика оценки степени инввестиционности предприятия способствует определению приоритетности инвестирования средств и принятию обусловленных финансово-хозяйственных решений. Инновационность организации - степень обеспеченности научными технологиями и средствами производства на основе оценочных признаков, обеспечивающие долгосрочные перспективы развития предприятия АПК в позиционируемых сегментах рынка.

Управление инновационным развитием предприятий АПК направлено на улучшение качества производимой продукции, снижение затрат, увеличение объема продаж, рентабельности производства, развитие и модернизацию агропромышленного комплекса в целом.

Библиографический список

1. Аникеева Н.В. Маркетинговые инновации на промышленном предприятии в условиях нестабильности/ Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2015. - Вып. 3. - С 43-46.
2. Аникеева Н.В. Региональный аспект развития пищевой и перерабатывающей промышленности: инновационный подход / Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Том 7, № 1В. С. 67-334
3. Аникеева Н.В. Функционирование предприятий АПК России в условиях нестабильности // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 6. - C. 157-167.
4. Джолдасбаева Г.К. Инновация как основной фактор повышения эффективности производства /Г.К. Джолдасбаева.- М.: Бизнес Путеводитель, 2015. - 363 с.
5.Данкверт С., Лавровский В. Государственная поддержка агропроизводства в Канаде // АПК: экономика, управление. 2012. № 3. С. 54—62.

Bibliograficheskii spisok

1. Anikeeva N.V. Marketingovye innovatsii na promyshlennom predpriyatii v usloviyakh nestabil&nosti/ Vestnik Altaiskoi akademii ehkonomiki i prava. - 2015. - Vyp. 3. - C. 43-46.
2. Anikeeva N.V. Regional&nyi aspekt razvitiya pishchevoi i pererabatyvayushchei promyshlennosti: innovatsionnyi podkhod / Ehkonomika: vchera, segodnya, zavtra. 2017. Tom 7, № 1V. S. 67-334
3. Anikeeva N.V. Funktsionirovanie predpriyatii APK Rossii v usloviyakh nestabil&nosti // Ehkonomika: vchera, segodnya, zavtra. - 2016. - № 6. - C. 157-167.
4. Dzholdasbaeva G.K. Innovatsiya kak osnovnoi faktor povysheniya ehffektivnosti proizvodstva /G.K. Dzholdasbaeva.- M.: Biznes Putevoditel&, 2015. - 363 s.
5.Dankvert S., Lavrovskii V. Gosudarstvennaya podderzhka agroproizvodstva v Kanade // APK: ehkonomika, upravlenie. 2012. № 3. S. 54—62.
агропромышленный комплекс механизм инновационного развития АПК оценки инвестиционности предприятия методологический инструментальный и информационный инструмент управления субъектов АПК инновационная стратегия Волгоградский агропромышленный комплекс подходы реализации инновационной стратегии. agroindustrial complex mechanism for the innovative development of the agro-industrial complex
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты